Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение

Лекция 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

7.1. Понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения

Под мерами уголовно-процессуального принуждения принято понимать меры уголовно-процессуального характера, применяемые дознавателем, следователем, а также судом в пределах назначенных им полномочий, при наличии оснований, предусмотренных законом в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

В определении мер процессуального принуждения можно выделить следующие ключевые моменты: а) они применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; б) ограничивают гражданские права и свободы физических лиц, а также права и интересы юридических лиц; в) применяются полномочными органами государства в пределах их компетенции; г) применяются к участникам уголовного судопроизводства, ненадлежащее поведение которых (или возможность такого поведения) создает (или может создать) препятствия для производства по делу; д) имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; е) применяются при наличии определенных законом условий и оснований; ж) осуществляются в определенном порядке, гарантирующим законность и обоснованность их применения.

Основной гарантией законного применения мер процессуального принуждения является то, что они применяются при производстве по уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения и процессуальных действий, ограничивающих права и свободы граждан, необходимы специальные условия — судебное решение или, например, необходимо вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, прежде чем ходатайствовать перед судом об отстранении его от должности (ст. 114 УПК РФ).

Рассмотрим классификацию мер процессуального принуждения. По своему назначению меры процессуального принуждения можно разделить на пресекательные (меры пресечения, задержание, принудительный привод), т.е. средства пресечения незаконных действий, обеспечительные (следственные действия по собиранию доказательств — выемка, обыск, освидетельствование и др.), т.е. направленные на обеспечение надлежащего поведения, предупреждения правонарушения или собирание доказательств, и превентивные (так как необходимо учитывать, что меры процессуального принуждения (прежде всего пресекательные и в меньшей степени обеспечительные) могут применяться и с целью превенции нежелательного для нормального хода процесса образа действий того или иного участника).

Действующее законодательство дает основание для выделения как минимум трех разновидностей мер процессуального принуждения:

1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); 2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ); 3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК РФ).

Таким образом, иные меры процессуального принуждения — это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, объективно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, применяемые уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом), ведущим уголовное дело, при наличии оснований и в порядке, установленном законом в отношении лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также других участников уголовного судопроизводства для предупреждения или пресечения неправомерных действий этих лиц в целях обеспечения назначения уголовного судопроизводства.

Формальным признаком принудительности того или иного процессуального или иного действия, как правило, следует считать оформление решения о его производстве постановлением или же получение особого разрешения на его осуществление (решение суда, согласие прокурора).

Отличия мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:

1) субъектах, к которым они применяются, т.е. только в отношении обвиняемого и подозреваемого. Иные меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении и обвиняемого, и подозреваемого, и других лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также свидетеля, потерпевшего (ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 113, ст. 117, 258 УПК РФ), специалиста (ст. 117, 258 УПК РФ), гражданского ответчика (истца) (ч. 1 ст. 115, ст. 117, 258 УПК РФ). Иные меры процессуального принуждения могут применяться не только по отношению к физическим (как меры пресечения), но и к юридическим лицам (например арест имущества);

2) ценностях, которые подвергаются ограничению. По общему правилу меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционных прав и свобод личности, например, право на свободу и неприкосновенность личности;

3) порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодатель предусмотрел особую процессуальную форму, включая основания, условия, порядок избрания, изменения или отмены. Для иных мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена. Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер процессуального принуждения.

Уголовно-процессуальное право

Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение

Категория «процессуальное принуждение» в уголовном судопроизводстве генетически связана с категориями государственного принуждения и государственной власти. Ведь любое воздействие на субъект права со стороны государства должно основываться на нормах той или иной отрасли права.

Сущность государственного принуждения в том, что это вид социального принуждения . Оно возникает только с появлением государства, в котором образуются институты, наделенные публичной властью. Принуждение обнаруживает себя в качестве «основного свойства» государства и права. При этом чрезмерное наделение государства и судопроизводства свойствами принуждения — признак произвола тоталитарного или авторитарного государства. Поэтому стремление предоставить обществу средство для цивилизованного разрешения возникающих противоречий и конфликтов должно основываться на принципе «право само не должно быть орудием для бесправия».

Сущность и особенности государственного принуждения как вида социального принуждения состоят в том, что государственное принуждение есть метод правового воздействия на общественные отношения, применяемый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности. Его содержание заключается в нормативно предусмотренном воздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.

Принуждение — это всегда внешнее воздействие на внутреннее побуждение человека через его поведение, чтобы заставить субъекта либо совершить действия, либо подчиниться определенным правоограничениям 1 См.: Масленникова Л.Н. Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М.. 2000. С. 369. . Принуждение, как правило, связано с воздействием на волю человека, содержит ограничение нрав, свобод и интересов субъектов правоотношений.

Государственное принуждение представляет собой систему с входящими в нее элементами. Первичным элементом таковой является мера государственного принуждения, которая используется как количественная и качественная характеристика. Под видом государственного принуждения понимается отраслевое деление принудительных мер — административные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и др.

Уголовно-процессуальное принуждение — это вид государственного принуждения, заключающийся в физическом и психическом воздействии, применяемом уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих осуществлению уголовного судопроизводства.

Необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное принуждение — это принуждение лица посредством ограничения его в основных правах. Применение уголовно-процессуального принуждения не означает отсутствия возможности у лица реализовать свои права или что лицо временно их лишается. Обладая правами, лицо имеет возможность реализовывать их, но с существенным ограничением. Ограничение каких-либо прав в ходе применения уголовно- процессуального принуждения не исключает использования лицом иных принадлежащих ему прав, которые не ограничивались. Лицо все также является носителем всех прав, свобод и обязанностей, которые присущи ему от рождения и приобретены им в ходе жизни, сохраняется его общий правовой статус.

Под мерами процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве следует понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленным законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, надлежащему исполнению приговора.

Среди признаков государственного принуждения в сфере уголовного судопроизводства выделяют как общие, характерные и для других отраслей права признаки (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфические особенности (способ правового обеспечения, основания, цели, субъекты применения и пр.).

Принуждение никогда не является самоцелью, а выступает средством, позволяющим направить принуждаемого к правомерному поведению, и в то же время средством охраны и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, общества и государства.

Принуждение в уголовном процессе охватывает все виды воздействия на участников процесса. Уголовно-процессуальное принуждение включает в себя только такое воздействие на участников, которым располагает уголовно-процессуальное право и применяющие его органы государства. При этом важно осознавать, что меры процессуального принуждения не являются мерами уголовного наказания.

Применением мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве наделены исключительно государственные органы и их должностные лица: суд, следователь, дознаватель, орган дознания. За применение процессуального принуждения иными лицами, не имеющими на то право, предусмотрена юридическая ответственность.

Процесс применения любой меры процессуального принуждения проходит несколько стадии:

  1. выясняются наличие условий и оснований применения меры принуждения;
  2. на основе сопоставления цели конкретной меры принуждения и сложившейся процессуальной ситуации принимается решение о применении меры принуждения;
  3. принятое решение приводится в исполнение с соблюдением строго порядка производства;
  4. составляется документ, фиксирующий факт, ход и результаты правоограничения;
  5. мера принуждения подлежит изменению (отмене).

При этом смысл понятия «процессуальное принуждение» акцентирует внимание на вспомогательном предназначении, когда данное принуждение призвано создать предпосылки для реализации последующего этапа воздействия на правоотношения путем дальнейшего применения институтов из отраслей материального (уголовного, гражданского) права.

Реализация нормы материального права сопряжена с возможностью уклонения, противодействия и иных ненадлежащих действий субъектов правоотношений. Для предотвращения и пресечения такого поведения предусмотрены меры, непосредственно связанные с производством по уголовному делу и применяемые для корректировки поведения широкого круга участников, а соответственно имеющие разнообразные целевые установки, правовые основания, способы нормативной регламентации, правовые гарантии.

Меры процессуального принуждения отличаются степенью и характером принуждения . Различие в характере правоограничений и вытекающая из этого дифференциация процессуальных принудительных мер в зависимости от степени ограничения прав принуждаемого субъекта определяются временными, пространственными пределами ведущегося производства по делу и участниками правоприменительной деятельности.

Понятие «степень» понимается как «мера, сравнительная величина чего-нибудь». Термин «характер» (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Таким образом, меры процессуального принуждения различаются по количественному и качественному содержанию принуждения.

Количество принуждения, ограничивающего свободу передвижения в такой мере пресечения, как заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ), значительно больше (значительнее), чем в подписке о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ). В то же время каждая из мер процессуального принуждения отличается от других своей направленностью на ограничение какого-либо права (группы прав). В частности, при заключении лица под стражу в первую очередь ограничивается свобода передвижения. Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) в своей основе является мерой психологического воздействия. При наложении ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ) применяются правовые ограничения имущественного характера.

Различные степень и характер принуждения существуют в рамках конкретной меры принуждения. Наложение ареста на имущество может заключаться (1) только в запрете распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться имуществом, (2) в изъятии и передаче на хранение другому лицу. Причем, если запрет на распоряжение имуществом возникает во всех случаях наложения на него ареста, то изъятие происходит не всегда. Следователь, дознаватель ставятся перед выбором: или запретить пользование имуществом, или изъять и передать арестованное имущество на хранение другому лицу. В последнем случае наложение ареста максимально ограничивает право собственности.

Определяя ту область воздействия, через которую решаются задачи процессуального принуждения, возможно условное разграничение мер принуждения на физические и психические. Но принуждение проявляется как внешнее психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей с причинением правоограничений не только личного и организационного, но и имущественного характера.

В сфере уголовного судопроизводства существуют нормы, содержащие принудительные черты и призванные обеспечивать соблюдение прав и интересов в уголовном процессе посредством достижения своих индивидуальных целей. В связи с этим меры уголовно-процессуального принуждения можно представить в виде мер защиты, превентивных мер и мер уголовно-процессуальной ответственности. Такое представление оправданно, так как акцентирует внимание на объект воздействия — личность, его внутренний мир и его действия во внешнем мире.

В разделе IV УПК РФ представлена так называемая трехзвенная система мер процессуального принуждения, включающая:

Вопрос 16. (84) Понятие, сущность, значение и классификация мер процессуального принуждения.

Меры процессуального принуждения –средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.

Характеристика мер процессуального принуждения:
1) применяются только специально уполномоченными гос. органами и должностными лицами (орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, суд);
2) применяются строго в рамках возбужденного уголовного дела;
3) применяются только при наличии установленных УПК РФ оснований;
4) являются мерами государственного воздействия на лиц, подозреваемых в совершении или совершивших преступление;
5) носят принудительный характер;
6) носят временный характер;
7) применяются строго на основании мотивированного постановления дознавателя, следователя, прокурора или судебного решения.

С учетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены на три относительно самостоятельные группы:

1.задержание подозреваемого;

2.меры пресечения:

а) подписка о невыезде;
б) личное поручительство;
в) наблюдение командования воинской части;
г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
д) залог;
е) домашний арест;
ж) заключение под стражу;

3.иные меры процессуального принуждения:

а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:

обязательство о явке;

временное отстранение от должности;

наложение ареста на имущество;

б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:

обязательство о явке;

Вопрос 17. ( 85) Основания, условия и порядок избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. Сроки содержания под стражей обвиняемого при расследовании преступлений и порядок их продления.

Юридическое основание –судебное решение.

Основания для мер пресечения:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Условия.

УПК допускает применение только в отношении обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше трех лет.

В исключительных случаях быть избрана за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории РФ;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему заключение под стражу может быть применено в случае, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях в совершении преступления средней тяжести.

Порядок.

Следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

Постановление подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с участием обвиняемого (подозреваемого), прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

об отказе в удовлетворении ходатайства;

о продлении срока задержания на срок не более чем 72 часа

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому) и подлежит немедленному исполнению.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников обвиняемого (подозреваемого).

Сроки.

Срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать два месяца.

срок может быть продлен до шести месяцев.

в случаях особой сложности уголовного дела до 12 месяцев.( и долее до 18 месяцев )

Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению.

Читайте также:  Образец эффективного контракта с педагогическими работниками 2022 года - в ДОУ

Вопрос 18. ( 86) Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Порядок рассмотрения и проверки сообщения о преступлении. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Возбуждение уголовного дела – это первая стадия уголовного процесса, в которой соответствующее должностное лицо принимает и проверяет заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным кодексом, выносит решение о необходимости производства предварительного расследования по уголовному делу при наличии признаков преступления, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче заявления по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Сущность данной стадии заключается в проверке сообщения о преступлении и установлении наличия или отсутствия оснований . является обязательной.

Основная задача стадии возбуждения уголовного дела – выяснение законности повода и оснований к возбуждению уголовного дела и принятие соответствующего решения.

Поводы : 1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

Фактическим основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Юридическим основанием является постановление о возбуждении уголовного дела

Порядок рассмотрения и проверки.
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Не имеют права отказаться.

Срок принятия решения по поступившему заявлению – трое суток. Однако руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству может продлить срок рассмотрения сообщения о преступлении до 10 суток или до 30 при проведении ревизий и проверок.

Следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

После проверки выносит одно из решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Вопрос 19. (87) Понятие, сущность и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования и их соотношение.

Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование; исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и тп

Значение состоит в том, что органом расследования устанавливаются данные о преступлении, лице, его совершившем, и обеспечивается реализация уголовной ответственности, установленной законом. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц.

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.

Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.

Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно.

Вопрос 20. ( 88) Общие условия предварительного расследования: понятие, значение и система

Общие условия предварительного расследования –правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Общие условия:

1. Формы предварительного расследования : предварительное следствие и дознание.

2. Подследственность а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел

3. Место производства предварительного расследования. По общему правилу уголовное дело расследуется по месту окончания преступления .

4. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

нескольких лиц, совершивших преступления в соучастии;

одного лица, совершившего несколько преступлений;

лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;

когда имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц

5. Дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов,содержащих сведения о новом преступлении, не связанного с расследуемым, из уголовного дела и направлении их: следователь – руководителю следственного органа, дознаватель – прокурору для принятия решения в соответствии с законом.

6. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносит соответствующее постановление.

7. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После их производства (но не позднее 10 суток) орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

8. Производство предварительного расследования оканчивается в порядке, установленном УПК..

9. Следователь, дознаватель обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство.

10. Если у обвиняемого, заключенного под стражу, остались без присмотра несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение родственников либо помещению в соответствующие социальные учреждения, а также принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища.

11. Следователь, дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения данных предварительного расследования .

Вопрос 21. ( 89) Следственные действия: понятие, виды и система. Общие правила их производства и оформления.

Следственные действия – это производимые следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законом процессуальные действия, целью которых являются собирание и проверка доказательств.

Виды:

наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;

контроль и запись телефонных и иных переговоров;

предъявление для опознания;

проверка показаний на месте;

назначение и производство судебной экспертизы.

Отдельные следственные действия с совпадающими свойствами могут группироваться , а именно в:

-осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент

-обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров

-допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте

-производство судебной экспертизы

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

© cyberpedia.su 2017-2020 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Понятие, сущность, значение и классификация мер процессуального принуждения.

Уголовно-процессуальное принуждение – совокупность предусмотренных уголовно-процессуальных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу. Они не явл мерами уголовной ответственностью.

Классификация:

1. Задержание подозреваемого (гл. 12 УПК).

2. Меры пресечения (гл. 13 УПК):

– подписка о невыезде и надлежащем поведении;

– наблюдение командования воинской части;

– присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

– заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):

– обязательство о явке;

– временное отстранение от должности;

– наложение ареста на имущество;

Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности).

Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке).

Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).

Задержание лица в качестве подозреваемого: основания, мотивы и процессуальный порядок.

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы.

Задержать лицо в качестве подозреваемого при наличии одного из следующих оснований:

1) когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Закон наделяет орган дознания, дознавателя, следователя правом осуществлять задержание и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь в случаях, когда лицо:

1) пыталось скрыться;

2) не имеет постоянного места жительства;

3) не установлена его личность. Кроме того, задержание допускается, когда в суд направлено ходатайство об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

Порядок задержания подозреваемого (ст. 92 УПК):

· Срок задержания – 48 часов, исчисляется с момента фактического задержания;

· В течение 3 часов с момента доставления подозреваемого составляется протокол задержания, в котором под роспись разъясняются права подозреваемого, основание задержания и объяснения задержанного, приводятся результаты личного обыска;

· В течение 12 часов с момента задержания о его производстве письменно уведомляется надзирающий прокурор и близкий родственник задержанного; в течение 3 часов – право на 1 телефонный звонок на русском языке;

· Подозреваемому обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально не менее чем на 2 часа;

· Подозреваемый должен быть допрошен в присутствии защитника в течение 24 часов с момента фактического задержания.

На усмотрение прокурора, родственники могут не уведомляться

Условия задержания:

· Возбужденное уголовное дело (сначала уголовное дело, потом задержание). Юридическое задержание – момент оформления протокола. С момента фактического задержания в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания.;

· Подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Срок задержания в дальнейшем учитывается в срок наказания (день в день);

Надлежащий субъект задержания: следователь, дознаватель, РСО, начальник подразделения дознания, орган дознания

Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению следователя и дознавателя в случаях, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований закона (ст. 91 УПК);

4) по истечении 48 часов с момента его задержания в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

5) суд не продлил срок задержания подозреваемого в порядке, установленном в п. 3ч. 7 ст. 108 УПК.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1647 ; Мы поможем в написании вашей работы!

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые государственными органами и должностными лицами (дознаватель, следователь, прокурор и суд) в пределах их полномочий в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер.

Наиболее близкие по практической значимости меры процессуального принуждения сведены законодателем в единый раздел IV УПК РФ (гл. 12–14).

По своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения делятся на средства пресечения , предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения .

В УПК РФ мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. Сучетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены натри относительно самостоятельные группы:

1. Задержание подозреваемого.

2. Меры пресечения:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения:

а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:

– обязательство о явке;

– временное отстранение от должности;

– наложение ареста на имущество;

б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:

– обязательство о явке;

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности).

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.

Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.

Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По прошествии этого времени подозреваемый подлежит освобождению.

Иными словами, срок задержания подозреваемого не должен превышать в общей сложности 120 ч.

Ст. 96 УПК РФ обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании до истечения 12 ч с момента задержания подозреваемого.

Читайте также:  Кто и как может получить академическую стипендию - 2022 год

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.

Для некоторых категорий лиц в УПК РФ предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 УПК РФ он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК РФ.

По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению в следующих случаях:

1) если не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) если отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) если задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ч с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон предоставляет дополнительные доказательства, а судья принимает решение о продлении заключения под стражу на срок не более чем 72 ч. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

Меры пресечения. Полный перечень мер пресечения, закреплен в ст. 98 УПК РФ.

Основаниями для применения мер пресечения являются подтвержденные достаточными доказательствами данные о том, что обвиняемый:

1) может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, т. е. может совершать действия, мешающие установлению истины;

4) в случае осуждения и вынесения обвинительного приговора будет уклоняться от исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ).

При избрании меры пресечения и определении ее вида помимо оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).

Избрание меры пресечения оформляется постановлением, выносимым дознавателем, следователем, прокурором, или определением, выносимым судом. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123–127 УПК РФ.

Для более строгих мер пресечения требуются и другие специальные гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения залога следователем или дознавателем требуется согласие прокурора (ч. 2 ст. 106 УПК РФ); домашний арест и заключение под стражу применяются по решению суда (ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

К подозреваемому меры пресечения применяются лишь в исключительных случаях и, как правило, на срок до 10 суток. Если в этот срок ему не будет предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется немедленно.

Мера пресечения подлежит отмене, когда в ней отпадает необходимость. При изменении оснований или условий ее избрания вместо нее назначается другая – более строгая или более мягкая мера (ч. 1 ст. 110 УПК РФ).

Иные меры процессуального принуждения – это меры, посредством которых обеспечивается законный порядок в ходе производства по делу, а также создаются условия для должного исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (гл. 14 УПК РФ).

Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как:

1) обязательство о явке;

3) временное отстранение от должности;

4) наложение ареста на имущество.

К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь такие меры:

1) обязательство о явке;

3) денежное взыскание.

Обязательство о явке выбирается в случаях необходимости обеспечить явку участников процесса к следователю, дознавателю или в суд.

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего должностного лица.

Временное отстранение от должности , как правило, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда это лицо может помешать расследованию. В ч. 5 ст. 114 УПК РФ установлен особый порядок отстранения от должности высших должностных лиц.

Наложение ареста на имущество проводится для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115, 116 УПК РФ.

Наложение ареста производится с участием понятых, обязательно составляется протокол (ст. 166 и ст. 167 УПК РФ). В протокол должны вноситься сведения об арестованном имуществе с детальным описанием особенностей каждого предмета, а также сведения об изъятии этого имущества и (или) о том, куда или кому оно передано на хранение.

В качестве меры процессуального принуждения в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено судом денежное взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда (ст. 117, 118 УПК РФ).

В ст. 103, 105 УПК РФ установлена ответственность для лиц, не обеспечивших надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого при личном поручительстве или присмотре за несовершеннолетним, размер денежного взыскания предусмотрен до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Обжалование избранных мер пресечения. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК РФ в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

Жалоба – обращение к должностному лицу, ведущему судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием должностного лица или суда.

Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава V МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Глава V МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Статья 432. Меры процессуального принуждения Констатирующий субъект вправе применять в пределах своей компетенции следующие меры процессуального принуждения: a) задержание; b) привод; c) отстранение от управления транспортным

Статья 432. Меры процессуального принуждения

Статья 432. Меры процессуального принуждения Констатирующий субъект вправе применять в пределах своей компетенции следующие меры процессуального принуждения: a) задержание; b) привод; c) отстранение от управления транспортным средством; d) медицинское

7. Меры процессуального принуждения и предварительное изучение доказательств

7. Меры процессуального принуждения и предварительное изучение доказательств Большинство мер процессуального принуждения, а также следственных действий базируется на подозрении против обвиняемого. Без такого подозрения невозможно открыть уголовное дело,

21. Меры уголовно-процессуального принуждения

21. Меры уголовно-процессуального принуждения Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях

24. Иные меры процессуального принуждения

24. Иные меры процессуального принуждения Иные меры процессуального принуждения – это меры, посредством которых обеспечивается законный порядок в ходе производства по делу, а также создаются условия для должного исполнения приговора в части гражданского иска, других

Раздел IV. Меры процессуального принуждения

Раздел IV. Меры процессуального принуждения Глава 12. Задержание подозреваемого Статья 91. Основания задержания подозреваемого 1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено

Глава 14. Иные меры процессуального принуждения

Глава 14. Иные меры процессуального принуждения Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения 1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель,

Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения

Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения 1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель, следователь или суд вправе применить к подозреваемому или

1. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью

1. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных

Раздел IV. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Раздел IV. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Глава 12. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО Статья 91. Основания задержания подозреваемого 1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено

Глава 14. ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Глава 14. ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Статья 111. Основания применения иных мер процессуального принуждения 1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель,

Тема 4. Источники уголовно-процессуального права

Тема 4. Источники уголовно-процессуального права Уголовно-процессуальный закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый представительным законодательным органом государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного

Тема 5. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции

Тема 5. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции Внешнюю форму уголовно-процессуального права составляют его источники, внутреннюю – правовые нормы.Содержанием уголовно-процессуальных норм являются правила поведения субъектов

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени. В ст. 4. УПК РФ «Действие уголовно-процессуального закона во времени» сказано: «При производстве по уголовному

Тема 9. Виды и значение уголовно-процессуальных документов

Тема 9. Виды и значение уголовно-процессуальных документов Все процессуальные действия и принятые решения должны быть письменно закреплены в определенных процессуальных документах. В законе установлена такая их форма, которая позволяет полно отразить в ход и

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в

Прокурор разъясняет – Прокуратура Свердловской области

Назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Конституцией Российской Федерации в статье 22 также закреплено право каждого гражданина на свободу и личную неприкосновенность.

Действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации меры процессуального принуждения применяются в предусмотренной законом процессуальной форме исключительно в целях решения задач правосудия.

Выполнение задач уголовного судопроизводства может быть сопряжено с необходимостью ограничения прав граждан и организаций путем применения предусмотренных законом мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения применяются во всех видах судопроизводства. Но среди всех видов судопроизводства, а также государственной деятельности, уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивает права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц. Принимаемые в этих целях решения и действия дознавателя, следователя и суда всегда, так или иначе, затрагивают чьи-либо права и интересы. Они нередко бывают связаны с определенными ограничениями возможностей граждан пользоваться принадлежащими им правами и свободами.

Необходимость такого рода ограничений в следственной и судебной практике обусловливается нередкими фактами невыполнения отдельными лицами своих процессуальных обязанностей (например, неявка свидетеля без уважительных причин на допрос). В связи с этим государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность, наделяются достаточно широкими полномочиями применять в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц различные меры уголовно-процессуального принуждения.

Под мерами процессуального принуждения понимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, ответственными за производство по уголовному делу, в порядке и лишь при наличии оснований, установленных законом к участнику уголовного процесса с целью предотвращения его неправомерного поведения, препятствующего проведению следственных или судебных действий, невыполнения им возложенных на него обязанностей, а также пресечения дальнейшей преступной деятельности подозреваемого, обвиняемого и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лиц, к которому они применяются. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К ограничениям прав граждан может относиться ограничение свободы, неприкосновенности жилища, тайн переписки, свободы передвижения, права осуществлять определенную трудовую деятельность и т.п. Внешнее принуждение выражается в форме психологического, физического или морального воздействия на поведение субъекта и имеет своей целью не только пресечение неправомерного поведения, но и его предупреждение.

Уголовно-процессуальным законом подробно регламентируются основания, условия и порядок применения мер принуждения.

Так, уголовно-процессуальное принуждение, прежде всего, противостоит свободному волеизъявлению участника процесса. Является разновидностью государственного принуждения. Меры уголовно-процессуального принуждения отличаются от других видов государственного принуждения тем, что они регулируются уголовно-процессуальным правом и являются частью уголовного процесса.

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как предусмотренные уголовно-процессуальным правом действия и решения органов, ведущих производство по уголовному делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли.

Уголовно-процессуальное законодательство делит меры процессуального принуждения на три группы: 1) задержание подозреваемого; 2) меры пресечения; 3) иные меры процессуального принуждения.

В ходе настоящего анализа внимание акцентировано на иных мерах процессуального принуждения, используемых дознавателем, следователем и судом для обеспечения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка проведения предварительного расследования и судебного разбирательства.

Действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации закреплено право дознавателя, следователя и суда применять иные меры процессуального принуждения как к подозреваемым (обвиняемым), так и к потерпевшим, свидетелям, гражданскому истцу (ответчику), эксперту, специалисту, переводчику и понятому.

В отношении подозреваемого (обвиняемого) согласно УПК РФ могут применяться обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, а потерпевшего, свидетеля, гражданского истца (ответчика), эксперта, специалиста, переводчика или понятого можно обязать явкой, применить привод или наложить денежное взыскание.

Так, обязательство о явке состоит в письменном обязательстве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя и суда, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. При отобрании обязательства о явке пресекаются попытки указанных лиц уклониться от участия в уголовном судопроизводстве.

В отношении подозреваемого, обвиняемого обязательство о явке отбирается, когда отсутствуют основания для применения мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. При нарушении обязательства являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства появляются основания для применения меры пресечения. При неявке без уважительных причин по вызову подозреваемый, обвиняемый, а также свидетель и потерпевший могут подвергаться приводу. Последствия нарушения обязательства о явке разъясняются лицам, у которых оно отбирается.

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю и в суд. Он применяется в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в случае неявки их без уважительной причины по вызову и уклонения от выполнения процессуальных обязанностей в уголовном судопроизводстве. Согласно УПК приводу могут подвергаться и другие участники уголовного судопроизводства в случае их неявки по вызову без уважительных причин. Такими участниками являются гражданский ответчик, законный представитель несовершеннолетнего подсудимого и другие лица.

Читайте также:  Скачать шаблон документа "Исковое заявление о нечинении препятствий в пользовании".

Прежде чем принять решение о приводе дознаватель, следователь, судья убеждаются в том, что причина неявки лица не может быть признана уважительной, и лишь после этого принимается указанное решение.

К уважительным причинам следует отнести болезнь, несвоевременное получение повестки и иные обстоятельства, лишающие подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и других лиц возможности явиться в назначенный срок. Болезнь должна быть удостоверена врачом, работающим в медицинском учреждении. Несвоевременное получение повестки удостоверяется отметкой на повестке или объяснением лица, получившего повестку для передачи. К иным обстоятельствам, лишающим возможности явиться в назначенный срок, могут быть отнесены нарушения движения транспорта, стихийное бедствие (пожар, наводнение и т. д.), болезнь члена семьи при невозможности поручить кому-либо уход за больным и т.д. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель немедленно уведомляют орган, которым они вызывались.

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что также подлежит удостоверению врачом.

Привод не может производиться в ночное время, то есть с 22 до 6 часов по местному времени.

Решение о приводе формулируется в мотивированном постановлении дознавателя, следователя, судьи или в определении суда.

Фактическое доставление лица производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, суда, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Временное отстранение от должности производится в случаях, когда лицо привлекается к уголовной ответственности за совершение должностного преступления, если при этом оно может негативно воздействовать на ход предварительного расследования или судебное разбирательство уголовного дела, может продолжить преступную деятельность с использованием служебного положения либо препятствовать установлению истины путем изъятия, исправления, порчи служебных документов, воздействия на свидетелей из числа подчиненных и т.д.

Временное отстранение от должности может иметь место только в отношении обвиняемого, являющегося должностным лицом.

Решение о временном отстранении от должности лиц первой категории принимает судья, а в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принимает Президент РФ. Указанное решение допускается применять при предъявлении указанным лицам обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, либо в изъятии имущества и передаче его на хранение. Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого. Арест налагается: 1) на имущество и денежные суммы, принадлежащие подозреваемому, обвиняемому; 2) на имущество лиц, которые по закону несут материальную ответственность за причиненный вред; 3) на имущество, нажитое преступным путем, в чьем бы обладании оно ни находилось.

Эта мера процессуального принуждения применяется для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий, а также для обеспечения возможной конфискации имущества по приговору суда.

Наложению ареста на имущество должно предшествовать предварительное получение и оценка данных: 1) о личности того, на чье имущество налагается арест, наличии или отсутствии у него судимости, а также оружия, о совместно проживающих с ним лицах, характере взаимоотношений, круге родственников и знакомых; 2) о характере имущества, его количестве, ценности, признаках, особых свойствах, обуславливающих условия хранения; 3) о предполагаемых условиях проникновения в запертые помещения; 4) о необходимости охраны объектов и обеспечения безопасности участников процессуального действия; 5) об участии понятых, представителей администрации, специалистов и технических помощников, надобности применения поисковых приборов, транспортных средств и т. д.

Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято либо передано по усмотрению лица, производившего арест, на хранение владельцу этого имущества или иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества.

Арест не может быть наложен на имущество, входящее в перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, предусмотренный уголовно-исполнительным законодательством.

Денежное взыскание как мера процессуального принуждения в виде штрафной санкции налагается судом в случае нарушения участниками уголовного судопроизводства обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, а также за нарушение порядка в судебном заседании.

Закон не разделяет участников судопроизводства на тех, в отношении которых допустимо денежное взыскание за невыполнение процессуальных обязанностей, и тех, в отношении которых оно не допустимо. По смыслу ст. 117 и ч. 2 ст. 111 УПК денежное взыскание налагается на любого участника уголовного судопроизводства в случае неисполнения им процессуальных обязанностей и нарушения порядка в судебном заседании. Согласно ч. 3 ст. 333 УПК денежному взысканию может быть подвергнут даже присяжный заседатель за неявку в суд без уважительной причины.

Если нарушение процессуальных обязанностей допущено на досудебных стадиях производства, то дознаватель, следователь, прокурор составляют протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течение пяти суток. В судебное заседание вызываются лицо, на которое может быть наложено денежное взыскание, и лицо, составившее протокол. Неявка нарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола (ч. 3 ст. 118 УПК).

Если нарушение допущено в период рассмотрения уголовного дела в суде, взыскание налагается судом, рассматривающим данное уголовное дело, в том судебном заседании, где это нарушение было установлено, о чем выносится определение или постановление суда.

Таким образом, рассмотренные меры процессуального принуждения, не связанные с ограничением личной свободы, являются частью комплекса мер государственного принуждения. Современная тенденция к переориентации ценностей, выдвижению на первый план прав человека обусловливает необходимость скорейшего создания механизма уравновешивания их с потребностями общества и государства. При этом задача стоит, прежде всего, не в отмене ограничений прав, а в разработке социально обусловленной, юридически оправданной системы таких ограничений.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СИСТЕМА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Принуждение представляет собой ограничение неприкосновенности личности. Государственное принуждение наряду с убеждением от­носится к традиционному методу осуществления государственной власти. Само по себе государственное принуждение – жесткое средство социального воздействия. Оно ограничивает свободу чело­века, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме ва­рианта, предложенного (навязанного) властью. Тем не менее, при­нуждение – необходимый элемент в механизме правового регули­рования. Оно представляет собой психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных орга­нов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в инте­ресах государства.

Принуждение в уголовном процессе обладает как общими, характерными и для других отраслей права (государственного, административного, гражданско-процессуального, уголовного и др.), признаками (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфическими особенностями (способ правового обеспечения, основания, цели, насыщенность, субъекты применения и пр.).

Процессуальному принуждению в разное время специалисты посвящали свои исследования. Однако по вопросам правовой при­роды, сущности уголовно-процессуального принуждения, класси­фикации уголовно-процессуальных средств, особенностей отдельных мер принуждения единого мнения не сформировалось.

Существует несколько общетеоретических подходов к понятию принуждения. Согласно позиции Н.С. Братуся, принуждения нет, если обязанности выполняются добровольно, независимо от характе­ра и содержания обязанносте [1]. По мнению О.Э. Лейст, принужде­ние имеет место там, где обязанности носят правоограничительный характер, независимо от того, добровольно или недобровольно лицо выполняет такие обязанности[2]. Согласно позиции В.М. Корнукова, добровольное подчинение различным уголовно-процессуальным действиям (например, обыску, выемке, освидетельствованию и др.) не устраняет их принудительного характера, поскольку эти действия носят объективно-правоограничительный характер[3]. И.Л. Петрухин, наоборот, говорит о том, что принуждения нет, если обязанности выполняются добровольно. Истинное принуждение может быть обнаружено лишь с помощью социально-психологических и социо­логических исследований, которые покажут, добровольно или принудительно участники уголовного судопроизводства выполняют возложенные на них обязанности[4]. П.С. Элькинд указывает на то, что необходимым условием применения уголовно-процессуального принуждения за правонарушения является санкция в качестве структурного элемента правовой нормы, предусматривающего форму к пределы государственного воздействия за отказ от добровольного выполнения уголовно-процессуальных требований или за лишение субъекта возможности использования дозволения[5].

Каким же критерием необходимо пользоваться, чтобы те или иные средства определить как принуждение? Представляется, что таковым может выступать объективно неблагоприятный, правоог­раничительный характер тех или иных мер. Например, О.Э. Лейст считает, что определение обязательного и принудительного в праве находится в зависимости от того, выражают установленные обязан­ности обычные общественные необходимости или представляют собой ограничения правового статуса граждан[6]. Совершенно спра­ведливо, на наш взгляд, З.Ф. Коврига, В.И. Каминская к принуж­дению в уголовно-процессуальном праве относят освидетельствова­ние, отобрание образцов для сравнительного исследования, судеб­но-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы и другие принудительные меры[7]. Таким образом, если мера затрагивает пра­вовой статус гражданина, то она должна считаться принуждением, независимо от отношения к ней субъекта, к которому она применя­ется, оснований и целей ее использования.

Государственная воля, выраженная в процессуальных обязанно­стях, должна, безусловно, претворяться в жизнь, независимо от то­го, содержат обязанности определенные правоограничения или нет. По своему целевому назначению уголовно-процессуальное принуж­дение призвано содействовать успешному осуществлению стоящих перед уголовно-процессуальной деятельностью задач. Эта общая цель конкретизируется применительно к непосредственным целям отдельных разновидностей принудительных средств уголовно­-процессуального принуждения.

Говоря о действующем законодательстве, следует отметить, что для реализации назначения уголовного судопроизводства и обеспе­чения надлежащего поведения отдельных участников как со сторо­ны защиты, так и со стороны обвинения уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность применения при наличии соответствующих оснований и условий мер принуждения.

УПК РФ все меры процессуального принуждения определил в разделе IV, включающем в себя три главы:

1) задержание подозреваемого (гл. 12);

2) меры пресечения (гл. 13);

3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14).

Каждая из названных групп имеет четко определенные основа­ния, условия, цели, процессуальный порядок применения, круг участников, к которым они могут быть избраны и применены, сро­ки, перечень субъектов, полномочных решить вопрос об их приме­нении, и, соответственно протяженность во времени и распростра­нение на ту или иную стадию процесса.

Анализируя существующее законодательство, следует отметить, что общими основаниямидля всех мер принуждения являются:

1) необходимость обеспечения надлежащего порядка уголовного судопроизводства;

2) принятие мер к обеспечению участия в уголовном деле по­дозреваемого, обвиняемого и иных участников процесса, круг кото­рых определен законом;

3) своевременное и качественное осуществление предваритель­ного расследования и судебного разбирательства, исключающего вос­препятствование со стороны участников установлению истины по делу;

4) обеспечение исполнения приговора.

Среди общих условий применения мер процессуального принуж­дения мы выделяем:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) компетентное должностное лицо, правомочное решить во­прос о применении мер принуждения;

3) наличие предусмотренного законом основания для примене­ния соответствующей меры принуждения;

4) наличие у лица, к которому применяются меры принуждения, соответствующего процессуального статуса (подозреваемого, обви­няемого, потерпевшего, свидетеля и т.д.);

5) в предусмотренных законом случаях – наличие судебного решения.

Мы согласны со следующим выделением основных признаков названных мер уголовно-процессуального принуждения, предложен­ным КД. Калиновским[8].

1. Принуждение, прежде всего, противостоит свободному волеизъявлению (принудить значит заставить сделать что-либо). Поэто­му сущность принуждения состоит в том, что оно осуществляется по­мимо воли и желания участников процесса. Поэтому для отграничения принудительного элемента от непринудительного используется кри­терий в виде психического отношения субъекта к возложенной на него обязанности. Добровольное выполнение обязанности исклю­чает принуждение[9]. Такой подход подчеркивает необходимость ис­ключительного использования принуждения, когда метод убеждения не достиг искомого результата. Этот подход указывает и на отличие мер принуждения от процессуальных решений. В силу публичного характера уголовного судопроизводства все процессуальные реше­ния обязательны к исполнению, но общеобязательность – еще не принудительность, поскольку решение может быть исполнено добро­вольно. Таким образом, к мерам принуждения относятся процессуаль­ные действия, осуществляемые против воли заинтересованных лиц.

Однако и в юридической науке, и в законе в числе мер принуж­дения всегда рассматривают и «добровольные» самоограничения, например, залог или поручительство, избираемые только при согла­сии залогодателя и поручителя (ст. 103, 106 УПК). Это не случайно, поскольку, во-первых, при добровольном исполнении обязанности почти всегда присутствует психическое принуждение (угроза изме­нения меры пресечения либо привлечение к процессуальной ответ­ственности); во-вторых, меры процессуального принуждения носят объективно-принудительный характер. К ним относятся не только процессуальные действия, но и процессуальные решения, ограничи­вающие права участников процесса.

2. Процессуальное принуждение – разновидность государствен­ного принуждения. Субъектом его применения всегда является го­сударственный орган или должностное лицо, осуществляющие уголов­ное судопроизводство по данному делу, а объектом – частные лица. Так, процессуальное принуждение не применяется по решению по­терпевшего. Отмена незаконных актов адресована должностным лицам, поэтому также не может считаться мерой процессуального принуждения. Если же должностное лицо не исполняет процессу­альное решение, его принуждение применяется к нему как к гражданину, нарушившему закон.

3. Меры уголовно-процессуального принуждения отличаются от других видов государственного принуждения тем, что они приме­няются в уголовно-процессуальной сфере, регулируются уголовно-­процессуальным правом, являются частью уголовного процесса. Они «внутри» процедуры производства по делу. Этим признаком данные меры отличаются от уголовного наказания, административ­ного, дисциплинарного, гражданско-правового и другого непроцес­суального принуждения. Понятие «принуждение в уголовном про­цессе» шире и включает в себя понятие «уголовно-процессуальное принуждение».

Таким образом, под мерами принуждения мы понимаем преду­смотренные законом процессуальные средства принудительного ха­рактера, избираемые и применяемые компетентным должностным лицом в пределах его полномочий (органом дознания, дознавате­лем, следователем или судом) к строго определенному кругу участ­ников уголовного судопроизводства при наличии законных основа­ний и условий в целях обеспечения надлежащего поведения участников процесса, пресечения неправомерных действий со стороны этих лиц, а также обеспечения установленного порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора и обеспе­чения назначения уголовного судопроизводства.

Не вдаваясь в характеристику каждой меры уголовно-процессуального принуждения, следует отметить, что раздел IV предусматривает следующие меры, связанные с изоляцией от общества: задержание подозреваемого; задержание обвиняемого, объявленного в розыск; домашний арест; заключение под стражу.

Меры процессуального принуждения следует отличать от уго­ловно-процессуальных санкций и уголовно-процессуальной ответ­ственности. Санкция – это нормативное определение принуждения как результата нарушения диспозиции нормы. Меры процессуального принуждения могут применяться без нарушения диспозиции ка­кой-либо нормы права в превентивных целях (обеспечение граждан­ского иска путем наложения ареста на имущество). В то же время не все санкции реализуются принудительно (например, санкции ничтожности отмененного процессуального акта). Санкции преду­сматривают уголовно-процессуальную ответственность – воздейст­вие на нарушителя процессуальных норм, связанное с негативной официальной оценкой его действий. Такая ответственность также не совпадает с мерами процессуального принуждения, которые мо­гут иметь превентивный характер.

Братусь Н.С. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.

Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.

Корнуков В.М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизвод­стве. Саратов, 1975.

Петрухин И.П. Природа уголовно-процессуального принуждения. В сб.: Суд и применение закона. М., 1982. С. 63-737.

Элькинд Л.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976. С. 88.

Лейст О.Э. Проблемы принуждения по советскому праву // Вестник МГУ. 1976. № 4. С. 17.

Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальное принуждение. Воронеж, 1975. С. 30; Каминская В.И. Охрана прав и законных интересов граждан в уголовно-процессуальном праве // Советское государство и право. 1968. № 10. С. 3.

Калиновский К.Б. Меры уголовно-процессуального принуждения. Учебное по­собие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006.

Петрухин И.Л Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985. С. 53-55.

Ссылка на основную публикацию