Особенности собственности публично-правовых образований в 2022 году

Что такое право собственности граждан

Право собственности граждан — это законодательно установленный объем правомочий и обязанностей физического лица в отношении принадлежащего ему имущества.

Что такое право собственности

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ предусматривают следующие виды собственности:

  • государственная (двух уровней — федеральная и субъектов РФ);
  • муниципальная;
  • частная собственность граждан и юридических лиц;
  • иные формы ( ст. 8 Конституции РФ , ст. 212 ГК РФ ).

Законодательством устанавливаются три правомочия, которые образуют право собственности граждан и юридических лиц, муниципальных образований, РФ и субъектов РФ: владение, пользование и распоряжение ( ст. 209 ГК РФ , ст. 35 Конституции РФ ). Иными словами, собственник вправе по своему усмотрению в рамках, предусмотренных законодательством, определять судьбу объектов, которые ему принадлежат. Конституция РФ провозглашает неприкосновенность прав частной собственности граждан и юридических лиц, лишить имущества допускается только по решению суда (ст. 35 Конституции РФ), а ограничения устанавливаются законами ( ст. 213 ГК РФ ).

Какими НПА регулируются имущественные вопросы граждан и юрлиц

Нельзя односложно ответить на вопрос, каким законом определяется права граждан на собственность, так как основное регулирование содержится в гражданском законодательстве, общие положения предусмотрены в Гражданском кодексе РФ (раздел II) . Отдельные виды и режимы имущества, правила учета и регистрации регулируются и специальными НПА, например:

  • земельные участки — Земельным кодексом РФ ;
  • водные объекты — Водным кодексом РФ ;
  • имущественные отношения супругов Семейным кодексом РФ .

Очень часто отсылки к специальным нормативным правовым актам содержатся в общих правилах ГК РФ , в качестве примера — нормы ГК РФ по обязательности государственной регистрации прав на недвижимые объекты, ограничения (обременения) в отношении них. Регулирование этого вопроса относится к ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от 13.07.2015 .

Какими объектами вправе обладать граждане и юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что относится к собственности граждан, — это любое имущество, за исключением тех видов, которые в силу закона ограничены в обороте и не принадлежат физическим или юридическим лицам. В основном речь идет об объектах, которые представляют особую важность и стратегическую ценность для страны. Например, некоторые категории земельных участков ( норма 27 Земельного кодекса РФ ), недра ( закон «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992 ).

Помимо этого, Гражданский кодекс не ограничивает количество и стоимость объектов, кроме случаев, предусмотренных законом, например установление предельного максимального размера сельхозугодий (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 ).

Какие объекты могут находиться в собственности граждан

Для владения некоторыми видами имущества требуется получение специального разрешения, это касается, например, приобретения оружия. Или предусматривается регистрация движимых объектов — транспортных средств.

По общему правилу на собственника возлагается бремя содержания его имущества, то есть обязанность по поддержанию объекта в исправном и безопасном для использования состоянии, уплата всех обязательных платежей и налогов, траты на его содержание и эксплуатацию.

Таким образом, правомочию собственника по определению судьбы своего имущества корреспондирует обязанность по обслуживанию объекта. Это объясняется тем, что то, каким образом собственник содержит имущество, влияет на права третьих лиц и предусматривает его ответственность перед ними.

Что такое собственность публично-правовых образований?

Что такое собственность публично-правовых образований?

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Публично-правовые образования

Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.

Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.

В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.

Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:

  • республики;
  • автономные области;
  • автономные округа;
  • края;
  • области;
  • города федерального значения.

Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.

Право собственности

Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

  • не причиняет ущерба окружающей среде;
  • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.

Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

Имущественные права государственных публично-правовых образований

Имущественные права государственных публично-правовых образований

Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

  • является имуществом РФ (федеральная собственность);
  • является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).

Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).

Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:

  • земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
  • недра и ископаемые ресурсы;
  • лесной фонд;
  • водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
  • ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
  • железные дороги;
  • производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
  • исторически значимые объекты на федеральном балансе;
  • объекты культурного наследия федерального значения;
  • монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.

Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.

Собственность муниципальных публично-правовых образований

Собственность муниципальных публично-правовых образований

Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.

Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:

  • жилищный и нежилой фонд;
  • объекты инженерной инфраструктуры городов;
  • учреждения образования и здравоохранения;
  • социально-бытовые объекты и т. д.

Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).

Управление публичной собственностью

Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).

Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:

Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

Передача прав собственности публично-правовых образований

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

  • предприятия;
  • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
  • акции открытых акционерных обществ.

Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

Особенности приобретения земельных участков

Особенности приобретения земельных участков

Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

Читайте также:  Особенности увольнения сотрудника без его желания по закону

В 2022 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

  • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
  • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
  • выиграть тендер по продаже земельных участков.

Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

Право публичной собственности

Подборка наиболее важных документов по запросу Право публичной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Право публичной собственности

Судебная практика: Право публичной собственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 16 “Государственная собственность на землю” ЗК РФ
(ООО “Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения”) Суд, отказывая в удовлетворении требования департамента имущественно-земельных отношений муниципального образования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в субъекте РФ о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок и возврате его в неразграниченную публичную собственность, отметил, что из системного толкования положения статьи 16 во взаимосвязи с положениями статьи 17 ЗК РФ, статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” и сложившейся судебной практики (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2009 N А10-1103/08-Ф02-7000/08 по делу N А10-1103/08, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 20.04.2009 N ВАС-4005/09, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу N А53-22510/2014) следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной собственности и по данному основанию у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования может возникнуть право собственности как у единоличного субъекта собственности на земельный участок. Первичное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в данном случае возникает по основанию разграничения государственной собственности и в силу закона подлежит государственной регистрации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Право публичной собственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: По каким основаниям возникает право собственности на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2021) 1. По каким основаниям возникает право собственности на публичные земельные участки

Нормативные акты: Право публичной собственности

Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ
“О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов” 12. Установить, что в 2022 году по решению Правительства Российской Федерации акционерное общество “Янтарьэнерго” вправе использовать средства неиспользованного взноса в его уставный капитал, направленного ему публичным акционерным обществом “Российские сети” за счет средств взноса, предусмотренного приложениями 7 и 19 к Федеральному закону от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ “О федеральном бюджете на 2016 год” в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, и средства неиспользованного взноса в его уставный капитал, направленного ему публичным акционерным обществом “Российские сети” за счет средств взноса, предусмотренного приложениями 9 и 33 к Федеральному закону от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” в целях финансирования объектов энергетической инфраструктуры, задействованных при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, в размере 191 867,5 тыс. рублей и средств, полученных от их размещения на депозитах и банковских счетах, в размере 30 925,6 тыс. рублей, на осуществление взноса в уставный капитал публичного акционерного общества “Россети Северный Кавказ” в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности публичному акционерному обществу “Россети Северный Кавказ”, направленных на повышение надежности функционирования электросетевого комплекса Северо-Кавказского федерального округа.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: “Регистрация недвижимости и кадастровый учет: обзор масштабных поправок”
(КонсультантПлюс, 2021) Не нужно удостоверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений

1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами. Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.

1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.

1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.

1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.

Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом . Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.

Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование ( ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.

3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.

Читайте также:  Диагностическая карта для ОСАГО: что это такое и нужна ли она

Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.

Собственность публично-правовых образований – что это такое?

приватизация

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий. На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований. Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

оформление документов

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

  • гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
  • гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  • гражданин может потерять право на использование имущества.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

  • Собственность публично-правовых образований: что это означает
  • Законодательная база
  • Особенности реализации права
  • Участие публично-правовых образований в имущественном обороте
  • Плюсы и минусы
  • Видео: Право публичной собственности

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

3 глава ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.
Читайте также:  Тосно - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Видео: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Особенности собственности публично-правовых образований в 2022 году

Пресс-центр

Новости

Росреестр представил дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за IV квартал 2021 года

Росреестр представил дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за IV квартал 2021 года

Росреестр опубликовал очередной дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за IV квартал 2021 года. Документ разработан для оперативного информирования представителей органов власти, профессионального сообщества и граждан о правовых нововведениях по направлениям деятельности ведомства.

Ранее руководитель Росреестра Олег Скуфинский заявил о важности разъяснения законодательных актов, разработанных при участии ведомства, чтобы граждане и участники рынка своевременно узнавали о произошедших изменениях и могли воспользоваться новыми правовыми инструментами.

«Нужны законы, которые соответствуют потребностям общества. В этих целях Росреестр проводит подготовительную и разъяснительную работу, чтобы обеспечить реализацию нормативных актов. Необходимо задействовать органы власти субъектов и муниципалитеты, которые работают с населением на местах и могут оперативно донести до людей важные законодательные изменения в сфере земли и недвижимости», – подчеркнул глава Росреестра.

В новом дайджесте описаны изменения в правовых нормах, касающиеся в том числе деятельности застройщиков. В частности, 6 декабря 2021 года был принят Федеральный закон № 408-ФЗ (от 6 декабря 2021 года), которым предусмотрены меры по упрощению регистрации объектов недвижимости для застройщиков.

Согласно закону, застройщику больше не нужно специально идти в Росреестр и подавать заявление о регистрации права собственности на объект капитального строительства. За него это сделает уполномоченный орган власти – он одновременно направит заявление о кадастровом учете объекта и о регистрации права собственности застройщика.

По словам Президента Национального объединения застройщиков жилья Леонида Казинца, «упрощение процедур является не только своевременным, но и абсолютно необходимым».

«Застройщики поддерживают законопроекты и инициативы, упрощающие процедуры строительства и ввода объекта в оборот. В настоящий момент различные разрешительные и контрольные процедуры перегружают процесс инвестиций в жилую и коммерческую промышленную недвижимость. Количество процедур до сих пор является избыточным. Процесс документальной подготовки к началу строительства и оформления объекта после окончания строительства всегда занимают гораздо больше времени, чем сам процесс строительства объекта. Для увеличения инвестиционной активности и улучшения экономических результатов инновационной деятельности необходимо сокращать сроки», – сообщил ранее Леонид Казинец.

Кроме того, 30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон № 476-ФЗ, совершенствующий меры по защите прав дольщиков, в том числе в области привлечения денежных средств граждан и юрлиц для строительства объектов малоэтажного строительства.

« Наша цель — общественный контроль за обеспечением прав граждан в сфере деятельности Росреестра. Положения закона существенно расширяют пакет существующих мер в защиту прав дольщиков. Согласно документу, на комплексную малоэтажную застройку теперь распространены положения Федерального закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Определены условия договора участия в долевом строительстве, порядок передачи застройщиком объекта долевого строительства. Установлены особенности регистрации права на земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства. Это позволит не допустить появления новых проблемных домов и обманутых дольщиков», – отметил председатель Общественного совета при Росреестре Александр Каньшин.

Федеральный закон № 478-ФЗ, который называют «Дачной амнистией 2.0», принят 30 декабря 2021 года . Как ранее пояснял Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин , закон «предусматривает механизм упрощенного оформления прав на жилые дома, построенные на государственных, муниципальных землях до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года, и одновременно на земельные участки, на которых они расположены».

Кроме того, закон позволит дополнительно защитить права граждан, получивших в наследство такое имущество, чьи бывшие владельцы не успели воспользоваться «дачной амнистией».

Федеральный закон № 448-ФЗ, принятый 30 декабря 2021 года, предусматривает создание публично-правовой компании «Роскадастр» в целях реализации ключевых проектов отрасли геодезии и картографии, в том числе государственной программы «Национальная система пространственных данных».

Как заявил академик РАН, профессор Государственного университета по землеустройству Николай Комов, важнейшей задачей в сфере кадастрового учета недвижимости, регистрации прав на нее, создания национальной системы пространственных данных о российской земле и недвижимости является консолидация имеющихся в данной сфере ресурсов. Для этого требуется мощная законодательная база, которая давно действует во многих развитых странах.

«Создание ППК «Роскадастр» обеспечит эффективное использование пространственных данных в целях устойчивого развития страны. Позволит не только создать реальную систему «одного окна» для всех пользователей пространственно-картографических данных, но и сократить сроки оказания услуг, повысить их качество», – отметил эксперт.

Также в дайджесте нашли свое отражение изменения в правовых нормах, которые установлены :

Федеральным законом № 407-ФЗ (от 6 декабря 2021 года), закрепивший за фермерами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами возможность реализации продукции на земельных участках сельскохозяйственного назначения, где она была произведена;

Федеральным законом № 430-ФЗ (от 21 декабря 2021 года), который вводит более четкое определение недвижимых вещей, их основные виды, характеристики и порядок образования;

Федеральным законом № 449-ФЗ (от 30 декабря 2021 года), позволяющим перейти на безбумажный документооборот между МФЦ и Росреестром, а также снизить сроки предоставления услуг;

Федеральным законом № 447-ФЗ (от 30 декабря 2021 года), решающим вопрос о продлении возможности установления публичного сервитута и предоставления в аренду земельных участков для владельцев сооружений, чьи права возникли до 01.01.2018 г.;

Федеральным законом № 475-ФЗ (от 30 декабря 2021 года), решающим проблему обеспечения правообладателей и органов власти актуальными и достоверными сведениями о состоянии земель сельскохозяйственного назначения из государственного реестра таких земель;

Федеральным законом № 493-ФЗ (от 30 декабря 2021 года), устранившим правовую неопределенность в вопросе о необходимости внесения в ЕГРН сведений о вспомогательном виде разрешенного использования земельных участков;

Федеральным законом № 467-ФЗ (от 30 декабря 2021 года), уточнившим порядок возмещения убытков, причиненных в том числе правомерными действиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, вследствие которых возникли ограничения прав.

Материалы изложены в доступной и понятной форме, они помогут широкому кругу лиц быстро разобраться в сути и содержании нормативных документов. С обзором законодательных изменений в 2021 году можно ознакомиться по ссылке.

Ссылка на основную публикацию