Может сирота встать в очередь на квартиру после 23 лет?

Как можно получить жилье детям-сиротам после 23 лет?

Здравствуйте меня зовут Сергей. Я к вам таким вопросам. Мне щас 27 лет. Без родителей остался 2000года . В списке на получение жилья я не состою.. и могу ли я щас получить жилье?! Есть ли какие то шансы на это?

Добрый день! Я являюсь сиротой. Мать лешили родительских прав. Отца не было с рождения. Воспитывалась бабушкой. На очередь меня никто не ставил я об этом ничего не знала. Сейчас мне 31 я замужем живу с мужем и детьми с служебном жилье. Муж .

Верховный Суд РФ допускает возможность внеочередного предоставления жилья сироте после 23 лет

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Таганрог)

Мне 26 лет, я сирота, за незнанием законов своевременно не обратилась в органы опеки для постановки на жилье. Сейчас обратилась и они говорят – делайте запросы в БТИ и Юстицию – нет ли у лишенных прав родителей жилья. Хотя за мной никакое жилье не числиться, я прописана в деревне в доме без документов и не пригодного для жилья. 1,5 года назад уехала в город с дочкой, работаю, снимаю жилье, дочка в сентябре пойдет в 1 класс. Могу ли я рассчитывать на помощь государства?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Альфии (г. Самара)

Мой знакомый стал сиротой в 13 лет, а о том что ему положено предоставление жилья узнал в 27 лет. Он обратился в администрацию по месту прописки, где ему сказали собрать определенные документы. Однако, после того, как он привез все нужные документы, у него их принимать не стали, сославшись на возраст. Однако, когда он попросил их написать отказную, чтобы обратиться в прокуратуру, они не стали этого делать и сказали, что он должен был встать на рег. учет по месту рождения. Но я узнала, что если не имеется закрепленного за ним жилого помещения, то ему должны предоставить жилье по месту жительства. Посоветуйте, пожалуйста, что делать и куда обратиться?

Вопрос от читателя Клерк.Ру Сергей (г. Новосибирск)

Имею ли я право на получения жилья, как сирота в 26 лет? Я не знал, что только до 23 лет надо вставать на учет. Я в 24 года пришел и мне отказали! Я живу на койке место, но по праву, как сироте, мне должны предоставить отдельное жилье. Как мне быть?

Мне на почту приходят много писем от граждан, достигших возраста 23 года, которые своевременно не были обеспечены жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Разъясняю действующее законодательство и судебную практику.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет).

23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.

Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.

Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О).

В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет.

В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права.

Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст.

При этом, безусловно, такое лицо должно нуждаться в жилье на момент вынесения судебного решения и промежуток времени с момента достижения 23 лет и обращения в суд не слишком большой. В основе изложенной практики лежит, если честно, не нормы права (нормы закона), а некая «вселенская справедливость». Благо, что суд руководствуется не только законом, но и справедливостью.

Получить персональную консультацию Евгения Гаврилова в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Имею ли я право на получения жилья, как сирота в 26 лет? Я не знал, что только до 23 лет надо вставать на учет. Я в 24 года пришел и мне отказали! Я живу на койке место, но по праву, как сироте, мне должны предоставить отдельное жилье. Как мне быть?

Жилье сиротам после 23 лет по новому закону

  • проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
  • несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
  • проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
  • непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
  • наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.

Получение жилья для сирот старше 23 лет

Права детей сирот на получение жилья после 23 лет отстоять очень сложно, потому что законодательно установлено, что встать в очередь за получением жилья они должны до достижения этого возраста. Какие особенности существуют в процедуре и есть ли какая-то возможность обзавестись собственной квартирой уже в более старшем возрасте? Об этом и поговорим сегодня.

В Семейном кодексе РФ написано, что сиротой является ребенок без попечительского обеспечения. Примечательно, что сиротами часто называют себя и люди, уже во взрослом возрасте потерявшие родителей. По закону к числу детей-сирот они не относятся. Принципиально важно, чтобы ребенок:


То есть если вы после 23 лет решите встать на очередь на квартиру-то в Жилищном департаменте вам могут отказать в постановке на очередь. Но вы можете обратиться в суд. Если суд вынесет положительное решение по вашему делу-то с решением суда вы снова сможете обратиться в департамент и вас поставят на очередь. Уже есть много случаев, когда по решению суда- лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей-ставили на очередь после 23 лет, по решению суда.

Порядок предоставления

Квартиры выдаются сиротам в социальный найм. Полученную площадь нельзя оформить на себя или передать третьему лицу. Соглашения заключаются на 5 лет, после истечения которых можно оформить квартиру в бессрочное пользование.


Поправки в закон лишили сирот возможности получать жилье без очереди. Чтобы после наступления 18 лет обрести помещение быстрее, надо подавать заявление с 14 лет.

Какие нужны документы

Для заявления о своем праве на квартиру потребуется приготовить пакет документ, в который входит:

  • гражданский паспорт;
  • справка из детского дома с указанием времени нахождения там;
  • справка из органов опеки о присвоении статуса сироты;
  • справка из ЕГРП об отсутствии жилья в собственности;
  • справка с места учебы или работы;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей.

Перечисленные документы подаются вместе с заявлением. Оно составляется в свободной форме, но должно быть написано грамотным русским языком. По месту подачи документов обязательно есть образец, на который следует ориентироваться.

Срок рассмотрения заявления составляет 10 календарных дней. По результатам выдается справка о постановке в очередь или отказ. Второй вариант возможен по нескольким причинам:

  • неправильно оформленное заявление;
  • отсутствуют запрашиваемые документы;
  • указана не вся информация;
  • в заявлении указаны противоречивые или недостоверные сведения.

Заявитель может устранить ошибки и вновь обратиться в органы опеки.

Если у сироты есть прописка, то есть фактически присутствует место для проживания, но вселение невозможно по указанным выше причинам, то заявлять о своем праве придется через суд. Потребуется доказать, что квартира непригодна для проживания. Для этого используются документы:

  • справка о зарегистрированных лицах, что указывает на проживание биологических родителей сироты;
  • заключение комиссии о несоответствие в квартире норм санитарии;
  • справка из медицинского учреждения о болезни человека, проживающего в квартире.

Только в случае положительного решения суда можно обращаться в органы опеки, но уже с постановлением.

При обращении в суд сроки рассмотрения заявления увеличиваются и достигают 30 дней.

Заявитель может устранить ошибки и вновь обратиться в органы опеки.

3. Какие документы понадобятся для ребенка, являющегося нанимателем или собственником жилого помещения?

Для включения в список понадобятся следующие документы:

  • заявление об установлении факта невозможности проживания в нынешнем жилом помещении;
  • документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания законного представителя ребенка-сироты);
  • документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет);
  • акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения об установлении контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния ранее занимаемого жилого помещения;
  • документ, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот ранее занимаемым жилым помещением (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве собственности на жилое помещение);
  • жилищный документ, содержащий сведения о лицах, проживающих на законных основаниях совместно с ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, включая лиц, временно отсутствующих в жилом помещении, но имеющих право пользования (владения) жилым помещением.
Читайте также:  Что следует учесть при продаже квартиры в рассрочку?

Кроме того, вам понадобится один из документов , подтверждающих факт невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

Документы, необходимые для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нужно подавать в районный отдел социальной защиты по месту проживания ребенка.

Нуждаемость в жилье

Нуждаемость в жилье – еще один неотъемлемый фактор для получения своей квартиры по программе для детей-сирот. Под этим понятием может пониматься, что:

  1. человек не имеет недвижимости в собственности и не является собственником социальной недвижимости, выданной ему по договору социального найма;
  2. место для проживания у соискателя имеется, но проживать в нем невозможно.

Если с первым пунктом все ясно, то определить возможность или невозможность проживания в квартире человеку самостоятельно сложно. Проверяет жилье специальная комиссия. Право на получение нового места проживания дается ребенку-сироте в следующих случаях:

  • ему приходится проживать на одной территории совместно с родителями, которые ранее были лишены родительских прав;
  • жилье непригодно для проживания из-за аварийного состояния или антисанитарных норм.

В этих двух случаях наличие жилья во внимание не берется – ребенок-сирота претендует на собственную квартиру наравне с остальными участниками программы.

  1. Человек, будучи еще ребенком-сиротой встал в очередь на получение жилья. На момент достижения им 23 лет его время еще не подошло, и квартира выдана не была. Может ли он получить жилье после этого? Да, законодательство никак не ограничивает максимальный возраст получения квартиры при условии нахождения человека в очереди. Однако право это может быть утеряно, если нуждаемость в своем жилье отпадет. Другими словами, покупка собственной квартиры лишит сироту права на получение соответствующей поддержки со стороны государства.
  2. До достижения 23 лет человек в очередь на получение квартиры не встал. Такое случается довольно часто, так как многие сироты о своих правах не знают. Но это основанием для продления максимального возраста не является. Получается, что в момент достижения 23 лет человек теряет право на получение жилья, если в очереди он не стоит. Однако возможность оформить квартиру все же имеется. Речь идет о веских причинах, по которым сделать этого раньше не удалось. К таковым, например, относятся тяжелые заболевания или иные обстоятельства непреодолимой силы. Но в этом случае восстановиться в правах нужно будет в суде, а уже потом встать в очередь.

Хорошая новость. Согласно новому порядку формирования списка «возрастные сироты», не принятые на жилищный учет до достижения возраста 23 лет, подлежат включению в списки детей-сирот, обеспечиваемых жилыми помещениями из спецжилфонда

Юридическая служба РОО «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» информирует об изменении федерального законодательства о порядке формирования списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До 1 января 2019 года административная и судебная практика по делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, основывалась на том, что

1) дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений (до 1 января 2013 года — договору социального найма), распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет;

2) предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из этого, делался вывод о том, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивали одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом фактически игнорировались положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года), в котором установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, судам разъяснялось, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения в льготном порядке.

Судам было рекомендовано выяснять причины, в силу которых истцы по делам данной категории своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, судам надлежало удовлетворять требования истцов о льготном обеспечении их жилым помещением.

Более того, Верховный Суд Российской Федерации указал в Обзоре от 20.11.2013 года наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, которые суд надлежало признавать уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на льготное обеспечение жильем. Такими причинами, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, являлось в частности:

– ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

– незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

– состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

– установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Однако, суды в большинстве своем фактически игнорировали указанную позицию Верховного Суда Российской Федерации, не исследовали причин несвоевременной постановки детей-сирот на жилищный учет, и, в случае, невозможности подтвердить письменные обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет о постановке на жилищный учет по льготной категории (а с 1 января 2013 года о включении в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из спецжилфонда), отказывали в предоставлении им жилых помещений.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2019 г.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, вступившим в силу с 18 апреля 2019 года) утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее — Правила формирования списка).

В абзаце третьем пункта 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина по которой лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учет (до 1 января 2013 года), а с 1 января 2013 года не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список после 01.01.2013 г.

Согласно данным Правилам формирования списка, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее — орган местного самоуправления).

Первоначально лицу из числа детей-сирот необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении его в Список по утвержденной форме согласно Правил формирования списка.

В случае отказа во включении в список возможно последующее обращение в суд.

Ключевым обстоятельством в целях применения указанной правовой нормы (пункта 3 Правил формирования списка) является наличие у лиц указанной категории и достигших возраста 23 лет в соответствии с действовавшим в конкретный период времени законодательством права на льготное обеспечение жилым помещением.

В этой связи, значимыми являются следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма подлежали обеспечению только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые не имели закрепленного жилого помещения, либо закрепленное за ними жилое помещение во время пребывания этих лиц в организациях для детей-сирот или на семейной форме устройства пришло в непригодное для проживания состояние.

Исключением из этого правила являлись два случая.

1) Подлежали льготному обеспечению жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в случае если за ними в период с 28.03.1998 г. по 01.03.2005 г. было закреплено жилое помещение, не относящееся к государственному или муниципальному жилищному фонду, а сами эти лица не входили в число собственников этого жилья.

Указанное обстоятельство связано с тем, что согласно статье 60 ЖК РСФСР (в редакции Федерального закона от 28.03.1998 г. № 45-ФЗ) за детьми, оставшимися без попечения родителей, на все время их пребывания в учреждениях для детей-сирот или на семейной форме устройства сохранялись жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

2) Подлежали льготному обеспечению жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, если законодательством субъекта Российской Федерации по их месту жительства, было предусмотрено льготное обеспечение таких лиц и в случае наличия закрепленного за такими лицами жилого помещения, но законодательством субъекта Российской Федерации были установлены обстоятельства невозможности их проживания (возвращения) в ранее занимаемые жилые помещения.

Читайте также:  Как попасть в ФСБ по контракту после армии

Указанный довод основан на положении пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), которым устанавливалось, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Например, такие дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненное жилое помещение, были установлены законодательством города Москвы, которое предусматривало возможность обеспечения их жильем в льготном порядке, если имели место обстоятельства невозможности проживания этих лиц в ранее занимаемом жилом помещении.

Институт невозможности проживания в ранее занимаемых на условиях социального найма или на праве собственности жилых помещениях был введен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ.

Кроме обстоятельств при которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, установленных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, субъекты Российской Федерации могли установить дополнительные обстоятельства невозможности проживания граждан указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, действующие в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях подлежит установлению до достижения гражданами указанной категории возраста 23 лет.

В соответствии с новыми Правилами формирования списков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397-ФЗ, подлежат включению в список лица, которые по состоянию на 1 января 2013 года не достигли возраста 23 лет, подлежали обеспечению жилыми помещениями по новому порядку (установленному Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ), например, в связи с наличием обстоятельств невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, но не были включены в список.

Несмотря на то, что новые Правила формирования списка, вступили в силу три месяца назад, 18 апреля 2019 года, уже стала складываться положительная судебная практика об обязании уполномоченного органа включить в Список лицо старше 23-х лет на основании нового порядка (в частности, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187/2019, размещено на нашем сайте в разделе «Судебная практика» ).

Обращаем внимание, что для обращения с заявлением о включении в список по новому порядку, и для принятия уполномоченным органом решения о включении в список, не требуется принятия соответствующих норм на региональном уровне, поскольку нормы федерального законодательства действуют непосредственно на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, во включении в Список не может быть отказано ввиду отсутствия соответствующих норм на региональном уровне.

Например, такие дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих сохраненное жилое помещение, были установлены законодательством города Москвы, которое предусматривало возможность обеспечения их жильем в льготном порядке, если имели место обстоятельства невозможности проживания этих лиц в ранее занимаемом жилом помещении.

В свое время сирота не получила жилье. Может ли она сейчас рассчитывать на получение жилплощади?

Добрый вечер. Подскажите пожалуйста. Мня зовут Светлана мне 42 года,обучалась в детском доме и в свое время не получила жилье, куда мне можно обратиться поэтому вопросу,и могу ли я расчитывать на получение жил площади?

в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ, они имеют право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Хочу отметить, что поправки, внесенные в закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (159 ФЗ), и в Жилищный кодекс РФ, вступили в силу с 01.01.2013г. Теперь жилье детям-сиротам будут предоставляться не из социального фонда и не по договорам социального найма, а из специального фонда и по специальным договорам. Договор будет заключаться на пять лет. Молодые люди пять лет не смогут это жилье обменивать или продавать.

Граждане, претендующие на получение жилья, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления как лиц, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением по установленной положением форме, одновременно представляя пакет документов:

документы, подтверждающие отношение к данной категории лиц (копию решения– суда о лишении родителя(ей) родительских прав или копию свидетельства о смерти родителя(ей), копию решения органа местного самоуправления об установлении опекунства);

справку о составе семьи;

справку из органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности (если имеется семья – на каждого члена семьи);

На основании представленных документов органы местного самоуправления определяют право гражданина на получение жилья и выносят постановление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В какой срок предоставляются жилые помещения

В силу Федерального закона № 159 ФЗ дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Раньше внеочередное обеспечение жилой площадью должно было осуществляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23 летнего возраста. Принятые поправки будут иметь обратную силу — дети-сироты, еще не получившие жилья, получат его по новым правилам.

То есть не смотря на мой возраст, я до сих пор имею право получить жилье?

Здравствуйте Светлана, как ваши успехи? Вы куда то обращались по поводу жилья? Просто я тоже тут описала точно такую же проблему как у вас. и вот хотела бы узнать как у вас продвигается. Спасибо. Я чуток младше вас.

Последним Федеральным законом предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который начинает действовать с 1 января 2013 года. Федеральным законом N 15-ФЗ.

Однако, 4) новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 1 января 2013 г. на учете как нуждающиеся в жилье

Таким образом, органами, ответственными за обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, а специализированный жилищный фонд для указанных лиц формируется как государственный жилищный фонд, находящийся в собственности субъекта РФ.

В общем, на эту тему есть Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2012, там целых 46 печатных страниц, я вам его прилагаю, если есть желание, то можете разобраться в нем.

Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 1 января 2013 г. на учете как нуждающиеся в жилье

Т.е. Виктория – это означает, что я могу и в 40 лет встать на учет как сирота, если никогда (по мнению администрации) не состояла в очереди? Это прописано в письме Минобрнауки? Не подскажете где это написано? Заранее благодарна.

Да, это написано в Письме Минобрнауки.

я круглая сирота!до сих пор не могу получить жилья.мне местная администрация говорит что я утеряла право на получения жилья как сирота объясняя мне что до 23 лет надобыло обращаться!я обращалась,но они мне сказали надо было письменно!сама виновата все живи как хочешь!у меня трое детей я одинокая мама!жилья у меня нет!на маткапитал я преобрела барак чтоб была прописка у детей и у меня.дети собственники я нет!жить там не возможно маленькому годик а там нет горячей воды и дом рушется!но местная администрация мне сказали сама виновата надо было непокупать такое жилье!у меня небыло денег на лучше жилье,на что хватило!за мной нигде не закреплено жилья.есть документы что я дважды удочерена и дважды отказной ребенок!последний раз признана сиротой в городе игарке и с игарки направлена в шушенскую школу интернат,по выпуску интерната я была направлена учиться в город дивногорск,там же и осталась жить!прошу вас помогите мне получить жилье которое мне как сироте положен!мой телефон 89832890531 альбина!мне 37 лет!

Вы пишите, что администрация говорит Вам о том, что Вы утратили право на получение жилья.

Имеется и этот ответ у Вас письменно?

Что касается имеющегося жилья: Вам нужно пройти процедуру признания дома аварийнм. для этого обратитесь в межведоственную копмиссию при администрации города Красноярска (думаю,что точную информацию Вам могут подсказать в комитете по управлению жилищным фондом).

После признания дома аварийным, обратитесь в администрацию с заявлением о предоставлении Вам благоустроенного жилья.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, гражданам чье жилье признано аварийном, ВНЕ ОЧЕРЕДИ, предоставляется другое благоустроенное жилье. Эта норма распространяется как на собственников, так и на нанимателей жилья.

Кроме этого, Вы имеете право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении дилищных условий. Эта очередь, конечно, движется очень медленно, но Вы многодетная мама иимеете преференцию.

На практике ситуация с предоставлением жилья для детеq-сирот, которые не были своевременно поставлены на учет и не использовали право на обеспечение жильем, не очень простая.

Несмотря на позицию законодателя: обеспечение детей-сирот жильем не связано с возрастом, а связано с наличием жилья у детей сирот, администрации округов выносят решения об отказе в обеспечении жильем и даже суды не всегда встают на сторону сирот.

Светлана, Вам рекомендую обратиться в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. Для этого предоставьте полный пакет документов, который у Вас затребуют. Как правило это:

1) копия документа, удостоверяющего личност;
2) заявление о принятии на учет по утвержденной форме (дадут в админ.)
3) копия справок территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемую по каждому дееспособному члену семьи гражданина (то есть справка из ФГУП «Ростехинвентеризация – Федеральное БТИ» и справка из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области );
4) копия решения органа опеки и попечительства об установлении над ними опеки (попечительства);
5) копия решения суда о лишении родительских прав матери/отца (если имеется).

В случае предоставления полного пакета документов, у Вас ОБЯЗАНЫ принять заявление. в течение 30 дней Вам либо вынесут решение об отказе в постановке на учет либо поставят на учет.

Если будет решение об отказе, то такой отказ можно обжаловать в судебном порядке.

Доброго дня,люди добрые,подскажите что делать,мой муж воспитанник Шушенского детского дома,выпустился 2007 сейчас ему 31 год. ушел служить в 2008 жилья не получал,дома в котором он проживал и от куда был забран в 3 летнем возрасте просто не осталось,ездили туда от куда был забран нам сказали что жилья для него нет,прокуратура Емельяновского района нам отказали,Министерство ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НАМ ОТКАЗАЛО ТАК КАК ЕМУ БОЛЬШЕ 23 ЛЕТ МЫ СНИМАЕМ КВАРТИРУ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ВОСПИТЫВАЕИ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА,ПОМОГИТЕ ПОДСКАЖИТЕ ЧТО ДЕЛАТЬ,ВЕДЬ ЕГО ПРАВА НАРУШИНЫ.

Здравствуйте!
Так как вашему супругу уже 31 год, то получить жилье от государства, он может только в судебном порядке, если:
1) у него было право на получение жилья от государства до 23-х лет;
2) у него есть уважительная причина, для суда, по которой он пропустил срок обращения для постановки в очередь на получение жилья.
Если нет уважительной причины, почему он не встал в очередь до 23-х лет, то шансов мало, но если есть силы, стоит пробовать.
https://taktaktak.ru/problem/34394 ознакомьтесь с ответом на такой же вопрос, там всё подробно описано.

Читайте также:  Кофе перед сдачей крови на донорство

Мы с мужем живем без брака, у нас общий несовершеннолетний сын. Муж является полным сиротой с 6 лет, инвалидом с детства 2й группы опекался бабушкой до совершеннолетия. в общеобразовательной школе обучался до 4 класса. насколько я поняла до него мало кому было дело и на получение среднего образования (воспитывался в деревне) его нужно было определять в спец интернат, такого не произошло (лишние руки в хозяйстве), на тот момент он уже получал пенсию по инвалидности. скорее всего бабушка мало интересовалась его льготами поэтому заявления на жилплощадь не было до 23 лет, в приватизации он не учавствовал просто прописан в доме который сейчас принадлежит его родственнику. жить там на правах приживала нет возможности(дядя очень убедительно просил его выписаться. ) чтобы он не потерял прописку или не было возможности продать дом мы прописали туда сына 9 лет. Возможно ли нам сейчас использовать его право на жилье. бабушки уже давно нет. какие шаги нам нужно предпринять? Ему исполнилось 40 лет. Заранее благодарю

Здравствуйте! Я же вам уже ответила, откройте ссылку на похожий вопрос, которую я указала выше, прочитайте внимательно, там весь алгоритм действий.

Здравствуйте!
Я только сейчас увидела, что вопрос задает другой человек. Пожалуйста, в следующий раз, задавайте свой вопрос отдельно, чтобы не было путаницы.
Если говорить о получении жилья, вашим “супругом”, как лицом из числа детей-сирот, то прошло уже слишком много времени. В данном случае, получить жилье от государства, можно только в судебном порядке.
https://taktaktak.ru/problem/34394 здесь ответ на похожий вопрос и подробный алгоритм, что нужно делать.
Возможно, вам стоит рассмотреть и другой вариант. Если вы соответствуете определенным параметрам, у вас есть возможность получить жилье по договору социального найма.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указомПрезидента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
По данному вопросу нужно обращаться в администрацию по месту регистрации.

Подскажите пожалуйста.Мне 34 года.При определении в детский дом за мной закрепили жилье.Жилье муниципальное, не приватизированное.После окончания училища и техникума я вернулась в это жилье. если его можно было так назвать.Отопления(кроме разваленой печи)там не было, воды ни во дворе, ни в доме ни на ближайших 500 метрах там не было.Окна, двери, полы, крыша , в общем все находилось в плачевном состоянии.Я обратилась в фонд Жилья(точно рне помню как называется), хотела встать на очереджь,так как в этих условия жить было невозможно.В устной форме мне объяснили, что именно это жилье за мной закреплено, кв. м нам хватает на 4-х( 44, 4 кв.м), и что нам больше не положено.Очень много лет я ходила по всем инстанциям, чтобы нам провели газ и воду, мне обещали, потом отменяли, сейчас ни конца ни края.В общем, на данный момент я мать-одиночка, проживать в таких условиях с ребенком я не представляю возможным, потому что там нет нрикаких условий, последний раз приглашала комиссию, они видели что у меня загорелся счетчик от перенапряжения, т.к. пользуюсь я только обогревателями.В общем много есть всего и не расскажешь. Вот подскажите, могу ли я претендовать на получении нормального собственного жилья.?

Хочу отметить, что поправки, внесенные в закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (159 ФЗ), и в Жилищный кодекс РФ, вступили в силу с 01.01.2013г. Теперь жилье детям-сиротам будут предоставляться не из социального фонда и не по договорам социального найма, а из специального фонда и по специальным договорам. Договор будет заключаться на пять лет. Молодые люди пять лет не смогут это жилье обменивать или продавать.

Можно ли получить жилье сироте после 23 лет

Отвечая на ваш вопрос, скажу: да, государство обязано предоставить ребенку-сироте, не достигшему 23 лет, бесплатное жилье. Другое вопрос в том, что большинство просто-напросто не знают о своих правах, не знают, с чего начать, испытывают непонимание и страх перед предстоящими процедурами оформления квадратных метров. Кстати, здесь есть и несколько других обязательных условий выделения государственного жилья:

Законодательство Российской федерации гласит, что 23 года (Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ), это предельный возраст, установленный законом, по достижению которого социальные льготы перестают распространяться, а право на внеочередное предоставления жилья утрачивается.


— Да, планировалось, но в 2013 году в федеральное законодательство внесены изменения. Раньше сироты могли вернуться в жильё своих родителей, но зачастую им приходилось сталкиваться с ужасными условиями жизни и аморальным поведением родителей, лишённых родительских прав, поэтому от этого варианта пришлось отказаться. Вот и получилось, что в 2013 году очередь выросла сразу на 73%, но с 2020 года она сокращается.

Необходимые документы – программа жилья для сирот

Важно предоставить следующее:

Гражданский паспорт и свидетельство о рожденииЕсли свидетельство утеряно, его можно восстановить в территориальном органе загса. Личный паспорт предоставляют все лица, которые уже достигли 14-летнего возраста.
Выписка из домовой книги по месту жительстваПолучить ее можно в МФЦ в день обращения по предоставлению паспорта.
В случае смерти родителей предоставляется свидетельство, при лишении родительских прав – судебное решениеДокументы хранятся у опекуна, в личном деле или в последнем образовательном учреждении.
Справка о том, что недвижимое имущество отсутствуетМожно взять в ближайшем отделении Росреестра или заказать через МФЦ
Постановление об установлении опеки или направлении на обучение и жизнь в интернатХранится у опекуна или в личном деле.

Если отказали в постановке на учет, для этого должны быть причины. Если не хватает документов, необходимо еще раз полностью собрать все справки и подать заявление повторно. Если отказ незаконный, можно подать жалобу в прокуратуру или суд.

Документы, доказывающие право на получение

Для каждого претендента на вручение ключей от квартиры формируется индивидуальный пакет документов, к основным относятся:

  • паспорт, подтверждающий российское гражданство;
  • документы, доказывающие статус сироты: свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав, решение суда о признании гражданина погибшим или иные бумаги;
  • справка о составе семьи по форме №9 из ЖЭКа с указанием всех зарегистрированных лиц и степенью их родства с заявителем;
  • справка из Росреестра об отсутствии собственной жилплощади.

Документы, необходимые в отдельных случаях:

  • свидетельства о браке, рождении детей, если заявитель создал семью, имеются дети;
  • справка с места работы, учебы или ЦЗН;
  • решение суда о лишении родительских прав при прописке в жилплощади, принадлежащей родителям;
  • заключение местной администрации о непригодности жилья для проживания;
  • справка из медицинского учреждения о диагнозе больного, прописанного и проживающего с ребенком-сиротой, и рекомендацией на отдельное жилье для заявителя;
  • документы на жилую недвижимость, площадь которой меньше установленных в регионе нормативов;
  • справка из детского дома, с указанием периода нахождения ребенка в учреждении;
  • решение органов опеки о назначении опекуна.

Документы, необходимые в отдельных случаях:

Как получить жилье по социальным программам

У государства можно попросить квартиру. И получить ее.

Это тяжелый путь. Потребуется собрать кучу документов и обойти немало кабинетов. Но получить жилье от государства реально. Вы сможете переехать из старой бабушкиной квартиры в новостройку или во вторичку с ремонтом — и при этом бесплатно.

Копия распоряжения о предоставлении жилой площади нуждающемуся

Существуют государственные программы, по которым выделяется льготное жилье. Таких программ много. В каждом регионе условия могут меняться: будут разные суммы, учетные нормы, но общая схема получения и правила одни.

В этой статье мы рассмотрим программы по расселению аварийного и коммунального жилья и предоставлению жилого пространства инвалидам, сиротам и ветеранам.

Улучшить жилищные условия могут малоимущие, многодетные семьи, ветераны военных действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, а также другие льготники. Еще есть шанс получить жилье без льгот, но очередь будет намного больше.

Как встать в очередь на получение жилья в Московской области

Источник: Фотобанк Московской области

Жители Московской области определенных категорий могут получить жилье по договору социального найма на безвозмездной основе. О том, какие требования необходимо соблюсти и как встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто имеет право

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими. Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества. Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, житель Московской области, признанный малоимущим, должен соответствовать еще ряду требований:

• не иметь в собственности жилого помещения или не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Эти же требования относятся и к членам его семьи;

• в случае если в собственности гражданина или членов его семьи есть жилье или оно находится в пользовании по договору социального найма, то общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна быть меньше учетной нормы. Учетная норма также устанавливается администрацией муниципалитета. Важно различать учетную норму и норму предоставления. Норма предоставления относится к квартире, которую должны предоставить очередникам на жилье;

• проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• иметь в собственности квартиру или являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживать в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний утвержден Минздравом РФ.

Необходимые документы

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, понадобятся следующие документы:

• финансовый лицевой счет;

• медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания (при наличии);

• заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

• документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;

• выписка из домовой книги;

• технический паспорт на жилое помещение (при наличии находящегося в собственности или арендуемого по договору социального найма жилья);

• документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;

• документы, подтверждающие семейные отношения заявителя;

• акт проверки жилищных условий заявителя (подтверждающий несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Куда обратиться

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ по месту жительства.

Даже при наличии всех документов и соответствии всем требованиям гражданину могут отказать в постановке на учет, если он менее 5 лет назад намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими. Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества. Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.

Добавить комментарий