Частный сервитут: как установить, зарегистрировать

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Сроки действия и стоимость процедуры

Период действия сервитута оговаривается соглашением, которое подписывают стороны, и предусматривает срочный период, где указываются сроки окончания действия договора и постоянный. Сроки постоянного периода не ограничены и действие права пользования территорией сохраняется до расторжения соглашения или прекращения оснований для его действия.

Стоимость процедуры оформления земельного сервитута подразумевает под собой уплату государственной пошлины для граждан в размере 2000 рублей (НК РФ статья 333.33, пункт 22).

Стоимость обременения прав гражданина, который разрешил пользоваться ограниченным правом другому собственнику, исчисляется из кадастровой стоимости надела в пределах 0.01% за год действия сервитута. В заключаемый между сторонами договор, по согласию сторон, может быть внесена другая сумма, предполагающая компенсацию обремененной правами стороне за причиненные неудобства.

Период действия сервитута оговаривается соглашением, которое подписывают стороны, и предусматривает срочный период, где указываются сроки окончания действия договора и постоянный. Сроки постоянного периода не ограничены и действие права пользования территорией сохраняется до расторжения соглашения или прекращения оснований для его действия.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Занесение данных о сервитуте в ЕГРН – государственная регистрация сервитута

Итак, пакет документов для письменного подтверждения сервитута собран, теперь его необходимо зарегистрировать в органах Росреестра.

Регистрация сервитута в Росреестре (в Федеральной службе кадастра и картографии) обязательна! Это прямо предусмотрено п.3 ст.274 ГК РФ.

Заявителем может быть либо собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, либо будущий обладатель сервитута.
В соответствии со ст. 14 закона 218-ФЗ о регистрации недвижимости, заключение соглашения о сервитуте является основанием для регистрации обременения недвижимости и регистрируются в установленные законом сроки (от 7 до 14 дней).
После того, как сервитут зарегистрирован выдается выписка ЕГРН, содержащая сведения об ограничении (сервитуте).

Заявителем может быть либо собственник земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, либо будущий обладатель сервитута.
В соответствии со ст. 14 закона 218-ФЗ о регистрации недвижимости, заключение соглашения о сервитуте является основанием для регистрации обременения недвижимости и регистрируются в установленные законом сроки (от 7 до 14 дней).
После того, как сервитут зарегистрирован выдается выписка ЕГРН, содержащая сведения об ограничении (сервитуте).

Частный сервитут: как установить, зарегистрировать

Однако, можно не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ):

  • он устанавливается в отношении части публичного земельного участка;
  • его срок составляет менее трех лет;
  • в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него.

В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ).
За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:
1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка;
2) собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права.
Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.
Отметим, что государственная регистрация частного сервитута может проводиться:

  • без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут;
  • с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при государственной регистрации сервитута без одновременного кадастрового учета.

Для государственной регистрации необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы:
– соглашение об установлении сервитута. Его нужно представить в следующем количестве экземпляров :
– не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме;
– не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено.
Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально. Если оно подписано представителем по доверенности, также нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание.
– решение суда, вступившее в законную силу. Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре;
2) доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным;
3) иные документы. Они могут потребоваться в отдельных ситуациях. Например, если сервитут публичного участка допускается только с согласия органов государственной власти или местного самоуправления, такое согласие нужно приложить к заявлению. Акты органов власти представляются в виде одной надлежаще заверенной копии.
Если одновременно проводитсягосударственная регистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка.
План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии, что не изменились ее границы.
При подаче документов учитывайте, что:

  • по своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для государственной регистрации прав;
  • существуют специальные требования при подаче документов в электронном виде.
Читайте также:  Прописка в общежитии: какова процедура в 2020 году

Размер пошлины за государственную регистрацию сервитута составляет (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

  • 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций;
  • 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

Срок уплаты госпошлинызависит от способа подачи документов на государственную регистрацию (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ):
1) до подачи документов – если они подаются лично или направляются по почте;
2) после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению – если они подаются в электронной форме.
Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.
Уплатить госпошлину должен тот, кто обращается за государственной регистрацией.
Обратите внимание, что если соглашение заключено с органом государственной власти или местного самоуправления, то обратиться за регистрацией должен именно этот орган. При этом они освобождены от уплаты госпошлины. Следовательно, в этом случае госпошлина уплачиваться не будет.
Если за регистрацией одновременно обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. В данном случае размер госпошлины делится на количество участников. При наличии лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, она распределяется на всех лиц, но названные лица ее не уплачивают.
Если соглашение заключено между организацией и гражданином (в том числе ИП), организация не будет уплачивать госпошлину, если обращаться за государственной регистрацией будет физическое лицо. Если же организация и гражданин обратятся за регистрацией сервитута одновременно, то размер госпошлины для организации будет меньше, чем если бы обращалась только она.
Документы для государственной регистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимость.
Срок регистрации сервитута составляет (ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации):

СитуацияСрок проведения регистрации, если документы представлены
в офисы и приемные Росреестра или Кадастровой палатычерез МФЦ
Регистрация сервитута7 рабочих дней9 рабочих дней
Регистрация сервитута на основании нотариально удостоверенного соглашения3 рабочих дня5 рабочих дней
Регистрация на основании нотариально удостоверенного соглашения при его подаче в электронном видеВ течение следующего рабочего дня
Одновременное проведение кадастрового учета части земельного участка и госрегистрации сервитута10 рабочих дней12 рабочих дней

При выявлении соответствующих оснований государственная регистрация будет приостановлена. Сроки приостановления указаны в ч. 2 – 8 ст. 26 Закона о регистрации. По общему правилу регистрация приостанавливается не более чем на три месяца .
Если причины, по которым государственная регистрация приостановлена, не будут устранены в срок приостановления, в регистрации будет отказано (ст. 27 Закона о регистрации).
В подтверждение государственной регистрациисервитута как вещного права, то есть если за его регистрацией обратилось лицо, в пользу которого он установлен, выдается выписка из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости).
Если сервитут зарегистрирован на основании соглашения о его установлении, то в нем будет проставлена специальная регистрационная надпись. Документы вам выдадут или направят тем способом, который вы указали в заявлении.

  • 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций;
  • 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

Законодательное регулирование

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

Также Земельный Кодекс Российской Федерации устанавливает порядок действий, в соответствии с которым должен устанавливаться публичный сервитут, а также порядок издания тех нормативных актов, которые регулируют обязательность таких действий.

Так как сервитут устанавливается путем заключения соответствующего соглашения, носящего характер договора пользования с установлением частичного либо полного обременение на земельный участок, регулирование такого договора осуществляется также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Этот вопрос рассматривается как в Гражданском, так и в Земельном Кодексе.

Под установлением сервитута на земельный участок в действующем законодательстве подразумевается установление такого обременения, которое позволит собственникам или пользователям других наделов получить возможность обеспечить свободное функционирование своих земельных участков.

Как оформить сервитут?

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

На каких основаниях это можно сделать?

Однако возможность установить сервитут на часть ЗУ все же есть, о чем говорит сама сущность рассматриваемого права. Сервитут служит конкретной цели: например, если цель пройти или проехать – разумеется, нужна только дорога, о чем и указывается в соглашении об обременении. В соглашении можно прописать и сферу действия сервитута, ограничить использование земли во времени, в пространстве, и фактически получится пользование частью ЗУ.

Если мирно договориться не получилось, ограничить собственника в пользовании землей в части фактически, возможно и в суде, потому что, удовлетворяя иск о сервитуте, суд обязан определить условия, на которых он устанавливается, в том числе, содержание обременения и его сферу действия (как и на каких основания можно обратиться в суд для принудительного установления сервитута узнаете тут).

Если мирно договориться не получилось, ограничить собственника в пользовании землей в части фактически, возможно и в суде, потому что, удовлетворяя иск о сервитуте, суд обязан определить условия, на которых он устанавливается, в том числе, содержание обременения и его сферу действия (как и на каких основания можно обратиться в суд для принудительного установления сервитута узнаете тут).

Процедура установки частного сервитута

Сервитут может быть наложен в следующих случаях:

  1. обеспечение прохода или передвижения по участку;
  2. проведение коммуникаций: электричества, воды, канализации;
  3. обеспечение нужд владельца соседнего участка.

Первый этап: составление соглашения. Физлицо-пользователь участка может запросить установку обременения в виде сервитута только у собственника территории. Даже если спорная земля сдана в долгосрочную аренду, заключить такой договор с арендатором невозможно. Если надел принадлежит муниципалитету, запрос нужно направлять в администрацию.

Подписать соглашение можно под контролем нотариуса либо без оного.

Частный сервитут не обязывает присутствие на подписании третьих лиц.

Второй этап – процедура проведения госрегистрации соглашения в Росреестре. Спустя 10 дней после подачи заявления на регистрацию в кадастровом паспорте объекта появится пометка о наложенном сервитуте и его сроках.

Первый этап: составление соглашения. Физлицо-пользователь участка может запросить установку обременения в виде сервитута только у собственника территории. Даже если спорная земля сдана в долгосрочную аренду, заключить такой договор с арендатором невозможно. Если надел принадлежит муниципалитету, запрос нужно направлять в администрацию.

Как оформить сервитут на земельный участок?

Что такое земельный сервитут?

Понятие «сервитут» означает право на ограниченное использование чужой собственности при условии, что без этого вы не можете полноценно использовать и содержать свое имущество.

Читайте также:  Со Скольки Лет Можно Купить Вейп Без Никотина

Термин servitus появился еще в римском праве, и уже тогда был связан именно с земельными отношениями, и обеспечивал беспрепятственное использование всеми гражданами водоемов, пастбищ и проч.

Сервитут в земельном праве предполагает разрешение пользоваться чужой территории (участка) для владения своим имуществом, если иных способов нет. Например, нет другого подъезда к вашей даче, кроме как через соседский участок, нельзя «обойти» чужую территорию при прокладке электросетей.

В настоящее время выделяются следующие виды сервитутов по земельному законодательству – «частные» и «публичные». «Отличаются они тем, что частный сервитут направлен на обеспечение нужд конкретного человека, в то время как публичный выступает в защиту так называемых социальных интересов. Публичный сервитут на земельный участок связан с исполнением органами власти различных распоряжений, государственных программ и т.д. К примеру, этот документ понадобится для ремонта электросетей, проведения к месту работ строительной техники. Публичный сервитут устанавливается на основании издания акта государственной инстанции по итогам общественных слушаний, – поясняет Элита Закиян, ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов.

Срок годности

Срок действия сервитута на земельный участок может варьироваться от года до 49 и более лет. Разрешения на ограниченное использование территории подразделяются на срочные и постоянные.

Время действия публичного сервитута регулируется законодательством и зависит от цели проведения работ.

«Для устройства линий электропередач, трансформаторных подстанций срок может составлять от 10 до 49 лет, для строительства или ремонта автомобильных дорог, эстакад, мостов, вокзалов разрешение выдается на время проведения таких мероприятий; для инженерных изысканий документ действует не более года, – поясняет Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы.

Частный сервитут на земельный участок выделяется на время, определенное соглашением сторон. Когда разрешение необходимо, например, для подъезда к частному дому, выдается постоянный сервитут. Нужно иметь в виду: если пользователь документа продаст свою недвижимость, право на ограниченное использование сохранится как для обремененного участка, так и для нового хозяина дома.

Найти доказательства

Установление сервитута на земельный участок – достаточно сложный процесс.

Необходимо предоставить суду убедительные доказательства, что у вас действительно отсутствует иной способ обеспечения своих нужд: нет другого пути для проезда на свой участок, прокладывания коммуникаций и проч.

Если вы не сможете привести убедительные доказательства, то положительно разрешить данный вопрос не удастся.

Что и в каком порядке делать, рассказывает Элита Закиян:

  1. Для начала нужно обратиться в письменной форме к собственнику имущества, в отношении которого возникла необходимость в ограниченном пользовании.
  2. По правилам к обращению следует приложить определенный набор технических документов. Однако сделать это в большинстве случаев крайне сложно. Например, когда возникла необходимость использования соседнего участка, нужно подготовить схему с указанием части территории, которая требуется для проезда (прохода, проведения ремонтных работ) на праве сервитута. Но, поскольку нет открытого доступа к этому месту, и вы не вправе самовольно проникнуть на чужую территорию без разрешения, такую схему с определением всех характеристик подготовить невозможно.
  3. Если ответа на обращение не поступило или пришел отказ, следующий этап – суд. Будет проведена экспертиза для выяснения, действительно ли разрешение необходимо.
  4. При положительном решении происходит оформление сервитута на земельный участок, вы получите документ, который будет необходимо зарегистрировать в ЕГРН.

Платная услуга?

Так как сервитут – это право пользования чужой собственностью, он предоставляться и бесплатно, и за деньги. Владелец земельного участка за возможность проезда по территории, вправе требовать плату, говорит Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы. Размер и порядок внесения оплаты оговаривается сторонами при заключении соглашения.

Публичный сервитут на земельный участок также может иметь денежное содержание. Собственник территории, по которой разрешается, например, проезд строительной техники, также может назначить цену за возможность использования своей собственности от органов местного самоуправления, установивших сервитут. При наличии спора между сторонами стоимость может быть определена в судебном порядке.

Земельный кодекс указывает, что сервитут может быть отменен в случае, если цель его установления уже не актуальна, и необходимости в его продолжении нет.

Собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, имеет право оспаривать решение суда, либо распорядительного органа власти, доказывая наличие альтернативных способов доступа к указанной территории.

В настоящее время выделяются следующие виды сервитутов по земельному законодательству – «частные» и «публичные». «Отличаются они тем, что частный сервитут направлен на обеспечение нужд конкретного человека, в то время как публичный выступает в защиту так называемых социальных интересов. Публичный сервитут на земельный участок связан с исполнением органами власти различных распоряжений, государственных программ и т.д. К примеру, этот документ понадобится для ремонта электросетей, проведения к месту работ строительной техники. Публичный сервитут устанавливается на основании издания акта государственной инстанции по итогам общественных слушаний, – поясняет Элита Закиян, ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов.

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком.

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации:
– собственником земли;
– лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения;
– обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности.
Заявителю необходимо предъявить:
– копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок;
– документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.
В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Классификация и основания для установления

В зависимости от срока действия выделяют сервитуты:

  • срочные;
  • постоянные.

Большего внимания удостаивается классификация, построенная на различии целей и оснований установления ограничения пользования участком. В этом случае сервитуты разделяют по регламенту на две группы:

Устанавливается ли сервитут на землю под домом и каковыми могут быть основания для установления сервитута, к примеру, на арендованный земельный участок? Сервитут может устанавливаться на граничащий земельный участок, а в исключительных ситуациях – и на иной участок, обладающий необходимыми характеристиками (участок, находящийся в аренде), и устанавливается в целях:

  • взведения, эксплуатации коммуникаций необходимых для снабжения электроэнергией и другими ресурсами;
  • проезда, подхода к изолированному владению и обеспечения прочих нужд.

В законе ниже оговаривается, какие земли могут использоваться без предоставления прав на них другим лицам.

  1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
    • проведение инженерных изысканий;
    • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    • строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    • осуществление геологического изучения недр;
    • осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
  3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
  4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Читайте также:  Образец акта балансовой принадлежности

Для применения этого вида ограничения прав собственников обязательно проведение общественных слушаний.

Основанием для возникновения публичного сервитута служит необходимость обеспечения общественных нужд с целью:

  • обеспечения подхода населения к водным объектам;
  • ремонта объектов инфраструктуры, выполнение дренажных работ;
  • необходимости размещения элементов для обозначения границ участков;
  • забора воды из водоемов;
  • прохода и выпаса животных, сенокоса;
  • охоты, рыболовства;
  • проведения различных исследовательских действий.

Более детально об основаниях и причинах установки сервитута читайте здесь, а об основаниях прекращения сервитута можно узнать в этой статье.


Как установить сервитут на земельный участок? Ограничение прав в форме сервитута может устанавливаться с помощью соглашения либо договора, заключаемого стороной, требующей установления сервитута с владельцем смежного участка, и должно пройти государственную регистрацию.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Предлагаем ознакомиться: Инвентаризационная стоимость квартиры 2019: пример расчета и отличие от кадастровой оценки имущества

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Со стоимостью юридических услуг по регистрации ограниченного пользования земельным участком (сервитут) Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе нашего сайта – цены.

Кто и как устанавливает размер платы за установление сервитута – какой срок действия у сервитута

Обладателю используемого объекта в любом случае будет назначаться денежное вознаграждение за сервитут. Причем величина его устанавливается в зависимости от размера материальной выгоды от объекта, если бы он не был отдан под сервитут. Важный факт, что на размер этих выплат оказывает влияние и частота пользования землей.

Срок действия договора определяется в официальном соглашении при подписании документа обеими сторонами. При этом длительность его не должна превышать время нахождения имущества в подряде, в строительных целях и проч.

  1. Учредительные документы, включающие все поправки
  2. Свидетельства о ГРЮЛ
  3. Договор о назначении руководителя: протокол избрания и приказ о назначении
  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН

Оформление неполного обременения земли

Обременение земли – это, так или иначе, ограничение прав его собственника, создание для него неудобств. А для лица, для которого установлен сервитут – это дополнительный источник расходов (за пользование чужой землей может взиматься плата ч. 5 ст. 274 ГК РФ).

Законодатель выделяет частный и публичный сервитут. В основании разграничения лежит интерес, в чью пользу он устанавливается. Первый – в пользу конкретного лица для обеспечения его нужд. Тогда как установление публичного сервитута направлено на обеспечение нужд государственных или муниципальных, нужд населения и строго в целях, указанных в ч. 4 ст. 23 ЗК РФ. Узнать больше о разнице между частным и публичным сервитутом можно тут.

Поэтому распространение права ограниченного пользования только на часть участка – в интересах обоих собственников.

Формулировки нормативных положений гражданского и земельного законодательства, регулирующих данное вещное право (ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ), говорят об обременении всего участка: в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель (ч. 5 ст. 23 ЗК РФ), предоставления права ограниченного пользования соседним участком (ч. 1 ст. 274 ГК РФ).

Однако в земельном законе можем найти нормы, которые говорят о возможности установления сервитута на часть земли: п. 2 ч. 1 ст. 39.25 ЗК РФ, ч. 4 ст. 39.25, ч. 5 и ч. 6 ст. 39.26 ЗК РФ, но эта возможность распространяется на случаи, когда речь идет об участке, собственником которого является государство, субъект РФ, муниципалитет.

В таком случае в ЕГРН должны быть сведения о части земельного участка (п. 11 ч. 4 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» – далее ФЗ о регистрации).

Поэтому распространение права ограниченного пользования только на часть участка – в интересах обоих собственников.

Добавить комментарий