Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

КоАП РФ Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.7.30 КоАП РФ

1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, не более чем на два рабочих дня –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц – пятнадцати тысяч рублей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, более чем на два рабочих дня –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц – десяти тысяч рублей.

(часть 1.2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

(часть 1.3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 1.3 и 1.7 настоящей статьи, –

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

(часть 1.4 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

1.6. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

(часть 1.6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

1.7. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

(часть 1.7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

2. Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части – отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, –

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.

(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

(часть 4.2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части – отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, –

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме (далее – электронный аукцион), а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, –

влечет наложение административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, –

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 02.12.2013 N 326-ФЗ)

1. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

2. Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, является дата окончания календарного года.

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году

Закон чётко регламентирует каждое действие участников госзакупок. Нарушителям предписанных процедур начисляются пени и штрафы в соответствии с законом от 05.04.13 № 44-ФЗ о госзакупках, а также с КоАП РФ. Есть даже уголовно наказуемые нарушения. Давайте узнаем, какие бывают меры ответственности как для заказчиков госконтракта, так и для поставщиков.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:

  1. Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
  2. Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.

Что изменилось в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях пандемии, подробнее в теме “Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса“.

Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.

В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.

Сумма контракта, руб. ниже 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100-500 млн 500 млн до — 1 млрд 1-2 млрд 2-5 млрд 5-10 млрд 10 млрд и выше
Штраф, % 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

НМЦК, руб. Менее 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100 млн и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 000 100 000

Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.

Расчет пени по 44-ФЗ

Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:

Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки

Читайте также:  Возможно ли привлечь к уголовной ответственности за подделку подписи в исковом заявлении?

Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.

Внимание! Пени не начисляются за те дни, которые потребовались клиенту для приёмки товара (установлено письмом Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:

Сумма контракта, руб. Менее 3 млн руб. 3-50 млн руб. 50-100 млн руб. 100 млн руб. и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 00 100 000

Внимание! Для заказчиков применяется тот же порядок расчёта пени, что и для исполнителей.

Административная ответственность по КоАП

В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений
  • требования к участникам закупки
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ

Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:

  1. Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
  • штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугодадо трёх лет
  • принудительные работы на срок до пяти лет
  • лишение свободы сроком до семи лет
  1. Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
  • штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
  • лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет

Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:

  • штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
  • лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет

Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.

От 50 до 100 млн

От 100 до 500 млн

От 500 млн до 1 млрд

От 5 до 10 млрд

ВНИМАНИЕ

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

От 50 до 100 млн

ВАЖНО

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

СПРАВКА

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.

От 3 до 50 млн руб.

От 50 до 100 млн руб.

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Административная ответственность по КоАП

В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ

30 000 руб. — на должностное лицо

Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ

50 000 руб. — на должностное лицо

Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)

10 000 руб. — на должностное лицо

Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено

30 000 руб. — должностное лицо

Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований

15 000 руб. — на должностное лицо;

50 000 руб. — на юрлицо

В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ

50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо

Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • требования к участникам закупки;
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие;
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.

Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ

3 000 руб. — на должностное лицо

Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями

10 000 руб. — на должностное лицо

Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:

Не более чем на 2 рабочих дня

3 000 руб. — на должностное лицо

более чем на два рабочих дня

30 000 руб. — на должностное лицо

Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:

Не более, чем на 3 рабочих дня

5 000 руб. — на должностное лицо;

30 000 руб. — на юрлицо

более, чем на 3 рабочих дня

15 000 руб. — на должностное лицо;

90 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.

1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;

1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо

Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.

50 000 руб. — на должностное лицо

Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.

20 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения

Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта

50 000 руб. — на должностное лицо;

200 000 руб. — на юрлицо

Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;

От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;

Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.

20 000 руб. — на должностное лицо

Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.

20 000-50 000 руб. — на должностное лицо

Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса

30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо

Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

В РНП включена заведомо недостоверная информация

50 000 руб. — на должностное лицо

Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.

20 000 руб. — на должностное лицо

Закупки у СМП и СОНКО

Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ

50 000 руб. — на должностное лицо

Невыполнение в срок законного предписания

Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок

50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;

500 000 руб. — на юрлицо

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.

15 000 руб. — на должностное лицо;

100 000 руб. — на юрлицо

Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков

Новые нормы уголовного законодательства представлены следующими статьями:

1. Статья 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальное наказание:

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

2. Статья 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Максимальная ответственность лица, подкупившего заказчика:

  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового).

Наказание представителей заказчика за подкуп поставщика:

  • штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового).

Кроме того, в сфере закупок уголовная ответственность может грозить не за нарушение положений закона № 44-ФЗ, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и иные подобные правонарушения.

Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

Штрафы для заказчиков

Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042 .

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

  • 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
  • 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
  • 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

Неправильный выбор способа закупки

В план-график или план закупок включены:

  • один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
  • объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
  • НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на 2 рабочих дня
  • не более чем на 1 рабочий день
  • более чем на один рабочий день
  • требований 44-ФЗ,
  • порядка предоставления документации конкурса или аукциона,
  • порядка разъяснения положений документации,
  • порядка приема заявок на участие и окончательных предложений.
  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений,
  • требования к участникам закупки,
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие,
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
  • требования о предоставлении в заяве документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
Читайте также:  Нотариальный депозит при сделках с недвижимостью – что это такое, как оформляется

Нарушения при составлении плана-графика

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

  • вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
  • для аукциона и конкурса
  • для запроса котировок и запроса предложений
  • не более чем на 2 рабочих дня
  • более чем на два рабочих дня

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

  • не более, чем на 3 рабочих дня,
  • более, чем на 3 рабочих дня.

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

  • Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
  • Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
  • Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

Закупки у СМП

Невыполнение в срок законного предписания

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Как оспорить наказание

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Как заплатить штраф

Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Административные штрафы за нарушение 44-ФЗ: таблица с размерами санкций, порядок расчета пеней

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. Что нового на сегодня?

За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
– ненадлежащее исполнение контракта (услуга не соответствуют заявленным параметрам) – штраф.
– просрочка исполнения контракта (выход за сроки, установленные госконтрактом) – пени.

Расчет штрафов по 44-ФЗ
Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб. до 3 млн От 3 до 50 млн От 50 до 100 млн От 100 до 500 млн От 500 млн до 1 млрд От 1 до 2 млрд От 2 до 5 млрд От 5 до 10 млрд От 10 млрд
Штраф, % 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

Примечание: Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб. До 3 млн От 3 до 50 млн От 50 до 100 млн От 100 млн
Штраф, руб 1 000 5 000 10 000 100 000

Примечание: Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон.

Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок” и правила соблюдения действующего законодательства

Современная система в сфере государственных закупок постоянно трансформируется для того, чтобы в полном объеме отвечать поставленным ранее целям сделать эту систему максимально прозрачной и сократить возможные нарушения действующего законодательства.

Именно для того, чтобы сократить возможные нарушения в сфере применения действующего законодательства в сфере закупок, и были осуществлены изменения относительно штрафных санкций, благодаря которым они серьезным образом ужесточились.

Штрафные санкции для заказчика за нарушение законодательства в сфере закупок

В настоящее время, несмотря на постоянные действия со стороны уполномоченных органов, которые направлены на более подробное разъяснение всех действий и сокращение таким образом существующих нарушений, они продолжают сохраняться.

Среди наиболее распространенных нарушений действующего законодательства следует рассматривать:

  • необоснованный или неправильный выбор того способа, который будет использован для определения потенциального исполнителя по заключаемому контракту;
  • нарушение общего порядка проведения закупочной процедуры;
  • нарушение в части обязательных к соблюдению сроков, предусмотренных разными этапами закупочных процедур;
  • нарушения в части заключения и исполнения контракта;
  • нарушения со стороны исполнителя относительно порядка и правил исполнения заключенного контракта.
Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Неправомерное избрание способа выбора потенциального исполнителя контракта
Нарушение требований, установленных Федеральным законом №44-ФЗ при осуществлении принятия решения о выборе того способа, который должен быть использован при определении потенциального исполнителя контракта Статья 7.29, часть 1 Штраф в размере 30 000 рублей, назначаемый должностному лицу, допустившему такое нарушение
Несоответствие выбранного способа, которым будет определен потенциальный исполнитель по контракту, если в соответствии с положениями действующего законодательства для осуществления закупки должен быть использован электронный аукцион или конкурс Статья 7.29, часть 2 Штраф в размере 50 000 рублей в отношении должностного лица, виновность которого подтверждена документально
Использование при осуществлении проведения закупки тех способов, которые не предусмотрены для такого вида закупки, например, закрытого аукциона или двухэтапного конкурса Статья 7.29, часть 2.1 Штраф в размере 50 000 рублей на должностное лицо, допустившее правонарушение
Неправомерное включение в план-график или план-закупок тех закупок, которые не соответствуют целям функционирования государственного или муниципального заказчика, либо не отвечают требованиям, которые установлены специальными нормативными актами, регламентирующие проведение закупок в тех или иных отраслях
  • отклонение поданных заявок, которые направлены для участия в закупочных конкурентных процедурах;
  • отказ в допуске на участие в проводимой закупочной процедуре;
  • отказ в участии в закупочной процедуре в виде признания поданной заявки несоответствующей требованиям, сформулированным в документации о закупке;
  • отстранение потенциального исполнителя от участия в закупочной процедуре

В случае если участнику должно быть отказано в участии, но:

  • заявка признана соответствующей требованиям, сформулированным в документации к закупке, независимо от того, каким образом проводится та или иная закупка

Штрафные санкции за нарушение сроков

Сроки, которые установлены действующим законодательством в отношении проводимых закупочных процедур, а также размещения всех необходимых документов, отражают все этапы проведенной закупочной процедуры. Именно по этой причине такие нарушения выделяются отдельно, и за них назначаются свои штрафные санкции.

Виды нарушаемых сроков Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Нарушение сроков, которые установлены для проведения обязательного проведения обсуждения закупок Статья 7.29, часть 3 Штраф налагается на должностное лицо в размере 30 000 рублей
Несоблюдение требований законодательства относительно сроков утверждения плана закупок и плана-графика, а также сроков публикации таких планов, в том числе с внесенными изменениями, в ЕИС Статья 7.29, часть 3 Штраф на должностные лица, допустивших нарушения, в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для публикации всех необходимых документов, сопровождающих проводимые закупочные процедуры, если допущенное нарушение сроков не превышает двух дней Статья 7.30, часть 1 На должностных лиц налагается штраф в размере 5 000 рублей, юридические лица получают штраф в размере 15 000 рублей
Нарушение, которое допускается в отношении публикации документации, сопровождающей проводимую закупочную процедуру, если сроки публикации нарушены более, чем на два дня Статья 7.30, часть 1.1 На должностных лиц налагается штраф в размере 30 000 рублей, а на юридических – в размере 100 000 рублей
Допущение нарушения, осуществленное при публикации документов, которые должны сопровождать запрос предложений, котировок или закупку у единственного поставщика, если сроки публикации нарушены более, чем на один рабочий день Статья 7.30, часть 1.3 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 15 000 рублей, на юридических лиц – в размере 50 000 рублей.
Нарушение, которое допускается в отношении сокращения сроков подачи заявок, если такое сокращение не предусмотрено действующим законодательством в сфере закупок Статья 7.30, часть 8 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для подписания протоколов по итогам проведения закупочных процедур, менее, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 13 Штрафы на должностное лицо в размере 3 000 рублей
Нарушение сроков, если такое нарушение допущено в отношении протоколов, которые подписываются в отношении проведенных закупочных процедур в виде превышения указанного срока более, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 14 Штраф накладывается на ответственное должностное лицо в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, а также порядка возврата денежных средств, которые потенциальный исполнитель внес в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре определения потенциального исполнителя по контракту, которое не превысило трех рабочих дней Статья 7.31.1 Штраф на должностное лицо налагается в размере 5 000 рублей, на юридических лиц – в размере 30 000 рублей
Выявленное нарушение сроков возврата средств, внесенных в качестве обеспечения участия в закупочной процедуре, которое допускается более трех рабочих дней Статья 7.31.1, часть 2 Штрафные санкции, которые налагаются на должностных лиц, выражаются в виде штрафа в размере 15 000 рублей, а на юридических лиц – 90 000 рублей

Наказание за нарушения при исполнении контрактов и его неисполнение

При исполнении контракта также могут быть нарушены правила действующего законодательства. По этой причине законодатель в рамках Кодекса об административных правонарушениях предусмотрел штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контракта или полное его неисполнение.

Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафной санкции
Нарушение правил подписания контрактов в части нарушения тех условий, которые были объявлены для определения потенциального исполнителя, либо допущенные нарушения влияют на те условия исполнения контракта, которые были предложены исполнителем Статья 7.32, часть 1 Штрафные санкции выражаются в размере 1% от начальной максимальной цены контракта, но штрафные санкции находятся диапазоне на должностных лиц от 5 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей
Нарушение порядка заключения контракта в части нарушения тех условий, которые были сформулированы в отношении определения потенциального исполнителя либо выражались в виде нарушения тех условий исполнения контракта, которые были предложены исполнителем, что привело к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению ранее определенного объема исполнения контракта Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции не имеют четкой величины, так как назначаются в виде двукратного размера тех средств, которые были израсходованы дополнительно, либо в виде двукратного размера цен на те товары, работы или услуги, объемы которых были уменьшены и выступили в качестве предмета административного правонарушения
Нарушения, допущенные в отношении сроков, отведенных на подписание контракта или уклонение от такого подписания Статья 7.32, часть 3 Штраф на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения действующего законодательства в части изменений условий контракта, если такие условия не должны изменяться в соответствии с положениями 44-ФЗ Статья 7.32, часть 4 На должностные лица – штраф в размере 20 000 рублей, на юридические – 200 000 рублей
Нарушения Федерального закона №44-ФЗ в части изменения условий действующего контракта, если такие изменения запрещены указанным законом и привели к перерасходу бюджетных средств Статья 7.32, часть 5 Фиксированной суммы штрафа нет, но действует правило двукратного размера штрафных санкций от количества перерасходованных средств либо цены товаров или услуг, а также работ, которые были недополучены заказчиком в результате такого нарушения
Несоблюдение правил действующего законодательства, а также правил, сформулированных в тексте контракта, относительно порядка его расторжения в случае одностороннего отказа от его исполнения Статья 7.32, часть 6 На должностных лиц штраф фиксированный в размере 50 000 рублей, на юридических – в размере 200 000 рублей
Нарушения действующего законодательства, выраженные в действии или бездействии заказчика, если таковые повлекли неисполнение обязательств по исполнению контракта, если за такие действия или бездействия не предусмотрена уголовная ответственность Статья 7.32, часть 7 На должностных лиц и ИП, которые участвуют в госзакупках, штраф не имеет фиксированной суммы и находится в диапазоне от 5 до 15% от полной стоимости тех обязательств, которые не были исполнены, но не меньше, чем 30 000 рублей.

Штрафы для СМП И НКО

Государство в настоящее время принимает активные меры для того, чтобы поддерживать субъекты малого предпринимательства, а также социально ориентированные некоммерческие организации. Если такие организации допускают нарушения действующего законодательства в части исполнения контрактов, на них также налагаются штрафные санкции, однако, их расчет производится несколько другим образом, а именно в зависимости от НМЦК, но в процентном соотношении от цены заключенного контракта.

Начальная максимальная цена контракта Размер штрафа
Не превышает 3 миллиона рублей Не должен быть выше 3% от общей цены контракта
Находится в диапазоне от 3 до 10 миллионов рублей Не превышает 2% от цены заключенного контракта
Находится в рамках от 10 до 20 миллионов рублей Не имеет права превысить 1% от общей цены контракта

Однако в случае, если закупка проводилась без определения круга потенциальных исполнителей, которые относятся к СМП И СОНКО, а победил представитель этой категории, льготного исчисления штрафов для них не предусмотрено и все штрафы будут назначаться на общих условиях.

Порядок расчета штрафов и пеней

Расчет штрафов и пеней в отношении того юридического лица, которое нарушило условия контракта, осуществляется на основании ключевой ставки Центрального Банка. Расчет используется как для исполнителей по контракту, так и для заказчиков.

Общий порядок расчетов выглядит следующим образом:

Пени (Штраф)=Цена контракта Х 1/300 Ключевой ставки Х Количество просроченных дней.

При проведении такого расчета в качестве суммы расчетов используется та сумма, которая не была полностью выплачена или на размер которой обязательства по контракту не были исполнены. Количество дней также считается без пропусков, включая выходные и праздничные дни, то есть следует использовать понятие календарных дней.

Из количества дней, которые используются в качестве дней осуществления просрочки, следует исключить те дни, в которые заказчик принимал результаты исполнения контракта. Однако исключение таких дней возможно только в том случае, если этот вопрос никоим образом не отрегулирован положениями контракта. Указанные правила расчетов штрафных санкций и пени сформулированы в письме Министерства финансов РФ от 07.11.2017 года №24-03-08/73293.

Как избежать штрафов

При ведении закупочной деятельности государственным или муниципальным заказчиком возможно избежать всех обозначенных выше штрафных санкций. Для этого следует соблюдать простые правила:

ФЗ 44

  • соблюдать требования действующего законодательства относительно правил и сроков проведения всех закупок от момента их объявления в планирующих документах до момента приемки и оплаты исполненных обязательств;
  • тщательно оформлять все необходимые документы, составление и оформление которых предусмотрено действующим законодательством;
  • обоснованный выбор того способа, которым будет заключен контракт, а также недопущение деления одного потенциального контракта на несколько с целью проведения другого типа закупок;
  • своевременное подписание всех документов, которые сопровождают те или иные закупочные процедуры, в том числе и сам контракт, выступающий результатом такой процедуры;
  • соблюдение установленных объемов закупок, которые должны быть проведены тем или иным способом, а также у различных объектов бизнеса, в том числе у субъектов малого предпринимательства;
  • заключение дополнительных соглашений и подписание иных документов, которые позволяют разрешить возникающие споры между исполнителем контракта и государственным заказчиком с целью исключения нарушений в части исполнения контракта.

В том случае, если государственный или муниципальный заказчик соблюдает все указанные правила, он может избежать штрафов за нарушение действующего законодательства в сфере государственных закупок.

Законодатель активно предпринимает различные меры для того, чтобы сократить количество нарушений, совершаемых при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В качестве одной из ключевых таких мер, которые применяются и для того, чтобы сделать систему госзакупок максимально прозрачной, являются штрафные санкции, которые налагаются и на должностные лица, допускающие такие нарушения, и на юридические лица, которые нередко заинтересованы в совершении таких нарушений для получения какой-либо выгоды.

Именно по этой причине размеры налагаемых штрафов достаточно велики и не имеют какого-либо диапазона. Однако для того, чтобы таких штрафов избежать, участникам закупочных процедур достаточно соблюдать ряд простых правил, которые можно сформулировать, обращаясь к самому Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как эти правила сформулированы на основании принципов функционирования всей контрактной системы.

Ответственность за нарушение 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 10 февраля

Ответственность за нарушение 44-ФЗ: что говорит закон

Ответственность за нарушение 44-ФЗ: что говорит закон

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них
  • Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту
  • Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ
  • Уголовная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Ответственность за нарушения 44-ФЗ может быть административной и уголовной. До недавнего времени существовал только первый вариант ответственности – административная, но с 2018 года за определенные нарушения введена и уголовная.

При этом любой вид ответственности распространяется на обе стороны – заказчика и исполнителя. 44-ФЗ строго регламентирует действия участников торгов, поэтому за его нарушения предусматриваются довольно крупные штрафы и пени. В нашей статье мы расскажем, какие действия могут привести к их начислению и за что предусмотрено уголовное преследование.

Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них

  • Несоблюдение законодательных норм на стадии планирования

Заказчик обязан составлять план закупок и план-график. Если данная работа проведена с ошибками либо отсутствует какой-нибудь из документов, то это расценивается как административное нарушение и в соответствии со ст. 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказывается штрафом в размере 20 000–50 000 рублей.

Какие именно недочеты при оформлении плана и плана-графика приводят к подобным санкциям? Прежде всего, это отражение в документации закупок, не отвечающих требованиям нормативных актов и самой закупочной деятельности. Также нарушением является необоснованная начальная (минимальная) цена контракта. В том случае, когда обоснование НМЦК и самого предмета сделки по сути выполнено верно, но не соблюдена должная форма, штраф все равно будет, только в меньшем размере – 10 000 рублей.

Несоблюдение законодательных норм на стадии планирования

Помимо этого, за другие нарушения на стадии планирования на виновных также накладываются штрафы:

  • процедура общественного обсуждения закупки была нарушена либо не соблюдены ее сроки — 30 000 рублей;
  • план закупок и план график опубликованы в ЕИС позднее установленных сроков — 5 000–30 000 рублей.
  • Неверный выбор процедуры для определения исполнителя

Ошибка в выборе процедуры наказывается в соответствии со статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф придется заплатить и контрактному управляющему, и самой организации:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для юридического лица.

В частности, заказчик по закону имеет право организовать запрос котировок, только если НМЦК меньше 500 000 руб. Если организация, проводящая закупку на большую сумму, использует эту процедуру, то придется заплатить штраф. Также к санкциям приведет подписание договора с единственным поставщиком, когда на основании требований закона исполнитель контракта должен выбираться через конкурентную процедуру. Заказчика оштрафуют и в том случае, если он проведет закрытый конкурс, хотя по закону тендер должен быть открытым. Нарушением является организация двухэтапного конкурса вместо простого.

Заказчик может не соблюсти процедуру на этапе согласования конкурсной документации с контролирующими службами. В этом случае предусмотрена такая же административная ответственность за нарушение 44-ФЗ.

  • Несоблюдение требований закона в ходе закупочных процедур

В законе установлены сроки, в которые заказчик должен разместить в ЕИС информацию и пакет документов по закупке. Нарушение этого требования наказывается штрафами на основании статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Задержка менее 2 дней с публикацией сведений относительно открытого конкурса и аукциона влечет наложение штрафа:

  • 5 000 рублей на должностное лицо;
  • 15 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более 2 дней наказывается штрафом:

  • 30 000 рублей на должностное лицо;
  • 100 000 рублей на организацию.

Если заказчик опоздал с публикацией в пределах одних суток, а исполнителя выбирает через запрос котировок и запрос предложений либо проводит сделку с единственным поставщиком, то налагается штраф:

  • 3 000 рублей на должностное лицо;
  • 10 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более одного дня наказывается штрафом:

  • 15 000 рублей на должностное лицо;
  • 50 000 рублей на организацию.

Если заказчик при проведении открытого конкурса или аукциона ошибется при подготовке документации, укажет неверные сведения, то ответственный специалист будет оштрафован на 15 000 рублей, а организация на 50 000 рублей. В таком же размере наказываются нарушения, допущенные при приемке заявок и при даче разъяснений участникам при проведении указанных процедур.

Несоблюдение требований закона в ходе закупочных процедур

Любая закупка может быть проинспектирована уполномоченными органами. Если по результатам выносится предписание, заказчик обязан его учесть. При неисполнении данного требования ответственный специалист будет оштрафован на 30 000 рублей. С такой же суммой придется расстаться контрактному управляющему, если он забудет включить закупку в план-график или опубликует в ЕИС извещение о конкурентной процедуре раньше положенного срока. Последний момент актуален в том случае, когда изменяется план-график – если информация по закупке была откорректирована, размещать извещение можно не раньше чем через 10 дней.

Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ предусмотрена и за несоблюдение требований при оценке заявок. Организатор тендера не имеет права без оснований не принять заявку либо, наоборот, допустить к участию субъекта, не соответствующего условиям закупки. Нарушение данного положения наказывается штрафом в размере 1 % от НМЦК (минимум 5 000 рублей, максимум 30 000 рублей). В таком же порядке применяются санкции к заказчику, который не соблюдает процедуру открытия доступа к заявкам, нарушает правила при их рассмотрении, устанавливает немотивированную сумму обеспечения заявки или контракта, предъявляет необоснованные требования к исполнителям.

За неверно составленный протокол закупки полагается штраф 10 000 рублей.

Объявив конкурсную процедуру, заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещение и пакет документов по ней. Если он этого не сделает, то будут оштрафованы:

  • на 50 000 рублей должностное лицо;
  • на 500 000 рублей организация.

Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в части рассмотрения заявок, которые участники направляют при запросе котировок и предложений, выделена в Кодексе отдельно. Организатор процедуры не имеет права необоснованно отклонить заявки либо принять к рассмотрению те из них, которые не удовлетворяют нормам закона. В противном случае предусмотрена санкция в виде штрафа в размере 5 % от НМЦК, но как минимум 30 000 рублей. Такой же штраф придется заплатить заказчику, если он не будет придерживаться правил при оценке заявок участников указанных процедур.

Заказчик, проводя закупку, обязан обеспечить свободную конкуренцию. Ее ограничение не допускается, а при выявлении наказывается штрафом в размере 1 % от НМЦК (минимум 10 000 рублей, максимум 50 000 рублей). Ограничением конкуренции считается также объединение в одну закупку (или лот) объектов, не имеющих функциональной или технологической связи.

Предусмотрена и такая ответственность за нарушение 44-ФЗ, как утверждение закупочной документации, в которой содержатся положения, не соответствующие нормам закона. В этом случае налагается штраф 3 000 рублей.

Невыполнение закона при заключении контракта и внесении в него корректировок

Обязанностью заказчика является своевременное подписание протоколов закупки. Невыполнение этого условия наказывается штрафом:

  • 3 000 рублей при просрочке до 2 дней;
  • 30 000 рублей при просрочке свыше 2 дней.

В законе установлена норма объема закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Заказчик, не выполнивший эту норму, заплатит штраф 50 000 рублей.

  • Невыполнение закона при заключении контракта и внесении в него корректировок

Сама процедура заключения контракта строго регламентирована законом, так же как и внесение в него изменений. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части предусмотрена статьей 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если в окончательном варианте контракт отличается от проекта, то организатор закупки заплатит штраф в размере 1 % от НМЦК, при этом предусмотрены ограничения по возможной сумме санкции:

  • минимум 5 000 рублей, максимум 30 000 рублей – для ответственного специалиста;
  • минимум 50 000 рублей, максимум 300 000 рублей – для организации.

Сумма штрафов будет удвоена, если изменения в контракте приведут к дополнительным затратам или объем поставки уменьшится.

Если процедура подписания контракта произойдет не в те сроки, которые прописаны в законе, то нарушитель заплатит штраф 50 000 рублей.

Несоблюдение установленной законом 44-ФЗ процедуры корректировки положений контракта называется штрафом:

  • 20 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

Стороны вправе расторгнуть в одностороннем порядке договор только при четком следовании законодательным нормам. Нарушение данного правила наказывается штрафом:

  • 50 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

За результаты реализации контракта закон возлагает ответственность и на заказчика. Нарушение 44-ФЗ в этой части может выражаться в действии (бездействии) инициатора закупки, в результате чего создаются препятствия исполнению всех договоренностей либо наносится ущерб. В таком случае заказчик заплатит:

  • ответственный сотрудник – штраф в размере 5–15 % от суммы неисполненных обязательств, но как минимум 30 000 рублей. Вместо этого специалист может быть дисквалифицирован максимум до 2 лет;
  • штраф для организации равен 1–3 суммам обязательств, которые не были выполнены по контракту, но минимально 300 000 рублей.

В законе также прописана процедура, в соответствии с которой заказчик принимает объект поставки, проводит при необходимости экспертизу, оформляет акт приемки или отказ от приемки. Отклонения от правил на данном этапе наказываются штрафом 20 000 рублей. Заказчик должен будет заплатить штраф от 20 до 50 тысяч руб., если не откажется от приемки объекта, параметры которого не соответствуют установленным в контракте требованиям.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Регламент ряда конкурентных процедур, которые проводит государственный или муниципальный заказчик с целью выбора исполнителя, предусматривает обеспечение заявки и контракта – денежную гарантию со стороны подрядчика в исполнении им обязательств.

Законом также предусмотрен порядок возврата этих средств. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части установлена в статье 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик вернул обеспечение заявки с просрочкой не более 3 дней, то ответственный сотрудник будет оштрафован на 5 000 руб., а организации придется заплатить 30 000 руб. Если возврат обеспечения задержан дольше трех дней, то суммы штрафов возрастут соответственно до 15 000 руб. и 90 000 руб.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ

В части 7 статьи 34 закона № 44-ФЗ прописан порядок, в соответствии с которым рассчитывается пеня. Ее величина установлена на уровне 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки:

Пеня = цена контракта × (1/300 × размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Строго говоря, размер санкции рассчитывается в зависимости от неисполненных обязательств. Если какая-то часть поставки реализована, то пеня будет вычисляться не от всей суммы контракта, а от той, которая осталась не выполнена.

При расчете пени не учитывается тот день, когда заказчик принимает товар (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

В практике госзаказов иногда встречаются случаи, когда стороны устанавливают иной порядок расчета пени. Но это противоречит закону, потому что в нем четко прописано, что ежедневная пеня равна 1/300 ставки ЦБ РФ, умноженной на сумму невыполненных обязательств, уменьшать или увеличивать это значение контрагенты не могут (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Уголовная ответственность за нарушения 44-ФЗ

За некоторые нарушения 44-ФЗ предусмотрена уголовная ответственность. Это возможно в том случае, когда несоблюдение правовых норм квалифицируется как преступление. Такие выводы делает Следственный комитет в результате расследований. За данные преступления предусмотрены наказания в виде заключения под стражу, принудительных работ. В дополнение к ним могут налагаться штрафы, запрет вести определенную деятельность либо занимать должность сроком до трех лет. Опишем подробнее, какие нарушения 44-ФЗ приводят к уголовной ответственности.

  • Неисполнение норм закона с корыстными целями

Должностные лица, причастные к проведению закупки, – контрактный управляющий или специалисты контрактной службы, члены комиссии, принимающие товар сотрудники –привлекаются к уголовной ответственности, если в их действиях выявлены корыстные мотивы, а организации-заказчику причинен крупный ущерб. Виновные лица понесут одно из наказаний: штраф до 200 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы или другого дохода за период до полутора лет; заключение под стражу или принудительные работы сроком до трех лет.

Неисполнение норм закона с корыстными целями

Дача взятки должностному лицу, ответственному за закупку, квалифицируется как уголовное преступление и наказывается:

  • штрафом 300–500 тыс. руб.;
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет;
  • заключением под стражу или исправительными работами сроком до 3 лет.

Если присуждается наказание в виде ограничения свободы и принудительных работ, то оно может быть дополнено штрафом, в 10 раз превышающим сумму взятки.

Если в подкупе уличена группа лиц либо размер взятки очень большой, наказание ужесточается. При наличии одного из данных обстоятельств срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет и накладывается 30-кратный размер штрафа. Если же присутствуют оба обстоятельства (преступление совершается группой лиц, а сумма взятки признается крупной), то наказание еще больше ужесточается – свобода ограничивается на восьмилетний срок, а сумма штрафа превышает размер взятки в 40 раз. Преступник может быть оштрафован на максимальную сумму 500 млн руб.

Закон проявляет снисхождение к лицам, активно сотрудничающим со следствием, содействующим раскрытию преступления, добровольно заявляющим о нем. В этом случае даже можно избежать наказания. Также за нарушение 44-ФЗ уголовная ответственность не наступает, если гражданин дал взятку вынужденно, уступив вымогателям.

Должностное лицо, ответственное за контрактную работу (контрактный управляющий, специалист контрактной службы, член комиссии), за получение взятки подвергается одному из следующих наказаний:

  • штраф 400–1000 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от одного до трех лет;
  • заключение под стражу или исправительные работы сроком до 3 лет.

Если присуждается наказание в виде ограничения свободы и принудительных работ, то оно может быть дополнено штрафом, в 20 раз превышающим сумму взятки.

Если в получении взятки или вымогательстве обвиняется группа лиц, а также если сумма незаконного вознаграждения квалифицируется как крупная, наказание ужесточается. Например, три специалиста контрактной службы вступили в сговор и требовали с одного из участников тендера полтора миллиона рублей за решение вопроса в его пользу. В данном случае виновные лица несут наказание в виде заключения под стражу сроком от 7 до 12 лет и заплатят штраф, в 50 раз превышающий взятку. Предельная сумма штрафа ограничена 500 млн руб.

В Уголовном кодексе РФ существуют и такие понятия, как провокация взятки, коммерческий подкуп. Данные явления обнаруживаются и в сфере госзакупок. Это ситуация, когда должностному лицу взятка дается без его содействия, то есть преступники подставляют человека с целью его дальнейшего шантажа. За данное преступление виновные лица несут следующую ответственность:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • штраф в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • заключение под стражу или исправительные работы сроком до 5 лет.
  • Расходование бюджетных средств на незапланированные цели

За такое нарушение 44-ФЗ уголовная ответственность предусмотрена ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ в виде ограничения свободы максимум на пятилетний срок. Должностное лицо признается виновным, если допущены нецелевые расходы более 1,5 млн руб.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Ссылка на основную публикацию