Транспортный налог подлежит уплате, если автомобиль конфискован, но не снят с учета

Поговорим о транспортном налоге

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

В абзаце 1 ст. 357 НК РФ сказано, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых по законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это (в силу п. 1 ст. 358 НК РФ) ТС (в том числе автомобили), зарегистрированные в соответствующих органах в установленном порядке.

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Напомним, что в рассматриваемой нами ситуации обязанность по изменению регистрационных данных об автомобиле возложена на нового собственника. Соответствует ли это условие договора закону? Не должен ли прежний владелец перед продажей ТС снять его с учета в органах ГИБДД?

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

Читайте также:  Образец приказа о вводе оборудования в эксплуатацию, процедура ввода

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Автомобиль конфискован по независящим от меня причинам, должен ли я платить далее за него налоги?

Ранее я задавал вопрос по конфискации моего и других автомобилей в качестве вещдока по уголовному делу о незаконном ввозе автомобиля на территорию России и уклонении от таможни. Дело ведется в отношении группы лиц – таможенников, ГАИ и прочих, которые незаконным путем все это ввозили и оформляли.

Так вот, мой автомобиль с апреля этого года стоит на стоянке как вещдок (как мне обьяснял адвокат – все это незаконно, так как автомобиль не может быть вещдоком – так как никакие следственные действия с ним провести невозможно).

Такие же потерпевшие как я подали иск в прокуратуру за то, что им предьявили требования по уплате таможенной пошлины – таможня эти требования после этого отозвала, так как автомобили были куплены законным путем, а приобретатели не были в курсе всех нюансов незаконного ввоза и растаможки этих автомобилей.

Ну в целом вот так. Автомобиль у меня с 326 лошадиными силами, то бишь по нашему, дагестанскому тарифу нынче выходит около 34 тысяч рублей, которые мне налоговая уже предьявила за прошлый, 2014 год. Могу-ли я что-либо сделать, чтобы налоговая не предъявляла мне этих требований за 2015 год – так как с апреля месяца автомобиль стоит на стоянке в таможне и я им пользоваться не имею возможности. Дело ведется очень медленно, так как список участвующих лиц большой и каждый день выясняются новые и новые обстоятельства.

Платить просто так такие деньги совсем не хотелось бы.

Всем спасибо заранее за ответы!

Статья 358 НК РФ. Объект налогообложения

2. Не являются объектом налогообложения:

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

На Вашем месте, я бы обратился в правоохранительные органы с просьбой о выдачи Вам документов, о том, что автомобилем Вы не можете пользоваться, так как он «учавствует» в уголовном делопроизводстве.

После получения необходимой документации обратиться в налоговую.

Если транспортное средство незаконно ввезено на территорию РФ, то одной из причин может быть как раз угон транспортного средства в третьей стране, где оно находится в угоне. Потому, считаю, что это единственный способ, попытаться освободиться от выплаты части транспортного налога.

В статье 358 Налогового кодекса такого основания для освобождения от транспортного налога не имеется, перечень исчерпывающий. Вышеуказанный вариант Вам никак не подходит. Данный пункт не подлежит расширительному толкованию.

Другое дело, что если например теоретизировать, то получается, что в данном случае происходит взыскание налога с объекта, который предположительно в силу нарушения таможенных правил не может являться ни собственностью чьей-то ни предметом гражданского оборота. Это выглядит несколько противозаконно исходя из самого принципа налогового права — иначе тогда следует брать налоги с оборота наркотиков, оружия и прочей гадости. Однако тут надо определяться — или Вы считаете что это Ваш авто и Вы хотите его забрать (а значит платить налог безусловно) либо Вы готовы отказаться от автомобиля лишь бы не платить этот налог.

Вообще говоря это тема не для судов общей юрисдикции. Сущность транспортного налога в общей системе налогообложения состоит в сборе средств для финансирования поддержания и развития дорожной сети страны, если говорить общими фразами. Что мы имеем, когда автомобиль арестован? У лица нет не только практической, но и теоретической возможности использования автомобиля и пользования этой самой дорожной сетью государства. однако думаю, что это тема для Конституционного суда, скорее всего.

Могу сослаться например на

Постановление ФАС СЗО от 14.12. 2006 N А05-7361/2006-22, согласно которому транспортные средства, находящиеся на балансе общества, но не зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, не облагаются транспортным налогом. По мнению судей, незарегистрированное транспортное средство не может беспрепятственно передвигаться по российским дорогам, следовательно, оно не будет воздействовать на состояние дорог общего пользования, поэтому экономических оснований для обложения такого транспортного средства налогом нет.

Здравствуйте. Розыск транспортного средства, как указано в первом ответе не подходит однозначно. Розыск устанавливается в отношении транспортного средства, местонахождение которого неизвестно. В данном случае его местонахождение всем известно. И о розыске не может быть и речи. В итоге, придется платить налог. Оснований для освобождения от уплаты налога по статье 358 НК РФ нет. Налогообложению данный автомобиль подлежит.

Добрый день, Алихан!

Не совсем ясно по вашему изложению, все-таки конфисковали у вас автомобиль или же просто произвели выемку вещественного доказательства.

  • при конфискации вы лишаетесь права собственности. Т.е. имущество перестает быть вышей собственностью и возвращено вам быть уже не может. Такое как правило возможно только после вынесения приговора суда по делу. В таком случае налоговая обязанность ваша прекращается, т.к. вы утеряли право собственности, а значит и обязанность платить налоги прекратилась.
  • при изъятии (выемке) в качестве вещественного доказательства права собственности вы не теряете, то есть вы остаетесь хозяином автомобиля, а значит и обязанность платить за него налоги у вас остается. Скорее всего, у вас именно этот вариант.

Поясню подробнее, почему так — обязанность платить транспортный налог возникает в тот момент, когда вы становитесь ХОЗЯИНОМ автомобиля. При этом для налоговой не имеет значения, можете ли вы пользоваться автомобилем. Автомобиль может быть сломан, арестован, вы можете быть неспособным его водить по состоянию здоровья — это все неважно.

Если вы хозяин — налог должен платиться. Это общее правило.

Что касается вашей ситуации:

1. я бы рекомендовал вам обжаловать то постановление, которым у вас изъяли данный автомобиль. Вместе со своим адвокатом составьте жалобу и изложите все обстоятельства дела, в том числе, что вы простой покупатель, что вас незаконно лишили автомобиля, что следственные действия с ним никакие не проводятся и так далее. Если местная прокуратура откажет — идите выше. Вполне возможно, что сможете вернуть себе автомобиль.

2. Что касается налогов, то их платить придется, к сожалению (я не знаю способа этого избежать).

Но когда будет идти судебное рассмотрение уголовного дела, то вы можете предъявить в рамках данного дела иск к подсудимым — и попытаться взыскать с них как сумму налога, так и компенсацию вам за то, что по их вине вы были лишены возможности пользоваться своим автомобилем. В составлении данного иска вам поможет ваш адвокат.

Как остановить начисление транспортного налога?

И как вернуть деньги, если налог уплачен за утилизированный автомобиль?

Как остановить начисление транспортного налога?

«Из-за долгов по кредитам был наложен запрет на регистрационные действия автомобиля. В 2017 г. я его разобрал и сдал в пункт приема металлолома. Недавно погасил все долги, ограничения на машину перестали действовать, и я снял ее с учета в ГАИ. Можно ли вернуть транспортный налог, который я уплатил за 2017–2019 гг., если автомобиль в это время уже был сдан на металлолом?» – такое письмо получила «АГ» от читателя.

Что сделать, чтобы прекратили начислять налог?

ИФНС прекращает начислять транспортный налог на основании сведений из ГИБДД о снятии автомобиля с учета. Если собственник в ГИБДД не обратился, автомобиль продолжает числиться за ним. Налоговая сама не сможет узнать, что транспортного средства уже нет и начислять налог не на что.

. который продан, утилизирован после аварии или реализован на торгах за долги – подайте заявление об уточнении сведений о своем имуществе в налоговую инспекцию

С 1 января 2021 г. вступил в силу п. 3.1 ст. 362 НК РФ, согласно которому исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления, поданного в ИФНС 1 . При этом снимать ТС с учета необязательно.

Читайте также:  Одаряемый в договоре дарения: кто это такой, его права и обязанности

Подать в свою налоговую заявление об уничтожении автомобиля можно дистанционно – через личный кабинет налогоплательщика. Также заявление можно подать лично, направить по почте или передать через МФЦ. Срок рассмотрения заявления – не более 30 календарных дней.

После рассмотрения заявления инспекция пришлет собственнику автомобиля уведомление о том, что начисление транспортного налога прекращено в связи с уничтожением объекта налогообложения, либо о том, что нет оснований прекращать начисление налога.

Что нужно для аннулирования начисленного налога и возврата денег?

До 2020 г. урегулировать данный вопрос чаще удавалось только в судебном порядке. Сама ФНС не аннулировала налог, начисленный на утраченный автомобиль. Вместе с тем еще в 2015 г. об этом высказался Верховный Суд РФ 2 : если машины не существует, то транспортный налог начисляться не должен. И не имеет значения, снята она с учета или нет. Эту позицию взяли на вооружение нижестоящие суды 3 . Под напором судебной практики ФНС была вынуждена признать: если есть документально подтвержденные сведения о том, что ТС уничтожено, значит, объекта налогообложения не существует.

В 2020 г. у собственников утилизированных ТС появилась возможность напрямую уведомлять ФНС об утрате автомобиля для прекращения начисления транспортного налога и аннулирования прежних начислений. Для этого в налоговую надо подать заявление. В нем помимо прочего нужно указать реквизиты документа, который подтверждает уничтожение машины, например справки или акта администрации района об утилизации авто. Без этого документа ФНС может отказать в аннулировании начисленного налога.

Законодательством не урегулирован вопрос о том, как ФНС должна возвращать денежные средства, перечисленные за утилизированный автомобиль. Если этого не произойдет, можно подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Его форма утверждена ФНС.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика. Возврат производится только после зачета переплаты по налогам в счет погашения недоимки. Заявление о зачете или возврате этой суммы может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты.

Отметим также, что с 23 декабря прошлого года отменен заявительный порядок перечисления процентов, начисленных налогоплательщику за несвоевременный возврат инспекцией переплаты по налогам. Налоговая будет перечислять такие проценты сама, заявление подавать больше не потребуется.

(Прим. ред.: 15 марта 2021 г. ФНС сообщила об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу (а также порядка ее заполнения и формата представления такого заявления в электронной форме), формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (Приказ ФНС России от 29 декабря 2020 г. № ЕД-7-21/972@).)

1 Пункт 44 ст. 2, п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

2 Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. по делу № 306-КГ14-5609.

3 Апелляционной определение Челябинского областного суда от 26 февраля 2019 г. по делу № 11а-2531/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 20 июня 2012 г. по делу № 11-10986/2012, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2016 г. № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015, Кассационной определение Омского областного суда от 22 февраля 2012 г. по делу № 33-1333/2012.

Простыми словами о транспортном налоге или когда можно не платить

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Ведущая рубрики

Оплата транспортного налога вызывает немало вопросов, когда собственник получает уведомление из налоговой. Особенно актуальным этот вопрос становится ввиду следующих факторов:

  • Рост объемов продаж авто на вторичном рынке: число наших соотечественников, приобретающих подержанные авто растет с каждым годом. По официальным данным «Автостата» за 2020 год количество проданных автомобилей с пробегом возросло на 1,7%, тогда как продажи новых автомобилей упали на 9,1%;
  • Социальные проблемы населения, влекущие за собой аресты, изъятия, конфискации автомобилей у собственников (причины могут быть очень разные , но одна из самых распространенных – закредитованность, наличие долгов перед банками, задолженности по алиментам и тд, когда человек не в состоянии оплачивать свои обязательства).

Разберемся в терминах

Понятия «арест», «конфискация», «изъятие» не являются синонимами.

    При аресте производят опись имущества (если речь об автомобиле в нашем случае – описывают наличие авто), после этой процедуры распоряжаться автомобилем владельцу уже запрещено. Арест производят судебные приставы, а также сотрудники полиции. Где физически будет находится автомобиль решают они же. Могут оставить на хранение у собственника.
    Если говорить об изъятии , то в этом случае не просто ограничивают собственника в распоряжении автомобилем, а забирают его. Самая частая причина – ДТП (забирает полиция) либо наличие долгов (забирают приставы). После изъятия автомобиль продают, а за счет вырученных денег гасится долг.
    Что же касается конфискации, то в данном случае основным отличительным признаком является то, что назначается она не полицией и приставом, а исключительно судом и подразумевает под собой наказание. Автомобиль больше не принадлежит собственнику, новым владельцем становится государство.

А что же с налогом? Кто должен платить?

Органы, которые осуществляют государственную регистрацию транспортного средства, должны предоставлять информацию в налоговую инспекцию. На основе этих сведений налоговая считает непосредственно суммы налогов, подлежащих уплате. Оплачивать налог обязан собственник автомобиля.

Однако федеральным законом может быть возложена обязанность оплачивать транспортный налог и на другое лицо.

В связи с этим Верховный Суд РФ разъяснил, что законодательство РФ не возлагает на предыдущего собственника автотранспортного средства обязанности по его содержанию с даты, когда оно было принудительно реализовано на торгах на основании договора продажи в рамках исполнительного производства (определения от 04.10.2019 № 71-КА19-3, от 05.06.2020 № 6-КА20-1 ).

Также суды не признают объектами налогообложения автотранспортные средства с даты их конфискации у собственника по приговору суда, вступившему в силу (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2020 № 88-4312/2020, Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 № 88А-10384/2020). В указанных случаях исчисление транспортного налога прекращается у бывшего собственника транспортного средства независимо от даты снятия автомобиля с регистрационного учета. Соответствующие разъяснения даны налоговым органам.

Когда ограничили права

Все вышесказанное нужно отличать от тех случаев, когда права на автомобиль просто ограничены. В таком случае автомобиль не отчуждается, собственник не меняется. Соответственно, и право оплачивать налог остается.
К таким ситуациям можно отнести, например, помещение машины на спец стоянку в связи с нарушением правил эксплуатации ТС или хранение авто как вещ дока по уголовному делу . Арест также считается способом ограничения права, поскольку применяется как мера принудительного исполнения каких-либо обязательств гражданина.

Если машину продали на торгах

Как только автомобиль продан на торгах в рамках исполнительного производства обязанность оплачивать налог у собственника прекращается. Прямо с даты продажи, даже если ТС еще не снято с учета.
Подробно об этом в Определении от 04.10.2019 № 71-КА19-3, от 05.06.2020 № 6-КА20-1).

Оплата налога при конфискации

Если автомобиль конфискован по приговору суда, то начиная с даты конфискации обязанность по уплате транспортного налога у владельца отпадает. (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2020 № 88-4312/2020, Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 № 88А-10384/2020). И снова неважно, снят ли автомобиль с учета или нет.

Буква закона

Отсутствие обязанности оплачивать транспортный налог во всех вышеперечисленных случаях вне зависимости от даты снятия автомобиля с регистрационного учета основано на судебной практике и принято ФНС. Фактически в законодательстве подобной нормы нет. В связи с этим ФНС России обратилась Минфин России с предложением о внесении соответствующих изменений в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса (Письмо Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2021 г. № БС-4-21/5156@). Ждем изменений в законе.

И немного об угоне, гибели и уничтожении авто

На сегодняшний день разрешено не платить транспортный налог в случае гибели либо уничтожения автомобиля. Если такое произошло, собственник обязан уведомить ИФНС , написав заявление по специально разработанной форме — письмо ФНС от 25.10.2019 № БС-4-21/21862@).

ВАЖНО! С 1 января 2021 года неопределенность в вопросе о том, надо ли платить транспортный налог при гибели либо уничтожении автомобиля устранили благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс. В нем появилось правило, согласно которому в отношении автомобиля, прекратившего существование в связи с гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается. Начислять транспортный налог не надо с 1-го числа месяца гибели или уничтожения машины на основании заявления, которое организация может представить в любую ИФНС по своему выбору.

Еще больше информации о транспортном налоге, а также простой калькулятор для расчета транспортного налога по регионам вы найдете по ссылке на нашем сайте.

Что делать, если пришел налог за автомобиль, который уже не ваш?

Транспортный налог ФНС рассчитывает исходя из данных, которые поступают из Госавтоинспекции. Но случается, что базы содержат неточную информацию. Это происходит по разным причинам: информация может еще не поступить в налоговые органы, или допущена техническая ошибка, или просто соответствующие данные не входят в единую систему рассылки, но могут быть учтены в индивидуальном порядке.

Наиболее распространенная ситуация: налог насчитали на проданный автомобиль. Транспортный налог начисляется за то количество месяцев в году, в течение которых гражданин имел автомобиль в собственности. При этом месяц учитывается в расчетах, если автомобиль был зарегистрирован до 15-го числа или снят с учета после 15-го числа соответствующего месяца. Это означает, например, что если автомобиль был поставлен на учет 20 января, а снят с учета в связи с продажей 5 июля того же года, то налог уплачивается за 5 месяцев.

При продаже автомобиля прекращение регистрации продавца обычно происходит одновременно с регистрацией автомобиля за новым владельцем. В то же время, если в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи автомобиля покупатель не зарегистрировал автомобиль на себя, продавец может самостоятельно обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением о прекращении регистрации автомобиля, приложив к нему договор купли-продажи автомобиля и акт приемки-передачи.

Поэтому если выясняется, что транспортный налог на проданный автомобиль продолжает начисляться, следует выяснить в Госавтоинспекции, была ли прекращена его регистрация на имя прежнего собственника и, если нет, подать соответствующее заявление, после чего предоставить подтверждение этого в налоговый орган.

Следует отметить, что обязанность платить транспортный налог (а также платить штрафы за нарушения правил дорожного движения и нести ответственность за вред, причиненный при использовании автомобиля) не прекращается при так называемой «продаже по доверенности», то есть при передаче прав владения и распоряжения автомобилем третьему лицу по доверенности, без заключения договора купли-продажи. Освободиться от уплаты транспортного налога в этом случае можно, только если такая доверенность была выдана до июля 2002 года.

Читайте также:  Возврат налога при покупке квартиры: сроки возврата - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

Вторая ситуация: автомобиль угнали. Если автомобиль похищен и находится в розыске, собственник также не должен платить транспортный налог. Подтвердить этот факт можно двумя способами:

  1. Получить в местном Управлении внутренних дел и предоставить в налоговую инспекцию справку о том, что уголовное дело о хищении было возбуждено и автомобиль находится в розыске. Такая справка действительна в течение одного года, и в следующем году, если автомобиль не будет найден, ее потребуется получать и предоставлять в налоговый орган заново.
  2. Если приносить справку в налоговую каждый год нет желания, то следует отнести ее в Госавтоинспекцию. Там же нужно написать заявление о прекращении регистрации автомобиля за его собственником, а после предоставить в налоговую инспекцию подтверждение из Госавтоинспекции. В этом случае обновлять информацию каждый год не потребуется.

Как сообщить налоговым органам об ошибке?

Это можно сделать лично во время визита в налоговую инспекцию по месту прописки или через личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru. При этом вход в личный кабинет на сайте возможен либо по логину и паролю, ранее полученному лично в налоговой инспекции, либо с помощью подтвержденной учетной записи портала госуслуг (www.gosuslugi.ru).

В личном кабинете налогоплательщика содержится информация обо всех объектах, на которые начисляется транспортный налог и налог на имущество. Если какие-то данные не соответствуют действительности, на сайте можно заполнить заявление о внесении в них изменений и отправить его в налоговый орган. Такое заявление заверяется неквалифицированной электронной подписью, оформить которую можно там же на сайте.

Отдельно следует отметить, что недавно в Налоговый кодекс было введено положение о том, что граждане обязаны сообщать в налоговый орган о наличии у них транспортных средств или объектов недвижимого имущества, если таковые не отражены в налоговом уведомлении за соответствующий период. Такое сообщение должно быть направлено не позднее 31 декабря года, следующего за соответствующим налоговым периодом (то есть, например, в отношении 2016 года – до 31 декабря 2017 года). Неисполнение этой обязанности может повлечь за собой штраф в размере 20% от суммы налога в отношении объекта, о котором не было сообщения.

Стоит ли оплачивать ошибочно начисленный налог?

Если налоговая инспекция уже рассчитала налог на основании неправильной информации, следует как можно быстрее подать уточненные данные, чтобы налог был скорректирован.

При этом можно выбрать один из следующих вариантов поведения:

Не платить налог до момента получения нового налогового уведомления. Это может быть наилучшим вариантом, если проданный или угнанный автомобиль был единственным, и скорректированный расчет будет содержать нулевую или очень маленькую сумму.

Обращаем внимание, что если налоговое уведомление не оплачено вовремя, то налоговый орган может:

  • начислить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (пени не должны начисляться на сумму неправильно исчисленного налога);
  • начислить штраф 20% от суммы неоплаченного налога;
  • уведомить о задолженности гражданина его работодателя;
  • обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности (по общему правилу, в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования по уплате налога). При этом заявление может быть рассмотрено мировым судьей без судебного разбирательства и вызова сторон; в этом случае будет вынесен судебный приказ о взыскании суммы задолженности. Если до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней после направления гражданину копии приказа он не представит свои возражения, судебный приказ будет передан судебному приставу-исполнителю для взыскания долга. Если такие возражения будут представлены, то заявление налогового органа будет рассматриваться в порядке искового производства в районном суде общей юридсдикции. В случае если требование судебного пристава-исполнителя не будет добровольно исполнено в течение 5 дней, он вправе установить временное ограничение на выезд гражданина из РФ (если задолженность превышает 10 000 рублей) или на совершение регистрационных действий с автомобилем.

Заплатить часть налога, которая не оспаривается (например, если в собственности имеется несколько автомобилей или если автомобиль находился в собственности лишь часть года). Таким образом можно уменьшить возможные пени, а также уменьшить риск предъявления требований через суд и наложения дополнительных ограничений.

Заплатить полностью налог, указанный в налоговом уведомлении. Это позволит избежать рисков начисления пеней, штрафов и наложения ограничений. В этом случае после перерасчета налога у гражданина возникнет переплата, которую впоследствии по заявлению можно будет вернуть (что, однако, займет достаточно много времени) или зачесть против будущих требований по уплате транспортного налога (к сожалению, зачесть транспортный налог против других налогов, например, налога на имущество, невозможно).

Выбор варианта зависит от конкретной ситуации: когда человек узнал о задолженности (до наступления срока уплаты или по прошествии какого-то времени после его истечения), размера задолженности (меньше или больше 10 000 рублей), наличия подтверждающих документов и возможности предоставить их в налоговый орган (не нужно ли ехать в другой регион по месту прописки, есть ли доступ к личному кабинету налогоплательщика) и тому подобное. Если налоговое уведомление получено своевременно и до наступления срока оплаты остается время, то вполне можно успеть подать в налоговые органы скорректированную информацию без риска начисления штрафов и пеней. В других случаях может быть необходимо временно переплатить налог для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

В любом случае рекомендую периодически проверять перечень объектов налогообложения в личном кабинете налогоплательщика. Это позволит своевременно вносить корректировки и решать возникающие вопросы, не нарушая сроков оплаты налогов, установленных законом.

Покупатель не снял авто с учета и мне начислили транспортный налог

Добрый день. в апреле 2014 года продала автомобиль. Покупатель пообещал сам снять его с рег.учета, на том и успокоились. Сейчас я узнаю, что покупатель снял автомобиль с учета только через полтора года. Мне насчитали налог и пени в размере 65 тысяч рублей. Я не готова платить такие деньги, тем более, автомобилем я не пользовалась, я его продала!

Автор темы. В силу п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Автомобиль, приобретенный у вас является движимым имуществом. Согласно пункта 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В силу ч. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Как указано в Решении Верховного Суда РФ от 29 июля 1999 года № ГКПИ99-547, законом не установлено, что сделки, совершенные в отношении транспортных средств (движимого имущества), подлежат обязательной государственной регистрации, и не устанавливается правило о том, что право собственности на это имущество возникает лишь после регистрации в органах внутренних дел. Право собственности на транспортное средство возникает из сделок, дарения, купли – продажи и т.п. сделок после их заключения и передачи имущества, а не после их регистрации органом внутренних дел. Регистрация транспортных средств не является государственной регистрацией в том смысле, который в силу закона порождает права собственности. Указанный вывод, в частности, вытекает из содержания п. п. 1.6 – 1.9 и других Правил, которые предусматривают нормы о возможности совершения регистрационных действий лишь при наличии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Правила регистрации и Инструкция не регулируют отношений по возникновению прав собственности и имеют целью упорядочение контроля по пользованию транспортными средствами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», регистрация транспортных средств проводится в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации. Как следует из пункта 3 указанного Постановления собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их. Согласно пункта 24.5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации регистрация транспортных средств по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, производится по заявлению нового собственника по месту его жительства, снятие с учета осуществляется без обращения нового собственника по месту прежней регистрации транспортного средства. Следовательно, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации:право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи,если иное не предусмотрено законом или договором . Сходить в МРЭО и прекратить регистрацию авто, в связи со сменой собственника. Действия налоговой обжаловать в судебном порядке на основании КАС РФ

Добрый вечер Елена. Вам и не придется оплачивать налоги, если Вы поведете себя правильно. Во -первых Вам в первую очередь необходимо обратиться в налоговую с письменным заявлением о том, то транспорт Вам не принадлежит с (указываете какого периода) и требованием произвести перерасчет налогов. Затем необходимо получить ответ от Налогового органа. И если будет отказ, то в таком случае подаете в суд. В суде привлекаете в качестве ответчика Налоговый орган, а так же Покупателя.

Таким образом можно сделать вывод о том, что неуплата налогов это не Ваша Вина. И следовательно ответственность с Вас может быть снята. На самый крайний случай, если все же с Вас снимут данную сумму, Вы можете требовать выплаты данной суммы с Покупателя как понесенный убыток в порядке регресса.

Ссылка на основную публикацию