Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением за­конов судебными приставами определяется системой су­дов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов.

Деятельность судебных приставов, обеспечива­ющих установленный порядок деятельности судов и осуще­ствляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.

Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не от­личаются заметной спецификой и по сути своей являются об­щенадзорными , т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Прокурор вправе (полномочия прокурора):
    1. проводить проверки исполнения за­конов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов;
    2. поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам су­дебных приставов;
    3. вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на дей­ствия (бездействие) судебного пристава-исполнителя);
    4. затребовать в прокуратуру (либо знакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы;
    5. направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоя­щему должностному лицу;
    6. предостерегать должностных лиц ФССП о недо­пустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ “О прокуратуре РФ”);
    7. внести представление об устранении допущенных на­рушений, причин и условий, им способствующих;
    8. поставить вопрос о применении к судебным приставам-на­рушителям закона мер дисциплинарного воздействия;
    9. возбудить уголовное дело (в случае выявления в деятельности судебных приста­вов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений).

    В ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах” указано, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” актов других органов и должностных лиц (далее – судебные акты, акты других органов и должностных лиц). Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за испол­нением законов судебными приставами, поскольку возмо­жен выход последних за рамки предоставленных им закон­ных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.

    В случае поступления в прокуратуру жалобы на дей­ствия (бездействие) судебного пристава-исполнителя проку­рор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважи­тельных причин может повлечь за собой вынесение послед­ним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответству­ющий суд для принятия решения.

    Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство , претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление ис­полнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя за­конным требованием прокуроров может являться основани­ем для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном на­званной выше статьей КоАП РФ.

    Исполнительный процесс представляет собой крайне ем­кую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение уста­новленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, напри­мер: постановление о возбуждени исполнительного произ­водства, постановление об окончании исполнительного про­изводства и ряд других регламентированных законом актов.

    В силу ст. 23 ФЗ “О прокуратуре РФ”, наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт , прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоя­щему должностному лицу. Условием эффективности приня­тия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного по­становления прошел незначительный период времени и по­следствия принятия решения судебным приставом-исполни­телем не приняли необратимый характер.

    Предостережение о недо­пустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ “О прокуратуре РФ”) объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории кото­рых относятся и судебные приставы.

    В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявле­ны нарушения требований законов в деятельности судебных приставов, не связан­ные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление об устранении допущенных на­рушений , причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-на­рушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по резуль­татам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворен­ных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения про­цессуального характера носят систематический характер. В случае выявления в деятельности судебных приста­вов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномо­чиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), проку­рор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело.

    Нормативные акты – Генеральная прокуратура Российской Федерации

    В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

    О Б Я З Ы В А Ю :

    1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

    1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

    1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

    законности принимаемых решений;

    своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

    уважения чести и достоинства гражданина;

    неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

    соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

    1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

    1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

    1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

    1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

    1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

    1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

    1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

    1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

    1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

    применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

    возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

    1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

    1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

    1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

    2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

    на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

    на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

    на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

    на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

    В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

    3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

    4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

    Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

    Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами

    Следует заметить, что вменение в обязанности органов прокуратуры осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами не повлекло адекватного этому увеличения штатной численности работников в территориальных и военных прокуратурах. В связи с этим у прокуроров районного и областного равного им уровня существенно возросла нагрузка, что требует повышения интенсификации работы.

    В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» надзор рекомендуется возложить:

    . на структурные подразделения прокуратуре по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы – осуществление надзора в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнение законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;

    структурные подразделения прокуратуре по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы, – осуществление надзора в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства;

    структурные подразделения прокуратуре по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе – рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле в части проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий;

    следственные подразделения прокуратуре и следователей – разрешение заявлений и сообщений о совершенных или подготовляемых судебными приставами преступлений при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений.

    Как видно, в орбиту прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами вовлечены прокурорские работники нескольких структурных подразделений или отвечающие за различные отрасли надзора или участки деятельности прокуратуры. В связи с этим возрастает роль взаимодействия между этими структурными подразделениями и прокурорскими работниками – предметниками в целях достижения большей слаженности действий, избежания дублирования в работе. За организацию этого взаимодействия отвечает соответствующий прокурор-руководитель прокуратуры.

    Проверки исполнения законов судебными приставами в структурных подразделениях – департаменте судебных приставов Минюста России, службах судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации, Управления военных судов Минюста России, в районных, межрайонных и им соответствующих подразделениях судебных приставов прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке. Это связано с вынесением значительного количества правовых актов (постановлений, актов и других), которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокурором незаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступление вредных последствий.

    Очередность проведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно, исходя из состояния законности в деятельности судебных приставов, общего объема работы прокуратуры и ряда других факторов. В первую очередь и при наличии возможности незамедлительно должны проводиться проверки в связи со сведениями о нарушении законов судебными приставами.

    Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии прокурором могут быть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых были ущемлены, официальных сообщений руководителей разного рода органов (предприятий, учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценной информацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы, территориальные органы юстиции, банковские учреждения.

    В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов (см. § 4 гл. VII учебника).

    Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7

    В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, обязываю:

    1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

    1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

    1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

    законности принимаемых решений;

    своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

    уважения чести и достоинства гражданина;

    неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

    соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

    1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

    1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

    1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении.

    1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

    1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

    1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

    1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

    1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

    1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

    применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба;

    возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

    1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

    1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 N 137 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”.

    1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

    2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

    на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

    на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

    на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

    на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

    В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

    3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 N 1/7 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами”.

    4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

    Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

    Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами”

    В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, обязываю:

    1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

    1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

    1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

    законности принимаемых решений;

    своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

    уважения чести и достоинства гражданина;

    неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

    соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

    1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

    1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

    1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении.

    1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

    1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

    1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

    1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

    1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

    1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

    применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба;

    возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

    1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

    1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 N 137 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”.

    1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

    2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

    на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

    на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

    на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

    на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

    В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

    3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 N 1/7 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами”.

    4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

    Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

    Надзор за исполнением законов судебными приставами

    А. Винокуров, начальник организационно – методического отдела Московской региональной природоохранной прокуратуры.

    Надзор за исполнением законов судебными приставами – новое направление прокурорского надзора (см. Федеральные законы “О судебных приставах” от 21 июля 1997 г. и “Об исполнительном производстве” от того же числа).

    В ст. 19 Закона о судебных приставах закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации” осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Это подтверждено и Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 10 февраля 1999 г. Однако Закон не конкретизирует предмет и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, хотя согласно ст. 129 Конституции РФ это должно определяться федеральным законом. Целесообразно, на наш взгляд, в Закон о прокуратуре ввести самостоятельную главу, отражающую специфику новой отрасли надзора.

    По своей сути данное направление надзора можно рассматривать как разновидность прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими решения судов. В то же время по характеру применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов оно наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является обеспечение законности в сфере соблюдения прав граждан, относительно которых приняты судебные решения, а также обязательные к исполнению акты несудебных органов.

    Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и, в первую очередь, законность принимаемых судебными приставами мер и выносимых правовых актов. Но в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение судебными приставами и других законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности (например, Федеральных законов “Об основах государственной службы Российской Федерации”, “Об оружии” и ряд других).

    Предметом рассматриваемой отрасли надзора следует считать деятельность прокуроров по выявлению, пресечению и устранению нарушений в процессе осуществления судебными приставами своей деятельности, восстановлению нарушенной законности и принятию мер по недопущению подобных нарушений в будущем.

    Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:

    • приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах;
    • приставы – исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

    Данное разделение предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.

    Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.

    Полномочия территориальных и военных прокуроров по сути своей являются общенадзорными, т.е. должны включать в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

    Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Они могут также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

    В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.

    При поступлении в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава – исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений. Неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165.11 КоАП РСФСР, с направлением его в суд для принятия решения.

    Прокурор также вправе ознакомиться на месте либо затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, другие материалы. Непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава – исполнителя может являться основанием для возбуждения прокурором производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165.10 КоАП РСФСР.

    В статьях 9, 10, 19, 26 и др. Закона об исполнительном производстве отмечается, что постановления судебных приставов могут быть обжалованы в соответствующий суд в 10-дневный срок.

    Однако учитывая загруженность судов, можно более оперативно отреагировать на незаконные постановления судебных приставов, принеся протест прокурора вышестоящему должностному лицу.

    Возможно использовать и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

    Прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствовавших, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам – нарушителям мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения носят систематический характер.

    При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

    Генеральная прокуратура РФ издала указание “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами” от 6 января 1999 г., но, видимо, целесообразнее издать приказ, а также внести изменения и дополнения в Приказ Генерального прокурора РФ “О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур” от 9 апреля 1996 г.

    Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, руководителей предприятий, учреждений, организаций, из средств массовой информации, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений.

    В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

    Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом – исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам – исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно – статистические документы и т.д.

    Путем изучения перечисленных и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет, налажен ли в службе учет исполнительных документов, соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств; своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ; все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество; принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества; соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий; соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций; на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия; регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

    Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшему тяжкие последствия (гибель или ранение людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

    Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

    Читайте также:  Признание гражданина умершим – как происходит данная процедура по законодательству, правовые последствия
Ссылка на основную публикацию