Чем отличается обгон от опережения, правила совершения этих маневров.

Понятие маневров обгон и опережение, основные отличия

Понятия обгон и опережение знакомы всем водителям — каждый из них, садясь за руль, не по одному разу на дню совершает данные маневры. Тем не менее, существуют связанные с этими действиями нюансы, о которых часть автомобилистов забывает, в результате чего на дорогах периодически происходят мелкие и крупные ДТП. Данная статья объясняет, что такое обгон и опережение, чем они отличаются друг от друга, как и где можно безопасно совершать каждый из маневров, а также какие санкции применяются к тем, кто обгоняет или опережает попутные ТС с нарушением ПДД.

Отличия опережения от обгона

Главное, чем различаются рассматриваемые в данной статье маневры, — это факт наличия (или отсутствия) выезда авто на сторону дороги, предназначенную для движения встречного транспорта. То есть, если опережение — это просто движение машины со скоростью, превышающей скорость попутного ТС, осуществляемое по соседней с ним полосе на одной стороне проезжей части дороги, то обгон — это то же опережение, но с выездом на встречку и дальнейшим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Разрешенные обгон и опережение

Однако помимо езды «против потока», обгон отличается от опережения еще двумя факторами:

  1. Местом, где разрешен маневр. Согласно ПДД, обгон запрещается совершать практически везде, где допускается выполнение опережения.
  2. Суровостью санкций за нарушение правил опережения транспортных средств, связанное с выездом (не выездом) на встречку. За запрещенный обгон КоАП всегда карает гораздо жестче, чем за неправильно выполненное опережение. Так, если за неверно совершенное опережение водитель в любом случае отделается относительно мягким денежным наказанием, то за запрещенный обгон на нарушителя может быть наложен гораздо больший штраф, либо на некоторое время он может вообще остаться без прав.

Основные правила маневра обгон

Как уже говорилось, при обгоне автомобилист всегда некоторое время едет «против потока». При этом маневр может быть как разрешенным, так и запрещенным. Для того чтобы понять, допускает ли ПДД обгон в данном конкретном месте или нет, водители обязаны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).

Что же касается выполнения самого обгона, то алгоритм его совершения достаточно прост. Чтобы начать обгонять ТС в ситуации, когда ПДД не запрещают выезд на встречку, водителю, прежде всего, следует убедиться в том, что:

  • расстояние до приближающихся по встречной полосе автомобилей, их скорость и скорость его собственного авто позволят ему безопасно обогнать попутное ТС и перестроиться на свою сторону дороги, не мешая обгоняемому транспорту;
  • едущее впереди попутное авто не обгоняет другое ТС, не объезжает препятствие или, по крайней мере, не включило левый сигнал поворота;
  • находящееся сзади него ТС не приступило к обгону;
  • завершая маневр, автомобилист успеет перестроиться на свою полосу через прерывистую линию разметки до того, как она превратится (а такой вариант иногда возможен) в сплошную. Предупреждением о том, что прерывистая линия вскоре станет непрерывной, является увеличение длины отрезков разметки, начинающееся за 100 метров до сплошной.

В случае, если у водителя возникает хотя бы малейшее сомнение в том, имеет ли он право обгонять транспортные средства на данном конкретном участке дороги, или заезд на встречку здесь запрещен, то он должен вспомнить старое водительское правило. В любой сомнительной ситуации обгон лучше отложить. Вместо этого следует дождаться момента, когда разметка и знаки однозначно разрешат езду «против потока», и только после этого выполнять маневр.

Если же все вышеперечисленные условия соблюдены, то водителю разрешается идти на обгон. При этом необходимо помнить еще о дорожных условиях и техническом состоянии собственного автомобиля.

Основные маневры

Если владелец ТС подозревает, что по каким-то техническим причинам его авто, оказавшись на встречке, может его подвести (например, самостоятельно сбросит скорость или заглохнет на ходу), то от обгона лучше воздержаться. Также не рекомендуется обгонять во время сильного дождя, в гололед, в туман и на трассе с плохим дорожным покрытием, — ведь на большой скорости даже малейшая ямка, колдобина, лужа или лед на асфальте способны сбросить автомобиль в кювет. Поэтому обгонять в незнакомом месте на высокой скорости не следует.

Основные правила маневра опережение

Так как опережение всегда производится по попутной полосе, а после его совершения водителю не обязательно возвращаться на ранее занимаемую, то алгоритм выполнения маневра гораздо проще алгоритма совершения обгона. Чтобы безопасно опередить кого-то, управляющему машиной человеку достаточно удостовериться в том, что:

  • движущееся впереди ТС не подало сигнала о перестроении на ту полосу, по которой он планирует опережать данный автомобиль;
  • если маневр выполняется с перестроением на соседнюю полосу, следует также убедиться в том, что она свободна для него, и сзади по ней к водителю не приближается другое ТС;
  • оказавшись на определенной полосе и совершив по ней опережение, автолюбитель сможет далее при надобности перестроиться на ту полосу, с которой ему будет разрешен поворот направо (налево).

Если собирающийся выполнить опережение водитель видит, что из-за плотного трафика впереди он не сумеет перестроиться на нужную ему полосу после выполнения маневра, значит, ТС ему лучше не опережать!

В отличие от обгона, опережение автомобилей разрешается совершать и слева, и справа — при наличии там свободных попутных полос. Делать это можно практически везде, где это допускает ширина дороги: на перекрестках, в туннелях, в конце подъемов и т. д. Исключениями являются:

  1. Опережение с правой стороны по полосе для общественного транспорта, велосипедным дорожкам, обочине и тротуару.
  2. Также водителям следует быть крайне внимательными при проезде нерегулируемых пешеходных переходов. Даже если управляющий ТС человек никого не видит на переходе, но замечает, что соседние автомобили начали сбрасывать скорость при приближении к последнему, то ему следует воздержаться от их опережения. Более того, согласно п. 14.2 ПДД, ему нужно притормозить или полностью остановиться перед переходом, чтобы пропустить на нем пешехода.

Ответственность водителей

Как и в подавляющем большинстве других ситуаций, описанных в ПДД, вину за нарушение правил обгона и опережения всегда возлагают на автомобилиста, нарушившего эти правила.

Единственным исключением является случай, когда водитель обгоняемого ТС при совершении обгона мешает его осуществлению, увеличивая скорость движения своей машины или опасно маневрируя перед обгоняющим его авто. Согласно Административному кодексу, если в результате таких действий водителя обгоняемого ТС произойдет ДТП, то виновным в аварии признают именно его!

Как уже упоминалось, за нарушение правил опережения КоАП предусматривает исключительно денежные наказания. Совершив запрещенный обгон, владелец ТС может лишиться уже не только денег, но и водительских прав. При этом важно учитывать еще и то, кто именно фиксирует нарушение. Если это делает дорожная камера, то водитель в любом случае отделается только штрафом — даже за повторное правонарушение. Если же нарушителя останавливает сотрудник ГИБДД, то водитель по решению суда может на некоторое время превратиться в пешехода.

Перечень всех нарушений правил опережения и обгона и санкций за них приведен в таблице:

Вопросы читателей

Большинство водителей четко различают понятия обгон и опережение, однако некоторые их путают. В результате на дорогах нередко складываются ситуации, когда автомобилисты мешают перестроению и движению друг друга по соседним полосам, что приводит к необязательным авариям. Чтобы избежать подобной путаницы, водителям можно порекомендовать перечитать ПДД либо ознакомиться с вопросами и ответами пользователей автомобильных форумов, на которых последние обсуждают различные нюансы данных маневров. Примеры таких обсуждений приведены ниже:

Вожу машину год. Когда ездили с подругой на ее авто, замечала, как несколько раз она обгоняла машины на одном и том же перекрестке, причем однажды возле него стояли гаишники, так они ее даже не остановили. Я ей говорю, что вообще-то обгон на перекрестке запрещен, разрешено только опережение по попутной полосе. А она отвечает: светофора нет, у нас главная, едем прямо, обгонять можно. Так вот, на днях я тоже обогнала на перекрестке со знаком «Главная дорога». Только главная там плавно загибалась налево, ну, я и обогнала, поворачивая налево, а меня остановила ДПС и оштрафовала. Почему?

Ответ: Ваша подруга права в том, что на перекрестке без светофора можно обгонять по главной двухполосной дороге, но только если она не поворачивает и на ней нет сплошной разметки. Если же на перекрестке она меняет направление, а Вы обгоняете, оставаясь на ней, то Вы совершаете обгон в условиях ограниченной видимости, что, согласно п. 11.4 ПДД, является нарушением. Так что оштрафовали Вас правомерно.

Учусь в автошколе, а мой двоюродный брат постоянно пугает меня разными страшилками. Одна из них связана с машинами полиции. Мол, есть негласное правило: нельзя их обгонять и даже опережать на дороге, за это могут оштрафовать. Я перерыл все ПДД, но нигде такого правила не нашел. Что мне отвечать брату?

Ответ: Разумеется, опережать автомобиль ГИБДД можно — если вы производите маневр по всем правилам, то наказать вас за него не могут. Исключением является обгон организованной колонны, в начале и конце которой следуют машины ГИБДД с включенными проблесковыми маячками. Также водителю могут выписать штраф, если он попытается опередить любое ТС (включая и машину полиции) по соседней попутной полосе, а перед этим перестроится на нее через сплошную одинарную линию разметки. Однако в последнем случае его оштрафуют на 500 руб. по ч. 1 ст. 12.16 КоАП — но не за само опережение, а за запрещенное перестроение перед ним.

Да, еще в автошколах будущим водителям объясняют отличие обгона от опережения. Однако если по первому маневру у большинства автолюбителей в реальной жизни вопросов не возникает, то со вторым многие путаются. Кое-кто даже называет опережение с правой стороны «обгоном справа», не осознавая, что подобного определения в ПДД нет. Отсюда возникают запрещенная езда по обочинам, неверное движение по реверсивным полосам и т. д., приводящие к нелепым авариям. Поэтому всем водителям (даже со стажем) полезно время от времени перечитывать ПДД, чтобы не получать штрафы по собственной глупости и не подвергать опасности свою и чужие жизни.

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Читайте также:  Как списать товар с истекшим сроком годности: подробный алгоритм действий

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Разберемся, чем отличается обгон от опережения

Многие водители, получившие права, в дальнейшем не следят или не стараются разобраться в изменениях ПДД, пока не столкнутся с ними на практике, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. В 2010 году в правилах появился новый термин «опережение», который стали путать с «обгоном». Несмотря на то, что маневры схожи, требования к их совершению разные.

Понятия обгона и опережения

Под опережением понимают движение автомобиля со скоростью большей, чем скорость ТС, движущегося в том же направлении по соседней полосе. В 2010 году изменилась и трактовка понятия «Обгон». Раньше под термином подразумевали опережение автомобиля, связанное с выездом из занимаемого ряда. Теперь он трактуется, как опережение с выездом на полосу (сторону) встречного потока машин и дальнейшим возвратом.

Разница между маневрами

Оба маневра предполагают ускорение и опережение впереди идущего ТС. Разница не только в трактовке понятия, но и в выполнении маневра.

Обгон

Согласно определению, предполагается выезд на встречку и возврат на прежнюю сторону. Рассмотрим пример. Водитель едет по двухполосной дороге, разделенной прерывистой полосой, запрещающих знаков нет. Перед ним едет автомобиль с меньшей скоростью.

Чтобы его обогнать, водитель выезжает на полосу встречного потока машин, ускоряется и возвращается.

Опережение

Действие представляет собой движение с большей скоростью, чем у попутных ТС. В отличие от обгона, не предполагается смена полосы. Например, в левом и правом ряду попутно едут два авто со скоростью 50 км/час. Водитель, движущийся справа, ускоряется и выезжает вперед.

Разберемся, чем отличается обгон от опережения

Рассмотрим еще один пример опережения, который часто путают с обгоном. Друг за другом едут два автомобиля. Авто сзади выезжает на правую сторону, ускоряется, опережая впереди идущее авто, и возвращается в прежний ряд. Поскольку не было выезда на встречку, обгоном это считать нельзя. Обгоняющий автомобиль совершил перестроение из левого в правый ряд, опережение и снова перестроение из правого в левый ряд.

Опасность маневров

ПДД не предъявляют к опережению строгих требований. Сам по себе маневр не представляет большой опасности. Для его совершения достаточно убедиться, что впереди нет никаких препятствий. Если опережение идет вместе с перестроением, то водителю также необходимо убедиться в безопасности и этого маневра.

Главное – не превышать максимально допустимой скорости движения.

Что касается обгона, то здесь возрастает риск аварии. Поэтому, согласно п. 11.2 ПДД, маневр запрещен, если:

  1. впереди идущее ТС поворачивает налево, начинает совершать обгон или объезд препятствия;
  2. авто сзади начинает совершать аналогичный маневр;
  3. обгоняющее ТС создаст опасность и помехи для других авто;
  4. на участке дороги действуют знаки запрета 3.20 и 3.22 (для грузовиков);
  5. нанесена сплошная линия разметки, пересечение которой запрещено;
  6. дорога плохо просматривается (например, окончание подъема) и имеет опасные повороты;
  7. через 100 метров находится ж/д переезд. Обгон также запрещен непосредственно на нем.

Таким образом, для обгона нужно убедиться в том, что другие автомобилисты не совершают или не планируют подобных действий, встречная полоса свободна, а возврат на прежний ряд не создаст никому помех.

В свою очередь водитель обгоняемого ТС не должен выполнять никаких действий, препятствующих обгону.

Маневры на перекрестке

Пересечения дорог могут быть двух типов – регулируемые и нерегулируемые. Опережать другой автомобиль можно на любом из них. Обгон же разрешен только на нерегулируемом, но при условии движения по главной дороге.

Маневры на пешеходном переходе

Правилами дорожного движения разрешено совершать опережение на данном участке дороге, но при этом необходимо руководствоваться правилами проезда пешеходного перехода, установленными в разделе 14.

Что касается обгона, то до 2014 года его запрещали только, когда на переходе находились пешеходы. В настоящее время нельзя обгонят даже при отсутствии каких-либо помех.

Разберемся, чем отличается обгон от опережения

Маневры в тоннеле

Тоннель представляют собой дорогу в ограниченном пространстве. Совершать опасные маневры, в том числе обгон, в нем запрещено. Связано это с тем, что в случае появления встречного автомобиля и невозможности возвращения в свой ряд, ни один из водителей не сможет увернуться от столкновения. В то время, как на открытом участке дороги обгоняющий может съехать на обочину или в кювет.

По той же самой причине обгон запрещен на мостах, эстакадах и под ними.

Штрафы и наказания

Так как опережение и обгон связаны с ускорением, водителю может грозить штраф за превышение скорости, в соответствии с п. 12.9 КоАП. В зависимости от степени превышения, размер штрафа варьируется от 500 до 5000 рублей. За более грубое нарушение водителя могут лишить прав на срок до 6 месяцев.

Обгон предполагает выезд на встречку, значит, за совершение маневра в неположенном месте водителю могут выписать штраф 5000 руб., либо лишить водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП. За повторное нарушение могут лишить прав могут на 12 месяцев, а в случае фото- и видео-фиксации обяжут заплатить 5000 руб. в пользу государства.

Примеры из практики

Водитель должен понимать, в какой ситуации им совершается опережение, а когда обгон, так как к последнему маневру предъявляются более строгие требования.

Неправильная оценка ситуации может привести к привлечению к административной ответственности.

Пример 1

Чаще всего споры водителей с инспекторами ГИБДД возникают по поводу завершению обгона. Рассмотрим несколько ситуаций.

Водитель планирует обогнать трактор. Знак информирует о том, что через 150-300 м будет ж/д переезд. Обгон разрешен, если будет завершен не менее, чем за 100 метров до переезда.

Разберемся, чем отличается обгон от опережения

Водитель решил обогнать повозку. Для этого ему необходимо выехать на встречку, а значит, совершить обгон. Знак указывает на то, что ТС приближается к перекрестку равнозначных дорог. Согласно ПДД, обгон на таком перекрестке запрещен. Поэтому он должен быть завершен до него.

Разберемся, чем отличается обгон от опережения

Если бы водитель двигался по главное дороге, то закончить маневр он мог и на перекрестке.

Пример 2

Самый распространенный пример, который встречается в реальной жизни – несоответствие дорожной разметки и установленного знака. Предположим, на дороге нанесена прерывистая разметка, разрешающая ее пересечение. Но вместе с прерывистой разметкой на этом же участке дороги может быть установлен знак 3.20. В этом случае обгон совершать нельзя, так как предписание знаков имеет приоритет перед разметкой. При этом разметка и знак не запрещают автомобилисту повернуть налево и развернуться.

Опережение и обгон – схожие маневры. Но, если к первому не предъявляется строгих требований к исполнению, то для выполнения второго правилами установлены ограничения. Связано это с тем, что успешное совершение маневра зависит не только от водителя, но и от поведения других участников движения. В любом случае, совершая те или иные действия на дороге, необходимо убедиться в их безопасности.

За нарушение любого правила, автомобилисту грозит административное наказание, а за неправильный обгон могут и вовсе лишить прав. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо следить и разбираться в изменениях ПДД.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

В чём заключается разница между опережением и обгоном

Правила дорожного движения составлялись таким образом, чтобы не допустить разночтений при их трактовке. Но практика и теория редко оказывается тождественными. Существует немало терминов, которые водители понимают по-разному. Один из самых показательных примеров — обгон и опережение. Даже достаточно опытные водители, если их спросить, в чём разница между этими понятиями, могут испытывать проблемы с ответом. Между тем подобная незнание может обернуться неприятными последствиями при незапланированных встречах с сотрудниками ГИБДД. Правильное применение этих терминов в некоторых случаях может сыграть более существенную роль, доказывая вашу невиновность при совершении ДТП. В последнее время статистика по аварийности только ухудшается. Транспортное средство становится все более весомым фактором, влияющим на безопасность дорожного движения. Правильное понимание водителем всех совершаемых им маневров — залог того, что в результате не пострадает ни он сам, ни пассажиры, ни другие водители или пешеходы.

Чем различаются обгон и опережение на дороге

Определение обгона и опережения

Обгон, как следует из ПДД, — это манёвр, связанный с выездом автотранспортного средства на встречную полосу, совершаемый ради опережения впереди едущего ТС, с последующим возвращением на исходную полосу движения. Подобная трактовка далеко не всегда воспринимается однозначно, поэтому для более чёткого понимания этой разновидности дорожного маневрирования поговорим о характерных только для обгона особенностях:

  • обгон является всего лишь частным случаем опережения. Последнее означает, что некоторое транспортное средство движется со скоростью, превышающей скорость другого автомобиля. Другими словами, опережение отнюдь не всегда тождественно с обгоном, однако обгон при любых обстоятельствах можно квалифицировать как опережение;
  • исходя из ПДД, можно утверждать, что обгона без выезда на встречку не существует. То есть если вам мешает впереди едущий транспорт, вы можете решить проблему, пристроившись на соседнюю полосу, предназначенную для движения в том же направлении. В этом случае вы не совершаете обгон, а просто двигаетесь по другой полосе, опережая более медленно едущий автомобиль;
  • нужно также помнить о том, что факт обгона считается доказанным только после возвращения автомобиля в ранее занимаемую полосу (с точки зрения логики именно это дополнение выглядит не совсем корректным, ибо продолжать движение по встречной полосе сколь-нибудь длительное время — это абсурд).

Применимость правил совершения обгона и опережения неразрывно связано с другими пунктами ПДД, включая сферу действия дорожных знаков и разметки. Приведем несколько примеров, которые помогут более адекватно различать эти два манёвра:

  • если вы движетесь по двухполосной автотрассе в правом ряду, выезд на левый ряд с опережением впереди едущего автотранспорта не является обгоном — это опережение;
  • при наличии трёх и более полос для движения в одном направлении не запрещается перестроение на любую из свободных полос. Если вы при этом двигаетесь со скоростью большей, чем у машины на параллельной полосе, это опять же опережение. При условии, что такие манёвры не запрещены на конкретном участке дороги;
  • независимо от количества полос при движении по левой из них, если дорожная обстановка допускает опережение впереди едущей автомашины только слева, это и будет обгоном.

Именно последний случай и трактуется как самый опасный, поскольку далеко не всегда удается адекватно рассчитать скорость машин, едущих навстречу. Так, если в начале обгона кажется, что они далеко, то ближе к середине может выясниться, что вы не успеете завершить манёвр, а ваше место на попутной полосе к этому времени может быть уже занято. Это – аварийная ситуация, грозящая столкновением на огромной скорости с самыми печальными последствиями для многих участников ДД.

Закрепляем умение различать обгон и опережение

Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.

Читайте также:  Договор аренды

Когда обгоны разрешены, а в каких случаях – запрещены

Многие пункты ПДД подверглись изменениям в 2013 году. Хотя часть из них можно определить, как косметические, это не избавляет от необходимости запоминания. Итак, правила предписывают перед выполнением обгона убедиться, что выезд на встречную с последующим возвращением на исходную полосу не создаёт помех или препятствий другим участникам ДД. Кроме того, участок автотрассы, на котором планируется выполнение манёвра, не должен подпадать под действие знаков, запрещающего обгон (напомним, существует две их разновидности). Водитель вначале должен внимательно проанализировать сложившуюся на трассе ситуацию, определить безопасную дистанцию, позволяющую без приключений начать и завершить манёвр, и только после этого включить левый указатель поворота и начать обгон. В ряде случаев выполнять обгон запрещено:

  • если автомашина, которую вы намерены обогнать, начала подавать световые или иные сигналы, свидетельствующие о намерениях выполнить разворот, обгон, поворот налево или объезд препятствия;
  • если едущее позади автотранспортное средство приступило к выполнению обгона;
  • если возврат на свою полосу после завершения обгонного манёвра затруднителен или небезопасен.

Все описанные случаи являются абсолютно обоснованными, а несоблюдение правил обгона чревато возникновением аварийных ситуаций.

Когда обгон запрещен

Отдельно следует упомянуть те разделы ПДД, в которых описывается запрет на выполнение обгона на конкретных участках дороги:

  • запрещён обгон при проезде мостовых сооружений, эстакад, путепроводов, а также под указанными дорожными инфраструктурными объектами;
  • не допускается обгон в зоне пешеходных переходов;
  • в тоннелях;
  • на регулируемых/нерегулируемых перекрёстках;
  • на поворотах, если их радиус ограничивает полную видимость встречной полосы на завершающем участке;
  • на завершающих участках подъёмов с большим градиентом (из-за невозможности оценить дорожную обстановку);
  • на любых участках, характеризующихся недостаточной/ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах и в пределах ста метров перед ними.

Есть в ПДД и пункты, касающиеся правил поведения обгоняемых автомашин. В частности, им запрещено увеличивать скорость, если обгонный манёвр начат, а также препятствовать его осуществлению любым иным способом. Если по автотрассе движется тихоходное ТС, откровенно мешающее другим участникам ДД, оно, согласно правилам, обязано не просто не препятствовать обгону, но и содействовать его успешному выполнению. Например, перестроиться на крайнюю правую полосу, или вовсе прекратить движение (на обочине дороги). Отметим, что этот пункт правил касается только движения вне населённых пунктов и действует не только при совершении обгона, но и опережения.

Начинающие водители, как правило, с большой осторожностью идут на обгон, поскольку, во-первых, боятся нарушить один из пунктов правил, а во-вторых, ещё не умеют правильно рассчитывать безопасную дистанцию. Их с полным правом можно причислить к потенциально опасной категории лиц, управляющих транспортными средствами общего пользования. С другой стороны, многие автовладельцы, обладающие достаточным опытом и знаниями, часто переоценивают силы и возможности своего четырехколёсного друга, рассчитывая на то, что в случае непредвиденных ситуаций успеют безопасно завершить или отказаться от выполнения обгона. Такие лихачи даже часто становятся виновниками дорожных происшествий с крайне тяжёлыми последствиями.

Наказание за обгон

Поговорим теперь о пунктах ПДД, регламентирующих обгон с учётом дорожной разметки. Разрешается выполнять этот манёвр в следующих случаях:

  • на двухполосных участках автодорог, если осевая разделительная полоса обозначена прерывистой линией;
  • на трёхполосных участках дорог с аналогичными прерывистыми разделительными линиями;
  • на автотрассах с комбинированной разметкой.

Но если учесть, что обгонных манёвров без выезда на встречку не бывает, то все перечисленные случаи можно отнести к разряду опережающих.

В последнее время участились случаи наезда транспортных средств на людей, находящихся на пешеходном переходе. Это грубейшее нарушение, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни большого количества пешеходов. Именно поэтому на «зебре» категорически запрещён не только обгон, но и ряд других потенциально опасных действий, например:

  • движение задним ходом;
  • встречный обгон (что это такое, мы расскажем ниже);
  • разворот.

Причём все вышеперечисленные запреты касаются и ситуаций, когда люди на пешеходном переходе отсутствуют. Бывает и так, что сама разметка, обозначающая пешеходный переход, изрядно вытерта, или скрыта под слоем грязи, снега или луж. Это не освобождает водителей от ответственности, поскольку все подобные места дублируются соответствующими дорожными знаками. Водителям, планирующим осуществить поездку за границу на собственном транспорте, мы рекомендуем ознакомиться с местной разметкой и дорожными знаками – вполне вероятно, что они будут отличаться от привычных. В качестве примера можно привести знак пешеходного перехода, выглядящий нетрадиционно в таких странах, как Австралия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия.

Читайте также: Когда и в каких ситуациях нужно включать ближний, дальний свет и противотуманные фары на автомобиле

Когда считается обгоном

Ещё один нюанс касается обгона на мосту, в тоннеле, на эстакадах. Вернее, его запрета – несмотря на присутствие этого пункта в ПДД, перед каждым таким объектом устанавливают знак 3.20, дублирующий запрет и напоминающий водителям о том, что это участок дороги, характеризующийся повышенной опасностью. При движении по участку дороги, обозначенному знаком 1.14, следует также учитывать, что, независимо от градиента подъёма (цифры, указываемые непосредственно на знаке, указывающие на крутизну в градусах), обгон запрещён на конечном участке, поскольку обзор встречной полосы ограничен. Но если трасса с двумя и более полосами движения в попутном направлении, то обгонять впереди едущий автомобиль без выезда на встречную полосу можно. Собственно говоря, такой манёвр уже будет считаться обгонным, и это ещё одна ситуация, объясняющая, чем отличается обгон от опережения.

Обгон на железнодорожном переезде – причина очень многих аварий, совершаемых из-за недисциплинированных водителей, причём зачастую страдает не та машине, которая пошла на обгон, а обгоняемая – ведь на завершающей стадии выполнения манёвра видимость ограничена уже у неё. Именно поэтому зона действия знаков 1.1-1.4.6 распространяется на участок дороги, предшествующий переезду (до 300 метров за пределами НП и за 100 после переезда в городах).

Мы обещали, что поговорим о двойном обгоне. Любой водитель знает, что это такое, и что двойной обгон запрещён вне зависимости от текущих дорожных обстоятельств и наличия запрещающих/разрешающих знаков. Но, как ни странно, в ПДД отсутствует определение этого термина, то есть оно употребляется как бы неофициально. Зато в пункте 11.02 чётко прописано, что если едущий впереди водитель приступил к обгонному манёвру, вам его обгонять уже нельзя. В сущности, в современной трактовке, когда обгон сопряжён с выездом на встречную полосу, двойной обгон – это уже крайне рискованное мероприятие, с гарантированно непредсказуемыми результатами.

И в этой связи нужно чётко представлять себе, в чём заключается разница между опережением и обгоном. Многие водители, в силу привычки ориентируются именно на старую трактовку правил, где обгоном назывался манёвр, совершаемый и в рамках правой стороны дороги (при наличии двух и более полос для движения в одну сторону). Нынешние правовые нормы – более либеральные, но и шансы встретиться с инспектором ГИБДД, который попытается «подвести» вас под нарушение, которого вы не нарушали, тоже ненулевые. Так что выполнение манёвра, именуемого в народе «паровозиком», когда впереди вас с небольшой скоростью движутся две габаритные фуры, в соответствии с новыми правилами не является двойным обгоном, но этот факт нужно будет ещё доказать. Так что от этого лучше воздержаться. Эта ситуация во многом схожа с обгоном организованной колонны. Под этим термином понимают движение каравана автомобилей в количестве не менее трёх, который сопровождается автомобилем со специальными сигналами (синие/красные проблесковые маячки, сирена). Обгон таких колонн запрещён, даже при отсутствии запрещающих знаков и разметки.

Обгон организованной колонны

Наконец, нельзя не упомянуть термин «встречный разъезд», также часто используемый невпопад. Он характерен именно для российских дорог: у нас сужение дорожного полотна, вызванное непреодолимыми обстоятельствами (авария, падение дерева, ремонтные работы и пр.), встречается не так уж редко. Если это дорога с тремя и более полосами – проблем обычно не возникает, но на двухполосных автотрассах приходится каким-то образом выходить из сложившейся ситуации – в противном случае за считанные минуты может образоваться многокилометровый затор, в зависимости от интенсивности автотрафика.

Часть водителей предпочтёт объезд препятствия по обочине, но это – злостное нарушение, касающееся солидным штрафом. Так что выезд на встречную полосу – вынужденная мера. Именно такой манёвр и называется встречным разъездом, когда через узкий участок дороги попеременно движутся автомобили то в одну, то в другую стороны. Если такой разъезд не регулируется, действует простое правило: водитель, намеревающийся двигаться по встречной полосе, должен это делать только при отсутствии встречного транспорта, дожидаясь свободного окошка в потоке движущихся машин. Разумеется, этот манёвр к опережению причислить нельзя.

Чем отличается обгон от опережения

Обгон фуры

Зачастую непрофессиональные водители – то есть те, которые ездят на личных автомобилях, а не автобусе, тракторе и других специальных транспортных средствах – не совсем понимают, чем отличается обгон от опережения по правилам. Нетвердое знание этих понятий является серьезным поводом для неприятной беседы с инспектором, не говоря уж о создании потенциально опасной ситуации на дороге. С учетом того, что любое транспортное средство считается источником повышенной опасности, человек за рулем просто обязан знать нюансы данных маневров.

Формулировка, примеры, запреты

двойной обгон трактора

Чтобы усвоить, чем отличается обгон от опережения, давайте разберемся подробнее с этими двумя понятиями.

Обгоном, в классическом его понимании, называют опережение одного либо нескольких движущихся средств передвижения, для которого требуется выехать из занимаемой автомобилем полосы на встречную полосу с дальнейшим возвращением в покинутый ряд. Соответственно, обгон в любом случае является разновидностью опережения, в то время как опережение не может являться обгоном.

Опережение – это движение автомобиля со скоростью, которая выше скорости попутного транспортного средства. Для лучшего понимания нюансов с обгоном следует привести примеры:

опережение в пределах одной полосы на дороге с нанесенной разметкой;

опережение с выездом на «встречку», но без возврата на покинутую полосу;

опережение на трехрядной дороге с выездом на среднюю полосу.

Еще одна разница между обгоном и опережением заключается в том, что на совершение «необгона» практически нет запретов и ограничений. Достаточно редкое исключение – ситуация, когда все соседние полосы заняты другими транспортными средствами. То есть, только плотное движение на проезжей части способно стать отказом от опережения. Кроме того, в Правилах имеется пункт, устанавливающий, что если впереди идущая машина при подъезде к нерегулируемому пешеходному перекрестку притормозила либо полностью остановилось, то сзади идущие транспортные средства тоже должны замедлиться. Это нужно для того, чтобы оценить обстановку и понять, что происходит. Разумеется, при таких условиях опережение становится невозможным.

Также следует помнить, что как опережение, так и обгон, запрещены на железнодорожных переездах, в тоннелях, на перекрестках, резких поворотах и пр. И, конечно же, такие маневры нельзя совершать при наличии запретных дорожных знаков.

Можно ли совершать опережение справа?

Поскольку справа встречной полосы по определению быть не может, термина «обгон справа» не существует – данный маневр однозначно трактуется опережением. Другое дело, что опережение справа до 2010 года было запрещено, однако сейчас это табу не действует. То есть, если дорога имеет две полосы, а автомобиль-лидер начал замедляться, то на вполне законных основаниях можно перестроиться в правый ряд и с соблюдением правил безопасного маневрирования опередить его.

И все же существуют ситуации, когда правостороннее опережение признается незаконным. Речь идет о выезде на тротуары, обочину, пешеходные либо велосипедные дорожки. И хотя данный маневр тоже считается не обгоном, а опережением, он в первую очередь является нарушением ПДД.

Чем опасны опережение и обгон

Обгон на пешеходном переходе

Опережение считается более простым в сравнении с обгоном маневром, однако даже в нем таится опасность. Совершая его, нужно принимать во внимание следующие аспекты:

пешеходы – на них можно запросто наехать на пешеходном переходе;

превышение скоростного режима: на участках дорог, где скорость вырастает свыше допустимой, водители часто не справляются с управлением. Это может привести к неконтролируемому заносу, а то и опрокидыванию автомобиля;

ограниченная видимость при маневре как с левой, так и с правой стороны – хотя бы на доли секунды, но человек за рулем отвлекается и перестает следить за ситуацией, складывающейся на соседних полосах.

Опережение и обгон, отличие которых было описано выше, закономерно считаются одними из наиболее сложных маневров. Это не парковка, заезд в бокс или прочие элементы водительского мастерства, недостаточное усвоение которых грозит разве что нанесение материального ущерба своему или чужому транспортному средству. А поскольку обгон связан с выездом на встречную полосу, ему свойственна большая степень опасности:

блокировка колес, занос и т.д. из-за резкого увеличения или снижения скорости, без которых обогнать соседнюю машину никак не получится;

большая степень вероятности столкновения «лоб в лоб» на «встречке» – далеко не у всех водителей выработано умение правильно оценивать как скорость, так и расстояние до встречных машин;

создание помех транспорту, движущемуся во встречном и попутном направлении вследствие излишне высокой скорости или неправильной оценки ситуации на дороге.

Несомненно и то, что при обгоне, особенно при движении в гору, водитель не видит, что происходит за холмом. Поэтому опытные автомобилисты никогда не совершают обгон либо опережение до того момента, как достигнут верхней точки возвышенности. Кроме того, их безопасная езда во многом обусловлена перечнем правил, которых они придерживаются.

Читайте также:  Платятся ли алименты с премии: важные особенности, которые нужно знать

Основные правила маневрирования

Опережение грузовика

С опережением все достаточно просто: нужно лишь заблаговременно включить указатели поворота, вывернуть руль в нужную сторону и нажать на педаль газа. Еще лучше, когда водитель набирает скорость не перед самым началом маневра, а заранее – это повышает безопасность и сокращает время. Разумеется, при этом никто не отменял здравого смысла – разрешенный дорожными знаками скоростной режим в любом случае нужно соблюдать.

Для совершения обгона тоже следует выполнить нехитрые, но обязательные для выполнения манипуляции. Во-первых, нужно точно удостовериться, что встречная полоса свободна на достаточной для совершения маневра дистанции. Еще лучше, когда движущихся навстречу автомобилей в зоны видимости нет или они находятся на предельно максимальном расстоянии. Далее следует убедиться, что обгон не создаст помех для других участников движения. Кроме того, нужно помнить еще несколько «золотых» правил:

заранее включать указатели поворота – впрочем, это предписание касается абсолютно любого маневра, а не только обгона;

перед началом обгона водитель должен убедиться, что идущее сзади транспортное средство само не намеревается совершить аналогичный маневр;

обгон «паровозиком» – когда сразу несколько автомобилей друг за другом на высокой скорости выскакивают на «встречку» – категорически запрещен;

Кроме того, как и в случае с опережением, набор скорости при обгоне рекомендуется производить заранее.

Меня обгоняют: что можно и нельзя делать?

И все-таки знание того, что такое обгон и опережение, в чем разница между ними – это далеко не все, что отличает грамотного водителя. Ведь он постоянно находится в совершенно противоположных ипостасях, то есть обгоняющего и обгоняемого. В последнем случае также существуют азы поведения, соблюдение которых исключает создание помех другим автомобилям и помогает более быстро и безопасно выполнить обгон.

Во-первых, мешать транспортным средствам, идущим на обгон, ни в коем случае нельзя – это провоцирует множество аварий. Ведь далеко не каждый человек за рулем является асом вождения: он может неправильно рассчитать соотношение скорости и расстояния, и тогда ему придется притормаживать и возвращаться в исходную полосу. Во-вторых, при обгоне не следует самому набирать скорость, а еще лучше ее сбавлять и немного прижиматься вправо.

Основной принцип водительской этики при обгоне и опережении заключается в простом слове «помогай». То есть, обгоняемому водителю нельзя ни резко тормозить, ни набирать скорость. При этом не следует думать, что корректным поведением вы делаете кому-то услугу – правильные действия помогают обоим участникам движения избегать потенциально опасной ситуации. Например, если водитель машины-лидера видит, что впереди плохая дорога либо какое-то препятствие, то включенным левым поворотом он может предупредить обгоняющего, что с маневром лучше повременить. Это поможет соседу по полосе предпринять адекватные действия – в данном случае притормозить и отказаться от обгона – и в итоге в выигрыше окажутся все участники дорожного движения.

Обгон по ПДД – как выполняется данный маневр?

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

На фото - обгон по ПДД, avtomotoprof.ru

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

Фото опережения, festival.1september.ru

Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

Обгон запрещен в далее указанных случаях:

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

На фото - обгон запрещен, loveopium.ru

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
  • пешеходные переходы;
  • регулируемые перекрестки;
  • опасные повороты и финальные участки подъемов;
  • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  • тоннели;
  • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

Фото обгона на переезде через железнодорожное полотно, zakon-kuzbass.ru

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

Когда можно выполнять обгон?

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

На фото - обгон ТС по ПДД, avtopikasso.by

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
  • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

Фото обгона на дороге с двумя полосами, credo.lv

Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

На фото - обгон на пешеходном переходе, stop-signal.info

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Фото обгона на подъеме, ipdd.adrive.by

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Двойной обгон и обгон колонны – что это?

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

На фото - двойной обгон, ruspdd.ru

А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

Фото обгона колонны, ruspdd.ru

Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

Несколько слов о встречном разъезде

На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими полосами движения по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

Ссылка на основную публикацию