Объединение в один лот оказания услуг по добровольному и обязательному страхованию транспортных средств (по договорам

Права потребителей при заключении договора страхования автотранспортного средства – КАСКО

Страхование автомобиля по КАСКО – добровольная форма страхования собственником автомобиля своего имущества.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан», отношения по добровольному страхованию имущества граждан регулируются нормами главы 48 “Страхование” Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела) и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами.

При этом, на договоры добровольного страхования имущества граждан Закон о защите прав потребителей распространяется лишь в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ, Законом № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения (п. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 N 4015-1). В связи с этим, перед приобретением полиса КАСКО, необходимо внимательно ознакомиться с правилами страхования и условиями договора страхования.

Кроме того, потребителю следует обратить внимание на следующие условия договора страхования:

I. Условие договора о франшизе.

В соответствии с ч. 9 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», франшизачасть убытков, которая определена федеральным законом и (или) договором страхования, не подлежит возмещению страховщиком страхователю или иному лицу, интерес которого застрахован в соответствии с условиями договора страхования, и устанавливается в виде определенного процента от страховой суммы или в фиксированном размере.

При условной франшизе:

– если сумма ущерба меньше установленной в договоре франшизы, то страховая компания освобождается от выплаты;

– если сумма ущерба больше установленного в договоре размера франшизы, то страховое возмещение выплачивается в полном объеме.

При безусловной франшизе, если сумма ущерба больше установленной в договоре франшизы, страховая выплата возмещается за вычетом франшизы.

II. Условие договора об агрегатной или неагрегатной страховой сумме.

В соответствии со ст. 947 ГК РФ, страховая сумма – сумма денежных средств, в пределах которой страховая компания должна выплатить возмещение по договору страхования. Указанная сумма определяется в договоре между потребителем и страховой компанией.

На практике различают агрегатную и неагрегатную страховую сумму.

По соглашению сторон страховая сумма по договору может быть установлена неагрегатная – денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется осуществить страховую выплату по каждому страховому случаю (независимо от их числа), произошедшему в течение срока страхования. При этом лимит ответственности страховщика не уменьшается на величину произведенной страховой выплаты. Договором страхования может быть предусмотрено ограниченное число страховых случаев, после производства выплат по которым страховая сумма автоматически становится агрегатной.

То есть, не зависимо от того, сколько страховых случаев в период действия договора страхования с неагрегатной страховой суммой произошло и какие они были, лимит ответственности в виде страховой суммы остается прежним, оговоренным в договоре страхования КАСКО.

Пример. Выплата неагрегатной страховой суммы

Страховая сумма составляет 400 000 руб. Страховая компания произвела выплату по риску «ущерб» в размере 30 000 руб. Автомобиль отремонтировали. Через некоторое время автомобиль угнали – вы получаете 400 000 руб. В таком случае не вычитаются суммы, выплаченные по другим страховым случаям.

При агрегатном страховании (или страховании с уменьшаемой страховой суммой) устанавливается ограниченный лимит общей суммы, которую вы можете получить по всем страховым случаям. При этом, в агрегатном страховании КАСКО с каждым страховым случаем общая страховая сумма уменьшается на ту выплату, которую ранее произвела страховая компания по данному страховому случаю. A при исчерпании агрегатной страховой суммы, полис КАСКО, фактически, перестает действовать.

Пример. Выплата общей агрегатной страховой суммы

Страховая сумма составляет 500 000 руб. Страховщик произвел выплату по риску “ущерб” в размере 20 000 руб. Автомобиль отремонтировали. Через некоторое время автомобиль угнали – вы получаете 480 000 руб. То есть из страховой суммы вычитается сумма, выплаченная страхователю по другим страховым случаям.

Также, немаловажно при заключении договора КАСКО обратить внимание на то, какие события признаются страховым случаем.

При наступлении страхового случая, потребителю необходимо сообщить о данном факте страховую компанию в установленном договором порядке и сроки. Неисполнение данной обязанности дает страховой компании право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховая компания своевременно узнала о наступлении страхового случая, либо что отсутствие у страховой компании сведений об этом не могло сказаться на ее обязанности выплатить страховое возмещение (ч. 2 ст. 961 ГК РФ).

В связи с тем, что сроки выплаты по КАСКО, в отличие от сроков выплаты по полису страхования ОСАГО, не регламентированы законом Российской Федерации, сроки выплат по КАСКО устанавливаются при подписании договора страхования.

Полный перечень оснований отказа в страховой выплате содержится в правилах страхования, которые являются неотъемлемой частью договора страхования (КАСКО) и выдаются страхователю при заключении договора (п. 1 ст. 943 ГК РФ; п. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 № 4015-1).

Если Страховая компания уклоняется от выплаты по договору КАСКО, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1. Обратиться в Страховую компанию с требованием предоставить письменный отказ в страховой выплате.

Основания отказа, изложенные в ответе страховой компании, должны соответствовать перечню, содержащемуся в ст. ст. 963, 964 ГК РФ.

_____________________________________________________________________________

Справка!

Статья 963. Последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица

1. Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.

2. Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, если вред причинен по вине ответственного за него лица.

3. Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы, которая по договору личного страхования подлежит выплате в случае смерти застрахованного лица, если его смерть наступила вследствие самоубийства и к этому времени договор страхования действовал уже не менее двух лет.

Статья 964. Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы

1. Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие:

воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

2. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

__________________________________________________________________________________

2. В случае, если отказ Страховой компании в страховой выплате противоречит действующему законодательству, направить в страховую компанию претензию в письменном виде.

В претензии необходимо изложить все обстоятельства, на которых потребитель основывает свои требования.

3. Обратиться в суд с требованием о выплате страхового возмещения, неустойки, штрафа и морального вреда (п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1; п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20).

Справка! В силу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или в любой момент в пределах такого периода. На этом основании проценты за пользование чужими денежными средствами следует начислять с момента отказа страховщика в выплате страхового возмещения, его выплаты не в полном объеме или с момента истечения срока выплаты страхового возмещения, предусмотренного законом или договором страхования.

Законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 статьи 28 Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” предусмотрена ответственность за нарушение сроков оказания услуги потребителю в виде уплаты неустойки, начисляемой за каждый день просрочки в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена – общей цены заказа.

Цена страховой услуги определяется размером страховой премии (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”).

Исходя из приведенного, в тех случаях, когда потребитель заявляет требование о взыскании неустойки, предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», такое требование подлежит удовлетворению, а неустойка – исчислению в зависимости от цены оказания услуги, то есть от размера страховой премии.

__________________________________________________________________________________

На основании изложенного, Управление Роспотребнадзора по Тульской области может участвовать в деле (в качестве истца на стороне потребителя или государственного органа, дающего заключение по делу), в соответствии с Законодательством «О защите прав потребителей».

Как закупить ОСАГО: пошаговая инструкция

Еще в 2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректировали. Основные нововведения:

  1. Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» разрешали только в течение 5 дней.
  2. Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
  3. В 2022 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.

Отметим, что в новом полисе автострахования 2022 раскрыта информация о расчете суммы страховой премии и класс лиц, допущенных к управлению ТС.

Текущий год не принес существенных изменений в законодательстве. Закупка ОСАГО по 44 ФЗ в 2022 году осуществляется по стандартным правилам.

Как проводить закупку полисов ОСАГО по 44-ФЗ

Приобретение услуг по автострахованию является одним из самых распространенных видов расходов учреждений бюджетной сферы. При совершении сделок такого характера заказчикам необходимо учитывать действующие положения о закупках и нормативные акты, регулирующие российский рынок страхования.

Это самый простой и удобный способ приобретения услуг автострахования. Основания для совершения такой сделки закреплены в пункте 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44.

Провести закупку ОСАГО через единственного поставщика не всегда является возможным. Например, если сумма договора превышает предельно допустимые 300 000 или 600 000 рублей (для образовательных, научных учреждений), то организации следует выбрать конкурентный способ закупки. Учитывайте допустимый годовой лимит для закупок у единственного поставщика. Если лимит превышен, то заключать сделку недопустимо.

Вариант 2. Конкурс, запрос котировок или аукцион.

В первую очередь учреждение-заказчик должно определиться со способом определения исполнителя. Допустимые варианты:

  1. Электронный аукцион. У заказчика нет никаких обязательств проводить электронный аукцион для закупки страхового полиса. Код услуги ОСАГО 65.12.21.000 не вошел в аукционный перечень. Но выбрать способ не запрещается, поэтому организация праве определить поставщика через электронный аукцион.
  2. Запрос котировок в электронной форме. Этот способ займет намного меньше времени, чем аукцион. Поэтому если заказчику требуется срочно оформить полис, выбирайте этот вариант закупки ОСАГО. Использовать запрос котировок организация вправе, только если цена услуг не превышает 500 000 рублей. Придется соблюсти и годовой объем закупки таким способом — 10% СГОЗ и 100 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 закона № 44-ФЗ).
  3. Открытый конкурс в электронной форме. Если заказчику важны не только ценовые показатели закупки ОСАГО, то рекомендовано провести открытый конкурс. Этот способ закупки позволит отобрать страховую компанию по качественным характеристикам и дополнительным услугам.
Читайте также:  Ходатайство о наложении ареста на счет. Образец и бланк 2022 года

В настоящее время позиция чиновников по отношению к снижению начальных цен изменилась. Так, Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У закреплен порядок определения ценового «коридора». Иными словами, специальный тарифный метод, позволяющий определить максимальные и минимальные значения для НМЦК.

Рассчитывать начальную цену госконтракта на приобретение услуг по автострахованию допустимо только в соответствии с тарифами и нормами, установленными Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У.

Пример расчета НМЦК

  1. Автомобиль УАЗ Патриот категории «B».
  2. Заказчик использует максимальную базовую ставку — 2911 руб.
  3. Региональный коэффициент для г. Москвы — 2.
  4. Страховых возмещений по прошлым договорам не было, КБМ, по данным АИС ОСАГО, — 0,5.
  5. Коэффициент мощности двигателя при 128 л. с. — 1,4.
  6. К управлению допускается любой водитель. Коэффициент ограничения водителей — 1,87.
  7. Период использования автомобиля — более 10 месяцев в году. Коэффициент сезонности — 1.

Заказчиком не допускались нарушения при страховке за прошлые периоды. Коэффициент нарушений не применяется. Использование прицепа не предусмотрено, коэффициент — 1.

Страховая премия = 2911 × 2 × 0,5 × 1,4 × 1,87 × 1 × 1.

Налоговый учет для тех, кто на упрощенке

Рассмотрим, как правильно отразить такие расходы в налоговом учете в зависимости от системы налогообложения учреждения.

Учитывайте расходы на полис (УСН «Доходы») сразу после осуществления его оплаты. Причем в полном объеме, без распределения стоимости на весь период действия страховки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Упрощенцы не должны вести равномерный учет аналогичных расходов в налоговом учете. Такое требование распространяется только на организации, которые платят налог на прибыль (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Принять затраты на страховку при УСН «Доходы минус расходы» можно. Такие затраты включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Учитывайте траты на страховку авто по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Принять оплату КАСКО и ОСАГО в состав расходов, уменьшающих базу для расчета единого налога, нельзя! Так как такие страховки признаются добровольными и не поименованы в НК РФ. Такие разъяснения предоставил Минфин РФ в Письме от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119.

ОСАГО: налог на прибыль для учреждений на ОСНО

При расчете расходов учреждения для формирования налогооблагаемой базы учитывайте затраты на полис автострахования пропорционально дням в отчетном налоговом периоде, который определяется по ст. 285 НК РФ.

Если наступил страховой случай, суммы, полученные от страховой компании, учитывайте как внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ) и включайте в декларацию на общих основаниях.

ОСАГО: НДС для учреждений на ОСНО

Налог на страховку: облагается НДС или нет сумма, полученная в счет возмещения ущерба?

В первую очередь определим, что такие суммы не признаются доходами от реализации или прибылью от осуществления предпринимательской деятельности, следовательно, отнести сумму возмещения ущерба в базу для расчета НДС нельзя. Почему? Исчерпывающий перечень сумм по страхованию, которые включены в расчет налоговой базы для НДС, поименован в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ. Возмещения по обязательному страхованию в данном списке нет.

ОСАГО с НДС или нет? Ответ — нет. Сумма, полученная в счет возмещения ущерба по автострахованию, НДС не облагается.

Бухгалтерский учет ОСАГО: проводки

Определим особенности отражения операций по страхованию ОСАГО, бухгалтерский и налоговый учет 2022 в проводках для бюджетников.

Перечислен аванс за страховой полис в стороннюю организацию

Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения

Полис получен, произведен зачет перечисленного аванса

Расходы на приобретение страховки отнесены на затраты будущих периодов

Сумма страховой премии, числящаяся в составе расходов будущих периодов, отражена в составе текущих затрат

Порядок списания сумм на оплату страховых премий учреждение утверждает самостоятельно. Порядок закрепите в Учетной политике госучреждения.

Как проводить другие госзакупки

У нас есть подробные инструкции, как правильно закупать:

Евдокимова Наталья

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Объединение лотов по 44 ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 11 февраля

Объединение лотов по 44 ФЗ: актуальная информация на 2022 г

Объединение лотов по 44 ФЗ: актуальная информация на 2022 г

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что собой представляет лот
  • В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ
  • Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ
  • Что будет нового в 44-ФЗ в 2022 году
  • Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ
  • Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические работы и разработку проектной документации по 44-ФЗ
  • Возможно ли по 44-ФЗ объединить лоты строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации

Пожалуй, одним из самых горячих вопросов при организации закупок в контрактной области является объединение лотов по 44 ФЗ. То или иное совмещение предоставления услуг и поставки товаров может рассматриваться из самых разных точек зрения и подходов.

Кто-то считает, что такие объединения правомерны, другие высказывают иное мнение. Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, в частности в том, что говорит об этом закон, читайте далее нашу статью.

Что собой представляет лот

Что собой представляет лот

С позиции 44-ФЗ лот представляет собой объект закупки, состоящий из некоторого количества товаров (услуг), имеющих набор одинаковых характеристик, на основании которых и осуществляется их объединение в один объект. Такими характеристиками являются технологические и функциональные параметры товара. Каждый объект имеет обоснованную начальную цену, в отношении него договором определяются сроки поставки и прочие существенные условия.

Если заказчик нарушает какие-либо правила при объединении товаров в лот, то это может привести к трудностям для подрядчиков при исполнении заказа, что фактически является фактором ограничения конкуренции. Таким образом нарушаются основные положения контрактной системы и 135-ФЗ.

В 44-ФЗ предусмотрена возможность размещать заказы в виде лотов при отборе покупателя методом закрытого электронного аукциона и конкурса.

Сама процедура проводится по стандартной схеме, при этом объектом закупки выступает каждый отдельный лот. Торги могут быть признаны несостоявшимися по каждому объекту. Также для каждого лота возможно продлить срок приема заявок. Если на торги выставлено несколько объектов, то условия могут измениться лишь для одного, тогда как остальные торгуются в соответствии с начальным регламентом. Заявки можно подавать на каждый лот, и контракты также заключаются по ним отдельно.

В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ

В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ

Когда заказчик прибегает к поиску исполнителя методом проведения конкурса или закрытого аукциона, он составляет извещение и разрабатывает документацию о закупке, в которой выделены и описаны лоты.

Для каждого лота потребуется составить свое техническое задание и указать следующую информацию:

  • описание объекта закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • сроки исполнения контракта;
  • условия поставки товара или оказания услуг.

Лот рассматривается как самостоятельный объект, по которому подается отдельная заявка и заключается свой контракт. Это положение прописано в части 6 статьи 24 закона № 44-ФЗ.

Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ

Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ

Наибольшие трудности у заказчиков вызывает вопрос объединения товаров и работ в один лот по 44-ФЗ. Такое объединение должно производиться на основании некоторых общих характеристик, но каких именно, закон указаний не дает. При рассмотрении данных вопросов в суде решения о правомерности объединения также выносятся с учетом конкретной ситуации, что не дает однозначной картины.

Чаще всего исполнители обращаются в ФАС с претензией на необоснованное объединение лотов по закупкам по 44-ФЗ, когда заказчик в рамках одного лота выставляет на торги следующие объекты:

  1. Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
  2. Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
  3. Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
  4. Объединение всех типов работ при строительстве объекта под ключ.
  5. Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.

Когда торги проводятся в соответствии с 223-ФЗ, заказчик также обязан придерживаться всех правил, о которых шла речь выше. Объединение лотов и в этом случае должно осуществляться по принципам, не ограничивающим конкуренцию.

Что будет нового в 44-ФЗ в 2022 году

Что будет нового в 44-ФЗ в 2022 году

В текущем году в закон внесены следующие положения:

  1. Конкретизировано понятие «контракт жизненного цикла».
  2. Если работы проводятся в рамках национальных проектов, то допускается объединение в лот разработки проектно-сметной документации и строительства каждого конкретного объекта.

С 1 января 2022 года вступило в силу положение:

  • Исполнитель, подавая заявку на участие в аукционе, конкурсе, запросе котировок и запросе предложений, обязан указать страну – производителя товара. Это условие выполняется и в том случае, если заказчик устанавливает какие-либо ограничения в соответствии со ст. 14 44-ФЗ.

С 1 июля 2022 года вводятся следующие положения:

Правила проведения процедуры запроса котировок

  1. Снимается годовой лимит на закупки, когда поставщик определяется методом запроса котировок.
  2. Отменить процедуру запроса котировок можно за час до окончания срока подачи заявок участниками. В предыдущей версии закона этот период равнялся 2 дням.
  3. Изменились правила проведения процедуры запроса котировок. Вместо 5 статей, утративших силу, появилась одна, объединившая в себе их содержание. Данная процедура будет проводиться при НМЦК 3 млн руб. (в предыдущей версии порог составлял 500 000 руб.). Минимальный срок подачи заявок после публикации извещения в ЕИС сократится с 5 рабочих дней до 4.
  4. Будут внесены изменения и в процедуру закупки у единственного поставщика, в статью 93 вводятся 9 новых пунктов:
  • Если процедура выбора поставщика путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений признается несостоявшейся, то последующее заключение контракта с единственным поставщиком требует согласования с контрольными службами. Также согласованию подлежит контракт, если он предусматривает НМЦК, превышающую установленный правительством лимит.
  • Если процедура выбора поставщика признается несостоявшейся, это факт закрепляется путем публикации в ЕИС или оформлением соответствующего протокола. После чего у заказчика есть 5 дней, чтобы обратиться в ФАС на предмет согласования последующего заключения контракта. ФАС принимает решение в течение 10 рабочих дней, только при его наличии заказчик имеет право продолжать процедуру. Если согласование получено, то заключается контракт. Когда ФАС принимает отрицательное решение, заказчик составляет новый план-график и инициирует закупку заново.
  • Неконкурентная закупка с начальной ценой не более 3 млн руб. проводится на электронной площадке. Потенциальные поставщики подают электронную заявку, в которой приводятся данные о цене, характеристиках и наименовании товара, руководствуясь КТРУ.

Заказчик инициирует процедуру закупки путем размещения извещения в ЕИС. После этого на протяжении часа площадка отбирает из имеющихся заявок 5 претендентов, максимально подходящих под требования заказчика. Заявки передаются заказчику, который в течение суток их рассматривает, присваивая номера по возрастанию цены, выбирает из предложений наиболее выгодное. После чего заключается контракт с поставщиком под номером один.

Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ

Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ

Если к закупке предполагается оборудование, требующее последующего монтажа, установки и наладки, в этом случае возможно объединение товаров и услуг в лот по 44-ФЗ. В частности, одним лотом можно разместить заказ по оборудованию компьютерного класса с монтажом сети, установкой программного обеспечения и полной наладкой его работы.

Если заказчик прибегает к такому объединению лотов, имея при этом аналогичное оборудование в эксплуатации, то ему имеет смысл выдвинуть конкретные требования по совместимости существующего оборудования и закупаемого. В этом случае в техническом задании нужно подробно описать, по каким параметрам оценивается совместимость, привести список техники, находящейся в эксплуатации.

Также подробно расписываются работы, в которых нуждается заказчик. При объединении товаров и работ в один лот необходимо учитывать, что цена оборудования должна быть больше стоимости работ. В противном случае такое объединение с большой вероятностью послужит поводом для разбирательств различного рода. Если же стоимость необходимого объема работ объективно превышает цену самого оборудования, то лучше выставлять их как два отдельных объекта.

Ст. 66 закона № 44-ФЗ регламентирует порядок подачи заявок участниками электронного аукциона. В части 3 этой статьи указано, что подрядчик в заявке дает согласие поставить товар, выполнить работу или оказать услугу в точном соответствии с требованиями заказчика, изложенными в документации. Помимо основных характеристик товара, в заявке приводятся следующие его параметры (при их наличии): товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы. Также указывается страна-изготовитель.

Читайте также:  Какие документы нужны для продажи дома с земельным участком - 2022 год

При размещении заказов необходимо учитывать ограничения, касающиеся допуска товаров иностранного производства, которые установлены постановлением № 968. Также принимаются во внимание положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н, предоставляющие преференции определённым группам товаров.

Если речь идет о поставке продукции радиоэлектронной промышленности, то необходимо руководствоваться ещё и приказом Минпромторга от 20.02.2016 № 467, в котором приводится форма типового контракта поставки.

Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические работы и разработку проектной документации по 44-ФЗ

Разработка проектной документации

Как уже говорилось выше, объединение лотов по 44-ФЗ допускается при наличии функциональной и технологической взаимосвязи между поставляемыми товарами и производимыми работами. Если же подобная взаимосвязь не вполне очевидна, то не следует привлекать внимание контролирующих органов и напрашиваться на обвинение в препятствии конкуренции. В этом случае объединение объектов несет в себе риски, и лучше провести закупку по отдельности.

Вышесказанное основано на положениях нескольких законодательных актов.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ) регламентирует, в каком объеме заказчик должен в документации описать объект закупки. Должны быть приведены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара за исключением тех, которые могут ограничить участие каких-либо субъектов в конкурсе (п. 1 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Формируя документацию относительно объекта закупки, заказчик исходит из собственных потребностей, определяет перечень необходимых товаров, работ, услуг и их характеристики (ст. 12, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 44-ФЗ). Объединение объектов не противоречит этому положению. Это право заказчика подтверждается письмами Минэкономразвития России от 12.01.2017 № ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 № Д28и-71 и судебной практикой (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 № 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 № Ф04-3087/16).

При формировании требований к объекту закупки заказчик обязан также руководствоваться положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135-ФЗ). Этот нормативный акт устанавливает, что объединение в один лот товаров и работ, не имеющих функциональной и технологической связи, ограничивает конкуренцию, поэтому такое объединение при проведении закупок путем процедур конкурентных торгов, запроса котировок, запроса предложений является противозаконным.

Положения ч. 3 статьи 17 закона № 135-ФЗ фактически являются специальной нормой по отношению к закону № 44-ФЗ. Поэтому ими нельзя пренебрегать при проведении госзакупок при принятии решения об объединении объектов. Это доказывается в том числе судебной практикой.

Но в практическом вопросе объединения лотов по 44-ФЗ по-прежнему существует множество белых пятен, так как в законе нет никаких указаний, по каким критериям устанавливается технологическая и функциональная взаимосвязь между товарами, работами и услугами. Следовательно, в каждом случае целесообразность объединения объектов должна устанавливаться заказчиком самостоятельно.

Возможно ли по 44-ФЗ объединить лоты строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации

Разработка рабочей документации

Такое объединение лотов противоречит требованиям 44-ФЗ. В данном случае не выполняется основное условие по совпадению технологических и функциональных характеристик объектов. Требования, предъявляемые к лицам, выполняющим строительно-монтажные работы, отличаются от тех, которым должны соответствовать разработчики проектной документации. Следовательно, подобное объединение лотов является фактором, ограничивающим конкуренцию.

Заказчик, не выполняющий положения 44-ФЗ, несет административную ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Должностное лицо, допустившее объединение лотов с нарушением правил (утвердившее соответствующую документацию), наказывается штрафом в размере 3 000 руб. Кроме этого, участник конкурентной процедуры может пожаловаться в контрольный орган, вследствие чего закупка будет аннулирована.

Но следует отметить, что существует ряд строительных и проектных работ, по которым допускается объединение лотов. Постановление Правительства № 563 от 12.05.2017 устанавливает порядок, на основании которого заказчик вправе рассматривать проектирование, возведение и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве одного лота.

Закон о контрактной системе (ст. 8) обеспечивает равные условия для поставщиков (исполнителей или подрядчиков), желающих участвовать в государственных закупках. Таким образом соблюдается положение о конкуренции.

Конкурентные отношения участников при проведении процедуры выбора поставщика или подрядчика позволяют заказчику заключить контракт на наиболее выгодных условиях. При этом может быть выбрана не только наименьшая цена, но также прочие условия исполнения договора. Закон также требует от организаторов закупок (от должностных лиц, закупочных комиссий и органов), чтобы все предпринимаемые ими действия не ограничивали конкуренцию участников.

В свете этого неправомерное объединение лотов способно стать препятствием к участию в процедуре некоторых лиц, а следовательно, является прямым нарушением закона о контрактной системе.

Нарушение закона о контрактной системе

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Письмо Минфина России от 05.06.2022 № 24-03-07/48440 “О возможности объединения в один лот различных видов товаров (работ, услуг) при закупках для государственных (муниципальных нужд)”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент) рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), в части объединения в один лот различных видов товаров, работ, услуг, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.

Законом № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями Закона № 44-ФЗ также не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг.

При этом согласно статье 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями №o осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Вместе с тем отмечаем, что частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон № 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Следует отметить, что вопросы, связанные с применением Закона № 135-ФЗ, относятся к компетенции ФАС России, которая в соответствии с пунктами 1 и 6.3 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, уполномочена давать разъяснения, связанные с применением антимонопольного законодательства, в том числе Закона № 135-ФЗ. При этом, как следует из письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2022 г. № П11-23202, данное обращение направлено, в том числе в ФАС России, в связи с чем отмечаем, что ответ по существу поставленного в обращении вопроса будет дан ФАС России.

Дополнительно отмечаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 624 внесены изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предусматривающие, что с 1 мая 2022 г. Роспотребнадзор устанавливает требования к организации питания и качеству пищевых продуктов, включая нормы обеспечения питанием, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.

Права потребителей при заключении договора страхования автотранспортного средства – КАСКО

Страхование автомобиля по КАСКО – добровольная форма страхования собственником автомобиля своего имущества.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан», отношения по добровольному страхованию имущества граждан регулируются нормами главы 48 “Страхование” Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела) и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами.

При этом, на договоры добровольного страхования имущества граждан Закон о защите прав потребителей распространяется лишь в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ, Законом № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения (п. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 N 4015-1). В связи с этим, перед приобретением полиса КАСКО, необходимо внимательно ознакомиться с правилами страхования и условиями договора страхования.

Кроме того, потребителю следует обратить внимание на следующие условия договора страхования:

I. Условие договора о франшизе.

В соответствии с ч. 9 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», франшизачасть убытков, которая определена федеральным законом и (или) договором страхования, не подлежит возмещению страховщиком страхователю или иному лицу, интерес которого застрахован в соответствии с условиями договора страхования, и устанавливается в виде определенного процента от страховой суммы или в фиксированном размере.

При условной франшизе:

– если сумма ущерба меньше установленной в договоре франшизы, то страховая компания освобождается от выплаты;

– если сумма ущерба больше установленного в договоре размера франшизы, то страховое возмещение выплачивается в полном объеме.

При безусловной франшизе, если сумма ущерба больше установленной в договоре франшизы, страховая выплата возмещается за вычетом франшизы.

II. Условие договора об агрегатной или неагрегатной страховой сумме.

В соответствии со ст. 947 ГК РФ, страховая сумма – сумма денежных средств, в пределах которой страховая компания должна выплатить возмещение по договору страхования. Указанная сумма определяется в договоре между потребителем и страховой компанией.

На практике различают агрегатную и неагрегатную страховую сумму.

По соглашению сторон страховая сумма по договору может быть установлена неагрегатная – денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется осуществить страховую выплату по каждому страховому случаю (независимо от их числа), произошедшему в течение срока страхования. При этом лимит ответственности страховщика не уменьшается на величину произведенной страховой выплаты. Договором страхования может быть предусмотрено ограниченное число страховых случаев, после производства выплат по которым страховая сумма автоматически становится агрегатной.

То есть, не зависимо от того, сколько страховых случаев в период действия договора страхования с неагрегатной страховой суммой произошло и какие они были, лимит ответственности в виде страховой суммы остается прежним, оговоренным в договоре страхования КАСКО.

Пример. Выплата неагрегатной страховой суммы

Страховая сумма составляет 400 000 руб. Страховая компания произвела выплату по риску «ущерб» в размере 30 000 руб. Автомобиль отремонтировали. Через некоторое время автомобиль угнали – вы получаете 400 000 руб. В таком случае не вычитаются суммы, выплаченные по другим страховым случаям.

Читайте также:  Как правильно обращаться с обручальным кольцом после развода?

При агрегатном страховании (или страховании с уменьшаемой страховой суммой) устанавливается ограниченный лимит общей суммы, которую вы можете получить по всем страховым случаям. При этом, в агрегатном страховании КАСКО с каждым страховым случаем общая страховая сумма уменьшается на ту выплату, которую ранее произвела страховая компания по данному страховому случаю. A при исчерпании агрегатной страховой суммы, полис КАСКО, фактически, перестает действовать.

Пример. Выплата общей агрегатной страховой суммы

Страховая сумма составляет 500 000 руб. Страховщик произвел выплату по риску “ущерб” в размере 20 000 руб. Автомобиль отремонтировали. Через некоторое время автомобиль угнали – вы получаете 480 000 руб. То есть из страховой суммы вычитается сумма, выплаченная страхователю по другим страховым случаям.

Также, немаловажно при заключении договора КАСКО обратить внимание на то, какие события признаются страховым случаем.

При наступлении страхового случая, потребителю необходимо сообщить о данном факте страховую компанию в установленном договором порядке и сроки. Неисполнение данной обязанности дает страховой компании право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховая компания своевременно узнала о наступлении страхового случая, либо что отсутствие у страховой компании сведений об этом не могло сказаться на ее обязанности выплатить страховое возмещение (ч. 2 ст. 961 ГК РФ).

В связи с тем, что сроки выплаты по КАСКО, в отличие от сроков выплаты по полису страхования ОСАГО, не регламентированы законом Российской Федерации, сроки выплат по КАСКО устанавливаются при подписании договора страхования.

Полный перечень оснований отказа в страховой выплате содержится в правилах страхования, которые являются неотъемлемой частью договора страхования (КАСКО) и выдаются страхователю при заключении договора (п. 1 ст. 943 ГК РФ; п. 3 ст. 3 Закона от 27.11.1992 № 4015-1).

Если Страховая компания уклоняется от выплаты по договору КАСКО, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1. Обратиться в Страховую компанию с требованием предоставить письменный отказ в страховой выплате.

Основания отказа, изложенные в ответе страховой компании, должны соответствовать перечню, содержащемуся в ст. ст. 963, 964 ГК РФ.

_____________________________________________________________________________

Справка!

Статья 963. Последствия наступления страхового случая по вине страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица

1. Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.

2. Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, если вред причинен по вине ответственного за него лица.

3. Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы, которая по договору личного страхования подлежит выплате в случае смерти застрахованного лица, если его смерть наступила вследствие самоубийства и к этому времени договор страхования действовал уже не менее двух лет.

Статья 964. Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы

1. Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие:

воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

2. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

__________________________________________________________________________________

2. В случае, если отказ Страховой компании в страховой выплате противоречит действующему законодательству, направить в страховую компанию претензию в письменном виде.

В претензии необходимо изложить все обстоятельства, на которых потребитель основывает свои требования.

3. Обратиться в суд с требованием о выплате страхового возмещения, неустойки, штрафа и морального вреда (п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1; п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20).

Справка! В силу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или в любой момент в пределах такого периода. На этом основании проценты за пользование чужими денежными средствами следует начислять с момента отказа страховщика в выплате страхового возмещения, его выплаты не в полном объеме или с момента истечения срока выплаты страхового возмещения, предусмотренного законом или договором страхования.

Законом либо соглашением сторон может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства. В подобных случаях суду следует исходить из того, что кредитор вправе предъявить требование о применении одной из этих мер, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при неисполнении денежного обязательства, если иное прямо не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 статьи 28 Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” предусмотрена ответственность за нарушение сроков оказания услуги потребителю в виде уплаты неустойки, начисляемой за каждый день просрочки в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена – общей цены заказа.

Цена страховой услуги определяется размером страховой премии (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”).

Исходя из приведенного, в тех случаях, когда потребитель заявляет требование о взыскании неустойки, предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», такое требование подлежит удовлетворению, а неустойка – исчислению в зависимости от цены оказания услуги, то есть от размера страховой премии.

__________________________________________________________________________________

На основании изложенного, Управление Роспотребнадзора по Тульской области может участвовать в деле (в качестве истца на стороне потребителя или государственного органа, дающего заключение по делу), в соответствии с Законодательством «О защите прав потребителей».

Добровольное страхование

Поскольку единственным источником финансирования деятельности казенных учреждений являются бюджетные средства, возникает вопрос: могут ли они за счет данных средств оплачивать договоры добровольного страхования имущества?

Прежде всего отметим, что прямого запрета законодательство РФ (в частности, БК РФ) не содержит. Несмотря на это, Минфин России утверждает, что осуществление добровольного страхования за счет средств федерального бюджета невозможно (Письмо от 13.12.2011 N 14-01-07/151-1301-1455). В указанном Письме рассматривается вопрос о возможности осуществления за счет бюджетных средств добровольного страхования транспортных средств (каско) и сообщается следующее.

Условия и порядок осуществления добровольного страхования автотранспортных средств от повреждений и от угона, закрепленных на праве оперативного управления, законодательством РФ и нормативными правовыми актами не установлены. Добровольное страхование имущества, в том числе автотранспортных средств, осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, которые принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно.

Исходя из ст. 158 БК РФ, определяющей бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главный распорядитель обеспечивает адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, а также сводной бюджетной росписи.

В силу ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете, ведущейся в соответствии с БК РФ.

При этом заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг относятся, в частности, ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (ст. 69.1, 70). При этом обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Вместе с тем добровольное страхование (по типу каско) предполагает не только увеличенные по сравнению с ОСАГО суммы страхового возмещения при страховании гражданской ответственности страхователя, но и возмещение ущерба (вреда) лицу, причинившему вред. При этом ст. 70 БК РФ не допускает предоставление бюджетных средств на цели, не указанные в ней.

Кроме того, Минфин отмечает, что в федеральном бюджете (в Письме идет речь о бюджете на 2012 год) предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств только по обязательному страхованию транспортных средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Изложенную позицию Минфина поддерживают судьи. К примеру, в Постановлении ВС РФ от 25.01.2016 N 306-АД15-17922 по делу N А65-10925/2015 был сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, выразившемся в использовании бюджетных средств для оплаты договоров на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств. Суд полагает, что такие договоры могут быть оплачены только за счет источников от приносящей доход деятельности, при условии что утвержденной в установленном порядке сметой от приносящей доход деятельности и разрешением на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, указанные операции предусмотрены.

Вместе с тем существует и иная судебная практика — когда судьи встают на сторону проверяемых учреждений. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 12.03.2013 по делу N А66-6208/2012 оплата учреждением договоров каско за счет бюджетных средств была признана законной. Данный вывод обоснован тем, что учреждение заключило государственные контракты по добровольному страхованию автотранспортных средств (каско), получив разрешение главного распорядителя средств. Кроме того, суд обратил внимание на то, что ст. 69.1 и 70 БК РФ не установлен запрет на заключение учреждением договоров добровольного страхования имущества.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении АС ЗСО от 01.04.2015 N Ф04-16242/2015 по делу N А70-3663/2014. Суд установил, что расходы на добровольное страхование автомобиля соответствуют закону, а также договору, которым на учреждение возложена обязанность по обеспечению сохранности переданного ему имущества. Ссылка проверяющих на Письмо Минфина России N 14-01-07/151-1301-1455 не принята судом: названное Письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный (информационный) характер.

Поскольку судебная практика неоднозначна, при принятии решения об оплате договоров добровольного страхования имущества за счет бюджетных средств казенным учреждениям следует согласовать его с главным распорядителем, а также быть готовым доказывать в суде экономическую целесообразность и обоснованность таких расходов.

Учет расходов по уплате страховых премий

Страховая премия (страховые взносы) — плата страховщику за страхование, которую страхователь обязан внести в соответствии с договором страхования или законом.

Согласно п. 10.2.7 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), с 1 января 2019 года расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, относятся на подстатью 227 «Страхование» КОСГУ.

В силу этого, а также последних изменений, внесенных Приказом Минфина России от 31.03.2018 N 65н в Инструкцию N 162н, для отражения расчетов и расходов по страхованию имущества в бюджетном учете применяются следующие счета:

  • 1 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию»;
  • 1 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования»;
  • 1 302 27 000 «Расчеты по страхованию»;
  • 1 401 20 227 «Расходы на страхование»;
  • 1 401 50 227 «Расходы будущих периодов на страхование».

В качестве кода вида расходов (КВР) по указанным расходам, как и раньше, используется код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуры и принципов назначения, утвержденных Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н).

Исходя из п. 302 Инструкции N 157н расходы, связанные со страхованием имущества, первоначально отражаются на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (если не создавался резерв на соответствующие расходы). Напомним, что данный счет предназначен для учета расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Ссылка на основную публикацию