Когда восстановят право на освобождение от НДС

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019 – 2020 годах?

  • Кто освобождается от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ
  • Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах
  • Как применять освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ
  • Кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ
  • Итоги

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

Сроки предоставления документов на освобождение

Следует все-таки учитывать, что есть общая норма: о применении освобождения от НДС нужно проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). Если нарушен этот срок, инспекция будет стараться отказать вам в применении освобождения.

Но последствия нарушения этого срока закон не определят. Поэтому просрочка не может служить причиной для отказа в освобождении от НДС и доначисления налога. Ничего не поделаешь: такова позиция, изложенная в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Более того, поскольку освобождение от НДС носит не разрешительный, а уведомительный характер, то и никакого решения от инспекции на этот счет не требуется (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2008 № А65-1347/08).

Итак, чтобы на законных основаниях не платить НДС, нужно соблюсти определенные условия и совершить необходимые действия. Тем не менее, прежде чем переходить на освобождение, определите, будет ли оно выгодно именно вам.

Работа без НДС кажется на первый взгляд более выгодной для фирмы, чем с НДС. Ведь НДС платить не надо, вести налоговые регистры и составлять отчетность – тоже. НДС также требует повышенной ответственности к документам, увеличивает нагрузку на бухгалтера, которому нужно вести дополнительные налоговые и бухгалтерские регистры по учету НДС.

Однако работа с НДС увеличивает привлекательность вашей компании для крупных покупателей, большинство из которых работает на общей системе. А применение налоговых вычетов может сделать стоимость вашего товара ниже, чем у ваших мелких конкурентов.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Надежная альтернатива дорогим СПС

Освобождение от НДС: утрата права на льготу

“Информационный бюллетень “Экспресс-бухгалтерия”, 2013, N 32

Налоговый кодекс позволяет фирмам и предпринимателям с малыми оборотами отказаться от исчисления и уплаты НДС. Однако как и большинство льгот, освобождение от налога на добавленную стоимость требует выполнения определенных требований и подтверждения их соблюдения. В противном случае налог придется восстановить к уплате в бюджет. При этом период, за который это нужно сделать, зависит от того, что именно послужило причиной утраты права на льготу.

Организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС по умолчанию с момента регистрации (п. 1 ст. 143 НК). Не являются плательщиками данного налога, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, хозяйствующие субъекты, применяющие:

  • “вмененку”;
  • упрощенную систему налогообложения;
  • патентную систему налогообложения (п. 4 ст. 346.26, п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 11 ст. 346.43 НК).

Однако помимо этого освобождение от обязанностей по исчислению и уплате НДС предусмотрено ст. 145 Налогового кодекса. Воспользоваться им можно лишь в части реализации товаров, не являющихся подакцизными, и не будучи участником проекта “Сколково” (п. 2 ст. 145 НК, Определение КС РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О). Кроме того, для этого выручка компании или ИП от реализации без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не может превышать в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК). Наконец, освобождение от НДС в данном случае также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Для освобождения от НДС в порядке, предусмотренном ст. 145 Налогового кодекса, хозяйствующему субъекту необходимо представить в ИФНС по месту учета соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, то есть объем выручки за установленный период. К таким документам относятся:

Освободился от уплаты НДС – восстанови его. Но только по закону

Обязанность восстановить НДС введена в ст. 145 НК РФ Законом от 29.05.02 N 57-ФЗ. Раньше такой обязанности в НК РФ не было. Налоговики бросились налагать штрафы и за предшествующие периоды. Разбирательства продолжаются и сейчас
В силу специфики налогового законодательства, за изменениями которого не успевают следить даже специалисты, не говоря уже о рядовых налогоплательщиках, на практике очень часто возникают спорные ситуации, однозначного решения по которым достичь невозможно даже при обращении в суд.

Ю. МИХАЛЫЧЕВА, АКДИ “Экономика и жизнь”

Одна из таких проблем связана с восстановлением сумм “входного” НДС налогоплательщиками, получившими освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ.

Статья 145 НК РФ определяет порядок и условия освобождения налогоплательщиков от обязанности уплаты НДС. Пунктом 8 ст. 145 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ до использования права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для таких операций, после отправки уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Пункт 8 был введен в ст. 145 НК РФ Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 57-ФЗ).

До вступления в силу изменений, внесенных в ст. 145 НК РФ Законом N 57-ФЗ, до 1 июля 2002 г., в главе 21 НК РФ не было норм, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать “входной” НДС при получении освобождения от уплаты НДС.

* * * Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ (в редакции НК РФ, действовавшей до 1 июля 2002 г.) суммы “входного” НДС нельзя было принять к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для:

  • операций, которые не подлежат налогообложению в соответствии с пунктами 1 – 3 ст. 149 НК РФ;
  • операций, местом реализации которых не признается территория РФ.

В этих случаях уплаченные суммы НДС подлежали включению в состав расходов. Поэтому если налогоплательщик получил по таким операциям вычет, то он должен был восстановить соответствующие суммы налога и уплатить их в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Отдельно было закреплено положение, касающееся налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Эта категория налогоплательщиков также не имела права принимать к вычету НДС, а должна была учитывать его в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 6 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, налоговое законодательство, действовавшее до 1 июля 2002 г., действительно содержало запрет на получение вычетов по уплаченным суммам НДС для налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Но этот запрет распространялся только на тот период времени, в течение которого налогоплательщик пользовался освобождением по ст. 145 НК РФ. Что же касается вычетов, полученных до перехода на особый режим по ст. 145 НК РФ, то никаких положений относительно обязанности по восстановлению НДС такими лицами Кодекс не содержал.

Конечно, не следует забывать о п. 2.10 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее – Методические рекомендации), в котором было указано, что суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации.

Именно этим положением налоговые органы мотивируют свои требования к налогоплательщикам о восстановлении НДС. Однако здесь стоит напомнить, что Методические рекомендации не являются актами налогового законодательства и не обладают обязательной силой для налогоплательщиков, ссылка на них в обоснование отдельных положений НК РФ в том случае, когда они “дополняют” нормы НК РФ и прямо не следуют из них, является безосновательной.

Таким образом, до 1 июля 2002 г. НК РФ не предусматривал обязанности для налогоплательщиков, получивших освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, восстанавливать и уплачивать суммы НДС в бюджет.

* * * Закон N 57-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., изменил ситуацию. Статья 145 НК РФ была дополнена п. 8, согласно которому налогоплательщики, которые до получения права на освобождение приобрели товары (работы, услуги) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, но не использовавшие их для таких операций, должны восстановить НДС .

С появлением этой нормы закона налоговые органы начали выносить решения по результатам налоговых проверок о нарушениях налогового законодательства за прошлые налоговые периоды, в которых обязывали налогоплательщиков восстанавливать НДС и уплачивать соответствующие штрафы по ст. 122 НК РФ.

Однако налоговики поторопились. Согласно ст. 2 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налогоплательщики, которые на момент вступления Закона в силу уже пользовались освобождением, не обязаны восстанавливать НДС, так как на момент приобретения права на освобождение норм законодательства о восстановлении ранее принятых к вычету сумм НДС просто не существовало.

Поскольку до 1 июля 2002 г. законодательно не была закреплена обязанность по восстановлению ранее принятых к вычету сумм НДС при приобретении права на освобождение от уплаты НДС, восстанавливать принятые к вычету суммы НДС обязаны лишь те налогоплательщики, которые получили освобождение по ст. 145 НК РФ после 30 июня 2002 г.

Что же касается арбитражной практики по данному вопросу, то она формировалась неоднозначно.

Так, ФАС Центрального округа в кассационной инстанции не удовлетворил жалобу налогоплательщика о признании недействительным решения налоговой инспекции о восстановлении суммы НДС, приходящейся на остаточную стоимость не полностью амортизированных основных средств, которые использовались для производственной деятельности после получения права на освобождение по ст. 145 НК РФ. Такое решение суд принял на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 2.10 Методических рекомендаций (Постановление ФАС Центрального округа от 25.04.02 N А54-4455/01-С11).

Аналогичное решение имеется еще по одному делу. В кассационной инстанции ФАС Центрального округа постановил, что налогоплательщик был обязан восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 07.05.02 N А54-4096/01-С2).

Суд руководствовался п. 2 ст. 171 НК РФ, согласно которому налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, уплаченную при приобретении товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 ст. 170 НК РФ. А согласно п. 6 ст. 170 НК РФ при приобретении товаров (работ, услуг) лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, должны учитываться в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Суд делает вывод, что к вычету причитаются суммы “входного” НДС только по тем товарам (работам, услугам), которые были приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для производства товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке.

Но в большинстве случаев суды не поддерживают требования налоговых органов (Постановления ФАС Уральского округа от 03.03.03 N Ф09-408/03-АК и от 22.01.03 N Ф09-2932/02-АК, Северо-Западного округа от 02.09.02 N А56-4218/02, Волго-Вятского округа от 03.04.03 N А82-127/02-А/6).

Решения, признающие правомерность невосстановления сумм НДС, принятых к вычету до приобретения права на освобождение от уплаты НДС, суды аргументировали следующим образом:

  • до 1 июля 2002 г. в НК РФ отсутствовали нормы, требовавшие от налогоплательщиков восстанавливать ранее возмещенный НДС по товарам, приобретенным до получения налогового освобождения. Положения пунктов 2 и 6 ст. 170 НК РФ к таким налогоплательщикам не относятся. Пункт 6 ст. 170 НК РФ применим только к тем случаям, когда налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) в период освобождения от налогообложения. На ранее полученные вычеты п. 6 ст. 170 НК РФ не распространяется. Поэтому он не может толковаться, как устанавливающий для налогоплательщиков обязанность восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ (до использования права на освобождение). В момент же приобретения спорных товаров (работ, услуг) нормы п. 6 ст. 170 НК РФ также неприменимы, т.к. в этот момент лицо являлось плательщиком НДС;
  • ссылка на п. 2.10 Методических рекомендаций неправомерна, поскольку в силу п. 2 ст. 4 НК РФ методические рекомендации не относятся к законодательству о налогах и сборах, поэтому не носят обязательного характера. Кроме того, п. 2.10 исключен из Методических рекомендаций приказом МНС России от 17.09.02 N ВГ-3-03/491 “О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447”;
  • введенная Законом N 57-ФЗ обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ, действует лишь с 1 июля 2002 г. (со дня вступления в силу Закона). В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры налогов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Читайте также:  Как сдать комнату в аренду

Действовавшим до 1 июля 2002 г. законодательством не была предусмотрена обязанность налогоплательщика восстанавливать и уплачивать НДС, поэтому при вышеперечисленных обстоятельствах дополнения (п. 8 ст. 145 НК РФ), внесенные Законом, неприменимы.

Таким образом, до вступления в силу Закона N 57-ФЗ налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, не обязаны были восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, в том числе и по основным средствам.

  • операций, которые не подлежат налогообложению в соответствии с пунктами 1 – 3 ст. 149 НК РФ;
  • операций, местом реализации которых не признается территория РФ.

В этих случаях уплаченные суммы НДС подлежали включению в состав расходов. Поэтому если налогоплательщик получил по таким операциям вычет, то он должен был восстановить соответствующие суммы налога и уплатить их в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Отдельно было закреплено положение, касающееся налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Эта категория налогоплательщиков также не имела права принимать к вычету НДС, а должна была учитывать его в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 6 ст. 170 НК РФ).

Что нужно сделать в последний налоговый период перед освобождением?

Перед тем как распрощаться с НДС, организации и индивидуальные предприниматели должны выполнить еще одну не совсем приятную обязанность. Перед началом работы без НДС необходимо восстановить ранее принятый к вычету «входной» налог со стоимости товаров, материалов, а также основных средств (п. 8 ст. 145 НК РФ). Дело в том, что одним из условий для принятия «входного» налога к вычету является использование объекта в деятельности, облагаемой НДС (ст. 171 и 172 НК РФ). Если же организация получит освобождение от НДС, данное условие не выполняется. Значит, вычеты необходимо восстановить.

Налог восстанавливается со стоимости товаров и материалов, оставшихся на балансе организации на дату начала применения освобождения от НДС. Кроме того, восстановить НДС необходимо с остаточной стоимости имеющихся основных средств. При этом остаточная стоимость должна определяться по данным бухгалтерского учета. Это подтверждает Минфин России (письмо от 12.04.2007 № 03-07-11/106) и суды (п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, а также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2011 № А43-14553/2010).

Перед тем как организация начнет применять освобождение от НДС, необходимо внести записи в книгу продаж на сумму восстановленного налога. Записи делаются на основании счетов-фактур, по которым налог ранее был принят к вычету. Налог восстанавливается в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления в налоговую инспекцию (п. 8 ст. 145 НК РФ).

ООО «Ромашка» с 1 октября 2014 г. применяет освобождение от НДС. На 30 сентября 2014 г. у организации имеется на балансе основное средство остаточной стоимостью 100 000 руб. и товары стоимостью 30 000 руб. (без НДС). Со стоимости всего имущества ранее был принят к вычету «входной» НДС по ставке 18%. Рассчитаем, какую сумму налога общество должно восстановить перед освобождением от НДС.

Перед освобождением от НДС необходимо восстановить НДС со стоимости товаров и материалов, а также остаточной стоимости основных средств (п. 8 ст. 145 НК РФ). Общая сумма НДС к восстановлению равна 23 400 руб. (100 000 руб. х 18% + 30 000 руб. х 18%). Организация должна 30 сентября 2014 г. внести соответствующие записи в книгу продаж за III квартал 2014 г.

К сведению
Освобождение от НДС, полученное в соответствии со ст. 145 НК РФ, не распространяется на уплату налога при ввозе товаров на территорию РФ. Освободившиеся от НДС организации, как и прочие, должны уплачивать «ввозной» НДС при импорте товаров согласно подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Право на освобождение от НДС: условия применения

Прежде чем перейти непосредственно к поставленному вопросу, напомним об основных правилах, соблюдение которых позволяет налогоплательщикам воспользоваться правом на освобождение от НДС.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьей 145 Кодекса (далее также – освобождение), при соблюдении определенных условий (пп. 1, 2 ст. 145 НК РФ), а именно:

  • сумма получаемой ими выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать в совокупности 2 миллионов рублей (без учета НДС);
  • в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев они не продавали подакцизных товаров.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, полученное в соответствии со статьей 145 Кодекса, не распространяется на уплату налога при ввозе товаров на территорию РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что для организаций, которые получили статус участника проекта «Сколково», порядок освобождения от уплаты НДС регулируется специальной нормой (ст. 145.1 НК РФ).

Для тех организаций или предпринимателей, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобождены от уплаты НДС, порядок учета сумм налога, предъявленных покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств (далее – ОС) и нематериальных активов (далее – НМА), либо фактически уплаченных при их ввозе на территорию РФ, выделен в Кодексе в отдельную норму (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Согласно этому порядку суммы налога учитывают в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА.

Что касается правил применения вычетов НДС в случае, когда организация (предприниматель) приобрела товары (работы, услуги) в период освобождения по статье 145 Кодекса, а использовала их в облагаемых НДС операциях после утраты этого права, то они прописаны в абзаце 2 пункта 8 статьи 145 Кодекса. Остановимся на этих правилах подробнее.

Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа (пост. АС ДВО от 14.10.2015 № Ф03-4203/15 по делу № А51-1171/2015) отметил, что во втором абзаце пункта 8 статьи 145 Кодекса отсутствует указание на возможность предъявления к вычету сумм НДС, уплаченного при приобретении основных средств до утраты права на освобождение от НДС. Речь здесь идет о возможности применения вычета по НДС только в отношении товаров (работ, услуг). Проанализировав ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и главу 25 Кодекса, судьи пришли к выводу, что положения бухгалтерского учета и налогового учета не предусматривают право налогоплательщика на «извлечение» из остаточной стоимости основного средства сумм НДС.

“Недвижимый” налог

Специальный порядок восстановления НДС по недвижимости — дело, как говорится, новое, неосвоенное. Однако чиновники пока высказались лишь по двум моментам.

Первый связан с возможностью применения этого порядка к “старой” недвижимости. То есть амортизация по которой уже начислялась до 1 января 2006 года. Согласно Налоговому кодексу НДС нужно восстанавливать в течение 10 лет с начала амортизации объекта. Учитывая, что рассматриваемая норма вступила в действие с 1 января 2006 года, Минфин сделал вывод: спецпорядок применяют в отношении только той недвижимости, которая была введена в эксплуатацию в декабре 2005 года или позже (*5). Кстати, такой подход закреплен и в Порядке заполнения налоговой декларации по НДС (*6). Но в письме ФНС по данному вопросу указанные ограничения не установлены, хотя это письмо и согласовано с финансовым ведомством (*7).

Следовать ли рекомендациям специалистов Минфина России? Ведь глава 21 Налогового кодекса оговорки относительно “старой” недвижимости не содержит. С 1 января 2006 года применяют новый порядок восстановления лишь по тем объектам, которые начали использовать в деятельности, выручку от которой не облагают НДС. И эта дата никак не связана с моментом начала амортизации основного средства.

Ответ на этот вопрос очень важен. Ведь установленное финансистами ограничение не в пользу фирм. Если бухгалтер будет им руководствоваться, восстанавливать НДС ему придется не поэтапно, а в соответствии с общей нормой, то есть единовременно. Последствия такого подхода — в примере.

Пример
В декабре 2004 года фирма приобрела здание. Стоимость недвижимости — 118 000 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 000 руб.). Вся сумма “входного” налога была принята к вычету. Начислять амортизацию по зданию бухгалтер начал в январе 2005 года. Срок полезного использования объекта — 40 лет (480 мес.). Метод начисления амортизации — линейный.
С января 2007 года фирма наряду с деятельностью, облагаемой НДС, стала проводить операции, не облагаемые налогом. В 2007 году общая сумма выручки составила 10 000 000 руб., в том числе выручка от не облагаемых операций — 2 000 000 руб. Из них в январе 2007 года — 1 000 000 руб. (облагаемая выручка) и 200 000 руб. (не облагаемая выручка). Налоговым периодом по НДС для фирмы является месяц.
Ситуация 1
Фирма руководствуется спецнормой.
В этом случае налог восстанавливают в течение 10 лет. В декабре 2007 года фирма должна восстановить НДС в размере 1/10 суммы налога, принятой к вычету. Причем в доле, приходящейся на не облагаемые операции за этот год.
Сумма налога к восстановлению должна быть рассчитана так:
18 000 000 руб. : 10 лет x (2 000 000 руб. : 10 000 000 руб.) = 360 000 руб.
Ситуация 2
Фирма руководствуется общей нормой.
Тогда налог придется восстановить в январе 2007 года пропорционально остаточной стоимости здания и в доле, которая приходится на не облагаемые операции за месяц. Остаточная стоимость здания составит:
95 000 000 руб. (100 000 000 руб. — (100 000 000 руб. : 480 мес. x 12 мес.)).
Сумма налога к восстановлению должна быть рассчитана так:
18 000 000 руб. x (95 000 000 руб. : 100 000 000 руб.) x (200 000 руб. : 1 000 000 руб.) = 3 420 000 руб.
Эту сумму нужно начислить к уплате в бюджет до 20 февраля 2007 года.
Как мы видим, разница в сумме налога между первым и вторым вариантом — колоссальная.

Второй вопрос касается восстановления НДС по недвижимости при переходе на “вмененку”. В своем письме (*8) ФНС России отмечает, что специальный порядок восстановления налога распространяется также на объекты недвижимости, которые будут использоваться одновременно как в деятельности, облагаемой НДС, так и во “вмененной” деятельности. Сумму налога, которую придется начислить дополнительно, определяют пропорционально выручке от “вмененного” бизнеса.

А если недвижимость будут полностью использовать в деятельности, переведенной на ЕНВД, нужно применять общий (единовременный) порядок восстановления НДС.

Какие же аргументы приводят инспекторы, сужая спектр применения специального порядка восстановления налога по недвижимости? Пока есть лишь неофициальные высказывания чиновников. Из них следует, что спецпорядок распространяется только на плательщиков НДС. Ведь он приведен в той статье кодекса, которая затрагивает именно их. К сожалению, дополнительные разъяснения по данным вопросам пока отсутствуют. Нет и арбитражной практики.

Какие же аргументы приводят инспекторы, сужая спектр применения специального порядка восстановления налога по недвижимости? Пока есть лишь неофициальные высказывания чиновников. Из них следует, что спецпорядок распространяется только на плательщиков НДС. Ведь он приведен в той статье кодекса, которая затрагивает именно их. К сожалению, дополнительные разъяснения по данным вопросам пока отсутствуют. Нет и арбитражной практики.

Льготы по НДС

Прежде всего, стоит сказать о том, что большинство налоговых специалистов ко льготам по НДС относят:

  • право предприятий и ИП переносить прошлые убытки на будущие периоды;
  • возможность применять амортизационные премии;
  • при оказании услуг не на территории РФ (при самом факте отсутствии объекта налогообложения) возможность не начислять НДС.

Но вопреки сложившейся практике, строго говоря, перечисленные здесь пункты в полной мере отнести ко льготам по НДС нельзя, поскольку на них имеют право и другие налогоплательщики. Поэтому главной льготой НДС является только возможность освобождения от его уплаты.

  • со времени постановки на государственный учет прошло не меньше 3 месяцев;
  • без НДС за 3 месяца прибыль компании составила не больше 2 миллионов рублей;
  • в продажах не используются товары, подпадающие под акциз или при работе с ними ведется раздельный учет по подакцизным и неподакцизным категориям.

Как подать уведомление на продление освобождения от НДС

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, могут получить освобождение от НДС. В данной статье рассмотрим условия, при которых данное освобождение можно получить, разберём, каким образом необходимо уведомить налоговый орган, приведем образец заполнения уведомления. Какие условия необходимо соблюсти для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС?

Порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика предусмотрен ст.145 НК РФ.

Читайте также:  Медико-социальная комиссия для получения инвалидности

Для освобождения должны выполняться следующие условия:

Во-первых, Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 миллиона рублей (без учёта НДС).

Например, организация планирует воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС с апреля отчётного года. За три предшествующих последовательных календарных месяцев выручка от реализации составила: * январь — 620 000 руб. ( в т.ч. НДС — 94576 руб.); * февраль — 750 000 руб. (в т.ч. НДС — 114407 руб.); * март — 840 000 руб. (в т.ч. НДС — 128136 руб.). Общая сумма выручки за три месяца без НДС составила: 620 000 – 94 576 + 750 000 – 114 407 + 840 000 – 128 136 = 1 872 881 руб.

В итоге сумма выручки за январь, февраль, март без учёта НДС менее 2 миллионов рублей, следовательно, с апреля организация имеет право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

При этом, при определении размера выручки налогоплательщик не учитывает выручку от операций, не облагаемых НДС. Подтверждение данной позиции отражено в п.4 Пленума ВАС РФ Постановления от 30 мая 2014 г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» «При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны».

Размер выручки определяется по данным регистров бухгалтерского учета.

Во-вторых, организации и индивидуальные предприниматели не должны реализовывать подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

При одновременной реализации подакцизных и неподакцизных товаров налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по операциям с неподакцизным товарам (Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002г. №313-О). Чтобы воспользоваться правом на освобождение, организация должна вести раздельный учет продаж подакцизных и неподакцизных товаров.

При этом при определении выручки, дающей право на освобождение от налогообложения НДС, не включаются доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров (п.4 Пленума ВАС РФ Постановление от 30 мая 2014г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»). «Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании пункта 2 статьи 145 Кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение».

Какие документы необходимо представить в налоговый орган для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика?

Для получения освобождения от уплаты НДС налогоплательщику необходимо направить в налоговый орган уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение.

Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

Список документов, подаваемых с уведомление, определён в п.6 ст.145 НК РФ: * выписка из бухгалтерского баланса (для ООО); * выписка из книги продаж; * выписка из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей). В случае, если ООО или ИП перешли на общую систему налогообложения с: * УСН, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. * ЕСХН, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Срок подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение от НДС

Срок подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение — не позднее 20 числа того месяца, с которого налогоплательщик использует право на освобождение.

В свою очередь, Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления от 30 мая 2014г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что «…налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения».

Организации и индивидуальные предприниматели, заявившие о своем праве на освобождение, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (п.4 ст.145 НК РФ) за следующим исключением: * превышение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за любые три последовательных календарных месяцев свыше 2 миллионов рублей; * налогоплательщик начал реализацию подакцизных товаров без ведения раздельного учёта. Сумма НДС подлежит к уплате в бюджет, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место или превышение выручки, или осуществление реализации подакцизных товаров.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что за этот период выручка от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. руб., а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Стоит заметить, что если налогоплательщик не представит документы (или представит документы, которые содержат недостоверные сведения), то необходимо будет заплатить налог в бюджет за все время действия освобождения, а также налоговые санкции и пени (п. 5 ст. 145 НК РФ).

При этом, при определении размера выручки налогоплательщик не учитывает выручку от операций, не облагаемых НДС. Подтверждение данной позиции отражено в п.4 Пленума ВАС РФ Постановления от 30 мая 2014 г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» «При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны».

Подтверждение и продление освобождения уплаты НДС?

В инспекцию федеральной налоговой службы предоставить:

  • Из баланса сделать выписку с указанием бух. выручки за время освобождения.
  • Из книги продаж за тот же период сделать выписку.

Без этих документов право утратится.

Чтобы продлить освобождение подают уведомление о продлении вместе с док-ми.

Документы предоставить до 20 числа того месяца, который будет идти за 12 мес. «освободительного» периода.

Документы предоставить до 20 числа того месяца, который будет идти за 12 мес. «освободительного» периода.

Подтверждаем освобождение

По окончании 12 месяцев применения освобождения не позднее 20-го числа следующего месяца нужно представить в ИФНС документы, подтверждающие, что ваша выручка за это время каждые 3 последовательных календарных месяца не превышала 2 млн руб. Перечень таких документов тот же, что и при уведомлении инспекции о начале применения освобождения.

Если выручка превысит названный лимит, то вы утратите свою льготу начиная с месяца, в котором произошло превышение. А значит, с этого месяца вы становитесь плательщиком НДС (подробнее см. далее).

Пример. Определение выручки за каждые 3 календарных месяца

Организация начала применять освобождение от уплаты НДС с начала года. В январе выручка составила 350 тыс. руб., в феврале – 730 тыс. руб., в марте – 800 тыс. руб., в апреле – 500 тыс. руб.

Суммируем выручку за каждые 3 последовательных календарных месяца.

Шаг 1. Проверяем сумму выручки за первые 3 месяца: 350 000 руб. + 730 000 руб. + 800 000 руб. = 1 880 000 руб.

Сумма выручки меньше 2 млн руб., значит, в марте право на освобождение не теряется.

Шаг 2. Проверяем сумму выручки за следующие 3 месяца (февраль – апрель):

730 000 руб. + 800 000 руб. + 500 000 руб. = 2 030 000 руб.

Сумма выручки превышает 2 млн руб., следовательно, организация с 1 апреля утрачивает право на освобождение и с реализованных в апреле товаров должна начислить НДС и уплатить его в бюджет.

Одновременно с этим по окончании периода освобождения вам нужно решить, что делать:

(или) продолжить применять освобождение в течение следующих 12 месяцев. В этом случае вместе с указанными выше подтверждающими документами нужно направить в ИФНС уведомление о продлении использования этого права. Форма уведомления произвольная, но можно воспользоваться той же формой, что и при первичном получении освобождения;

(или) вернуться к общим правилам уплаты НДС. Тогда в инспекцию нужно представить уведомление об отказе от использования права на освобождение также в произвольной форме.

В ИФНС России N 24 по г. Москве

от Общества с ограниченной

ИНН 7702111222, КПП 770201001,

Адрес: 115552, г. Москва,

Каширское шоссе, д. 15

Уведомление

об отказе от освобождения от исполнения обязанностей

налогоплательщика по НДС

В соответствии с п. 4 ст. 145 Налогового кодекса РФ уведомляем, что Общество с ограниченной ответственностью “Волна” отказывается от использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, с 1 января 2010 г.

Документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения (с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г.) сумма выручки Общества с ограниченной ответственностью “Волна” от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей, прилагаются.

Генеральный директор ООО ——- А.В. Рыбаков “11” января 2010 г.

При переходе с общего режима (с использованием освобождения от НДС) на УСНО либо иной спецрежим также подайте в ИФНС уведомление об отказе от использования права на освобождение с документами, подтверждающими соответствие вашей выручки норме. Хоть суды и считают, что этого можно не делать, однако лучше уберечься от лишних претензий налоговиков.

Опаздывать с подачей уведомления и подтверждающих документов не стоит, иначе ИФНС обязательно воспользуется случаем и доначислит вам НДС за весь период применения льготы. Свою правоту придется доказывать в суде, который, вероятнее всего, вас поддержит.

Генеральный директор ООО ——- А.В. Рыбаков “11” января 2010 г.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предоставляется, если…

Налоговый кодекс предоставляет несколько возможностей получить право на освобождение от уплаты НДС.

  1. Для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) в соответствии со ст. 145 НК РФ.
  2. Для участников проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).
  3. Для налогоплательщиков, перешедших на специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
  4. При реализации отдельных видов товаров и услуг (ст. 149 НК РФ).

Итак, освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС может применяться как к предприятию (ИП) в целом, так и в отношении отдельных объектов. Условия, при которых оно может быть получено, касаются главным образом масштабов бизнеса (объемов выручки, активов, численности) или направления деятельности предприятия.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Патентная система налогообложения (ПСН).
  4. Налог на профессиональный доход (НПД).

Кто именно освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ?

Освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ применяется не по деятельности организации или ИП в целом, а в отношении отдельных операций. То есть по сути освобожденным от уплаты может быть любой ИП, вне зависимости от его деятельности, если он совершает данные операции. В статье Налогового кодекса вы можете посмотреть полный список, мы же приведем некоторые из них:

  • реализация медицинских услуг;
  • реализация некоторых отечественных и зарубежных медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
  • реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, ценных бумаг;
  • банковские операции;
  • операции займа, включая проценты и др.

Кроме полного перечня операций, в статье 149 вы можете узнать также дополнительные условия применения освобождения по операциям — такие, как наличие лицензии или комплекта необходимых подтверждающих документов.

Специальным образом получать данное освобождение от НДС или уведомлять о его применении налоговиков не нужно. Просто соблюдайте установленные ст. 149 НК РФ условия.

  • выручка за какие-либо 3 месяца превысит 2 млн руб.;
  • начнется реализация подакцизных товаров.

Законодательное регулирование

В России установлена система, в соответствии с которой налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные. Так, НДС является косвенным налогом (устанавливается в виде надбавке к цене) и подлежит оплате в федеральный бюджет.

Читайте также:  Залоговое обязательство - бланк 2020

Относительно НДС главной льготой является возможность получить освобождение от его уплаты. В ст. 149 Кодекса перечислены все операции, которые освобождаются от НДС. Этот список считается закрытым и дополнения в него вноситься не могут.

Все так называемые льготы, установленные в этой статье, можно условно разделить на обязательные и добровольные. Так, перечень операций, которые в обязательном порядке считаются льготными, перечислены в п. 1 и п. 2 статьи. Налогоплательщик не вправе отказаться от них. Льготы, о которых речь идет в п. 3, могут применяться на добровольной основе.

Если в ст. 149 речь идет только о конкретных операциях в деятельности налогоплательщика, за которые он может не платить деньги в бюджет, то в ст. 145 Кодекса указаны условия, при выполнении которых организация или индивидуальный предприниматель могут получить право не вносить платежи по НДС в бюджет страны полностью за всю деятельность.

Кроме этого, по окончании налогового периода не позднее 25-го числа следующего месяца необходимо будет предоставить в налоговую инспекцию декларацию по уплате НДС (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 Кодекса).

Использование права на освобождение от уплаты НДС

Для того чтобы воспользоваться этим правом, кандидатам необходимо выполнить два условия:

• размер выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг без учёта НДС за три предшествующих календарных месяца до момента подачи необходимых документов у них не должен превышать 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ) и

• отсутствие реализации подакцизных товаров в течение всё тех же трёх предшествующих календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ).

Отметим, что Конституционный суд РФ в определении от 10.11.02 № 313-О указал, что положение пункта 2 статьи 145 НК РФ по запрету на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом. В противном случае это лицо ставилось бы в неравное положение с другими лицами, реализующими только неподакцизные товары или имеющими два самостоятельных регистрационных удостоверения индивидуального предпринимателя на реализацию подакцизных и неподакцизных товаров.

Исходя из этого, налоговики посчитали, что лицо, осуществляющее несколько видов деятельности, по одной из которых реализуются подакцизные товары, при наличии раздельного учёта реализации подакцизных и иных товаров вправе воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика налога по деятельности, в рамках которой не осуществляется реализация подакцизных товаров (работ, услуг), при соблюдении условий, установленных статьёй 145 НК РФ (письмо МНС России от 13.05.04 № 03-1-08/1191/15).

В части же ограничения размера выручки фискалы с момента введения главы 21 НК РФ (Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утв. приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447) настойчиво рекомендовали при определении её суммы помимо выручки от реализации облагаемых НДС товаров учитывать также выручку от реализации:

• операций, облагаемых НДС по ставке 0%;

• операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС;

• операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ не признаётся;

• не являющихся объектом обложения НДС согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ.

Учитывать упомянутые суммы выручки финансисты предлагают и в настоящее время (письма Минфина России от 29.01.13 № 03-07-11/1592, от 15.10.12 № 03-07-07/ 107).

В то же время в выручке от реализации товаров (работ, услуг) предлагалось не учитывать суммы, связанные с расчётами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в статье 162 НК РФ, а также суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счёт предстоящих поставок товаров (работ, услуг) (письмо УФНС по г. Москве от 23.04.10 № 16-15/ 43541).

При совмещении общего режима налогообложения с уплатой ЕНВД исключение делалось для выручки, полученной от «вменённой» деятельности (письмо Минфина России от 26.03.07 № 03-07-11/71). Предлагаемое вытекало из позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 18.03.03 № 9579/02, согласно которой при расчёте указанной выручки не учитываются не облагаемые налогом обороты по реализации товаров, совершённые в рамках деятельности, переведённой на систему налогообложения в виде ЕНВД.

Организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобождённые от налогообложения. Суммы выручки от реализации товаров по этим операциям за июль, август и сентябрь 2013 года приведены в таблице (по облагаемым налогом операциям — без учёта НДС). Там же указаны суммы поступивших предоплат в счёт поставки товаров и суммы, выплаченные иностранным лицам, не состоящим на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Реализация подакцизных товаров за эти три месяца не производилась.

При выплате сумм иностранным лицам, не состоящим на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, за реализуемые ими на территории РФ товары организация признаётся налоговым агентом по НДС. Хотя из перечисляемых сумм она и исчисляет НДС, но эти величины не учитываются при определении выручки, определяемой в целях пункта 1 статьи 145 НК РФ.

Не учитываются в этой выручке также и суммы поступивших предоплат.

Следование настойчивым рекомендациям чиновников потребует определить совокупную величину выручки по облагаемым и не облагаемым НДС операциям за указанные три месяца. Она составила 2 274 250 руб. (636 890 + 653 270 + 665 480 + 97 250 + + 118 620 + 102 740).

Поскольку величина выручки превосходит установленное законодателем предельное значение (2 274 250 > 2 000 000), то не выполняется одно из необходимых условий, определённых статьёй 145 НК РФ. Поэтому организация, на взгляд чиновников, не может с 1 октября 2013 года воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Позицию чиновников частично разделяли и отдельные арбитражные суды. Из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, по мнению судей ФАС Поволжского округа, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей плательщика НДС, подлежат учёту все доходы налогоплательщика, как облагаемые этим налогом, так и освобождённые от НДС. Поэтому при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, истец обязан был учитывать все свои доходы, в том числе и освобождённые от обложения НДС (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.11 № А06-1875/2011, определением ВАС РФ от 21.02.12 № ВАС-810/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Судьи ФАС Уральского округа посчитали, что исключение составляют только доходы от операций, не признаваемых в целях налогообложения реализацией товаров (работ, услуг), и операций, являющихся реализацией, но не признаваемых объектом налогообложения НДС (постановление ФАС Уральского округа от 01.11.12 № Ф09-10415/12).

Но встречались и иные решения. Так, на взгляд судей ФАС Восточно-Сибирского округа, при расчёте необходимо учитывать только выручку от операций, включаемых в облагаемую базу по НДС (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.11 № А19-9440/10). К такому же мнению пришли и судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 20.03.12 № 45-11287/2011.

Высказался по этому вопросу и Президиум ВАС РФ. В постановлении от 27.11.12 № 10252/12 высшие судьи указали, что по смыслу нормы пункта 1 статьи 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым этим налогом.

При этом высшие судьи отметили, что изложенный подход о применении показателя выручки исключительно в отношении операций, облагаемых НДС, поскольку применительно только к ним и испрашивается соответствующее освобождение, корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в упомянутом постановлении № 9579/02.

Полученная организацией выручка от деятельности, не относящейся к операциям, облагаемым НДС, на их взгляд, правомерно не учитывалась при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Окончание примера 1

Исходя из позиции ВАС РФ организация может воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС, поскольку выручка от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, за три последних месяца составила 1 955 640 руб. (636 890 + 653 270 + + 665 480), не превысила пороговое значение (1 955 640 2 000 000), то организация теряет право на освобождение от обязанностей плательщика НДС. С начала ноября реализация товаров подлежит обложению НДС.

При наличии счетов-фактур по приобретённым в сентябре и октябре материалам, предназначенным для использования при производстве товаров, организация вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные их продавцами. Их совокупность — 15 570 руб. (102 070 руб. / 118% х 18%). В бухгалтерском учёте при этом осуществляются следующие записи:

Дебет 10 Кредит 19

— 15 570 руб. — сторнирована сумма НДС, учтённая в стоимости материалов, находящихся на учёте на 1 ноября;

Дебет 68 субсчёт «Расчёты по НДС» Кредит 19

— 15 570 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный поставщикам материалов.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, введённого в эксплуатацию в период освобождения (в ней учтена предъявленная поставщиком объекта сумма НДС), с возвратом организации в стан плательщиков НДС не изменяется.

ВАЖНО:

Отдельные организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, согласно статье 145 НК РФ могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика этого налога.

Полный пакет документов необходимо представить в инспекцию ФНС России по месту регистрации налогоплательщика до 20-го числа месяца, начиная с которого лицо использует право на освобождение. Осуществить это можно как непосредственно, явившись в налоговую инспекцию, так и направив документы заказным письмом. При втором варианте отправку желательно произвести до 12-го числа месяца, так как днём представления в этом случае считается шестой рабочий день со дня направления письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).

При совмещении общего режима налогообложения с уплатой ЕНВД исключение делалось для выручки, полученной от «вменённой» деятельности (письмо Минфина России от 26.03.07 № 03-07-11/71). Предлагаемое вытекало из позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 18.03.03 № 9579/02, согласно которой при расчёте указанной выручки не учитываются не облагаемые налогом обороты по реализации товаров, совершённые в рамках деятельности, переведённой на систему налогообложения в виде ЕНВД.

Полученная организацией выручка от деятельности, не относящейся к операциям, облагаемым НДС, на их взгляд, правомерно не учитывалась при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

По товарам, работам, услугам НДС, принятый к вычету, восстанавливается в полной сумме. Порядок же восстановления сумм по объектам основных средств и нематериальных активов указанной нормой не уточнён. Финансисты же настойчиво рекомендовали восстанавливать НДС по аналогии с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ — с остаточной стоимости этих основных средств, сформированной по данным бухгалтерского учёта (письмо Минфина России от 12.04.07 № 03-07-11/106).

НДС, уплаченный организацией за приобретённые материалы, в дальнейшем использованные для изготовления товаров, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, освобождённых от обложения налогом, включается в затраты, связанные с их выпуском (п. 149 указаний по учёту МПЗ).

Процедура освобождения от исполнения обязанностей плательщика по этому налогу (сопряжённая с восстановлением сумм данного налога) носит сугубо добровольный, а не принудительный характер для налогоплательщика. Следовательно, данное регулирование само по себе не влечёт нарушения конституционных прав и свобод заявителя в указанном им аспекте.

Проверке соответствия суммы выручки установленному ограничению подвергается выручка за любые трёхмесячные промежутки, содержащиеся в выделенных 12 месяцах (постановление Президиума ВАС РФ от 12.08.03 № 2500/03).

В бухгалтерском учёте фактическая себестоимость МПЗ может изменяться только в случаях, предусмотренных законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01).

Позицию чиновников частично разделяли и отдельные арбитражные суды. Из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, по мнению судей ФАС Поволжского округа, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей плательщика НДС, подлежат учёту все доходы налогоплательщика, как облагаемые этим налогом, так и освобождённые от НДС. Поэтому при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, истец обязан был учитывать все свои доходы, в том числе и освобождённые от обложения НДС (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.11 № А06-1875/2011, определением ВАС РФ от 21.02.12 № ВАС-810/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Добавить комментарий