Штраф за грубые нарушения бухучета увеличат

Увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к бухучету

Согласно новым правилам, теперь штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет от 5 000 до 10 000 рублей (ранее — от 2 000 до 3 000 рублей).

Специалисты Минфина уточняют, что санкции налагаются на должностных лиц организации. К таковым относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

Наказание за повторное нарушение еще строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 рублей, либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП).

За что могут оштрафовать бухгалтера в 2019 – 2020 годах

Во избежание административного штрафа главному бухгалтеру в зависимости от вида нарушения необходимо (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ):

Обозначим ответственных

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Пояснения к применению ответственности

В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.

Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.

Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.

В зависимости от категории проступка, санкции будут применяться к конкретному должностному лицу. Но важную роль играет документальное оформление обязанностей и полномочий.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

Что предписывали прежние нормы?

Как видим, до вступления поправок в силу существовало два состава правонарушений, действующих в отношении разных организаций госсектора. Приведем их в таблице.

Параметр для сравнения

Статья 15.11 КоАП РФ

Статья 15.15.6 КоАП РФ

В чем заключается нарушение?

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности.
Формирование и представление сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета, с нарушением.
Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для планирования и исполнения бюджета

Кто несет ответственность?

В том числе должностные лица бюджетных и автономных учреждений

Должностные лица органов власти и казенных учреждений

Какова административная ответственность?

За совершение проступка впервые – штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., повторно – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до двух лет

Штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Штрафы за грубое нарушение бухгалтерской отчетности могут увеличиться в несколько раз

ИА SakhaNews. Минфин РФ намерен в несколько раз увеличить штрафы за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, а также ввести ответственность за повторное правонарушение. Это следует из подготовленного ведомством проекта федерального закона, сообщает РАПСИ.

Министерство предлагает увеличить штрафы – до 5-10 тысяч рублей. Повторное нарушение требований к бухгалтерской отчетности в течение года может повлечь штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей.

Ведомство также уточняет определение “грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету”. К серьезным нарушениям бухгалтерского учета будет относиться искажение любого показателя отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

Кроме того, грубыми нарушениями учета будут считаться принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие место факты хозяйственной жизни, отсутствие у компании регистров бухгалтерского учета или аудиторского заключения об отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов, а также ряд других нарушений.

Ведомство также уточняет определение “грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету”. К серьезным нарушениям бухгалтерского учета будет относиться искажение любого показателя отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

Штраф за грубые нарушения бухучета увеличат

Работа бухгалтера всегда имеет напряженный характер и полна ответственности. Занимая такую должность, человек обязан вымерять и просчитывать каждое свое действие, контролировать изменения в законодательстве, всегда быть добросовестным и пунктуальным, так как допускаемые погрешности (нарушения) могут доставить большие неприятности в дальнейшем. Какая ответственность ждет бухгалтера за грубые нарушения бухгалтерского учета?

Какой размер штрафа?

Размер штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету с 10.04.2016 увеличен и в настоящее время составляет от 5 000 руб. до 10 000 руб. Повторное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ).

Читайте также:  Как поменять фамилию и отчество ребенку после развода

При этом повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Этот период длится со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

На кого налагается штраф?

Штраф налагается на должностных лиц организации. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники. При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, главного бухгалтера можно привлечь к административной ответственности, если в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения им обязанностей, возложенных на него трудовым договором или должностной инструкцией, допущено правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 № ИС-учет-1, п. 24 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 № 18).

С 10.04.2016 перечень ситуаций, признаваемых грубым нарушением, расширен

Ст. 15.11 КоАП РФ разъясняет, что понимается под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, это:
— занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
— искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
— регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
— ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
— отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Могут ли привлечь к ответственности бухгалтера на УСН?

Если организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», но при этом у нее отсутствуют документы, подтверждающие произведенные расходы, то главного бухгалтера также можно привлечь к ответственности за грубое нарушение бухгалтерского учета. Данный вывод основывается на следующих аргументах. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие УСН, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в установленном порядке. Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которыми оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 402ФЗ). Первичные учетные документы, согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402ФЗ, подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Как уже было отмечено выше, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету понимается в том числе отсутствие у организации первичных учетных документов в течение установленных сроков хранения таких документов. Поэтому, несмотря на тот факт, что организация применяет УСН с объектом «доходы», при отсутствии первичных документов, подтверждающих произведенные расходы, должностных лиц организации можно привлечь к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Когда должностное лицо освобождается от ответственности?

Обращаем внимание, что согласно ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ должностное лицо освобождается от ответственности в случае представления уточненной декларации и уплаты на ее основе налога и пени. Также освобождение от ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ возможно в случае исправления в установленном порядке ошибки до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н.

В заключение отметим, что протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов при выполнении функций по осуществлению налогового контроля и проведении налоговых проверок (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Письма Минфина России от 20.02.2017 № 0302-08/9641, от 17.11.2016 № 03-02-08/67567). В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет два года со дня совершения административного правонарушения. Такое положение закреплено в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Размер штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету с 10.04.2016 увеличен и в настоящее время составляет от 5 000 руб. до 10 000 руб. Повторное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ).

С 10 апреля 2016 года вступил в силу закон, изменяющий порядок привлечения к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета, формирования и представления бухгалтерской отчетности. Минфин России уточнил, как новые нормы будут применяться на практике (информационное сообщение № ИС-учет-1 от 07.04.2016).

Опасная работа: административная и уголовная ответственность бухгалтеров

  • занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
  • составление отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

Число видов грубых бухгалтерских нарушений увеличено втрое

Кроме того, новые поправки еще и увеличивают количество видов бухгалтерских нарушений, которые считаются грубыми и попадают под перечисленные штрафные санкции.

Напомним, ранее таких видов было всего два:

  1. искажение данных бухгалтерского учета, которое привело к занижению налогов как минимум на 10 процентов;
  2. искажение статьи или строки в форме бухгалтерской отчетности как минимум на 10 процентов.

Теперь же их число увеличено до шести. Помимо старых нарушений теперь грубыми считаются еще и следующие:

  1. отражение в регистрах не происходивших событий хозяйственной жизни, мнимых или притворных объектов;
  2. неполное отражение в регистрах данных бухучета;
  3. составление отчетности не на основе регистров бухгалтерского учета;
  4. отсутствие первичной документации, регистров бухучета, отчетности или заключения аудитора.
  1. искажение данных бухгалтерского учета, которое привело к занижению налогов как минимум на 10 процентов;
  2. искажение статьи или строки в форме бухгалтерской отчетности как минимум на 10 процентов.

Когда штраф будет меньше

Спешим успокоить: почти всегда есть возможность, что санкция за бухгалтерские нарушения будет меньше минимум в два раза. Соответствующие смягчающие факты названы в ст. 112 НК РФ. Однако не нужно держать ориентир только на них, ведь данный перечень – открыт.

Читайте также:  Военные санатории МО РФ для военных пенсионеров

Вот, что не названо в Кодексе, но почти точно сыграет в вашу пользу в случае нарушений в бухгалтерской отчетности и учете в целом:

  • нарушение случилось первый раз;
  • фирма в финансовом кризисе;
  • на бизнесе висит больной кредит перед банком;
  • бухгалтерское нарушение идет от прошлого начальства;
  • фирма оперативно и по собственной инициативе доплатила налог, пени, штрафы в соответствии с требованиями ИФНС;
  • штраф слишком велик по отношению к нарушению.

Спешим успокоить: почти всегда есть возможность, что санкция за бухгалтерские нарушения будет меньше минимум в два раза. Соответствующие смягчающие факты названы в ст. 112 НК РФ. Однако не нужно держать ориентир только на них, ведь данный перечень – открыт.

Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Штраф должностных лиц:

1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

3) То же деяние, что и в пункте 2):

а) совершенное организованной группой;

2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или
обязательные работы до 480 часов, или
арест до 6 мес.

1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей)

2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества

3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30%

лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ,

2). те же деяния, совершенные умышленно

1). 20% от неуплаченной суммы налога

2. Те же деяния, совершенные умышленно

1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1). 20 % от неуплаченной суммы налога.

2).40 % от неуплаченной суммы налога.

1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения:
в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 (см. ниже)

2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

1. Штраф налогоплательщика:

1) 10 000 рублей.

2) 30 000 рублей.

1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере

1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119 и 129.4 НК РФ (см. выше)

1) 200 рублей за каждый непредставленный документ

– граждан: 100 – 300 рублей

– должностных лиц: 4 000 – 5 000 рублей

– должностных лиц: 3000 – 4000 рублей

Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ):

Штраф за грубые нарушения бухучета увеличат

НовостиСтатьиКонсультацияЗаконодательствоПОКнигиЮморПоездкиЗнакомства

Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Для должностных лиц государственных и муниципальных учреждений теперь предусмотрены новые штрафы за нарушения в области бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. Вместо двух составов правонарушений, на основании которых сейчас наказывают уполномоченных работников учреждений, появится семь. Что важно знать руководителям и главным бухгалтерам об этих видах административной ответственности?

Государственная Дума 16.05.2019 приняла в третьем чтении закон (его проект рассматривался под номером 455237-7), который вносит поправки в КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. После того, как закон будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и официально опубликован, поправки вступят в силу (об отсрочке начала их действия в законе не говорится).

Иными словами, уже в ближайшее время в отношении должностных лиц организаций госсектора станет действовать более развитая система штрафов. Сравним прежние и новые нормы.

Государственная Дума 16.05.2019 приняла в третьем чтении закон (его проект рассматривался под номером 455237-7), который вносит поправки в КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. После того, как закон будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и официально опубликован, поправки вступят в силу (об отсрочке начала их действия в законе не говорится).

Дисквалификация за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету

За нарушение правил бухгалтерского учета к ответственности может быть привлечен не только директор компании, но и бухгалтер.

С 10 апреля 2016 года была усилена ответственность по ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности.
За повторное грубое нарушение правил бухгалтерского учета установлен штраф, а в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.
Ошибочно предполагать, что за подобное нарушение к ответственности может быть привлечен только руководитель компании. К ответственности может быть привлечен и главный бухгалтер или иное лицо, которое отвечает за надлежащую организацию ведения бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета.

За нарушение правил бухгалтерского учета к ответственности может быть привлечен не только директор компании, но и бухгалтер.

Новая реформа многократно увеличит штрафы за налоговые нарушения

В Госдуме задумали новую реформу, в результате которой могут ужесточиться наказания за налоговые правонарушения. Комитет по конституционному законодательству и госстроительству намерен перенести в новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) налоговые статьи, по которым сейчас не предусмотрена административная ответственность, а также увеличить штрафы по налоговым статьям в КоАП. За счет этого в новой редакции КоАП также будет унифицирован и расширен круг тех, кто подпадает под ответственность за налоговые нарушения — это индивидуальные предприниматели, компании и должностные лица. Такие изменения содержатся в проекте поправок (копия есть у РБК).

Читайте также:  Договор долевого участия в строительстве: подводные камни

В пояснениях к документу говорится, что предлагаемые изменения направлены на «полную кодификацию», то есть систематизацию всех норм федерального законодательства, устанавливающих административную ответственность, в том числе за нарушения в области финансов, налогов и сборов, а также страховых взносов.

Унификация норм в кодексе — это положительный момент, полагает старший юрист адвокатского бюро A2 Екатерина Ильина. Однако вместе с систематизацией депутаты предлагают повысить штрафные санкции по целому ряду налоговых нарушений (см. таблицу во врезе). Кроме того, в КоАП предлагается внести и новые статьи. В их числе — неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора.

Один из авторов проекта, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин сказал РБК, что содержание новой редакции КоАП еще обсуждается, поэтому он не готов пока его комментировать. Он также затруднился сказать, когда документ будет внесен в Думу. Еще один автор новой редакции — замглавы комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин говорит, что глава по налоговым нарушениям уже есть в КоАП, комментировать ее новое содержание он отказался. В ФНС не стали комментировать нововведения, порекомендовав обратиться за разъяснениями в Госдуму и Минфин России. В Минфине не ответили на запрос РБК. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров не ответил на звонки и СМС.

Налогоплательщикам станет еще труднее

10 сентября глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что удельный вес сумм по налоговым делам, выигранным налогоплательщиками, снизился, а благодаря механизму обязательного досудебного обжалования количество жалоб по налоговым спорам с 2009 по 2014 год сократилось на треть, в первом полугодии 2015 года — еще на 4%. Также налоговые органы снизили в первом полугодии 2015-го число судебных разбирательств с компаниями и ИП — на 10%. В пресс-службе ФНС РБК уточнили, что за первое полугодие число налоговых споров в судах с участием юрлиц и ИП составило 23,9 тыс. (в первом полугодии 2014 года их было 26,4 тыс.).

Удельный вес сумм удовлетворенных требований по жалобам в общем количестве оспоренных составил в первом полугодии 2015 года 8,5%, а в первом полугодии 2014 года этот показатель равнялся 13,1%.

Бизнес и налоговые консультанты обращают внимание и на то, что если поправки будут приняты в таком виде, как предлагает комитет Госдумы, то может возникнуть правовая коллизия, бизнесу станет еще сложнее оспаривать свою правоту в суде.

Отношение к новым поправкам двоякое, говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. «С одной стороны, иметь единый КоАП, который бы включал в себя весь спектр административных правонарушений, любому практикующему юристу было бы очень удобно», — признает она. В то же время могут возникнуть проблемы с решением одного и того же вопроса в разных судах. По ее словам, ситуация «может дойти до абсурда»: по итогам одной проверки придется обращаться и в арбитражный суд, и в суд общей юрисдикции, «а это дополнительная нагрузка и на юристов, сопровождающих данные процессы, и на бизнес, обязанный нести дополнительные расходы».

Например, налоговые споры о взыскании недоимки с компаний будут рассматриваться арбитражными судами после проведения всех процедур урегулирования споров, а параллельно в отношении тех же компаний, но без всяких досудебных процедур, суды будут рассматривать дела о привлечении этого же налогоплательщика к административной ответственности, поясняет директор группы налоговых споров КПМГ Антон Зыков.

«То есть фактически по одному и тому же спору дела о взыскании неуплаченной суммы налога и дела о взыскании штрафов за эту неуплаченную сумму налога будут рассматривать арбитражными судами в разных процессах и в разные сроки», — рассуждает он.

В таком случае «решение вопроса о привлечении к административной ответственности будет происходить раньше принятия решения о наличии оснований для привлечения к налоговой ответственности», не исключает глава управления правовой дирекции крупной российской компании топливно-энергетического комплекса.

Конфликт сроков давности и судебных процессов

В законодательстве прописаны разные сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового преступления и административного, говорит Екатерина Ильина из адвокатского бюро A2. Для налоговых правонарушений он составляет три года, при этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения о налогах и сборах, указывает она. «Полагаем, что законодателю придется устранить указанный диссонанс», — говорит Ильина.

Если для взыскания недоимки по НК РФ сроки давности более протяженные, то для взыскания административного штрафа КоАП устанавливает короткий срок — два месяца. «То есть для соблюдения этого двухмесячного срока налоговый орган и суд должны будут составить протокол и рассмотреть его в судебном заседании, не дожидаясь рассмотрения спора по судьбе самой недоимки», — полагает Антон Зыков.

Несмотря на то что некоторые составы правонарушений дублируются в НК РФ и КоАП, к ответственности привлекают в первом случае компании, а во втором — должностных лиц, напоминает старший юрист юридической компании Herbert Smith Freehills Ирина Бакаева. Логично предположить, что судья в рамках административного дела должен вынести решение в пользу должностного лица, если арбитражный суд решит, что нарушения у компании не было. Однако как данный механизм будет работать на практике, пока неизвестно, говорит она.

10 сентября глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что удельный вес сумм по налоговым делам, выигранным налогоплательщиками, снизился, а благодаря механизму обязательного досудебного обжалования количество жалоб по налоговым спорам с 2009 по 2014 год сократилось на треть, в первом полугодии 2015 года — еще на 4%. Также налоговые органы снизили в первом полугодии 2015-го число судебных разбирательств с компаниями и ИП — на 10%. В пресс-службе ФНС РБК уточнили, что за первое полугодие число налоговых споров в судах с участием юрлиц и ИП составило 23,9 тыс. (в первом полугодии 2014 года их было 26,4 тыс.).

Добавить комментарий