Перечень объектов недвижимого имущества по кадастровой стоимости

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу с 01.03.2021 решения Санкт‑Петербургского городского суда от 28.01.2021 по делу № 3а-67/2021, которым удовлетворено административное исковое заявление ООО «Парком» о признании недействующим со дня принятия пункта 1454 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 10.06.2020 по делу № 3а-112/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30.09.2020, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3389 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 02.07.2020 по делу № 3а-139/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23.09.2020, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3462 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 27.07.2020 по делу № 3а-200/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28.10.2020, об удовлетворении требования о признании недействующим:

– пункта 2908 Приложения к приказу Комитета от 26.12.2018 № 216-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;

– пункта 1506 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу с 09.12.2020 решения Санкт‑Петербургского городского суда от 15.09.2020 по делу № 3а-216/2020, которым удовлетворено административное исковое заявление ООО «Петро» о признании недействующим со дня принятия пункта 5349 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 01.10.2020 по делу № 3а-221/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20.01.2021, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1634 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 26.10.2020 по делу № 3а-240/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26.01.2021, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1797 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует об отмене апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20.10.2020 решения Санкт‑Петербургского городского суда от 08.07.2020 и вынесении нового судебный акт по делу № 3а-196/2020, которым отказано в удовлетворении требования ООО «Чайка» о признании недействующими пунктов 4688, 4689 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о том, что 01.06.2021 вступило в законную силу решение Санкт‑Петербургского городского суда от 18.02.2021 по делу № 3а-50/2021, которым удовлетворено административное исковое заявление ООО «Университетская инновационная компания «Литораль» о признании недействующим со дня принятия пункта 3782 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 28.04.2021 по делу № 3а-111/2021, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03.08.2021, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3710 приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 13.05.2021 по делу № 3а-133/2021 об удовлетворении требования о признании недействующим со дня принятия пункта 2496 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 15.12.2020 по делу № 3а-291/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31.03.2021, об удовлетворении требования о признании недействующим со дня принятия пункта 2282 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 20.04.2021 по делу № 3а-137/2021 об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 5093 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 11.02.2021 по делу № 3а-96/2021, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 01.06.2021, об удовлетворении требования о признании недействующим со дня принятия пункта 1456 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-п «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 20.07.2021 по делу № 3а-178/2021, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27.10.2021, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 5775 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Как обосновывают перечень недвижимости, налог по которому считается по кадастровой стоимости

В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.

Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.

Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.

Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).

Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (п. 1 ч. 1 ст. 2);
  • расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (п. 2 ч. 1 ст. 2).

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

— здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (п.3 ст. 378.2 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Читайте также:  Возврат денег за непоставленный товар – образец письма и порядок оформления

Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).

Таким образом, из приведенных норм следует, что для включения нежилого здания (строения, сооружения) в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, необходимо соответствие указанного объекта следующим критериям:

1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).

Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.

Например, в том же Пермском крае с 1 января 2020 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

Суды достаточно кропотливо подходят к изучению обоснованности требований, однако, большая часть практики складывается в пользу собственников. Тем не менее, этот результат стоит собственникам немалых усилий, более того, делает инвестиции в нежилую недвижимость совершенно невыгодными, так как рост налога на имущество при неизменном уровне арендной платы не сулит собственникам какой-либо очевидной выгоды.

Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.

Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Основания для включения объектов в Перечень, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2 НК РФ)

Перечень объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2. НК РФ). Предназначение объекта недвижимого имущества и (или) его фактическое использование предусматривает размещение объектов торгового, офисного, общественного питания и бытового обслуживания

Хочу поделиться с коллегами своим положительным опытом в части исключения объектов из Перечня объектов, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст. 378.2. НК РФ), для краткости далее Перечень.

В моем случае объект включили по виду разрешенного использования земельного участка, в этой части я провела разбор отдельных случаев с упором на практику судов, также привела практические рекомендации по сбору доказательственной базы (первые две части прочесть можно Здесь и Здесь).

Также хочу добавить, что в моем случае решающую роль при наличии сомнений в основании включения объекта по ВРИ ЗУ (здесь и далее аббревиатура вид разрешенного использования земельного участка) сыграло отсутствие акта обследования/проведения фактических мероприятий по установлению и выявлению предназначения или фактического использования здания, опять же в юридически значимый период (в период или до включения этого объекта или после такого включения, но в период действия нормы, возлагающей обязанность по уплате налога). То есть основной упор мною сделан был на то обстоятельство, что по ВРИ ЗУ нельзя было однозначно судить о том, что последний предусматривает размещение объектов торговли. А, как известно, любые неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Также хочется добавить, что в моем регионе фактическое обследование проводится без взаимодействия с собственниками объектов, по результатам такого обследования Администрация, как уполномоченный орган издавало Постановление об установления фактического использования, далее объекты включались в перечень.

Теперь, что касается гипотезы здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, (пп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ). При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Очевидно, если наименование объекта или его ВРИ будет значиться в ЕГРН как «торговый центр», то его предназначение очевидно, и не будет ставиться в зависимость от его фактического использования, а также от других обстоятельств дела. Например, в Апелляционном определении ВС РФ по делу № 31-АПА19-5(ВС Чувашии № 3А-52/2019), спорный объект имел наименование «Торговый центр в деревне..», ВРИ ЗУ- «для содержания и обслуживания зданий и сооружений». Объект включен в перечень по п. 4 ст. 378.2 НК РФ, и такие обстоятельства как ВРИ ЗУ, доводы административного истца о том, что нежилое здание фактически не используется, здание требует капитального ремонта, отсутствует отопление и др., судом отклонены со ссылкой на то, что не имеют правового значения, поскольку в данном случае объект недвижимости включен в перечни в связи с его назначением, а не по фактическому использованию. А также фактическое использование нежилого здания могло иметь правовое значение только в том случае, если это нежилое здание не имело торгового назначения.

Значит ли последний тезис, что любое назначение здания, кроме торгового, должно фактически использоваться для целей бытового обслуживания, офисного, общественного питания. Косвенно это подтверждает практика. Полагаю, для остальных видов назначения судами учитывается ВРИ ЗУ, фактическое использование (например, был составлен акт обследования или представлены доказательства такого фактического использования).

Так, например, апелляционным определением ВС РФ по делу № 49-АПА19-12 наименование здания – административное здание, ВРИ ЗУ- под производственное использование. Основанием для включение здания являлось «наименование». Суд, удовлетворяя требования административного истца об исключения объекта из перечня, пришел к выводу, что «утверждение административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для использования в целях делового, административного и (или) коммерческого назначения, как это следует из ЕГРН, поскольку понятие «административное здание» не тождественно понятию «административно-деловой центр», следовательно для того, чтобы признать административное здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)бытового обслуживания более 20% общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей».

Налицо правовая неопределенность в вопросе предназначения объектов, включенных в пПеречень. Данные Решения выбраны неслучайно, так как в Суде второй инстанции эти дела рассматривались в один день, и данные решения устоялись в Верховном Суде. С одной стороны, в случае торгового центра судом не изучался вопрос о фактическом предназначении данного объекта, ну то есть были ли в нем такие помещения, в которых могла осуществляться торговля, а в другом случае судом принят во внимание довод административного истца о том, что менее 20% площади используется для указанных целей.

Хотя как, на мой взгляд, понятия «в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (условие первое ВРИ ЗУ, позволяющий размещать торговые объекты, условие второе здание предназначенное или фактически используемое для торговых целей)» и понятии «торговый центр», закрепленное в законодательстве, не идентично. Так, например, ГОСТом 51303-2013 Торговля под торговым центром понимается Совокупность торговых предприятий и/или предприятий под оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), согласно классификатору ВРИ ЗУ – это размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг.

К тому же согласно, налоговому законодательству понятия и термины, применяемые в других отраслях права применяются в том же значении и для целей налогового права, если иное не предусмотрено самим НК РФ (ст. 11 НК РФ).

Полагаю, в этой связи нужна доработка ст. 378.2 НК РФ в части раскрытия понятия предназначения объекта для указанных целей, чтобы не создавать правовой неопределенности у налогоплательщика, и как следствие, чтобы с другой стороны, у органа, включающего объекты в Перечень, по соответствующему признаку, были такие основания для включения объектов. Потому что раскрытие термина предназначение объекта для указанных целей через определение – назначение, наименование, разрешенное использование помещений, составляющих более 20% от площади здания, предусматривающее размещение торговых объектов, по сути не раскрывает самого понятия, и дает большой простор для вольного истолкования этой нормы. К тому же, какие документы должны обосновать такое предназначение: сведения ЕГРН, кадастровый паспорт, технический паспорт, технический план? И что если данные документы противоречат друг другу, ну или не идентичны в наименовании или разрешенном использовании?

И соответственно, у меня вопрос к коллегам, как вы для себя понимаете значение «здание предназначено для размещения объектов торговли, общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания»?

Налог на имущество в 2021 году

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

За последние годы правилах уплаты налога на имущество появились некоторые новшества. Изменилась форма декларации, скорректирован порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появились новые основания, по которым её можно изменить. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2021 году.

Как изменится налог на имущество в 2021 году

В 2020 году приняли несколько законов, которые повлияли на порядок налогообложения имущественным налогом. Среди изменений можно выделить следующие:

  • Обновили форму декларации по налогу на имущество — новый бланк нужно использовать уже для отчетности за 2020 год (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@ ). В новой форме учтены коронавирусные льготы, а также добавлены особые строи для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
  • Появились новые коды федеральных и региональных льгот, связанные с коронавирусом.
  • Больше неважно, учтена ли недвижимость как основное средство, налог платить все равно придется, если регион не решит иначе.
  • Увеличен список недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Теперь это все объекты, которые облагаются налогом на имущество физлиц. К старым объектам добавились жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на участках для личного хозяйства или ИЖС.
  • Бухгалтерам больше не нужно сдавать авансовые расчеты по налогу, их отменили с 1 января 2020 года.
  • Декларацию по налогу можно сдавать централизованно. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет рассчитать налоги и напомнит о датай платежей. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

С каких объектов платят налог на имущество в 2021 году

С какого имущества организации платят налог? Главный признак такого имущества — оно относится к недвижимости. В перечень недвижимого имущества попадают:

  • здания, строения, сооружения, садовые дома, хозяйственные сооружения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • гаражи, машино-места;
  • жилые и нежилые помещения с неотделимыми улучшениями;
  • предприятие, единый недвижимый комплекс;
  • воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, зарегистрированные в установленном порядке.

Еще с 2019 года чиновники отменили налогообложение движимого имущества. Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта без значительного ущерба. При этом записи в ЕГРН может и не быть, суды признают недвижимостью даже незарегистрированные объекты.

Читайте также:  Работодатель не оформляет официально что делать, работала без оформления

Еще один признак — учет на балансе в качестве основных средств. Это касается объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, и прописано в п. 1 ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 «Основные средства» и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог по кадастровой стоимости с жилых помещений и домов, которые не отражены в составе основных средств (для этого должны быть выполнены дополнительные условия, о которых мы расскажем ниже). Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Важно, чтобы при этом налоговая база определялась как кадстровая стоимость. Оборудование к установке, отраженное на счете 07, не облагается налогом.

Кроме того, НК РФ теперь устанавливает налог с кадастровой стоимости в отношении объектов, которые подпадают под налог на имущество для физлиц. Это касается и организаций на спецрежимах.

Под налог не подпадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет рассчитать налоги и напомнит о датай платежей. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

Льготы при уплате налога на имущество в 2021 году

Для некоторых видов организаций применяются льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество (см. статью 381 НК РФ):

  • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • «сколковцы», протезно-ортопедические предприятия, адвокатские и юридические консультации, государственных научные центры, управляющие компании инновационных НТЦ;
  • управляющие компании, участники, резиденты различных экономических зон;
  • производители фармацевтической продукции, общественные организации инвалидов.

Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ). В 2020 году дополнительные льготы могли получить арендодатели, которые дали отсрочку по арендным платежам своим арендаторам. Льгота заключается в уменьшении суммы налога. Уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

В связи с распространением COVID-19 ряд организаций освободили от уплаты налога и авансовых платежей за период владения недвижимостью с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Система рассчитает налог, подготовит платежку

« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

Как рассчитать налог на имущество в 2021 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Базой для исчисления налога на имущество может быть среднегодовая стоимость недвижимости или кадастровая стоимость. Отчего это зависит, разберем далее.

По среднегодовой стоимости

По среднегодовой стоимости облагается недвижимость, которая:

  • не облагается по кадастровой стоимости в соответствии с региональным законодательством;
  • принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • принята к учету в составе основных средств и отражена на счетах 01 или 03.

Недвижимость, которая получена по концессионному соглашению и отражена на забалансовых счетах тоже облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующей формуле:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС × Ставка налога / 4

Например, для расчета авансового платежа за первый квартал нужно сложить остаточную стоимость недвижимости на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. Полученный результат делится на 4. Для расчета по итогам года порядок аналогичный.

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей
Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

По кадастровой стоимости

Многие компании рассчитывают налог по кадастровой стоимости. Власти должны предупредить организации и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости до 1 января на официальном сайте региона. Закрытый перечень объектов недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, дан в статье 378.2 НК РФ.

Всего есть четыре обязательных условия для налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости:

  • недвижимость находится на территории РФ;
  • недвижимость принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или получена по концессионному соглашению;
  • кадастровая стоимость недвижимости определена регионом;
  • в регионе утвержден порядок налогообложения недвижимости и прописаны конкретные виды имущества из статьи 378.2 НК РФ, на которые он распространяется.

Если объект в законе не прописан, то он облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если же вид объектов указан в законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налог тоже платится со среднегодовой стоимости.

Порядок бухучета недвижимости для кадастрового налога не имеет значения. Она может числиться как в составе ОС, так и в составе оборотных активов или за балансом.

Налоговая база в данном случае — кадастровая стоимость недвижимости, указанная в ЕГРН на 1 января года, за который рассчитывается платеж. По каждому объекту база определяется отдельно.

Отчетными периодами для налога на имущество, исчисленного по кадастровой стоимости, являются 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал. Налог считайте по формуле:

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества на 1 января × Ставка налога

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. При расчете итогового платежа за год просто отнимите перечисленные авансовые платежи от полученной суммы.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

ООО «Воздушный Шар» владеет торговым центром, который облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости. На 1 января 2021 года его кадастровая стоимость составила 120 000 000 рублей. Ставка налога на имущество в регионе — 2 %.

Авансовый платеж за I квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за II квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за III квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Налог к уплате по итогам года = 120 000 000 × 2 % – 1 800 0000 = 600 000 рублей.

Особенности расчета налога и авансовых платежей

В некоторых случаях формула для расчета налога меняется. Особенности могут быть при получении льгот, наличии данных о кадастровой стоимости только по всему зданию, покупке или продаже недвижимости в середине года или изменении кадастровой стоимости. Рассмотрим их все:

1. На недвижимость распространяется льгота. Льгота может быть предоставлена в виде необлагаемой части кадастровой стоимости или уменьшения налога. В первом случае нужно вычесть из кадастровой стоимости, утвержденной на 1 января в ЕГРН, необлагаемую часть кадастровой стоимости и рассчитать налог с остатка. Во втором случае — отнять сумму льготы от рассчитанного по стандартной формуле налога.

2. Кадастровая стоимость определена только для здания, а вы владеете помещением. Считайте налог за год и авансовые платежи в обычном порядке. Чтобы определить налоговую базу, найдите кадастровую стоимость своего помещения пропорционально его площади в здании целиком.

3. Недвижимость купили или продали в середине года. Воспользуйтесь коэффициентом владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Он показывает соотношение количества месяцев, в которых вы владели недвижимостью, к общему числу месяцев в году или квартале.

4. Кадастровую стоимость пересмотрели в середине года. Если характеристики объекта изменились и его стоимость была пересмотрена, скорректируйте налог и авансовые платежи (п. 5.1 ст. 382 НК РФ). Корректировочный коэффициент показывает соотношение числа месяцев, в которых действовала старая стоимость, к общему числу месяцев.

5. Власти в середине года исключили объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Пересчитайте налог с начала года по среднегодовой стоимости.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет рассчитать налоги и напомнит о датай платежей. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам больше не нужно сдавать ежеквартальные расчеты, остался только отчет по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2021 года изменяется форма декларации, она утверждена Приказом ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@.

В новой форме изменения незначительные. В первом разделе добавилась строка «Признак налогоплательщика» в которой надо указать, перенесены ли в организации даты авансовых платежей и по какой причине. Также добавлена строка для организаций , заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для раздела 2 утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом.

Декларация по налогу на имущество за 2020 год сдается до 30 марта 2021 года, с учетом переноса.

Сдавайте отчетность по имуществу в налоговую по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору. За непредставление декларации в срок предусмотрен штраф по ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды.

Налоговое законодательство часто обновляется. Налог на имущество в 2021 году не стал исключением. Расскажем, какие появились нововведения и как рассчитать налог на имущество.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

ПФР запрашивает у работодателей форму СЗВ-К, если у них есть работник, о стаже которого до 1 января 2002 года нет сведений. Так бывает, если физлицо по каким-либо причинам не было зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. В статье разберемся, как заполнить СЗВ-К, в какой срок и в каком виде ее следует подать.

Как и в любой другой отчет, в форму СЗВ-СТАЖ могут закрасться ошибки. В таком случае стоит как можно быстрее устранить ошибки и подать в ПФР верные сведения о стаже и уплаченных за сотрудника взносах. Ведь иначе на его индивидуальном лицевом счете будут учтены неверные сведения, а это может помешать при оформлении пенсии.

Земельный налог платят организации, предприниматели и простые физлица, у которых в собственности есть земельные участки. Сумма налога зависит от ставки, установленной в регионе, кадастровой стоимости и положенных льгот. Разберемся, какими способами налог на землю можно уменьшить.

Приказ Росреестра от 06.08.2020 N П/0283 (ред. от 03.12.2021) Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости

В соответствии с частью 10 статьи 11, частью 4 статьи 13, частью 7 статьи 15 и частью 2 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 июля 2020 г., 0001202007310085), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

2. Установить, что до вступления в силу абзаца второго подпункта “ж” пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 июля 2020 г., 0001202007310085) в перечни объектов недвижимости, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 Порядка, утверждаемого настоящим приказом, также включаются файлы в формате MIF/MID или SHP, содержащие следующие сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

о границах кадастровых кварталов, включая сведения об учетных номерах кадастровых кварталов;

о границах населенных пунктов;

о границах муниципальных образований;

о границах земельных участков, включая сведения о кадастровых номерах земельных участков (в случае проведения государственной кадастровой оценки земельных участков);

Читайте также:  Пришел штраф без фотофиксации: что делать - платить или нет?

о контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, включая сведения о кадастровых номерах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (в случае проведения государственной кадастровой оценки зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства);

о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, территорий опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях;

о береговых линиях (границах водных объектов).

3. Установить, что подпункт 1 пункта 2, пункт 4 и пункт 8 Порядка, утверждаемого настоящим приказом, вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 6 августа 2020 г. N П/0283

ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования и предоставления перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных статьями 11, 13, 15 и 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170; Официальный интернет-портал правовой информации, www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, 0001202007310085; далее – Закон о государственной кадастровой оценке).

2. Для целей определения кадастровой стоимости перечни объектов недвижимости подразделяются на:

1) предварительный перечень объектов недвижимости, соответствующих принятому решению о проведении государственной кадастровой оценки, формируемый в соответствии со статьей 11 Закона о государственной кадастровой оценке;

2) перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируемый в соответствии со статьей 13 Закона о государственной кадастровой оценке;

3) перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, формируемый в соответствии со статьей 15 Закона о государственной кадастровой оценке;

4) перечень вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, формируемый в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

3. Формирование и предоставление перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости осуществляется подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав), федеральным государственным бюджетным учреждением (далее – подведомственное органу регистрации прав учреждение).

II. Основания и сроки формирования и предоставления

перечней объектов недвижимости

4. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение двадцати рабочих дней со дня включения органом регистрации прав копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в фонд данных государственной кадастровой оценки.

5. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, включенном в фонд данных государственной кадастровой оценки.

6. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки.

7. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение трех рабочих дней со дня их государственного кадастрового учета (в том числе государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений ЕГРН о них), внесения в ЕГРН сведений о них как о ранее учтенных объектах недвижимости.

III. Объекты недвижимости, подлежащие включению

в перечни объектов недвижимости, и состав сведений перечней

8. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости, актуальные по состоянию на день принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки и соответствующие такому решению.

9. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют отдельные сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и соответствующие решению о проведении государственной кадастровой оценки.

10. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8 – 19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2 – 12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 27, ст. 4248, 4294; 2018, N 32, ст. 5134; N 53, ст. 8464; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 27, ст. 5054) (далее – Федеральный закон о государственной регистрации), внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на дату начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки.

В случае если в сведения ЕГРН о зданиях или сооружениях, предусмотренные пунктами 1, 3, 8, 14, 17, 18, 24, 27 части 4 и пунктами 4, 8, 9, 11, 12, 21 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения, в перечни объектов недвижимости, формируемые в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, также включаются сведения о помещениях, машино-местах, расположенных в указанных зданиях или сооружениях.

11. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объектах недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные пунктами 1, 3, 8 – 19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2 – 12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 настоящего Порядка).

В случае если в сведения ЕГРН о зданиях или сооружениях, предусмотренные пунктами 1, 3, 8, 14, 17, 18, 24, 27 части 4 и пунктами 4, 8, 9, 11, 12, 21 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации, внесены изменения, в перечни объектов недвижимости, формируемые в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, также включаются сведения о помещениях, машино-местах, расположенных в указанных зданиях или сооружениях.

12. В перечни объектов недвижимости, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются также сведения о датах возникновения оснований для включения сведений о соответствующих объектах недвижимости в такие перечни.

13. В перечни объектов недвижимости, предусмотренные подпунктами 2 – 4 пункта 2 настоящего Порядка, не включаются сведения об объектах недвижимости, в отношении которых на дату, по состоянию на которую формируется соответствующий перечень, в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения хотя бы об одной из следующих характеристик:

назначение объекта недвижимости (в отношении зданий, помещений);

площадь (в отношении земельных участков, зданий, помещений, машино-мест).

14. В перечни объектов недвижимости включаются сведения ЕГРН об объектах недвижимости, предусмотренные пунктами 1, 2, 5, 6, 8 – 19, 23, 24, 26, 27 части 4 и пунктами 1 – 12, 15 – 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации.

15. В перечни объектов недвижимости также включаются следующие сведения ЕГРН:

1) для помещений, машино-мест:

кадастровый номер объекта недвижимости, в котором расположено помещение, машино-место;

вид объекта недвижимости, в котором расположено помещение, машино-место;

назначение здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место;

количество этажей здания или сооружения, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания или сооружения), в котором расположено помещение, машино-место;

материал наружных стен здания, в котором расположено помещение, машино-место;

год ввода в эксплуатацию здания, сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, по завершении строительства указанных здания, сооружения или год завершения данного строительства;

2) для объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса:

кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса;

наименование предприятия как имущественного комплекса;

назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия);

3) для объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса:

кадастровый номер единого недвижимого комплекса;

наименование единого недвижимого комплекса;

назначение единого недвижимого комплекса;

кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса, если единый недвижимый комплекс (имущественное право на него) входит в состав предприятия как имущественного комплекса.

IV. Формирование и удостоверение перечней

16. Перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде и состоят из графической и текстовой частей.

Графическая часть перечня объектов недвижимости формируется в виде файлов в формате MIF/MID или SHP, содержащих следующие сведения ЕГРН:

о границах земельных участков, включая сведения о кадастровых номерах земельных участков;

о границах обособленных и условных земельных участков, входящих в состав единых землепользований, сведения о которых включены в перечни объектов недвижимости, включая сведения о кадастровых номерах обособленных и условных земельных участков;

о контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, включая сведения о кадастровых номерах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Графическая часть перечней объектов недвижимости, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящего Порядка, также содержит сведения ЕГРН о границах кадастровых кварталов, включая сведения об учетных номерах кадастровых кварталов.

Текстовая часть перечня объектов недвижимости включает сведения о характеристиках объектов недвижимости, указанные в пунктах 14 и 15 настоящего Порядка.

Текстовая часть перечня объектов недвижимости формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

17. Из файлов, сформированных в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка, формируются упакованные (архивированные) пакеты, которые подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица подведомственного органу регистрации прав учреждения в формате, обеспечивающем просмотр и копирование указанных электронных документов без использования специальных программных средств.

Правительство Москвы утвердило перечень нежилых объектов, облагаемых налогом от кадастра в 2021 году

Правительство Москвы утвердило перечень нежилых объектов, по которым в 2021 году налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости. Об этом сообщила пресс-служба комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений правительства столицы.

«Правительство Москвы утвердило перечень нежилых объектов на 2021 год, по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, в него включено 37 тыс. объектов общей площадью 97,3 млн кв. м», – говорится в сообщении со ссылкой на заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова.

Уточняется, что с 2014 года в Москве начался перевод торгово-офисной недвижимости на налогообложение от кадастровой стоимости, это обеспечивает для бизнеса равные условия налогообложения недвижимости. «В отличие от балансовой, кадастровая стоимость недвижимости учитывает множество факторов, среди которых – место расположения, год постройки, использованные при строительстве материалы, а также техническое состояние», – поясняется в тексте.

Отмечается, что для плавного перехода на налогообложение имущества от кадастровой стоимости городом был введен переходный период с пониженными ставками налога. Максимальная ставка налога в размере 2%, установленная федеральным законодательством, должна была начать действовать в Москве с 2019 года. Однако, в прошлом году по просьбам бизнеса правительство Москвы продлило в городе переходный период еще на четыре года. В результате налоговая ставка достигнет 2% только к 2023 году, а в следующем году составит 1,8%.

«За шесть лет поступления в столичный бюджет от уплаты налога на имущество от кадастровой стоимости выросли в 1,5 раза – с 94 млрд руб. до 141 млрд руб. в 2019 году, рост поступлений составил 47 млрд руб. При этом в столице создана сбалансированная система льгот для объектов, включенных в перечень, которые относятся к социально-значимым либо производственным сферам деятельности с более низкой доходностью по сравнению с коммерческой недвижимостью. Образовательные, медицинские, научные и производственные организации могут за счет льготы на 75% снизить сумму налога в отношении своих площадей в торговых и бизнес-центрах, используемых для соответствующих видов деятельности. В 2019 году такие льготы получили более тысячи организаций, что позволило им сэкономить в общей сложности около 6,2 млрд руб.», – рассказал Ефимов, чьи слова приводит пресс-служба.

Руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы Кирилл Пуртов пояснил, что критерии включения объектов в перечень в этом году остались прежними. «В него вошли объекты, в которых для размещения офисов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания фактически используется не менее 20% общей площади, а также объекты, расположенные на земельном участке, который может быть использован для размещения офисов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания», – приводят в материале слова Пуртова.

В пресс-службе уточнили, что количество объектов в перечне на 2021 год в сравнении с прошлым увеличилось на 14,4% или на 4,6 тыс. объектов. Увеличение числа объектов, вошедших в перечень в этом году, связано, в том числе, с плановой работой по выявлению дополнительных объектов, фактически используемых для торгово-офисных целей. Данные мероприятия ежегодно проводятся Госинспекцией по недвижимости совместно с подведомственным государственным бюджетным учреждением города Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» в рамках постановления правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП.

«В соответствии с установленными сроками к 1 ноября 2020 года мы провели около 9,3 тыс. мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Около половины от общего числа объектов, в отношении которых проведены мероприятия, были признаны используемыми для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и были включены в соответствующий перечень», – сказал начальник Госинспекции по недвижимости Владислав Овчинский, чьи слова приводятся в тексте.

Перечень объектов недвижимого имущества, для которых налог на имущество будет определяться исходя из кадастровой стоимости, формируется правительством Москвы каждый год.

Ссылка на основную публикацию