Административные иски

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц

Административные иски

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

§ 1. Понятие и элементы административного иска. Виды
административных исков

1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск – категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие “административный иск”. Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.
Административный иск – обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
С административным иском могут обратиться:
а) частные субъекты (граждане, юридические лица);
б) публичные субъекты, которые в случаях, предусмотренных законом, наделены полномочиями требовать в судебном порядке исполнения публично-правовых обязанностей, а также иными полномочиями, реализация которых возможна исключительно в судебной процедуре.
Административный иск как процессуальную конструкцию следует отличать от административного искового заявления как документа. Во-первых, административное исковое заявление может содержать несколько административных исков (в тех случаях, когда административным истцом сформулировано более одного материально-правового требования или же когда одно материально-правовое требование базируется на разных основаниях). Во-вторых, административный иск – категория динамичная (с течением процесса его элементы могут изменяться); напротив, административное исковое заявление – категория статичная (будучи однажды поданным в суд первой инстанции, оно приобщается к материалам судебного дела и остается неизменным, даже если сам административный иск претерпевает изменения).
2. Элементы административного иска. Элементы административного иска – это его составные части, которые характеризуют существо конкретного административного иска, его правовую природу.
Элементы административного иска – это то, что позволяет его индивидуализировать. Как известно, процессуальный закон (как в гражданском, так и в административном судопроизводстве) не допускает повторного рассмотрения тождественных исков. Именно совокупность элементов административного иска используется законодателем для определения тождественности (см. п. 4 ч. 1 ст. 128, п. 2 ч. 1 ст. 194, п. 4 ч. 1 ст. 196 КАС, п. 1 ч. 1 ст. 148, п. 2, 3 ч. 1 ст. 150 АПК).
Итак, к элементам административного иска следует относить:
1) предмет административного иска – материально-правовое требование административного истца к административному ответчику.
Предмет административного иска включает в себя:
а) предмет спора – то, по поводу чего возник конкретный правовой спор.
Предметом спора могут быть деньги (при взыскании обязательных платежей и санкций), конкретные юридические факты (например, результаты определения кадастровой стоимости – при их оспаривании), властные решения, действия, бездействие (при заявлении требования о признании таких решений, действий, бездействия незаконными) и т.д.;
б) способ защиты публичных прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 КАС к таким способам относятся требования:
– о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
– о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
– об обязании административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
– об обязании административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
– об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
В отличие от гражданского законодательства, предусматривающего, что способы защиты гражданских прав устанавливаются законом (ст. 12 ГК), в административном судопроизводстве законодатель допускает возможность использования также и способов, прямо законом не предусмотренных (ч. 2 ст. 124 КАС);
2) основание административного иска – юридические факты, которыми административный истец обосновывает свое материально-правовое требование.
От основания административного иска необходимо отличать доказательства как фактические данные, которые используют для подтверждения наличия или отсутствия фактов;
3) субъектный состав участников материально-правового спора (административный истец и административный ответчик).
Изначально субъектный состав определяется административным истцом при подаче административного искового заявления. Однако в последующем он может корректироваться по основаниям, установленным законом (например, при процессуальном правопреемстве или при замене ненадлежащего административного ответчика).
3. Виды административных исков. Административные иски можно классифицировать по различным основаниям.
Непосредственно в КАС исходя из характера материально-правового требования выделяются, в частности, административные иски:
– о признании нормативного правового акта недействующим;
– об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
– о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка;
– об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
– о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;
– о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами;
– о прекращении деятельности средств массовой информации;
– о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и др.
По процессуальной цели административные иски можно разделить на:
1) административные иски о признании – иски, в которых административный истец просит подтвердить наличие (отсутствие) спорного публичного правоотношения, признать за ним спорное публичное право, установить наличие (отсутствие) полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо констатировать несоответствие акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.
Судебное решение, принятое по административному иску о признании, не воздействует на спорное материальное правоотношение, не влечет возникновения новых материальных правоотношений, не разрешает вопросы о применении административных ограничений в отношении физических лиц либо об ограничении правосубъектности организаций. Цель, которую преследует административный истец, предъявляя такие иски, не связана с возложением на административного ответчика обязанности совершить какие-либо действия, принять решение. Все, чего добивается административный истец, – это лишь констатация определенной правовой “статики” – разрешение вопроса о наличии (отсутствии) публичного права, правоотношения или полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо разрешение вопроса о несоответствии акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.
В случае если судом будет принято решение об удовлетворении административного иска о признании, оно не подлежит исполнению – его правовой эффект состоит уже в самом факте такой судебной констатации. Соответственно, не возникает и необходимости в добровольном или принудительном исполнении такого судебного акта. В то же время необходимо учитывать, что в некоторых случаях процессуальный закон позволяет суду выйти за пределы исковых требований. Например, удовлетворяя требование о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, суд в судебном решении должен указать на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС). Такой подход законодателя не ставит под сомнение саму конструкцию административных исков о признании – здесь важно понимать, что дискреционное полномочие, которым закон наделяет суд, по сути, означает лишь право последнего инициировать самостоятельное исковое требование помимо воли административного истца.
Административные иски о признании подразделяют на:
а) положительные – иски, в которых требование сводится к подтверждению спорного публичного права (правоотношения) либо полномочий определенного публичного органа;
б) отрицательные – иски, в которых требование сводится к установлению факта отсутствия спорного публичного права (правоотношения), полномочий определенного публичного органа либо к констатации несоответствия акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту;
2) административные иски о присуждении (административные иски с исполнительной силой) – иски, в которых административный истец просит принудить административного ответчика к принятию решения либо совершению определенных действий, направленных на восстановление нарушенного публичного права либо на обеспечение публичного интереса.
Следует обратить внимание на то, что в административных исках о присуждении требование административного истца о признании за ним конкретного публичного права (полномочия) отдельно не выделяется, сам по себе этот факт лишь входит в предмет доказывания. Конечная цель этих исков всегда связана с реальной передачей имущества, совершением определенных действий, принятием решения и т.п. Судебное решение об удовлетворении такого иска возлагает на административного ответчика конкретную обязанность, а потому подлежит добровольному или принудительному исполнению;
3) преобразовательные (конститутивные) административные иски – иски, направленные на возникновение, изменение или прекращение публичного материального правоотношения либо на разрешение вопросов о применении административных ограничений в отношении физических лиц или об ограничении правосубъектности организаций, их ликвидации.
Специфика таких исков состоит в том, что само судебное решение обеспечивает реализацию публичного интереса весьма своеобразным образом – оно не констатирует наличие или отсутствие спорного публичного права (как в исках о признании), не понуждает административного ответчика к совершению каких-либо действий, принятию решений (как в исках о присуждении), однако оно непосредственно воздействует на элементы публичных правоотношений – на их субъектов, а также на публичные права и обязанности. Именно под влиянием судебного решения, к примеру, может быть ограничена правовая сфера физического лица (при применении к нему административных ограничений – см. гл. 29 КАС). Равным образом судебное решение может воздействовать на правовую сферу организации (например, при приостановлении ее деятельности – см. гл. 27 КАС). Наконец, судебное решение может вторгнуться в содержание конкретных публичных прав и обязанностей (здесь в качестве примера можно привести предусмотренное гл. 25 КАС производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в рамках которого заинтересованное лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости).
Отдельного упоминания требует производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Дело в том, что правовая природа административного иска об оспаривании нормативного правового акта может варьироваться в зависимости от того, каков поражающий эффект судебного решения, признавшего нормативный правовой акт не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Согласно п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может вынести решение об удовлетворении заявленных требований, при этом момент, с которого оспоренный нормативный правовой акт становится недействующим, определяется двояко: либо со дня вступления решения суда в законную силу, либо с иной определенной судом даты. Если поражающий эффект судебного решения направлен в перспективу, то, очевидно, можно говорить о преобразовательном характере административного иска и принятого судебного решения, поскольку именно судебное решение прекратило на будущее те позитивно-правовые последствия, которые возникли с момента вступления в силу оспоренного нормативного акта. Однако что изменится, если суд придет к выводу, что нормативный акт изначально не породил правовых последствий, а потому дата признания его недействующим должна совпадать с датой вступления его в силу? Здесь следует говорить о принципиально иной модели административного иска – о модели отрицательного иска о признании.
Преобразовательные административные иски подразделяют на:
а) правопорождающие – административные иски, удовлетворение которых влечет возникновение нового материального правоотношения между административным истцом и административным ответчиком;
б) правоизменяющие – административные иски, удовлетворение которых влечет изменение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ограничивает правосубъектность организаций, либо ведет к наложению административных ограничений в отношении физических лиц;
в) правопрекращающие – административные иски, удовлетворение которых влечет прекращение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ликвидацию организации, либо прекращение деятельности средства массовой информации.
Как правило, при рассмотрении правоизменяющих и правопрекращающих административных исков спор о самом факте существования публичного материального правоотношения отсутствует. Например, стороны не отрицают, что в государственный кадастр недвижимости внесены конкретные результаты определения кадастровой стоимости, однако по некоторым причинам административный истец считает, что результаты определения кадастровой стоимости не соответствуют рыночной стоимости объекта недвижимости, и именно эти результаты он требует изменить, используя конструкцию правоизменяющего преобразовательного иска.

§ 1. Понятие и элементы административного иска. Виды
административных исков

Составление административного искового заявления

Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:

  • административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
  • административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
  • административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.

Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.

Содержание административного иска зависит и от того, какие действия обжалуются:

По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения.

Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл. 7 КАС).

  • копия нормативного правового акта, решения органа власти, которыми нарушены права обращающего в суд лица или доказательства невозможности его получения;
  • документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, когда это обязательно;
  • доказательства, на которые ссылается истец в подтверждении своих доводов.

Административный иск: помощь в составлении

Специалисты юридического центра ПРАВО ЛЕГ оказывают правовую помощь по ведению дел в порядке административного производства.

Несоблюдение требований КАС приводит к оставлению заявлений без рассмотрения и возврату документов истцу без приостановления течения сроков, отведенных на обращение в суд.

Административный иск – правила оформления и подачи

Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Оформляем административный иск

Административное исковое заявление — это иски к органам власти, которыми граждане и организации пытаются защитить нарушенные либо оспариваемые права и интересы.

Попасть в ситуацию, когда ваше законное право нарушается чиновниками, — не редкость. И каждому человеку необходимо знать, что является неправомерным, как защитить свои интересы и правильно составить административное исковое заявление об оспаривании решений госоргана или на действия должностного лица.

Попасть в ситуацию, когда ваше законное право нарушается чиновниками, — не редкость. И каждому человеку необходимо знать, что является неправомерным, как защитить свои интересы и правильно составить административное исковое заявление об оспаривании решений госоргана или на действия должностного лица.

Административный иск

  • Главная
  • /
  • Статьи и публикации
  • /
  • Административный иск

Статьей 291 КАС РФ устанавливается возможность рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства при условии, что:

Читайте также:  История перехода права собственности на квартиру

Госпошлина

Расходы судебного органа состоят из госпошлины и затрат, связанных с рассмотрение таких дел. Размер госпошлины определен Налоговым кодексом. Так же КАС допускает предоставление льгот для отдельных категорий граждан.


Расходы судебного органа состоят из госпошлины и затрат, связанных с рассмотрение таких дел. Размер госпошлины определен Налоговым кодексом. Так же КАС допускает предоставление льгот для отдельных категорий граждан.

Понятие и элементы административного иска. Виды административных исков. Распоряжение средствами исковой защиты. Административное исковое заявление.

Административное исковое заявление – это основа административного дела. Понятие «административное исковое заявление» является новеллой в российском процессуальном законодательстве. Устанавливая в главе 12 КАС РФ форму, содержание, порядок принятия, отказа, возвращенияадминистративному истцу и оставления без движения, законодатель, к сожалению, не дает его определения.

Отметим, что определяемым словом в словосочетании «административное исковое заявление» является слово «заявление».

Нормативное определение понятия заявления дано в ст. 4 Федерального закона от 02.05. 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где указано, что заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

На наш взгляд, представленное определение является неполным, поскольку в нем отсутствует указание о форме подачи заявления.

В общелексическом значении «заявление» означает «официальное сообщение в устной или письменной форме»[24]. При этом одним из значений слова «официальный» является понимание его как составленный «с соблюдением всех правил, формальностей»[25].

Правила оформления административного искового заявления содержатся в ст. 125 КАС РФ. Часть 1 указанной статьи гласит, что административное исковое заявление подается в суд в письменной форме. Как письменную форму следует расценивать и возможность подачи административного искового заявления в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Письменная форма характеризуется обязательным соблюдением требований, предъявляемых к содержанию административного искового заявления. Согласно ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны:

наименование суда, в который подается административное исковое заявление. Например, Ленинский районный суд г. Ульяновска; данные об административном истце.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами согласно ч. 3 ст. 38 КАС РФ могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных КАС РФ, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

В административном исковом заявлении указываются следующие данные об административном истце: наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также указываются сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело. Например,

Административный истец: Темирбеков Серикбай Агыбаевич

10.10.1977г.р., уроженец Казахской ССР,

высшего юридического образования не имеет

место жительства: ул. Ленина, д. 4, кв. 7,

г. Ульяновск, 432063

Телефон:8 (967) 3367521

Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя, то указывается наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании. Если административное исковое заявление подается представителем, то в заявлении отражаются номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя. Например,

Представитель административного истца: Иванов Иван Иванович

Имеет высшее юридическое образование

почтовый адрес: ул. Луначарского, д.18, кв. 50

г. Ульяновск, 432044

Телефон: 8 (916 ) 0721212

Далее в административном исковом заявлении указываются данные об административном ответчике. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Данными об административном ответчике являются: наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны). Например,

Административный ответчик: Управление ФМС России

по Ульяновской области

адрес: ул. Радищева, 39, Ульяновск,

Ульяновская обл., 432063

Телефон:8 (842) 239-90-03

Анализируя понятие «административное исковое заявление», следует обратить внимание на значение одного из определяющих слов – исковое. Исковое заявление — важное средство возбуждения процесса по конкретному спору. Согласно закону любое заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права. Такое обращение и принято называть предъявлением иска.

Иском следует считать предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового отношения и основанное на определенных юридических фактах[26].

Иск состоит из двух элементов: основания и предмета.

Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает материально-правовое требование к ответчику. Юридические факты — это обстоятельства, создающие, изменяющие права и обязанности сторон или же препятствующие возникновению прав и обязанностей.

Можно согласиться с определением основания иска как обстоятельств, из которых вытекает право требования истца, на которых истец их основывает[27]. Все юридические факты составляют фактическое основание иска. Кроме фактического основания иска, можно выделить также правовое основание. Обращаясь в суд, истец рассчитывает, что его субъективное право будет защищено. Однако для того, чтобы его требование было удовлетворено, надо это требование основывать не только на фактах, но и на соответствующей норме права. Можно защищать только то требование, которое основано на законе. Это означает, что, кроме юридических фактов, следует устанавливать и материально- правовую норму, составляющую правовое основание иска[28].

Указание на необходимость изложения оснований и доводов в административном исковом заявлении содержится в п. 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ.

После изложения основания иска в заявлении указывается предмет иска. Предмет иска — это конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, вытекающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение[29].

Требования, которые может содержать административное исковое заявление, перечислены в ст. 124 КАС РФ. Это требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Изложение в административном исковом заявлении элементов иска можно, например, представить следующим образом:

Я, Темирбеков Серикбай Агыбаевич, гражданин Республики Казахстан, с октября 2010 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Петрова Мария Ивановна, дочь – Темирбекова Дина Серикбаевна, 2013 г.р.

25 апреля 2015 г. я обратился в УФМС России по Ульяновской области для продления вида на жительство. Срок действия вида на жительство истекал 25 сентября 2015г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Ульяновской области 6 июля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию, и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 15 июля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации). Однако УФМС России по Ульяновской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Ульяновской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

Руководствуясь статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ,

1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Ульяновской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.

2. Обязать УФМС России по Ульяновской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.

Значение элементов иска состоит в том, что они служат средством индивидуализации исков. По предмету и основанию один иск отличается от другого. Предмет и основание иска имеют значение для определения тождества исков. Они помогают конкретизировать обстоятельства по делу и построить защиту против иска[30].

В административном исковом заявлении также указываются сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом. Досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях спора:

о взыскании обязательных платежей и санкций;

о взыскании недоимки по налогам с физических лиц;

о взыскании налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических лиц, а также с юридических лиц (если внесудебный порядок не допускается);

о взыскании страховых взносов, штрафов, пеней;

о взыскании таможенных платежей (пошлин, налогов);

по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа;

в сфере стандартизации об отклонении проекта предварительного национального стандарта;

Необходимо также отразить сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась.

Административное исковое заявление может содержать иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Вместе административным исковым заявлением в суд подаются:

уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя;

доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов указывается в административном исковом заявлении. Например,

1. Копия административного искового заявления.

2. Квитанция об уплате госпошлины в суд.

3. Копия решения о неразрешении въезда.

4. Копия решения об аннулировании вида на жительство.

5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Ульяновской области от 10.04.2015 г.

6. Копия доверенности, удостоверяющей полномочия представителя административного истца.

7. Копия документа, подтверждающего наличие у представителя высшего юридического образования,

Следует отметить, что перечисленные выше документы могут быть представлены в суд в электронной форме.

Административное исковое заявление подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. Например,

5 мая 2015 г. __________/Темирбеков С. А./ 5 мая 2015г. _______________/Иванов И.И./

Административное исковое заявление также может быть подписано представителем административного истца.

Подводя, итог выше изложенному следует отметить, что в понятии «административное исковое заявление» слово административный указывает на вид судопроизводства, в порядке которого административное исковое заявление подлежит рассмотрению и разрешению.

Таким образом, административное исковое заявление можно определить как документ, оформленный заинтересованным лицом в установленном законом порядке и содержащий требования, направленные на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

место жительства: ул. Ленина, д. 4, кв. 7,


Требования к вышеуказанным субъектам могут быть предъявлены по следующим основаниям:

Административный иск и административное исковое заявление

Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:

  • его право нарушено;
  • его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
  • на него незаконно возложена обязанность;
  • ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.

Само понятие административного иска, а вместе с ним и административного искового заявления как документа, которым оформляются требования по таким искам, появилось сравнительно недавно, когда в 2015 году был принят КАС РФ.

Обратите внимание! КАС РФ не содержит определения такого заявления, но его можно сформулировать на основании анализа содержания ст. 38, 124, 125 КАС РФ. Заявление представляет собой документ, составленный в письменной форме, подписанный истцом или его представителем и содержащий требования, рассматриваемые в рамках административного производства (например, об оспаривании нормативного акта и т. п., см. ч. 2 ст. 1 КАС РФ).

Учитывая возможное многообразие предметов иска и ответчиков, заявление может быть весьма разнообразным, поэтому потребуется максимально унифицированный образец административного искового заявления, который затем можно дополнить и адаптировать для конкретного случая.

Общеобязательный состав данных для административного искового заявления включает, кроме типовых для такого документа реквизитов судебного органа, истца, ответчика:

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИСКИ

И. ЗАЙЦЕВ
И. Зайцев, профессор Саратовской государственной академии права, доктор юридических наук.
Одним из очевидных результатов реформирования российского правосудия можно признать радикальные изменения в гражданском судопроизводстве, касающиеся производства по делам, возникающим из административно – правовых отношений (главы 22 – 25 ГПК). Прежде всего с принятием Кодекса об административных правонарушениях значительно расширилась подведомственность суду дел, связанных с проступками граждан. В настоящее время суд вправе рассматривать заявления заинтересованных лиц не только тогда, когда на них был наложен штраф, но и в случаях привлечения к иным видам ответственности, предусмотренным ст. 24 Кодекса об административных правонарушениях (конфискация, а также возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину, и т.д.). И лишь административное предупреждение нецелесообразно обжаловать в суд.
В 1993 году была принята новая редакция главы 24(1) ГПК и к судебной подведомственности отнесены дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или на въезд в Россию из-за границы. Суд может проверять законность практически любых коллегиальных или единоличных действий в сфере управления, в результате которых: нарушены права или свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. А так как диапазон нарушений может быть довольно широк, то жалобы заинтересованных лиц могут быть весьма различными. Количество данных дел пока в общем объеме гражданских дел невелико (не более 2 – 3,5%), но хорошо просматривается тенденция к их увеличению. По мере того как у россиян будет уменьшаться “священный трепет” перед носителями “государственной власти и высшей мудрости”, являющийся психологическим наследием прошлого, и будет возрастать правовая культура в российском обществе, число обжалуемых неправомерных актов исполнительной власти, несомненно, увеличится.
Кроме того, из производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, перешли в исковое производство финансово-правовые дела, связанные с налогами и налоговыми платежами. В этой связи все большую актуальность приобретает вопрос юридической природы обращений граждан, недовольных актами, действиями или бездействием исполнительной власти и, соответственно, судопроизводства по рассмотрению и разрешению таких обращений. В самом деле, если без какого-либо умаления эффективности правосудия был изменен режим разбирательства дел о недоимках, то почему нельзя и другие требования административно – правового характера рассматривать в исковом порядке? К сожалению, российское правоведение и действующее законодательство пока еще не выработали однозначной позиции по данным вопросам.
С одной стороны, разбирательство дел, возникающих из управленческих (административных) правоотношений по заявлениям заинтересованных лиц, в арбитражных судах с успехом вот уже несколько лет (с 1992 года) производится в исковой форме. В таком порядке рассматриваются заявления о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок и т.д. (п. 2 ст. 22 АПК РФ). Данное положение не вызывает никаких юридических осложнений в арбитражной практике. Как известно, арбитражная и гражданская процессуальные формы принципиально идентичны (исковой порядок судопроизводства), и это обстоятельство само по себе исключает различное нормативное решение порядка разрешения аналогичных дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. С другой стороны, Основной Закон страны упоминает административное судопроизводство и отграничивает его от гражданского процесса (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ), хотя традиционно административная юстиция в России осуществляется в гражданской процессуальной форме (подразд. 2 разд. II ГПК).
Решение поставленных вопросов зависит, по моему мнению, от того, допустимы ли в российском праве административные иски, а также могут ли возможные административные иски соответствовать принципиальным положениям современной гражданско – процессуальной науки. В юридической литературе хорошо известно мнение о целесообразности административных исков в нашем праве (А.Ф. Клейнман, А.А. Добровольский, А.А. Мельников, В.И. Ремнев и др.). И оно представляется убедительным и справедливым.
Иск всегда неразрывно связан со спором о праве. Исковые требования могут быть только там, где существует юридический спор, не урегулированный сторонами. Иск представляет собою гражданско – процессуальную конструкцию, предназначенную для передачи спора в судопроизводство, и составляющую обязательное условие для его рассмотрения и разрешения в исковом порядке. Информацию о конкретном правовом конфликте, его сторонах, требованиях и возражениях участников истец включает в подаваемое исковое заявление. Эти сведения и составляют содержание иска. Именно потому, что в исковом требовании есть информация о возникшем юридическом споре, а, следовательно, и о нарушении или оспаривании субъективных прав истца и его просьба о восстановлении его прав либо их компенсации, иск и определяется в литературе как обращение заинтересованного лица к суду с просьбой о защите нарушенного или оспоренного субъективного права либо охраняемого законом интереса. Сказанное целиком и полностью может быть отнесено к заявлениям из административно – правовых отношений, поскольку и в этих отношениях возникают юридические споры о праве.
Для любого спора о праве характерны две спорящие стороны, одна из которых действительно или предположительно нарушает либо оспаривает права или интересы другой стороны, в связи с чем последняя обращается в суд. К спору приводят самые различные действия, в том числе и те, что совершают органы или должностные лица исполнительной власти и местного самоуправления, как-то: наложение штрафа, лишение гражданина какого-то специального права (например, водительских прав, права охоты), конфискация или возмездное изъятие определенных предметов, отказ в предоставлении каких-либо возможностей. При всем различии у перечисленных случаев есть общее – все они затрагивают права и охраняемые законом интересы гражданина. Заинтересованное лицо вполне может квалифицировать их как нарушение властными структурами его прав и интересов и заявлять в суде спор о праве.
Оспаривание прав заключается в таком поведении органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц, в результате которого становится неясным, неопределенным содержание конкретных субъективных прав либо спорным становится сам факт их существования. К оспариванию приводит волокита служащих госаппарата при обращении к ним граждан, невыдача компетентными органами официальных документов либо выдача таких документов, содержание которых можно понимать неоднозначно, и т.п. Как факты нарушения, так и факты оспаривания создают помехи в осуществлении субъективных прав заинтересованных лиц.
Спору о праве нередко предшествует и в известной степени провоцирует его неправомерное поведение самого гражданина, в частности, совершение им административного проступка, несоблюдение установленных правил и предписаний, непредставление необходимых документов при обращении с просьбой о выдаче лицензии, подача неосновательных ходатайств и т.д.
Те или иные действия гражданина, равно как и органов исполнительной власти или должностных лиц при заявлении спора о праве имеют предположительный характер – на них указывает в своем заявлении истец. Существуют ли они в действительности и каковы их юридические последствия (причиняют ли они ущерб и в каком размере) – установит суд при разбирательстве дела в ходе доказывания.
Для спора о праве характерно то, что его участники в соответствии с собственными интересами противостоят друг другу, и ни один из них не может самостоятельно устранить возникший юридический конфликт. В этом отношении они равноправны, в связи с чем и вынуждены обращаться в суд с заявлением о разрешении их спора. Данная характеристика юридического спора полностью применима к спорам, возникающим между гражданами и властными структурами.
В юридической литературе широко распространено мнение, что в административных (управленческих) правоотношениях участники неравны, их правовые связи строятся на началах субординации, и поэтому при возникновении конфликта он не должен определяться как спор о праве. Конечно, в административно – правовых отношениях участвуют неравноправные субъекты, для которых действительно типичны субординационные отношения. Однако несостоятельность анализируемого довода состоит в том, что его сторонники не учитывают суть спора о праве. Любой юридический спор всегда представляет собою самостоятельное, особое, охранительное правоотношение равноправных участников. Их равенство проявляется в наделении их идентичной гражданской процессуальной правоспособностью как стороны иска. При этом не имеет существенного значения то, в какой области возник спор: в гражданских, семейных, жилищных, земельных или административных правоотношениях. Равно как не имеет значения характер деятельности, в результате которой возник спор о праве – это может быть капитальное строительство, железнодорожная перевозка, оказание услуг, предпринимательство, местное самоуправление и т.д. Во всех названных случаях участники спора будут иметь одинаковую правосубъектность, не позволяющую своей властью ликвидировать возникший конфликт.
Следовательно, требования граждан, возникающие из административных правоотношений, являются по сути исковыми, их можно называть для краткости административными исками. Они аналогичны иным гражданским искам. В самом деле, чем отличается природа искового заявления о признании выданного ордера на жилую площадь недействительным от требования гражданина, оспаривающего какой-то акт управленческого органа (должностного лица)? Еще большее сходство имеют административные иски с гражданско – правовыми требованиями при причинении неправомерным административным актом материального ущерба. В подобных случаях истец просит признать акт недействительным и возместить причиненные убытки. Очевидно сходство исковых требований, которыми обжалуются отказы исполнительной власти в предоставлении какого-то блага (отказ в предоставлении лицензии и т.п.), и заявлений квартиросъемщика об открытии самостоятельного счета на жилплощадь, поскольку подобные иски вызваны отказом компетентного управленческого органа признать самостоятельное право гражданина на имущество или иное благо. Подобные примеры можно приводить еще и еще, но считаю, что из сказанного очевидно фактическое существование административных исков в правовой системе современной России. Из этого следует, что и процессуально – правовой порядок рассмотрения и разрешения административных исков должен быть исковым. Как известно, разбирательство заявлений, вытекающих из административно – правовых отношений, по действующему процессуальному закону происходит по общим, т.е. исковым, правилам за некоторыми изъятиями и дополнениями (ст. 1 ГПК). Признание наличия административных исков означает, что их рассмотрение должно происходить в исковом производстве без каких-либо ограничений, с изъятием их соответственно из производства по делам, возникающим из административно – правовых отношений.
Что дает эта новация в практическом плане? Думается, немало. Она означает в целом дальнейшее совершенствование судебной практики, усиление состязательного начала в судопроизводстве, повышение правовых гарантий для участников рассматриваемого дела.
Прежде всего, административные иски подлежат разрешению в состязательном процессе, как это и предусмотрено Основным Законом страны (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). На обе стороны в равной мере возлагается обязанность представления доказательств и доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование заявляемых требований.
В случаях предъявления административного иска к соответствующему органу власти целесообразно привлекать на стороне ответчика в качестве третьего лица то должностное лицо, которое совершило обжалуемый акт или непосредственно отвечает за обжалуемое постановление. Привлечение третьего лица должно производиться по правилам Гражданского процессуального кодекса (ст. 38).
Признание административных исков означает также и предоставление сторонам исковых средств защиты права. Так, гражданин – истец получает возможность отказываться от предъявленного требования, изменять его основание или предмет, а если ставится вопрос о возмещении материального ущерба, то вправе изменять и цену иска. Ответчик (орган исполнительной власти, местного самоуправления, либо должностное лицо) сможет признавать заявленное требование, выдвигать материально – правовые и процессуальные возражения против иска. В случаях, когда у него есть самостоятельные правопритязания к гражданину – истцу, связанные с разрешаемым спором, ему должна быть предоставлена возможность предъявления встречного иска по правилам действующего ГПК (ст. ст. 131 – 132 ГПК).
Допустимо и заключение спорящими сторонами мирового соглашения. Подобные соглашения уже известны судебной практике. Так, Саратовское областное управление здравоохранения отказало И. в выдаче направления в Республиканский центр (институт) ортопедии и травматологии в г. Кургане. И. обжаловал отказ в суд. В судебном заседании стороны заключили соглашение, по которому областное управление обязалось поместить И. в течение месяца в аналогичное лечебное заведение в г. Саратове, а истец отказался от заявленного требования.
При разрешении административных исков перед судьей стоит двойная задача: он должен проверить законность и обоснованность обжалуемого управленческого акта и с учетом этого разрешить по существу спор о праве. При удовлетворении иска это будет означать защиту прав или интересов гражданина, а при отказе в иске – подтверждение правильности принятого управленческими структурами решения. Такие решения сходны с решениями по искам о признании ордера на жилье недействительным или о восстановлении на работу, где суд тоже осуществляет проверку законности компетентных органов и в результате защищает (или не защищает) права заинтересованных граждан.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Жалоба на поликлинику в Омске

“КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
“ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР”
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
“КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ”
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
“АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
Российская юстиция, N 4, 1996

И. ЗАЙЦЕВ
И. Зайцев, профессор Саратовской государственной академии права, доктор юридических наук.
Одним из очевидных результатов реформирования российского правосудия можно признать радикальные изменения в гражданском судопроизводстве, касающиеся производства по делам, возникающим из административно – правовых отношений (главы 22 – 25 ГПК). Прежде всего с принятием Кодекса об административных правонарушениях значительно расширилась подведомственность суду дел, связанных с проступками граждан. В настоящее время суд вправе рассматривать заявления заинтересованных лиц не только тогда, когда на них был наложен штраф, но и в случаях привлечения к иным видам ответственности, предусмотренным ст. 24 Кодекса об административных правонарушениях (конфискация, а также возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину, и т.д.). И лишь административное предупреждение нецелесообразно обжаловать в суд.
В 1993 году была принята новая редакция главы 24(1) ГПК и к судебной подведомственности отнесены дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или на въезд в Россию из-за границы. Суд может проверять законность практически любых коллегиальных или единоличных действий в сфере управления, в результате которых: нарушены права или свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. А так как диапазон нарушений может быть довольно широк, то жалобы заинтересованных лиц могут быть весьма различными. Количество данных дел пока в общем объеме гражданских дел невелико (не более 2 – 3,5%), но хорошо просматривается тенденция к их увеличению. По мере того как у россиян будет уменьшаться “священный трепет” перед носителями “государственной власти и высшей мудрости”, являющийся психологическим наследием прошлого, и будет возрастать правовая культура в российском обществе, число обжалуемых неправомерных актов исполнительной власти, несомненно, увеличится.
Кроме того, из производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, перешли в исковое производство финансово-правовые дела, связанные с налогами и налоговыми платежами. В этой связи все большую актуальность приобретает вопрос юридической природы обращений граждан, недовольных актами, действиями или бездействием исполнительной власти и, соответственно, судопроизводства по рассмотрению и разрешению таких обращений. В самом деле, если без какого-либо умаления эффективности правосудия был изменен режим разбирательства дел о недоимках, то почему нельзя и другие требования административно – правового характера рассматривать в исковом порядке? К сожалению, российское правоведение и действующее законодательство пока еще не выработали однозначной позиции по данным вопросам.
С одной стороны, разбирательство дел, возникающих из управленческих (административных) правоотношений по заявлениям заинтересованных лиц, в арбитражных судах с успехом вот уже несколько лет (с 1992 года) производится в исковой форме. В таком порядке рассматриваются заявления о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок и т.д. (п. 2 ст. 22 АПК РФ). Данное положение не вызывает никаких юридических осложнений в арбитражной практике. Как известно, арбитражная и гражданская процессуальные формы принципиально идентичны (исковой порядок судопроизводства), и это обстоятельство само по себе исключает различное нормативное решение порядка разрешения аналогичных дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. С другой стороны, Основной Закон страны упоминает административное судопроизводство и отграничивает его от гражданского процесса (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ), хотя традиционно административная юстиция в России осуществляется в гражданской процессуальной форме (подразд. 2 разд. II ГПК).
Решение поставленных вопросов зависит, по моему мнению, от того, допустимы ли в российском праве административные иски, а также могут ли возможные административные иски соответствовать принципиальным положениям современной гражданско – процессуальной науки. В юридической литературе хорошо известно мнение о целесообразности административных исков в нашем праве (А.Ф. Клейнман, А.А. Добровольский, А.А. Мельников, В.И. Ремнев и др.). И оно представляется убедительным и справедливым.
Иск всегда неразрывно связан со спором о праве. Исковые требования могут быть только там, где существует юридический спор, не урегулированный сторонами. Иск представляет собою гражданско – процессуальную конструкцию, предназначенную для передачи спора в судопроизводство, и составляющую обязательное условие для его рассмотрения и разрешения в исковом порядке. Информацию о конкретном правовом конфликте, его сторонах, требованиях и возражениях участников истец включает в подаваемое исковое заявление. Эти сведения и составляют содержание иска. Именно потому, что в исковом требовании есть информация о возникшем юридическом споре, а, следовательно, и о нарушении или оспаривании субъективных прав истца и его просьба о восстановлении его прав либо их компенсации, иск и определяется в литературе как обращение заинтересованного лица к суду с просьбой о защите нарушенного или оспоренного субъективного права либо охраняемого законом интереса. Сказанное целиком и полностью может быть отнесено к заявлениям из административно – правовых отношений, поскольку и в этих отношениях возникают юридические споры о праве.
Для любого спора о праве характерны две спорящие стороны, одна из которых действительно или предположительно нарушает либо оспаривает права или интересы другой стороны, в связи с чем последняя обращается в суд. К спору приводят самые различные действия, в том числе и те, что совершают органы или должностные лица исполнительной власти и местного самоуправления, как-то: наложение штрафа, лишение гражданина какого-то специального права (например, водительских прав, права охоты), конфискация или возмездное изъятие определенных предметов, отказ в предоставлении каких-либо возможностей. При всем различии у перечисленных случаев есть общее – все они затрагивают права и охраняемые законом интересы гражданина. Заинтересованное лицо вполне может квалифицировать их как нарушение властными структурами его прав и интересов и заявлять в суде спор о праве.
Оспаривание прав заключается в таком поведении органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц, в результате которого становится неясным, неопределенным содержание конкретных субъективных прав либо спорным становится сам факт их существования. К оспариванию приводит волокита служащих госаппарата при обращении к ним граждан, невыдача компетентными органами официальных документов либо выдача таких документов, содержание которых можно понимать неоднозначно, и т.п. Как факты нарушения, так и факты оспаривания создают помехи в осуществлении субъективных прав заинтересованных лиц.
Спору о праве нередко предшествует и в известной степени провоцирует его неправомерное поведение самого гражданина, в частности, совершение им административного проступка, несоблюдение установленных правил и предписаний, непредставление необходимых документов при обращении с просьбой о выдаче лицензии, подача неосновательных ходатайств и т.д.
Те или иные действия гражданина, равно как и органов исполнительной власти или должностных лиц при заявлении спора о праве имеют предположительный характер – на них указывает в своем заявлении истец. Существуют ли они в действительности и каковы их юридические последствия (причиняют ли они ущерб и в каком размере) – установит суд при разбирательстве дела в ходе доказывания.
Для спора о праве характерно то, что его участники в соответствии с собственными интересами противостоят друг другу, и ни один из них не может самостоятельно устранить возникший юридический конфликт. В этом отношении они равноправны, в связи с чем и вынуждены обращаться в суд с заявлением о разрешении их спора. Данная характеристика юридического спора полностью применима к спорам, возникающим между гражданами и властными структурами.
В юридической литературе широко распространено мнение, что в административных (управленческих) правоотношениях участники неравны, их правовые связи строятся на началах субординации, и поэтому при возникновении конфликта он не должен определяться как спор о праве. Конечно, в административно – правовых отношениях участвуют неравноправные субъекты, для которых действительно типичны субординационные отношения. Однако несостоятельность анализируемого довода состоит в том, что его сторонники не учитывают суть спора о праве. Любой юридический спор всегда представляет собою самостоятельное, особое, охранительное правоотношение равноправных участников. Их равенство проявляется в наделении их идентичной гражданской процессуальной правоспособностью как стороны иска. При этом не имеет существенного значения то, в какой области возник спор: в гражданских, семейных, жилищных, земельных или административных правоотношениях. Равно как не имеет значения характер деятельности, в результате которой возник спор о праве – это может быть капитальное строительство, железнодорожная перевозка, оказание услуг, предпринимательство, местное самоуправление и т.д. Во всех названных случаях участники спора будут иметь одинаковую правосубъектность, не позволяющую своей властью ликвидировать возникший конфликт.
Следовательно, требования граждан, возникающие из административных правоотношений, являются по сути исковыми, их можно называть для краткости административными исками. Они аналогичны иным гражданским искам. В самом деле, чем отличается природа искового заявления о признании выданного ордера на жилую площадь недействительным от требования гражданина, оспаривающего какой-то акт управленческого органа (должностного лица)? Еще большее сходство имеют административные иски с гражданско – правовыми требованиями при причинении неправомерным административным актом материального ущерба. В подобных случаях истец просит признать акт недействительным и возместить причиненные убытки. Очевидно сходство исковых требований, которыми обжалуются отказы исполнительной власти в предоставлении какого-то блага (отказ в предоставлении лицензии и т.п.), и заявлений квартиросъемщика об открытии самостоятельного счета на жилплощадь, поскольку подобные иски вызваны отказом компетентного управленческого органа признать самостоятельное право гражданина на имущество или иное благо. Подобные примеры можно приводить еще и еще, но считаю, что из сказанного очевидно фактическое существование административных исков в правовой системе современной России. Из этого следует, что и процессуально – правовой порядок рассмотрения и разрешения административных исков должен быть исковым. Как известно, разбирательство заявлений, вытекающих из административно – правовых отношений, по действующему процессуальному закону происходит по общим, т.е. исковым, правилам за некоторыми изъятиями и дополнениями (ст. 1 ГПК). Признание наличия административных исков означает, что их рассмотрение должно происходить в исковом производстве без каких-либо ограничений, с изъятием их соответственно из производства по делам, возникающим из административно – правовых отношений.
Что дает эта новация в практическом плане? Думается, немало. Она означает в целом дальнейшее совершенствование судебной практики, усиление состязательного начала в судопроизводстве, повышение правовых гарантий для участников рассматриваемого дела.
Прежде всего, административные иски подлежат разрешению в состязательном процессе, как это и предусмотрено Основным Законом страны (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). На обе стороны в равной мере возлагается обязанность представления доказательств и доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование заявляемых требований.
В случаях предъявления административного иска к соответствующему органу власти целесообразно привлекать на стороне ответчика в качестве третьего лица то должностное лицо, которое совершило обжалуемый акт или непосредственно отвечает за обжалуемое постановление. Привлечение третьего лица должно производиться по правилам Гражданского процессуального кодекса (ст. 38).
Признание административных исков означает также и предоставление сторонам исковых средств защиты права. Так, гражданин – истец получает возможность отказываться от предъявленного требования, изменять его основание или предмет, а если ставится вопрос о возмещении материального ущерба, то вправе изменять и цену иска. Ответчик (орган исполнительной власти, местного самоуправления, либо должностное лицо) сможет признавать заявленное требование, выдвигать материально – правовые и процессуальные возражения против иска. В случаях, когда у него есть самостоятельные правопритязания к гражданину – истцу, связанные с разрешаемым спором, ему должна быть предоставлена возможность предъявления встречного иска по правилам действующего ГПК (ст. ст. 131 – 132 ГПК).
Допустимо и заключение спорящими сторонами мирового соглашения. Подобные соглашения уже известны судебной практике. Так, Саратовское областное управление здравоохранения отказало И. в выдаче направления в Республиканский центр (институт) ортопедии и травматологии в г. Кургане. И. обжаловал отказ в суд. В судебном заседании стороны заключили соглашение, по которому областное управление обязалось поместить И. в течение месяца в аналогичное лечебное заведение в г. Саратове, а истец отказался от заявленного требования.
При разрешении административных исков перед судьей стоит двойная задача: он должен проверить законность и обоснованность обжалуемого управленческого акта и с учетом этого разрешить по существу спор о праве. При удовлетворении иска это будет означать защиту прав или интересов гражданина, а при отказе в иске – подтверждение правильности принятого управленческими структурами решения. Такие решения сходны с решениями по искам о признании ордера на жилье недействительным или о восстановлении на работу, где суд тоже осуществляет проверку законности компетентных органов и в результате защищает (или не защищает) права заинтересованных граждан.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Как лучше перечислять алименты

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

Форма и сроки обращения в суд.

Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск – категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие “административный иск”. Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.

Административный иск – обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

С административным иском могут обратиться:

а) частные субъекты (граждане, юридические лица);

б) публичные субъекты, которые в случаях, предусмотренных законом, наделены полномочиями требовать в судебном порядке исполнения публично-правовых обязанностей, а также иными полномочиями, реализация которых возможна исключительно в судебной процедуре.

Административный иск как процессуальную конструкцию следует отличать от административного искового заявления как документа. Во-первых, административное исковое заявление может содержать несколько административных исков (в тех случаях, когда административным истцом сформулировано более одного материально-правового требования или же когда одно материально-правовое требование базируется на разных основаниях). Во-вторых, административный иск – категория динамичная (с течением процесса его элементы могут изменяться); напротив, административное исковое заявление – категория статичная (будучи однажды поданным в суд первой инстанции, оно приобщается к материалам судебного дела и остается неизменным, даже если сам административный иск претерпевает изменения).

2. Элементы административного иска. Элементы административного иска – это его составные части, которые характеризуют существо конкретного административного иска, его правовую природу.

Элементы административного иска – это то, что позволяет его индивидуализировать. Как известно, процессуальный закон (как в гражданском, так и в административном судопроизводстве) не допускает повторного рассмотрения тождественных исков. Именно совокупность элементов административного иска используется законодателем для определения тождественности (см. п. 4 ч. 1 ст. 128, п. 2 ч. 1 ст. 194, п. 4 ч. 1 ст. 196 КАС, п. 1 ч. 1 ст. 148, п. 2, 3 ч. 1 ст. 150 АПК).

Итак, к элементам административного иска следует относить:

1) предмет административного иска – материально-правовое требование административного истца к административному ответчику.

Предмет административного иска включает в себя:

а) предмет спора – то, по поводу чего возник конкретный правовой спор.

Предметом спора могут быть деньги (при взыскании обязательных платежей и санкций), конкретные юридические факты (например, результаты определения кадастровой стоимости – при их оспаривании), властные решения, действия, бездействие (при заявлении требования о признании таких решений, действий, бездействия незаконными) и т.д.;

б) способ защиты публичных прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 124 КАС к таким способам относятся требования:

– о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

– о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

– об обязании административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

– об обязании административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

– об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

В отличие от гражданского законодательства, предусматривающего, что способы защиты гражданских прав устанавливаются законом (ст. 12 ГК), в административном судопроизводстве законодатель допускает возможность использования также и способов, прямо законом не предусмотренных (ч. 2 ст. 124 КАС);

2) основание административного иска – юридические факты, которыми административный истец обосновывает свое материально-правовое требование.

От основания административного иска необходимо отличать доказательства как фактические данные, которые используют для подтверждения наличия или отсутствия фактов;

3) субъектный состав участников материально-правового спора (административный истец и административный ответчик).

Изначально субъектный состав определяется административным истцом при подаче административного искового заявления. Однако в последующем он может корректироваться по основаниям, установленным законом (например, при процессуальном правопреемстве или при замене ненадлежащего административного ответчика).

3. Виды административных исков. Административные иски можно классифицировать по различным основаниям.

Непосредственно в КАС исходя из характера материально-правового требования выделяются, в частности, административные иски:

– о признании нормативного правового акта недействующим;

– об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;

– о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка;

– об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;

– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

– о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;

– о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами;

– о прекращении деятельности средств массовой информации;

– о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и др.

По процессуальной цели административные иски можно разделить на:

1) административные иски о признании – иски, в которых административный истец просит подтвердить наличие (отсутствие) спорного публичного правоотношения, признать за ним спорное публичное право, установить наличие (отсутствие) полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо констатировать несоответствие акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.

Судебное решение, принятое по административному иску о признании, не воздействует на спорное материальное правоотношение, не влечет возникновения новых материальных правоотношений, не разрешает вопросы о применении административных ограничений в отношении физических лиц либо об ограничении правосубъектности организаций. Цель, которую преследует административный истец, предъявляя такие иски, не связана с возложением на административного ответчика обязанности совершить какие-либо действия, принять решение. Все, чего добивается административный истец, – это лишь констатация определенной правовой “статики” – разрешение вопроса о наличии (отсутствии) публичного права, правоотношения или полномочий на решение конкретного вопроса определенным публичным органом либо разрешение вопроса о несоответствии акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту.

В случае если судом будет принято решение об удовлетворении административного иска о признании, оно не подлежит исполнению – его правовой эффект состоит уже в самом факте такой судебной констатации. Соответственно, не возникает и необходимости в добровольном или принудительном исполнении такого судебного акта. В то же время необходимо учитывать, что в некоторых случаях процессуальный закон позволяет суду выйти за пределы исковых требований. Например, удовлетворяя требование о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, суд в судебном решении должен указать на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС). Такой подход законодателя не ставит под сомнение саму конструкцию административных исков о признании – здесь важно понимать, что дискреционное полномочие, которым закон наделяет суд, по сути, означает лишь право последнего инициировать самостоятельное исковое требование помимо воли административного истца.

Административные иски о признании подразделяют на:

а) положительные – иски, в которых требование сводится к подтверждению спорного публичного права (правоотношения) либо полномочий определенного публичного органа;

б) отрицательные – иски, в которых требование сводится к установлению факта отсутствия спорного публичного права (правоотношения), полномочий определенного публичного органа либо к констатации несоответствия акта, решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту;

2) административные иски о присуждении (административные иски с исполнительной силой) – иски, в которых административный истец просит принудить административного ответчика к принятию решения либо совершению определенных действий, направленных на восстановление нарушенного публичного права либо на обеспечение публичного интереса.

Следует обратить внимание на то, что в административных исках о присуждении требование административного истца о признании за ним конкретного публичного права (полномочия) отдельно не выделяется, сам по себе этот факт лишь входит в предмет доказывания. Конечная цель этих исков всегда связана с реальной передачей имущества, совершением определенных действий, принятием решения и т.п. Судебное решение об удовлетворении такого иска возлагает на административного ответчика конкретную обязанность, а потому подлежит добровольному или принудительному исполнению;

3) преобразовательные (конститутивные) административные иски – иски, направленные на возникновение, изменение или прекращение публичного материального правоотношения либо на разрешение вопросов о применении административных ограничений в отношении физических лиц или об ограничении правосубъектности организаций, их ликвидации.

Специфика таких исков состоит в том, что само судебное решение обеспечивает реализацию публичного интереса весьма своеобразным образом – оно не констатирует наличие или отсутствие спорного публичного права (как в исках о признании), не понуждает административного ответчика к совершению каких-либо действий, принятию решений (как в исках о присуждении), однако оно непосредственно воздействует на элементы публичных правоотношений – на их субъектов, а также на публичные права и обязанности. Именно под влиянием судебного решения, к примеру, может быть ограничена правовая сфера физического лица (при применении к нему административных ограничений – см. гл. 29 КАС). Равным образом судебное решение может воздействовать на правовую сферу организации (например, при приостановлении ее деятельности – см. гл. 27 КАС). Наконец, судебное решение может вторгнуться в содержание конкретных публичных прав и обязанностей (здесь в качестве примера можно привести предусмотренное гл. 25 КАС производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в рамках которого заинтересованное лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости).

Отдельного упоминания требует производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Дело в том, что правовая природа административного иска об оспаривании нормативного правового акта может варьироваться в зависимости от того, каков поражающий эффект судебного решения, признавшего нормативный правовой акт не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Согласно п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может вынести решение об удовлетворении заявленных требований, при этом момент, с которого оспоренный нормативный правовой акт становится недействующим, определяется двояко: либо со дня вступления решения суда в законную силу, либо с иной определенной судом даты. Если поражающий эффект судебного решения направлен в перспективу, то, очевидно, можно говорить о преобразовательном характере административного иска и принятого судебного решения, поскольку именно судебное решение прекратило на будущее те позитивно-правовые последствия, которые возникли с момента вступления в силу оспоренного нормативного акта. Однако что изменится, если суд придет к выводу, что нормативный акт изначально не породил правовых последствий, а потому дата признания его недействующим должна совпадать с датой вступления его в силу? Здесь следует говорить о принципиально иной модели административного иска – о модели отрицательного иска о признании.

Преобразовательные административные иски подразделяют на:

а) правопорождающие – административные иски, удовлетворение которых влечет возникновение нового материального правоотношения между административным истцом и административным ответчиком;

б) правоизменяющие – административные иски, удовлетворение которых влечет изменение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ограничивает правосубъектность организаций, либо ведет к наложению административных ограничений в отношении физических лиц;

в) правопрекращающие – административные иски, удовлетворение которых влечет прекращение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ликвидацию организации, либо прекращение деятельности средства массовой информации.

Как правило, при рассмотрении правоизменяющих и правопрекращающих административных исков спор о самом факте существования публичного материального правоотношения отсутствует. Например, стороны не отрицают, что в государственный кадастр недвижимости внесены конкретные результаты определения кадастровой стоимости, однако по некоторым причинам административный истец считает, что результаты определения кадастровой стоимости не соответствуют рыночной стоимости объекта недвижимости, и именно эти результаты он требует изменить, используя конструкцию правоизменяющего преобразовательного иска.

б) правоизменяющие – административные иски, удовлетворение которых влечет изменение существующего между административным истцом и административным ответчиком материального правоотношения, либо ограничивает правосубъектность организаций, либо ведет к наложению административных ограничений в отношении физических лиц;

Признание административного иска административным ответчиком

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: “Признание административного иска административным ответчиком” с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.

Добавить комментарий