Подлежит ли уголовной ответственности гражданин, при распитии алкоголя в магазине?

Прокурор разъясняет – Прокуратура Оренбургской области

1. Оборот алкогольной продукции без лицензии (регулируется статьями 18 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ):
– Под оборотом понимается хранение и (или) розничная продажа алкогольной продукции.
– Оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии запрещен.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет;
– на юридических лиц – не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной за календарный год, но не менее 3 миллионов рублей с изъятием продукции.
2. Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, а также с поддельными документами (регулируется статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ):
– Оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства.
– Оборот алкогольной продукции, при отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в НЕЗАКОННОМ обороте.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
3. Оборот алкогольной продукции без маркировки (регулируется статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ):
-Федеральная специальная марка и акцизная марка (далее ФСМ и АМ) являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность оборота алкогольной продукции.
-Оборот алкогольной продукции без маркировки, либо с маркировкой поддельными марками запрещён.
Ответственность:
Является административным правонарушением (часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
Использование для маркировки поддельных ФСМ и АМ считается уже уголовным преступлением (часть 4 статьи 327.1 Уголовного кодекса РФ) и наказывается:
– штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 5 лет либо без такового.
4. Недостоверный учет алкогольной продукции и несвоевременная фиксация, а также не фиксация информации в ЕГАИС (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

-ЕГАИС предназначена для осуществления государственного контроля за объемом оборота алкогольной продукции.

-Запрещен оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.19 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
5. Незаконная розничная продажа алкогольной продукции индивидуальным предпринимателем (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.17.1 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
6. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании алкогольной продукции (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Сдавать декларации необходимо ежеквартально не позднее 20 числа месяца;

-Декларации подаются в «Личном кабинете» через официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ( https://service.fsrar.ru/) .

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 15.13 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
7. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается несовершеннолетним;

-В случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать паспорт (то есть продавцу дано право требовать паспорт).

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
8. Розничная продажа алкогольной продукции в пэт-таре объемом свыше 1500 миллилитров (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается в ПЭТ-таре объемом более 1500 миллилитров

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.2 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.

Разъяснение подготовлено прокуратурой Домбаровского района

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

25 октября 2021, 15:59

Памятка организациям и индивидуальным предпринимателям об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции

1. Оборот алкогольной продукции без лицензии (регулируется статьями 18 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ):
– Под оборотом понимается хранение и (или) розничная продажа алкогольной продукции.
– Оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии запрещен.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет;
– на юридических лиц – не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной за календарный год, но не менее 3 миллионов рублей с изъятием продукции.
2. Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, а также с поддельными документами (регулируется статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ):
– Оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства.
– Оборот алкогольной продукции, при отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в НЕЗАКОННОМ обороте.
Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
3. Оборот алкогольной продукции без маркировки (регулируется статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ):
-Федеральная специальная марка и акцизная марка (далее ФСМ и АМ) являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность оборота алкогольной продукции.
-Оборот алкогольной продукции без маркировки, либо с маркировкой поддельными марками запрещён.
Ответственность:
Является административным правонарушением (часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
Использование для маркировки поддельных ФСМ и АМ считается уже уголовным преступлением (часть 4 статьи 327.1 Уголовного кодекса РФ) и наказывается:
– штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 5 лет либо без такового.
4. Недостоверный учет алкогольной продукции и несвоевременная фиксация, а также не фиксация информации в ЕГАИС (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

-ЕГАИС предназначена для осуществления государственного контроля за объемом оборота алкогольной продукции.

-Запрещен оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.19 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 10 до 15 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
5. Незаконная розничная продажа алкогольной продукции индивидуальным предпринимателем (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями.

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 14.17.1 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.
6. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании алкогольной продукции (регулируется статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Сдавать декларации необходимо ежеквартально не позднее 20 числа месяца;

-Декларации подаются в «Личном кабинете» через официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ( https://service.fsrar.ru/) .

Ответственность: Является административным правонарушением (статья 15.13 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
7. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается несовершеннолетним;

-В случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать паспорт (то есть продавцу дано право требовать паспорт).

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
8. Розничная продажа алкогольной продукции в пэт-таре объемом свыше 1500 миллилитров (регулируется статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ):

-Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается в ПЭТ-таре объемом более 1500 миллилитров

Ответственность: Является административным правонарушением (часть 2.2 статьи 14.16 КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц, ИП – от 100 до 200 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции;
– на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей с изъятием алкогольной продукции.

Что грозит, если в магазине выпил бутылку пива, но тебе нет 18 лет, заставят ли оплачивать?

Что грозит, если в магазине выпил бутылку пива, но тебе нет 18 лет, заставят ли оплачивать?

Ответы на вопрос:

Могут привлечь по статье 7.27 КоАП РФ, если есть 16 лет. Оплачивать заставить не имеют права, т.к. продажа несовершеннолетним алкоголя запрещена. Ну и родителей привлекут по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение родительских обязанностей. Ну а на учет в ПДН поставят ребенка. Ущерб возместят родители на основании ст.1073-1074 ГК РФ.

Вам грозит административная ответственность по ст. 7.27 КОАП РФ за мелкое хищение чужого имущества. Естественно, ущерб придется оплатить несмотря на несовершеннолетие.

— Здравствуйте уважаемый посетитель, накажут Вас, поставив на учёт, Ваших родителей накажут за ненадлежащее воспитание, и продавца накажут, на основании Федерального закона №171 ст. 16. Также, наказания за продажу спиртных напитков несовершеннолетним покупателям см. в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 14.16), а также в Уголовном кодексе (ст. 151.1). или по ст. 7.27 КОАП РФ

Читайте также:  Жалоба на МФО: куда обратиться, образец, пошаговая инструкция

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

К Вашему поступку могут применить ст. 7.27 КоАП РФ Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты

влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В магазине была камера? Или есть какие-то доказательства того, что Вы, действительно, выпили это пиво?

Оплатить заставят. Если не оплатит сам несовершеннолетний – то родителей, которые несут за него ответственность. Я так понимаю, что пивко тайком выпил несовершеннолетний.

Может быть также административная ответственность, если несовершеннолетний достиг возраста 16 лет.

поэтому, если “застукали”, то лучше оплатить добровольно. Иначе еще и полицию вызовут.

КоАП РФ

КоАП РФ Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 7.27. Мелкое хищение

1. Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.15.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

“”2. Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, статьей 158.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.3, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.5, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.15.3 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.

Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор отдела управления по надзору за процессуальной деятельностью СУ СК РФ по свердловской области Котов Д.В.

Лица, употребляющие спиртные напитки или наркотические средства, чаще других нарушают закон. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения человек ведет себя неадекватно, в результате может причинить вред не только своему здоровью и (или) имуществу, но и окружающим его лицам.

Так, согласно статистическим данным за 11 месяцев 2020 года в состоянии алкогольного опьянения на территории Свердловской области совершено 10902 преступных посягательства , что составляет более одной трети от общего числа расследованных преступлений (36,4 %), в состоянии наркотического опьянения – 136 преступлений.

Совершение преступления в состоянии опьянения является отягчающим обстоятельством либо совершение преступления в таком состоянии повлечет назначение более сурового вида наказания.

Так, согласно статьи 23 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

При этом согласно части 1.1. статьи 63 УК РФ судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

Кроме того, законодателем определено, что согласно пункта «д» части 1 статьи 63 УК РФ отягчающим обстоятельством признается привлечение к совершению преступления лиц, которые находятся в состоянии опьянения.

Следует отметить, что совершение преступления в состоянии алкогольного или иного опьянения влечет назначение более сурового наказания.

Так, нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть 1 статья 264 УК РФ), может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако, если указанное деяние совершено лицом в состоянии опьянения и повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть 2 указанной статьи), то может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В случае причинения по неосторожности смерти человека (часть 3 указанной статьи), лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до пяти лет, при нахождении лица, совершившего указанное преступление, в состоянии опьянения (пункт «а» части 4 указанной статьи) наказание может быть назначено в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Аналогичный дифференцированный подход к назначению наказания закреплен законодателем и в статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена).

Кроме того, согласно статьи 264.1 УК РФ управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо указанной статьей, наказывается, среди прочих видов наказания, лишением свободы на срок до двух лет лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно примечания № 2 к статье 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (Примечание к статье 12.8. КоАП РФ), или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.2. Правил дорожного движения, утвержденных постановлением от 23.10.1993 № 1090 о правилах дорожного движения).

Статья 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.07.2011 N 253-ФЗ.

Комментарии к ст. 14.16 КОАП РФ

1. Комментируемой статьей обеспечивается путем установления административной ответственности охрана отношений, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (с изм. и доп.); Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”, установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” (с изм. и доп.), определяющим в разделе XIX особенности продажи алкогольной продукции, а также иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правила продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.

Читайте также:  Как оформить страховку осагу для такси и сколько она стоит - 2022 год

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ и примечанием к ст. 6.10 настоящего Кодекса установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Под фармакопейной статьей Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (с изм. и доп.) понимает документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения.

3. Гражданским кодексом РФ определены понятия и содержание договора поставки (ст. 506), договора розничной купли-продажи (ст. 492), публичного договора (ст. 426). Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст. 481 ГК РФ).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании” (с изм. и доп.) определено, что сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

4. Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

5. Часть 1 данной статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих розничную продажу этилового спирта (за исключением случаев, указанных в диспозиции комментируемой статьи), ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (с изм. и доп.), не допускающих розничную торговлю лекарственными средствами вне аптечных, медицинских и ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

6. Часть 2 комментируемой статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

7. Административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи, наступает при совершении иных нарушений названных Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. При этом, как представляется, в случае предъявления собственником алкогольной и спиртосодержащей продукции не представленных своевременно по уважительным причинам сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), а также справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) при рассмотрении дела суд может переквалифицировать административное правонарушение, установленное ч. 2 данной статьи, на ч. 3 этой же статьи.

8. Административная ответственность, установленная ч. 4 настоящей статьи, наступает при нарушении положений Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”.

9. Субъект данного административного правонарушения – должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1); по ч. 3 – должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50); по ч. ч. 3 и 4 – должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49). При необходимости применения меры наказания в виде конфискации соответствующей продукции (см. ч. ч. 3 и 4 данной статьи) дело передается на рассмотрении судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы по комментируемой статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (по ч. ч. 1 – 3, по ч. 4 – в части розничной продажи пива и напитков, изготовленных на основе этилового спирта); должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (по ч. ч. 1 и 2); должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1, п. п. 1, 63 и 64 ч. 2 ст. 28.3).

При рассмотрении дел, отнесенных к компетенции перечисленных выше органов, протоколы составляются должностными лицами соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3).

Санкции за нарушения участников алкогольного рынка

За нарушения законодательства предусмотрены штрафы, с конфискацией или без нее, лишение лицензии, дисквалификация организации и другие наказания. За неоднократные преступления или нарушения в особо крупном размере предпринимателю грозит штраф, иногда с конфискацией, и даже лишение свободы.

Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции регулирует Федеральный закон № 171-ФЗ. На сайте ФСРАР перечислены и другие нормативные правовые акты.

В январе-сентябре 2020 года Росалкогольрегулирование провело 3 882 проверок и обнаружило нарушения в 77,67% случаев.

Контур.Маркет — комплексное решение для розничных продавцов алкоголя. Прием накладных и передача данных о приемке и закупке алкоголя. Учет товаров онлайн. Касса по 54-ФЗ.

На какие статьи 171-ФЗ нужно обратить внимание алкогольной рознице и общепиту

Продавцам крепкого алкоголя необходимо знать Главу III закона № 171-ФЗ, в которой описаны все условия получения лицензии. Там же описан порядок приостановления или возобновления лицензии.

Об учете в ЕГАИС и декларировании продукции смотрите требования статьи 14 в Главе II, об особых требованиях к розничной продаже при оказании услуг общественного питания смотрите статью 16 в Главе II.

Ниже опишем некоторые нарушения, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Административная ответственность

— Пункт 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  • Должностные лица заплатят штраф от 20 000 до 40 000 рублей;
  • Юридические лица — от 100 000 до 300 000 рублей.

Возможна конфискация продукции.

— Пункт 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

  • Должностные лица могут быть дисквалифицированы на 2-3 года. Штраф составит от 500 000 до 1 млн. рублей;
  • Юридическое лицо рискует приостановить деятельность на срок до 90 дней. Размер штрафа составляет до ⅕ совокупной выручки за предыдущий год, но не менее 3 млн. рублей.

Также у нарушителя могут конфисковать продукцию, оборудование или другое имущество, которое относится к производству или реализации алкоголя.

— Статья 14.17.1 КоАП РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.

  • Физлицо оштрафуют на 30 000 — 50 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.
  • ИП или фермера-производителя вина оштрафуют на 100 000 — 200 000 рублей и конфискуют алкогольную продукцию.

— Статья 14.19 КоАП РФ. Нарушение порядка учета объема производства, оборота и (или) использования продукции, а также нефиксация информации в ЕГАИС.

  • Должностное лицо оштрафуют на 10 000 — 15 000 рублей;
  • Юридическое лицо — на 150 000 — 200 000 рублей.

— Пункт 6 статьи 19.4 КоАП РФ. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего госконтроль в области производства и оборота алкогольной продукции.

  • Гражданина оштрафуют на 10 000 — 20 000 рублей;
  • Должностных лиц — на 200 000 — 300 000 рублей.

— Пункт 6 статьи 14.5 КоАП РФ. Невыдача чека по требованию покупателя или ненаправление ему электронной копии чека.

  • Должностное лицо оштрафуют на 2 000 рублей;
  • Юридическое лицо — на 10 000 рублей или вынесут предупреждение.

Уголовная ответственность

— Статья 171.3 УК РФ. Незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенные в крупном размере.

Осужденному грозит штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 3 лет. Штраф составит 2-3 млн. рублей или будет равен размеру дохода осужденного за период от 1 до 3 лет.

При нарушениях в особо крупных размерах штраф увеличится до 3-4 млн. рублей, а срок принудительных работ или лишение свободы — до 5 лет.

— Статья 171.4 УК РФ. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенная неоднократно.

Осужденному грозит штраф или исправительные работы на срок до 1 года. Размер штрафа составит от 50 000 до 80 000 рублей или будет равен доходу нарушителя за последние 3-6 месяцев.

Отметим, что в этой статье описаны санкции не за все нарушения, которые возможны и предусмотрены кодексами РФ.

Подлежит ли уголовной ответственности гражданин, при распитии алкоголя в магазине?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. N 25-АД18-5 Суд оставил без изменения судебные акты о привлечении лица к административной ответственности за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, поскольку факт совершения лицом вменяемого ему правонарушения подтверждается доказательствами

Обзор документа

Постановление Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. N 25-АД18-5 Суд оставил без изменения судебные акты о привлечении лица к административной ответственности за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, поскольку факт совершения лицом вменяемого ему правонарушения подтверждается доказательствами

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу Ливинсон Анны Олеговны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Ливинсон Анны Олеговны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 2 марта 2017 г. индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 15-16).

Не согласившись с данным постановлением, Ливинсон А.О. подала на него жалобу в Кировский районный суд г. Астрахани в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 22-23, 34).

Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 24 апреля 2017 г. указанное постановление отменено, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение (л.д. 35-36).

По результатам нового рассмотрения дела постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г. (л.д. 46-48), оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. (л.д. 63-64) и постановлением заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ливинсон А.О. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г., решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Читайте также:  Свидетельство о госрегистрации ИП: как выглядит, как получить

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).

В силу абзаца восьмого пункта 2 статьи 16 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что 5 февраля 2017 г. в 12 часов 32 минуты в помещении магазина “Beer club”, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. С. Перовской, д. 73, в нарушение требований абзаца восьмого пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. осуществила розничную продажу алкогольной продукции – двух бутылок пива “Немецкое пиво”, объемом 0,5 л, с содержанием алкоголя 4,5%, несовершеннолетнему X. года рождения. Указанное действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Приведенные обстоятельства подтверждены: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); рапортом должностного лица ОДН УМВД России по г. Астрахань Хасанова Д.Ю. (л.д. 3); объяснениями Ливинсон А.О., изложенными в протоколе об административном правонарушении и в бланке объяснения, а также данными в ходе судебного разбирательства, в которых она, выражая несогласие с составлением в отношении ее соответствующего протокола, тем не менее, факт реализации алкогольной продукции несовершеннолетнему X. не оспаривала, указывая, что 5 февраля 2017 г. в 12 часов 32 минуты, находясь в принадлежащем ей магазине по вышеуказанному адресу, продала две бутылки пива молодому человеку, который визуально показался ей совершеннолетним и очень взросло выглядел (л.д. 2, 4, 40, 46); письменными объяснениями несовершеннолетнего X. и очевидца события правонарушения М. подтвердивших приобретение З. алкогольной продукции в названном магазине у индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. (л.д. 8, 10); копией паспорта X. (л.д. 9), а также иными доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Деяние индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области оборота алкогольной продукции.

Довод жалобы о том, что отсутствовал повод к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, является необоснованным, противоречит материалам дела и установленным в рамках производства по делу обстоятельствам.

Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу пункта 3 части 1 указанной статьи одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного Кодекса).

Как следует из материалов дела и установлено в рамках судебного разбирательства, поводом к возбуждению настоящего дела послужило сообщение несовершеннолетнего К. о реализации ему алкогольной продукции.

В ходе производства по делу несовершеннолетним X. и очевидцем события административного правонарушения М. указывалось, что они состоят в Федеральном проекте “Трезвая Россия”, 5 февраля 2017 г. примерно в 12 часов 32 минуты в магазине “Beer club”, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. С. Перовской, д. 73, несовершеннолетнему X. была реализована алкогольная продукция, о чем они сообщили в полицию.

Не доверять сведениям, которые в рамках производства по делу сообщали указанные лица, оснований не имеется, так как они последовательны, непротиворечивы, согласуются с содержанием иных собранных по настоящему делу доказательств, в том числе с объяснениями Ливинсон А.О., которая в судебном заседании поясняла, что сотрудники полиции прибыли через полчаса после названного факта реализации алкогольной продукции (л.д. 40).

Настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено при наличии повода, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии необходимости требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, так как сомнений в достижении им совершеннолетнего возраста не было, а в этом случае закон не обязывает продавца требовать такой документ, является несостоятельным.

Закрепленное в абзаце восьмом пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ право лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), потребовать у покупателя удостоверяющий личность документ в случае возникновения у этого лица сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, не предполагает произвольного распоряжения названным правом и разрешения вопроса о проверке документа, позволяющего установить возраст покупателя, а равно не освобождает продавца от обязанности выполнять установленный данной нормой запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Лицо, допустившее нарушение этого запрета, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом для привлечения к такой ответственности не имеют правового значения причины, по которым продавцом не было реализовано право требовать у покупателя документ, позволяющий установить его возраст, в том числе и если эти причины связаны с отсутствием у продавца сомнений в достижении покупателем совершеннолетнего возраста. Риск наступления последствий, связанных с привлечением к установленной законом ответственности за нарушение запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, продавец такой продукции несет и в случае, если он не реализовал названное право при отсутствии сомнений в достижении покупателем совершеннолетнего возраста. Как обоснованно отмечено нижестоящими судебными инстанциями, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по реализации алкогольной продукции несовершеннолетнему независимо от субъективного восприятия продавцом возраста покупателя.

Для привлечения к административной ответственности, установленной данной нормой, правовое значение имеет факт продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции, который в рассматриваемом случае установлен и объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств.

Имеющиеся по настоящему делу доказательства обоснованно признаны судебными инстанциями достаточными для подтверждения события административного правонарушения и разрешения дела по существу.

Таким образом, утверждение о том, что у Ливинсон А.О. отсутствовали сомнения в достижении покупателем совершеннолетнего возраста, не является основанием для освобождения ее от административной ответственности за совершение указанных действий.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении Ливинсон А.О. как гражданина, а привлечена она к административной ответственности как индивидуальный предприниматель, своего подтверждения в рамках рассмотрения настоящей жалобы не нашел.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением указанных в данной норме случаев.

Согласно части 2 этой статьи в протоколе об административном правонарушении в числе иных сведений указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения.

Вопреки утверждению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен в отношении Ливинсон А.О. как индивидуального предпринимателя, о чем указано как при изложении сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, так и при описании события административного правонарушения. Из буквального содержания приведенных в протоколе обстоятельств события административного правонарушения следует, что в указанные выше время и месте индивидуальный предприниматель Ливинсон А.О. реализовала две бутылки пива несовершеннолетнему (л.д. 2).

Равным образом сведения о том, что данное административное правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем, содержатся в рапорте старшего инспектора ОДН УМВД России по г. Астрахань Хасанова Д.Ю. (л.д. 3). В материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации физического лица Ливинсон А.О. в качестве индивидуального предпринимателя (серия . л.д. 5), приобщенная к протоколу об административном правонарушении на стадии возбуждения дела.

При таком положении ставить под сомнение то обстоятельство, что настоящее дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Ливинсон А.О. как индивидуального предпринимателя, оснований не имеется.

Доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в состоявшихся по делу судебных актах. Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю Ливинсон А.О. в пределах санкции части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 5 Кировского района г. Астрахани от 12 мая 2017 г., решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2017 г. и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 5 декабря 2017 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Ливинсон А.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ливинсон А.О. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации С.Б. Никифоров

Обзор документа

Верховный Суд РФ признал правомерным административный штраф, назначенный предпринимателю за продажу алкоголя несовершеннолетнему.

Для привлечения к ответственности не имеют правового значения причины, по которым продавец не потребовал у покупателя паспорт. Продавец несет риск наступления соответствующих последствий и в случае, если он не реализовал данное право при отсутствии сомнений в совершеннолетии покупателя.

Таким образом, доводы предпринимателя о том, что у него не было сомнений в возрасте покупателя, который выглядел очень взросло, не являются основанием для освобождения от ответственности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ссылка на основную публикацию