Отказали в предоставлении участка

Общие положения

Законодатель устанавливает, что основания, указанные в статье ЗК РФ, имеют объективный характер. Как правило, отказ связан с тем, что земельные наделы ограничены в обороте или с исключительными правами на них третьих лиц на их покупку. Кроме того, с намерением использовать земельный надел для государственных или местных нужд. Это основание подтверждается пакетом бумаг:

  • документом, отражающим территориальное планирование;
  • инвестиционными программами;
  • документом по планировке территории.

Кроме того, обратимся к положению N171-ФЗ, к статье 34, п.1. В ней указано, что участок, чьим собственником выступает государство, по принятому решению о месте размещения надела (до 01.03.2015) не может быть предоставлен без проведения торгов.

Дополнительно, решение о предоставлении земельного участка без торгов может быть принято на региональном уровне, в соответствии с законами, принимаемыми на определенной территории. До 1 января 2020 года региональные власти могут отказать в предоставлении земли без осуществления торгов. Основаниями служат акты, принятые ими до 1 января 2016 года.

Дополнительно, решение о предоставлении земельного участка без торгов может быть принято на региональном уровне, в соответствии с законами, принимаемыми на определенной территории. До 1 января 2020 года региональные власти могут отказать в предоставлении земли без осуществления торгов. Основаниями служат акты, принятые ими до 1 января 2016 года.

Основания отказа в предоставлении земельного участка и порядок обжалования решения муниципалитета об отказе

Законодательство в отношении отказов в предоставлении земельных участков является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке.

  • Законодательство
  • Основания для отказа в предоставлении земли
  • Решение об отказе
  • Порядок обжалования отказа в предоставлении земли

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

Как быть если отказывают в предоставлении земельного участка?

Здравствуйте! У меня трое деток, первый от первого брака. Сдали документы на получение земельного участка пришел отказ в связи отсутствием копии паспорта бывшего мужа. Дело в том что он даже если попросишь, может и не дать, а также связи у меня с ним нет. Предоставлены документы копии свидетельства о расторжении брака, а также свидетельство о заключении брака с нынешним мужем. И все равно присылают отказ. Что делать в данной ситуации. Заранее спасибо.

Ответы юристов ( 2 )

  • 277 ответов
  • 69 отзывов

Олеся, здравствуйте! Отказывают устно или письменно?

Чем мотивируют? На основании какого нормативного акта они требуют копию паспорта отца ребенка?

Могу прикрепить файл письменного отказа, как будет отсканировано. Пишут там что необходимы копии документов, удостоверяющих личности каждого родителя для запроса сведения из Единого государственного реестра об отсутствии у этого родителя зарегистрированых прав на земельные участки. Хотя я не пойму для чего. Я с ним же не в отношениях.

Конечно, лучше всего отвечать на вопрос, имея перед глазами источник.

Это первый отказ, второй еще не забрала с МФЦ, но позвонили также требование копия паспорта бывшего мужа, отца первого ребенка

Прочитала я Ваш местный закон, на который ссылается ваша Администрация — требования о предоставлении паспорта отца ребенка там нет.

Вот ссылка на этот закон:

Требуют они копию паспорта для того, чтобы сделать запрос в Росреестр на предмет наличия у отца ребенка недвижимости.

Боюсь, что это замкнутый круг: требовать паспорт как таковой они не могут, но без его копии им не сделать запрос в Росреестр, а это обязательное действия для принятия решения о постановке вашей семьи на учет для получения земли.

А если нет связи с бывшим супругом, где мне взять эту копию?

На первой странице письма Администрация пишет, что «а также копии документа (документов), подтверждающего фамилию, имя, отчество, дату рождения другого родителя». Попробуйте предложить им свидетельство о рождении Вашего ребенка, так есть ФИО отца. Может, такой вариант «прокатит»? Или найдите еще какие-нибудь документы, где указана дата рождения родителя.

Пойдите и просто по-человечески попросите войти в Ваше положение. Другого варианта не вижу.

Хорошо, Спасибо большое за помощь!

Желаю Вам успеха в получении земельного участка и поменьше бюрократических проволочек!

Здравствуйте. Обратитесь письменно. Достаточно тех документов которые вы предоставили

ЗК РФ, Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
КонсультантПлюс: примечание.
Об особенностях предоставления земельного участка см. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Здравствуйте! У меня трое деток, первый от первого брака. Сдали документы на получение земельного участка пришел отказ в связи отсутствием копии паспорта бывшего мужа. Дело в том что он даже если попросишь, может и не дать, а также связи у меня с ним нет. Предоставлены документы копии свидетельства о расторжении брака, а также свидетельство о заключении брака с нынешним мужем. И все равно присылают отказ. Что делать в данной ситуации. Заранее спасибо.

Обращаться в прокуратуру, чтобы наказали виновных за нарушение сроков рассмотрения моего заявления, я не стал, потому как не кровожаден.

А вот посудиться с администрацией посчитал делом правильным и благородным, для чего подготовил административное исковое заявление, как советовали юристы.

Кстати, о моих юристах.

Добросовестные ребята. Я им благодарен.

Это мое не первое и не уже даже не десятое за 2 года обращение к ним.

Деньги с меня за выданное заключение не взяли, потому, как я им один раз заплатил скромную фиксированную сумму за год и пользуюсь всеми их услугами целый год бесплатно.

Ссылку на этих юристов всем подряд не даю.

Кому интересно всегда под рукой иметь таких профессиональных ребят, пишите в комментариях запрос, что-нибудь придумаем.

Таким образом, дом по адресу по пер. Планерный, 13 и дом по ул. Марины Расковой, 9 не тождественны.

Отказ предоставления земельного участка. Признание отказа незаконным.

© Depositphotos.com / selitbul

Отказ предоставления земельного участка. Признание отказа незаконным.

Возможность получения земельного участка для строительства определена в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Если уполномоченный орган отказывает в предоставлении соответствующего земельного участка, то подобный отказ обычно является мотивированным со ссылками на основания для отказа, предусмотренными в пункте 4 статьи 28 ЗК РФ. Между тем, встречаются и немотивированные отказы в предоставлении участка, которые впоследствии обжалуются заявителями в суд. Так произошло и в описываемом нами ниже деле.

Мэрия г. Новосибирска отказала в предоставлении земельного участка строителям не утруждая себя особыми объяснениями, и только суд кассационной инстанции догадался выяснить причины.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.04.2013 г. по делу № А45-25129/2012.

Фабула дела.

ООО «Брест» обратилось в Мэрию г. Новосибирска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по ул. Станционной в Ленинском районе г. Новосибирска в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства гостиницы и оптового рынка. Постановлением Мэрии г. Новосибирска в согласовании места размещения указанных объектов было отказано.

В суде первой инстанции представитель Мэрии г. Новосибирска пояснил, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах участка, выделенного другому лицу.

Однако Мэрия г. Новосибирска, в нарушение действующего законодательства, не проинформировала об этом население и не предприняла мер к определению нескольких вариантов размещения объектов строительства на указанном земельном участке.

Суды первой и апелляционной инстанции посчитали постановление законным и обоснованным.

Мнение кассации.

Суд кассационной инстанции не согласился с мнением судов, отметив, что данное постановление нарушает ч. 3 ст. 8, п. 3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», противоречит имеющимся в деле доказательствам и не содержит информации об оформлении органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка, который должен предшествовать решению об отказе в согласовании размещения объекта. Также суды не дали правовой оценки соотношению испрашиваемой заявителем площади земельного участка и площади участка уже предоставленного третьему лицу, не определено их взаимное местоположение.

Как было указано, только в суде первой инстанции заявитель узнал – почему ему отказали, хотя причины отказа должны быть представлены заявителю не в судебном заседании, а в самом постановлении.

Комментарии.

1. Любой отказ предоставления земельного участка должен содержать конкретные мотивы такого отказа. Мотивами отказа не являются ссылки на нормативные правовые акты. К причинам отказа могут, например, относится: несоответствие поданного заявления требованиям ч.1 ст. 31 ЗК РФ, несоответствие предполагаемого места размещения объекта градостроительным и иным условиям использования территории и недр в ее границах, нахождение предполагаемого места размещения объекта в охранной зоне объектов культурного наследия, запрещающей строительство в соответствии с федеральным законодательством и пр.

Читайте также:  Принцип презумпции невиновности означает

2. Квалификация отказа предоставления земельного участка может быть перенесена на любые иные отказы любых органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. В связи с изданием незаконных ненормативных правовых актов, стоит рассматривать вопрос о взыскании убытков и судебных расходов. Возможно, что подобное материальное стимулирование будет способствовать большей прозрачности в работе органов.

4. Ст. 30 Земельного кодекса РФ не содержит четких оснований для отказа в размещении объекта. Cуды в качестве оснований отказа трактовали ст. 30 ЗК РФ следующим образом, если подано заявление без соблюдения требований к заявлению, установленных ч.1 ст. 31 ЗК РФ, но в качестве законных оснований также назывались и фактические обстоятельства, такие как то, что при строительстве необходимо будет возвести объект частной собственности, что не может быть сделано на землях общего пользования в силу противоречия закону (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 по делу №А21-5838/2011).

5. Также стоит принимать во внимание положения региональных актов. Например, на территории города Новосибирска – Постановление Мэрии г. Новосибирска от 29 июня 2012 г. N 6453 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта».

Итак, после получения отказа предоставления земельного участка, советуем внимательно его изучить и проанализировать с точки зрения мотивировочной части. Орган местного самоуправления не вправе отказать в предоставлении земельного участка для того же строительства без указания конкретных причин и ссылок на предусмотренные законом основания для отказа. В случае выявления подобных нарушений со стороны уполномоченного органа, следует незамедлительно обжаловать подобный незаконный отказ в суд.

1. Любой отказ предоставления земельного участка должен содержать конкретные мотивы такого отказа. Мотивами отказа не являются ссылки на нормативные правовые акты. К причинам отказа могут, например, относится: несоответствие поданного заявления требованиям ч.1 ст. 31 ЗК РФ, несоответствие предполагаемого места размещения объекта градостроительным и иным условиям использования территории и недр в ее границах, нахождение предполагаемого места размещения объекта в охранной зоне объектов культурного наследия, запрещающей строительство в соответствии с федеральным законодательством и пр.

Обжалование ответа администрации

Бывают ситуации, когда лицо, которое обращается в администрацию, виновато в подобной ситуации ввиду своей невнимательности.

Но бывают ситуации несправедливого отказа , на который необходимо реагировать. Отказ администрации можно обжаловать. Для этого предусмотрена специальная процедура, которая проводится в стенах учреждения или за их пределами.

Рассмотрим, как наиболее эффективно осуществить процедуру обжалования отказа. Обжалование может осуществляться несколькими способами:

    Первый способ обжалования состоит в том, что вы должны обратиться в администрацию с жалобой, в которой описываете сложившуюся ситуацию:

  • в шапке жалобы пишите, в отношении какого органа направлен документ;
  • далее излагайте причины, которые заставили написать подобное обращение. Например, в результате обращения с бумагами для предоставления земельного надела вы получили отказ по причине, которую не считаете обоснованной.
  • Необходимо ссылаться на законодательные акты, которые, так или иначе, подтверждают вашу правоту. Если на жалобу сотрудники администрации не отреагировали, или оставили свое решение об отказе без изменения, вы можете обратиться в другую инстанцию. Ею является суд.

    В районном суде вы можете написать исковое заявление, приложить документ об отказе в предоставлении надела, и подать его на рассмотрение в судебную инстанцию. Не забудьте оплатить государственную пошлину.

  • Помните о том, что суд также может отказать вам в рассмотрении, если сочтет, что ваша просьба неправомерна. Однако, если удалось всё-таки доказать правоту, то будет назначено судебное заседание, где вы напрямую столкнетесь с сотрудниками администрации и будете вынуждены приводить доводы в свою пользу и против оппонентов.
  • По факту проведения процедуры, а именно судебного заседания, будет вынесено решение, которое станет основанием для дальнейших действий в виде оформления предоставления надела, или же полном разрыве отношений между вами и администрацией.
  • Рассмотрим, как наиболее эффективно осуществить процедуру обжалования отказа. Обжалование может осуществляться несколькими способами:

    Расходы за подачу иска

    Расходы на госпошлину уплачиваются истцом. В случае принятия судебного решения в его пользу, он может просить суд обязать ответчика выплатить расходы по госпошлины. Но в данном случае они невелики, так как иск носит неимущественный характер. Согласно нормам п. 2.2 статьи 333.21 НК РФ, для физических лиц они составляют 300 рублей.

    После изъятия земли или отказа от неё, восстановить свои права на участок практически невозможно – он переходит в собственность администрации.

    Кто принимает решение о предоставлении земли в аренду

    Земельные наделы могут быть предоставлены гражданам в аренду на платной или безвозмездной основе на основании решения комитета местного или областного самоуправления, в ведении которого находится земельный вопрос, согласно ст. 39.2 ЗК РФ. Обычно это земельный комитет местной администрации, название которого может незначительно изменяться в зависимости от конкретного муниципалитета.

    Принятие решения происходит на основании поданного заявления и норм федерального и местного законодательства. Основные вопросы, касающиеся предоставления наделов гражданам и организациям, изложены в Земельном кодексе РФ:

    • Основания для заключения с местными властями арендного соглашения перечислены в статьях 39.5 и 39.6;
    • Порядок получения участков в аренду описан статьёй 39.14;
    • Правила составления заявления в органы власти – в статье 39.17;
    • Основания для отказа – в статье 39.16.

    В большинстве случаев участки предоставляются гражданам в аренду для индивидуального или дачного строительства, а также для занятия садоводством или иной сельскохозяйственной деятельностью.

    Ведение личного подсобного или дачного хозяйства отличается от занятия сельским хозяйством тем, что последнее предполагает своей целью извлечение прибыли с оформлением КФХ, ИП или иной формы организации бизнеса – в данном случае условия предоставления земли могут быть иными.

    Основания для негативного решения

    1. Основания для отказа появляются, если в администрацию с просьбой о предоставлении надела для использования обратилось лицо, которое просто-напросто не имеет прав на это.
    2. Второй причиной является обращение в органы администрации, но при этом не должным или неправильным образом оформлено заявление.
    3. Третья причина состоит в том, что земельный надел, на который претендует лицо, находится в постоянном или бессрочном использовании каким-либо лицом.
    4. Созвучен с третьим вариантом и четвёртый, который предусматривает, что земельный надел используется для государственных нужд, поэтому попросту не может быть предоставлен для других лиц.
    5. Кроме того, земельный надел может быть передан в пользование юридическим организациям, с которыми у администрации заключён договор на освоение территории.
    6. На участке могут быть расположены постройки в виде сооружений, зданий, строений, которые находятся в собственности федеральной или местной. В этом случае, пока на участке находятся постройки, он не может быть передан для использования в собственность.
    7. Если участок, на который претендует лицо, расположен границе, которая находится в сервитуте, или же каким-либо образом переходит на участок другого лица или субъекта, то вы также должны понимать, что подобный надел не может быть предоставлен.
    8. Причиной отказа может стать некорректно проведенная процедура аукциона, которая имела нарушения со стороны как организаторов мероприятия, так и участников.
    9. Если участок по каким-либо причинам была изъят из оборота или ограничен в нём, то он тоже не может стать объектом желания.
    10. Если по факту участок не соответствует этому описанию, которое было предъявлено администрацией, то процедура присвоения земельного надела также не может состояться. Это касается описания о площади, границах, состояния земель и так далее.
    11. Также не может передаться в использовании тот надел, в отношении которого не оформлена техническая документация в виде акта межевания или кадастровые документы.

    Как видите, причин для того, чтобы мог последовать отказ очень много, и для того, чтобы предусмотреть все эти нюансы, необходимо подробно ознакомиться с каждой из них.

    Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!

    Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!

    1. Отказ в предоставлении жилого помещения

    1.1. Вывод суда: в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЖК РФ постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма возможна лишь в случае признания их малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном законом.

    Этот вывод содержится в Кассационном определении Верховного Суда Республики Марий Эл № 33-1558 от 28 октября 2010 г.

    В этом деле гражданин обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности поставить на учет по предоставлению жилого помещения.

    В обоснование заявления указал, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

    Суд в ходе разбирательства дела установил, что гражданин малоимущим гражданином не признан, с заявлением об этом в соответствующие органы не обращался, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города не состоит, не желает обращаться с заявлением о признании его малоимущим.

    На основании этого гражданину было отказано в его требованиях. При этом суд подчеркнул, что отказ в постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий лишь по основанию имеющегося тяжелого хронического заболевания, правомерен.

    Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-13361/2016 от 26 июля 2016 г., Апелляционное определение Красноярского краевого суда № 33-8605/2015 от 12 августа 2015 г. (истец в установленном порядке малоимущим не был признан, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований о его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма).

    1.2. Вывод суда: граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в частности, в случае, когда гражданин имеет жилую площадь, превышающую учетную норму площади жилого помещения.

    Читайте также:  С какого возраста наступает уголовная ответственность

    Этот вывод содержится в Апелляционном определении Самарского областного суда № 33-5960/2016 от 2 июня 2016 г.

    В этом деле гражданка обратилась в суд к местной администрации с иском об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Суд в ходе разбирательства дела установил, что постановлением местной администрации истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии общей площадью 18 кв. м.

    При этом истец страдает заболеванием, входящим в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

    В дальнейшем гражданка была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом помещении, площадь которого превышает учетную норму.

    Оспаривая указанное решение органа местного самоуправления, истец ссылается на то, что жилых помещений в собственности и по договору найма не имеет, проживает в жилом помещении в общежитии, является инвалидом по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

    Однако суд в своем решении подчеркнул, что постановлением администрации здание общежития, в котором проживал истец, было исключено из состава специализированного жилищного фонда и считается жилым домом.

    Учитывая, что общежитие утратило статус специализированного жилого фонда, суд исходил из того, что истец проживает в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем в целях сохранения оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо наличие, предусмотренных п. 2-4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а именно: обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы или проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям или проживание в квартире, занятой несколькими семьями (с учетом заболевания истца), а также при наличии указанных условий одновременно.

    Между тем, жилое помещение, в котором проживает истец является изолированным, имеет жилую площадь 18 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленную органом местного самоуправления.

    1.3. Вывод суда: на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, при наличии одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, и проживают в квартире, занятой несколькими семьями.

    Этот вывод содержится в Апелляционном определении Оренбургского областного суда № 33-3504/2016 от 5 мая 2016 г.

    В этом деле гражданин обратился к местной администрации с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

    В обоснование указанных требований истец указал, что страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. При этом истец обратился в администрацию города с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В удовлетворении этого заявления администрацией города было отказано.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований гражданина суд пришел к выводу, что сам по себе факт наличия у одного из членов семьи собственника жилого помещения заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, не является основанием для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как обязательным условием для реализации гражданином указанного права во внеочередном порядке является проживание в квартире нескольких семей, когда заболевание члена семьи истца делает невозможным проживание в данной квартире других семей, но не членов семьи истца, при условии отсутствия у него иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

    2.1. Вывод суда: инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

    Как оспорить постановление?

    Если объект аренды уже принадлежит другим лицам, имеет несоответствующее назначение, необходимо выбрать другой вариант.

    В некоторых случаях приобретение конкретного участка имеет важность для гражданина. Если он считает действия органов, отказавших в аренде, неправомерными, может оспорить в судебном порядке.

    Сначала необходимо изучить Земельный Кодекс РФ (статья 39.16), чтобы убедиться в неправомерности вынесения отрицательного решения.

    Нередко отказ осуществлен в соответствии с законом. При этом судебные тяжбы не принесут ожидаемого результата.

    Если заявитель считает отказ несоответствующим закону, он пишет исковое заявление и подает в суд. Прилагается документальная переписка с арендодателями, копии квитанций о платежах.

    Суду необходимо привести аргументы, доказывающие, что отказ незаконный. Если правоохранительные органы подтвердят необоснованность отказа, претендент сможет получить право аренды.

    В случае продления срока аренды необходимо внести оплату заблаговременно и проверить успешность платежа. Просрочки могут стать причиной в отказе дальнейшей аренды.

    Повторно заявку подавать целесообразно в случае, если существуют шансы на ее одобрение. Например, претендент неправильно составил документы, не предоставил нужную информацию. Такие ошибки можно исправить самостоятельно, после чего подать прошение второй раз.

    Если заявитель считает отказ несоответствующим закону, он пишет исковое заявление и подает в суд. Прилагается документальная переписка с арендодателями, копии квитанций о платежах.

    Правомерно ли администрация отказала в предоставлении земельного участка?

    Доброго времени суток. Писал заявление в администрацию муниципалитета о предварительном согласовании земельного участка Пришел отказ, но как узнать что это не отписка чиновников? Кто может проконсультировать и сколько это стоит? Хочу писать жалобу.

    Добрый день! Константин, чтобы говорить о незаконности отказа и основаниях для обращения в суд, необходимо изучить отказ. Если нужна помощь, то пишите в личные сообщения на данном сайте.

    Исчерпывающий перечень оснований для отказа указан в статье 39.16 Земельного кодекса РФ (в редакции после 1 марта 2015 года). Правда иногда администрация принимает свой регламент на который ссылается в отказе (так например происходит в г. Перми), который по сути дублирует земельный кодекс только несколько запутанней.

    Также необходимо различать решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и уведомление о возврате заявления. В последнем случае это неверное заполнение заявление и нужно просто его поправить в соответствии с правилами ст. 39.15 ЗК РФ.

    Если вы получили уже решение об отказе то необходимо смотреть конкретное основание. Если не подходит сам участок то проконтролировать чиновников можно путем запросов сведений об указанной территории.

    Если они ссылаются на занятость участка третьими лицами сведений о которых нет в росреестре и публичной кадастровой карте или заявке других граждан на вашу публикацию, то проверить можно только путем оспаривания данного отказа в суд или в прокуратуру. Прокуратура проверит сама, а в суде чиновникам придется предоставить те документы на основании которых они отказали.

    Если Вы уверены, что земельный участок принадлежит администрации и по непонятным причинам она Вам его передать не хочет, то, при получении официального отказа в письменном виде в праве его обжаловать в порядке главы 22 КАС РФ

    Административная ответственность за нарушение порядка предоставления земельных участков

    Рубрика: Юриспруденция

    Дата публикации: 10.04.2019 2019-04-10

    Статья просмотрена: 825 раз

    принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»), и направляет указанное решение заявителю;

    #1 Лиа Лиа –>

    Коллеги интересует Ваше мнение.

    В 1999г. администрацией района было вынесено распоряжение. В распоряжении указано: “Ходатайствовать перед Мэрией о предоставлении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома согласно ориентировочной схеме следующим гражданам. “.

    До начала строительства гражданам необходимо было получить постановление мэрии о предоставлении земельного участка.

    Граждане на земельном участке возвели фундамент, за разрешением на строительство не обращались. В 2013 г. граждане обратились в Мэрию за выдачей постановления о предоставлении земельного участка, однако им было отказано, в связи стем, что на земельном участке имеется фундамент, являющийся самовольной постройкой.

    Правомерен ли отказ Мэрии в предоставлении земельного участка?

    еще и самовол должы заставить снести

    Истец требует земельный участок завышенной площади. Как защититься в суде

    Какой размер участка суд признает обоснованным

    Нередко граждане и юрлица требуют предоставить им в собственность муниципальные земельные участки для обслуживания объектов капитального строительства, которые находятся на данных участках. При этом размер запрашиваемого участка может превышать градостроительные и иные нормативы. Собственники ссылаются на часть 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ. Эта норма предусматривает исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение земельного участка под данными объектами в собственность или в аренду. Получив отказ, владельцы объектов часто обращаются с иском в суд.

    Размер предоставляемого земельного участка должен соответствовать назначению здания и предельным размерам земельных участков по градостроительным регламентам (правилам землепользования и застройки). Если на территории муниципального образования градостроительные регламенты не утверждены, применяются предельные размеры предоставляемых земельных участков, которые были установлены до вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ по правилам статьи 33 Земельного кодекса РФ. Необходимость руководствоваться этой нормой при рассмотрении споров подтверждает судебная практика. Пример – постановление Президиума ВС Республики Башкортостан от 9 ноября 2016 г. по делу № 44га-278/2016.

    Читайте также:  Повестка в суд по гражданскому делу

    Таким образом, в отсутствие градостроительных регламентов предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, утвержденными землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В границы передаваемого земельного участка должна входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования (обслуживания, эксплуатации). Но заявитель не вправе самовольно определять площадь подлежащего предоставлению участка (ст. 33 Земельного кодекса РФ).

    При рассмотрении дел о предоставлении участков под зданиями, строениями и сооружениями суд будет в первую очередь устанавливать, объективно ли необходима для эксплуатации объекта такая площадь и соответствует ли она строительным нормативам (постановления Президиума ВАС РФ от 1 марта 2011 г. № 13535/10, от 3 апреля 2012 г. № 12955/11). Если суд сочтет площадь запрашиваемого участка необоснованной, он откажет в иске. Например, в одном из дел суд отказал в предоставлении в собственность земельного участка, площадь которого более чем в 16 раз превышала площадь расположенного на нем здания (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2016 г. по делу № А41-75113/2015). Доводы истцов о том, что участок такой площади им нужен под строительство других объектов, в суде не сработают.

    ПРИМЕР 1. Компания обратилась в суд с требованием к администрации города Магнитогорска Челябинской области предоставить в собственность земельный участок для обслуживания здания. Площадь испрашиваемого земельного участка – 16 211 кв. м, а площадь здания, расположенного на нем, – 1 464,8 кв. м. Компания указала, что в ближайшем будущем планирует построить на участке еще несколько объектов. Суд отметил, что истец не доказал необходимость участка запрашиваемой площади для эксплуатации здания, и отказал в иске (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2016 г. № 18АП-9188/2016).

    Какими документами можно обосновать размер участка

    Чтобы обосновать размер земельного участка, истец может использовать, в частности, экспертное заключение или договор аренды.

    Экспертное заключение

    Доказательством может служить техническое заключение профильного специалиста. При проведении экспертиз такие специалисты используют СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Если истец представит экспертное заключение, муниципалитету придется его оспаривать. Представьте заключение с противоположными выводами, иначе суд удовлетворит требования истца.

    ПРИМЕР 2. Компания обратилась с иском о признании незаконным отказа Администрации Ступинского муниципального района Московской области предоставить в собственность за плату земельный участок площадью 250 кв. м. Площадь расположенного на нем здания составляла 128 кв. м. Истец представил суду техническое заключение, которое подтвердило, что участок соответствует площади здания. Администрация не опровергла доказательства истца другим заключением. Поэтому суд удовлетворил заявленные требования (постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2015 г. по делу № А41-5090/15).

    Договор аренды

    Если собственником земли хочет стать арендатор, который ранее получил данный участок для тех же целей и той же площади в аренду, суд признает договор аренды надлежащим доказательством.

    ПРИМЕР 3. Администрация Уфимского района Республики Башкортостан отказалась предоставить участок под зданием в собственность предпринимателю. Он обратился в суд и потребовал признать решение незаконным. Бизнесмен указал, что ранее получил этот участок в аренду для аналогичных целей. Суд установил, что участок запрашиваемой площади изначально предоставлялся для эксплуатации здания, и согласился с истцом (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2015 г. № Ф09-60/15).

    Кадастровые работы, проведенные заявителем в отношении земельного участка, не обосновывают требования о предоставлении его в собственность.

    ПРИМЕР 4. Компания, владеющая на праве собственности имущественным комплексом площадью 44 269,8 кв. м, обратилась в суд с требованием предоставить в собственность земельный участок площадью 490 тыс. кв. м. Этот участок компания поставила на кадастровый учет.

    Суды удовлетворили заявленные требования. Однако ВАС РФ отменил эти решения. Суд указал, что компания не представила доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка запрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимости. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение (постановление от 1 марта 2011 г. № 13535/10).

    Судебные разбирательства могут повлечь и предоставление арендатору в собственность земельного участка завышенной площади.

    ПРИМЕР 5. Администрация г. Дубны предоставила земельный участок компании в аренду. Затем арендатор выкупил участок и разделил его на два площадью 0,3 и 0,7 га. Меньший участок компания оставила себе для эксплуатации расположенного на нем здания, а больший – реализовала третьим лицам для строительства дома. Этим заинтересовалась антимонопольная служба. УФАС посчитало, что администрация и компания действовали согласованно. Тем самым они нарушили Федеральный закон от 6 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрация обратилась в суд с требованием признать постановление УФАС незаконным. Суды трех инстанций удовлетворили иск. Они отметили, что размеры первоначально арендованного участка и участка, предоставленного в собственность, совпадают. Но Верховный суд с такой позицией не согласился. Орган власти был обязан учесть потребность компании в земельном участке, когда предоставлял его в собственность. Нужно было исходить из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории города. Фактически предоставленный обществу участок для эксплуатации здания не требовался, что подтвердил факт последующей продажи этого участка. Таким образом, администрация действовала незаконно (определение Верховного суда РФ от 6 марта 2017 г. по делу № А40-100700/2015).

    Кадастровые работы, проведенные заявителем в отношении земельного участка, не обосновывают требования о предоставлении его в собственность.

    ПРИМЕР 6. Компания, владеющая на праве собственности имущественным комплексом площадью 44 269,8 кв. м, обратилась в суд с требованием предоставить в собственность земельный участок площадью 490 тыс. кв. м. Этот участок компания поставила на кадастровый учет.

    Суды удовлетворили заявленные требования. Однако ВАС РФ с позицией нижестоящих судов не согласился и их решения отменил. Суд указал, что компания не представила доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка запрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимости. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение (постановление от 1 марта 2011 г. № 13535/10).

    Участки под вспомогательными, нестационарными, линейными объектами

    Многие собственники объектов недвижимости стремятся увеличить площадь земельных участков, на которых они расположены. Для этого компании возводят на участках вспомогательные объекты и пытаются оформить их в собственность в упрощенном порядке. Однако с регистрацией права собственности на объекты вспомогательного назначения не соглашаются высшие судебные инстанции.

    ПРИМЕР 7. Центробанк обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на ограждение как на объект недвижимости вспомогательного назначения. Данное ограждение находилось на одном участке с административным зданием Центробанка. Для регистрации он представил декларацию об объекте недвижимого имущества и техническое заключение обследования ограждения.

    Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на ограждение. Причина была в том, что заявитель не представил документ органа местного самоуправления, подтверждающий принадлежность ограждения к категории вспомогательных объектов, при возведении которых не нужно получать разрешение на строительство. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что отказ не соответствует законодательству. Они указали, что Росреестр не имел оснований требовать от Центробанка документы помимо тех, которые он представил. При возведении вспомогательного объекта застройщик не обязан получать разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, которая подтверждает создание таких объектов и содержит их техническое описание.

    Высший арбитражный суд РФ не согласился с решениями нижестоящих судов о регистрации вспомогательного объекта в качестве объекта недвижимости и отменил их. Судьи отметили, что ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения и не является отдельным объектом гражданского оборота. Оно выполняет только обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям. У ограждения отсутствуют качества самостоятельного объекта недвижимости. К объектам недвижимости относятся лишь прочно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Следовательно, право собственности на вспомогательный объект не подлежит регистрации (постановление Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. № 1160/13).

    Так как вспомогательный объект нельзя оформить в собственность, на участок под ним суд не признает права собственности. Это относится и к нестационарному объекту. При рассмотрении споров о предоставлении участка под ним муниципалитетам придется оспаривать статус объекта как недвижимого имущества.

    ПРИМЕР 8. Владелец торгового павильона обратился в администрацию города Калининграда с требованием предоставить в собственность земельный участок под объектом. Муниципалитет отказал предпринимателю, а тот обратился в суд. В ходе рассмотрения дела суд установил, что объект, принадлежащий предпринимателю, не обладает признаками объекта недвижимости. Поэтому оснований для предоставления в собственность земельного участка под ним нет. Наличие свидетельства о государственной регистрации права на здание не является безусловным доказательством того, что этот объект – недвижимое имущество (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. по делу № А21-3780/2007).

    Признать право собственности на земельный участок под линейным объектом через суд у заинтересованных в этом лиц также не получится. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что на линейный объект не распространяется установленный Земельным кодексом РФ порядок предоставления в собственность земельного участка под объектами капитального строительства (постановление от 10 октября 2016 г. № Ф08-6220/2016).

    Р.М. ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-Право»

    При рассмотрении дел о предоставлении участков под зданиями, строениями и сооружениями суд будет в первую очередь устанавливать, объективно ли необходима для эксплуатации объекта такая площадь и соответствует ли она строительным нормативам (постановления Президиума ВАС РФ от 1 марта 2011 г. № 13535/10, от 3 апреля 2012 г. № 12955/11). Если суд сочтет площадь запрашиваемого участка необоснованной, он откажет в иске. Например, в одном из дел суд отказал в предоставлении в собственность земельного участка, площадь которого более чем в 16 раз превышала площадь расположенного на нем здания (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2016 г. по делу № А41-75113/2015). Доводы истцов о том, что участок такой площади им нужен под строительство других объектов, в суде не сработают.

    Добавить комментарий