Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Правила проведения: обсуждение в ЕИС и очные публичные слушания

Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Правила проведения: обсуждение в ЕИС и очные публичные слушания

Общественное обсуждение закупок – это форма контроля за контрактной системой со стороны общественности, которая направлена на недопущение злоупотреблений заказчиками по 44-ФЗ в процессе расходования бюджетных средств. С учетом изменений в 44-ФЗ, которые вступили в силу в январе 2017 года, общественное обсуждение закупок начало носить обязательный характер.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Правовое регулирование

Обязательное общественное обсуждение закупок происходит с опорой на ст. 20 44-ФЗ.

В п. 1 ст. 20 44-ФЗ отдельно подчеркивается, что перечень случаев для обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения данной процедуры определяется Правительством РФ. Таким образом, именно в Правительственных Постановлениях более детально рассматривается вопрос и регламент общественного обсуждения, тогда как в 44-ФЗ данному вопросу посвящена небольшая рамочная статья.

Правила проведения процедуры общественного обсуждения закупок были утверждены в Постановлении Правительства от 2016 года №835.

На основании п. 2 ст. 20 44-ФЗ случаи, когда необходимо общественное обсуждение, дополнительно могут быть прописаны в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах. В таких документах муниципалитетами и субъектами РФ дополнительно указывается порядок общественного обсуждения закупок.

В процессе планирования и проведения закупок, которые подвергаются общественному обсуждению, заказчику нужно также учесть требования о нормировании в контрактной системе, поручения и указания органов исполнительной власти, международные и межгосударственные целевые программы, Правительственные Постановления.

Сроки и цели проведения

Обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов-графиков, в которых представлены сведения о закупках на предстоящий год. Завершается оно не позднее срока, до истечения которого определение поставщика может быть отменено заказчиком на основании ст. 36 44-ФЗ. Указанные сроки зависят от типа конкурентной процедуры, которая была выбрана заказчиком. Например, для электронного конкурса или аукциона такие сроки установлены, как 5 дней до окончания периода приема заявок от участников.

Результатами общественного обсуждения закупки могут стать:

  1. Изменения в закупках по плану-графику или закупочной документации.
  2. Отмена закупки, если этого требует общественность.

На основе п. 4 ст. 20 44-ФЗ закупки, которые подлежат обязательному общественному обсуждению, не допускается проводить без предварительного общественного обсуждения.

Когда необходимо обязательное общественное обсуждение закупок

Обязательное общественное обсуждение проходят крупные закупки. Данный этап должны пройти все закупки, при которых НМЦК превысила 1 млрд р. Общественному обсуждению подвергаются только конкурентные открытые способы отбора поставщиков.

Стоит учитывать, что в некоторых регионах установлен иной лимит по НМЦК, после которого закупка подлежит общественному обсуждению (например, в г. Красногорске обсуждают закупки на сумму более 500 млн р.).

Обязательное общественное обсуждение должны проводить следующие организации, работающие по 44-ФЗ:

  • государственные и муниципальные заказчики; ;
  • централизованные заказчики;
  • автономные учреждения, работающие по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
  • юрлица, которые не являются ГУП и МУП;
  • ГУП и МУП, осуществляющие закупки по ч. 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • бюджетные, автономные и унитарные предприятия, которые проводят закупки по ч. 6 ст. 15 44-ФЗ от имени соответствующих государственных органов,
  • учреждения, которые осуществляют централизованные закупки.

Заказчики могут проводить обсуждение закупок через специальный раздел в ЕИС и в ходе публичных слушаний. В обсуждении закупки могут участвовать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти.

Чтобы принять непосредственное участие в процессе общественного обсуждения, заказчику нужна регистрация на официальном сайте в ЕИС. Здесь присутствует раздел «Обязательное общественное обсуждение».

Отправленные участниками сообщения и комментарии изначально проходят предварительную проверку и только потом публикуются в открытом доступе на сайте. Оператор оставляет за собой право на проверку в течение суток.

Когда общественные обсуждения не проводятся

Законодательно предусмотрены исключения, когда общественные обсуждения не нужны:

  1. Закупка проводится посредством закрытого способа отбора поставщика (на основании ст. 84 44-ФЗ).
  2. Закупка проводится в рамках гособоронзаказа.
  3. Повторный конкурс, аукцион, запрос предложений признаны несостоявшимися, или все заявки участников были отклонены, как не соответствующие требованиям закупки по 44-ФЗ.
  4. Запрос котировок проводился для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий природных катаклизмов или катастроф (ст. 82 44-ФЗ).

Правила проведения

Обязательное общественное обсуждение закупки проводится в два этапа. По результатам завершения каждого этапа заказчик должен опубликовать в ЕИС протоколы. Указанный порядок прописан в Постановлении Правительства №835 от 2016 года. При нарушении сроков и порядка обсуждения сотрудник заплатит штраф.

Первый этап: обсуждение в ЕИС

На первом этапе участники обсуждают детали по закупкам, сведения о которых содержатся в открытом доступе: в плане (документ отменен с 2020 года) или плане-графике. Для этих целей в ЕИС действует спецраздел «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Сроки обсуждений на рассматриваемых двух этапах составляют не менее 20 дней. В течение 2 дней после получения сообщения от пользователя заказчик анализирует его и размещает ответ на поступивший комментарий или предложение.

Ответ в автоматическом режиме перенаправляется автору на электронную почту, которую он указал в процессе регистрации в ЕИС.

За 10 дней до окончания сроков обсуждений проходят публичные слушания. Дата и место их проведения определяются организатором за 5 дней до очных слушаний. Об этом публикуется сообщение в ЕИС. Сообщение об очных слушаниях перенаправляется всем участникам, которые отправили свои комментарии при общественном обсуждении.

Очные публичные слушания проводятся только открытым и очным способом. Для их проведения выбираются рабочие дни. Заказчики не вправе ограничивать круг лиц, заинтересованных в слушаниях. На слушаниях обязательно присутствует представитель заказчика или его доверенное лицо. Руководитель контрактной службы учреждения-заказчика также принимает участие в публичных слушаниях.

Слушания проходят по фактическому месторасположению заказчика. В ходе слушаний необходима аудиозапись всего процесса. Сущность публичных слушаний состоит в том, что участники могут задать лично интересующие их вопросы заказчику, а заказчик дает свои разъяснения.

Протокол по итогам первого этапа составляется в течение 2 дней после завершения. Он оформляется на каждую закупку. В протоколе должны быть указаны результаты проведения слушаний и принятое решение: например, об отмене закупки и внесении изменений. В протокол вносятся все поступившие замечания и предложения и ответы на них заказчика.

Заказчик формирует протокол первого этапа в ЕИС в личном кабинете в разделе «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Общественное обсуждение». Также заказчик может загрузить сюда отсканированную версию готового протокола.

Протокол по завершении первого этапа нужно отправить в ФАС. При отсутствии замечаний к закупке извещение публикуется в установленные сроки.

Второй этап: обсуждение закупочной документации

На втором этапе производится обсуждение информации, которая прописана в извещении и документах о закупке. Организация, проводящая общественные обсуждения, так же, как и на первом этапе, в течение 2 дней предоставляет ответы на комментарии и предложения. Копия ответа отправляется автору комментария.

Итоги проведения второго этапа вносятся в протокол с указанием принятого заказчиком решения по закупке. На данном этапе с учетом мнения общественности может быть вынесено решение:

  1. Об отмене выбранного ранее способа отбора поставщика.
  2. О продолжении реализации процедуры закупки.
  3. О продолжении закупки, но при внесении изменений в план и план-график.

Протокол рассмотрения второго этапа должен быть опубликован в ЕИС в течение 2 дней и направлен в ФАС или иной контролирующий орган исполнительной власти.

Факты нарушений сроков публикации и рассылки сообщений регистрируются посредством программного обеспечения ЕИС и размещаются в соответствующем разделе на сайте ЕИС.

Завершить данный этап можно минимум за три дня до окончания сроков отбора поставщика.

Ответственность за неисполнение

Заказчик в обязательном порядке должен соблюдать регламент проведения общественного обсуждения. Если общественное обсуждение было обязательно, а заказчик не провел его, то ему грозит административная ответственность.

Наказание за несоблюдение порядка общественного обсуждения, как и за непроведение этого этапа, наступает по п. 3 ст. 7.29.3 КоАП. Величина штрафных санкций в указанной статье установлена в размере 30 тыс. р.

Сведения о допущенных заказчиком нарушениях в ходе проведения общественных обсуждений, в частности, просрочка установленных сроков для публикации протоколов, в автоматическом порядке фиксируется в ЕИС. Отсюда информация может стать доступна ФАС и другим контролирующим инстанциям, и это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Изменения с 2020 года

В сентябре 2019 года Минфин опубликовал проект нормативно-правового акта в части изменения порядка общественного контроля за закупками, который должен вступить в юридическую силу с января 2020 года.

Если данный проект будет утвержден, то действующее Постановление Правительства №835 от 2016 года в области регулирования общественного обсуждения крупных тендеров утратит юридическую силу. Государственные закупки, которые были запланированы к обсуждению в 2019 году, будут обсуждаться по общим правилам.

В новом Постановлении предполагается, что общественное обсуждение закупок будет введено с суммы 1 млрд р. Обсуждению не будут подлежать закрытые способы отбора поставщиков, закупки в рамках гособоронзаказа и закупки на строительство, капремонт, реконструкцию и снос объекта капитального строительства с НМЦК в пределах 2 млрд р. и проводимые в форме электронного аукциона.

Начальный срок обязательного общественного обсуждения – это дата, когда в ЕИС был размещен план-график с информацией о закупке, либо опубликовано извещение в ЕИС (если план-график не формируется). Финальные сроки – это дата, до которой можно отменить порядок определения поставщика.

В общественной процедуре смогут принять участие юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и органы местного самоуправления. При желании принять участие в общественном обсуждении они должны выложить в специальный раздел ЕИС свои предложения и замечания. Но принять участие в общественном обсуждении вправе только те компании, которые зарегистрированы в подсистеме «Обязательное общественное обсуждение».

Замечания и предложения участников подлежат предварительной проверке в закрытой части для исключения спама, ненормативной лексики. В открытую часть они передаются не позднее дня, который следует за днем поступления сообщения. Затем заказчик в течение 2 рабочих дней после размещения информации в спецразделе отвечает на них. Ответ автоматически передается участнику на электронный адрес, указанный при регистрации.

На основании п. 9 Постановления можно сделать вывод, что результатами общественного обсуждения могут стать продолжение проведения закупки в текущем формате или:

  1. Изменения в план-график и закупочную документацию.
  2. Отмена процедуры определения поставщика.

При втором варианте общественного обсуждения процедура завершается.

На основании рассмотренного законопроекта можно сделать вывод, что процедура общественного обсуждения будет существенно упрощена. В частности, исключены два этапа обсуждения и проведение публичных слушаний.

Таким образом, обязательное общественное обсуждение представляет собой инструмент общественного контроля за госзакупками. В рамках контрактной системы каждый участник может высказать свое мнение, замечание и предложение по поводу закупки.

Статья 20. Общественное обсуждение закупок

Обязательное общественное обсуждение закупок, включенных в план-график закупок на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в 2021 году, проводится по правилам, действовавшим до 1 января 2022 г.

Статья 20. Общественное обсуждение закупок

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

Читайте также:  Многодетная семья в новом 2022 году: признаки, статус, льготы

1. Общественное обсуждение закупок проводится заказчиком в целях публичного обсуждения соответствия планируемой закупки требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

2. Общественное обсуждение закупок проводится в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей два миллиарда рублей и более, за исключением случаев:

1) осуществления закупок путем проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

2) осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа.

3. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация вправе снизить размер начальной (максимальной) цены контракта, при которой в соответствии с частью 2 настоящей статьи проводится общественное обсуждение закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.

4. Закупки, подлежащие общественному обсуждению в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

5. Общественное обсуждение закупки начинается с момента размещения в единой информационной системе плана-графика, содержащего информацию о закупке, подлежащей общественному обсуждению, и заканчивается в последний день срока, предусмотренного в соответствии с частью 1 статьи 36 настоящего Федерального закона для отмены закупки. В случае отмены закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом общественное обсуждение такой закупки заканчивается с момента размещения в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона в единой информационной системе извещения об отмене закупки. При этом, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено формирование плана-графика, общественное обсуждение закупки начинается с момента размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе.

6. В общественном обсуждении закупки могут на равных условиях принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления путем размещения в период проведения общественного обсуждения замечаний и (или) предложений на официальном сайте после регистрации в единой информационной системе, осуществляемой для целей участия в общественном обсуждении закупок в соответствии с порядком функционирования такой информационной системы, установленным в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. Такие замечания и (или) предложения размещаются на официальном сайте после прохождения предварительной проверки на предмет исключения замечаний и (или) предложений, содержащих нецензурную брань, осуществляемой одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, определенными в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, не позднее одного дня, следующего за днем их поступления.

7. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте замечаний и (или) предложений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, размещает на официальном сайте мотивированные ответы по существу таких замечаний и (или) предложений.

8. По результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения заказчик вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, проект контракта или отменить закупку.

Как проходят обязательные общественные обсуждения закупок

Обязательное общественное обсуждение закупок по 44 ФЗ — это инструмент общественного контроля за важными госзакупками. Каждый участник контрактной системы может высказать мнение, замечание и предложение по поводу тендера. Но с 01.01.2019 все изменится.

Новый порядок общественного обсуждения

Минфин на сайте проектов нормативных актов выложил новый порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается он проектом постановления правительства и вступит в силу с 01.01.2019. С этой даты уйдет в прошлое постановление правительства № 835 от 22.08.2016, которое сейчас регулирует общественный контроль за крупными тендерами.

Госзакупки, которые планировали обсуждать в 2020 году, проводите по правилам, которые действовали до дня вступления в силу нового порядка.

В п. 2 постановления указано с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-фз в 2020 году — 1 млрд. руб.

Не обсуждают тендеры:

  1. Закрытые.
  2. В рамках гособоронзаказа.
  3. На выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), которых не больше 2 млрд. рублей и проводятся они в форме электронного аукциона.

В п. 3 нового порядка указано, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается с даты когда разместили в ЕИС план-график с информацией о закупке, которая подлежит обсуждению. Этой же нормой зафиксировано, что обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позже срока, до истечения которого определение поставщика вправе отменить по ст. 36 44-ФЗ.

Если по закону о контрактной системе не формируют план-график, то обсуждать начинают от даты публикации в ЕИС извещения.

Как высказать замечание или предложение

В общественной процедуре участвуют юрлица и физлица, в том числе и ИП, госорганы и органы местного самоуправления. Они в течение срока, который прописан в п.3 выкладывают замечания или предложения в специальном разделе ЕИС. Это делают после регистрации в этой подсистеме.

Замечания и предложения участников, которые поступили в специализированный раздел предварительно проверяют в закрытой части, чтобы исключить ненормативную лексику в них. В открытой части они появятся не позже 1 дня, который следует за днем их поступления.

Заказчик в течение 2 рабочих дней после даты размещения в специализированном разделе замечания или предложения, отвечает на них. Ответ автоматически отправляется участнику на адрес электронной почты, который он указал при регистрации.

В п. 9 постановления указано, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть:

  • изменен план-график, закупочная документация;
  • отменена процедура определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если отменяют процедуру, то общественное обсуждение завершается.

Как сейчас

В п. 2 постановления правительства № 835 от 22.08.2016 указано, что обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:

  • максимальная стоимость заключаемого договора превышает 1 млрд рублей;
  • тендер проводится конкурентным способом.

Если закупаете на региональном или местном уровне учитывайте, что региональные и местные власти у станавливают дополнительные случаи, когда придется обязательно обсуждать госзакупки. Например, при проведении закупок муниципальными заказчиками г. Красногорска обсуждают их при НМЦК 500 млн руб. Это указано в п. 3.1 Постановления администрации городского округа Красногорск МО от 27.06.2017 № 1452/6.

Исключения составляют случаи:

  • проводятся закрытые закупочные процедуры;
  • при гособоронзаказе;
  • проводится повторный конкурс или аукцион в электронной форме;
  • осуществляется запрос котировок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайного характера (ст. 82 ФЗ № 44).

В ч. 1 ст. 20 44-ФЗ указано на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок — на стадии планирования. Обсуждать тендер начинают с момента публикации в ЕИС планов графиков со сведениями о торгах, подлежащих общественному контролю.

Завершается процедура в тот момент, когда у заказчика появляется право отменить торги. Этот срок зависит от процедуры. Например, для электронного конкурса или аукциона он составляет пять дней до окончания приема заявок.

Проводят общественную процедуру в два этапа: в ЕИС и путем очных слушаний.

Как проходят первый этап

На первом этапе знакомят со сведениями, которые содержатся в плане графике. Этот этап проходит виртуально в ЕИС, а затем в форме публичного слушания. В ЕИС тендер обсуждается не менее 20 дней с момента публикации плана графика. В это время участники оставляют замечания и предложения. Непосредственный организатор мероприятия в течение двух дней направляет ответ на поступившее замечание или предложение.

Как оформить протокол первого этапа

После окончания первого этапа составьте протокол. В нем укажите:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить тендер дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить подготовку закупки с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС, выберите пункт меню «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» или загрузите готовый файл с компьютера.

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с дня, когда проводили очные слушания.

Как провести очные слушания

В течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информацию о них размещают в ЕИС за пять дней до начала. В день проведения слушаний обеспечьте возможность присутствовать на них желающим. Обязательно присутствует руководитель или его заместитель и руководитель контрактной службы или его заместитель. Это указано в п. п. 22, 25 постановления Правительства № 835 от 22.08.2016.

Процесс проходит так:

  • участники, которые присутствуют на слушаниях, высказывают замечания и предложения по тендеру,
  • отвечают и поясняют.

Как проходит второй этап

Второй этап включает обсуждение информации, которая содержится в извещении и документации о проведении торгов. Срок начала — с момента публикации извещения и документации в ЕИС. Завершается эта процедура за три дня до момента, когда заказчик вправе отменить процедуру. Сама процедура аналогична той, что проводится в рамках первого этапа, то есть участники в ЕИС оставляют замечания и предложения, а организатор в течение двух дней отвечает на них.

Как оформить протокол второго этапа

В протоколе указывают такие данные:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить закупку дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить закупку с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС при помощи в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с даты окончания второго этапа.

Ответственность

Статьей 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непроведение подобного рода процедуры и за несоблюдение ее порядка. За эти правонарушения должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей.

Статьи

Обязательное общественное обсуждение закупок

C 1 января 2020 года вступил в силу новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок, проводимых по Закону № 44-ФЗ. Он установлен постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635, разбору и рассмотрению которого посвящена настоящая статья. Нужно отметить, что в сравнении с предыдущим порядком общественного обсуждения (прим.: был установлен постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 835) новый порядок претерпел значительные изменения. В статье мы не будем сравнивать два указанных порядка между собой, а сразу разберем новый документ.

Принятие постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 обусловлено изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ в части планирования закупок: с 01.01.2020 планирование закупок осуществляется заказчиками только путем составления плана-графика, без формирования плана закупок. Соответственно потребовалось внести изменения в ст. 20 Закона № 44-ФЗ, прошлая редакция которой (до 01.10.2019) предусматривала начало течения срока обязательного общественного обсуждения закупок со дня размещения в ЕИС плана закупок, который в настоящее время уже не формируется. Под новую редакцию ст. 20 Закона № 44-ФЗ адаптировали и новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок.

Случаи обязательного общественного обсуждения закупок

Согласно ст. 20 Закона № 44-ФЗ случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством РФ. В дополнение к таким случаям региональные органы власти и органы местного самоуправления вправе установить иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения такого обсуждения для данных случаев. Иными словами, Правительство РФ устанавливает случаи общественного обсуждения, обязательные для заказчиков всех уровней бюджетной системы. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе расширить их, в том числе снизить “планку” по сумме НМЦк, при превышении которой закупка подлежит обязательному общественному обсуждению. Однако, при расширении случаев обязательного общественного обсуждения закупок они коснуться только заказчиков соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Закупки федеральных заказчиков, в том числе территориально расположенных в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут регулироваться только постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635.

Читайте также:  Покупка квартиры в зачет имеющегося вторичного жилья, старой квартиры

Рассмотрим случаи общественного обсуждения закупок, обязательные для всех заказчиков. В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635:

Общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок путем проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 1 млрд. рублей, за исключением закупок, осуществляемых:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ;

г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).

Как видно из указанного выше, обязательное общественное обсуждение закупок проводится только при осуществлении конкурентных процедур закупок и не осуществляется при осуществлении закупки у единственного поставщика, даже если сумма таких закупок превышает 1 млрд. рублей. Второе, на что следует обратить внимание читателя, это закупки в сфере строительства. Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 полностью не исключает проведение обязательного общественного обсуждения в отношении таких закупок, а лишь поднимает “планку”, с которой осуществляется обсуждение по ним до 2 млрд. рублей.

Проведение обязательного общественного обсуждения

Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 предусматривает, что обязательное общественное обсуждение закупок начинается со дня размещения информации о закупке в плане-графике и заканчивается за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ст. 36 Закона № 44-ФЗ). По мнению экспертов Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” особого смысла начинать общественное обсуждение со дня размещения информации о закупке в плане-графике нет, т.к. в планах-графиках (особенно в тех, которые начались вестись с 2020 года) подробная информация о проводимых закупках фактически отсутствует. Так, например, в планах-графиках отсутствует техническое задание, проект контракта, проект документации, а с 2020 года также отсутствует и обоснование НМЦк. В связи с этим, до размещения заказчиком в ЕИС извещения о проведении конкурса или аукциона обсуждать просто нечего.

Принять участие в общественном обсуждении может любое лицо. Для этого необходимо зарегистрироваться в ЕИС и в разделе “Обязательное общественное обсуждение закупок” оставить свои замечания и предложения. Все замечания и предложения в ЕИС проходят модерацию перед размещением в открытой части сайта. На поступившие замечания и предложения заказчик обязан реагировать в течение 2 рабочих дней путем размещения в ЕИС соответствующего ответа и, при необходимости, внесением изменений в документацию (отменой процедуры закупки). Никакие отдельные протоколы по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком не составляются.

Кто проводит обязательное общественное обсуждение?

Обязательное общественное обсуждение должны проводить не только заказчики, но иные лица, применяющие положения Закона № 44-ФЗ. Так, например, заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ (прим.: не является заказчиком по Закону № 44-ФЗ) и не исполнивший обязанность по осуществлению закупок у субъектов МСП в объеме, предусмотренном постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, при осуществлении своих закупок с 1 февраля до 31 декабря года, следующего за отчетным, будет применять положения Закона № 44-ФЗ (ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

На закупки такого заказчика в полной мере применяются положения ст. 20 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635. Однако, чтобы соблюсти все требования постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 такому заказчику придется начать планировать свои закупки по Закону № 44-ФЗ, что не предусмотрено ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ, которая оставляет обязанность планировать закупки, проводимые по Закону № 44-ФЗ, в рамках Закона № 223-ФЗ. Привязывать функционал обязательного общественного обсуждения в ЕИС к планированию закупок по Закону № 223-ФЗ врят ли кто будет. В этом мы видим небольшую недоработку авторов рассматриваемого постановления. При этом, таких случаев будет крайне мало, если они вообще будут иметь место быть.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Правила проведения: обсуждение в ЕИС и очные публичные слушания

Обязательное общественное обсуждение закупок, включенных в 2021 году в план-график закупок на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 г., проводится по правилам, действовавшим до 01.01.2022 (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).

Статья 20. Общественное обсуждение закупок

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Общественное обсуждение закупок проводится заказчиком в целях публичного обсуждения соответствия планируемой закупки требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

2. Общественное обсуждение закупок проводится в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей два миллиарда рублей и более, за исключением случаев:

1) осуществления закупок путем проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

2) осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа.

3. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация вправе снизить размер начальной (максимальной) цены контракта, при которой в соответствии с частью 2 настоящей статьи проводится общественное обсуждение закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.

4. Закупки, подлежащие общественному обсуждению в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

5. Общественное обсуждение закупки начинается с момента размещения в единой информационной системе плана-графика, содержащего информацию о закупке, подлежащей общественному обсуждению, и заканчивается в последний день срока, предусмотренного в соответствии с частью 1 статьи 36 настоящего Федерального закона для отмены закупки. В случае отмены закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом общественное обсуждение такой закупки заканчивается с момента размещения в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона в единой информационной системе извещения об отмене закупки. При этом, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено формирование плана-графика, общественное обсуждение закупки начинается с момента размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе.

6. В общественном обсуждении закупки могут на равных условиях принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления путем размещения в период проведения общественного обсуждения замечаний и (или) предложений на официальном сайте после регистрации в единой информационной системе, осуществляемой для целей участия в общественном обсуждении закупок в соответствии с порядком функционирования такой информационной системы, установленным в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. Такие замечания и (или) предложения размещаются на официальном сайте после прохождения предварительной проверки на предмет исключения замечаний и (или) предложений, содержащих нецензурную брань, осуществляемой одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, определенными в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, не позднее одного дня, следующего за днем их поступления.

7. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте замечаний и (или) предложений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, размещает на официальном сайте мотивированные ответы по существу таких замечаний и (или) предложений.

8. По результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения заказчик вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, проект контракта или отменить закупку.

Обязательные общественные обсуждения госзакупок: когда и по каким правилам проходят

Обязательное общественное обсуждение закупок по 44 ФЗ — это процедура, в ходе которой компании, граждане, ИП и госорганы знакомятся с будущим тендером, задают вопросы и высказывают предложения. С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства № 1635 от 11.12.2019, которое кардинально поменяло правила.

Когда проводится

Процедура общественной дискуссии по госзакупке существует на всем протяжении действия 44-ФЗ, но с 2020 года кардинально меняется ее порядок: порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается с 2020 года постановлением правительства РФ № 1635 от 11.12.2019. Действовавшее ранее постановление № 835 утратит силу.

По новым правилам 2020 года обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:

  • поставщик определяется с помощью конкурса или аукциона;
  • в тендере очень крупная начальная максимальная цена. Пункт 2 правил проведения дискуссии по госзакупке, утвержденных постановлением правительства РФ № 1635, устанавливает, с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ в 2020, — с 1 млрд рублей. А если закупаются работы по капитальному ремонту, реконструкции или сносу — стоимостью от 2 млрд рублей.

Дискуссия по поводу тендера не проводится, если:

  • используется закрытый способ определения поставщика;
  • тендер относится к числу госзакупок по гособоронзаказу;
  • конкурс или электронный аукцион является повторным и проводится без изменения объекта госзакупки.

Как провести

Новые правила, утвержденные ПП РФ № 1635, устанавливают, на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок, планирование закупок. Новый порядок проведения обсуждений значительно проще того, который использовался ранее: процедура теперь одноэтапная, целиком заочная и проводится в ЕИС при помощи функционала специального раздела, размещенного во вкладке «Планирование». Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с того момента, когда заказчик опубликовал план-график, в котором указал намерение провести дорогостоящий тендер. Момент начала проведения изменился, раньше он совпадал с моментом издания плана закупок, но в 2020 году эта форма планирования была отменена.

Изменился и момент окончания проведения процедуры: обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается, когда, в соответствии со ст. 36 44-ФЗ, заказчик утрачивает возможность передумать и без каких-либо специальных обоснований отменить процедуру.

В этом же постановлении прописано, какие субъекты вправе в нем участвовать, в каком порядке и какие полномочия по результатам дискуссии имеются у ее организатора — заказчика.

Как участвовать в обсуждении

Высказать свое мнение по поводу готовящегося или проводимого тендера вправе любые лица:

  • физические;
  • индивидуальные предприниматели;
  • компании любых организационно-правовых форм.

Для участия необходимо пройти процедуру регистрации в специальном разделе ЕИС.

Понадобится указать минимальные персональные данные о физлице или организации.

Регистрация на общественные обсуждения закупок в ЕИС

В ходе общественной дискуссии участники вправе оставлять комментарии, вопросы и замечания к документам, касающимся покупки: плану-графику, извещению о проведении закупки, тендерной документации. Сообщения участников проходят модерацию на портале, после чего направляются организатору тендера. В ходе модерации отсеиваются сообщения, в которых содержится ненормативная лексика.

Читайте также:  Штамп о регистрации брака в паспорте: все, что нужно знать

Организатор — заказчик — располагает двумя рабочими днями, чтобы исследовать направленное ему сообщение и дать официальный ответ по нему. Ответ заказчика публикуется на портале и направляется на электронную почту лицу, его задавшему.

Как оформляются результаты процедуры

Пункт 9 правил устанавливает, что заказчиком по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть приняты следующие решения:

  • принять во внимание поданные замечания и вопросы и изменить документы, связанные с процедурой: план-график, извещение или документацию;
  • отменить тендер.

В отличие от существовавшего ранее порядка проведения общественной дискуссии, который предполагал издание протоколов каждого этапа, новые правила не обязывают заказчиков формировать итоговый протокол по результатам дискуссии.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ

Для конкурентных закупок, к которым относятся конкурсы и аукционы, на суммы свыше 1 миллиарда рублей необходимо провести общественное слушание. Эта обязанность для заказчиков установлена на законодательном уровне. На общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ может прийти любой желающий и высказать свое мнение. Поскольку результатом могут стать изменения плана-графика, сопутствующей документации или торги вовсе могут быть отменены, эта процедура является чрезвычайно важной.

Как регулируется общественное обсуждение по 44-ФЗ

С начала 2020 года введены новые правила исполнения обязательных обсуждений с общественностью. Они были закреплены Постановлением Правительства № 1635. Согласно обновлению, заказчики больше не создают планы закупок, но по-прежнему предоставляют планы-графики. Одно из отличий этих документов состоит в том, что план-график формируют на год, а планы составлялись на три года.

Незначительное на первый взгляд нововведение повлекло целый ряд исправлений. Среди них действие, запускающее процедуру. Ранее начало слушаний отсчитывали с даты выставления плана в Единой информационной системе. Теперь обсуждения можно начать с момента размещения графиков в ЕИС. Эти документы содержат следующую информацию:

  • описание объекта закупки;
  • метод проведения торгов;
  • начальная максимальная цена контракта;
  • в деталях описывается требуемая продукция;
  • объем поставки (количество, цена, сроки поставок).

Указываются наличие спецоборудования, квалифицированного персонала и иные детали, имеющие значение для итогового результата. Изменения также затронули правила проведения обязательных общественных обсуждений, мы рассмотрим их ниже.

Когда проводят обязательные общественные слушания

Система проведения слушаний утверждена правительством для учреждений на всей территории страны. Региональные власти имеют право установить дополнительные условия, требующие общественных обсуждений. Они также могут уменьшить сумму начальной максимальной цены контракта. Принимая такое решение, они меняют правила проведения коллективных заседаний, которые касаются только их организации. Все принятые дополнения не должны противоречить действующему законодательству.

Если в таком регионе закупка проводится федеральным заказчиком, то он действует согласно постановлению правительства. Процедура проведения расписана во 2 пункте ПП № 1635. Коллективные слушания проводятся при сумме контракта, составляющей или превышающей 1 млрд рублей. К исключению относится закупка такого типа:

  • реализующая закрытый способ подбора исполнителей;
  • относящаяся к государственной обороне;
  • участвующая в повторном конкурсе по части 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • закупка, созданная для выполнения работ, установленных частью 2 ст. 63 44-ФЗ.

К последнему пункту относятся строительные работы: возведение, ремонт, снос капитальных строений ценой в 2 млрд рублей и менее. Требования также не относятся к тем заказам, которые начали выполняться до введения в действие ПП № 1635.

Проведение общественного обсуждения закупок по 44-ФЗ

Период, в течение которого заказчик проводит заседание, не имеет четких дат. Он начинается с момента отправки плана-графика в ЕИС, завершается за 5 дней до окончания срока приема заявок от участников торгов. Это положение регулирует пункт 3 Правил и 36 статья основного закона 44-ФЗ.

Целесообразно назначить слушание после размещения более подробной информации в единой системе. Это связано с тем, что в планах-графиках нет никаких подробных сведений. Отсутствуют проект, техзадание, сопутствующая документация. Поэтому до размещения подробной информации объективных данных для анализа просто нет. Не будет получен тот результат, на который направлено мероприятие, ― изучение общественного мнения.

Стать участником слушания может любой желающий:

  • организации;
  • граждане;
  • предприниматели.

Для этого им нужно зарегистрироваться в ЕИС. Мнение, предложение, замечания записывают в графе «Обязательное обсуждение закупок». Сообщение уходит на модерацию, где проверяется на наличие оскорблений и иных запрещенных законодательством высказываний. Только после одобрения модератором оно публикуется на портале в открытом для чтения доступе.

Заказчик должен ответить на каждое сообщение в течение 2 рабочих дней. Если поступившее предложение поддерживается, то соответствующие изменения вносятся в документацию проекта. Иногда результат приводит к значительным изменениям ― закупка может быть отменена, если комментатор аргументирует ее необоснованность, выявит нарушения или предложит более оптимальный вариант.

Кем проводится общественное слушание

Обязательство по проведению общественных обсуждений возложено на:

  • госзаказчиков, работающих по 44-ФЗ;
  • учреждения, проводящие торги в соответствии с законом о госзакупках.

Руководствоваться 44-ФЗ также должны заказчики, проводящие торги по федеральному закону № 223. Такая обязанность возникает, если не реализуется в объеме, определенном ПП № 135, сотрудничество с представителями малого бизнеса. Чтобы законодательство не было нарушено, следует изначально планировать этапы проведение подготовительных мероприятий в соответствии с 44-ФЗ, в рамках закона № 223.

Как проходят общественные слушания: 1 этап

Коллективное рассмотрение предстоящего тендера проходит в несколько этапов. Первый — это знакомство с планом-графиком, второй ― в форме публичного заседания. Результат каждого из этапов протоколируется.

Начинается первая стадия общественных слушаний с даты публикации плана-графики на портале ЕИС. Необходимо выделить на этот период не менее 20 дней. В течение этого срока зарегистрированные участники оставляют свои замечания на площадке.

Организатор следит за публикациями и отвечает на каждую из них в течение 2 дней за исключением выходных и праздников. Все поступающие вопросы и ответы публикуются в ЕИС.

Что указывается в протоколе по результатам первого этапа слушаний

Когда первый этап завершен, а сделать это необходимо за 5 дней до окончания приема заявок от участников торгов, составляют протокол. В документе указывают следующие сведения:

  • все входящие сообщений;
  • ответы на поступившие замечания;
  • решение, принятое на основании всех полученных данных.

Результат может быть следующим: закупка отменена, торги будут проведены с учетом замечаний или без учета поступивших предложений.

Протокол размещается в ЕИС одним из способов. Чаще это заполненный в электронном виде. Его сохраняют в файл, например, с расширением pdf, и загружают в систему. Также для данной публикации предусмотрен специальный пункт ― «Обязательное общественное обсуждение». Нажав на ссылку «Сформировать протокол 1 этапа», оператору (секретарю) необходимо вписать данные из файла, либо вставить их через копирование.

Срок публикации протокола ― 2 рабочих дня после окончания слушаний.

Очное общественное слушание

Когда 1 этап слушания закончен и составлен протокол, заказчик организует очную встречу. О ее проведении необходимо предупредить минимум за 5 дней. Для объявления используется та же платформа ― ЕИС.

Стать участником слушания могут все желающие, те, кто уже участвовал в 1 этапе, и те, кто только присоединился к процессу. В обязательном порядке должны прийти руководитель учреждения-заказчика и руководитель отдела закупок. Вместо них могут присутствовать их заместители. Без этих должностных лиц собрание не может быть проведено.

Заседание проходит в рамках диалога. Участники лично высказывают свои предложения и замечания, а представители учреждения отвечают, дают пояснения, излагают свои доводы. Все общение протоколируется посредством аудиозаписи.

Обязательное общественное обсуждение: 2 этап

Заключительный этап ― обсуждение данных, прописанных в закупочных документах. Он проходит удаленно, с использованием ЕИС. По своему принципу напоминает самый первый этап, но в этот раз участники располагают большей информацией.

Начинается процедура со дня публикации документов в ЕИС. Завершается за 3 дня до срока, когда заказчик еще может отменить торги. Участники в формате сообщения оставляют вопросы, мнения, предложения. Заказчик в 2-дневный срок отвечает на них.

Протокол второго этапа

По окончании 2 этапа также оформляют протокол. В нем отражают такие данные, как:

  • отправленные участниками общественного обсуждения закупок по 44-ФЗ комментарии;
  • ответы заказчика на каждое сообщение;
  • принятое в итоге решение.

В результате проведения последнего этапа слушаний заказчик может отменить торги, запустить их с учетом или без учета замечаний. Протокол также в течение 2 дней размещается в единой системе. В результате все документы, оформляемые на каждом этапе, доступны к просмотру на странице «Обязательное общественное обсуждение». Они фиксируются в журнале событий с указанием названия события, даты и времени публикации.

Ответственность за непроведение общественных слушаний

Конкурентная закупка требует непременного проведения открытых обсуждений, если цена контракта от 1 млрд рублей и выше. Если данное требование было нарушено, слушания не проведены или проведены не в полном объеме, должностное лицо будет оштрафовано на сумму 30 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ). Для того чтобы соблюсти все правила и сроки, необходимо предварительно составить календарь мероприятий с учетом выходных и праздничных дней.

Если вы хотите принять участие в тендерах по 44-ФЗ и закону № 223 в качестве поставщика, рекомендуем сервис Астрал.Тендер. Он подходит для юридических лиц, предпринимателей, самозанятых. Позволяет быстро в доступной форме пройти обучение работы на ЭТП.

Выводы

Заказчики должны организовывать общественное обсуждение, если начальная цена контракта эквивалентна 1 млрд рублей или превышает его. Для проведения строительных работ контрольная сумма установлена в размере 2 млрд руб.

На заочную стадию обсуждений отводят не менее 20 дней. В этот период размещают для ознакомления общественности план-график. После окончания заочного слушания и составления протокола начинается новый период ― очных совещаний. Он длится не более 10 дней, состоит из нескольких этапов:

  • принятие решения о дате очного собрания;
  • размещение в ЕИС информации о публичных слушаниях;
  • проведение собрания.

На два последних пункта отводится не менее 5 рабочих дней, т. е. половина установленного законом срока. Последний этап ― размещение протокола в ЕИС — занимает 2 дня. Таким образом, без намеренного увеличения сроков в том периоде, где это возможно, процедура общественного слушания займет всего 32 дня. После этого закупка может быть реализована.

Важно! Установленные сроки исчисляются в рабочих днях. Например, если последний день приходится на субботу, то он автоматически переносится на следующий рабочий, в данном случае ― понедельник.

Если заказчик обязан проводить все подготовительные этапы самостоятельно, то поставщики могут привлечь для работы сторонних специалистов. Работа на электронных торговых площадках требует не только специальных знаний, но и времени. Поэтому бывает выгоднее передать эти обязанности на аутсорсинг.

Ссылка на основную публикацию