Развитие научной истории государства и права в XIX в.

История государства и права России (Ф. И. Долгих, 2018)

Рассматривается процесс формирования и эволюции государства и права России с момента возникновения Древнерусского государства до формирования современной российской государственности. Разработан с учетом требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Юриспруденция» (степень – бакалавр). Помимо теоретического материала в учебнике имеются выдержки из источников, а также практические задания, что способствует выработке профессиональных умений и навыков в работе с правовыми актами. Для студентов и преподавателей юридических факультетов, также будет полезен всем, кто интересуется историей государства и права России. 2-е издание, переработанное и дополненное.

Рассматривается процесс формирования и эволюции государства и права России с момента возникновения Древнерусского государства до формирования современной российской государственности. Разработан с учетом требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Юриспруденция» (степень – бакалавр). Помимо теоретического материала в учебнике имеются выдержки из источников, а также практические задания, что способствует выработке профессиональных умений и навыков в работе с правовыми актами. Для студентов и преподавателей юридических факультетов, также будет полезен всем, кто интересуется историей государства и права России. 2-е издание, переработанное и дополненное.

“История государства и права России с древности до конца XIX века”

27. Реформа полиции и военная реформа 1864-1874 гг.

Контрольные вопросы по истории государства и права России

Контрольные вопросы по истории государства и права России 1. История отечественного государства и права как наука. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических наук.2. Образование Древнерусского феодального государства. Нор-манизм и

Контрольные вопросы по истории государства и права России 1. История отечественного государства и права как наука. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических наук.2. Образование Древнерусского феодального государства. Нор-манизм и

Развитие научной истории государства и права в XIX в.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 262 770
  • КНИГИ 607 060
  • СЕРИИ 22 772
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 571 875

Учебный предмет «Всеобщая история государства и права» («История государства и права зарубежных стран») уже около 60 лет составляет обязательную часть общего юридического образования в России. За эти десятилетия сложилась своя особая традиция построения курса, свои научные и профессиональные его задачи. Общепризнанно, что именно Всеобщая история государства и права играет основную роль в знакомстве будущих юристов с традициями и опытом мировой политической и правовой культуры, юридического знания.

Предлагаемый учебник написан в соответствии со значительно обновленной программой общего курса «Всеобщей истории государства и права». Возможности такого обновления, освобождения курса от не свойственной ему социально-экономической и социально-политической проблематики открылись в связи с общим процессом обновления гуманитарной мысли в новой России и высвобождением вузовского преподавания из-под глобального государственного контроля. В основе учебника — лекционные курсы, читавшиеся на протяжении ряда лет в нескольких специализированных высших учебных заведениях Москвы. Чтобы сделать учебник практически полезным для возможно более широкой учащейся аудитории, в книге сохранена в основном страноведческая схема. Вместе с тем введены комплексные, проблемные темы, которые охватывают несколько или многие страны и народы, которые посвящены европейски или всемирно значимым явлениям истории государства и права. Только такой подход в перспективе способен создать действительно всеобщую историю права и государственности. Проблемное построение курса особенно важно в связи с задачами юридического образования, в том числе с необходимостью сравнительно-исторического освещения государственных форм и правовых институтов разных народов. Особая важность этого неоднократно подчеркивалась в рекомендациях международных юридических органов по развитию действительно современного и международно значимого юридического образования. В учете этого последнего обстоятельства, в данном учебнике использован опыт построения курсов «Истории институтов» и «Всеобщей истории права», преподаваемых в крупнейших европейских странах в рамках юридического образования (поскольку полностью аналогичного Всеобщей истории государства и права курса западное образование не знает).

И преподаваемый курс, и предлагаемый учебник, конечно, не могут считаться подлинно всеобщей историей, охватывающей все страны и народы во все эпохи. Необходимый в учебных целях отбор государственных и правовых традиций для изучения определился, во-первых, сложившейся традицией, во-вторых, реальной важностью политического или правового опыта изучаемых стран для развития всеобщей юридической культуры. В-третьих, следует признать, что этот отбор не может не быть до известной степени субъективным. В том числе связанным со степенью изученности в России государственной или правовой истории того или другого народа. Закономерно, что в других странах на мировую историю государственных институтов и права будут смотреть несколько иначе. Представленная в данном учебнике всеобщая история — это история глядя из России и для России, история стран в наибольшей степени соприкасавшихся с государственной и правовой историей России и наиболее повлиявших на нее. Хотя и здесь некоторые ограничения (например, отсутствие специального изложения правовой истории скандинавских стран) были в большей степени вынужденными, а не вызванными научной логикой предмета. Традиционно не вошла в курс правовая история России, так как ей посвящен особый учебный курс.

Содержание отдельных разделов в настоящем учебнике определено новым, своего рода методическим алгоритмом. Отбор теоретических и фактических сведений унифицирован по каждому разделу и крупному вопросу, сделан максимально полезным с практической точки зрения. Это касается объема материала, дат, иных фактических сведений. Учебный материал представлен в учебнике исчерпывающе, с тем чтобы освоение его хотя бы на 2/3 в пропорциональном соотношении обеспечило качественное усвоение предмета.

Учебник содержит прежде всего сумму понятий, сведений и фактов, важных для юридического образования и формирования профессиональной юридической культуры. Его целью никак не было, упаси Бог, «научить пониманию истории», «прониканию в смысл истории права» и т. п. Это задача специального исторического, историко-правового знания. Вместе с тем учебник — это помощь в понимании корней развития современных правовых традиций и происхождения современной политической и правовой культуры, в том числе преимущественно европейской политической и правовой культуры, в которой сегодня протекает профессиональная юридическая деятельность.

Традиционно Всеобщая история государства и права изучается в вузах на первом году обучения. Это и ставит некоторые трудности перед студентами, и создает дополнительные проблемы в учебнике. Некоторые впервые встречающиеся понятия и определения, термины приходилось истолковывать более описательно, чем строго юридически. Добавлены факты, имена и т. п., которые должны позволить студентам взглянуть на историю права с культурно-исторической и культурно-юридической точки зрения. Цитаты, иногда значительные по объему, должны познакомить с крупнейшими памятниками права, политической мысли, юридической науки. Хотя в учебнике намеренно исключена всякая двойственность в изложении учебных вопросов и разные точки научного воззрения на один и тот же предмет — это не вызывается нуждами профессионального юридического образования.

Учебник направлен прежде всего к учебной, практической пользе. Это не занимательная книга для чтения по истории права. Это и не самоучитель. В процессе освоения курса необходимы самостоятельная работа с документами истории права, разъяснения и консультации преподавателя. Но автор старался избежать нарочитой сложности и теоретичности в освещении предмета. Как и всякий учебник, эта книга представляет до некоторой степени кодификацию знания по предмету — на данный момент и в данных обстоятельствах. Естественно, он напрямую зависит от тех научных разработок, которые есть в современной науке истории права — по пристальном рассмотрении оказавшейся весьма небогатой в ряде вопросов.

Во втором и третьем изданиях учебник дополнен §§ 73, 88–90; соответственно изменилась нумерация параграфов раздела V-го. В текст ряда параграфов внесены терминологические уточнения, исправлены замеченные опечатки и редакционные погрешности. Добавлен также указатель имен, встречающихся в тексте.

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права

Предмет истории государства и права

История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и правоведения. По тому, что изучает история государства и права, на познание какого социального объекта (а государственная организация и право существуют только как социальные явления, как формы человеческого общежития) направлено ее внимание, она может считаться преимущественно юридической научной дисциплиной. По тому, какими методами и на основании каких взаимосвязей изучается этот объект, как устанавливаются закономерности и своеобразие функционирования этих явлений, история государства и права — дисциплина преимущественно историческая; она направлена на понимание не только ныне существующих форм государственной организации и правовых систем, но и исторических, давно не существующих полностью или в большей своей части, на понимание их возникновения, развития и исчезновения.

В самом общем определении, история государства и права изучает историческое развитие государства и права. В конце концов к такой простой и даже как бы объясняющей саму себя формуле сведутся любые самые хитросплетенные объяснения того, что же составляет предмет этой научной дисциплины, примерно с конца XIX века сделавшейся обязательным элементом университетского юридического образования в рамках европейской культуры. Однако сами явления — государство и право — не допускают такого же простого определения, они могут быть объяснены только через длинный ряд сопоставлений с другими формами общественной организации и человеческой культуры.

И преподаваемый курс, и предлагаемый учебник, конечно, не могут считаться подлинно всеобщей историей, охватывающей все страны и народы во все эпохи. Необходимый в учебных целях отбор государственных и правовых традиций для изучения определился, во-первых, сложившейся традицией, во-вторых, реальной важностью политического или правового опыта изучаемых стран для развития всеобщей юридической культуры. В-третьих, следует признать, что этот отбор не может не быть до известной степени субъективным. В том числе связанным со степенью изученности в России государственной или правовой истории того или другого народа. Закономерно, что в других странах на мировую историю государственных институтов и права будут смотреть несколько иначе. Представленная в данном учебнике всеобщая история — это история глядя из России и для России, история стран в наибольшей степени соприкасавшихся с государственной и правовой историей России и наиболее повлиявших на нее. Хотя и здесь некоторые ограничения (например, отсутствие специального изложения правовой истории скандинавских стран) были в большей степени вынужденными, а не вызванными научной логикой предмета. Традиционно не вошла в курс правовая история России, так как ей посвящен особый учебный курс.

История и предпосылки возникновения теории государства и права

Рассмотрим историю и предпосылки возникновения теории государства и права.

Теорию государства и права в период её появления (конец XVI века) называли энциклопедия права и энциклопедия законоведения.

Заметный вклад в историю возникновения теории государства и права внесли идеи Аристотеля, Платона, Сократа, Гроция, Гоббса, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Радищева, Бакунина, Маркса, Плеханова и других мыслителей.

В России теорию государства и права как науку начали преподавать в Московском университете в XVIII веке. Современное наименование она приобрела в конце XIX века в результате осмысления учеными истории, предпосылок возникновения и неразрывности связей государства и права.

Целесообразность теоретического осмысления таких феноменов политической жизни, как государство и право, возникла в далекие времена истории. Замена первобытных общественных образований политически организованной властью обозначила необходимость возникновения правовой регламентации социальных отношений, а также управленческих функций власти.

Выяснение значения права в истории как инструмента влияния на общественные отношения и особенностей функционирования государства становится основной проблемой возникновения и всей последующей истории развития политико-правовой мысли.

Возникновение в истории различных теоретических концепций, которые выражали понимание государства, права и их основных институтов, а также идей о соотношении права и государства, связывают еще с Античностью. Развитие взглядов на государство и право во времена появления раннеклассовых обществ основывалось на общих мировоззренческих принципах, религиозных верованиях, моральных представлениях. Возникновение и выражение подобных идей в разные периоды истории общественного развития производилось представителями рабовладельческой аристократии, жрецами и представителями церкви.

Впоследствии построением правовых концепций «идеальной» организации политической жизни общества стали заниматься представители средневекового бюргерства, идеологи буржуазии периода ранних антифеодальных революций проводники идей антиавторитаризма и антитоталитаризма. Их учения о праве и политической организации власти составляют историю теоретической науки права, которая является частью юриспруденции вообще и источником знаний общетеоретической науки права в частности.

Если возникновение теоретических концепций по организации власти в государстве и наилучшей ее правовой регламентации было уделом отдельных мыслителей и школ, то возникновение политической науки и общетеоретической науки права связано с деятельностью университетов.

Историю развития любой науки предопределяют соответствующие потребности общества. В развитии гуманитарных наук, в том числе и правоведении, подобная зависимость еще более очевидна.

Начало систематического изучения юриспруденции в России обусловлено практической потребностью в грамотных управленцах и государственных служащих. Указом Петра I в 1720 г. было отмечено, что для получения необходимых юридических знаний для последующей работы в государственных учреждениях дети дворян должны были закончить обучение в юстиц-коллегии или в школе, специально для этого учрежденной при канцелярии Правительствующего сената.

Читайте также:  Усн 6 процентов ооо с работниками

Обучение было практическим, при этом теоретическая подготовка на данном этапе истории пока не предполагалась. После усвоения практических основ делопроизводства и «практических премудростей» юриспруденции и получения свидетельства об образовательной подготовке, специалисты приступали к отправлению государственных дел. Юридическое образование оставалось на уровне, который позволял получить лишь элементарные правовые знания будущими государственными работниками.

Уровень образовательной подготовки юристов и государственных управленцев не особенно повысился и после Петра. Так, при Екатерине II «коллегии-юнкеры» не получали необходимых знаний по «пристойным им наукам» и Сенатская школа была закрыта. Позднее, при Павле I, институт юнкерства был возрожден при всех коллегиях, за исключением военных. Правоведение или юриспруденция были главными из изучаемых предметов.

Впоследствии профессиональную подготовку юристов продолжили российские университеты, и первый из них – Московский университет.

В университетах изучение теории права и государства как отдельной дисциплины не осуществлялось. Отдельные общетеоретические проблемы права изучали в курсе «нравственных наук» наряду с логикой, психологией, политической экономией.

Проблема в истории становления и возникновения общетеоретической правовой науки в российских университетах составляла в том, что для профессорской работы в университетах не было достаточном количестве подготовленных кадров ученых-правоведов. Первые русские профессора, которые читали курсы российского законодательства, были в большинстве своем из практических работников. Общетеоретические знания, которые передавались иностранными профессорами, воспринимались как «отвлеченные формулы», «теоретические утонченности правоведов Запада».

Правовая мысль Запада в те времена основывалась преимущественно на принципах естественного права. А естественно-правовая доктрина с культивируемой ею идеей разума в силу абстрактности не могла служить фундаментом теоретической юриспруденции в России из-за практической направленности правоведения и особенностей российской практики.

В российском правоведении идея связанности национального права универсальным естественным правом не имела большой популярности. По этой причине предпочтение в преподавании отдавалось не естественному праву, а законоведению. Российская действительность диктовала свои принципы: в первую очередь были необходимы подготовленные кадры для государственной работы. Препятствием для развития общей теории правоведения было и отсутствие системности российского законодательства.

Потребность в выделении общетеоретической юридической науки в качестве самостоятельной учебной дисциплины и отрасли правоведения возникла на определенном этапе истории социального развития. Предпосылкой для возникновения стало то, что накопленный за столетия разнообразный правовой материал потребовал осмысления.

Начало XIX века сопровождалось проведением значимых государственных реформ, преобразованием центральных органов управления, возникновением глубокой системности в деле государственного управления, либерализацией политического режима в целом. В начале XIX века законотворчество как одна из государственных функций по значимости постепенно выдвигается на одно из первых мест.

Государственные преобразования в период правления Александра I особенно выявили потребность в возникновении крупных научных школ и качественном изменении подготовки юристов. Законотворчество стало деятельностью, которая требует от ее исполнителей не только совокупности определенных практических знаний, но и достаточного уровня специальной теоретической подготовки.

Введение общей теоретической правовой подготовки, перенос обучения юристов на теоретическую основу стали так же необходимыми, как и практические навыки.

Повышение общетеоретической подготовки было связано с необходимостью в высококлассных специалистах, которые способны успешно служить на государственной службе, на судейском и научном поприще.

Однако российская правовая наука продолжала испытывать недостаток в ученых-правоведах. Именно в это время в отечественной истории происходит существенное изменение направления и способов преподавания правовых наук в российских университетах.

Уровень образовательной подготовки юристов и государственных управленцев не особенно повысился и после Петра. Так, при Екатерине II «коллегии-юнкеры» не получали необходимых знаний по «пристойным им наукам» и Сенатская школа была закрыта. Позднее, при Павле I, институт юнкерства был возрожден при всех коллегиях, за исключением военных. Правоведение или юриспруденция были главными из изучаемых предметов.

Предмет истории государства и права России.
Задачи изучения истории права

История государства и права России – одна из фундаментальных юридических дисциплин общепрофессионального цикла. Как научная дисциплина она изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, и также эволюцию отдельных отраслей и всей системы права российского государства.

Государство и право – два взаимосвязанных общественных явления, они возникли одновременно и прошли вместе долгий путь в своем развитии. Государство как организация публичной власти, и право как система общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю. В курсе лекций освещается этот путь от возникновения древнерусской государственности и права в IX – X вв. до середины XX в., времени, когда после революционных потрясений и десятилетий тоталитарного режима началось их возвращение в рамки демократического правового поля.

Знание истории становления государственных и правовых институтов России позволяет понять сущность государственно-правовых явлений, происходящих в наше время, в условиях формирования правового государства и гражданского общества, когда мы во многом возвращаемся к нашим истокам.

В курсе истории государства и права выделяются 5 крупных блоков. Во-первых, нас интересует история государственного права, начиная от характеристики формы государства, институтов государственной власти, и заканчивая органами центрального и местного управления. В рамках этого блока рассматривается и процесс возникновения и развития административного права.

Во-вторых, объектом изучения является эволюция российского общества, его социальной структуры, процесс формирования и правовой статус категорий населения .

Третий блок составляет история гражданского права и его основных отраслей . Необходимо рассмотреть процесс развития права собственности, обязательственного, семейно-брачного и наследственного права, который шёл на протяжении столетий, а также историю становления некоторых новых отраслей, возникших в XX веке.

Уголовное право (в общей и особенной части) составляет 4 блок нашего курса. Мы рассмотрим возникновение и эволюцию понятия «преступление», формирование представлений о его объекте и субъекте, о его объективной и субъективной стороне, о составе преступления, о видах преступлений и наказаний .

Наконец, истории суда (судебных, карательных и исправительных органов, теорий судопроизводства) и процессуального права составляют последний блок проблем, изучаемых в курсе истории государства и права России.

Правовые нормы, как государственного, так и частного права, зафиксированы в источниках права. К традиционным источникам нрава относят правовой обычай, прецедент и законодательный акт. Последний источник – законодательный (нормативно-правовой) акт или закон писанный является основным источником, раскрывающим историю права. И хотя в курсе истории отечественного права возможно знакомство с двумя другими видами источников, ибо право рождается из обычая и из юридического быта, главным элементом которого начнется судебная практика, именно работа с текстом закона (на историческом материале) помогает вырабатывать профессиональные навыки юриста. Закон же в любой его форме отличает от обычая или практики то, что он принимается компетентным государственным органом.

Главное внимание в курсе уделяется процессу создания правовых систем, кодификаций и отдельных правовых актов (правд, грамот, указов, манифестов, постановлений, кодексов и т.п.), анализу их содержания и выявлению структуры наиболее значимых юридических норм.

Первый период – раннефеодальная монархия ( IX – середина XVI вв.). Общественные отношения строились па принципе вассалитета – сюзеренитета, при относительной свободе основной массы населения. В этом периоде можно выделить подпериоды: Киевская Русь или «держава Рюриковичей» ( IX – первая четверть XII вв.). В современной литературе употребляется также термин «Норманнская Русь». Второй этап в истории раннефеодальной монархии – «удельная» Русь – время самостоятельных феодальных государств Древней Руси ( XII – XIV вв.). На этом этапе с раннефеодальной монархией соседствовала республиканская форма правленияв Великом Новгороде и Пскове. Далее нужно назвать государственность Московской Руси на раннем этапе ее развития ( XIV – XVI вв.).

↑Система науки истории государства и права

Руководствуясь принципом системности, история государства и права делится на историю отечественного государства и права и на историю государства и права зарубежных стран. В истории отечественного государства и права принято выделять два основных периода: со времени возникновения Древнерусского государства до октября 1917 г. и с образования Советского государства до декабря 1993 г.

Периодизация истории государства и права зарубежных стран, в связи со значительным объемом науки, является более условной: Древний мир, Средние века (с конца V в. по конец XV в.- начало XVI в.), Новое (с XV- XVII вв. до 1919 г.) и Новейшее время.

4. Законодательство Петра I. М., 1997.

История государства и права зарубежных стран

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

“История государства и права России с древности до конца XIX века”

Суть и характеристики. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Закон «О военном положении». Положение о земских участковых начальниках.

Тесты по теме – История отечественного государства и права с ответами

Правильный ответ отмечен +

1.Тест. Источниками истории отечественного государства и права являются:

– источники самого права;

2. Систему государственного управления в Российской Федерации возглавляет:

Тест. 3. Главным методом истории отечественного государства и права является:

4. История отечественного государства и права изучает:

+ эволюцию отечественного государства и права на всех его стадиях развития;

– общую хронологию событий, произошедших на территории Российского государства;

– исключительно мнения историков-юристов о памятниках отечественного права.

5. Предметом истории государства и права России служит:

+ формирование и развитие институтов отечественного права и государственности;

– комплекс приемов, при помощи которых изучается история права и государства России;

– цитирование памятников отечественного права.

6. Периодизация истории государства и права России:

+ не включает время до IX века;

– делится на досоветский и постсоветский период;

– не имеет значения для изучения дисциплины.

7. Период истории государства и права России, в который развивается абсолютная монархия:

+ вторая половина XVII – XVIII века;

– вторая половина XIX – начало XX века;

– XIV – середина XVI века.

8. Самой крупной административной единицей Древней Руси являлась:

9. Зависимым сословием в Древней Руси были:

10 – тест. Центральным источником права Киевской Руси является:

11. Судьбьница в Древнерусском государстве – это:

+ помещение, где осуществлялось правосудие;

– состав церковного суда;

12. Отделение понятия государства от личности государя окончательно произошло при:

– Иване IV Грозном;

13. Завоевание Руси Золотой Ордой произошло в:

+ первой половине XIII века;

– второй половине XIII века;

– первой половине XII века.

14. Какое княжество заняло лидирующее политическое положение во времена Золотой Орды?

15. Первый Земский Собор был созван в:

16. Впервые понятие умышленной и неосторожной вины стало употребляться в:

+ Соборном Уложении 1649 года;

– Судебнике 1550 года.

17. Сенат, учрежденный Петром I, формировался из:

+ приближенных царя, имевших заслуги в реформистской деятельности;

– бояр, ранее входивших в Боярскую Думу.

18. В каком году была учреждена профессиональная полиция, основной целью которой стала борьба с преступностью?

19. За вырубку какого дерева при Петре I была введена смертная казнь?

20. Совещательным органом, который создала Екатерина I и который подчинил все госструктуры, стал:

+ Верховный Тайный Совет;

– Кабинет Ее Величества.

21. Высшей кассационной инстанцией во времена Екатерины II являлся:

– Верхний земский суд;

22. Окончательный переход дворянства из служилого сословия в привилегированное произошел при:

23. В каком году Екатерина II провела секуляризацию церковных земель?

24. Первые попытки сделать из России конституционную монархию были предприняты:

25. Чем созданные в 1802 году министерства отличались от прежних коллегий, образованных еще при Петре I?

+ Тем, что теперь министры несли персональную ответственность за состояние дел в своем ведомстве;

– Отсутствием четко разделенных функций каждого из них.

26. Какой орган обеспечивал государственную безопасность в XVIII веке?

– Министерство внутренних дел;

27. Что являлось главной причиной окончательной отмены крепостного права в 1861 году?

+ Крепостное право сдерживало рост экономики страны, так как у подневольных крестьян не было стимула повышать эффективность своего труда;

– Государство обнаружило, что крепостное право идет вразрез с христианским учением;

28. Результатом систематизации законодательства Сперанским М.М. не является:

– Полное собрание законов Российской империи.

29. Единственной формой брака в XIX веке являлся брак:

– на основе договора.

30. Согласно Уложению о наказаниях 1845 года к исправительным наказаниям относилось:

+ заключение в тюрьму;

– ссылка на Кавказ.

31. В результате судебной реформы 1864 года появились:

Читайте также:  Можно ли продать машину без собственника

+ оба ответа верные;

32. В соответствие с Уставом воинской повинности, утвержденным в 1874 году:

+ срок воинской службы на флоте стал составлять 6 лет;

– мужчины, которые получили к моменту призыва высшее образование, служили 1 год;

– зачисление в запас лиц, которые отслужили основной срок в сухопутных войсках, осуществлялось на 10 лет.

33. Какое сословие не было собственным результатом развития капитализма в России?

34. Какой законосовещательный орган страны был учрежден в 1905 году?

– Совет объединенного дворянства;

– Советы рабочих депутатов.

35. Главный итог февральской Революции 1917 года:

+ падение самодержавия в России;

– экономический рост в стране;

– ликвидация дворянства как сословия.

36. После Революции в октябре 1917 года и создании советского государства роль правительства, которое осуществляло общее управление в стране, была возложена на:

+ Совет народных комиссаров;

– Всероссийский съезд советов;

– Всероссийский центральный исполнительный комитет.

37. Дальневосточная республика была создана в:

38. Какое изменение в области трудового права не было введено в 1917 году после Революции?

+ Длительность рабочего дня для не достигших 18-летия лиц устанавливалась не более 5 часов;

– Запрещалось нанимать на работу детей младше 14 лет;

– Оплата сверхурочных работ становилась двукратной.

39. Основным направлением политики в сфере сельского хозяйства в 1927-1930 гг. стало:

– новая налоговая система;

40. Какой из указанных специалистов считался наименее престижным в эпоху сталинизма?

41. В годы Великой Отечественной войны распространение ложных слухов являлось:

– правонарушением не считалось.

42. Закон об арбитраже, который был призван разрешать споры, возникшие между государственными предприятиями, был принят во времена:

43. Кто играл преимущественную роль в определении политики государства согласно Конституции 1977 года?

– Верховный совет СССР.

44. Референдум о принятии действующей Конституции РФ был проведен:

+ эволюцию отечественного государства и права на всех его стадиях развития;

Историография истории государства и права России

До XVIII в. российская юриспруденция носила чисто прикладной характер, науки истории права как таковой не существовало. В основе изучения и раз­вития права была правоприменительная практика. Как следствие, за­коноведение было исключительным достоянием органов власти, суда и служителей правосудия: великих князей, бояр, дьяков, подьячих, стряпчих и других приказных людей. Там же происходило и обучение праву, так как университетов, в которых на Западе уже с XIII в. изуча­ли право, в России не было. Но и в России были выдающиеся теоретики-самоучки, знавшие римское и европейское право, право Византии и Литовского государства, участвовавшие в правотворческой деятельности и создавшие уникальные своды законов. Среди них раз­работчик Судебника 1497 г. дьяк Владимир Гусев, глава комиссии по выработке проекта Соборного Уложения 1649 г. князь Никита Ивано­вич Одоевский. Плодом творческого труда этой комиссии историки не перестают восхищаться до сего времени.

Становление историко-правовой науки как самостоятельной отрас­ли знания принято связывать с учреждением в России в 1725 г. указом Петра I Петербургской Академии наук. По предложению первого пре­зидента академии Лаврентия Блументроста было открыто гуманитар­ное отделение («класс гуманиоры, истории и права»), в котором пре­подавали приглашенные из европейских стран ученые. Правом, в том числе и историей русского права, занимались академики Иоганн Бе-кенштейн и Штрубе де Пирмонт. Бекенштейн читал на латинском языке студентам академического университета лекции по государственному (публичному) праву и институциям Юстиниана. Штрубе написал ряд работ по истории российских законов, которые были опубликованы на латинском языке в академическом журнале «Комментарии Петербур­гской Академии наук».

Новый импульс в своем развитии юридическая наука и образова­ние получили после открытия Московского университета в 1755 г. Первоначально право в нем преподавали главным образом профес­сора-иностранцы. Здесь же создали первую научную школу профес­сор, доктор гражданского и церковного права СЕ. Десницкий и про­фессор И.А. Третьяков, которые впервые стали преподавать право на русском языке. Из трудов этого периода наибольшую известность имеет работа СЕ. Десницкого «Представление об учреждении зако­нодательной, судительной и наказательной власти в Российской им­перии». В ней он еще в 1768 г. проводил мысль о необходимости раз­деления властей, которая нашла отражение в знаменитом «Наказе» Екатерины II.

Новый этап в изучении истории отечественного государства и пра­ва приходится на первую половину XIX в., когда ученики и последова­тели СЕ. Десницкого (3. Горюшкин, А. Куницын, Н. Сандунов, Л. Цве­таев и др.) активно развивают изучение российского законодательства. Этому способствует и рост центров юридического образования. По инициативе М.М. Сперанского были открыты университеты в Дерпте (1802 г.), Казани (1804 г.), Харькове (1804 г.), Петербурге (1819 г.), в 1810 г. начал работу Царскосельский лицей. В 1835 г. было открыто первое в России специализированное учебное заведение для подготовки юристов — Училище правоведения.

Мощным стимулом для развития отечественной историко-правовой науки стала работа по подготовке и изданию Полного собрания законов и Свода Законов Российской империи под руководством М.М. Сперанского.

Огромный вклад в изучение истории русского права внесли отечествен­ные историки: В.Н. Татищев, ГФ. Миллер, Н.М. Карамзин, М.П. Пого­дин, Б.Н. Чичерин и др. Ими были открыты и изданы многие тексты рос­сийских законов, начато изучение проблем становления российской государственности, формирования сословий, феодального землевладения, обычного права народов, населявших империю. Во второй половине XIX в. к их трудам прибавились сочинения известных историков государства и права России: В.Н. Сергеевича, А.Д. Градовского, М.Ф. Владимирско-го-Буданова. Замечательными памятниками истории русского права являются работы выдающихся русских юристов XIX в. Н.С. Таганце-ва, ГФ. Шершеневича, Н.М. Коркунова, К-П. Победоносцева и др.

Настоящий прорыв в юридической сфере вообще и в юридической науке в частности был связан с судебной реформой 1864 г., которая ввела образовательный ценз (высшее юридическое образование) для судей, адвокатов, прокуроров, судебных следователей и других судей­ских чинов. Стране понадобилось огромное количество юристов с но­вым мышлением, которых стали готовить в университетах и училищах правоведения. Россия пережила тогда колоссальный взлет интереса к юридической науке и праву, во многом сравнимый с тем, который пе­реживает в настоящее время. В 1880 г. число студентов юридических факультетов составляло 22,3% от общего числа студентов универси­тетов, в 1885 г. оно достигло 40%.

Выпускники российскихуниверситетовдоказали свой высокий про­фессионализм во всех сферах юридической службы. Особой известно­стью пользуется русская адвокатура второй половины XIX — начала XX в., представленная блестящими специалистами-ораторами А.Ф. Ко­ни, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовичем, М.М. Винавером и др. С лучши­ми речами русских судебных ораторов студенты могут познакомиться по изданиям: «Судебные речи знаменитых русских адвокатов» и «Рус­ские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX в.».

После прихода к власти в октябре 1917 г. большевиков началось забвение права, так как старые школы юриспруденции были идеоло­гически чужды новой власти. Юридическая профессура разделила судь­бу эмигрировавшей из России интеллигенции, многие из оставшихся в стране ученых старой школы были репрессированы.

Однако постепенно и в советской России, несмотря на шедший процесс вытеснения истории идеологией, складывается традиция изу­чения отечественного государства и права, издаются работы, которые не потеряли своего значения и в наши дни. Это первый советский курс «Истории государства и права СССР» СВ. Юшкова, труды Л.В. Че-репнина, Б.Д. Грекова, А.А. Зимина, СО. Шмидта, Б.В. Веселовско-го, Н.М.Дружинина, СИ. Штамма, П.А. Зайончковского, И.Д. Мар-тысевича, В.А. Рогова и др.

В конце 80-х—90-х годахXX в. изучение истории государства и пра­ва получило новый импульс, появилась возможность отойти от одно­стороннего идеологически детерминированного подхода к изучению оте­чественного государства и права, расширить круг изучаемых проблем. Одними из главных достижений этого периода были расширение ис-точниковой базы исследований, подготовка и издание сборников нор­мативно-правовых актов, среди которых заслуживают быть отмечен­ными «Российское законодательство X—XX вв.» в 9 томах под общей редакцией О.И. Чистякова. Однако проблема нового концептуально­го осмысления истории отечественного государства и права по-пре­жнему остается актуальной.

Мощным стимулом для развития отечественной историко-правовой науки стала работа по подготовке и изданию Полного собрания законов и Свода Законов Российской империи под руководством М.М. Сперанского.

Введение

Третий блок составляет история гражданского права и его основных отраслей . Необходимо рассмотреть процесс развития права собственности, обязательственного, семейно-брачного и наследственного права, который шёл на протяжении столетий, а также историю становления некоторых новых отраслей, возникших в XX веке.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

В России данная наука стала преподаваться в Московском университете в XVIII в. Современное наименование она получила в конце XIX в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Каченовского, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина и многих других.

“История государства и права России с древности до конца XIX века”

17. Образование абсолютной монархии.

Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук

ИГП зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, ИГП зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но ИГП не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права. Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью. ИГП зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический npoцесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права. В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве. Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права, историей права и институтов и т.д.) имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII—ХIХ в. Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления.явились работы русского ученого М.М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др. В западной литературе по вопросам истории государства и права в XIX—XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной “Истории права” немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), “Панорамы правовых систем” (1928) и “Истории права” (1924) американских историков права Д. Вигмо ра и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по “праву знатнейших древних и нынешних народов”, а в начале XX века (1907 — 1908 гг.) профессор В.Г. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках. Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права—действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и ХХI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

Читайте также:  Закон об аренде жилья

. Предмет, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран,

История государства и права зарубежных стран — об­щественная историко-правовая наука. С исторической точки зрения она воссоздает картину конкретных исто­рических событий, формирования государств, правовых систем общества начиная с древнейших времен. С дру­гой стороны, история государства и права зарубежных стран раскрывает принципы и основные институты су­ществующих с древности правовых систем, что характе­ризует ее как юридическую дисциплину.

Основные методы истории государства и права за­рубежных стран:

исторический — изучает науку как меняющуюся структуру, динамику развития того или иного процес­са в государстве в рамках определенного историче­ского периода, устанавливает логическую взаимо­связь между государством и правом прошлого, насто­ящего, будущего;

сравнительно-исторический — выявляет закономер­ности развития обществ, государств, правовых сис­тем на том или ином этапе истории; предполагает два пути изучения: анализ различных явлений на одном этапе и анализ состояний одного явления, только в рамках разных исторических периодов; включает методы сравнения, синтеза, анализа, восхождения от абстрактного к конкретному;

системно-структурный — изучает отдельные элемен­ты явления и совокупность их в целом, определяет типы и формы государств;

статистический — исследует количественную сторо­ну системных явлений.

1. Методология науки истории государства и права зарубежных стран.

Как и любая отрасль знаний, история государства и права зарубежных стран имеет не только свой предмет, но и свою методологию. Предмет науки дает ответ на вопрос, какую область общественно-политической и правовой жизни изучает данная наука, методология указывает на то, каким образом она это делает. Своеобразие предмета истории государства и права зарубежных стран накладывает свой отпечаток на применяемые ею общефилософские и конкретно-научные методы, приемы и средства исследования, определяет цели и задачи научного познания. Выражением предметной и методологической специфики истории государства и права зарубежных стран является совокупность принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-правовому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда определяющее значение способов и приемов исторического подхода к изучению государства и права. Принцип историзма играет существенную роль в процессе изучения возникновения и развития государства и права в исторической ретроспективе и перспективе. Он лежит в основе исследования конкретно-исторического типа и формы государства и права определенной эпохи. Помогает раскрыть связи между государством и правом зарубежных стран прошлого и настоящего, а также уяснить логику в их развитии, сравнить их государственно-правовую практику. Исторический подход при этом выступает в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки функционирования государства и права в контексте прошлого с позицией современности. Большое значение для изучения этой проблематики имеет также применение принципов теории государства и права: принципа всесторонности исследования государства и права, который обуславливает изучение государства и права в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями государственно-правовой жизни; принципа комплексности в изучении истории государства и права, который предполагает исследование государства и права не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук, а также рассмотрение их не только в статике, но и в динамике. Главное значение в системе методологии имеют сами методы или способы и средства познания. В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемого объекта, от их специфики и характера все методы делятся на: 1) всеобщий диалектико-материалистический метод; 2) общие методы; 3) специальные методы; 4) частные методы. Диалектический метод позволяет определить и отразить реальный исторический путь развития государства и права в прошлом, настоящем и будущем. Общие или общелогические методы используются для организации процедуры познания объекта исследований. К ним относятся методы сравнения, синтеза, анализа, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Эти методы взаимодействуют с диалектико-материалистическим методом, но используются в отличие от него не на всех стадиях научного познания, а лишь для решения определенных познавательных задач. Специальные методы разрабатываются отдельными специальными науками и широко используются для изучения государства и права. К ним относятся математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. С их помощью исследователи получают количественные и качественные оценки различных государственно-правовых явлений, а также выявляют основные тенденции развития государства и права на том или ином этапе их развития. Частные методы вырабатываются самой историей государства и права зарубежных стран: это и конкретно-исторический, и сравнительно-правовой и системный методы. Они соответственно либо позволяют выявить своеобразие того или иного государства и правовой системы (конкретно-исторический подход), либо на основе синхронного или диахронного сравнения выявляют общие закономерности и признаки государства и права в одно и тоже время или в разные исторические эпохи (сравнительно-правовой подход), либо характеризуют государственно-правовые явления как элементы взаимосвязанной структуры (системный подход). В современной России утвердился методологический плюрализм. В историко-правовой науке существует множество концепций, по-разному объясняющих происхождение и эволюцию государства и права, включая и марксистскую теорию, рассматривающую историю государства и права через призму классовой борьбы на основе формационной периодизации истории. В настоящее время отечественная наука широко использует цивилизационный подход к рассмотрению истории государства и права.

Для изучения истории государства и права зарубежных стран применяются и другие методы: математические, психо­логические, кибернетические, конкретно-социологические.

В предмет включены следующие вопросы:

1. история государства и права в Древнем мире;

2. история государства и права в Средние века;

3. история государства права в Новое время;

4. история государства и права в Новейшее время.

История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э. –V в. н.э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. – XVII – XVIII вв.);

• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII – XVIII вв.- конец XIX в.);

• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

2. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

История государства и права представлена разнообразными и разнотипными формами государства и права. Это отражает противоречивость и неоднолинейность исторического процесса на огромном географическом пространстве на протяжении тысячелетий. В отечественной научной литературе в связи с этим принято выделять следующие основные исторические эпохи: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права. При этом учитывается то обстоятельство, что эволюция древних и средневековых обществ Востока шла особым путем, отличающим его от развития античных рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Поэтому понятия “древность” и “средневековье” являются в значительной мере условными в отношении стран Востока. Они используются в силу необходимости для периодизации столь длительного исторического процесса в развитии стран восточного мира.

Не существует общепринятой периодизации всеобщей истории государства и права. С позиции “западного мира”, для которой характерен европоцентризм, принято говорить о следующих исторических эпохах:

4.Специфические черты политической организации древневосточных обществ. (Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай).

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» – слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

– финансовое ведомство по сбору налогов;

– ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы. Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти? Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.

Гос-во и право произошло из сельской общины. Происходили следующие процессы: общественное разделение труда, в результате которого земледелие отделилось от ремесла, следовательно: 1) необходим обмен 2) необходим обмен между общинами. В связи с совершенствованием трудовых навыков появляется прибавочный продукт. Эти процессы приводят к единству и силе общины. Черты характерные для восточных общин: 1)Определённая сложность социальной структуры общества. 2)Экономическая основа – общинная собственность над другими формами (государственной, храмовой). Появился новый источник дохода – налоги. Структура общества: Древний Египет: Несколько социальных групп, занимающих определённое положение в Древнем Египте. Основной производитель – земледелец-общинник; с прибавочным продуктом появляется родовая знать, а наряду с ней аристократия, всё пленные считаются рабами. Древний Вавилон: в законах Хаммурапи выделены две группы свободных членов общества: авилум и мушкенум. Основной производитель в гос-е – мушкенум. Авилумы – победители, мушкенум – покорённые. Вавилонские торговцы – царские слуги, организуют от имени государства торговлю. Основное место в обществе занимали жрецы – женщины. Существовало три категории: 1)верховные жрицы; 2)среднее звено, и те и другие, жили всё время в храме; 3)храмовая блудница (проститутка), таким образом, зарабатывали деньги для храма. Также существовали жрецы-мужчины, ораторы. Сформировалось особое сословие писцов – особая категория бюрократов. Обучение в школах велось жрецами. Древняя Индия: брахманы, шатри, шудры, вайшьи. По легенде брахманы были созданы из уст Брахмы, шатри их рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Каждая группа была полностью замкнутой, переход из одной в другую был невозможен. Общественный строй – варманный. Древний Китай: большая семья имела большое влияние в жизни китайцев. Опора родоплеменной знати было рангированное чиновничество. Рабство здесь не получило развития, оно носило семейный характер. Жизнью раба не могли распоряжаться, имел право на заработанное имущество, мог создавать семью. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало. Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления – восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат.

В предмет включены следующие вопросы:

Добавить комментарий