Бухгалтерские проводки по налогу на имущество организаций

Налоговый учет. УСН

По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость . С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организация рассчитывает единый налог с доходов, то уплаченный налог на имущество налоговую базу не уменьшит (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, сумму налога на имущество включайте в состав расходов в том периоде, когда она была перечислена в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Компенсация суммы уплаченного налога на имущество не является налоговым платежом. Следовательно, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяются. Однако если возмещение налоговых платежей контрагента предусмотрено условиями договора и связано с предметом этого договора, то такие расходы можно считать экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). При расчете налога на прибыль учтите их в составе внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Особенности начисления налога на имущество

Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.

Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:

  1. Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
  2. Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
  3. Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
  4. Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.

Чтобы определить размер налога на имущество для его последующего удержания, необходимо вычислить в среднем стоимость основных фондов за отчетный период, находящихся на учете у предприятия. Иными словами, база для налогоисчисления определяется:

Ставка налога на имущество может меняться по регионам, поскольку этот налог является региональным. На государственном уровне установлен только его максимальный предел – 2,2%.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  1. Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
  2. Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
  3. Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
  4. Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.

Расчеты по земельному налогу.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н[5] будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Налоговый учет имущества ↑

Для предприятий базой налогообложения является имущество, которое состоит на учете как «Основные средства».

Для этого используются счета 01 и 03, т.е. непосредственно основные средства и доходные вложения в материальные ценности (или средства, сданные в аренду).

Поскольку базой для расчета налога считается остаточная стоимость, то также учитываются данные счетов 02 «Амортизация» и 10 «Износ».

Остаточная стоимость определяется как разница между 01 (03) и 02 счетом. Для тех основных средств, по которым начисляется износ, от начальной стоимости отнимают данные забалансового 10 счета.

В связи с тем, что правила определения налога на имущество отличаются для различных групп основных средств, рекомендуется учитывать их на отдельных субсчетах.

Всего существует четыре основные группы имущества с разными правилами налогообложения:

  1. Недвижимость, облагаемая по своей остаточной стоимости, в соответствии с ранее установленными нормами.
  2. Недвижимое имущество, которое облагается на основании кадастровой стоимости.
  3. Объекты движимого имущества, находящиеся на учете до 01.01.2013 года.
  4. Движимость, приобретенная и учтенная после 01 января 2013 года.

При открытии субсчета по каждой группе налог на имущество рассчитать будет гораздо проще.

Начисление налога на имущество и его отражение в бухгалтерском учете не регламентируется законодательно и зависит от учетной политики, определенной самим предприятием и закрепленной документально.

Существует несколько счетов, на которые можно отнести налог на имущество, — это счета 20, 23, 25, 26, 44, т.е. счета, связанные с той или иной группой расходов (основное производство, общехозяйственные расходы, расходы на продажу и т.д.)

Но наиболее часто для корреспонденции используется счет прочих расходов (91-2). Отражая списание налога на имущество, проводки со счетом 91-2 позволяют упростить учет в случае выявления ошибки или проведения перерасчетов.

Проводка о начислении налога на имущество будет выглядеть следующим образом:

  • Дт 91-2 Кт 68;
  • при перечислении налога делается проводка Дт 68 Кт 51.

Списание налога на имущество на расходы возможно как по результатам начисления авансовых платежей, т.е. поквартально, так и по данным годовой декларации.

Никто не застрахован от ошибок и нередко бухгалтера по окончании отчетного периода находят суммы занижения налога на имущество.

В таком случае производится корректировка налога на имущество, проводки которой корреспондируют со счетами налога на прибыль.

Т.е. в случае завышения налога, его сумма уменьшается, соответственно снижаются расходы, и увеличивается прибыль предприятия и налог на прибыль.

Какой налог при продаже имущества, которому менее 3 лет можно узнать в статье: налог с продажи имущества. Про налог на имущество при ЕНВД читайте здесь.

Для бухгалтерского учета данной операции делают следующие проводки:

  • Дт 68, субсчет «Налог на имущество» — Кт 91 «Прочие расходы»;
  • Дт 99 — Кт 68, субсчет «Налог на прибыль».
Читайте также:  Подать на алименты без установления отцовства

Если налог на прибыль увеличивается за прошедший период, то наряду с суммой налога доначисляется пеня за каждый период, прошедший после срока уплаты.

Неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском учете признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет

Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.

С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 “Основные средства” (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 “Нематериальные активы”, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 “Амортизация” (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Налоговая база

Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Читайте также:  Как продать квартиру в залоге

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Пример 1
Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 “Основные средства” (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 “Нематериальные активы”, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Бухгалтерские проводки налога на имущество в 2020 году

  1. Если фирма не рассматривает налоги в контексте затрат по обычной деятельности, то при исчислении используют счет 91. В этом случае, если начислен налог на имущество организации, проводка будет такой – Д/т 91 К/т 68;
  2. Если в бухучете фирмы налоги относятся к расходам по обычным видам, то:
      — производственные неторговые организации фиксируют начисление налога записью Д/т 20 (23, 25, 26) К/т 68;
  3. — предприятия торговли записывают Д/т 44 К/т 68.

Проводки по начислению и уплате налога на имущество

Для начала рассмотрим как каких счетах в проводках учитывается имущественный налог:

Счет ДтСчет КтОписание проводкиСумма проводкиДокумент-основание
91-268Проводка по начислению налога на имуществуСумма начисленного налогаБухгалтерская справка, декларация по имущественному налогу
6851Перечисление налога на имуществоСумма начисленного налогаБанковская выписка или платежное поручение
  1. нахождение объектов для налогообложения,
  2. проверка наличия льгот на имущество,
  3. определение налоговой базы,
  4. определение ставки для расчета налога.
  5. расчет величины налога, которая будет удержана в пользу бюджета.

Плательщики налога

Прежде всего, необходимо отметить, что, как и любой другой налоговый сбор, отчисления за владение организациями имущества регулируются Налоговым Кодексом страны, а также законами, принятыми субъектами Российской Федерации на региональном уровне.

Ими также устанавливается перечень субъектов налоговых правоотношений, которые обязаны выплачивать в бюджет страны искомый сбор. К ним относятся следующие категории.

Категория 1. Организации, находящиеся на общем режиме налогообложения. Этот вид сбора средств подразумевает полноту ведения компанией бухгалтерского учёта, а также производится выплата всех налоговых отчислений общей направленности:

  • налог на прибыль;
  • добавленную стоимость;
  • имущество;
  • взносы в фонды, отвечающие за страхование и т.д.

В эту категорию входят и отдельные подразделения организаций, работающие с индивидуальным балансом и имеющие на нем те средства, которые подлежат признанию в роли объектов обложения искомым налоговым сбором.

Категория 2. Компании на специализированных режимах налогообложения:

  • упрощенной системе налогообложения – подходит для средних по размеру компаний, со штатом менее ста человек, полутора миллионами дохода и аналогичной по величине остаточной стоимости, при этом освобождает фирму от полной уплаты всех обязательных налоговых разновидностей;
  • единый налог на вмененный доход – также заменяет три основных, полагающихся к уплате организациями, разновидности налогов, при этом не играет роли доход, реально полученный компанией, ведь исчисление налога ведется по вмененной величине.


Что выступает в роли объекта налогообложения

Частные случаи

При этом существуют некоторые особенности в формировании проводок по различным объектам.


Налоговая база – величина, рассчитанная по стоимости имущества согласно принятым нормам в конкретном регионе по определенной категории основных средств. На данный момент налоговую базу можно исчислять по двум принципам – остаточная или кадастровая стоимость имущества.

Таблица проводок по начислению налога на имущество

Счет ДтСчет КтСумма проводки, руб.Описание проводки
Начисление налога на недвижимое имущество
91-268/ налог на имущ.21 600,00Начисление налога на имущество с одновременным списанием их на прочие расходы
20 (23,25,26)68/ налог на имущ.20 411,00Начисление налога на имущества, что включено в затраты по обычному виду деятельности предприятия
4468/ налог на имущ.55 458,00Начисление налога на имущества, что включено в затраты по продажам
68/ налог на имущ.5121 600,00Перечисление налога на имущество
68/ налог на имущ.91-27 590,00Сторнирование надмерно уплаченного налога на имущество
9968/прибыль849,00Увеличение сумма налога прибыль, что связано с повышением прибыльности на сумму занижения налога на имущество
Бухгалтерский учет движимого имущества, приобретенного до 01.01.2013 года
08-160 (67)570 000,00Приобретено оборудование по разливу молока
08-10758 000,00Монтаж купленного оборудования
01-208-1628 000,00Оборудование введено в эксплуатацию. Именно с этого момента идет начисление налога на имущество
Читайте также:  НДС при передаче подарков сотрудникам
  1. Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
  2. Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
  3. Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
  4. Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.

Видео — 2 законных способа не платить налог на имущество


Согласно букве закона, налоговой базой для исчисления сбора в пользу страны от владеющей имуществом организации является стоимость искомого объекта кадастровая. Определяется она с помощь специалистов от государства, которые изучают все нюансы имеющейся недвижимости и дают ей максимально приближенную к рыночной денежную оценку.

Проводки по начислению и уплате налога на имущество

Для начала рассмотрим как каких счетах в проводках учитывается имущественный налог:

Счет ДтСчет КтОписание проводкиСумма проводкиДокумент-основание
91-268Проводка по начислению налога на имуществуСумма начисленного налогаБухгалтерская справка, декларация по имущественному налогу
6851Перечисление налога на имуществоСумма начисленного налогаБанковская выписка или платежное поручение

Формула для нахождения средней стоимости основных фондов для подотчетного периода:

Расчет базы

Среднегодовая стоимость имущества предприятия исчисляется на основании данных баланса. Она равна разнице между суммами, учтенными на счете 01 и 02. Начисление налога на имущество в 1С и других бухгалтерских базах значительно экономит время бухгалтера, так как формирование остаточной стоимости происходит автоматически при закрытии отчетного периода. При этом начисленная амортизация отнимается от первоначальной цены, по которой объект основных фондов приходовался и вводился в эксплуатацию. Остаточная стоимость всех объектов имущества суммируется. Полученное значение делится на количество месяцев, увеличенное на один: 4 — при квартальном расчете, 13 – при годовом.

Начисление налога на имущество отражается на финансовом результате предприятия, но его размер напрямую зависит от количества единиц оборудования и его стоимости. Верхний предел ставки данного вида обязательного платежа прописан в НК, он составляет 2,2% от исчисляемой базы. Дифференциация допускается только в установленном диапазоне и определяется нормативными актами регионального характера, категорией плательщика и назначением имущественных объектов. Ставка налога зависит только от места регистрации хозяйствующего субъекта. Перечисленные средства поступают в казну соответствующего региона. В большинстве случаев местные власти применяют максимально допустимое значение – 2,2%.

Проводки по начислению налога на имущество

Напомним, что ранее вопрос об обложении имущества одновременно налогом на имущество организаций и транспортным налогом был проблемным. Эта ситуация стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Определении от 14.12.2004 N 451-О указал на правомерность взимания двух налогов в отношении транспортного средства. Суд отметил, что двойного налогообложения в данном случае не возникает, так как объект и налоговая база у каждого налога установлены на основании различных характеристик. Теперь этот вопрос решен в пользу налогоплательщика.

В силу НК РФ налогом на имущество не облагается в том числе бывшее в эксплуатации основное средство, приобретенное по договору купли-продажи. Такое мнение высказал и Минфин России в Письмах от 11.03.2013 , от 07.02.2013 , от 07.02.2013 , от 05.02.2013 . Движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал и принятое на учет в состав основных средств в 2013 г., также не признается объектом обложения указанным налогом ( Минфина России от 29.05.2013 N 03-05-05-01/19527).

Следует отметить, что положение НК РФ применяется и в отношении лизингового имущества. При этом не имеет значения, у кого именно (у лизингодателя или лизингополучателя) такое имущество учтено в качестве основных средств. Напомним, что основные средства, переданные лизингополучателю по договору лизинга, учитываются на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон на счетах бухгалтерского учета 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Следовательно, если движимое имущество было учтено на балансе указанных лиц в качестве основных средств начиная с 1 января 2013 г., то налогом на имущество оно не облагается. Такие разъяснения дал Минфин России в Письмах от 24.12.2012 , от 10.01.2013 .

Согласно НК РФ налогом на имущество также не облагается принадлежащее присоединенному юрлицу движимое имущество, которое было принято правопреемником на учет в качестве основных средств начиная с 1 января 2013 г. (Письма Минфина России от 03.07.2013 , от 22.05.2013 , от 20.05.2013 , от 14.05.2013 ). В от 03.04.2013 N 03-05-05-01/10876 Минфин России разъяснил, что созданное в процессе приватизации общество (например, ГУП, реорганизованное в ООО) вправе воспользоваться указанным освобождением в отношении движимого имущества, которое в составе основных средств было поставлено на баланс по передаточному акту в 2013 г.

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о возможности применения НК РФ в отношении движимого имущества, принятого на учет до 1 января 2013 г., в части затрат на его модернизацию (реконструкцию), произведенную в текущем году, финансовое ведомство указало, что в данном случае организация не вправе применять освобождение от обложения налогом на имущество. Затраты на модернизацию (реконструкцию) объекта после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость основного средства (см. Письмо Минфина России от 01.03.2013 ).

Кроме того, с 2013 г. объектом обложения налогом на имущество организаций не признаются также:

— объекты культурного наследия федерального значения ( НК РФ);

— ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов ( НК РФ);

— ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания ( НК РФ);

— космические объекты ( НК РФ);

— суда, зарегистрированные в РМРС ( НК РФ).

Соответствующие , , , и НК РФ, которыми ранее были предусмотрены налоговые льготы для организаций в отношении перечисленного имущества, утратили силу. Таким образом, налогоплательщик не должен будет заполнять декларацию в отношении указанного имущества.

Военное законодательство > Вооружение и военная техника > Утилизация и реализация высвобождаемого оружия и военной техники

Военное законодательство > Вооружение и военная техника > Утилизация и реализация высвобождаемого оружия и военной техники

Особенности определения налоговой базы по кадастровой оценке имущества

База, исчисленная из кадастровой оценки – это стоимость по кадастру на начало текущего года. На протяжении года ее величина остается неизменной, стоит лишь принять во внимание наличие льгот, введенных законодательствами регионов.

Размер авансового платежа равен четверти от стоимости по кадастру, умноженной на ставку налога. Соответственно размер налога за год – это база, помноженная на налоговую ставку. По окончании года сумму платежа уточняют, вычитая из полученного результата уже перечисленные авансы. Рассмотрим, как исчислить налог на имущество организаций. Расчет, пример которого мы приводим, упрощен для удобства и принимает ставку налога по НК РФ (2%).

Допустим, что стоимость имущества фирмы по кадастру на 1 января составляет 1300 тыс. руб. Ежеквартальный авансовый платеж составит 1 300 000 х ¼ х 2/100 = 6500 руб.

Если в регионе не предусмотрены отчетные периоды, то налог исчисляется по окончании года: 1 300 000 х 2/100 = 26 000 руб.

Несовершенства законодательства иногда приводят к исключению объекта из кадастра. В этом случае налог по объекту пересчитывается по среднегодовой стоимости с начала года.

— земельные участки (облагаются другим видом налога);

Добавить комментарий