Злоупотребление должностными полномочиями: что это значит

Что означает превышение?

Данное действие попадает под ст. 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий отличаются от злоупотребления ими.

К злоупотреблениям относятся действия, не предусмотренные должностью. Например, использование служебного оружия против гражданина, чьи действия не представляют опасности.

Также сюда относятся поступки, не предусмотренные должностными обязанностями.

Например, решение должно приниматься несколькими лицами или вышестоящим руководителем. Превышение полномочий может осуществляться без корыстной цели.

Как показывает практика, уголовное наказание по таким делам применяется крайне редко, обычно преступления переквалифицируются в дисциплинарный проступок, если не удается доказать корыстный мотив.

Если в результате злоупотребления был причинен существенный вред или было применено оружие, то лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок до 10 лет и лишиться права занимать определенные должности на срок до 5 лет.

Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: в чем разница? Читайте об этом здесь.


Если в результате злоупотребления был причинен существенный вред или было применено оружие, то лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок до 10 лет и лишиться права занимать определенные должности на срок до 5 лет.

Понятие и определение

Для установления понятия злоупотребления служебным положением необходимо определить полномочия должностного лица согласно должностной инструкции. Человек, находящийся на должностном посту получает определенный набор прав, полномочий и обязанностей.

Злоупотребление установленными должностными обязанностями, это действие или бездействие лица при исполнении служебных полномочий. В результате осуществленного незаконного деяния будут нарушены права граждан и компаний РФ. Последствия злоупотребления служебными полномочиями могут иметь различные последствия, в том числе тяжкие. Существует одна разница между злоупотреблением и превышением данных должностному лицу полномочиями. Главная из них состоит в том, что в случае превышения выражаться оно может исключительно действием.

  • Осуществление поступков в соответствии установленных должностных полномочий.
  • Осуществляются требуемые законом действия, но происходят они в несоответствующем порядке.
  • Поступки, которые противоречат интересам службы.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Формы злоупотребления служебными полномочиями

На практике злоупотребление служебными полномочиями, в зависимости от объема возложенных на должностное лицо прав и обязанностей принимает самые разнообразные формы.

Яркими примерами подобного рода преступлений в 2019 году выступают следующие:

  • наделенное определенными полномочиями лицо использует выделенные государством средства не по прямому назначению;
  • должностное лицо осуществляет передачу имущества в аренду, намеренно занижая плату за пользование им;
  • использование трудовых ресурсов и средств труда в личных целях без соответствующего вознаграждения;
  • выдача разрешительного документа при отсутствии у гражданина или организации прав на его получение (например, выдача удостоверения на управление транспортным средством без предварительной сдачи экзамена);
  • фиктивное трудоустройство (сотрудник, числящийся в штате, фактически не исполняет трудовые обязанности);
  • неисполнение должностным лицом служебных полномочий (бездействие), позволяющее уход от ответственности (например, умышленное неприменение приставом принудительных мер к должнику).


Именно вменяемое должностному лицу преступление и определяет тяжесть его наказания. Часть третья рассматриваемой статьи применяется в отношении должностных лиц, совершивших уголовные деяния, предусмотренные первой и второй частями при условии того, что действия этих лиц повлекли тяжкие последствия.

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (действующая редакция)

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. – Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читайте также:  Договор поставки офисной мебели - бланк 2020

6. Субъект преступления специальный – должностное лицо. Признаки должностного лица указаны в примечании к комментируемой статье. Им предусматриваются три категории должностных лиц:

Виды наказаний за превышение должностных полномочий

Меры воздействия на человека, обличённого негосударственной властью, приведены в первом пункте 286-й статьи. Они различны и перечислены с использованием союза «или». Это означает, что суд может выбрать одно из указанных наказаний по степени виновности:

  • штраф до 80,0 тыс. руб.;
  • лишение права занимать должность на период до пяти лет;
  • на тот же срок отказ в занятии определенной деятельностью (к примеру, бухгалтерской);
  • принудительные работы до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Перечисленные наказания применяются в том случае, если проступок не имеет квалифицирующих признаков. К последним относятся применение:

  • оружия;
    • специальных средств;
    • насилия;
  • угроза насильственными действиями;
  • тяжкие последствия.

Меры воздействия на лиц, обличенных государственными властными полномочиями, описаны во втором пункте указанной статьи. В целом они более жестокие. Так, на сотрудников полиции (как и на госслужащих) наказание налагают в таких размерах:

  • штраф величиной от 100 до 300 тыс. руб.;
  • лишение свободы до семи лет, в том числе с запретом служить в правоохранительных органах еще три года;
  • принудительные работы сроком до пяти лет.

Подсказка: суд имеет возможность наложить запрет на прием человека в полицию или на определенные должности. Эта мера применяется по совокупности вины преступника.


Кроме того, важным для квалификации деяния является определение сути нарушение интересов или прав пострадавшего объекта. Таковым принято считать ущемление, к примеру, конституционных прав и свобод людей; причинение вреда здоровью граждан. Понятие считается оценочным. Разбирается отдельно в каждом конкретном деле.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Должностные лица и пределы их полномочий

Должностными считаются лица, представляющие властные структуры по роду своей трудовой занятости. К таковым отнесены:

  • Работники правоохранительных органов, независимо от уровня или ведомства, занимающие какие-либо должности в указанной структуре (прокуратуре, полиции, СК).
  • Государственные работники федерального, регионального, муниципального подчинения, на некоторой должности в правительстве (государства, области), администрациях, мэрии.

К должностным отнесены также те лица, которые не выступает непосредственно как представители власти, но исполняют во властных структурах некоторые хозяйственные или иные функции: руководители кадровых подразделений, заведующие хозяйственным управлением.

Наделение гражданина правами должностного лица может быть как постоянным, так и временным, включающим специальное поручение разового характера. К примеру, присяжный заседатель становится должностным лицом, представляющим власть, на период прохождения судебного процесса.

Совокупность и размер обязанностей/прав представителя власти определяется положениями трудового контракта, инструкцией или приказами. К примеру, согласно требованиям по служебной деятельности в отношении работников полиции, оговоренных ФЗ о полиции (№ 3, 07.02.2011), ФЗ о службе в ОВД РФ (№ 342, 30.11.2011), допускается применение табельного оружия полицейским:

  • для предотвращения опасности, возможной в отношении третьих лиц;
  • при задержании вооруженного нарушителя (преступника);
  • в ходе обстановки или операции, позволяющей использование спецсредства.

Поэтому использование служебного оружия не всегда разрешено законом, за нарушение которого предусмотрены меры дисциплинарной ответственности или согласно УК РФ.

  • для предотвращения опасности, возможной в отношении третьих лиц;
  • при задержании вооруженного нарушителя (преступника);
  • в ходе обстановки или операции, позволяющей использование спецсредства.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Лица, наделенные органами государственной или муниципальной власти определенными должностными полномочиями, должны соблюдать установленный устав или регламент выполнения ими своих должностных обязанностей. При его нарушении речь идет о превышении или злоупотреблении должностных полномочий.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Злоупотребление служебными полномочиями: пример, виды этого преступления, статья УК РФ

Неподобающее использование должностных либо служебных наличествующих полномочий в любых личных целях или же с корыстными побуждениями является уголовным преступлением и преследуется соответственно положениям УК РФ. Тем не менее, таковое преступление имеет несколько степеней ответственности и вариантов квалификации соответственно его тяжести, а также целого ряда других факторов. Данное преступление считается коррупционным.

Читайте также:  Наследник по закону не принимает наследство

Важный факт: данная статья затрагивает исключительно лиц, находящихся на госслужбе или занимающих выборные должности в государственных инстанциях. Применение её к должностным лицам – директорам или сотрудникам отдельных юридических, либо же физических лиц-предпринимателей, не аффилированных с государственными инстанциями, является невозможным. Однако, различные наказания за использование наличествующих полномочий в личных целях в таких случаях регулируются ст. 201 УК РФ.

Что считается злоупотреблением должностными полномочиями?

Согласно законодательству, под злоупотреблением должностными полномочиями подразумевается использование лицом своих служебных возможной для извлечения материальной или другой выгоды. Действие должно быть совершено из корыстных мотивов и ведет к нарушению законных прав граждан или организаций. Как видно, формулировка недостаточно четкая, и под нее могут подпадать многие действия. Кроме того, в уголовном кодексе есть очень похожее правонарушение – превышение служебных полномочий, и нужно разграничивать эти преступления.

Существуют обязательные признаки злоупотребления должностными полномочиями , с помощью которых можно точно определить, могут ли квалифицироваться конкретные действия по данной статье УК или нет. Вот они:

  • лицо, обвиняемое в должностном преступлении, имеет определенный круг полномочий, и действия были совершены в их пределах – может отдавать приказы, распоряжения, инструкции, которые обязательно должны исполняться подчиненными. Проще говоря, обвинить в злоупотреблении должностными полномочиями можно только члена руководящего состава госкомпании;
  • полномочия были использованы против тех интересов, ради которых лицо ими наделялось. Каждый чиновник или руководитель имеет ряд должностных обязанностей и соответствующий им круг полномочий. Если полномочия использовались в интересах, которые явно противоречат должностным обязанностям, это является признаком злоупотребления;
  • правонарушение было совершено с корыстными целями – конечной целью действий обвиняемого является улучшение собственного материального положения, выгода для родственников или других связанных с обвиняемых лиц, и эта выгода доказана.

Как видно из приведенных выше признаков преступления, каждый из них является обязательным для выдвижения обвинения именно в злоупотреблении служебным положением. Если не доказаны корыстные мотивы, но есть ущерб для граждан или организаций, речь может идти о преступной халатности. Если же незаконное обогащение не ставится под сомнение, но для этого не использовались должностные полномочия, или лицо их попросту не имело, действия можно квалифицировать как взятку, но не как злоупотребление служебными полномочиями. Потому следствию нужно доказать наличие всех вышеперечисленных признаков преступления.

Как видно из приведенных выше признаков преступления, каждый из них является обязательным для выдвижения обвинения именно в злоупотреблении служебным положением. Если не доказаны корыстные мотивы, но есть ущерб для граждан или организаций, речь может идти о преступной халатности. Если же незаконное обогащение не ставится под сомнение, но для этого не использовались должностные полномочия, или лицо их попросту не имело, действия можно квалифицировать как взятку, но не как злоупотребление служебными полномочиями. Потому следствию нужно доказать наличие всех вышеперечисленных признаков преступления.

Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна. В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Понятие. Проблемы квалификации

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).В соответствии с действующим уголовным законодательством под злоупотреблением должностными полномочиямипонимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло су­щественное нарушение прав и законных интересов граждан или, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Основным непосредственным объектом преступления, пре­дусмотренного ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций ли­бо охраняемые законом интересы общества или государства, не свя­занные с интересами государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона преступления предусматривает нали­чие трех элементов:

1) использование должностным лицом своих служебных полно­мочий вопреки интересам службы;

2) причинение таким незаконным использованием служебных полномочий социально опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинную связь между использованием должностным лицом служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением указанных последствий.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Использование конкретных служебных полномочий должност­ного лица следует отличать от злоупотребления служебным положе­нием.

Состав преступления — материальный, оно признается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нару­шения прав и законных интересов граждан или организаций либо ох­раняемых законом общественных или государственных интересов.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Обязательный признак субъективной стороны — мотив: корыст­ная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность состоит в стремлении должност­ного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кре­дита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Читайте также:  Обменный ордер на квартиру: что это такое

Под иной личной заинтересованностью согласно п. 16 постанов­ления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной прак­тике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» следует понимать стремле­ние должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен­ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо во­проса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285, специ­альный: должностное лицо, не относящееся к категории лиц, зани­мающих государственные должности Российской Федерации или субъекта Федерации либо должность главы органа местного само­управления.

Квалифицирующие признаки:деяние,совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия (Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом “в” части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Под превышением должностных полномочий понимается со­вершение должностным лицом действий, явно выходящих за пре­делы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Основной непосредственный объект общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут быть права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы об­щества и государства. Кроме того, в ч. 3 ст. 286 УК РФ дополнитель­ным объектом является здоровье граждан. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Объективная сторона преступления, изложенного в ч. 1 ст. 286 УК РФ, состоит из следующих трех элементов: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; наличие последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых за­коном интересов общества или государства; причинная связь между действиями должностного лица и на­ступлением указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется нали­чием прямого или косвенного умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286, специальный: должностное лицо, не занимающее государственную долж­ность Российской Федерации или субъекта Федерации либо долж­ность главы органа местного самоуправления.

Квалифицированный состав преступления установлен в ч. 2 ст. 286. Квалифицирующими признаками являются совершение превы­шения должностных полномочий: лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации; лицом, занимающим государственную должность субъекта Фе­дерации; главой органа местного самоуправления. Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 286 — деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 296 УК РФ, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; – с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полно­мочий понимается физическое воздействие на потерпевшего путем причинения побоев, вреда здоровью, физической боли, а также лише­ние его свободы.

Важной проблемой определения состава злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий является определение субъекта преступления. Затруднения эти касаются квалификации действий должностного лица, когда оно совершает недолжностное преступление, разграничения составов преступлений при злоупотреблении и превышении должностных полномочий между собой. Немало вопросов связано с квалификацией соучастия в должностном преступлении, когда одним из виновных является недолжностное лицо. Центральным вопросом при рассмотрении составов злоупотребления и превышения должностных полномочий является определение субъекта – должностного лица. Необходимо отметить, что помимо общих признаков – достижения возраста уголовной ответственности (16 лет) и вменяемости (ст. ст. 19 – 20 УК РФ) в примечании 1 к ст. 285 УК РФ указаны дополнительные признаки, необходимые для признания лица субъектом рассматриваемых преступлений. Их можно разделить на функциональные и локальные. Функциональные включают основные направления деятельности, перечень прав и обязанностей. Локальные указывают на статус органов или учреждений, где данное лицо осуществляет свою деятельность.

Квалифицированный состав преступления установлен в ч. 2 ст. 286. Квалифицирующими признаками являются совершение превы­шения должностных полномочий: лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации; лицом, занимающим государственную должность субъекта Фе­дерации; главой органа местного самоуправления. Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 286 — деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 296 УК РФ, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; – с причинением тяжких последствий.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями – деяние или бездействие должностного лица в рамках его полномочий, которое идет в разрез с интересами организации, общества или страны, но приносит выгоду лично должностному лицу.

Объект злоупотребления полномочиями не отличается от объекта превышения полномочий.

Субъект – сотрудник коммерческой или иной организации, который использует служебное положение для получения личной выгоды.

Объективная сторона – причинение вреда интересам организаций, граждан или вред государственному имуществу.

Субъективная сторона – осознание субъектом неправомерности своих действий и последствий, к которым они приведут, что не привело к отказу от преступления.

Отличия злоупотребления от превышения полномочий состоят в следующем:

  1. При злоупотреблении должностное лицо может как действовать, так и бездействовать, а при превышении – только действовать.
  2. При злоупотреблении субъект действует в рамках должностных полномочий, при превышении – выходит за рамки должностных обязанностей.
  3. При злоупотреблении субъект обязательно должен иметь цель получить личную выгоду в ущерб интересам организации, а при превышении должностных обязанностей цель преступника не имеет значения для квалификации преступления.

Имеющиеся доказательства, а также копию паспорта пострадавшего нужно прикрепить к заявлению в полицию или прокуратуру. В заявлении нужно указать:

Виды и формы

Превышение должностных полномочий имеет два вида:

  1. Преступное действие, превышающее должностные полномочия;
  2. Преступное бездействие, совершаемое умышленно, в целях достижения целей, которых должностное лицо не имело права ставить.

Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:

  • Должностное лицо совершает такие действия, которые входят в компетенцию другого должностного лица и ему не вменяются в соответствии с функциональными обязанностями;
  • Единолично принимает такие решения, которые имеют право быть принятыми, исключительно коллегиально;
  • Совершает действия, которые предусматриваются его функциональными обязанностями в крайних, исключительных случаях. Однако он совершает их, без наличия обозначенной необходимости;
  • Совершает действия, которые в принципе недопустимо совершать.
  • В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

    Добавить комментарий