Преференции по 44-ФЗ: что это такое? Перечень льготных категорий и условия предоставления преимуществ при осуществлении закупок

Что такое преференции по нормам 44-ФЗ? Каким организациям полагаются преимущества в контрактной системе?

Преференции по нормам 44-ФЗ – это определенные льготы в отношении цены или иных условий подписания государственного или муниципального контракта. Такие преференции по нормам 44-ФЗ полагаются отдельным категориям организаций.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Правовое регулирование

Предоставление преференций и преимуществ для отдельных категорий участников опирается на положения 44-ФЗ и специальные нормативно-правовые акты.

Преимущества для отдельных категорий участников закупки прописаны:

  1. В ст. 28 44-ФЗ – для представителей УИС.
  2. В ст. 29 44-ФЗ – для организаций инвалидов.
  3. В ст. 30 44-ФЗ – для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.

Предоставление преференций для организаций УИС должно опираться на Постановление Правительства №649 от 2014 г. Данный документ содержит перечень товаров (работ, услуг), которые должны закупаться у УИС.

Аналогичный перечень для общества инвалидов содержится в Постановлении Правительства №341 от 2014 года.

Для субъектов малого бизнеса и СОНКО список товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только среди них, отсутствует. Но в 44-ФЗ в ст. 30 указана обязанность заказчиков приобретать товары, работы и услуги у таких компаний в объеме не менее 15% от СГОЗ.

Определенные преимущества для поставщиков товаров российского производства и товаров из ЕАЭС устанавливаются по ст. 14 44-ФЗ. Условия допуска иностранных товаров к закупкам регулируется Приказом Минфина от 2018 года №126н.

Понятие преференции в рамках 44-ФЗ

Под преференциями в рамках 44-ФЗ понимаются определенные преимущества для отдельных категорий участников и групп товаров (в самом тексте закона не указано определение преференций и нет отдельной статьи, которая бы регулировала их предоставление).

В некоторых случаях под преференциями понимается приоритетный статус отечественных товаров в рамках программы по импортозамещению.

Чаще всего между ценовыми преференциями для товаров российского происхождения и преимуществами отдельных категорий участников не делается никаких различий.

Кому положены преимущества в закупках

Преимущества при закупках в контрактной системе предоставляют для следующих категорий организаций:

  1. Представителей учреждений и предприятий, которые входят в УИС (уголовно-исправительную систему).
  2. Союзов инвалидов.
  3. Субъектов малого предпринимательства СМП и социально ориентированные НКО.

Также преимуществами обладают компании, которые поставляют российские товары и услуги.

Какие организации относятся к УИС

К учреждениям уголовно-исправительной системы относят организации, которые прописаны в перечне по Постановлению Правительства №89 от 2000 года «Об утверждении перечня видов…». К ним, в частности, относят: базы материально-технического снабжения, образовательные и научно-исследовательские учреждения, уголовно-исполнительные инспекции, исправительные колонии общего и особого режима, колонии особого режима, лечебно-исправительные учреждения и пр.

К организациям инвалидов, которые могут рассчитывать на преимущества, по нормам 44-ФЗ относят:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, союзы, если в их составе инвалиды составляют не менее 80%;
  • организации, чей уставной капитал полностью состоит из вложений организаций инвалидов, и в которых численность лиц с ограниченными возможностями находится на уровне 50% от среднесписочной численности, а доля инвалидов в оплате труда – не менее 25%.

Критерии отнесения к СМП

Компания относится к СМП, или субъекту малого предпринимательства, при условии ее соответствия требованиям ч. 1.1 ст. 4 ФЗ-209 от 2007 года. Доля РФ в уставном капитале СМП не может быть более 25%, а доля иностранных юрлиц – более 49%. Также к СМП предъявляют отдельные требования по численности и выручке. Компания из числа представителей малого бизнеса должна быть включена в реестр СМП от ФНС.

В круг социально ориентированных НКО входят юридические лица, которые решают социальные проблемы, содействуют развитию гражданского общества и задействованы в иных видах деятельности, которые указаны в п. 1 ст. 31.1 ФЗ-7 от 1996 года: охрана окружающей среды, защита животных, благотворительность и пр. (всего здесь указано 18 направлений деятельности).

Для отнесения организации к СОНКО среди ее учредителей не должно быть РФ или муниципального образования.

Можно ли устанавливать преимущества для УИС и СМП одновременно

Заказчику не стоит одновременно устанавливать преимущества для УИС и субъектов малого предпринимательства, так как учреждения УИС, по сути, не могут быть отнесены к СМП. При установлении подобных условий заказчик ограничивает конкуренцию. При проверке ФАС может найти в таких действиях заказчика признаки нарушения по п. 2 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ.

Состав участников закупок в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ законодательно не ограничивается. В таких закупках могут принять участие все компании, в том числе поставщики иностранных товаров.

Преимущества для учреждений УИС и общества инвалидов

Преимущества для УИС и общества инвалидов заказчики предоставляют по схожей схеме, хотя преимущества для них регулируются разными статьями и предоставляются в разных закупках. Представители указанных учреждений могут рассчитывать на увеличение цены контракта на 15%, но не более НМЦК. Такое преимущество предоставляется им в случае победы на торгах.

Если заказчик проводит торги в отношении товара из перечня по Постановлению Правительства №341, то он обязан установить преимущества организациям инвалидов в закупочной документации и предоставить их при необходимости. Например, заказчик проводит закупку товара из перечня по Постановлению Правительства №341. НМЦК контракта составила 125 тыс. р. На участие поступило две заявки:

  1. От участника №1, который не относится к организациям инвалидов, на сумму 95 тыс. р.
  2. От участника №2, который является организацией инвалидов на сумму 90 тыс. р.

Победителем становится участник из числа организации инвалидов. Победитель может воспользоваться своим правом и направить заказчику требование об увеличении цены подписываемого контракта на 15%. Контракт с победителем будет подписан по цене 103500 р. (900000+15%), так как это менее НМЦК.

Если заказчик закупает товары и услуги из перечня по Постановлению Правительства №649 от 2014 года, то он предоставляет преимущества для УИС. Принцип предоставление преференций тот же, что и для организаций инвалидов, разница состоит в перечне товаров.

Рассмотрим на примере. Учреждение уголовно-исправительной системы победило на торгах с НМЦК 1 млн р. с ценой 950 тыс. р. По закону ему положены преимущества по 44-ФЗ в виде надбавки к цене контракта в 15%. Но с учетом применения надбавки цена контракта превысит НМЦК (1,093 млн р.), поэтому государственный контракт с УИС будет подписан по цене 1 млн р.

Если победитель закупки признан уклонившимся от подписания госконтракта, то правило о праве на увеличение цены на 15% распространяется и на участника закупки, ставшего вторым.

Учреждениям УИС и организациям инвалидов предоставляется еще одна преференция. Размер обеспечения заявки для них не должен превышать 2% от НМЦК (если цена превышает 20 млн р.), тогда как для всех остальных участников величина обеспечения заявки устанавливается, как 0,5-5% от НМЦК.

При нарушении требований законодательства о контрактной системе в части предоставления преимуществ для организаций инвалидов и учреждений УИС заказчику грозит административная ответственность.

Если заказчик разместил не предусмотренные для УИС и ОИ преимущества в закупочной документации или не предусмотрел обязательные преимущества для них, то заказчику грозит наказание по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. За размещение закупочной документации без указания преимуществ ответственность наступает по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП. Если же заказчик заключит контракт без учета обязательных льгот или при ненадлежащем учете преференций, то ему грозит ответственность по ч. 2 ст. 7.32 КоАП.

Помимо этого, высоки риски того, что ФАС проведет внеплановую проверку в отношении заказчика.

Преимущества для СОНКО и СМП

Заказчик обязан закупать у СОНКО или СМП товары и услуги в размере не менее 15% от СГОЗ. В противном случае, заказчику грозит административная ответственность. Для того чтобы набрать положенный по закону объем закупок, заказчиками по 44-ФЗ проводятся специальные торги с преимуществами для СМП и СОНКО. В их числе:

  1. Закупки, которые проводятся исключительно среди субъектов малого бизнеса и НКО. Компании, не относящиеся к малому бизнесу, не вправе участвовать в таких закупках. Такие закупки могут проводиться в формате открытого или двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, электронных аукционов, запросов предложений и котировок. При этом по вопросу НМЦК устанавливается определенное ограничение: минимальная цена не может быть более 20 млн р.
  2. Закупки, в которых организатор торгов может потребовать от победителя привлечения соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (на основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ). При такой форме закупок заказчик может не учитывать лимит по закупкам среди СМП в 20 млн р.

Заказчик может распределить закупки среди СМП и СОНКО в произвольном порядке. Он также вправе обеспечить весь объем закупок за счет СМП и ничего не закупить у СОНКО. Главное, чтобы он соблюдал лимит по объему закупок в размере 15% от СГОЗ.

При закупках среди СМП и СОНКО данным участникам предоставляются и другие дополнительные преимущества:

  1. Более сжатые сроки для оплаты заказчиком поставленных товаров, проведенных работ и оказанных услуг (на основании ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Они должны получить денежные средства не позднее 15 рабочих дней после подписания приемочного акта с организатором торгов. В стандартной закупке (не среди СМП или СОНКО) эти сроки составляют 30 календарных дней. По таким контрактам не должны быть начислены штрафы и пени, а суммарная стоимость таких контрактов не может быть менее НМЦК по закупочному извещению (на основании ст. 96 44-ФЗ).
  2. Льготы при внесении обеспечения исполнения контракта. Такие компании вносят обеспечение исполнения контракта, которое рассчитывается на основании цены контракта, а не НМЦК. Они могут получить право на невнесение суммы обеспечения, если подтвердят свою добросовестность документально. В этих целях компании из числа СМП должны предъявить выписку из реестра контрактов, которая указывает на их опыт в реализации как минимум 3 подобных договоров за последние 3 года.
  3. Льготный размер платы за победу в электронной закупке в пользу ЭТП (не более 2000 р.).
  4. Сниженный размер штрафных санкций. Величина штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту устанавливается, как 1% от цены контракта или этапа, но в пределах 5 тыс. р. и не менее 1 тыс. р. (на основании Постановления Правительства №1042 от 2017 года). При проведении закупок на общих основаниях размер штрафных санкций значительно больше.

Заказчикам по ст. 7.30 КоАП грозит административная ответственность за несоблюдение положенных нормативов по объему закупок у СМП. На основании ч. 11 указанной статьи такое нарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. р.

Преференции для отечественных товаров

В рамках контрактной системы приоритет имеют участники, поставляющие товары, сделанные в РФ или странах-участницах ЕАЭС. Преференции в рамках 44-ФЗ есть не у всех поставщиков, которые поставляют товары российского производства, а только при закупках товаров из определенного перечня. Он утвержден Приказом Минфина №126н от 2018 года. При закупках товаров с учетом положений Приказа для некоторой иностранной продукции действуют специальные правила допуска. Ранее преференции российским товарам регулировались по Приказу Минфина №155, который утратил силу с ноября 2018 года.

При проведении закупки в форме электронного конкурса, запроса предложений и котировок участники, которые предложили отечественные товары, сделанные в ЕАЭС, получают преимущества в части цены контракта. Для этого ценовое предложение участников с российскими товарами учитывается с преимуществом 15%.

Например, участник с товаром, произведенным в ЕС, предложил цену в 800 тыс. р. Поставщик российского товара сделал предложение в 900 тыс. р. При оценке предложений участников цена отечественного поставщика будет учитываться как 765 тыс. р. (900 тыс. р. – 15%). Именно он и станет победителем закупки, хотя цена контракта, который подписывается с ним, составит 900 тыс. р.

При проведении закупки в форме аукциона победитель будет определяться в несколько ином формате. Если участником-победителем предлагается товар иностранного производства, то при наличии предложений от поставщика с российскими товарами контракт будет подписан с ним на условиях сниженной цены на 15%, тогда как государственный контракт с российским производителем подписывается на условиях предложенной им цены без снижения.

Когда преимущества не предоставляются

Преимущества для участников УИС и общества инвалидов предоставляются заказчиком в обязательном порядке, если закупаются товары, входящие в утвержденный Правительством перечень.

Преимущества не предоставляются участникам УИС и обществу инвалидов только при закупках неконкурентным способом у единственного поставщика.

При закупках у единственного поставщика и с начальной ценой контракта более 20 млн р. не могут предоставляться преимущества для СМП.

Какие документы требуется приложить к заявке

Сведения о предоставляемых преимуществах и документах, которые нужно приложить к заявке, прописываются заказчиком в документации о закупках. Участники обязаны подтвердить свое право на льготы документально и приложить в составе заявок:

  1. Письменное требование о предоставлении преимуществ по Постановлению №649, составленное в свободном формате.
  2. Декларация о принадлежности учреждения к УИС по ст. 28 44-ФЗ.
  3. Декларация о соответствии организации требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ для организаций инвалидов.
  4. Декларация о принадлежности субъекта к малому бизнесу и НКО при закупках по нормам ст. 30 44-ФЗ.
  5. Для участников, закупающих товары, работы и услуги в рамках национального режима: декларация соответствия СТ-1 или акт экспертизы ТПП.

Заказчик не вправе запрашивать от участника документы, не соответствующие требованиям 44-ФЗ. За достоверность сведений в декларациях отвечает сам участник. При выявлении несоответствующих действительности данных в декларации сведения об участнике могут быть переданы в РНП.

Таким образом, целями ФЗ-44 являются не только создание открытой конкурентной среды для повышения эффективности расходования бюджетных денег, но и поддержка определенных участников. По нормам 44-ФЗ льготы предусмотрены для трех категорий участников: субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и учреждений УИС. Такие преимущества предоставляются на основании ст. 28-30 44-ФЗ. Также контрактная система предусматривает преимущества для поставщиков российских товаров.

44-ФЗ: преимущества для льготных категорий поставщиков

44-ФЗ: преимущества для льготных категорий поставщиков

Среди поставщиков в государственных закупках есть несколько льготных категорий. Им необходимо предоставить определенные преимущества. Рассмотрим, для кого они предназначаются и как нужно действовать заказчику.

Льготные категории участников госзакупки

Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • организации инвалидов (ОИ);
  • учреждения исправительной системы (УИС).
Читайте также:  Что делать, если потерял паспорт рф в 2022 году - в другом городе, куда обратиться, штраф

Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • выручка без НДС до 800 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников до 100 человек;
  • доля коммерческих компаний (не СМП) в уставном капитале – не более 49%

СОНО: Организации в формах, предусмотренных законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (кроме госкорпораций, госкомпаний, политических партий). Они осуществляют деятельность, перечисленную в статье 31.1 закона № 7-ФЗ.

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы:

  • 80% членов – инвалиды;

Организации, капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

  • среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим – не менее 50%;
  • доля ЗП инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

В следующей таблице дана основная информация по льготам, их объему и способу предоставления.

Таблица. Льготы для СМП и СОНО, учреждений ИС, организаций инвалидов

Категория

Преимущество

Объем закупок не менее 15% от СГОЗ Контракт заключается по цене, которая до 15% выше предложенной ОИ или УИС

Как предоставляются преференции льготным категориям

Преимущества для ОИ и УИС

Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.

Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника. Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197).

В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.

Структура ОКПД2

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
13.92.12 Вид «Белье постельное»
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.

Важно! Если нужно закупить разные товары, удостоверьтесь, что все они входят в перечень. Только тогда стоит включать их в одну закупку. Если же нужно купить товары помимо перечня, проводите разные процедуры.

Преимущество должно быть установлено в плановых документах и продублировано в закупочной документации, проекте контракта. Также следует указать, что контракт не может быть заключен по цене выше НМЦК. Ниже представлена выдержка из аукционной документации, содержащая оговорку о преимуществе для льготных категорий:

Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории

Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:

  1. Если это конкурс в электронной форме, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме, то участник должен представить документы (их копии), которые подтвердят право на получение соответствующих преимуществ.
  2. Если проводится электронный запрос котировок, то участник предоставляет декларацию в электронной форме, которая формируется при помощи средств ЭТП.

Действия заказчика при победе льготника

Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.

Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.

Внимание! Если победитель уклонился от заключения контракта, а следующий за ним участник относится к льготным категориям, то преимущество ему также должно быть предоставлено.

Цена контракта

Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.

Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:

Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ

Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.

Расчетная цена, учитывающая предоставленное преимущество, выше начальной (максимальной). Таким образом, контракт с организацией инвалидов будет заключен по цене 300 000 рублей, то есть по НМЦК.

Заказчики обязаны закупать у малых и некоммерческих предприятий не менее 15% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). В первую очередь, нужно правильно определить этот объем. Если ошибиться в расчетах или не выдержать этот лимит, то можно получить штраф в размере 50 000 рублей.

Формула расчета СГОЗ:

Когда СГОЗ рассчитан, нужно взять от него 15% — это и будет минимум закупок у СМП и СОНО. Однако планируя закупки, нужно брать этот процент с запасом, ведь некоторые из них могут не состояться. В таком случае заказчик рискует не набрать 15%-ный объем и получить штраф.

Установка преимущества в закупке

Преимущество для малого бизнеса стоит устанавливать в тех закупках, объекты которых они в силах поставить. Так, не стоит объявлять закупку для СМП и СОНО, если объектом являются, например, медицинские услуги или топливо. Поскольку компании, которые занимаются поставкой таких товаров и услуг, редко относятся к разряду малых предприятий.

Когда выбраны объекты закупки у СМП, нужно отразить это в плановых документах, закупочной документации и контракте. Есть два важных момента, которые нужно прописать:

  1. Оплата. Если контракт заключен с СМП или СОНО, то с момента подписания документов о приемке до дня оплаты должно пройти не более 15 рабочих дней.
  2. Штрафы. За просрочку платежа начисляются пени. Во всех остальных случаях факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта караются штрафами. Эти условия должны быть прописаны в обязательном порядке. Нужно указать фиксированную сумму штрафа, определенную исходя из стоимости контракта, а также всю штрафную линейку. Для малых предприятий размеры таковы:
    • при цене контракта до 3 млн рублей размер штрафа составляет 3%;
    • при цене контракта от 3 до 10 млн рублей — 2%;
    • при цене контракта от 10 до 20 млн рублей — 1%.

Пример формулировки положения относительно штрафа приведен на следующем изображении.

Выдержка из контракта о штрафах

Пример формулировки о штрафных санкциях

Что еще нужно знать заказчику

Не забудьте проверить участника, победившего в закупке, если объявили ее для СМП и СОНО. В заявке должна содержаться декларация о его принадлежности к этой категории. Но не помешает сверить информацию с соответствующим реестром на сайте ФНС.

Набрать нужный объем закупок у малых компаний не всегда просто. Чтобы упростить задачу, целесообразно привлекать СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. В документации закупки нужно установить требования для поставщика, который сам не является малым предприятием, нанимать себе в соисполнители СМП и СОНО. При этом нужно установить точный размер привлечения в стоимостном выражении и прописать его в проекте контракта.

Преференции и преимущества в контрактной системе: новое в 2021 году

Преференция по 44-ФЗ — это преимущества по цене контракта для:

  • отечественных производителей и исполнителей;
  • учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства (СМП);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Скачать законопроект о новых правилах условия допуска иностранных товаров

Новые преимущества для малого бизнеса на Крайнем Севере

В 2020 на сайте проектов нормативных актов Минвостокразвития опубликовали законопроект, по которому преимущества при участии в закупках в контрактной системе имеют малые предприниматели. СМП вправе на льготных условиях участвовать в госзакупках на поставку товара или оказание услуг в северных территориях. Эти изменения затрагивают бизнесменов, которые зарегистрированы и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Преференции для таких предпринимателей будут работать через 10 дней после опубликования изменений и до 2024 года, в перспективе до 2035 года в рамках нацпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока, которая утверждена распоряжением правительства от 24.09.2020.

Предлагается установить права на получение преференций при определении подрядчика на основании цены контракта. В законопроекте указано, каким участникам предоставляются преимущества при осуществлении закупок в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, — субъектам малого бизнеса на Крайнем Севере. Это значит, что если предприниматель, который работает на северных территориях, предложит на торгах наименьшую цену и победит, к цене, которую он предложил, прибавится до 15%. Но общая цена контракта не превысит НМЦК. Правила предоставления таких преимуществ дополнительно утвердит правительство.

Разработали этот механизм, чтобы поддержать малый бизнес на северных территориях из-за требований Трудового кодекса к работодателям по установлению северных надбавок, т. е. по обеспечению соцгарантий и компенсаций при трудоустройстве в районах Крайнего Севера, выплаты по которым полностью облагаются страховыми взносами.

Эксперты посчитали, что расходы предпринимателей на соцгарантии вкупе с экстремальными природно-климатическими условиями и неразвитостью инфраструктуры увеличивают стоимость создания и ведения бизнеса на Крайнем Севере в 1,5-2 раза, по сравнению с другими субъектами Федерации. В результате товары, работы или услуги малого бизнеса там становятся неконкурентоспособными, следовательно, сильно ограничивается доступ к госзакупкам.

Цель законопроекта — подравнять условия конкуренции и повысить темпы социально-экономического роста северных территорий.

Скачать законопроект о преимуществах в госзакупках для малых компаний, работающих на территории Крайнего Севера

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как установить преимущества по 44-ФЗ и не нарушить закон. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Как применяют преференции в контрактной системе

В таблице обобщены сведения, что такое преференции по 44-ФЗ и кому они предоставляются.

Учреждения и предприятия УИС (ст. 28 закона № 44-ФЗ)

Если победитель — УИС, цену увеличивают по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК.

Если победитель — организация инвалидов, цену увеличивают по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК.

Вариант 1. В закупке участвуют только СМП и СОНКО.

Вариант 2. Устанавливается требование о привлечении соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона № 44-ФЗ).

Правительственное постановление о преимуществах УИС по 44-ФЗ № 649 от 14.07.2014: преференции предоставляются в закупках товаров, работ или услуг, которые включены в перечень по этому ПП.

Вот несколько примеров товаров из перечня преимуществ УИС по 44-ФЗ в актуальной редакции:

  • молоко сырое коровье;
  • электромясорубки;
  • оборудование холодильное прочее;
  • кровати деревянные для взрослых;
  • тумбы деревянные для спальни.

Кроме того, правительство обновило перечень товаров, работ и услуг, по которым заключаются контракты с единственным поставщиком и которые производят УИС: 1292 по 44-ФЗ с изменениями 2020 года включает список изделий с кодами ОКПД. Среди них:

  • белье постельное;
  • мешки и пакеты для упаковки;
  • спецодежда;
  • деревянная тара;
  • дезинфекционные средства и др.

Нормативное постановление правительства о преференциях инвалидам по 44-ФЗ № 341 от 15.04.2014: преимущества применяются в закупках товаров, работ или услуг из перечня по этому ПП.

Вот несколько примеров товаров из перечня преимуществ инвалидов по 44-ФЗ в актуальной редакции:

  • белье постельное;
  • изделия мебельно-декоративные, не включенные в другие группировки;
  • джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязаные;
  • услуги по устному переводу.

При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 44-ФЗ, кроме заказа:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93. Исключение — закупки, которые проведены по п. 25-25.3 части 1 статьи 93 по итогам несостоявшегося определения поставщиков, проведенного с ограничениями для СМП и СОНКО;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • с применением закрытых способов отбора поставщиков.

Основание — постановление о преимуществах СМП по 44-ФЗ № 1352 от 11.12.2014.

Организациям, которые не входят в систему УИС.

В ст. 5, 19 Федерального закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, указаны такие организации: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы и другие организации.

Посмотрите информацию в выписке из ЕГРЮЛ или в уставных документах, чтобы определить, что учреждение (предприятие) относится к УИС.

Необщероссийским организациям инвалидов и участникам, которые не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ. Например, региональным и местным объединениям, если они не являются структурным подразделением Всероссийской организации инвалидов.

Компаниям и ИП, сведений о которых нет в реестре СМП. Подробнее: «Проверяем принадлежность организации к СМП в реестре налоговой».

Декларация о принадлежности поставщика к субъектам СМП и СОНКО формируется автоматически при подаче заявки с помощью функционала электронных площадок.

Есть компании, которые подтверждают права на участие в закупках с ограничениями СМП и СОНКО выпиской из реестра.

перечень преимуществ уголовно исполнительной системе по 44 фз

Изменения в нормативах

В мае 2020 года на официальном сайте Госдумы опубликовали законопроект о новых правилах допуска иностранных товаров в госзакупках, соответственно, о преференциях для предпринимателей с товаром отечественным или из стран ЕАЭС. В 44-ФЗ разъясняется, что такое снижение цены на 15 процентов для отечественных производителей, — это ценовые привилегии в размере 15% для поставщиков, которые предлагают российский товар или продукцию из стран ЕАЭС. Ряд изменений вступил в силу 01.10.2020.

Читайте также:  Передача показаний счетчиков через Госуслуги: электроэнергии и воды

Новые условия допуска распространяются на все виды товаров, работ и услуг и не привязаны к определенному списку.

Правила применения условий допуска иностранных товаров, работ, услуг перенесли из приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 в ст. 14 закона о контрактной системе, а это значит, что теперь преференции регулируются законом. Преференции предоставят, только если в заявке участника закупки стоимость товаров, работ и услуг, происходящих из стран — членов ЕАЭС, или работ (услуг), выполняемых предпринимателями из этих стран, составляет не менее 50% стоимости всех предложенных участником товаров, работ, услуг.

По новым правилам, правительство вправе увеличить размер предоставления таких преференций для российских товаров.

КонсультантПлюс подготовил подробный обзор нововведений.

Как предлагают применять условия допуска

Общий принцип применения условий допуска останется прежним.

При проведении аукциона контракт заключат по цене, предложенной победителем, если он соответствует перечисленным выше условиям. Если он предложит товары не из стран ЕАЭС (выполнение работ, оказание услуг лицами не из ЕАЭС), цену контракта снизят на 15% от предложенной им цены.

При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений участник, соответствующий условиям, получит следующие преимущества:

  • для рассмотрения и оценки заявок по критерию «цена контракта» предложенную им цену снизят на 15%;
  • контракт заключат по цене, которую предложил победитель.

Заказчики устанавливают преференции в аукционе, конкурсе, запросах котировок и предложений, если закупают товар из перечня к этому приказу. А вот приобрести в рамках одной закупки (контракта, лота) товары из перечня и товары, отсутствующие в нем, не получится. Это указано в п. 3 приказа № 126н и п. 5 информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019. В том же письме Минфин ответил на ряд вопросов о применении приказа, в частности, разъяснил применение преференций при закупке медизделий.

Кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ — это преимущества в отношении цены госконтракта. Но получают их не все участники госзакупок.

Как отличить преференции и преимущества в контрактной системе

В контрактной системе используют два близких понятия: «преференции» и «преимущества». Они отличаются субъектами получения. Вот каким субъектам предоставляются преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ в 2021 году:

  • представители уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • союзы инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).

В 2021 году к этому списку планируют добавить представителей малого бизнеса на Крайнем Севере. 01.10.2020 на сайте проектов нормативных актов выложили проект закона, который закрепляет за малыми предпринимателями льготы в тендерах на поставку товара или оказание услуг на северных территориях.

Эти новации коснутся представителей бизнеса, которые имеют регистрацию и ведут деятельность в районах Крайнего Севера и местах, которые к ним приравнены. Планируют урегулировать право получить преференции при определении подрядчика. Их суть в том, что если поставщик, работающий на северных территориях, выиграет торги по минимальной цене, к его цене приплюсуют до 15%.

Планируют, что преференции для таких предпринимателей заработают через 10 дней после публикации изменений и до 2024 года, в перспективе до 2035 года в рамках национальной программы соцэкономразвития Дальнего Востока.

А условия допуска иностранных товаров или преференция по 44 ФЗ — это значит преимущества для поставщиков, которые предлагают товары отечественного производства в рамках импортозамещения. Подробнее: «Новые правила национального режима по 44-ФЗ».

Но чаще между преференциями и преимуществами разницы не делают и воспринимают их как синонимы льгот и приоритета.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предоставить преференции без ошибок. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как работают преференции по 44-ФЗ

Как работают преференции и преимущества, раскрыли в таблице.

  • Общероссийские общественные организации инвалидов, в т. ч. союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не меньше 80%;
  • организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочное число лиц с ограниченными возможностями по отношению к иным работникам составляет не меньше 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не меньше 25%.
  • заказчик ограничивает участие представителей крупного бизнеса и физлиц. Получается, что контракты выигрывают только представители СМП. Объем таких закупок — не менее 15% от СГОЗ;
  • организаторы торгов требуют от победителя привлечь соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона о контрактной системе).

Как работают преференции для отечественных товаров

В контрактной системе преимущества товарам российского происхождения по 44-ФЗ дают не только российским, но и товарам, произведенным в странах — участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но не для всех товаров. Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 утвержден перечень иностранной продукции, которая имеет специальные правила по допуску в госзакупках.

Порядок предоставления преимуществ по приказу № 126н заключается в следующем:

  • при проведении электронных конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, которые предложили отечественные товары или продукцию, которая сделана в странах ЕАЭС, имеют приоритет по критерию «цена контракта». Для этого их ценовое предложение «виртуально» опускается на 15%. Затем сравнивается с ценами на иностранную продукцию. Например, если НМЦК — 500 000 руб. Первый участник предложил китайский товар за 450 000, а второй заявил о желании поставить отечественную продукцию за максимальную цену в 500 000 руб. Получается, для сравнения цена второго снижается на 75 000 и становится 425 000. Это меньше, чем 450 000. Второй участник побеждает, но контракт с ним заключается по изначальной цене в 500 000 рублей;
  • при проведении аукциона победителя определяют обычным путем. Затем, если участник предлагает товар иностранного происхождения, то его цену снизят на 15%, и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений. Учитывайте дополнительное снижение, чтобы не уйти в минус.

Оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 о приоритете товаров российского происхождения в закупках по 223-ФЗ проходит с учетом норм Генсоглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Как работают преференции по налогам

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются плательщику налогов, который исполняет все требования статьи 395 Налогового кодекса. Например, занимается благотворительной деятельностью. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные нужны, чтобы поддерживать и развивать определенные территории, а отраслевые предусмотрены в конкретных отраслях производства. Выражаются они в налоговых льготах, пониженной ставке, возможности отсрочить налоговые платежи или вовсе не платить. В госзакупках налоговых льгот нет.

Преференции по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 10 февраля

Преференции по 44-ФЗ: условия, схемы предоставления, примеры

Преференции по 44-ФЗ: условия, схемы предоставления, примеры

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Преференции по 44-ФЗ – что это такое
  • Условия предоставления преференций по 44-ФЗ
  • Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ
  • Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
  • Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ
  • Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ предоставляются разным категориям поставщиков, участвующих в электронных торгах. В законе и Постановлениях Правительства прописаны условия, которым должны соответствовать поставщики. Также там указаны схемы предоставления преференций.

Знать о применении льготного порядка в ходе выбора исполнителя важно не только поставщикам, но и заказчикам, чтобы правильно определить победителя торгов и соблюсти все условия, прописанные законодательством.

Преференции по 44-ФЗ – что это такое

Преференции по 44-ФЗ

Некоторым организациям и предприятиям доступны особые условия, предоставляемые государством и облегчающие ведение хозяйственной деятельности, – льготы, или преференции. Они разработаны не только для сферы производства и налогообложения, но и для госзакупок.

Закон о контрактной системе (44-ФЗ) не содержит определения преференций, однако в нем установлены правила, в соответствии с которыми организаторы тендеров должны определять поставщика. Среди них есть нормы, регламентирующие преимущественное право некоторых участников закупок на исполнение контракта.

Преференции по 44-ФЗ полагаются следующим категориям участников торгов:

  • учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28);
  • организациям инвалидов (ОИ) (ст. 29);
  • некоммерческим предприятиям/объединениям, деятельность которых имеет социальную направленность (СОНКО) (ст. 30);
  • малым предприятиям (СМП) (ст. 30).

Преференции могут предоставляться не только на основании 44-ФЗ, они установлены также в других нормативно-правовых актах:

  • В Постановлении Правительства № 649 от 2014 г. с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, закупаемых у учреждений УИС.
  • В Перечне товаров, работ и услуг, закупаемых у организаций инвалидов по Постановлению Правительства № 341 от 2014 г.
  • В Приказе Минэкономразвития № 155 от 2014 г., регламентирующем допуск продукции зарубежного производства (заменен Приказом Минфина от 2018 г. № 126н).
  • В Постановлении Правительства № 925 от 2016 г., устанавливающем приоритет для отечественной продукции.

Также преимущественным правом на исполнение госконтрактов обладают компании, которые предлагают заказчику товары, произведенные в России или в странах ЕАЭС (в том числе в Беларуси) (ст. 14).

Смысл любой льготы по ст. 28-30 Закона №44-ФЗ состоит в том, что из нескольких одинаковых по условиям предложений исполнения госзаказа от участников аукциона его организатор должен выбрать компанию, относящуюся к соответствующей категории.

Условия предоставления преференций по 44-ФЗ

Условия предоставления преференций по 44-ФЗ

Для получения преимущественного права на исполнение госконтракта участники тендеров должны соответствовать определенным требованиям.

К примеру, учреждения уголовно-исполнительной системы обязаны быть в перечне из Постановления Правительства № 89 от 2000 г.

Организацией инвалидов может быть признано объединение, не менее 80 % участников которого являются лицами с ограниченными возможностями здоровья или их законными представителями в соответствии с требованиями ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Субъектами малого предпринимательства являются фирмы, соответствующие условиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 2007 г. В ней установлены ограничения по среднесписочной численности персонала и годовой доходности компании.

Целью создания социальных НКО является осуществление деятельности, не имеющей коммерческой составляющей. Она регламентируется законом «О некоммерческих организациях». Преференции по 44-ФЗ предоставляются только НКО, учредителями которых являются негосударственные и муниципальные образования.

Если говорить о льготах, предоставляемых в рамках национального режима, то ограничений для потенциальных поставщиков, имеющих преимущественное право при проведении аукционов, нет.

Это может быть любое физическое лицо или организация, предлагающая продукцию отечественного происхождения или выпущенную в странах ЕАЭС.

Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ

Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ реализуются по различным схемам в отношении каждой из категорий участников госзакупок, которые имеют на них право.

Учреждения уголовно-исправительной системы могут пользоваться преференцией в размере 15 процентов по 44-ФЗ. Это значит, что победившая на торгах организация вправе затребовать увеличение стоимости контракта на 15 %. При этом не допускается превышение НМЦК, прописанной в извещении об аукционе. К примеру, НМЦК составляет 1,5 млн руб. Победителем закупки стала компания из состава УИС с ценой 1,35 млн руб. Заключение с ней контракта возможно максимум по стоимости в 1,5 млн руб., хотя увеличение ее на 15 % позволило бы поднять цену заказа до 1,55 млн руб.

Аналогична схема предоставления преференций инвалидам по 44-ФЗ. Постановления Правительства устанавливают четкие правила участия их в госзакупках. Заключая контракт, такие компании тоже могут требовать повышения стоимости контракта не более чем на 15 %. И также существует ограничение итоговой цены закупки не более НМЦК.

Суть льгот для представителей малого бизнеса и социальных некоммерческих организаций заключается в приглашении их к участию в закупках, недоступных для крупных предприятий. Лимит подобных закупок установлен на законодательном уровне, НМЦК составляет 20 млн руб.

Необходимо помнить, что закон обязывает заказчиков проводить закупки в размере не менее 15% от общего объема, отбирая методом аукциона поставщиков среди СМП и НКО социальной направленности. Для малых предприятий действуют особые условия оплаты госконтрактов – в течение 15 дней после исполнения (в общем случае этот срок составляет 30 дней).

Установка преимущественного права для небольших компаний на участие в закупке целесообразна, только если они смогут исполнить контракт. К примеру, не следует организовывать тендер для СМП и СОНО, если планируется закупать медицинские услуги или топливо, так как такие услуги и товары поставляют в большинстве случаев крупные организации.

После выбора объекта закупки у СМП требуется отражение информации в плановых документах, закупочной документации и контракте. При этом обязательно нужно прописать следующие моменты:

  • Оплата. В случае если исполнителем контракта является СМП или СОНО, то заказчик обязан произвести оплату не позже чем через 15 дней после подписания приемочных документов.
  • Штрафы. Если оплата не производится в срок, то начисляется пеня. За другие нарушения условий контракта назначаются штрафы. В документации должны быть обязательно отражены эти условия. Следует указывать фиксированный размер штрафа в зависимости от цены контракта, а также всю линейку штрафных санкций. Малые предприятия штрафуют на следующие суммы:
  • 3 % при стоимости закупки до 3 млн руб.;
  • 2 % при стоимости закупки от 3 до 10 млн руб.;
  • 1 % при стоимости закупки от 10 до 20 млн руб.

Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ

Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»

13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»

13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»

13.92.12 Вид «Белье постельное»

13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»

13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

К примеру, объявляется тендер на закупку электрических переносных светильников. В классификаторе ОКПД-2 они закодированы под номером 27.40.21.110. В Постановлении № 341 содержится код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства», в структуре которого есть закупаемый объект. Поэтому организациям инвалидов при проведении этого тендера должны предоставляться преференции.

Читайте также:  Земли населенных пунктов для дачного строительства прописка

Важно! При необходимости приобретения нескольких категорий продукции необходимо убедиться, что все они содержатся в перечне. Только в таком случае следует проводить единый аукцион. Если среди объектов закупки есть товары, не включенные в перечень, лучше провести несколько процедур.

Преимущественное право должно быть прописано в плановых документах, а также в закупочной документации, проекте контракта. Кроме того, нужно документально фиксировать максимальную стоимость контракта в размере НМЦК. В аукционной документации нужно оговаривать преимущественное право для организаций, имеющих преференции по 44-ФЗ.

Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ

Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ

Получить льготы могут учреждения УИС или ОИ. Принадлежность к этой категории организаций должна подтверждаться документами. Подтверждение может осуществляться разными способами в зависимости от метода организации тендера:

  • При проведении конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также при запросе предложений в электронной форме требуется предоставление документов (их копий), подтверждающих право на преференции.
  • При проведении электронного запроса котировок необходима подача участником декларации в электронной форме, сформированной при помощи средств ЭТП.

Как должен действовать организатор закупки, если ее победителем стал льготник:

  • Если поставщиком является организация уголовно-исполнительной системы, то в ее заявке должно быть требование о получении преференций. На основании этого требования льготы должны быть предоставлены.
  • Если поставщик – компания ОИ, то она должна включить в заявку заявление о том, что соответствует категории. Перед подписанием договора ей необходимо потребовать от заказчика в письменном виде предоставления льгот. При наличии такого требования организатор закупки, устанавливая цену, обязан учитывать преференции, полагающиеся победителю.

Важно! В случае уклонения выигравшего аукцион поставщика от подписания договора следующему участнику тоже должны предоставляться преференции, если он имеет на них право.

После проведения тендера для СМП и СОНО требуется проверка победителя. Хотя в его заявку должна быть включена декларация, подтверждающая соответствие льготной категории, стоит проверить информацию, просмотрев реестр на сайте ФНС.

Для всех заказчиков обязательна публикация в Единой информационной системе отчета о закупке у малых предприятий и организаций некоммерческого характера. Срок публикации – до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Закупить все необходимые товары у небольших фирм довольно сложно. Хороший вариант упрощения задачи – привлечение СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. При этом в закупочной документации необходима установка требования к поставщикам, не относящимся к субъектам малого бизнеса, набирать в соисполнители СМП и СОНО. Также необходимо прописать в проекте контракта сумму, на которую требуется привлекать мелкие фирмы.

Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ

Преференции отечественным производителя по 44-ФЗ

Чтобы получить преференции российскому производителю по 44-ФЗ, он должен предоставить декларацию или сертификат соответствия на выпускаемую им продукцию. В рамках национального режима закупка товаров иностранного происхождения может быть полностью запрещена. Возможно также ограничение их доступа к торгам.

Контрактная система предоставляет преимущества поставщикам товаров отечественного происхождения или выпущенным на территории ЕАЭС. Однако льготы распространяются не на все товары. Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 утвержден перечень товаров иностранного производства, для которых установлены специальные правила по допуску к госзакупкам.

Ранее регулирование преференций осуществлялось Приказом МЭР № 155. Однако с 04.11.2018 его действие прекратилось – он утратил силу Приказом Минэкономразвития № ;499 от 19.09.2018. Взамен был издан Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018.

В соответствии с Приказом № 126н преференции при госзакупках предоставляются в следующем порядке:

  • Если проводится электронный конкурс, запрос предложений и запрос котировок, то поставщикам российской или произведенной на территории ЕАЭС продукции предоставляется преимущество по критерию «стоимость контракта». Так, заказчик сравнивает уменьшенную на 15 % стоимость отечественных товаров с ценами на иностранные. К примеру, НМЦК составляет 500 000 руб. Один из участников предлагает исполнить заказ за 450 000 руб., поставив товар китайского производства, а другой может поставить российскую продукцию за 500 000 руб. Чтобы сравнить эти два предложения, стоимость второго снижают на 75 000 руб. (15 %). Получается 425 000 руб., что меньше 450 000 руб. Поэтому победителем признается второй участник. При этом контракт заключается с ним по начальной цене 500 000 руб.
  • Если проводится аукцион, то способ определения исполнителя заказа обычный. В случае победы поставщика иностранной продукции стоимость контракта снижают на 15 %. Если же побеждает отечественный производитель или из стран ЕАЭС, то контракт заключают по предложенной им цене. При подаче заявки на участие в тендере необходимо учитывать дополнительное снижение стоимости заказа, чтобы не понести убытки.

Заявки по ПП № 925 от 16.09.2016 о приоритете товаров отечественного производства в закупках по 223-ФЗ оценивают с учетом норм Генсоглашения по тарифам и торговле 1994 г. и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. От преференций по 44-ФЗ по Приказу Минфина № 126н такие преимущества отличаются тем, что утверждение перечня продукции, попадающей под льготные условия, осуществляет сам заказчик.

Информацию о льготах, которые предоставляются в рамках конкретной закупки, и о порядке их получения заказчик публикует в Единой информационной системе.

Там же размещается и список документов, необходимых для подтверждения права на преференции.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Участвуем в аукционе с импортным товаром. Снизят ли цену контракта?

Алексей Горбунов

Читательница Екатерина спрашивает: «Как будет работать национальный режим по новым правилам аукциона по 44-ФЗ? Участнику с товаром иностранного производства в любом случае снизят цену контракта на 15%? Или только если будут конкуренты с отечественным товаром? Или это будет работать как в запросе котировок?»

Преференции в аукционе будут работать по прежним правилам

Если в условиях электронного аукциона есть преференции для поставщиков отечественных товаров, для поставщика иностранного товара цена в любом случае будет уменьшена на 15%. Даже если не будет участников с отечественным товаром.

Например, если поставщик импортного товара победил с ценой контракта 200 000 ₽, контракт с ним заключат по цене 170 000 ₽.

Преференции в конкурсе и запросе котировок

Если в запросе котировок участвует поставщик с товаром из России или ЕАЭС, его предложение будут рассматривать с ценой, сниженной на 15%. Но на фактическую цену контракта это не повлияет.

Например, поставщик российского товара предложил цену 200 000 ₽, конкурент предложил 190 000 ₽ за товар из Китая. В запросе котировок решающий фактор — цена: кто предложил самую низкую цену, тот и считается победителем. Но в этом случае победит поставщик отечественной продукции, потому что его предложение будут рассматривать с учетом преференции — как будто он предложил не 200 000 ₽, а 170 000 ₽. При этом выполнять контракт он будет за 200 000 ₽.

Что такое преференции

Преференции в закупках — это преимущества для поставщиков с определенными признаками.

  • для малого бизнеса и некоммерческих организаций;
  • структур уголовно-исполнительной системы;
  • союзов инвалидов;
  • поставщиков товаров из России и стран ЕАЭС: Беларуси, Киргизии, Армении и Казахстана.

Информацию о том, какие преференции доступны для участников закупки, публикуют в извещении о закупке — документе, который составляет заказчик. Если в закупке есть преференции для отечественных поставщиков, в поле «Преимущества» будет информация об этом.

Преференции в извещении аукциона

Фрагмент извещения об аукционе, в котором есть преференции для поставщиков отечественных товаров

Какие есть преимущества для поставщиков отечественных товаров

Преимущества для поставщиков товаров из России и стран ЕАЭС нужны, чтобы обеспечить безопасность страны и поддержать отечественных производителей. Например, госучреждениям нельзя покупать импортное программное обеспечение и некоторые пищевые продукты.

Для разных категорий товаров бывают запреты, ограничения и специальные условия допуска. Это регулируют разные документы правительства России. Вот некоторые из них.

Документ Закупку каких импортных товаров ограничивает или запрещает
Приказ Минфина РФ от 04.06.2018 № 126Н Специальные условия для некоторых категорий товаров. Например, овощей и мяса, детских колясок и кремов, компьютеров, локомотивов, кораблей и вертолетов
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 Запрет на допуск программного обеспечения, вычислительных машин и баз данных из иностранных государств
ПП РФ от 30.04.2020 № 616 Запрет на закупку некоторых иностранных промтоваров. Например, тканей, одежды, обуви, бумаги, пластмассовых изделий и стекла
ПП РФ от 10.07.2019 № 878 Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции. Например, ламп, антенн, мониторов и микрофонов
ПП РФ от 05.02.2015 № 102 Ограничение на допуск медицинских изделий. Например, томографов, рентгеновских аппаратов, аппаратов искусственной вентиляции легких
ПП РФ от 30.11.2015 № 1289 Ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств, кроме оригинальных и референтных лекарств для несовершеннолетних, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им систем

Процент снижения зависит от вида товара

И в запросе котировок, и в аукционе цена по преференции не всегда снижается на 15%, некоторым товарам дают преимущество в 20%. Это зависит от вида товара. К приказу Минфина № 126н есть два приложения: в первом — продукты питания, во втором — техника. Если товар есть в Приложении 1 — преференция 15%, если в Приложении 2 — 20%.

Например, в Приложение 1 входит рыба, мясо, консервы, детские присыпки и кремы. В Приложение 2 — компьютеры и микрофоны, оборудование, корабли и самолеты.

Преференции по 44-ФЗ: что это такое? Перечень льготных категорий и условия предоставления преимуществ при осуществлении закупок

главная архив новостей Преимущества и преференции по 44-ФЗ

Преимущества и преференции по 44-ФЗ

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44-ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

– заявок на запрос котировок;

– окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

– уголовно-исполнительной системы (УИС);

– малого предпринимательства (СМП);

– социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63). Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

– конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;

– запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект , с учетом особенностей именно Вашей организации

Ссылка на основную публикацию