Заявление в департамент жилищной политики о предоставлении жилого помещения

Суд с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

В судах общей юрисдикции в городе Москве часто можно увидеть, в числе прочих участников судебного процесса, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее – ДЖП г. Москвы). Иногда ДЖП г. Москвы выступает в качестве истца, иногда в качестве ответчика. Очень часто судьи требуют от истцов при рассмотрении жилищных споров привлечения ДЖП г. Москвы в качестве третьего лица.

Давайте рассмотрим подробнее, в связи с чем ДЖП г. Москвы столь часто привлекается к участию в судебных процессах по жилищным спорам, в каких случаях участие этого учреждения является обязательным, а в каких его привлечения к участию в судебном процессе является чисто формальной процедурой.

1) Какие иски может подавать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Согласно пункту 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 г. N 44-ПП) Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы, в том числе по безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов) города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся в федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы.

Таким образом, ДЖП г. Москвы имеет право подавать в суд любые иски, направленные на восстановление нарушенного права муниципалитета на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городу Москве, в частности:

  • Иски о выселении из жилья, сносимого в рамках городских жилищных программ;
  • Иски о признании права собственности на жилые помещения, незаконно изъятые из собственности города Москвы (например, ранее приватизированные или выкупленные у города Москвы по поддельным документам квартиры);
  • Иски об истребовании жилых помещений из чужого незаконного владения (например, в случае самозахвата гражданами муниципального жилья, не предоставленного им на законных основаниях городом Москвой);
  • Иски о признании граждан утратившими право пользования жилыми помещениями, в связи с их выездом на другое место жительства (когда жилье формально сохранено за гражданами по договору социального найма, но фактически эти граждане уже давно переехали на другое место жительства);
  • Иски о переселении граждан в другое жилье по нормам, установленным для общежитий (по 6 кв.м. общей площади на человека), в связи с образовавшейся у них значительной задолженностью по оплате за жилье и коммунальные услуги;
  • Иски о выселении из служебного жилого фонда города Москвы, в связи с прекращением трудовых отношений между городом Москвой и жильцами квартиры;
  • Иные аналогичные по своей направленности иски, если иного способа защиты прав города Москвы на принадлежащее ему жилье, иначе, чем путем выселения ответчиков из муниципального жилья, просто не существует.

2) Какие иски можно подавать против Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Поскольку ДЖП г. Москвы осуществляет не только функции по управлению муниципальным жильем, но также осуществляет функции по распоряжению муниципальным имуществом (совершению сделок с ним и предоставление жилья жителям города Москвы), то против ДЖП г. Москвы можно подавать следующие иски:

  • Иски о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации (например, если ДЖП г. Москвы отказывает гражданам в оформлении их права собственности на занимаемое жилье в порядке приватизации);
  • Иски о признании права на выкуп или присоединение по договору социального найма освободившихся комнат в коммунальных квартирах (например, если одна или несколько комнат в коммунальной квартире освободились, а ДЖП г. Москвы по каким-то своим, внутренним соображениям, отказывает в присоединении этого освободившегося жилья нанимателям или собственникам соседних комнат в этой же коммунальной квартире);
  • Иски о признании жилого помещения аварийным, непригодным для проживания и обязании предоставить новое жилье (например, если дом фактически стал непригоден для проживания, имеется соответствующее экспертное заключение, но при этом ДЖП г. Москвы отказывается принимать соответствующее распоряжение о расселении дома и предоставлении его жильцам нового жилья взамен аварийного);
  • Иски о признании неправомерным отказа в постановке на жилищный учет и обязании ДЖП г. Москвы поставить истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (очень часто встречающиеся в настоящий момент исковые заявления, в связи с поголовным отказом ДЖП г. Москвы принимать на жилищный учет новых очередников);
  • Иски о признании незаконным распоряжений ДЖП г. Москвы о снятии с жилищного учета и обязании восстановить истцов на жилищном учете (это наиболее часто встречающиеся сейчас иски против ДЖП г. Москвы, в связи с тем, что путем поголовного снятия жителей города Москвы с жилищного учета, ДЖП г. Москвы пытается создать видимость уже наступившего разрешения жилищных проблем москвичей);
  • Иски о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования (если граждане пропустили предусмотренный законом шестимесячный срок для оформления своих наследственных прав на квартиру, собственник которой умер, то ответчиком по такому иску выступает именно ДЖП г. Москвы, поскольку такая квартира считается выморочным имуществом, перешедшим в собственность города Москвы);
  • Иски о признании незаконным отказа в расслужебливании квартиры и обязании ДЖП г. Москвы заключить с истцами договор социального найма на служебное жилье (такие иски подаются в том случае, если граждане ранее были заселены в служебное жилое помещение, которое затем перешло в собственность города Москвы, и ДЖП г. Москвы отказывается заключать с такими гражданами договор социального найма на занимаемое ими жилье);
  • Иные иски, предметом которых является признание права граждан на жилье, принадлежащее на праве собственности городу Москве или об отказе ДЖП г. Москвы оформить какие-либо документы на муниципальное жилье.

3) Когда нужно привлекать Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы к участию в судебном процессе

Если предметом спора являются какие-либо права на жилое помещение, принадлежащее городу Москве, но при этом стороны спора не просят у суда обязать ДЖП г. Москвы совершить какое-то действие и не оспаривают действия/бездействие ДЖП г. Москвы, то в таких спорах Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы нужно привлекать в качестве третьего лица, поскольку судебным решением по спорам, связанным с пользованием муниципальным жильем, могут быть затронуты права собственника муниципальной квартиры – города Москвы – интересы которого в судах по жилищным спорам представляет именно Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Примером таких исков могут служить:

  • Иски о незаконной перепланировке в муниципальной отдельной квартире или муниципальной комнате к коммунальной квартире;
  • Иски о признании за жильцами квартиры права на раздельную оплату за жилье и коммунальные услуги;
  • Иски о выселении кого-либо из жильцов квартиры, в связи с невозможностью совместного проживания с ним в одном жилом помещении;
  • Иски о взыскании с кого-либо из жильцов квартиры, его задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги;
  • Иные иски, участие в которых ДЖП г. Москвы является формальным, и связано исключительно с тем обстоятельством, что стороны спора (истец и ответчик) судятся друг с другом по поводу жилья, собственником которого является город Москва.

4) Что делать, если на вас подал в суд Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Как уже было указано выше, ДЖП г. Москвы может являться истцом по весьма большому кругу вопросов, связанных с правом на жилье. При этом нужно учитывать то обстоятельство, что суды, преимущественно, принимают в таких спорах сторону ДЖП г. Москвы.

Поэтому, если на вас подал в суд иск ДЖП г. Москвы, то лучше самостоятельно не судиться и не пытаться доказать судье свою правоту, ссылаясь в суде, например, на Конституцию Российской Федерации.

Оптимальным вариантом будет обратиться за консультацией и правовой помощью к юристу или адвокату, специализирующимся на вопросах недвижимости.

Вполне возможно, что ДЖП г. Москвы подал на вас безосновательный иск (например, если ДЖП г. Москвы считает, что речь идет о муниципальном жилье, тогда как у вас имеются на руках, подтверждающие факт приобретения вами этого жилья на праве собственности и т.д.). Тогда можно будет закончить судебный спор, добившись принятия определения о прекращении производства по делу, что позволит судье пойти по наиболее простому пути и сохранить вам ваши права на спорное жилое помещение.

Вообще, существует множество путей для защиты нарушенных жилищных прав в зависимости от конкретных обстоятельств судебного дела с участием Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Заявление в департамент жилищной политики о предоставлении жилого помещения

Субсидии для приобретения или строительства жилого помещения

Предоставление субсидии для приобретения или строительства жилья – способ улучшения жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, реализуемый путем предоставления очереднику средств для приобретения жилья на рынке недвижимости из бюджета города Москвы.

Основные нормативные документы, регулирующие вопросы предоставления и использования субсидии«Государственная программа города Москвы «Жилище».

Закон города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Кому предоставляются субсидии, порядок расчета размера субсидии

Гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и выбравшим способом улучшения жилищных условий приобретение жилья с использованием субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее субсидия), после решения Департамента городского имущества города Москвы и оформления соответствующего распоряжения о предоставлении, оформляется свидетельство на получение субсидии для приобретения или строительство жилого помещения (далее – свидетельство), открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в банке, на который зачисляются средства субсидии. С использованием субсидии очередник может приобрести жилище на рынке недвижимости.Срок действия свидетельства не может превышать шесть месяцев со дня вынесения решения о предоставлении субсидии.

Субсидии для приобретения или строительства жилья предоставляются гражданам из бюджета Москвы в объемах финансирования, предусмотренного Законом о бюджете города, в порядке очередности исходя из года постановки на учет, с учетом даты подачи заявления.

Субсидия считается реализованной очередниками с момента перечисления денежных средств субсидии на ИБЦС очередника, после чего очередники снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Расчет размера субсидииПри расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений).

Норма предоставления площади жилого помещения, используемая при расчете субсидии:

  • Для одиноко проживающего или единственного гражданина, состоящего на жилищном учете – 36 кв. метров;
  • На одного гражданина – 18 кв.метров;
  • На семью из двухграждан – 50 кв. метров;
  • На семью из трех граждан – 70 кв. метров;
  • На семью из четырех граждан – 85 кв. метров;
  • На семью из пяти и более граждан– по 18 кв. метровна одного члена семьи.

Таблица определения размера субсидий в процентах для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий:

Определение размера субсидий в процентах для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий

Процент от нормативной стоимости жилого помещения

Общие основания

Многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим трех и более несовершеннолетних детей

Расчет размера субсидии производится следующим образом:

(Норма предоставления на семью – Площадь жилого помещения занимаемого гражданами, состоящими на учете – Площадь иных жилых помещений на праве собственности/праве пользования) × Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра площади × Процент от нормативной стоимости жилого помещения.

Пример расчета

Для семьи из 4-х человек, не являющаяся многодетной, занимающая квартиру площадью 38,5 кв.м, имеющая в собственности долю иного жилого помещения, составляющую 15,3 кв.м, размер субсидии будет рассчитан следующим образом:

(85,0 кв.м – 38,5 кв.м) × стоимость 1 кв. метра по субсидии × 0,7.

Основные положения предоставления и использования субсидии:

  • По договорам инвестирования строительства степень готовности дома должна быть не менее 70 процентов;
  • Субсидия не может быть использована на приобретение жилища, находящегося под арестом, залогом, обремененного чьим-либо правом на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилища в собственность в результате использования субсидии, а также не отвечающего стандартам благоустройства в городе Москве;
  • Жители города Москвы, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на жилищном учете с сохранением года постановки на учет при возврате субсидии в бюджет города Москвы

В случае если Вы не нашли подходящую услугу, перейдите в электронную приемную и оставьте персональное обращение.

Заявление в департамент жилищной политики о предоставлении жилого помещения

В целях оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы Правительство Москвы

1. Установить, что:

1.1. Департамент городского имущества города Москвы в 2016-2023 годах осуществит обеспечение граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо учете нуждающихся в жилых помещениях в городе Москве (далее – жилищный учет) и являющихся инвалидами, семьями, имеющими детей-инвалидов, со стойкими расстройствами функций опорно-двигательного аппарата, использующими кресла-коляски и которым в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида рекомендовано проживание в жилых помещениях, оборудованных специальными средствами и приспособлениями (далее – инвалиды, использующие кресла-коляски), жилыми помещениями, оборудованными специальными средствами и приспособлениями для инвалидов, использующих кресла-коляски, по договорам социального найма в соответствии с очередностью по дате принятия инвалида, использующего кресло-коляску, на жилищный учет.

1.2. Жилые помещения специализированного жилищного фонда перед предоставлением инвалидам, использующим кресла-коляски, по договорам социального найма подлежат переводу в жилищный фонд социального использования Департаментом городского имущества города Москвы.

1.3. Не допускается использование жилых помещений, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в иных целях, не предусмотренных настоящим постановлением.

1.4. Инвалиды, использующие кресла-коляски, отказавшиеся от обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим постановлением, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями по иным видам договоров в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

1.5. Жилые помещения инвалидам, использующим кресла-коляски, предоставляются на основании решений Департамента городского имущества города Москвы в соответствии с положениями статей 10, 20, 21, 22 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”.

Читайте также:  Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров в 2022 году - что это, бланк, образец,

1.6. Предоставляемое инвалидам, использующим кресла-коляски, жилое помещение должно быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, и оборудовано специальными средствами и приспособлениями для инвалидов, использующих кресла-коляски.

1.7. В случае расторжения или прекращения договоров социального найма по основаниям, предусмотренным статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения, предоставленные инвалидам, использующим кресла-коляски, по договорам социального найма в соответствии с настоящим постановлением, предоставляются иным инвалидам, использующим кресла-коляски, в порядке, установленном настоящим постановлением.

1.8. Жителям города Москвы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей на момент подачи в Департамент городского имущества города Москвы заявления о предоставлении компенсационной выплаты и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании названного заявления предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.

1(1). Утвердить порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 мая 2016 года N 271-ПП
(Дополнительно включено
с 12 августа 2018 года
постановлением Правительства Москвы
от 31 июля 2018 года N 864-ПП)

Порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений

1. Общие положения

1.1. Порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее – Порядок) определяет условия и процедуру предоставления жителям города Москвы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (далее – компенсационная выплата).

1.2. Жителям города Москвы, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, компенсационная выплата предоставляется на основании их заявления о предоставлении компенсационной выплаты в Департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент).

1.3. Форма заявления о предоставлении компенсационной выплаты, форма решения об отказе в приеме заявления о предоставлении компенсационной выплаты, форма решения о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении компенсационной выплаты, форма распоряжения о предоставлении компенсационной выплаты, форма уведомления об отказе в предоставлении компенсационной выплаты, форма уведомления о перечислении средств компенсационной выплаты на именной блокированный целевой счет в кредитной организации (далее – ИБЦС), форма заявления о перечислении компенсационной выплаты с ИБЦС на счет лица, у которого за счет средств компенсационной выплаты приобретается жилое помещение (далее – заявление о перечислении компенсационной выплаты), форма уведомления об отказе в перечислении компенсационной выплаты с ИБЦС на счет лица, у которого за счет средств компенсационной выплаты приобретается жилое помещение, форма уведомления о перечислении компенсационной выплаты с ИБЦС на счет лица, у которого за счет средств компенсационной выплаты приобретается жилое помещение, утверждаются правовым актом Департамента.

1.4. В качестве заявителей выступают жители города Москвы, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и состоящие на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие члены их семьи, состоящие на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – заявители).

1.5. Компенсационная выплата предоставляется один раз на основании распоряжения Департамента о предоставлении компенсационной выплаты заявителям исходя из даты подачи в Департамент заявления, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, по итогам проверки оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, за счет средств, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

Компенсационная выплата, не предоставленная заявителю в текущем финансовом году по основанию, предусмотренному пунктом 2.7.7 настоящего Порядка, подлежит предоставлению в следующем финансовом году в порядке и на условиях, определенных настоящим Порядком.

1.6. Компенсационная выплата предоставляется жителям города Москвы, указанным в пункте 1.8 настоящего постановления, в размере нормативной стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с положениями части 8 статьи 31 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” (далее – Закон города Москвы N 29), и должна быть использована в срок не позднее 6 месяцев со дня принятия распоряжения Департамента о предоставлении компенсационной выплаты.

1.7. Предоставление и использование компенсационной выплаты осуществляются в соответствии с положениями частей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 статьи 31, статьи 32 Закона города Москвы N 29 с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.

2. Порядок принятия решения о предоставлении компенсационной выплаты

2.1. Документы, представляемые заявителем лично в Департамент в целях предоставления компенсационной выплаты:

2.1.1. Заявление о предоставлении компенсационной выплаты, подписанное всеми заявителями, указанными в пункте 1.4 настоящего Порядка.

2.1.2. Копии документов, удостоверяющих личность, с предъявлением подлинников документов: для граждан, достигших возраста 14 лет, – паспорт гражданина Российской Федерации, для граждан в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении.

2.1.3. Копия документа, удостоверяющего личность уполномоченного представителя заявителя, с предъявлением подлинника документа.

2.1.4. Копия нотариально удостоверенной доверенности с предъявлением подлинника доверенности (при обращении уполномоченного представителя заявителя).

2.1.5. Документы, подлежащие представлению для проведения перерегистрации заявителя, предусмотренные правовым актом Департамента, определяющим порядок осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет (представляются заявителем в случае приостановления рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пунктах 2.7.1, 2.7.3 настоящего Порядка).

2.1.6. Документ, подтверждающий открытие заявителем ИБЦС в кредитной организации, с которой Департаментом заключено соглашение о порядке взаимодействия при предоставлении гражданину из бюджета города Москвы субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (представляется заявителем в случае приостановления рассмотрения заявления по основанию, указанному в пункте 2.7.6 настоящего Порядка).

2.1.7. Единый жилищный документ (при его отсутствии – копия финансового лицевого счета нанимателя жилого помещения и выписка из домовой книги) (представляется при условии, что функция по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилых помещений, в которых проживают заявители, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка, а также их супруги и их несовершеннолетние дети, не осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы на основании соответствующего договора, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителей, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, а также их супругов и их несовершеннолетних детей в жилых помещениях, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) (представляется заявителем в случае приостановления рассмотрения заявления по основанию, указанному в пункте 2.7.4 настоящего Порядка).

2.2. Департамент рассматривает представленные заявителем документы, указанные в пунктах 2.1.1-2.1.4 настоящего Порядка, и устанавливает наличие либо отсутствие оснований для отказа в приеме заявления.

2.3. Основаниями для отказа в приеме заявления являются:

2.3.1. Отсутствие документов, указанных в пунктах 2.1.1-2.1.4 настоящего Порядка.

2.3.2. Обращение с заявлением лица, не соответствующего требованиям, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка.

2.4. Решение об отказе в приеме заявления с указанием причин такого отказа подписывается уполномоченным должностным лицом Департамента и направляется заявителю почтовым отправлением или иным способом, подтверждающим получение такого решения, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

2.5. Срок рассмотрения заявления о предоставлении компенсационной выплаты и принятия решения о предоставлении компенсационной выплаты составляет 20 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия заявления о предоставлении компенсационной выплаты Департаментом. Рассмотрение заявления о предоставлении компенсационной выплаты осуществляется в порядке, определенном правовым актом Департамента. В срок рассмотрения заявления о предоставлении компенсационной выплаты не включается срок, на который приостанавливается рассмотрение заявления о предоставлении компенсационной выплаты.

2.6. При отсутствии оснований для отказа в приеме документов Департамент устанавливает наличие либо отсутствие оснований для приостановления рассмотрения заявления, указанных в пунктах 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3 настоящего Порядка, и оснований для отказа в предоставлении компенсационной выплаты, указанных в пункте 2.11 настоящего Порядка.

2.7. Основаниями для приостановления рассмотрения заявления являются:

2.7.1. Проведение перерегистрации в отношении заявителя в порядке, установленном правовым актом Департамента, в случае, если в отношении заявителя не проведена перерегистрация в течение одного года до подачи им заявления о предоставлении компенсационной выплаты.

2.7.2. Выявление оснований для снятия заявителя с жилищного учета и принятие Департаментом решения о снятии заявителя с жилищного учета в установленном порядке.

2.7.3. Выявление оснований для внесения изменений в учетное дело заявителя и внесение Департаментом изменений в учетное дело заявителя.

2.7.4. Представление заявителем в Департамент документов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.7 настоящего Порядка.

2.7.5. Проверка оснований, позволяющих заявителям состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.

2.7.6. Уведомление заявителя о получении в Департаменте копии распоряжения о предоставлении компенсационной выплаты и о представлении заявителем в Департамент документа, подтверждающего открытие заявителем ИБЦС в кредитной организации, с которой Департаментом заключено соглашение о порядке взаимодействия при предоставлении гражданину из бюджета города Москвы субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

2.7.7. Отсутствие в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление компенсационной выплаты.

2.8. Срок приостановления рассмотрения заявления:

2.8.1. По основанию, указанному в пункте 2.7.1 настоящего Порядка, не превышает срок, установленный правовым актом Департамента для осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет.

2.8.2. По основанию, указанному в пункте 2.7.2 настоящего Порядка, составляет 45 рабочих дней.

2.8.4. По основанию, указанному в пункте 2.7.4 настоящего Порядка, составляет 10 рабочих дней.

2.8.5. По основанию, указанному в пункте 2.7.5 настоящего Порядка, составляет 10 рабочих дней.

2.8.6. По основанию, указанному в пункте 2.7.6 настоящего Порядка, составляет 15 рабочих дней.

2.8.7. По основанию, указанному в пункте 2.7.7 настоящего Порядка, не превышает срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.

2.9. Решение о приостановлении рассмотрения заявления с указанием обстоятельств, наличие которых послужило основанием для приостановления рассмотрения заявления, подписывается уполномоченным должностным лицом Департамента и направляется заявителю почтовым отправлением или иным способом, подтверждающим получение такого решения, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

2.10. Возобновление срока рассмотрения заявления осуществляется со дня, следующего за днем устранения обстоятельств, наличие которых послужило основанием для приостановления рассмотрения заявления. В случае возобновления срока рассмотрения заявления, рассмотрение которого было приостановлено, Департамент направляет заявителю уведомление о возобновлении срока рассмотрения заявления, подписанное уполномоченным должностным лицом Департамента, почтовым отправлением или иным способом, подтверждающим получение такого уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня устранения обстоятельства, наличие которого послужило основанием для приостановления рассмотрения заявления.

2.11. Основания для отказа в предоставлении компенсационной выплаты:

2.11.1. Обращение лица, не являющегося заявителем в соответствии с пунктом 1.4 настоящего Порядка.

Мосгорсуд разъяснил особенности рассмотрения гражданских споров об улучшении жилищных условий

По мнению одной из адвокатов, Московский городской суд напомнил о том, что важно знать лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Другой особо отметил три правовые позиции, имеющие важное практическое значение. Третья считает Обзор очень актуальным, поскольку споры с Департаментом городского имущества являются одними из сложных, но в то же время исчерпывающим его назвать нельзя.

21 сентября Московский городской суд опубликовал Обзор судебной практики по делам об обеспечении жилищных прав малоимущих граждан при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в порядке улучшения жилищных условий, рассмотренным судами города Москвы в период за 2019–2020 гг.

Обзор содержит 8 правовых позиций, в которых проанализировано применение норм материального и процессуально права как районными судами г. Москвы, так и судебной коллегией по гражданским делам Мосгорсуда в качестве апелляционной инстанции по спорам граждан с Департаментом городского имущества.

Содержание документа

Пункт 1 Обзора посвящен рассмотрению дел о признании незаконными письменных ответов Департамента об отказе в принятии на жилищный учет, связанных с несоблюдением заявителями установленного порядка предоставления госуслуги.

Мосгорсуд пояснил, что при обжаловании ответов Департамента судам следует исходить из того, что жилищное законодательство не предусматривает признание судом граждан нуждающимися в жилых помещениях в обход установленного порядка вне компетенций уполномоченного органа. При рассмотрении таких дел суды не должны подменять деятельность уполномоченных органов по вопросам, отнесенным к компетенции последних.

Таким образом, резюмировал Мосгорсуд, судам, рассматривающим дела указанной категории, необходимо устанавливать следующие обстоятельства:

  • был ли соблюден порядок обращения за предоставлением госуслуги по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях;
  • был ли подан полный комплект документов, которые обязан представить заявитель;
  • состав семьи, претендующий на постановку на жилищный учет (часть семьи или все зарегистрированные по месту жительства граждане);
  • наличие согласия на обработку персональных данных от членов семьи заявителя.

При этом если при рассмотрении дела суд придет к выводу, что все условия для предоставления заявителю госуслуги по вопросу принятия на учет как нуждающегося в жилье были соблюдены, он должен исходить из того, что требование об обязании Департамента поставить заявителя на жилищный учет не может быть удовлетворено – суд вправе лишь обязать Департамент повторно рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учет.

В п. 2 Обзора указано, что при рассмотрении споров о признании незаконными действий и решений Департамента при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятии с жилищного учета, связанных с расчетом обеспеченности жилплощадью, суды должны учитывать положения законодательства г. Москвы об особенностях определения площади жилых помещений для целей реализации жилищных прав граждан.

Читайте также:  Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации

Мосгорсуд напомнил, что согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ установление нормы предоставления и учетной нормы относится к компетенции органа местного самоуправления. В настоящее время учетная норма в Москве составляет 10 кв м. площади жилого помещения для отдельных квартир и 15 кв м. – для квартир коммунального заселения. Таким образом, учетная норма и норма предоставления применяются к площади жилого помещения.

Вместе с тем ЖК не содержит легальной дефиниции «площадь жилого помещения». Дефиниция ч. 5 ст. 15 касается «общей площади жилого помещения» и применяется для описания и характеристики объектов жилищных прав – жилых помещений. Между тем ч. 3 ст. 1 Закона Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 содержит определение понятия «площадь жилого помещения», согласно которому указанная площадь состоит из суммы площадей всех частей жилого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд (в том числе балконов, лоджий, веранд и террас). Таким образом, применительно к площади жилого помещения для определения учетной нормы и нормы предоставления в Москве установлено специальное регулирование, включающее в эту площадь площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Пункт 3 Обзора посвящен рассмотрению дел о признании незаконными действий и решений Департамента при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятии с жилищного учета, связанных с расчетом обеспеченности площадью жилого помещения с учетом площади жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи заявителя на праве собственности либо пользования.

Мосгорсуд пояснил, что при рассмотрении данной категории споров суды должны учитывать ст. 31 Семейного кодекса РФ о том, что супруги свободны в выборе места жительства, а также судам надлежит устанавливать следующие обстоятельства:

  • является ли совместно нажитым имуществом жилое помещение, площадь которого учтена Департаментом при расчете жилищной обеспеченности в рамках рассмотрения вопроса о принятии на жилищный учет либо в процессе проверки оснований для дальнейшего состояния на учете;
  • в случае заключения супругами брачного договора, устанавливающего режим раздельной собственности супругов, один из которых состоит на жилищном учете, ключевым обстоятельством является дата заключения договора, а также факт представления его в материалы учетного дела семьи.

Как указано в п. 4 Обзора, при расчете обеспеченности жилплощадью гражданам, состоящим на жилищном учете либо претендующим на постановку на учет, необходимо правильно устанавливать вид домовладения в части возможности его отнесения к домам, непригодным для круглогодичного проживания. Непригодность жилого помещения для проживания определяется исключительно в соответствии с процедурой, установленной Правительством РФ. При этом надлежащим доказательством является решение органа исполнительной власти о признании дома непригодным для проживания. Кроме того, отмечается в Обзоре, необходимо устанавливать целевое назначение земельных участков и вид их разрешенного использования в случае учета при расчете жилищной обеспеченности жилого дома, расположенного на данном участке.

В п. 5 Обзора Мосгорсуд подчеркнул, что при оспаривании отказа Департамента в предоставлении жилья вне очереди в порядке улучшения жилищных условий гражданину, состоящему на жилищном учете и страдающему тяжелой формой хронического заболевания, необходимо учитывать, что единственным доказательством наличия заболевания является справка установленной формы на жилищные льготы. При рассмотрении дел данной категории суды устанавливают факты состояния гражданина на жилищном учете и наличия у него заболевания, включенного в Перечень, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н, путем направления судебных запросов в соответствующие медучреждения.

Непременным условием возникновения обязательств государства перед категориями лиц, подпадающими под действие законов о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является признание в установленном законом субъекта Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), включение в списки лиц, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (п. 6 Обзора).

При рассмотрении таких дел, подчеркнул Мосгорсуд, суды должны учитывать, что общий порядок постановки на жилищный учет, установленный законом субъекта РФ, распространяется на граждан, обладающих правом на обеспечение в силу действия норм федерального законодательства, без каких-либо исключений.

Пункт 7 посвящен особенностям рассмотрения дел о признании незаконными распоряжений Департамента об отказе в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, отложении рассмотрения вопроса обеспечения нуждающихся в жилых помещениях, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Так, при рассмотрении данной категории дел подлежат установлению следующие обстоятельства:

  • действительно ли в результате вселения лица в спорное жилое помещение площадь жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, уменьшилась;
  • повлияло ли вселение лица, не состоящего на жилищном учете, на размер предоставляемого жилого помещения либо на размер субсидии (компенсационной выплаты) в порядке улучшения жилищных условий;
  • увеличилась ли площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению в порядке улучшения жилищных условий (равно как и размер субсидии (компенсационной выплаты)) в результате расторжения брака;
  • кому принадлежало на праве собственности отчужденное жилое помещение, является ли оно совместно нажитым имуществом супругов.

Заключительный пункт Обзора касается споров о признании незаконным истребования Департаментом документов, содержащих персональные данные гражданина, в порядке перерегистрации учетного дела. Так, Мосгорсуд указал, что представление документов всех членов семьи, зарегистрированных по месту жительства семьи граждан, состоящих на жилищном учете, а также их супругов и (или) несовершеннолетних детей, зарегистрированных по иным адресам, для проведения перерегистрации обязательно. При этом каждый из членов семьи вправе подать копии личных документов в Департамент самостоятельно.

Таким образом, резюмируется в Обзоре, анализ судебной практики по делам об обеспечении жилищных прав граждан показал, что данная категория дел является многочисленной. Вместе с тем при рассмотрении таких дел судам следует внимательно подходить к выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, а также применению норм материального права к спорным правоотношениям. «Строгое соблюдение положений законов при рассмотрении дел данной категории позволит избежать допущения ошибок и будет способствовать формированию единообразия судебной практики», – подчеркнул Мосгорсуд.

Адвокаты отметили практическую значимость Обзора

По мнению адвоката АП Московской области Валентины Ященко, Московский городской суд напомнил о том, что важно знать лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. «По-прежнему наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является утрата оснований, дающих право на получение жилья, – например, утрата статуса малоимущих и (или) нуждающихся в жилых помещениях», – отметила она в комментарии «АГ».

Адвокат добавила, что Обзор содержит ответы о порядке определения и расчета обеспеченности жилплощадью. Также упоминается, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо провести анализ сделок с общим имуществом стоящих на учете граждан и их супругов, особо обращая внимание на необходимость их правовой оценки (брачный договор, договор купли-продажи).

«Мосгорсуд указал судам на необходимость принимать во внимание нормы ст. 31 СК РФ, согласно которой супруги свободны в выборе места жительства, что само собой исключает ссылку сторон о прекращении фактических брачных отношений и отсутствии необходимости представления информации в отношении отдельно проживающего супруга, не включенного в учетное дело и не претендующего на улучшение жилищных условий, – например, при перерегистрации учетного дела для подтверждения обоснованности нахождения на соответствующем учете, что довольно часто встречается в практике судов (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2009 г. № 5-В09-25, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 8 июня 2021 г. по делу №33-22328/2021, решение Пресненского районного суда г. Москвы по делу № 2-2029/2015 )», – пояснила Валентина Ященко.

Она добавила, что Мосгорсуд разъяснил особенности применения положения п. 8 Обзора ВС РФ по практике рассмотрения судами в 2013–2014 гг. дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утвержден Президиумом ВС 23 декабря 2015 г.), указав на необходимость установления судами факта непригодности помещения для проживания на основании решения исполнительного органа. «Мосгорсуд отметил исключительную роль специального уполномоченного органа по признанию жилых помещений непригодными. Отсутствие подобного решения исполнительного органа не может быть восполнено иными доказательствами и является безусловным основанием для снятия с учета граждан, которые приобрели в собственность жилые помещения, не признанные в последующем непригодными для проживания в установленном законом порядке», – подчеркнула она.

Адвокат, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев, комментируя документ, остановился на нескольких разъяснениях Мосгорсуда.

По его мнению, ключевой мыслью п. 2 Обзора является то, что судам следует тщательно проверять, соблюден ли заявителем досудебный порядок урегулирования спора в полном объеме, и, если нет либо если Департамент городского имущества выдал не отказ, а нечто иное, судам не стоит подменять собой функции Департамента. С указанным выводом, считает эксперт, можно было бы согласиться, если б на практике не складывались многочисленные ситуации, когда Департамент именует свои ответы не «постановление об отказе», а «письмо» либо «уведомление», вследствие чего заявители, получив такой документ, фактически лишаются возможности обжаловать его в судебном порядке и оказываются в тупиковой ситуации. «Таким образом, если суды будут исходить из того, что граждане вправе обращаться за судебной защитой своих прав только после четко сформулированного отказа Департамента, это может привести – и уже приводит – к злоупотреблениям со стороны последнего», – подчеркнул Илья Прокофьев.

Положительно оценил он и п. 3 Обзора, поскольку в нем затронута проблема расчета жилой площади с учетом количества членом семьи заявителя. Практика показывает, пояснил Илья Прокофьев, что Департамент зачастую отказывает гражданам в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, принимая в расчет площадь жилых помещений, в отношении которых у них отсутствует как право собственности, так даже и право пользования. «Изложенные выводы Мосгорсуда позволят избежать ситуаций искусственного увеличения Департаментом площади, принимаемой в расчет, и необоснованных отказов в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий», – подчеркнул адвокат.

В п. 4, добавил он, также указано на необходимость правильного учета жилых помещений при расчете площади, приходящейся на заявителей. «Нередки ситуации, когда Департамент, отказывая в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, берет в расчет площади помещений, которые фактически жилыми не являются», – заметил Илья Прокофьев.

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина считает документ очень актуальным, поскольку споры с Департаментом являются одними из сложных, наряду со спорами с иными государственными и муниципальными органами власти. «В Обзоре комплексно рассмотрены ключевые споры, подробно расписан порядок действий судей в тех или иных ситуациях. Считаю, что на данный Обзор важно обращать внимание не только судей и Департамента городского имущества Москвы, но и, в первую очередь, – малоимущих граждан, которые стремятся защитить свои права», – подчеркнула адвокат.

Татьяна Саяпина добавила, что на практике отказы в принятии на жилищный учет малоимущих – не редкость. «В Обзоре подробно прописан порядок действий всех ключевых участников рассматриваемых правоотношений, что является его сильным преимуществом перед той же нормативно-правовой базой, поскольку последовательно разъясняются все ее основные моменты. Также интересно отражение в Обзоре расчетов определения учетной нормы, что представляет собой важный пример при формировании правоприменительной практики по расчетам», – отметила она.

При этом, по мнению адвоката, обобщение Мосгорсуда является неполным: «По мере возникновения споров отдельные его стороны будут дополнительно конкретизироваться в иных обзорах – это касается, например, решения вопросов о подписании документов электронной цифровой подписью и иных вопросов, связанных с цифровизацией при постановке на учет малоимущих граждан».

В целом данный Обзор необходим для формирования практики в жилищной сфере и конкретизации законодательства о предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений, заключила Татьяна Саяпина.

Жилищная субсидия: кому положена и как ее получить

Фото: Fancy Studio/shutterstock

Сегодня для многих россиян вопрос улучшения жилищных условий является актуальным. Для тех, кто особенно остро нуждается в помощи, государство предусмотрело субсидию на приобретение жилья.

Рассказываем, кто может претендовать на господдержку и как ее получить.

Что такое жилищная субсидия

Жилищная субсидия представляет собой финансовую поддержку из бюджета федерального или местного уровня определенным группам населения на покупку квартиры. Помимо приобретения жилья, есть еще несколько видов субсидий: на оплату коммунальных платежей, безналичная и безвозмездная.

Жилищная субсидия представляет собой сертификат с определенным номиналом без права обналичивания, который имеет целевое назначение и ограниченный срок для ее использования. Сертификат по своей стоимости перекрывает только метры площади из расчета по нормативам, свыше этого гражданин оплачивает самостоятельно.

На что направить средства

Есть несколько вариантов использования жилищного сертификата:

  • как первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;
  • для погашения действующей ипотеки;
  • для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;
  • для расширения имеющегося жилья, которое по своей площади меньше социальных нормативов.

Финансовая поддержка государства на покупку или строительство жилья в виде субсидии может быть использована один раз в жизни. Те, кто воспользовались полученным на эти цели сертификатом, не могут повторно претендовать на такого рода помощь.

Фото:Artyom Semenushkin/shutterstock

Ряд категорий, имеющих право на субсидирование покупки жилья, определены федеральными законодательными актами. К группам граждан, которые вправе подать документы на получение государственной субсидии, относятся:

  • многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста (при условии обучения по очной форме в вузе или нахождения по призыву на воинской службе возрастная планка устанавливается в 23 года);
  • молодые семьи до 30 лет;
  • малоимущие, нуждающиеся в получении жилья;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас;
  • работники на государственной службе и бюджетники;
  • специалисты, получившие соответствующее образование и переехавшие в сельскую местность для работы на сельхозпредприятиях;
  • участники и инвалиды ВОВ, а также их семьи;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей или сиротами.

Все эти граждане могут обратиться за получением государственной помощи в форме жилищной субсидии, если на дату оформления заявления и предоставления документов они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Условия для получения

Нормы, устанавливающие порядок выдачи субсидий на жилье, перечислены в региональных и федеральных нормативных документах. Согласно им, сертификат на приобретение квартиры могут получить те граждане, чья жилплощадь является меньшей по метражу из расчета норматива жилой площади на семью и не отвечает установленным требованиям. Также за помощью можно обратиться, если жилье является помещением в общежитии или коммунальной квартире и в ней проживают несколько семей в родственных отношениях.

Кроме того, претендентам на субсидию до момента получения сертификата нужно располагать собственным жильем, чтобы к моменту приобретения нового с добавлением государственных средств его продать. Не лишним будет иметь финансовые средства, которые потребуется добавить к сертификату, чтобы выплатить полную стоимость новой жилплощади. До момента получения жилищной субсидии лучше позаботиться о поиске подходящего жилья. Оно должно быть чистым с юридической стороны: не находиться в обременении, под залогом или арестом.

Читайте также:  ПФР Республика Башкортостан, Туймазинский район, Туймазы, ул. Чапаева, 2/1: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Фото:Zelenskaya/shutterstock

Претендентам на жилищную субсидию необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов в специализированный центр, где работает комиссия по вопросу предоставления жилищной субсидии. Для получения субсидии нужно предоставить оригиналы и копии:

  • паспорт заявителя и документы личного характера всех членов семьи — паспорта или свидетельства о рождении;
  • свидетельство о браке, если супруги официально зарегистрированы;
  • справку из жилищной компании о составе семьи;
  • документ о принадлежности к льготной категории для получения помощи на покупку жилья;
  • правоустанавливающие документы или договор соцнайма на имеющуюся жилплощадь;
  • при наличии представляются документы о праве на дополнительные квадратные метры площади;
  • копию лицевого счета.

Как правило, комиссии работают при местных администрациях, а срок рассмотрения документов составляет примерно месяц. Если заявление одобряется, то семья становится в очередь на получение жилищной субсидии. В случае отказа документы возвращаются заявителю с указанием причины. После выдачи сертификата семье дается полгода на использование суммы, указанной в нем. Она перечисляется на банковский счет получателя субсидии, а затем переводится продавцу.

Заявление в департамент жилищной политики о предоставлении жилого помещения

Заявитель является ветераном Великой Отечественной войны. У заявителя имеется ряд хронических заболеваний, по состоянию здоровья заявитель нуждается в постоянном постороннем уходе, ее жизнедеятельность ограничивается территорией квартиры, имеют место случаи резкого ухудшения состояния здоровья, вследствие чего ей в таком возрасте нужно спокойствие и отдых, однако приходится остаток своей жизни ютиться в очень стесненных жилищных условиях. Так как заявитель и члены ее семьи проживаем в одной квартире, проживание в подобных условиях в дальнейшем не представляется возможным. В сложившейся ситуации заявитель нуждаюсь в скорейшем улучшении жилищных условий. Заявитель просит предоставить ей жилое помещение.

В Департамент жилищной политики и жилищного
фонда г. ___________
__________________________

гр. _____________________, проживающей
по адресу: _________________________

Я – Заявитель, ______________________, зарегистрирована и постоянно проживаю в жилом помещении, расположенном по адресу: ____________________________
Данное жилое помещение представляет собой муниципальную квартиру общей площадью ___ кв. м., жилой площадь. ___ кв. м., состоящую из двух изолированных комнат.
Кроме меня, в указанной квартире зарегистрированы следующие лица:
– ___________________________________________________;
– ___________________________________________________;
– ___________________________________________________;
– ___________________________________________________.

Я являюсь ветераном Великой Отечественной войны (удостоверение серии ВВ номер _______, выданное УСЗН района «______________» г. _______ __________ г.) и ветераном труда (удостоверение серии В номер ________, выданное Администрацией __________ области (Постановлением 166ПГ от ________ г.) _________ г.), имею ряд правительственных наград (медалей).

Мне ___ год, у меня имеется ряд хронических заболеваний (сердечная недостаточность, нестабильное артериальное давление, больные отечные ноги. ), по состоянию здоровья нуждаюсь в постоянном постороннем уходе, моя жизнедеятельность ограничивается территорией квартиры, имеют место случаи резкого ухудшения состояния здоровья, вследствие чего мне в таком возрасте нужно спокойствие и отдых, однако приходится остаток своей жизни ютиться в очень стесненных жилищных условиях.

Так как я и члены моей семьи проживаем в одной квартире, проживание в подобных условиях в дальнейшем не представляется возможным. В сложившейся ситуации я нуждаюсь в скорейшем улучшении жилищных условий.

По данному поводу, с целью получения жилой площади, я неоднократно обращалась в различные инстанции, но получала отказ. В настоящий момент я не имею возможности самостоятельно приобрести жилую площадь для себя, но и проживать в одной квартире с членами семьи разных возрастов и малолетними детьми невыносимо. У меня слабое здоровье, частые сердечные приступы и головные боли, я нуждаюсь в нормальной и спокойной обстановке, но ввиду того, что в квартире проживает еще несколько человек, этого сделать невозможно.

В силу ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах” установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В данном случае мои права как ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда нельзя назвать непосредственно действующими, поскольку я, имея заслуги перед Родиной, нуждаюсь в предоставлении жилого помещения, но мои права не определяют смысл содержание и применение законов.

В силу Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов”, ветераны Великой Отечественной Войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, должны быть обеспечены жильем в срок до ___________ г.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах”, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с _________ года по ___________ года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Более того, хотелось бы пояснить, в сороковых годах двадцатого столетия я добровольно отправилась на фронт и принимала активное участие в боевых действиях по защите Российской Федерации от фашистской оккупации. За доблесть и отвагу я награждёна государственными наградами. Кроме этого, после окончания Великой Отечественной Войны я продолжала работать «на оборону» Российской Федерации, осуществляя трудовую деятельность. Поэтому звания «Ветеран Великой Отечественной Войны» и «Ветеран труда» я ношу заслуженно.
Значительную часть своей жизни я посвятила обороне и защите Российской Федерации, однако так и не получила от государства какой-либо жилой площади, вследствие чего в таком преклонном возрасте я вынуждена проживать в стесненных жилищных условиях.

Я и мои члены семьи не имеем на праве собственности недвижимого имущества, то есть нуждаемся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;
выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;
пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Кроме того, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки для ветеранов и членов их семей, но из действий органов местного самоуправления данный факт не усматривается.

В силу ст. 15 Закона “О ветеранах”, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а” – “ж” и “и” подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны.

Исходя из изложенного, принимая во внимание тот факт, что я являюсь ветераном ВОВ и Ветераном труда, то я имею право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий с последующем предоставлением жилого помещения.

Согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 2 Положения «О Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы», Департамент осуществляет:
Контрольные функции по соблюдению подразделениями Департамента и подведомственными Департаменту организациями, учредителем которых является город Москва, жилищного законодательства, а также представление органам исполнительной власти города Москвы рекомендаций по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства, в том числе в части:
– принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях или снятия с учета;
– предоставления жилых помещений, приватизации, обмена, вселения в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы;
– выполнения городских жилищных и федеральных программ по обеспечению жилыми помещениями различных категорий граждан в пределах средств, выделяемых на эти цели федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также социальных задач;
– проведения работ по формированию комплексов недвижимого имущества в многоквартирных домах, созданию условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья и иных объединений граждан в жилищной сфере, реализации прав и обязанностей собственников помещений по управлению многоквартирными домами.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ ” О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 вышеуказанного Закона).

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 2 Федерального Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”,

1. Рассмотреть настоящее заявление по существу возникшей проблемы.
2. Предоставить мне, ________________, зарегистрированной по адресу: ______________________________, жилое помещение в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах” и Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов”.
3. О результатах рассмотрения настоящего заявления сообщить по адресу: ___________________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
копия выписки из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
копия удостоверения ветерана;
копия удостоверения ветерана труда.

Приложение. Заявление о признании нуждающимся в жилом помещении (форма)

профессиональной образовательной организации) “__” _________ г.

Место прохождения военной службы – ____________________________________

(наименование органа военного управления, воинской части, организации

Сообщаю о себе и членах семьи сведения

I. Сведения о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам найма

специализированного жилого помещения, договорам социального найма,

договорам найма (поднайма) и (или) принадлежащих на праве собственности мне

и членам моей семьи

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан

Вид имущества, площадь, кв. метров

Основание пользования (дата и реквизиты договора, документ, подтверждающий право собственности)

II. Денежные средства на приобретение или строительство жилых

помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или

государственные жилищные сертификаты (далее – сертификат) мною и членами

моей семьи ________________________________________________________________

(указывается “не получались” или “получались” в случае получения

денежных средств или безвозмездной финансовой помощи, указать орган,

осуществивший выплату, дату и сумму выплаты, в случае получения

сертификата – орган, выдавший сертификат, серия и номер сертификата)

III. Сведения об участии в приватизации жилых помещений меня и членов

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан

Вид имущества, площадь, кв. метров

Дата и реквизиты договора о передаче жилого помещения в собственность

IV. Сведения о ранее занимаемых жилых помещениях по договорам

социального найма и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на

праве собственности до даты подачи заявления о признании нуждающимся в

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан

Вид имущества, площадь, кв. метров

Основание пользования (договор социального найма, документ, подтверждающий право собственности), дата и реквизиты договора

Действия, совершенные с ранее занимаемыми жилыми помещениями, реквизиты документов, подтверждающих факт совершения указанных действий

Я и члены моей семьи достоверность и полноту настоящих сведений

подтверждаем (за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи

подпись ставится их законным представителем). Даем согласие на проведение

уполномоченными органами проверки представленных сведений во всех

федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных

органах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации,

органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам

организациях (учреждениях), а также согласие на обработку персональных

В случае изменения представляемых сведений обязуемся в течение 5

рабочих дней направить в уполномоченный орган измененные сведения с

приложением подтверждающих документов или их копий, заверенных в

установленном законодательством Российской Федерации порядке.

“__” ______ 20__ г.

(подпись военнослужащего, фамилия, имя, отчество (при наличии)

“__” ______ 20__ г.

(подпись совершеннолетнего члена семьи, фамилия, имя, отчество (при наличии)

“__” ______ 20__ г.

(подпись совершеннолетнего члена семьи, фамилия, имя, отчество (при наличии)

“__” ______ 20__ г.

(подпись совершеннолетнего члена семьи, фамилия, имя, отчество (при наличии)

(воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии)

предупрежден о возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в

случае выявления в представленных документах сведений, не соответствующих

действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся

в жилых помещениях, а также о возможности привлечения к дисциплинарной,

административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной

ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в

Ссылка на основную публикацию