Льготы по транспортному налогу: кому положены и что в себя включают

Транспортный налог в 2022 году

Согласно данным «Автостата» в РФ на начало 2020 насчитывалось свыше 57 млн. единиц транспорта. В регионах транспортный налог является важной составляющей бюджета. Все владельцы автомобилей (физические и юридические лица) обязаны ежегодно уплачивать налог.

Объект налогообложения

Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:

  • автомобили (грузовики и легковые);
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
  • воздушный и водный транспорт;
  • самоходные и гусеничные машины.

Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год

В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

  1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
  2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

  • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
  • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

Региональные власти наделили следующими правами:

  1. предоставлять льготы по уплате налога;
  2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
  3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

Ставки транспортного налога по регионам в 2022 году

Регион | Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Адыгея, республика 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Алтай, республика 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Башкирия, республика 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Бурятия, республика 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Дагестан, республика 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Ингушетия, республика 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Кабардино-Балкария, республика 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Калмыкия, республика 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Карачаево-Черкесия, республика 7 14 25 35 95
Карелия, республика 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Коми, республика 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Крым, республика 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Марий Эл, республика 25 35 50 90
Москва, город 12 35 50 75 150
Мордовия, республика 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Северная Осетия, республика 7 15 20 45 90
Севастополь, город 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Татарстан, республика 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Тыва, республика 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Удмуртия, республика 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Хакасия, республика 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Чечня, республика 7 11 24 48 91
Чувашия, республика 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Якутия, республика 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145

Налоговой базой при расчете транспортного налога служит мощность автомобильного двигателя в л. с. Региональные власти самостоятельно устанавливают «стоимость» одной лошадиной силы, опираясь на таблицы с размерами налога для различным типов транспортных средств из НК РФ.

В Москве 1 л. с. обойдется в 12 руб. для автомобилей мощностью до 100 л. с. А владельцы машин мощностью свыше 250 л. с. заплатят уже 150 руб. за 1 л. с.

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:

Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3
Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3

Льготы по транспортному налогу

Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.

Список автомобилей, не облагаемых налогом:

  • полученные на линии соцзащиты;
  • адаптированные для инвалидов;
  • весельные лодки;
  • сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
  • ряд речных и морских судов.

Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.

Некоторые регионы ввели льготы для владельцев газовых и электрических автомобилей. В Москве, Московской области и ряде субъектов РФ до 2024 отменен транспортный налог на электромобили (гибридные под льготы не попадают). В Белгородской и Иркутской областях налог для владельцев транспорта на газу ниже в 2 раза. В Новосибирске и Приморье применяется понижающий коэффициент для машин старше 10 лет.

Для физических лиц

Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:

  1. Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
  2. Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
  3. Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
  4. Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
  5. Герои СССР и РФ.
  6. Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
  7. Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
  8. Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.

Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.

Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:

  • пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
  • ветераны труда.

Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.

Для юридических лиц

Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:

  1. используют труд инвалидов;
  2. поддерживают коренные промыслы малых народов;
  3. осуществляют пассажироперевозки;
  4. поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).

Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.

Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.

Расчет транспортного налога в 2022 году

  • мощность в л. с.;
  • субъект РФ (по прописке собственника);
  • тип транспорта;
  • число месяцев владения.

Для дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент, необходимо указать год выпуска (из ПТС), модель и марку.

Для проверки можно сделать ручной расчет по формуле: базовая ставка для региона * мощность (л. с.) * месяцы владения /12 * повышающий коэффициент.

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

Сроки оплаты налога для юридических лиц

По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.

Заключение

Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).

Кто имеет льготы по транспортному налогу в 2020 – 2021 годах?

Льготы по транспортному налогу — это способ законно сэкономить на его уплате. В данной статье мы расскажем о том, кто имеет право на льготы по транспортному налогу и как их получить. А еще здесь вы найдете заявление на получение льготы.

Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень

Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогу и определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы выяснить, кто имеет льготы на транспортный налог, нужно обратиться к закону соответствующего региона, найти который можно на сайте ФНС. Но для начала стоит установить, является ли транспортное средство объектом обложения ТН.

О том, как по регионам может различаться величина ставок налога, читайте в материале «Ставки транспортного налога по регионам – таблица 2021».

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

С 03.07.2016 по 31.12.2018 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Читайте также:  Отчет о финансовых результатах форма 2: Бланк 2022, образец

Подробнее о вычете читайте в статье «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

Кто освобождается от уплаты транспортного налога региональными законами

Льготы по транспортному налогу регион может вводить как для физических лиц, так и для организаций. В основном они имеют социальную направленность, и к льготникам обычно относят инвалидов, пенсионеров, участников войны, лиц, имеющих госнаграды и т. п. Льготы могут быть предоставлены как в виде полного освобождения от налога, так и в виде снижения ставки.

Установлены ли льготы по транспортному налогу для многодетных семей? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве

Рассмотрим перечень льготников на примере московского закона о транспортном налоге. В столице порядок уплаты транспортного налога регулирует закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Льготам посвящена ст. 4 этого закона.

Согласно этой статье в Москве право на льготы по транспортному налогу в 2020-2021 годах имеют:

  1. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
  2. Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны.
  3. Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ.
  5. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  6. Инвалиды I и II групп.
  7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  8. Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида.
  9. Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно, — на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
  10. Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  11. Физлица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.
  12. Физлица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  13. Физлица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  14. Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
  15. Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении ОЭЗ, — в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении особыми экономическими зонами. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.
  16. Управляющие компании Международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией Международного медицинского кластера и осуществляющие на территории Международного медицинского кластера деятельность по реализации проекта (с 01.01.2018 по 31.12.2027 — ст. 4 закона № 33 в редакции закона г. Москвы о внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в сфере налогообложения от 29.11.2017 № 45).
  17. С 01.01.2020 по 31.12.2024 — лица, имеющие транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями.

Физлицам льготы предоставляются только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. При этом следует помнить, что льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. Данное правило не распространяется лишь на родителей многодетной семьи.

Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу

Тот, кто освобожден от транспортного налога, должен заявить об этом в ИФНС и подтвердить свое право на освобождение (снижение) налога.

Форма заявления на льготу по транспортному налогу для физлиц утверждена приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Можете увидеть его на нашем сайте.

Приложение 1 к приказу ФНС России «от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@

В заявлении можно выбирать:

  • представить документы, подтверждающие право на льготу;
  • или только сообщить реквизиты таких документов.

В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где были выданы указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.

Образец заявления на льготу по ТН для физлица вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в пример заполнения документа.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, а также через личный кабинет налогоплательщика.

Плательщики — юрлица с 2020 года также подают в ИФНС заявления о льготах (приказ ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@). Бланк заявления вы можете скачать по ссылке. За периоды до 2020 года льгота отражается в декларации.

Образец заполнения заявления на льготу для организации тоже можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Итоги

Льготы по транспортному налогу делятся на федеральные (они перечислены в НК РФ) и региональные (их устанавливают в региональных законах).

О своем праве на льготу необходимо заявить в ИФНС (подать заявление в рекомендуемой налоговиками форме), а также представить подтверждающие документы или сообщить налоговикам их реквизиты.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ
  • Приказ ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@
  • Приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Транспортный налог с пенсионеров: льготы и порядок уплаты

Транспортный налог для пенсионеров — это региональный фискальный платеж, который обязателен для всех автовладельцев, в том числе пожилого возраста. Предусмотрены льготы и освобождение от уплаты.

Как рассчитывают транспортный налог для пенсионеров

Все граждане, которые владеют транспортом любого вида, включая лиц пенсионного возраста, в силу норм статьи 35 Налогового кодекса РФ признаются плательщиками транспортного налога. Считают транспортный налог для пенсионеров в 2021 году органы Федеральной налоговой службы России (ФНС). Они направляют плательщикам уведомления с суммой к уплате, которую они обязаны заплатить в бюджет до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог является региональным — все собранные средства поступают в местные бюджеты и распределяются на ремонт и содержание дорог и транспортной инфраструктуры. Правила и ставки устанавливают региональные власти.

  • легковые и грузовые автомобили, за исключением специально оборудованных для использования инвалидами или приобретенных через органы социальной защиты населения, с мощностью двигателя до 100 л. с. (пп. 2 п. 2 статьи 358 НК РФ );
  • автобусы;
  • мотоциклы, мотороллеры;
  • прочие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, за исключением тракторов и сельскохозяйственной техники (пп. 5 п. 2 статьи 358 НК РФ);
  • самолеты, вертолеты и другие воздушные ТС;
  • теплоходы и яхты (за некоторым исключением).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как физлица считают и платят транспортный налог. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие льготы предусмотрены для пенсионеров

На федеральном уровне льгот по транспортному налогу не предусмотрено. Но региональные власти вправе самостоятельно устанавливать льготы, поэтому пенсионеры не платят транспортный налог за 2020 год во многих российских регионах, особенно если относятся к другим льготным категориям. Условия получения преференций в них отличаются. Где-то от уплаты освобождают полностью, с минимальными условиями, а где-то требуется соответствие установленным рамкам. Льгота носит заявительный характер, автоматически налоговые органы ее не предоставляют. Пенсионеру-льготнику требуется подтверждать право на преференции, если они есть, документально.

Ситуация в регионах РФ: Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье

Региональное законодательство в разных субъектах РФ отличается. В связи с этим транспортный налог по регионам за 2020 год для пенсионеров устанавливается по разным нормативно-правовым актам, изданным на основе Налогового кодекса РФ. В Москве нет отдельных льгот для граждан пенсионного возраста по транспортному налогу. В статье 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 указано, что от уплаты транспортного налога освобождены владельцы одного ТС с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт), если они являются:

  • ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны;
  • ветеранами и инвалидами боевых действий;
  • Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации или награждены орденом Славы трех степеней;
  • инвалидами I и II групп;
  • бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период ВОВ;
  • одним из родителей (усыновителей), опекуном, попечителем ребенка-инвалида;
  • одним из родителей (усыновителей) в многодетной семье;
  • лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, или лицом, которое принимало непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лицом, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидом в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • одним из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.

В связи с этим транспортный налог в 2021 г. в Москве для пенсионеров исчисляется на общих основаниях, если они не подпадают ни под одну из этих категорий. Даже для ветеранов труда льгот не предусмотрено.

В Подмосковье льготы регулируют сразу несколько НПА:

  • статья 3 Закона МО № 129/2002-ОЗ;
  • статьи 25, 26.8, 26.19, 26.31 и 26.32 Закона МО № 151/2004-ОЗ;
  • статьи 1, 2 Закона МО от 24.12.2020 № 295/2020-ОЗ.

Но для обычных пенсионеров преференций нет. На освобождение от уплаты полностью на один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно или мотоцикл (мотороллер) с мощностью двигателя до 50 л. с. (до 36,8 кВт) есть право у участников и инвалидов ВОВ, Героев СССР и России, инвалидов с детства I-II групп, граждан, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС. 50% платят инвалиды III группы и ветераны боевых действий. По закону, транспортный налог пенсионерам в Московской области в 2021 г. начисляется в полном размере, если они не относятся к льготным категориям.

В Санкт-Петербурге преференции регулирует Закон СПб от 04.11.2002 № 487–53. В городе действуют более комфортные условия для пожилых автовладельцев. Кроме льготных категорий, перечисленных выше (для Москвы и Московской области), от уплаты за одно транспортное средство освобождены мужчины и женщины, достигшие возраста 60 и 55 лет соответственно и пенсионеры всех категорий. Органы ФНС не начисляют транспортный налог за 2020 г. в СПб для пенсионеров, которые подтвердили свое желание получать освобождение от уплаты по конкретному автомобилю заявлением и документами.

Льготы по транспортному налогу для пенсионеров в СПб

Как получить льготы

Заявление для получения льгот налогоплательщики направляют в территориальный налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897. К заявлению требуется приложить документы:

  • на ТС, подтверждающие принадлежность легкового автомобиля к автомобилям отечественного производства;
  • подтверждающие принадлежность к льготной категории.

При продаже автомобиля, на который ранее заявлялась льгота, и регистрации другого транспортного средства или изменения выбора налогоплательщика в налоговые органы направляется новое заявление. При отсутствии изменений в объекте не требуется ежегодное подтверждение льготы на уплату налога.

Есть ли льготы по транспортному налогу пенсионерам

Выходя на пенсию и приобретая новый жизненный социальный статус, граждане задумываются об экономии своего бюджета. Не секрет, что пенсионные выплаты не велики. Автомобиль часто становится в такой ситуации роскошью, даже если он относится к эконом-классу. Может ли пенсионер (предпенсионер) сэкономить на транспортном налоге? Рассказываем про льготы и скидки пенсионерам по транспортному налогу в 2021 году.

  • Освобождение от транспортного налога многодетных семей
  • Как получить льготу по транспортному налогу для физических лиц

Кто обязан уплачивать транспортный налог

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога на транспортное средство являются абсолютно все владельцы:

  • легковых автомобилей;
  • мотоциклов;
  • гусеничной техники;
  • моторных лодок, яхт, катеров, парусных судов, гидроциклов;
  • мотороллеров;
  • снегоходов, мотосаней;
  • автобусов;
  • самолетов, вертолетов;
  • теплоходов.

Сумма налога исчисляется в зависимости от категории и габаритов транспортного средства, а также его мощности, указанной в ПТС. При этом ставка налога на транспорт в каждом регионе России своя, так как установлена законодательством конкретного субъекта РФ.

Скидка пенсионерам и предпенсионерам

Во многих регионах для пенсионеров предусмотрена льгота по уплате транспортного налога. Где-то ее установили в виде определенной фиксированной суммы, уменьшающей налог к уплате. А где-то скидка предусмотрена в виде снижения налоговой ставки за каждую лошадиную силу на 1 – 5 рублей. В отдельных регионах льготные категории граждан уплачивают лишь 50-80% от исчисленной суммы, а есть и такие субъекты РФ, которые предоставляют льготу в 100% суммы налога.

В связи с последними поправками пенсионной реформы и изменением возраста выхода на пенсию, в региональные законы многих субъектов РФ были внесены дополнения. Теперь льготы по транспортному налогу охватывают и новую категорию населения, называемую предпенсионеры. Это лица, достигшие в период с 01.01.2019 по 31.12.2024 возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Читайте также:  Добровольное медицинское страхование сотрудников - лучшие программы ДМС для сотрудников от Ингосстраха в Санкт-Петербурге!

Есть и такие регионы, где льготой по транспорту охвачены лишь пенсионеры по возрасту и досрочники. То есть, кто вышел на пенсию, выработав опасный или вредный стаж, льгот лишены.

Таблицу со скидками пенсионерам по транспортному налогу 2021 по всем регионам вы найдете в нашем материале «Пенсионеры не знают о своих льготах по транспортному налогу».

Как воспользоваться льготами по транспортному налогу

Нужно изучить законодательство своего региона, чтобы применить льготы.

Да: налоговики и из других источников могут узнать о вашем выходе на пенсию и применить в расчетах пониженную ставку или процентную скидку, установленную региональным законодательством. Но Налоговым кодексом предусмотрен заявительный характер предоставления льготы по транспорту. Причем заявить о льготе нужно до наступления срока уплаты налога – до 1 декабря года, следующего за тем, за который платите налог.

Совсем не обязательно лично посещать налоговую инспекцию. Можно послать бланк заявления на льготу по почте или прикрепить его скан в личном кабинете на сайте ФНС. Правда, нужно обязательно предоставить еще копию паспорта, ИНН и документ, подтверждающий право на льготу.

Одним заявлением можно сразу запросить льготу по нескольким налогам – транспортному, имущественному, земельному. В бланке заявления одновременно предусмотрено и уведомление о выбираемом транспорте, в отношении которого будет применяться льгота. Ведь во многих регионах льгота устанавливается только на одно транспортное средство на выбор налогоплательщика.

Если в регионе льгота пенсионерам не предусмотрена

Если в вашем субъекте РФ пенсионеры не являются льготниками по транспортному налогу, обратите внимание на все льготные категории налогоплательщиков по этому налогу. Возможно, сможете воспользоваться какой-то другой льготой. Ведь во многих регионах скидки дают на автомобили и другие транспортные средства российского производства. Или на т/с малой мощности, например автомобили до 150 лошадиных сил.

В каких случаях, кроме пенсионного возраста, можно получить льготу по транспортному налогу, смотрите в статье «Что нужно знать про отмену транспортного налога в России».

Транспортный налог — 2020: когда платить и как получить скидку

Середина осени — традиционное время, когда помимо «писем счастья» большинство автомобилистов обнаруживают квитанции для оплаты транспортного налога. Рассчитаться с пошлинами в этом году необходимо до 1 декабря, в противном случае должника ждут штрафные санкции. Как быстрее и удобнее оплатить транспортный налог во время пандемии COVID-19, кто может претендовать на льготы и что делать если платежка не дошла до адресата — в материале Autonews.ru.

В России ежегодно транспортный налог в обязательном порядке должны выплачивать как физические, так и юридические лица, на которые зарегистрирован автомобиль. Основная методика расчета коэффициентов действует с 2003 г. и с тех пор практически не менялась. Размер пошлины зависит от мощности автомобиля, поэтому сумма для разных категорий могут существенно отличается.

Все полученные средства направляют в региональную казну. Поэтому местные власти самостоятельно устанавливают коэффициенты транспортного налога, а также утверждают льготы и скидки для отдельных групп граждан. Например, в Москве для машин с двигателями слабее 100 сил размер пошлины составляет 12 руб. за 1 л. с., от 100 до 125 л. с. — 25 руб., от 125 до 150 л. с. — 35 руб. и так далее.

Одна из самых низких ставок в РФ установлена в Свердловской и Калининградской областях. Владельцы маломощных автомобилей в этих регионах платят всего по 2,5 рубля за 1 л. с. в год. Что касается машин с двигателем мощностью более 100 л.с., то здесь меньше всего платят жители Крыма и Ингушетии — 7 руб. за 1 лошадиную силу.

В 2020 году транспортный налог необходимо оплатить до 1 декабря. Сделать это можно после получения квитанции из налоговой инспекции. В ней указаны все необходимые данные и реквизиты. Чаще всего платежка приходит заблаговременно, чтобы у водителя было время выделить нужную сумму и определиться с вариантами оплаты. Для этого можно воспользоваться непосредственно сайтом ФНС.

Также оплату можно произвести на портале Госуслуг. Однако сделать это могут только зарегистрированные пользователи ЕСИА с учетной записью в статусе «Подтвержденная». Наконец, заплатить пошлину можно воспользовавшись терминалом любого банка. Однако в условиях пандемии COVID-19 автовладельцам все же пока стоит остановить свой выбор на онлайн-сервисах.

По закону платежное поручение поступает автовладельцу не позднее, чем за 30 дней до наступления даты оплаты. Если в эти сроки квитанция водителю не пришла, возможно, она была утеряна. В таком случае можно обратиться в налоговую службу с просьбой выслать дубликат извещения. Обычно на это уходит около месяца, поэтому в данном случае водитель рискует просрочить очередной платеж. Гораздо быстрее и удобнее воспользоваться личным кабинетом на сайте ФНС, где содержится вся информация о счетах и задолженностях, либо порталом Госуслуги.

Чаще всего водителю не требуется самостоятельно рассчитывать сумму пошлины. Обычно это делает сама налоговая служба на основе данных о мощности двигателя машины, а также сроках эксплуатации автомобиля. Проверить эти расчеты может сам владелец транспортного средства с помощью специального онлайн-калькулятора. Воспользоваться этим сервисом можно на сайте налоговой службы, выбрав необходимый регион, а также указав в специальном меню полагающиеся автовладельцу льготы. Важно помнить, что автомобилист не может выбирать регион с самыми низкими коэффициентами — машину можно ставить на учет только там, где зарегистрирован сам владелец транспортного средства.

В России на данный момент действует целый ряд льгот по освобождению от транспортного налога. В это категорию попадают владельцы автомобилей мощностью до 70 лошадиных сил. Также налог не платят инвалиды, которые получили машины через органы соцзащиты. Освобождены от таких уплат и герои Советского Союза, ветераны труда, пострадавшие от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями, а также инвалиды 1-й и 2-й группы, Что касается пенсионеров, то в некоторых регионах они полностью освобождены от налога, а в других пользуются значительными скидками. Также в ряде российских городов пользоваться льготами могут матери-одиночки и родители в многодетной семье.

Статьи 10 сентября 2020 «Отказываться от транспортного налога нельзя». Что будет с ценами на АЗС

Новости 3 сентября 2020 Правительство отказалось отменить транспортный налог

Не платить транспортный налог могут владельцы угнанных машин. Для них эта льгота начинает действовать с месяца начала розыска машины до месяца ее возврата водителю. В зависимости от региона льготы также распространяются на владельцев электрокаров и машин на газу. Кроме того, транспортный налог не платят за автомобили полиции, скорой помощи и МЧС.

Самый простой способ оформить льготы — подать обращение через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru. На рассмотрение заявления отводится один месяц. Также необходимое заявление можно подать через центры гсоуслуг или почтовым сообщением, что займет гораздо больше времени.

Если налоговая служба не получит сведений о положенных льготах автомобилиста, то налог будет рассчитан по стандартной ставке. Однако по закону водитель может потребовать пересчитать налог за три предыдущих года с учетом наличия положенных льгот. Сделать это также можно на сайте налоговой службы. В случае положительного решения излишне уплаченные деньги будут возвращены автомобилисту в течение месяца

Повышенный налоговый коэффициент вынуждены платить владельцы роскошных транспортных средств. В России к ним относят автомобили стоимостью более 3 млн рублей. Повышенный коэффициент применяется только к нестарым автомобилям и автоматически отменяется по достижении определенного возраста. Более того, в прошлом году налоговый режим был облегчен для владельцев автомобилей не старше трех лет, попадающих в нижнюю категорию роскоши (от 3 млн до 5 млн рублей). Для них теперь применяется только один вид повышающего коэффициента: 1,1 вместо прежних 1,3.

В случае если водитель проигнорировал ежегодную оплату транспортного налога, ФНС в течение трех месяцев направит ему соответствующее требование. На это должнику отводится 8 дней с момента получения уведомления. Если этого не будет сделано, то налог, штраф и пени, которые начисляются с первого дня просрочки задолженности, будут взыскивать через суд в принудительном порядке. Скорее всего, необходимые средства будут списаны с банковской карты водителя, а если их не хватит, его счет может быть заблокирован.

Кроме этого, серьезные просрочки платежей могут обернуться запретом на выезд за границу и даже арестом недвижимости или автомобиля. Водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, также обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%.

Льготы по транспортному налогу: кому положены и что в себя включают

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. № БС-4-21/1866@ “О предоставлении физическим лицам налоговых льгот по транспортному налогу в беззаявительном порядке”

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. № БС-4-21/1866@ “О предоставлении физическим лицам налоговых льгот по транспортному налогу в беззаявительном порядке”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу предоставления налогоплательщикам – физическим лицам налоговых льгот по транспортному налогу (далее – налоговая льгота) в беззаявительном порядке и сообщает.

В соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) в случае, если налогоплательщик – физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (далее – заявление) или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания её предоставления, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота (абзацы шестой, седьмой пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса).

Таким образом, предоставление налоговой льготы означает, в частности, определение объекта налогообложения, на который она распространяется.

Глава 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса не содержит исчерпывающего регулирования в случае, если установленное законом субъекта Российской Федерации основание предоставления налоговой льготы распространяется только на один объект налогообложения, при этом у налогоплательщика имеется несколько транспортных средств, относящихся к объектам налогообложения соответствующего вида.

Например, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге», от уплаты налога освобождаются инвалиды всех категорий, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий; такая налоговая льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей.

Указанным законом Тульской области не определены правовые последствия для применения налоговой льготы в случае, если на налогоплательщика, имеющего право на налоговую льготу и не представившего в налоговый орган заявление, зарегистрировано несколько транспортных средств, отвечающих условиям предоставления налоговой льготы.

Учитывая, что Налоговый кодекс не содержит налоговых льгот, а предусматривает полномочия по их установлению законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в рассматриваемой ситуации полагаем целесообразным рекомендовать в законе субъекта Российской Федерации регламентировать, что если налогоплательщик не сообщил налоговому органу о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, такая льгота применяется в отношении объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога.

По мнению Федеральной налоговой службы, такое решение не вторгается в полномочия налоговых органов, корреспондируется части третьей статьи 356 Налогового кодекса о том, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования, а также направлено на соблюдение пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса, согласно которому права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов и иных уполномоченных органов, в том числе по предоставлению налоговых льгот при наличии условий, определённых абзацем девятым пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.

Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

Если гражданин, имеющий право на льготу по транспортному налогу, не подал в инспекцию заявление о льготе или не сообщил об отказе от нее, то льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, начиная с налогового периода, в котором возникло право на нее.

Предоставление льготы означает, в частности, определение объекта налогообложения, на который она распространяется.

Кодекс не регулирует случаи, когда установленное законом региона основание для льготы распространяется только на один объект, а у налогоплательщика их несколько.

Например, по закону Тульской области налог не платят инвалиды, ветераны ВОВ и боевых действий. Льгота предоставляется в отношении одной единицы транспортного средства, не включенного в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. Закон не определяет последствия применения льготы в случае, когда на плательщика, не подавшего заявление, зарегистрировано несколько транспортных средств.

ФНС рекомендует прописать в законе региона норму о применении льготы в отношении транспортного средства с максимальной стоимостью, если плательщик не выбрал объект, в отношении которого будет применяться льгота.

Читайте также:  Порядок и условия присвоения звания ветеран труда в Санкт-Петербурге в 2022 году

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Транспортный налог для сельхозтранспорта: когда и при каких условиях платить

НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Ссылка на основную публикацию