Плюсы и минусы машины в лизинг для физических лиц в 2022 году

Чем выгоден лизинг: для физических и юридических лиц, плюсы и минусы, для предприятия, ООО, его разновидности и как его правильно рассчитать

Лизинг автомобиля — форма кредитования, отличающаяся от обычного автокредита тем, что транспортное средство выдаётся лизингополучателю в аренду с правом последующего выкупа. Наиболее популярен такой вид кредитования среди юридических лиц. Посредником между продавцом и покупателем выступают, в основном, лизинговые компании.

Чем выгоден лизингДля юридических лицДля физических лицДля ОООВидео: авто в лизинг для бизнесаВ чём недостатки лизингаСистема автолизингаРазновидности автолизинга«Классика»Экспресс-кредитКредит с обратным выкупом (BuyBack)Trade-inФакторинг (беспроцентный кредит)Кредит без первоначального взносаКак правильно рассчитать лизинг автоvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>

Чем выгоден лизинг

Этой формой кредитования пользуются юридические организации, физические лица, ООО. Выгода заключается в том, что лизингом можно воспользоваться там, где получение других займов невозможно.

Для юридических лиц

Юридический лизингополучатель имеет следующие плюсы от покупки:

машина остаётся собственностью лизингодателя, который оплачивает все текущие расходы;после заключения контракта приобретённый транспорт становится на баланс лизингополучателя, за счёт расходов на износ авто и комиссионные платежи снижается налог на прибыль;если договором предусмотрено дополнительное обслуживание, ремонт, эвакуацию автомобиля и т.д., снижаются расходы клиента на его содержание;такая покупка освобождает от сбора большого количества справок, этим занимается лизингодатель;тарифные планы выгодные, отсутствуют лишние проценты и переплаты.

Ещё одно выгодное условие для юрлиц — платить за машину можно из заработанных средств. Заключая договор, есть возможность оговорить условия, согласно которым при технических проблемах с транспортным средством и его простоях, оплата за этот период не вносится. Такие условия важны, если предприятие работает сезонно или в его штате временно отсутствует водитель. Многие лизинговые компании соглашаются вносить в договор данный пункт.

Для физических лиц

Физический лизингополучатель также может стать клиентом лизинговой компании. Такая форма кредитования очень удобная. Во-первых, организация предъявляет к покупателям более низкие требования, в отличие от банков, следовательно, оформить лизинг намного проще. Во-вторых, можно пользоваться транспортным средством, не имея его в собственности. Это выгодно, например, госчиновникам, которые не хотят показывать наличие дорогостоящего автомобиля у себя в собственности, или людям, боящимся потерять своё имущество в случае расторжения брака. В-третьих, физическому лицу очень сложно оформить кредит на покупку коммерческого транспорта в банке. Лизинговые компании дают им такую возможность.

Важно! Юридические предприятия после окончания действия договора могут не выкупать авто, а приобретать в финансовую аренду новую технику.

Кроме того, расторгнуть договор лизинга несложно. Это даёт возможность периодически менять машины без оформления их в собственность и необходимости продажи. Заключая договор с лизингодателем, можно включить в него ряд услуг, например, техобслуживание, замена и хранение сезонных шин, предоставление подменного автомобиля в случае поломки, которые берёт на себя лизинговая компания. Поэтому многие люди, изучив принцип оформления лизинга и его условия, предпочитают приобретать машину именно таким способом.

Общества с Ограниченной Ответственностью тоже часто прибегают к услугам лизинговых компаний. Связано это с тем, что для таких организаций приобрести необходимый транспорт с помощью купли-продажи сложно, поэтому они ищут другие пути, среди которых лизинг является самым выгодным. Условия лизинга дают возможность малому бизнесу выгодно приобретать транспорт для своих потребностей. Главное — правильно составить договор, прописав в нём все важные условия.

Знаете ли вы? В Великобритании, Дании, Швеции, Италии, Германии, Франции лизинг является одним из важнейших источников финансирования инвестиций.

Приобретение транспорта в таким способом для ООО имеет следующие преимущества:

Если условием договора предусмотрен последующий выкуп автомобиля, предприятие покупает транспортное средство у лизингодателя по остаточной стоимости. Если же в договоре об обязательном выкупе не говорится, то лизингополучатель может вернуть автомобиль по окончании его действия и заключить новый контракт на другое ТС.Форма расчёта также может быть выгодной для лизингополучателя. На практике существует много случаев бартерного лизинга, когда вместо денежных платежей можно рассчитываться товаром или услугами. Возможность выбора автомобиля любой марки. Лизинговая компания приобретёт для ООО любое ТС, которое выберет клиент. При простой покупке машины или оформлении кредита, покупатель будет ограничен в своём выборе предложением автосалонов или других автомобильных рынков.Из-за отсутствия в платежах процентной ставки суммы выплат значительно ниже, по сравнению с кредитами. Отсутствие первоначальных взносов также является выгодным условием для ООО.Оформить лизинг намного проще, чем кредит, так как документов требуется значительно меньше, а разрешение на заключение сделки выдаётся быстрее.После приобретения в лизинг автомобиль остаётся собственностью лизинговой компании и в случае ДТП ответственность и убытки будет нести она. Лизингодатель практически всегда даёт клиенту возможность досрочно погасить сумму выплат.Покупная цена автомобиля может меняться в зависимости от степени его износа, в то время как при оформлении кредита эта стоимость остаётся неизменной.График платежей по лизингу плавающий и не всегда ежемесячный, что даёт возможность заработать необходимую сумму для выплат.Транспортный налог платит лизинговая компания, если машина зарегистрирована на неё. А также, в случае, если авто регистрируется на лизингодателя, после чего передаётся и временно регистрируется на ООО.Выплачивать за транспортное средство можно поэтапно, что освобождает от финансовой нагрузки по оплате всей стоимости.

Видео: авто в лизинг для бизнеса

В чём недостатки лизинга

Самым главным риском такой покупки является потеря машины и ранее внесённых платежей, если клиент не справится с оплатой аренды. Просрочка одного платежа может причинить покупателю массу проблем, тем более что лизинговое имущество находится в собственности лизингодателя и ему даже не придётся обращаться в суд, чтобы забрать его обратно.

Важно! В случае нарушения обязательств по срокам платежей, автомобиль изымается и продаётся на вторичном рынке с целью погашения задолженности клиента.

В случае заключения валютного договора, при падении национальной валюты платежи могут возрасти, и клиент будет обязан вносить оплату по текущему курсу. Тем более что лизинговые компании не практикуют плавающие ставки, которые дают возможность снизить нагрузку по кредиту в случае изменения стоимости кредитных ресурсов.

Вся суть автолизинга состоит в том, что клиент подбирает машину и подаёт заявку в лизинговую компанию на её покупку. После одобрения обращения лизингополучатель вносит первоначальный взнос (не менее 5% от общей стоимости ТС). Далее лизингодатель занимается выкупом авто, постановкой на учёт в ГИБДД, оформлением страховки (если этот предусмотрено договором). Выполнив все необходимые операции, лизинговая компания передаёт транспортное средство клиенту в пользование. Получатель ежемесячно вносит сумму выкупа и по истечении договора получает транспортное средство в собственность. Погасить оставшуюся сумму можно и раньше.

В свою очередь лизингодатель может досрочно расторгнуть договор. Причиной, побуждающей его к таким действиям, может стать нарушение покупателем сроков оплаты лизинговых платежей, несоблюдение обязательств по обеспечению сохранности автомобиля и т.п.

Существует несколько разновидностей лизинга, как формы кредитования: классический, экспресс-кредит, Trade-in, кредит с обратным выкупом (BuyBack), факторинг, кредит без первоначального взноса. Каждый вид имеет свои определённые условия и преимущества.

Этот вид кредита предлагают все банки, занимающиеся выдачей автокредитов. Условия «Классики» — низкие проценты, маленький первоначальный взнос и длительный период погашения (кредит можно оформить на 10 лет). Особенно выгодно покупать по этому виду кредита дорогие автомобили, так как экономия на процентной ставке довольно ощутима. А недостаток заключается в предоставлении полного пакета документов, включая КАСКО. Кроме того, кредит «Классика» даёт возможность приобрести только новый автомобиль.

Рекомендуем для прочтения:

Как купить автомобиль в кредит у официального дилера, оформив рассрочку

Государственная программа автокредитования в РФ

Условия автокредитования без справок о доходах, первого взноса и поручителей

Перекредитование автокредита в РФ

Как оформить кредит под залог автомобиля на юридическое лицо

Для его оформления достаточно предъявить паспорт и водительское удостоверение. Заявка на его оформление рассматривается банком в короткие сроки. Но на этом его плюсы заканчиваются. Экспресс-кредит даёт возможность приобрести исключительно новое авто, выпущенное партнёром банка, предоставляющего заём.

Первоначальный взнос по этому кредиту составляет половину стоимости покупаемого ТС. Из-за краткосрочности выплат на несколько процентов возрастает ставка и заёмщик платит большую комиссию за банковские услуги.

Кредит с обратным выкупом (BuyBack)

Это довольно сложный вид кредитования. Сначала платится первый взнос. Затем в кредит выплачивается часть стоимости автомобиля, а последний платёж в размере минимально возможной стоимости машины фиксируется и выплачивается после окончания срока кредитования. Плюсом BuyBack является то, что клиент может не платить оставшуюся сумму, а продать автомобиль по системе Trade-in и взять другой, а также низкие процентные ставки. Оставшуюся сумму в банк вносит дилер, которому был возвращён автомобиль. Кредит с обратным выкупом удобен для платёжеспособного заёмщика, так как он может периодически менять машину. Минус заключается в большой переплате.

Знаете ли вы? Продавец автомобилей в Чикаго Золи Фрэнк в 1940 году предложил аренду целого парка автомобилей, а не отдельных машин.

Удобен тем, что первым взносом может служить старый автомобиль. Trade-in распространяется и на автомобили, находящиеся в кредите. Благодаря этому условию заёмщик, не погашая текущего кредита, может оформить новый. Дилер оценивает старое ТС, проверив, не находится ли он в розыске, и определив техническое состояние. Размер нового кредита рассчитывается путём вычитания оценочной стоимости старого автомобиля от цены нового. К полученной разнице добавляется долг по предыдущему займу. Преимущества Trade-in в том, что заёмщик не связывается с продажей подержанного автомобиля, экономя время и избегая определённых рисков, и приобретает новое транспортное средство.

Минус заключается в низкой стоимости автомобиля б/у.

Факторинг (беспроцентный кредит)

Даёт возможность покупки только акционного автомобиля. Салон выплачивает банку проценты, делая таким образом скидку, отсюда и название кредита. Его оформление под силу только платёжеспособным клиентам, так как сразу оплачивается половина стоимости автомобиля, а остальная часть гасится крупными суммами в короткие сроки.

Кредит без первоначального взноса

Привлекает тем, что нет необходимости уплаты первого взноса. Выдаётся при наличии документа, подтверждающего доход и удостоверяющего личность. Высокие процентные ставки и необходимость страхования автомобиля по рискам «Угон» и «Ущерб» за средства заёмщика сводят выгоду от оформления беспроцентного кредита к нолю.

Как правильно рассчитать лизинг авто

Покупка автомобилей в лизинг имеет немало преимуществ, но есть и определённые недостатки. Чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо, прежде чем заключить лизинговый договор, учесть все возможные нюансы.

Минусы лизинга — когда не стоит использовать лизинг

Проникновение автомобильного лизинга в России ежегодно растет — сейчас лизинг выбирают около 13% среди способов финансирования авто. Что говорит о том, что во многих случаях лизинг оказывается более выгодным, чем покупка или кредит. Но лизинг не является универсальным решением.

Подходит вам лизинг или нет всегда будет «зависеть от. ». Вы приобретаете авто для персонального пользования или бизнеса? Как часто вы хотите менять авто? Как часто вы собираетесь ездить на авто? Можете ли вы позволить себе купить авто сразу или планируете использовать финансирование? Готовы ли самостоятельно заниматься техобслуживанием.

При выборе способа приобретения авто могут иметь значение и такие неочевидные вопросы, насколько вы готовы разбираться в терминологии, специфичной для какого-то вида договора.

При единовременной покупке неясностей будет заметно меньше.

Решение, конечно, выльется, исходя из вашего бюджета и ваших нужд. Давайте посмотрим, когда лизинг не станет для вас лучшим решением.

Содержание статьи:

В лизинге вы не собственник авто

Когда вы приобретаете авто — вы полноценный собственник и можете делать с ним, что хотите. Если же это кредит, то в течение срока выплат вы не можете продавать, но в момент окончания срока лизинга и выкупа автомобиля у лизинговой компании автомобиль полностью ваш.

Когда вы берете автомобиль в лизинг — вы не являетесь его собственником. Можно грубо сравнить лизинг с арендой жилья, а не с ипотекой.

Транспортное средство принадлежит лизинговой компании, которая предоставляет право пользоваться авто, пока вы исполняете обязательства по договору. Если авто в лизинге будет уничтожен или украден, лизинговая компания получит возмещение его стоимости от страховой компании, а вам нужно будет брать в лизинг или другим образом финансировать для себя новую машину.

Вы постоянно пользуетесь авто

Когда вы собственник авто — вы можете ездить на нем столько, сколько хотите. В том числе очень мало, если нужно сохранить ценность авто. За исключением цены топлива и техобслуживания здесь нет дополнительных трат за каждый пройденный километр.

Лизинг может подразумевать ограничения по пробегу, и когда вы превышаете эти пределы, это требует дополнительных затрат. Этот лимит устанавливается в зависимости от модели автомобиля.

Если вы можете предвидеть свой ежегодный пробег — это не проблема. А вот если вы пока не знаете, сколько вы ездите, то есть повод усомниться насчет лизинга.

Вам нравятся модификации

Хотите покрасить свой BMW в розовый, поставить дизайнерские диски — если вы владелец авто — пожалуйста, все, что чувство вкуса вам подсказывает. Если добавленные модификации повышают стоимость вашего — отлично, вы сможете вернуть свои инвестиции, когда решите продать авто.

Если вы выплачиваете кредит, то до окончания срока выплат договор разрешает ограниченное количество модификаций (например, багажник на крышу), а с серьезными переменами придется дождаться последнего платежа.

А вот в лизинге допустимы только обратимые модификации — потому что вы должны вернуть авто первозданный вид до передачи лизинговой компании (с учетом естественного износа). Даже если изменения только увеличат стоимость авто, в договоре лизинга, вероятнее всего, сказано, что нужно вернуть авто таким, каким вам передали его в пользование.

Вы не хотите платить за авто постоянно

Большинство лизингополучателей по окончании лизингового периода передают свой авто назад лизинговой компании, не получая какого-либо кэшбека или возврата аванса. А по факту, после осмотра машины, возможно, придется заплатить какие-то деньги сверх за повышенный износ или ремонт.

Многие лизинговые компании предлагают выкуп автомобиля в трейд-ин, подразумевая, что вырученной суммы как раз хватит на авансовый платеж по новому лизинговому договору — в целом, это вам подойдет, если вы хотите менять авто каждые несколько лет, постоянно внося лизинговые платежи.

Главнейшее отличие кредита от лизинга — ежемесячные выплаты заканчиваются, как только погашена стоимость кредита, а авто становится вашим.

Возможность продать авто

Когда вы выбираете лизинг, вы ограничены в своих действиях до окончания срока лизинга. Если, купив машину, спустя год вы обнаруживаете, что она вам не подходит, можно ее продать. Потом найти другой автомобиль — надежный, мощный, максимально подходящий под ваши нужды, и пользоваться им в следующие десять лет.

В лизинге есть ограничения в использовании

В договоре лизинга есть четкие ограничения, как и для чего вы можете использовать автомобиль. Для примера, запрещено выезжать на автомобиле за пределы страны без письменного соглашения с лизинговой компанией.

Или, если вы собираетесь использовать автомобиль в лизинге, например, в каршеринге — обратите внимание на пару вещей. Во-первых, удостоверьтесь, что лизинговый договор не запрещает непосредственную эксплуатацию в лизинге. Подобный бизнес подразумевает очень большой пробег, поэтому не должно быть ограничения, которое в итоге стоило бы огромных переплат. Также, такой авто будет безусловно подвержен повышенному износу, что опять может стоить серьезных денег к окончанию срока лизинга.

Поэтому, если вы собираетесь использовать авто в лизинге для чего-то кроме личного пользования, согласуйте с лизинговой компанией, что такое использование допустимо.

У вас (вашей компании) нет исключительной кредитной истории

Это возможно — воспользоваться лизингом с плохой кредитной историей, но может быть сложнее и дороже, нежели когда она у вас хорошая. В целом, лизинговые компании предпочитают надежных клиентов, и не всегда возможно отвечать требованиям лизингодателя. Подготовка финансовых показателей компании может занять длительное время, но в итоге они могут не подойти для лизингодателя.

В случае с кредитом, хотя он и дороже, проще найти вариант с такой кредитной историей, что есть на данный момент. Чтобы подобрать лучшее, можно получить предварительно одобренные предложения от нескольких банков, не выходя из автосалона.

Страхование

Лизинговая компания обязывает использовать наиболее комплексные варианты страхования, которые покрывали бы оставшиеся платежи по договору лизинга в случае тотального уничтожения или угона авто. При том, что выбор страховой компании обычно ограничен несколькими компаниями-партнерами лизингодателя. Зачастую стоимость страхования уже входит в состав лизингового платежа, поэтому при оформлении договора нужно определить, какова на самом деле стоимость покрытия.

Большинство дилеров при покупке также не станут упоминать, что страхование можно оформить в другом месте. Поэтому перед покупкой авто нужно провести исследование, сколько будет стоить покрытие вашего авто. Распечатать лучшее предложение перед походом в салон, чтобы дилер мог его побить.

Лизинг — это не очень просто

Лизинг нового автомобиля — не самая простая из финансовых операций. Очень просто впасть в сомнения, столкнувшись с языком и терминологией лизингового договора.

К сожалению, подобные рода недопонимания могут привести к заблуждению о реальной выгоде в сделке. Если вы встретились с чем-то, чего вы не понимаете, то обязательно необходимо остановиться и разобраться с этим перед тем, как вы подпишите договор.

Скорее всего, что вы предпочтете проконсультироваться со своими юристом и бухгалтером перед тем как согласиться на предложение. Если же лизингодатель обращает ваше внимание на задержку в подписании договора, то здесь, очевидно, стоит прервать работу по заключению договора.

Читайте также:  Добровольное медицинское страхование сотрудников - лучшие программы ДМС для сотрудников от Ингосстраха в Санкт-Петербурге!

Вывод

Решите вы купить авто или оформить лизинг — в любом случае это глубоко индивидуальное решение. Плюсы и минусы есть в любом из способов. Подумайте внимательно о своих желаниях, финансах и обстоятельствах перед тем, как принять решение.

Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?

Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.

До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.

На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.

Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.

Что такое лизинг?

Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.

Виды лизинга

Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.

На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.

Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:

-​ амортизация автомобиля за период;
​- процентные средства;
-​ комиссия лизинговой компании;
​- сама стоимость автомобиля;
-​ дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.

Лизинг или кредит – что выгоднее?

Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.

Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.

В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.

Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.

Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.

Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.

Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.

KIA Sportage в кредит

Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.

Kia Sportage в лизинг

Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.

У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.

Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…

Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.

Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.

Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.

На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.

Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.

Немного статистики

В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.

Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.

Вместо автокредита можно оформить авто в лизинг. Рассказываем все, что нужно знать – от теории до реальных условий

Вместо автокредита можно оформить авто в лизинг. Рассказываем все, что нужно знать – от теории до реальных условий

Лизинг считается уделом бизнеса – потому что экономит ему до 40% только на налогах. Это, по большей части, соответствует действительности, но сейчас число программ автолизинга серьезно выросло. Мы разобрались, что это вообще такое, как работает и сколько будет стоить приобрести автомобиль, оформив его в пользование через лизинг.

Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда

О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.

Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:

  • поставщик – компания, предоставляющая необходимое имущество, которое впоследствии будет передано в лизинг;
  • лизингодатель (лизинговая компания) – это банк или специализированная компания, которая покупает у поставщика имущество и передает его в пользование;
  • лизингополучатель – это компания или частное лицо, которое получает это имущество в пользование с правом выкупа.

Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.

Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.

То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:

  • поставщик – получает всю сумму за свой товар сразу, а не частями. Фактически для него продажа в лизинг равнозначна обычной продаже (он все равно получит те же самые деньги, просто уже от лизинговой компании);
  • лизинговая компания – получает определенную плату от клиента сверх того, что тот платит в виде части стоимости имущества. Другими словами, клиент платит сумму амортизации оборудования плюс лизинговую плату. Для лизинговой компании это равнозначно продаже товара в кредит, но без передачи прав на имущество покупателю и залога;
  • лизингополучатель – экономит на налогах и некоторых других платежах. А плата по лизингу может быть сопоставима с периодическими платежами по обычному кредиту.

С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).

Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.

Почему лизинг так популярен у бизнеса

Простые россияне привыкли к достаточно дешевым автокредитам, специальным предложениям автодилеров и нескольким государственным программам субсидирования таких кредитов. Но несмотря на то, что ежемесячный оборот ИП или компании может быть гораздо больше, чем зарплата среднестатистического физлица, банки очень неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Из-за того, что доходы бизнеса плохо поддаются прогнозам, и в любой месяц может пойти убыток, банки закладывают в процентную ставку огромные риски, и кредиты становятся «неподъемными» для многих.

И в этом случае лизинг приходит на помощь. Как мы отметили выше, при лизинге имущество не переходит в собственность тому, кто им пользуется. Это означает, что риски для лизинговой компании будут меньше, чем для банка при бизнес-кредитовании. А отсюда – более простое оформление (отбор заявок гораздо мягче), и меньше переплата.

Но есть и более важные пункты, которые показывают выгоду лизинга для бизнеса. Разберем на примере автомобильного лизинга:

  • лизинг снижает сумму налога на прибыль . Дело в том, что платежи по лизингу переносятся на себестоимость, тогда как при покупке автомобиля за собственные средства его стоимость будет переноситься на себестоимость в виде амортизации по обычным правилам. Так, если срок полезного использования автомобиля – 5 лет, его стоимость будет списываться в виде амортизации все 5 лет (и в месяц будет выходить совсем небольшая сумма). При лизинге доступна ускоренная амортизация, к тому же всю сумму лизингового платежа, кроме НДС, можно включить в состав расходов по налогу на прибыль;
  • лизинг дает право вычета по НДС . Так, если организация купила автомобиль, она может применить вычет в размере НДС со всей стоимости авто единоразово. В случае с лизингом в вычет по НДС можно включать весь налог на добавленную стоимость – как на сам автомобиль (пропорционально его стоимости), так и на плату за лизинг (которая идет вместо процентов). Соответственно, можно списать с суммы НДС к уплате всю сумму налога, которая включается в платеж лизинговой компании;
  • автомобиль, находящийся в лизинге, не попадает на баланс компании . Это не отменяет необходимости платить транспортный налог (его платит по согласованию или лизинговая компания, или клиент), но используемый компанией автомобиль не будет отображаться ни в активах (как ТС), ни в обязательствах (как долг по кредиту);
  • минимальный первоначальный платеж составляет от 5 %, тогда как по кредиту на транспорт или оборудование первый взнос гораздо выше;
  • большую часть бюрократических обязанностей (постановка на учет, оформление страховки или даже периодическое техобслуживание) берет на себя лизинговая компания. Правда, все ее расходы так или иначе будут включены в лизинговую плату;
  • лизинговая компания – не банк, и может предложить индивидуальные, более гибкие условия . Например, для сфер деятельности с выраженной сезонностью компания может установить график платежей, которые будут снижаться в несезон и вырастать в сезон.

Другими словами, лизинг с точки зрения компании или ИП на основной системе налогообложения будет гораздо выгоднее традиционного кредита за счет экономии на налогах и того факта, что сам по себе автомобиль остается в собственности лизинговой компании (что для бизнеса не так критично, как для частного владельца).

Читайте также:  Продажа квартиры в долевой собственности: перечень документов

Право выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости – в данном случае не настолько важно, как для обычного гражданина. Дело в том, что бизнес эксплуатирует транспорт в более жестких условиях, и срок его годности примерно соответствует сроку полезного использования. К окончанию срока договора лизинга имущество будет, скорее всего, изношено так, что его остаточная стоимость будет символической – но бизнесу может быть выгоднее как раз не выкупать его, а оформить новый договор на новую технику. С другой стороны, при не очень интенсивном использовании имущество можно будет купить все равно за остаточную стоимость и эксплуатировать после этого как угодно долго.

Как нам пояснили в компании «Газпромбанк Автолизинг», выгода присутствует не для всех компаний – а преимущественно для тех, кто работает на основной системе налогообложения – они смогут сэкономить до 40% только на налоге на прибыль и НДС. К тому же в лизинговые платежи можно вписать и некоторые дополнительные расходы, которые тоже будут снижать налоговую нагрузку клиента.

На каких условиях сейчас оформляют лизинг

В России работает достаточно много лизинговых компаний, часть из них связана с крупными банками (Газпромбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т.д.). То есть, лизинг – это своего рода «продолжение» банковского бизнеса. Но есть и независимые компании, и даже специализированная государственная компания (ГТЛК – она занимается крупными проектами вроде поставок воздушного транспорта или массовых поставок пассажирских автобусов в города).

Условия и процедура оформления лизинга на автомобиль мало чем отличается от оформления автомобильного или иного кредита – нужно точно так же собрать определенный пакет документов, подать заявку в лизинговую компанию, компания примет решение, после чего будет оформлена поставка оборудования.

Но важно обратить внимание на некоторые пункты, которые с точки зрения лизинга будут важны:

  • обязанность по уплате транспортного налога . Уведомление ФНС присылает по адресу регистрации транспортного средства, но кто будет непосредственно платить налог – определяется условиями договора лизинга. Даже если эта обязанность возложена на лизинговую компанию, она просто перенесет эту сумму в платеж по лизингу – но в этом случае клиент хотя бы не получит штрафных санкций за неоплату налога;
  • обязанность по оплате полисов каско и ОСАГО . Скорее всего, страховка будет обязательным условием договора лизинга – потому что это позволит лизинговой компании вернуть все свои деньги, даже если авто попадет в ДТП. Но нужно заранее оценить все условия страхования – кто платит премию по договору и на какой срок оформляется полис;
  • сумма выкупа. Это сумма, по которой лизингополучатель сможет выкупить имущество в конце срока договора. Это может быть как символическая сумма (1000 рублей), так и более существенная – и на это нужно обратить внимание;
  • вид платежа . Погашение стоимости автомобиля может происходить по-разному – аннуитетными или регрессными платежами. В первом случае будет меняться соотношение погашения стоимости ТС и лизинговой платой (в начале проценты всегда больше), во втором – сумма платежа будет уменьшаться за счет снижения суммы лизинговой платы. Второй вариант выгоднее, но не всегда у компании есть возможность платить больше в начале срока;
  • возможность досрочно выкупить автомобиль . Как правило, досрочный выкуп допускается, когда с начала действия договора прошел определенный срок (обычно – 12 месяцев, но может быть и 1 месяц, и 24 месяца). Будет лучше, если прямо в договоре будет указан график изменения выкупной суммы – то есть, стоимость авто для полного выкупа в каждый момент срока договора.

Что же касается конкретных условий лизинга, они определяются каждым лизингодателем в индивидуальном порядке. Можно выбрать любую компанию, желательно – их числа крупнейших, потому что они более надежны (нельзя забывать, что автомобиль остается в собственности лизингодателя). Лучше ориентироваться на рейтинги – так, недавно агентство «Эксперт РА» составило Топ-10 компаний рынка автолизинга в России, и туда вошли крупнейшие фирмы – в том числе «Газпромбанк Автолизинг», занявший 9 строчку рейтинга (что соответствует почти 8,5 тысячам сделок).

Чтобы понять примерный порядок цифр, мы просчитали ежемесячный платеж в нескольких лизинговых компаниях при условии оформления договора на автомобиль стоимостью 1,5 миллиона рублей, с первоначальным взносом в 500 тысяч рублей, на срок в 36 месяцев. Цифры мы затем сравнили с приблизительными суммами платежей по автокредитам с теми же условиями:

Автолизинг

Автокредиты

Как видно, за счет ряда условий лизинг все же предполагает чуть большие платежи, чем автокредиты. Но учитывая, что лизинговая компания берет на себя часть обязательств, разница по итогу будет не очень большой. А если учесть налоговую выгоду, лизинг для компании окажется намного выгоднее, чем автокредит для частного лица.

Но есть еще один очень весомый плюс – государство с некоторых пор активно поддерживает лизинг.

Как работает государственное субсидирование

Государство уже несколько лет активно поддерживает лизинг в России – например, сейчас значительная часть поставок пассажирских автобусов в регионы идет именно по программам лизинга, как и поставки воздушного, морского или железнодорожного транспорта. Фактически лизинговые компании заменяют собой банки, но без избыточного регулирования и с более гибким подходом к каждому клиенту.

Существует несколько программ поддержки лизинга, но с автотранспортом работает одна – «Автопром». Ее основные условия такие:

  • предоставляется на покупку коммерческой колесной техники, произведенной в России . Это легковые, грузовые автомобили и автобусы, производство которых до определенного уровня локализовано в России, произведенные в 2021 году;
  • есть ограничение по маркам и моделям транспорта, участвующим в программе;
  • сумма составляет до 10% от стоимости ТС, но не более 500 тысяч рублей;
  • требования к клиенту стандартные – наличие лицензии на осуществляемые виды деятельности, отсутствие претензий со стороны налоговых органов и проблем в кредитной истории.

Как пояснили нам в компании «Газпромбанк Автолизинг», субсидия представляет собой компенсацию части стоимости транспортного средства. С точки зрения клиента это скидка в размере до 10% от стоимости ТС – фактически ее предоставляет лизинговая компания, которая затем получает эту сумму от Минпромторга.

Пока возможности программы ограничены – Минпромторг отобрал для участия в программе лишь 15 лизинговых компаний (хотя всего их около 100), и выделил им финансирование в размере 3,8 миллиардов рублей. Как считают в компании, этой суммы хватит лишь на до лета, а чтобы она существовала и дальше, нужно дополнительное финансирование.

В отрасли пока остались не очень довольны тем, как Минпромторг распределил финансирование – многие региональные компании фактически остались без финансирования, «выпав» из программы по формальным признакам (а действующий механизм отвечает интересам лишь крупнейших федеральных компаний, что вредит репутации самого лизинга.

Отметим, что в прошлом году в России стартовала программа «Доступная аренда», которую также курирует Минпромторга. Это еще более упрощенный вариант аренды автомобилей, предназначенный, в том числе, и для физических лиц. Выделили на программу ненамного меньше, чем на «Автопром» – 2,5 миллиарда рублей, все это должно начать двигать авторынок к так называемой «шеринговой» модели и модели подписки.

Возможные риски для клиентов

Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).

Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.

Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:

  • клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера , вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
  • на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу ;
  • автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
  • могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.

Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.

Тем не менее, лизинг остается практически самым удобным и выгодным способом обновить материальную базу для бизнеса при отсутствии средств на это – несмотря на все условия, ограничения и риски.

5 неизвестных вам фактов о лизинге для физических лиц

Лизинг для физических лиц – это новый и постепенно набирающий популярность способ купить автомобиль. В западных странах лизинг так же привычен для покупателя, как и автокредит. Но в Россию этот финансовый инструмент пришел с сильным опозданием, из-за чего сейчас он практически неизвестен – покупатели авто рассматривают только покупку в кредит или за наличные.

Чтобы развеять покров тайны над лизингом, мы решили рассказать о нем 5 фактов, которые важно знать каждому автовладельцу.

1. Лизинг для физических лиц существует!

Самый частый вопрос, который обычно задают на интернет-форумах и «Ответах@mail.ru» – это существует ли вообще лизинг для физлиц. А самый частый ответ от уважаемых «диванных экспертов» – что, дескать, нет, лизинг только для юрлиц.

Действительно, до 2011 года в России существовали законодательные ограничения на лизинг имущества – он был доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Лизинг до сих пор весьма популярен среди представителей бизнеса за счет экономии на налоге на прибыль, снижении общей закредитованности компании, минимальных сроках сделки, комплексном обслуживании, отсутствии необходимости в обеспечении и залоге 1 .

Однако с 2011 года законодательные ограничения были сняты, а в конце 2013 года автофинансовая компания «Европлан» впервые предложила физическим лицам воспользоваться лизингом при покупке автомобиля. В течение 2014 года лизинг для физлиц «подхватывался» другими игроками рынка, становился все более известным, начал привлекать внимание СМИ и широкой аудитории автовладельцев.

Сегодня лизинг для физлиц является полноправным конкурентом автокредита.

2. Лизинг для физических лиц поддерживается государством

Учитывая крайне тяжелую ситуацию на российском авторынке, в 2015 году Министерство промышленности и торговли взялось за разработку программы поддержки автопрома за счет субсидирования лизинга для физических лиц. Сегодня по госпрограмме субсидируется часть аванса – 10% от стоимости автомобиля. Говоря простым языком, покупатель получает дополнительную скидку в 10% от цены автомобиля!

3. В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите

В лизинге ключевое преимущество дает не ставка, как в кредите, а размеры аванса и ежемесячного платежа, которые меньше, чем в банковском кредите. Дело в том, что лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей.

Если представить это в виде математической формулы, то вы платите не за всю машину, как в кредите, а за (стоимость машины сейчас) минус (стоимость машины, когда закончится договор лизинга). Таким образом лизинговые компании снижают ежемесячный платеж, а в конце срока лизинга позволяют лизингополучателю пересесть на новый автомобиль без дополнительных инвестиций. Такая «пересадка» становится возможна за счет возвращаемой части аванса, которая в конце срока договора может «перейти» в новый договор в качестве аванса за новый автомобиль – или просто быть возвращена покупателю авто, если он не хочет продолжать пользоваться лизингом.

Например, платеж за кредитный Volkswagen Touareg в 2 раза больше, чем за лизинговый. И со среднероссийской зарплатой руководителя в 73 000 руб. 2 купить его в кредит невозможно, а вот в лизинг (особенно если общий семейный доход составляет больше 100 000 руб.) – вполне.

4. Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит

«Диванные эксперты» любят рассуждать о том, что кредитный автомобиль – он уже свой, родной, а взятый в лизинг – чужой, его же придется отдать.

  • Продать автомобиль без его выкупа у банка
  • Доверить автомобиль другому водителю без добавления этого водителя в полис КАСКО
  • Сделать тюнинг автомобиля без разрешения банка

Вы не поверите, но эти ограничения ничем не отличаются от ограничений лизингового договора. Но если вы хотите от них освободиться, то, как и в кредитном договоре, лизинговый автомобиль можно выкупить в собственность досрочно. А можно и вообще не выкупать, а просто вернуть в лизинговую компанию.

И тут мы переходим к пятому факту, за который так любят лизинг на Западе.

5. После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами

Радость от наконец-то выплаченного кредита проходит настолько же быстро, насколько наступает время первых безгарантийных ремонтов (обычно эти сроки совпадают – средний гарантийный срок составляет 3 года). И, как показывает статистика, средний срок владения автомобилями премиум-марок (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen и др.) – это чуть больше 2,5 лет (хотя для марки Lada он составляет 5 лет). Налицо следующая картина: после истечения гарантийного срока большинство автовладельцев стремятся продать свой старый автомобиль и купить новый. Обычно – снова в кредит, внося вырученную от продажи сумму в качестве аванса.

  • Владелец лизингового автомобиля не тратит свое время и нервы на размещение объявлений, ответы на звонки, показы, торговлю.
  • Он не берет на себя и риск того, что автомобиль будет продан через 3 года дешевле, чем планировалось при оформлении кредита (особенно смешно прогнозы будущей стоимости авто выглядят у нас в стране, не так ли?).
  • А также у него нет риска нарваться на недобросовестных покупателей, которые могут его просто «кинуть».

Он просто возвращает машину в лизинговую компанию, использует возвращаемую часть аванса в качестве нового первоначального взноса – и пересаживается на новый автомобиль.

Заключение
  • Лизинг для физических лиц существует! (и вы можете им воспользоваться)
  • Лизинг для физических лиц поддерживается государством (это равноправный конкурент автокредита)
  • В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите (удобно, особенно в сегодняшние времена)
  • Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит (все остальное – досужие домыслы)
  • После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами (это правда, которую раньше сложно было даже представить)

Согласитесь, тут есть, о чём задуматься. А в нашей следующей статье мы подробнее остановимся на том, по каким параметрам наиболее практично сравнивать лизинг для физических лиц с автокредитом.

Автокредит, потребительский или вообще лизинг? Самый подробный анализ

Способ кажется нехитрым и подходит в большей степени для приобретения недорогих автомобилей, либо тех, которые немного дороже старого проданного. Но здесь есть подводный камень — инфляция, которая постоянно подъедает накопления. Например, в первом квартале 2021 года новые автомобили подорожали в среднем на 8%, что стало рекордным ростом цен за квартал, а средняя стоимость машин с пробегом увеличилась на 5,2% у частных продавцов и на 10% у дилеров. В результате каждая отложенная на покупку автомобиля тысяча за 3 месяца превратилась в 900–950 рублей. Во втором квартале 2021 года рост цен может составить до 7%, и наша тысяча, отложенная в 2020 году, превратится к лету в 840–880 рублей. Это соразмерно очень приличной процентной ставке по кредиту — около 15% по итогам полугодия, а год в целом может выйти и того накладнее. Хоть и очень хочется надеяться, что на 15% рост в этом году остановится (но нет!).

2. Потребительский кредит

Среднемесячная зарплата в России в 2020 году, согласно подсчетам Росстата, составила 51 083 рубля. На какой заем можно рассчитывать при таком доходе? Банки не любят, когда ежемесячный платеж превышает 50% доходов заемщика, и оптимальным считают платежи в 30% дохода — это 15 325 рублей.

Теперь важно понять, на какой процент по кредиту можно рассчитывать. Не думайте, что получите деньги под «от 5% годовых», как обещает реклама: для этого нужно соответствовать множеству условий банка (зарплатная карта, кредитная история, иждивенцы, профессия и т.д.). Согласно отчету Банка России от 17 марта, в 2020 году реальные ставки по потребкредитам составляли от 9,68% до 14,59%.

Читайте также:  Как отключить мобильный Интернет на телефоне при тарифе «Супер МТС»? Какие доступны способы это сделать?

Есть еще один нюанс: любимый срок кредитования у банков — 36 месяцев, что считается оптимальным с точки зрения рисков и доходности.

Теперь высчитаем, какую сумму можно взять на 36 месяцев под, скажем, 12% годовых (средний показатель между данными отчета Банка России). Онлайн-калькулятор дает ответ — 460 тысяч рублей. При этом ежемесячный платеж составляет 15 279 рублей, а переплата — 90 131 рубль (19,6% от суммы займа). В итоге выплатить придется 550 131 рубль. За три года. Признаться, это обременительнее, чем копить, так как общая переплата, с учетом оформления финансовой защиты к кредиту — страхования жизни (2–3% от остатка задолженности в год), получится в районе 23,6–25,6%.

3. Автокредит

Заем денег именно под автомобиль выглядит заманчиво, так как некоторые автопроизводители, имея партнерство с банками. обещают мизерные проценты. Например, Haval — под «от 3,25%», Geely — «от 4%», Suzuki — «от 4,9», Toyota — «от 4%». Но чтобы вписаться в такие условия, нужно тоже соответствовать нескольким параметрам и оплатить 50-процентный первый взнос, погасив долг за год (при условии, что банк одобрит такой договор, а мы помним про выплаты в 30% от доходов заемщика).

Возьмем в качестве примера нашу Ладу. Например, Lada Vesta SW Cross за 925 900 рублей. Первый взнос в размере 50% составит 462 950 рублей, а остаток, распределенный на три года, плюс проценты, будет стоить 14 936 рублей в месяц. Таким образом, переплата составит 74 746 рублей, а выплатить в итоге придется 537 696 рублей. Это кредит под 9,4% годовых по программе Lada Finance, поэтому переплата меньше, чем в рассмотренном случае с потребкредитом, — 16,15%. Страхование жизни составит те же 2–3% в год от остатка долга. Но к расходам можно отнести и каско, которое для Лады Весты составляет 6–7% от ее стоимости: от 55 554 до 64 813 рублей в первый год владения. Это плюс 12–14% переплаты к взятым в долг 462 950 рублям в год. Во второй и третий годы каско будет дешевле примерно на треть, но все равно переплатим 8–9,3%. А общая переплата составит 48,15–54,75% — это проценты по кредиту, страхование жизни и каско за три года.

Помощь государства

Но можно принять участие в госпропрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», если вы в них вписываетесь. Это сделает стоимость автомобиля на 10% или 92 590 рублей дешевле, снизив ежемесячные выплаты по кредиту, но не другие переплаты. Но в общей сумме переплат, которая составляет 223–253,5 тысяч рублей, это ощутимо: она снизятся до 130,4–161 тысячи рублей (на 28,1–34,8%).

Остаточный платеж

Но есть возможность платить в месяц за автомобиль совсем небольшие суммы. Цена машины бьется на три части: первый взнос, автокредит и остаточный платеж. Например, АВТОВАЗ предлагает по этой программе Гранту и XRAY . Возьмем более близкую по цене к «нашей» Весте вторую модель, но в более богатой комплектации, за 917 900 рублей.

Если заплатить те же 50% первоначального взноса (468 950 рублей), а на остаточный платеж заложить 275 370 рублей или 30% цены машины, то кредитная часть составит 20% стоимости автомобиля или 173 580 рублей. Ежемесячные выплаты по такому кредиту на протяжении трех лет составят 10 411 рублей. То есть в итоге выплатить придется 374 796 рублей… Переплата составит 201 216 рублей! Плюс — небольшие платежи, а минус… вы сами видите — 116-процентная переплата только по процентам, без учета страхования каско и жизни. Добавляем их и получаем 148% переплаты. А впереди еще разовая выплата 275 370 рублей.

Но программа имеет два пути развития событий.

  • Первый — вы в том же банке заключаете кредитный договор на новых условиях, близких к потребкредиту, где переплата составляет 23,6–25,6% или, в данном случае, около 69 тысяч рублей. Итого переплата с двух кредитов составит 270 тысяч рублей или 60% от взятых в долг 448 950 рублей.
  • Второй — более интересный. Вы сдаете свою трехлетнюю машину в трейд-ин, а полученные деньги идут на погашение 275 370 рублей и на первый взнос на новый автомобиль. Теоретически, трейд-ин в случае с 3-летним XRAY принесет тысяч 600, и на первый взнос у вас останется тысяч 325. В результате вы остаетесь с новым автомобилем, платя по 10 тысяч рублей в месяц, страхуя жизнь и машину по каско — первоначальный взнос может быть и 10%, а остаточный платеж достигать 60% стоимости автомобиля. Но переплата невероятна — такова цена низких и посильных ежемесячных платежей.

4. Лизинг

Плюс лизинга: покупателю автомобиля государство возвращает НДС — 20% от стоимости автомобиля. Особенность: максимальный первоначальный взнос — 49%, но чаще речь идет о 0%. Такие условия могут быть интересны 4,014 млн индивидуальных предпринимателей и 3,98 млн юрлиц, согласно статистике Росстата.

Чтобы иметь возможность сравнивать, представим, что мы покупаем внедорожную версию универсала Лада Веста, платя не 50%, а 49% ее стоимости сразу. Надо отметить, что лизинг не любит «светить» проценты по кредиту, потому что они выше… выше, чем мы рассматривали до сих пор.

Покупая машину за 926 тысяч рублей и заплатив за нее 453 740 рублей сразу, ИП или физлицо будет выплачивать ежемесячно на протяжении трех лет 18 213 рублей. И это не 14 936 тысяч автокредита. Разница — 3277 рублей в месяц. В итоге предприниматель за три года отдаст 655 668 рублей, переплатив 183 408 рублей или 28%. Прибавив к этому каско, мы получим 58% переплаты.

Но и первый платеж, и ежемесячные взносы будут ниже на 20% за счет возвращенного государством НДС. Он считается от 453 740 рублей первого взноса и 655 668 рублей выплат. Итого 1 109 408 рублей, от которых, отняв 20%, ИП или юрлицо должны заплатить только 887 562 рубля. Напомним, цена самого автомобиля составляет больше — 926 000 рублей. Страховка по каско за 3 года обойдется примерно в 150 тысяч рублей, а значит машина в итоге будет стоить для бизнеса 1 037 562 рубля, а переплата составит 111 562 рубля или 12%.

Лизинг для «физиков»?

Это маркетинговая уловка. Такого лизинга не существует, и объяснить это помог директор по развитию «Альфа-Лизинга» Иларион Демчиков:

За последний год на рынок подписки на автомобиль вышло много новых игроков — это и автопроизводители, и дилеры, и лизинговые компании, и новые независимые игроки. Подписка — по сути тот же операционный лизинг для физических лиц. Но в новой упаковке продукт выглядит гораздо более простым и понятным для потребителя. Потребитель также изменился, новое поколение уже сейчас называют «generation rent». Подписка становится одним из альтернативных вариантов приобретения автомобилей. Рынок выглядит очень перспективным, особенно в премиальном сегменте. Мы внимательно наблюдаем за развитием этого сегмента и рассматриваем возможности для пилота в этом направлении.

«Альфа-Лизинг» попробовал продвигать этот продукт в старой обертке лизинга для физлиц, но отказался, так как он оказался непонятен клиенту: по сути, это подписка на автомобиль — аренда или прокат, по окончании которого автомобиль клиенту не остается.

5. Подписка на автомобиль

Подписка не подразумевает владение автомобилем. Человек платит ежемесячные взносы и пользуется машиной, не заботясь о транспортном налоге, техобслуживании и страховке — то есть учитываются несколько иные статьи расходов.

Например, сервис «Сбер Автоподписка», который пока проходит тестирование и доступен только для сотрудников компании, предлагает подписку на седан Лада Веста на три года с ежемесячным платежом от 14 950 тысяч рублей. Это 538 200 рублей за все время подписки.

При этом транспортный налог за три года составит 7950 рублей, и за это время автомобиль успеет 3–4 раза заехать с сервис на техобслуживание (средний годовой пробег в РФ составляет около 18 000 км, а межсервисный интервал Лады Весты — 15 000 км). Возьмем побольше — 4 раза. Сумма четырех ТО составит около 31 200 рублей. ОСАГО за три года обойдется примерно в 24 тысячи рублей, а каско — тысяч 150. Итого учтенные подпиской расходы, без учета амортизации автомобиля, за три года составят 213 150 рублей. Следовательно, на амортизацию и потерю стоимости закладывается 325 200 рублей. Трехлетняя Веста стоит на рынке от 500 тысяч до 750 тысяч рублей, тогда как новый седан — примерно от 700 тысяч рублей, и размер амортизации кажется завышенным.

Подписываясь на машину, мы не делали первый взнос, и автомобиль не остается в собственности арендатора, поэтому сравнивать кредиты и подписку сложно, но условно можно. Предлагаем принять за норму расходы на содержание и оплату налогов с ОСАГО, а каско и разницу в значениях амортизации отнести к переплате. Условно, это потери, которые компенсирует клиент. Часть их все равно бы легла на его плечи, но в размере тысяч 200, а не 325 200 рублей плюс оплата дорогого каско. Следовательно, переплата — это 125 200 рублей «лишней» амортизации и 150 тысяч рублей за каско. Итого 275 200 рублей. От выплаченных за три года 538 200 рублей эта сумма составляет 51,1%, что условно и можно считать переплатой.

Оптимальное решение

Универсального решения, конечно же, не существует. Выбор того или иного пути определяют обстоятельства, возможности и планы покупателя. И вы уже наверняка его сделали. Даже кредит с остаточным платежом может оказаться предпочтительнее благодаря посильным суммам выплат, равно как и подписка, которая по факту менее обременительна, чем покупка и владение кредитным автомобилем, но не ведет к собственности.

Ездить или владеть: 5 случаев, когда лизинг оказывается выгоднее, чем кредит

Ключевым финансовым инструментом приобретения новых автомобилей в России остается кредит. Главная причина его популярности проста и понятна: автовладельцы привыкли «платить за свое», постепенно выкупая машину. На этом фоне лизинг кажется чем-то двойственным: с одной стороны, платить проще и меньше, а с другой, машина как бы остается чужой… Но мы посмотрим на ситуацию со стороны: вот 5 случаев, когда приобретение машины в лизинг оказывается явно лучше кредита.

К ак известно, лизинговая схема кардинально отличается от кредитной тем, что в ней собственником автомобиля является не банк, а лизингодатель – и он же берет на себя обязательства по страхованию, уплате транспортного налога, обслуживанию машины и так далее. Таким образом, лизинг не является кредитным продуктом – то есть, он никак не влияет на кредитные возможности и не зависит от кредитных обязательств. Проще говоря, если у вас уже есть ипотека или другой непогашенный кредит, получить еще один кредит на покупку новой машины может быть затруднительно – и наоборот, взяв кредит на автомобиль, покупатель машины ограничивает свои возможности по покупке недвижимости и получения новых займов до погашения текущего. Лизинг полностью решает эту проблему: приобретая автомобиль по такой схеме, вы не имеете никакой кредитной нагрузки, а потому покупка чего-то еще ограничена исключительно вашими финансовыми возможностями: можно без проблем получить кредит на квартиру, дачу или новый ремонт в доме.

Depositphotos_59832461_xl-2015

Еще один сопутствующий плюс независимости лизинга от кредитов – это возможность купить новую машину даже при условии неидеальной кредитной истории или сложностей с подтверждением ежемесячного дохода. К примеру, заемщики, допускавшие просрочки платежей по кредиту, зачастую получают менее выгодные кредитные условия – а лизинг «един для всех». И еще: если ваша специфика работы предполагает неравномерность выплат – к примеру, годовые или квартальные премии при сравнительно небольшой зарплате – лизинг тоже может оказаться более простым способом купить новую машину.

В большинстве своем кредитные предложения составлены с учетом первоначального взноса – причем чем больше этот взнос и меньше срок кредита, тем выгоднее оказывается предложение. Акции со «сладкими» процентами и минимальными переплатами в подавляющем большинстве случаев актуальны при оплате 60-80% стоимости автомобиля первоначальным взносом и сроке кредита, не превышающем 12 месяцев – нетрудно подсчитать, что даже для недорогой машины стоимостью в миллион это означает 600-800 тысяч первоначального взноса и ежемесячный платеж в 20-35 тысяч в месяц. Но если денег на руках не так много, а вкладывать их в ремонт подержанной машины не хочется, именно лизинг может стать выходом из ситуации.

Depositphotos_116483540_xl-2015

Лизинговые программы здесь имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, лизинговые компании зачастую получают скидки на новые машины – то есть, и им, и покупателю автомобиль обходится дешевле. Ну а во-вторых, у крупных компаний, таких как Major, есть большой выбор лизинговых программ, предлагающих разные условия первоначального взноса – от крупного в 50-60% и до нулевого. То есть, в самом простом сценарии можно прийти в салон, имея сумму одного лизингового платежа (20-30 тысяч), и уехать на новом автомобиле.

Кому-то эта причина может показаться надуманной: мол, зарегистрировать машину, съездить на ТО, оформить страховку, оплатить транспортный налог и переобуться – дела редкие и растворяющиеся в ежедневной рутине. Однако если вспомнить, сколько раз вы затягивали с сезонной сменой шин из-за нежелания попасть в очередь, как подгадывали ТО под зарплату, как озадачивались выбором зимних шин и страховой компании, можно иначе посмотреть на то, насколько просто и удобно делать один ежемесячный платеж и больше ни о чем не задумываться. Учитывая, что владельцем автомобиля в период лизинга является лизингодатель, именно он берет на себя обязательства по регистрации машины после покупки и ее содержанию, обслуживанию, страхованию и гарантийному ремонту. Клиенту остается просто заправляться и ездить – и к такой модели владения стремятся многие из тех, для кого машина – это просто средство передвижения, а такси и каршеринг – дорогие и неудобные полумеры.

Как мы уже упоминали, в России модель владения автомобилем обычно предполагает его покупку и долгосрочное владение – на одной машине ездят 3-5 лет, до истечения гарантийного срока, и только потом продают, теряя 30-40% ее стоимости и начиная этот кредитный процесс сначала. Но если вы не видите смысла «выкатывать ресурс» до последнего, предпочитая свежие машины, и любите часто менять автомобили, то лизинг – это ваше решение.

Depositphotos_81522712_xl-2015

Нулевой первоначальный взнос, ежемесячный платеж ниже, чем по кредиту, никаких обязательств по выкупу и сложностей с последующей продажей на вторичном рынке: просто новая машина каждый год и возможность выбора любой модели из доступных в лизинговых программах. Сменить «корейца» на «японца», через год попробовать «немца», а потом снова выбрать свежую корейскую новинку – без проблем. Купить ярко-красную машину, через год сменить ее на оранжевую, а еще через год пересесть на строгую черную – пожалуйста. Выбрать кроссовер вместо хэтчбека, а потом выяснить, за что у нас так любят седаны – никаких ограничений. Попробовать автомобиль классом выше, чтобы убедиться в том, стоит ли он переплаты, а через год принять окончательное решение – да, и это тоже в ваших руках! В общем, для тех, кто не мыслит свою жизнь без регулярных обновлений и частых перемен, именно лизинг может стать билетом в автомобильное разнообразие.

Это условие сначала тоже может показаться странным – однако стоит взглянуть на условия выдачи крупных кредитов, чтобы вспомнить, что возраст тоже является ограничением. Обычно кредиты выдаются при условии, что срок их выплаты должен истечь до достижения заемщиком определенного возраста – так банки страхуют себя от излишних рисков. У лизинга таких ограничений нет: поскольку лизинговая машина не принадлежит заемщику, требования к нему снижены – причем не только по доходу или чистоте кредитной истории, но и по возрасту.

Depositphotos_34554647_xl

Есть ограничение только по минимальному возрасту клиента – он должен быть не моложе 18 лет, а вот верхняя планка не установлена. Так что если вы хотите приобрести машину, но выгодные предложения от надежных банков ограничены возрастом, можно пойти более простым путем и облегчить жизнь, вообще отказавшись от кредита, оформления, содержания и потенциальных сложностей с долговым наследством. Ведь лизинг дает главное – возможность ездить на новой машине с минимальными затратами.

На самом деле, перечисленное выше – это еще не полный список преимуществ лизинга. Можно вспомнить и значительно более низкие ежемесячные лизинговые платежи, и возможность ездить на машине, не декларируя ее в списке личного имущества, и упрощенную процедуру приобретения автомобиля в лизинг по сравнению с кредитом, и так далее. Однако, пожалуй, именно эти пять примеров – это самые наглядные случаи, когда лизинг действительно оказывается более предпочтительным, удобным и выгодным, чем кредит. Не зря на некоторых рынках он весьма популярен: например, в США лизинговые автомобили составляют до четверти всего первичного рынка. Так что этот финансовый инструмент хоть еще и не слишком привычен российским автомобилистам, но вполне заслуживает внимания наравне с хорошо знакомым кредитом.

Ссылка на основную публикацию