Камеральная проверка 3-НДФЛ: сколько длится и что проверяют

О камеральной налоговой проверке

Расширение перечня мероприятий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках камеральной проверки, постепенно превратили её в выездную.

Проведение камеральной проверки различается в зависимости от вида представляемой отчётности.

Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям отмены вынесенного инспекцией решения вышестоящим налоговым органом посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие правила предусмотрены НК РФ для камеральной проверки?

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчётов). Не любой документ, представляемый организацией в налоговый орган, влечёт камеральную проверку. Скажем, проверка справок по форме 2-НДФЛ камеральной проверкой не охватывается.

В ходе проверки налоговый орган исследует документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ). К этим документам относятся, в том числе, отчётность налогоплательщика по налогу за предыдущие периоды, отчётность по другим налогам, отчётность других налогоплательщиков.

Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется. Проверку осуществляют должностные лица того налогового органа, в который представлена налоговая декларация (расчёт). Проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

С какого момента начинает отсчитываться срок проверки?

Срок проверки – это период времени, в течение которого в отношении налогоплательщика проводятся контрольные мероприятия.

Имеется неопределенность с отсчетом начала камеральной налоговой проверки. Очевидно, что камеральная проверка не может проводиться до получения налоговым органом налоговой декларации (письмо Минфина № 03-02-08/52 от 19 июня 2012 года).

Поэтому дата начала течения срока проверки декларации не совпадает с датой, на которую обязанность налогоплательщика по представлению декларации признается исполненной.

При отправке декларации по почте или передачи её по телекоммуникационным каналам связи необходимо учитывать, что время от дня отправки до дня фактического получения декларации налоговым органом в срок проверки не включается.

Минфин не усматривает сложностей в том, что указанные в акте проверки дата представления в налоговый орган декларации и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать. Но в любом случае срок проверки начинает исчисляться с даты получения декларации инспекцией (письмо Минфина № 03-02-07/1/85955 от 22 декабря 2017 года).

В течение какого периода проводится проверка?

По общему правилу, в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта).

В части камеральной проверки по НДС стало еще больше особенностей.

Срок проведения проверки декларации по НДС установлен в два месяца. Новый двухмесячный срок проверки касается деклараций по НДС, представляемых после 3 сентября 2018 года (после вступления в силу Федерального закона № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года).

Представляемые в настоящее время декларации по НДС должны проверяться за два месяца. Тот же срок проверки применяется в отношении «опоздавших» первичных деклараций, уточненных деклараций по НДС за прошлые периоды, представляемые в инспекцию после 3 сентября 2018 года.

Сокращение срока проверки декларации по НДС может иметь значение для целей ускорения возмещения НДС компаниями (особенно в условиях увеличения ставки до 20%).

Кроме того, это может повлиять на сроки действия банковских гарантий при заявительном порядке возмещения.

При каких условиях срок проверки составит два месяца?

Из текста пункта 2 статьи 88 НК РФ следует, что единственное условие – это отсутствие выявленных налоговым органом признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.

Критерии сокращения срока камеральных проверок деклараций по НДС в условиях применения риск-ориентированного подхода на основе программного комплекса «АСК НДС-2» были изложены в письме ФНС № ММВ-20-15/112@ от 13 июля 2017 года. Хотя в настоящее время письмом ФНС № ММВ-20-15/146 от 7 ноября 2018 года указанные критерии отменены, они наверняка будут продолжать применяться налоговыми органами на практике.

Отметим, что письмом ФНС № ММВ-20-15/85@ от 27 июля 2018 года соответствующие критерии сокращения сроков проверки обозначены в отношении деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию.

Может ли срок камеральной проверки приостанавливаться или продлеваться?

Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено. Продление срока проверки возможно в отношении декларации по НДС.

До окончания двухмесячного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проверки на один месяц. Тем самым срок проверки декларации по НДС составит три месяца.

ФНС РФ утвердила форму решения о продлении срока проверки (приложение № 3 к приказу № ММВ-7-2/628@ от 7 ноября 2018 года).

Форма решения не предусматривает указание выявленных налоговым органом в двухмесячный срок признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства.

В этом смысле форма решения не позволяет налогоплательщику получить информацию о характере возможных нарушений.

Как налогоплательщик узнает о продлении срока проверки по НДС?

Минфин полагал, что статья 88 НК РФ не содержит обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки (письмо № 03-02-07/1/70615 от 2 октября 2018 года).

Но есть подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии решений, а значит, в том числе и копию решения о продлении срока проверки.

Утвержденная форма прямо предусматривает отметку о получении налогоплательщиком решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Можно рекомендовать налогоплательщику НДС по истечении двух месяцев направлять в налоговый орган заявление с просьбой предоставить копию решения о продлении срока проверки.

Можно ли обжаловать решение о продлении срока проверки?

Как и любое иное решение, решение о продлении срока проверки может быть обжаловано, особенно, если в отношении налогоплательщика практика принятия решений о продлении срока проверки будет носить систематический характер при отсутствии на то должных оснований. Например, если решение о продлении проверки было принято, но налогоплательщику не направлялись требования о представлении пояснений.

Вынесение решения о продлении срока проверки декларации по НДС не означает, что по ее окончании обязательно должен быть составлен акт о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Может проверка закончиться до истечения отведенного срока?

Проверка может закончиться и до истечения установленных сроков в три и два месяца. Причем это касается проверки любой декларации, а не только декларации по НДС.

Но об окончании срока проверки налогоплательщик узнает только в тех случаях, когда НК РФ обязывает налоговый орган составлять соответствующий документ.

Если налоговый орган продолжает проверку за пределами срока?

Нужно отметить, по меньшей мере, два момента.

Во-первых, проверочные мероприятия должны быть осуществлены налоговым органом в отведенный срок (письмо Минфина № 03-02-07/1-75 от 18 февраля 2009 года). Если истек срок проверки декларации по НДС и налогоплательщик не получил решение о продлении срока проверки, то в ответ на полученное требование о представлении пояснений или документов можно ответить письмом с просьбой уточнить основание направления требований.

Во-вторых, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (постановление Президиума ВАС № 10349/09 от 17 ноября 2009 года).

К акту, в котором приведены ссылки на мероприятия, назначенные за пределами срока проверки, рекомендуется подавать возражения, касающиеся исключения из числа доказательств тех, которые были истребованы за пределами проверки.

В данном случае значение имеет момент проведения контрольных мероприятий. Следует обратить внимание, что, например, направление требования, назначение экспертизы в течение срока проверки не всегда означает получение налоговым органом фактического результата от мероприятия в течение проверки.

Когда акт проверки составлен, то в процессе рассмотрения материалов проверки, иными словами, уже за пределами срока проверки, руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ). В рамках указанных мероприятий налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика или лиц, располагающих сведениями о нем, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу.

Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?

ФНС РФ обязывает руководителей территориальных налоговых органов контролировать соблюдение сроков, в том числе в режиме текущего мониторинга средствами автоматизированной информационной системы налоговых органов (письмо № ЕД-4-2/55 от 10 января 2019 года).

К сожалению, практика показывает, что сам по себе срок проведения камеральной проверки не является пресекательным (информационное письмо Президиума ВАС № 71 от 17 марта 2003 года).

Пропуск срока не препятствует выявлению недоимки и составлению акта.

Но есть примеры, когда в отношении камеральных проверок, продолжавшихся год и даже более, суды признавали пропуск установленного срока проведения камеральной проверки существенным нарушением. Такое нарушение может влечь отмену решения инспекции, если ей никак не будет обоснована необходимость проведения проверки за пределами срока.

Каким документом оформляется окончание проверки?

С датой окончания проверки, как и с датой начала проверки, не все ясно.

НК РФ не предусмотрено составление справки после окончания камеральной налоговой проверки. За исключением особенностей проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов, налогоплательщик не извещается об окончании проверки, если она не выявила нарушений.

Начало и окончание проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки, который составляется в течение 10 дней после ее окончания. Но акт составляется только при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах.

После составления акта порядок рассмотрения материалов проверки, вынесения решения и дальнейшие процедуры для камеральной и выездной проверки совпадают.

Каков порядок действий налогового органа, получившего после истечения срока проверки сведения о нарушениях налогоплательщика?

Когда нарушений не выявлено, то проверка заканчивается без составления акта.

При получении налоговым органом уже после окончания проверки доказательств допущенных налогоплательщиком нарушений, информация об обнаруженных нарушениях направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, возможного принятия обеспечительных мер в рамках уголовно-процессуального законодательства (письмо ФНС РФ № ЕД-18-15/1693 от 18 декабря 2014 года). В отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка.

С учетом складывающейся практики, скорее всего, необоснованное решение нижестоящего налогового органа о возмещении НДС будет отменено вышестоящим налоговым органом.

В рамках какой процедуры вышестоящий налоговый орган может отменить принятое инспекцией решение?

В порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, без жалобы налогоплательщика.

Основанием для отмены являются статья 31 НК РФ, статьи 1, 6, 9 закона РФ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года.

Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа могут быть реализованы вышестоящим органом в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Верховного суда № 305-КГ17-5672 от 31 октября 2017 года). То есть, в 2019 году – за периоды, начинающиеся с 2016 года, и последующие.

Возможно, что отмена решения, не соответствующего НК РФ (у налогоплательщика отсутствовало право на возмещение НДС), будет проводиться в рамках процедуры, схожей с рассмотрением апелляционной жалобы. С извещением о времени и месте рассмотрения вопроса об отмене или изменения решения, принятого инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации (определение Верховного Суда № 304-КГ16-16943 от 15 декабря 2016 года). Но не обязательно, что это процедура будет соблюдаться.

На практике возможна отмена решения территориальной инспекции решением УФНС.

Другим вариантом является отмена ФНС решения УФНС, которым, в свою очередь, было отменено решение инспекции. Тем самым оставлено в силе будет решение территориальной инспекции об отказе в возмещении.

В подобных ситуациях у налогоплательщика остается право на обращение в суд. При этом дело будет рассматриваться исходя из фактических обстоятельств.

Могут ли быть пересмотрены выводы, сделанные инспекцией по итогам камеральной проверки, в ходе последующей выездной проверки?

Проведение камеральной проверки, которая не выявила нарушений, и даже проведение камеральной проверки, которая закончилась решением о возмещении налога, не запрещает налоговому органу впоследствии провести за тот же самый период выездную налоговую проверку.

Результатом такой проверки может стать доначисление недоимки, пени, штрафа. Этот вывод был сделан Конституционным судом в определении № 441-О-О от 8 апреля 2010 года.

Более того, акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени (пункт 1 письма ФНС РФ № СА-4-7/11051@ от 7 июня 2018 года).

А если в отношении результатов ранее состоявшейся камеральной проверки есть решение суда в пользу налогоплательщика?

Решение налогового органа, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, может быть признано судом недействительным исходя из положенных в его основу фактических обстоятельств, недостаточности представленных доказательств, допущенных налоговым органом нарушений.

Однако наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки. Само по себе проведение выездной проверки не расценивается как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки (определение Конституционного суда № 571-О от 10 марта 2016 года).

Суд по итогам рассмотрения результатов выездной проверки того же налогоплательщика за тот же период может прийти к иному выводу. С учетом собранных доказательств, он может признать обоснованным новое решение налогового органа.

Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации

Пархоменко М. Б.

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:

  1. Выездная проверка (ст. 89 НК РФ) — подробности читайте в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру». Такая проверка требует больших трудозатрат, проводится редко.
  2. Камеральная проверка (ст. 88 НК РФ) — этому виду проверок подвергаются практически все декларации.
Читайте также:  Приватизация земли, чердака и подвала под многоквартирным домом

Скачайте бесплатно в конце статьи в разделе «Шпаргалка» руководство о том, как проходят выездные и камеральные проверки.

В конце статьи есть шпаргалка

Камеральная проверка проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем ФНС России. Автоматизированные системы налоговой получают значительное количество сведений:

  • данные о выставленных и полученных счетах-фактурах;
  • сведения о расчетах, производимых через онлайн-кассы;
  • сведения Росреестра о сделках с недвижимостью;
  • сведения ФТС по сделкам, связанным с экспортом и импортом товаров;
  • данные о движении денежных средств по банковским счетам (по запросу).

Это далеко не полный перечень тех сведений, которыми обладает налоговая. В 2021 году к ним добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительно. Нарушения выявляются только по 4 из 100 проверок. Размер доначислений налоговых платежей — около 20 000 руб. на 1 проверку, по которой выявлены нарушения.

  • Основная цель, которую преследует ФНС при проведении камерального контроля, — принудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов, а не доначислить налоги и наложить штрафы.

Согласно докладу руководителя ФНС России Д.В. Егорова, более половины налогов по результатам контрольно-аналитической работы налогоплательщики уплачивают добровольно (без составления акта). Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.

Порядок назначения камеральной проверки

Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Чтобы ее провести, не требуется никаких решений.

  • Подача первичной или уточненной декларации уже является основанием для того, чтобы начать камеральную проверку (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п. 10 ст. 88 НК РФ).

Узнайте, как вести себя во время проверки и как обжаловать полученный акт, чтобы работать без стрессов и штрафов. Онлайн-курс « Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС». Образцы ответов на требования и уведомления налоговой, возражения, жалобы. Удостоверение о повышении квалификации по кодам А, В. 40 ак. часов.

Порядок проведения камеральной проверки

  • Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Их данные с помощью программных средств сопоставляются внутри декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также данными, полученными из других источников.

Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к группе риска по НДС (высокая, средняя или низкая) (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).

  • Установив ошибки, несоответствия данных налоговой декларации, налоговые органы проводят следующие мероприятия налогового контроля.

Направление требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Во всех случаях, когда налоговая инспекция выявила в декларации какие-то несоответствия или ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений:

  • форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.

Направление требования о представлении документов (ст. 93 НК РФ)

В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.

Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют требование о представлении документов (информации):

  • форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@;
  • порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.

Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания.

Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны. В этом случае рекомендуется направить в адрес налоговой запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях (положениях НК РФ) направлено это требование.

Подробно с правами налогового органа по направлению требований и порядком ответа на них можно ознакомиться в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».

Осмотр при камеральной проверке (ст. 92 НК РФ)

Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлено возмещение налога;
  • выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
  • выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Прочие мероприятия налогового контроля при проведении камеральной проверки

При камеральной проверке, так же как и при выездной проверке, налоговики вправе:

  • истребовать документы у контрагентов проверяемого лица;
  • допросить свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначить экспертизу (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки

  • Срок камеральный проверки — 3 месяца с момента представления декларации.
  • Для декларации по НДС установлен срок 2 месяца. Этот срок могут продлить до 3 месяцев, если установят признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Запущен пилотный проект по сокращению камеральных проверок по НДС до одного месяца (информация ФНС России от 06.10.2020). Согласно этому проекту плательщики НДС могли получить заявленный к возмещению НДС в ускоренном порядке при условиях (Письмо ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129):

  • налогоплательщик относится к низкому либо среднему уровню риска;
  • по предыдущей декларации НДС был также заявлен к возмещению и налоговые органы подтвердили более 70% от заявленной суммы;
  • более 80% вычетов по НДС приходится на контрагентов низкого, среднего уровня риска;
  • не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
  • сумма уплаченных налогов за три года, превышает сумму НДС, заявленную к возмещению из бюджета по декларации.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 Письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, Письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).

Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и при выездной проверке:

Акт может быть на бумаге или в электронном виде.

У налогоплательщика есть 1 месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

Срок проверки декларации 3-НДФЛ жестко регламентирован налоговым законодательством. Что влияет на продолжительность проверки 3-НДФЛ и как узнать дату окончания проверочных процедур, расскажем в нашем материале.

От чего зависит срок камеральной проверки 3-НДФЛ

Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:

  • контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
  • начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.

Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:

Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:

  • объема отраженных в отчете данных;
  • количества подтверждающих документов;
  • наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
  • загруженности налогового инспектора и т. д.

В какой срок проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, поданная ИП? Меняется ли срок проверки в случае подачи уточненки? Как ИП заполнить и подать декларцию 3-НДФЛ? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно изучите консультанцию экспертов.

Кем устанавливается начальная дата проверки 3-НДФЛ и где зафиксирован день ее окончания

В отношении сроков проверки и даты ее завершения в п. 2 ст. 88 НК РФ определено следующее:

  • Для начала отсчета длительности проверочных процедур не нужны какие-либо разрешения и дополнительные согласования с начальством и иными инстанциями. Проверка считается начавшейся с даты поступления 3-НДФЛ в инспекцию.
  • О факте завершения проверки 3-НДФЛ можно узнать, не посещая налоговую инспекцию. На сайте ФНС (www.nalog.ru), в личном кабинете налогоплательщика — физического лица, во вкладке «Жизненные ситуации» предусмотрена возможность отражения информации о протекании камеральной проверки 3-НДФЛ и сроке ее окончания.

Как удаленно взаимодействовать с налоговиками при подаче 3-НДФЛ, см. в материале «Порядок заполнения декларации 3-НДФЛ в личном кабинете».

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Обозначенный в п. 2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки 3-НДФЛ не может превышать 3 месяцев.

Однако в случае уточнения сведений, указанных в первоначально поданной 3-НДФЛ (отправки налогоплательщиком уточненной декларации), проверка первичного отчета моментально прекращается и начинаются новые контрольные процедуры уже в отношении вновь поступившего отчета.

Поскольку количество корректировок 3-НДФЛ законом не регламентировано, общий срок проверки 3-НДФЛ (при подаче нескольких уточненок) может значительно превысить 3-месячный.

Иные основания для продления периода проверки 3-НДФЛ в НК РФ отсутствуют.

Подробности о причинах и схемах уточнения первоначальных сведений в 3-НДФЛ см. в материале «Каков код корректировки для налоговой декларации 3-НДФЛ?».

Много вопросов возникает у налогоплательщиков при получении вычетов. На актуальные вопросы возмещения НДФЛ из бюджета отвечает эксперт КонсультантПлюс Е. П. Зобова. Получите пробный доступ к системе и бесплатно читайте о нюансах камералки по НДФЛ и особенностях предоставления вычетов налогоплательщикам.

Нарушение сроков камеральной проверки 3-НДФЛ

Продолжительность камеральной проверки 3-НДФЛ строго регламентирована налоговым законодательством РФ и составляет 3 месяца с даты представления декларации. Продлить камеральную проверку инспектор может только в том случае, если вы подадите уточненную декларацию. Тогда камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинаются новые контрольные процедуры по проверке уточненки.

Если налоговая нарушает сроки камеральной проверки 3-НДФЛ, рекомендуем обратиться в ФНС. Налоговый инспектор быстро проверит по базе с чем связана задержка.

Помимо очного обращения вы вправе подать жалобу о бездействии сотрудников налогового органа через личный кабинет налогоплательщика. Для этого перейдите в раздел «Жизненные ситуации», далее «Прочие ситуации» и выберите «Жалоба на акты, действия(бездействие) должностных лиц». Жалобу нужно описать, ссылаясь на нормы НК РФ.

Срок выплаты после камеральной проверки 3 ндфл

В случае положительного решения по окончании камеральной проверки сроки возврата налога составляют не более 1 месяца с даты получения вашего заявления (а если вы его подавали вместе с декларацией, с даты окончания камеральной проверки).

Если же налоговая просрочила срок возврата налога, можно также обратиться в ФНС лично или через личный кабинет налогоплательщика. Жалоба при нарушении сроков камеральной проверки 3 ндфл или при нарушении срока возврата налога составляется в произвольной форме. Например, так:

Итоги

Срок проверки 3-НДФЛ может быть различным (от 1 дня до нескольких недель), но не может превышать 3 месяцев.

Если налогоплательщик обнаружил в указанных в 3-НДФЛ сведениях неточности или ошибки, он может откорректировать их с помощью уточненной декларации. В этом случае проверка первоначальной декларации прекращается, а уточненный отчет подвергается контрольным процедурам с самого начала в полном объеме.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что такое камеральная проверка

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Что такое камеральная проверка

Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

Читайте также:  Скачать шаблон документа "Жалоба на работодателя о нарушении прав работника".

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Кто проводит проверку

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

Виды камеральной проверки

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3» , которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

  1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
  2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
  3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
  4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
  5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры , договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

  1. Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли. Например, налоговая нагрузка для компаний, которые производят текстиль, — 8,1%. Если по данным отчетности фирмы получается, что налоговая нагрузка — 5%, это подозрительно.
  2. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. Цель создания любой фирмы — получение прибыли от деятельности. Если, например, организация три года не получает прибыли, а только убытки, налоговая может занервничать: почему участники не закрывают убыточную компанию?
  3. Значительный размер налогового вычета.
  4. Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
  5. Маленькая среднемесячная зарплата у работников по сравнению с другими фирмами из этой отрасли.
  6. Миграция между отделами налоговых органов, то есть неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах из-за смены местонахождения налогоплательщика.
  7. Основа деятельности — работа с перекупщиками, если для этого нет разумных экономических причин. Например, фирма «АБВ» продает компьютеры и ноутбуки. Но закупают все эти товары несколько компаний, которые потом перепродают их «АБВ». Самой «АБВ» ничего не мешает закупаться компьютерами — так будет даже дешевле, но она почему-то пользуется услугами посредников. Это подозрительно.

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

  1. Направить запросы в банки о наличии у налогоплательщика счетов, вкладов, депозитов или об остатках денежных средств на них.
  2. Допросить свидетелей, например бухгалтера, который отправлял налоговую отчетность за фирму. Допросить могут и руководителя компании — его ответы могут квалифицировать не в качестве свидетельских показаний, а как пояснения налогоплательщика.
  3. Осмотреть вместе с понятыми территорию и помещения налогоплательщика, если, например, идет проверка декларации на возмещение НДС.
  4. Провести инвентаризацию имущества, если есть подозрения, что в документах учтено не все имущество налогоплательщика.
  5. Истребовать у налогоплательщика и его контрагентов документы, которые связаны с исчислением налога.
  6. Привлечь переводчика, специалиста или эксперта — аудитора, инженера. Например, фирма купила строение за миллион рублей и отразила эту сумму в расходах. Налоговый инспектор знает, что в этом районе недвижимости по такой цене нет. Он проверил и убедился, что строение столько стоить не может, но так как инспектор подобные вещи утверждать не вправе, он пригласил эксперта — оценщика недвижимости.

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

Составление акта. Если инспектор нашел налоговое правонарушение, камеральная проверка заканчивается составлением акта.

Если с документами все в порядке, инспектор не составляет никаких документов.

Сроки проведения. Общий срок камеральной проверки — 3 месяца со дня представления декларации или расчета налога в ФНС.

Для проверки декларации по НДС действует более короткий срок — 2 месяца. Если в ней обнаружат ошибки, проверку могут продлить еще на 3 месяца.

Нарушения по камеральным проверкам

Если инспектор в ходе камеральной проверки обнаружит нарушения, он потребует пояснить или исправить отчетность.

Когда ФНС требует пояснения. Ситуации могут быть разные. Например, если в отчетности одни сведения, а в документах, которые находятся в ФНС, другие, придется объяснить, как в декларации получилась указанная сумма налога.

Однозначно налоговая заинтересуется, почему в уточненной декларации налог указан в меньшей сумме, чем в ранее представленной отчетности. Или почему по итогам отчетного периода в декларации по налогу на прибыль отражен убыток. В этих случаях бюджет не получает или недополучает деньги.

Как предоставить пояснения. Пояснения нужно подать письменно в произвольной форме либо отправить уточненную декларацию. На это обычно есть 5 рабочих дней, но в период пандемии коронавируса срок увеличивали: до 30 июня 2020 года у субъектов МСП пострадавших отраслей было 25 дней для того, чтобы дать пояснения, а по декларациям по НДС — 15 дней.

Уточненную декларацию нужно подавать в той же форме, в которой была составлена первоначальная декларация.

Если ошибку обнаружил сам налогоплательщик, то отправить уточненку он может в любое время — срок подачи уточненной декларации в этом случае законодательно не установлен.

Если по результатам уточненной декларации налог нужно доплатить, перечислить в бюджет доплату и соответствующую пеню нужно до подачи уточненки — тогда штрафа не будет.

Подача уточненной декларации по НДС происходит так же, как и любой другой декларации.

Налогоплательщик обязан подать уточненку, если он занизил сумму налога, которая подлежит уплате. Если он заплатил больше, чем нужно, то подача уточненной декларации считается правом налогоплательщика.

Подача уточненной декларации, если налог платит налоговый агент. Налоговый агент подает уточненку как налогоплательщик, хотя им не является и не становится.

Ошибки при сдаче отчетности

Налогоплательщики допускают как общие, так и специфичные для каждого вида отчета ошибки.

К общим ошибкам относятся такие:

  1. Неверное указание налогового или отчетного периода и места представления декларации. В налоговых декларациях и расчетах периоды и место представления обозначаются цифровыми кодами, для разных видов отчета они могут отличаться. Например, в декларациях по НДС и по налогу на прибыль код, который обозначает первый квартал, одинаковый — 21. А вот при подаче отчетности за полугодие в декларации по НДС нужно указать код 22 — второй квартал, а в декларации по прибыли — 31, то есть полугодие.
  2. Налогоплательщик забывает доплатить налог и пеню, когда подает уточненную налоговую декларацию в связи с занижением налога. За это грозит штраф.

В декларациях по НДС налогоплательщики часто допускают много ошибок. Большинство из них связано с разделами 8 и 9, в которые вносятся данные из книг продаж и покупок. Например, налогоплательщики часто неверно указывают номера счетов-фактур , данные контрагента — ИНН и КПП, дублируют один и тот же счет-фактуру , указывают некорректный код вида операции.

В декларации по налогу на прибыль также можно допустить много ошибок. Например, если компания получила убыток и планирует перенести его на будущее, ей необходимо заполнить приложение № 4 к листу 02. Это приложение подается только в составе налоговой декларации за первый квартал налогового периода и по итогам года, о чем часто забывают налогоплательщики.

Организации, которые уплачивают ежеквартальные и ежемесячные платежи, часто допускают ошибки при заполнении строк 210—230 , 290—310 листа 02 .

Большое количество ошибок инспекторы выявляют и в расчетах по форме 6-НДФЛ . Например, налогоплательщики отражают в расчете все доходы физлиц, в том числе и те, что не подлежат налогообложению. Или в строке 070 отражают суммы налога, которые начислены, но еще не удержаны.

Штрафы. Если в результате проверки оказалось, что налогоплательщик не уплатил или недоплатил налог, его могут оштрафовать в размере 20% от недоплаченной суммы. Если же неуплата налога была умышленной, штраф составит уже 40%.

Кроме того, за период неуплаты налога придется заплатить пеню. При просрочке уплаты до 30 календарных дней пеня составит 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, которая с 27 апреля 2020 года составляет 5,5%. Если просрочка больше, то с 31 дня пеня начисляется исходя из 1/150 той же ставки.

Если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или представил ее с опозданием, штраф составит 5% от неуплаченной в срок суммы налога за каждый месяц просрочки. Указанный штраф не может быть меньше 1000 Р или больше 30% от суммы налога, указанного в декларации. Если налог уплатить вовремя, а декларацию не сдать, штраф будет минимальный — 1000 Р .

Как оспорить результат проверки

Акт о нарушениях по результатам камеральной проверки налоговой инспектор составляет в течение 10 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней акт вручают налогоплательщику под подпись либо отправляют заказной почтой.

Если проводилась выездная проверка, то в последний день налогоплательщику выдают справку о ее проведении. В течение двух месяцев после этого налоговая должна составить акт. На вручение акта налогоплательщику отводятся еще 5 рабочих дней.

Налоговая может вручить решение и в более поздние сроки, закон при этом она не нарушит.

Далее у налогоплательщика есть месяц, чтобы представить свои возражения на акт. Их необходимо подать в налоговую, которая проводила проверку, лично, по почте или электронно.

После истечения месяца на возражения налоговая рассматривает материалы проверки. О дате и времени рассмотрения извещают налогоплательщика, но его присутствие необязательно.

Читайте также:  Как оплатить ипотеку через Сбербанк Онлайн в 2022 году: пошаговая инструкция и полезные советы для клиентов банка

После рассмотрения материалов проверки налоговая выносит решение: привлечь налогоплательщика к ответственности или нет. Оно вступает в силу через месяц после получения его налогоплательщиком.

Апелляционная жалоба

Если налогоплательщик несогласен с решением, он может направить апелляционную жалобу. На это как раз и отводится месяц до вступления решения в силу. Жалоба подается в региональное УФНС через налоговую, которая вынесла решение.

Апелляционная жалоба рассматривается в течение месяца. Затем есть три сценария:

  1. Решение отменяется полностью или частично.
  2. Принимается новое решение, а первоначальное отменяется.
  3. Решение остается в силе, а жалоба — без удовлетворения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы отправляют налогоплательщику в течение трех рабочих дней почтой или электронно, если составитель жалобы просил прислать ответ электронно.

Если налогоплательщик недоволен результатом, он может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения решения.

Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ в 2022 году?

От реального срока камеральной проверки 3-НДФЛ зависит, как быстро инспекция сможет вернуть в виде вычета подоходный налог (его часть) и/или насколько правильно физическое лицо (ИП) заявило о своих доходах в минувшем году. Ввиду важности этого вопроса рассмотрим его подробнее – сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в 2022 году?

Срок по закону

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.

Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.

Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически. Какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.

На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:

  • только доходы за прошедший календарный год;
  • только положенные ему вычеты;
  • и доходы, и вычеты.

И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Также учтите, что инспекции разрешено анализировать только тот период, за который сдан отчетный документ. При этом, если вы хотите вернуть подоходный налог за 2 или 3 года сразу, то придется подать по одной декларации за каждый из них. Поэтому сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в целом зависит еще и от количества:

  • поданных деклараций 3-НДФЛ;
  • заявленных вычетов.

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.

В связи с этим советуем заполнять 3-НДФЛ в 2022 году двумя способами:

  1. Онлайн в личном кабинете физлица на официальном сайте ФНС.
  2. С помощью программы ФНС:

Если не хотите сами заниматься заполнением декларации – воспользуйтесь услугами специализированных сервисов. Например, сервис НДФЛ-ка.

Как отслеживать

Имейте в виду, что мониторить ход и срок камеральной проверки 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС в личном кабинете физического лица. Там система показывает процент проверки сданной декларации. С каждым днем он становится больше. Однако это не значит, что инспекция анализирует ваш отчет по несколько строчек в день.

Дело в том, что в личном кабинете ход проверки 3-НДФЛ отражается в виде расчетного процента от 3-х месяцев – со дня старта камеральной ревизии до текущей даты.

Влияние срока на вычет НДФЛ

От того, сколько проходит камеральная проверка 3-НДФЛ, также напрямую зависит, как быстро заявителю вернуть рассчитанную им сумму подоходного налога. Например, при покупке квартиры.

При этом назвать конкретные сроки возврата налога невозможно. Максимально они могут составить 4 месяца, которые складываются:

  • из того, сколько идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ (максимум – 3 месяца);
  • плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Что еще нужно знать про сроки камеральной проверки ФНС

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом. Ведь объективно начать камеральную проверку, пока не получена отчетность, просто невозможно. Поэтому в акте проверки датой ее начала проверяющие ставят дату поступления декларации (расчета) в инспекцию (Письмо Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955, п. 2.2 Письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Дата окончания проверки в общем случае – соответствующее число через три месяца. Например, инспекция получила декларацию 21 июля. Значит, последним днем проверки будет 21 октября (п. 5 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Если соответствующее число приходится на выходной (нерабочий) день, то проверка закончится в ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Например, проверка должна завершиться 25 января 2020 г. Но это суббота, значит, проверка закончится в понедельник – 27 января 2020 г. Если в месяце, на который приходится окончание проверки, нет соответствующего числа, то последним днем проверки будет последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

При подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки срок проверки начинается заново. Инспекция прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка 3-НДФЛ: сколько длится и что проверяют

Содержание:

  • Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)?
  • Сколько длится проверка?
  • Истребование налоговым органом документов
  • Как предоставлять документы по требованию налогового органа
  • Истребование пояснений налогоплательщика
  • Результаты КНП

Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)?

КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:

  • ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
  • ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.

Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.

ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.

Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:

  • затребовать дополнительные документы;
  • допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
  • назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
  • выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.

Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.

Подсчёт налога

Сколько длится проверка?

Сроки проведения КНП (п.2 Ст. 88 НК РФ):

  • три месяца с дня подачи налоговой декларации;
  • два месяца по НДС для российских компаний, но может быть продлен еще на месяц, если в расчетах налога есть неточности или расхождение показателей в декларациях.
  • шесть месяцев по НДС для иностранных компаний, состоящих на учете в ФНС РФ.

Истребование налоговым органом документов

Для проведения углубленной проверки ФНС может потребоваться дополнительная информация (Ст. 93 НК РФ). Тогда ФНС направляет компании или ИП требование о предоставлении документов, в котором указывает:

  • полное и сокращенное наименование налогоплательщика, ИНН, КПП;
  • основание для запроса документов;
  • причину запроса документов (например, проведение КНП за первый квартал 2021 года);
  • наименование и реквизиты запрашиваемых документов;
  • сроки предоставления документов.

Документы могут быть затребованы в следующих случаях:

1) Вы подали декларацию на возмещение НДС.

В обязательном порядке ФНС запросит: книги покупок и продаж, выставленные и полученные счета-фактуры, акты, товарные накладные, договоры с поставщиками. Налоговая может запросить любые документы, касающиеся вашей деятельности, например, учетную политику, штатное расписание, бизнес-модель с подробным описанием процессов.

Кроме этого, ФНС будет проверять и ваших контрагентов. Для этого налоговая также направит контрагентам требования предоставить документы: счет-фактуры и договоры по вашим совместным операциям (Ст. 93.1 НК РФ).

2) Вы пользуетесь какими-либо налоговыми льготами.

ФНС потребует предоставить документы, которые подтверждают законность применения этих льгот. Например, вы применяете льготу по налогу на имущество. Вам нужно будет предоставить копию договора с поставщиком на приобретение основного средства (например, складского помещения), накладную, платежное поручение, акт приема-передачи.

3) Вы уточнили декларацию.

В уточненке у вас снизилась прибыль или увеличился убыток. ФНС потребует подтверждающие документы: счета-фактуры, акты, товарные накладные.

4) В декларации есть ошибки.

Истребование пояснений налогоплательщика

ФНС может требовать от налогоплательщика не только документы, но и пояснения (п.3 Ст. 88.НК РФ), которые могут понадобиться в следующих случаях:

  1. Разная сумма выручки в декларациях по налогу на прибыль и НДС. Это не обязательно ошибка. Расхождения могут быть потому, что в вашей реализации есть товары/услуги, которые не облагаются НДС, например медицинские товары.
  2. Разрывы (расхождение) НДС в декларациях с вашими контрагентами.
  3. Убыток в декларации о прибыли. Компании необходимо будет дать пояснения о причинах убытка.

Ответить на требование налоговой необходимо в течение пяти рабочих дней. Пояснение в письменном виде можно направить электронно или почтой. За непредставление сведений или несвоевременное представление статьей 129.1 НК РФ предусмотрен штраф от 5 до 20 тыс. рублей.

Вы можете не давать пояснения, а пересчитать сумму налога и подать уточненную декларацию. С даты получения уточненки ФНС начнет новую проверку, а текущую КНП завершит.

Проверка деклараций

Результаты КНП

Если у ФНС нет замечаний к налогооблагаемой базе и налоги рассчитаны правильно, то она завершает КНП. Уведомление об успешном завершении проверки налогоплательщик получает только при возмещении НДС.

Если ФНС обнаружила нарушения, то в течение 10 рабочих дней с момента окончания проверки составляет акт КНП (Ст.100 НК РФ). В акте будут отражены все нарушения и расхождения. Акт почти всегда ведет к доначислению налогов, пени и штрафов. В течение пяти рабочих дней ФНС направит акт налогоплательщику. Если налогоплательщик согласен с актом, то он подает уточненную декларацию и уплачивает сумму доначисленных налогов.

Если налогоплательщик не согласен с актом, то может подать возражение в течение месяца с даты получения решения. Налогоплательщик должен подтвердит свою позицию документами и пояснениями.

Руководитель ФНС должен рассмотреть полученное возражение и принять решение: привлекать или не привлекать налогоплательщика к ответственности за правонарушение. Решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока представления возражений.

По результатам вынесенных решений компании не редко обращаются в суд и выигрывают споры с ФНС. Например, компания направила в ФНС налоговую декларацию по НДС. Инспекция провела углубленную камеральную проверку и доначислила 252 тыс. рублей НДС, обвинив компанию в создании формального документооборота с одним из контрагентов. Компания обратилась в суд.

Суд пришел к выводу, что представленные компанией документы (договор, счет-фактура, товарная накладная) подтверждают реальность совершенной сделки. Суд отменил решение налоговой по доначислению НДС (постановление от 15.01. 2018 г № Ф09-8180/17).

Но бывают и другие ситуации. ФНС отказала в возмещении НДС и доначислила компании 97 млн рублей налога. ФНС посчитала необоснованным применение налогового вычета, т.к. контрагент не перечислил в бюджет НДС, а значит, источник для возмещения налога отсутствует.

Налоговый спор дошел до Верховного суда РФ. Суд согласился с решением ФНС и указал, что право на вычет у покупателя возникает только тогда, когда поставщик добросовестно исполняет свои обязанности по налогам и когда есть источник возмещения (определение ВС РФ от 21.06.2021 N 164-ПЭК21).

КНП — это часть предпроверочного анализа для выездной проверки. Надо очень внимательно относиться к подобным запросам. Для прохождения проверки первичные документы должны быть корректно оформлены, т.е. иметь правильные реквизиты и суммы, печати и подписи.

Документы должны подтверждать реальность совершенных сделок с контрагентами. Тогда вероятность успешного прохождения проверки повышается. Даже в суде.

Ссылка на основную публикацию