Нужно ли информировать чиновников, что наша компания приняла на работу сотрудника из Белоруссии

Трудоустройство иностранцев из ЕАЭС: инструкция

Трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от трудоустройства граждан РФ. Прием на работу иностранца сопряжен с выполнением работодателем целого ряда дополнительных обязанностей. Конкретный перечень таких обязанностей зависит от правового статуса и страны пребывания иностранного работника. Рассказываем, как правильно оформить трудовые отношения с иностранными гражданами, пребывающими из стран-участников договора о ЕАЭС.

Статус иностранных работников

Условно всех иностранных работников, пребывающих в Россию в целях трудоустройства, можно разделить на две большие категории:

  • иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в Россию в визовом и безвизовом порядке,
  • иностранные работники, пребывшие из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (применяется с 2015 года).

Первая категория соискателей при трудоустройстве, помимо общих документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, должна предоставить работодателю:

  • разрешение на работу/патент;
  • разрешение на временное проживание (если иностранец находится в РФ временно);
  • вид на жительство (если иностранец проживает в РФ постоянно).

В отношении же второй категории иностранцев действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Собственно, их прием на работу мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. Но есть некоторые нюансы.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В отношении иностранных работников, пребывших из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ.

2. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.

3. Принимая на работу иностранца из ЕАЭС, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

4. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

5. Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.

6. Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ. Постановка на учет осуществляется в ГУВМ МВД России путем подачи уведомления по форме, утвержденной приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.

Как принять на работу иностранца из ЕАЭС

Принимая на работу таких сотрудников, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС при трудоустройстве граждане из стран ЕАЭС не должны предоставлять, а работодатель не обязан с них требовать:

  • разрешение на работу/патент;
  • разрешение на временное проживание и вид на жительство.

Также работодатель не обязан:

  • получать в МВД разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  • оказывать иностранным работникам содействие в получении разрешения на работу;
  • соблюдать устанавливаемые Правительством РФ квоты на иностранную рабочую силу;
  • соблюдать все прочие ограничения, связанные с использованием иностранных работников.

Оформление трудовых отношений с иностранцами из ЕАЭС происходит в несколько этапов.

БУХ.1С открыл канал в мессенджере Telegram. Этот канал ежедневно с юмором пишет о главных новостях для бухгалтеров и пользователей программ 1С. Чтобы стать подписчиком канала, необходимо установить мессенджер Telegram на телефон или планшет и присоединиться к каналу: https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram). Новости о налогах, бухучете и 1С – оперативно в вашем телефоне!

1. Получение с иностранного гражданина необходимого комплекта документов

В обязательный перечень документов входят:

  • Паспорт, который подтверждает, что соискатель является гражданином государства-участника договора о ЕАЭС.
  • Трудовая книжка. Этот документ должен быть российского или советского образца. Трудовые книжки стран ЕАЭС в России не применяются. Если у работника есть только национальная книжка, работодатель должен будет завести ему новую книжку российского образца.
  • Документ о среднем образовании. Никаких процедур признания документов об образовании проводить не нужно. При этом работодатель вправе запросить с иностранного сотрудника нотариально заверенный перевод документов об образовании на русский язык.
  • СНИЛС. Он нужен для расчета стажа и последующего получения пенсии. Если у иностранного сотрудника нет страхового свидетельства, его нужно будет получить в ПФР. Для этого не позднее 2 недель с момента трудоустройства в фонд нужно направить данные иностранца и заполненную анкету. СНИЛС выдается не позднее 3 недель с момента получения этих сведений.

2. Оформление трудовых отношений

На этой стадии происходит:

  • Составление и подписание трудового договора. Трудовой договор составляют по правилам ТК РФ. Время труда и отдыха должны соответствовать общепринятым в РФ, без учета тех, которые действуют в родной стране сотрудника. При этом зарплата такого иностранца не должна быть ниже федерального или регионального (если работодатель от него не отказался) МРОТ.
  • Издание руководством приказа о приеме на работу. Стандартная форма такого приказа установлена постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Постановление содержит две формы приказа. Если трудоустраивается один иностранец, нужно использовать форму Т-1, а если сразу несколько – Т-1а.
  • Заведение личной карточки сотрудника. Унифицированную форму карточки (форма Т-2) можно найти в приложении к постановлению Госкомстата от 05.01.2004 № 1.
  • Внесение записи в трудовую книжку и подтверждающей записи в журнал учета движения трудовых книжек.
  • Ознакомление нового сотрудника с локальными актами, в том числе, с внутренним трудовым распорядком, коллективным договором, штатным расписанием, должностной инструкцией, техникой безопасности и т.п.

3. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина

Это уведомление нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Уведомление подается на каждого принятого на работу иностранца.

Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.

4. Регистрация иностранного работника по месту работы

На данном этапе необходимо поставить иностранного сотрудника на миграционный учет. Это объясняется тем, что работодатель является для иностранцев принимающей стороной, а местом временной регистрации признается место работы иностранного гражданина из стран ЕАЭС.

Чтобы зарегистрировать сотрудника по месту работы, требуется подать заявление. Форма такого заявления установлена приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287. В свободной форме заявить о постановке на учет не получится.

Заявление подается в ГУВМ МВД России (ранее ФМС). В заявлении нужно указать срок временного пребывания (проживания). Этот срок определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора.

Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ. Если такие сотрудники работают в РФ меньше 30 суток, никаких заявлений подавать не требуется.

Прием на работу гражданина Белоруссии , Публикация №286486

Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле! Наш форум – для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. Будьте вежливы))) Создавая новую тему, пожалуйста, формулируйте ее точно, полно и ясно.
Не оставляйте в сообщениях активных ссылок на другие ресурсы.
Участники, которые на форуме активно и грамотно отвечают на вопросы коллег, получают подписку на журнал “Кадровик-практик” в подарок

Главные темы месяца

Добрый день! Подскажите пожалуйста, компания хочет принять на работу гражданина Белоруссии. Нужно ли уведомлять МВД?

Цитата
HRLaw написал:
Нужно

Спасибо. А подскажите еще пожалуйста, должен ли сотрудник предоставить полис ДМС при трудоустройстве?

Цитата
HRLaw написал:
Нужно

Простите меня, но я с Вами не соглашусь.

22 июня 1996 г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий”.

Первый пункт этого Решения гласит:
“1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.”

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и РБ от 08.12.1999 “О создании Союзного государства” в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

В соответствии с вышеизложенным, правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган о заключении/прекращении трудового договора, является ничтожной, т.к. противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

Есть официальное письмо Управления МВД от 21.03.2018 № 3/187703349312, в котором они разъясняют, что подавать уведомление при приеме/увольнении гражданина Белоруссии не нужно.

И еще, посмотрите постановление Верховного суда от 30 мая 2017 г. № 78-АД17-19.
Суд принял сторону работодателя, посчитав, что МВД незаконно оштрафовало компанию на 400.000р за неуведомление о приеме гражданина Белоруссии.

Весь день изучаю этот вопрос, читаю всевозможные правовые акты, судебные практики.
И прихожу к выводу, что лучше уведомлять. Штрафы за не уведомление большие, легче потратить 250р на отправку уведомления.

Вот теперь думаю, что нам делать с нашим Белорусом? Увольнять, уведомление об увольнении не отправлять. Принимать заново и тогда уже уведомлять о приеме?
А там глядишь год пройдет, срок давности правонарушения истечет.

Цитата
HRLaw написал:
Нужно
Цитата
HRLaw написал:
Нужно

HRLaw, ну хорошо, не уведомили мы МВД. Сотрудник был принят почти год назад (в июле будет год).
По истечении этого года (как срок давности), нас ведь не могут уже оштрафовать?

tutta, не должны, лучше Вам оставить как есть, потому как если уволите и не уведомите – такой же штраф и снова год не спать)))

Цитата
sankold написал:
tutta , не должны, лучше Вам оставить как есть, потому как если уволите и не уведомите – такой же штраф и снова год не спать)))

Абсолютно свеженькое, в отличие от всяких писем-требований УФМС за более раннее время. Может теперь они тоже поумнеют)))

Цитата
Снеженка написал:
Абсолютно свеженькое, в отличие от всяких писем-требований УФМС за более раннее время. Может теперь они тоже поумнеют)))

Вооот. Значит я все таки не ошиблась, считая, что не нужно уведомлять.
Но с другой стороны, действительно проще потратить время или 250 р и уведомить. Чем разбираться в верховном суде.

Снеженка, Вы как считаете?

Цитата
tutta написал:
с другой стороны, действительно проще потратить время или 250 р и уведомить

Бывает и так))))) Я тоже за это, как и в случае с госслужащими)))

Другое дело, что сейчас

Цитата
tutta написал:
Чем разбираться в верховном суде.

уже вряд ли будут такие случаи – когда ткнешь решение ВС в нос, как правило умолкают. Спасибо тем людям, которые дошли до ВС – нам немного облегчают жизнь.

ИГ которые входят в ЕАЭС вправе оформить полисы ОМС п. 3 ст. 98 ДРо ЕАЭСот 29.05.14. и 9.1-9.3 Правил, утв. Прик Минздрава от 28.02.11 #158н. Оформляют полисы ОМС они самостоятельно. Для получения такого полиса иностранец подает в страховую медицинскую организацию, а при ее отсутствии – в территориальный фонд заявл о выборе страх. Мед организации. ст. 46 фз326 от 29.11.10

Временно # Удалено # гражданам ЕАЭС полис ОМС выдают до конца календарного года. Такой срок должен быть не больше срока трудового договора с иностранцем П. 33.1 правил утв. Приказом минздрава от 28.02.11 #158н

Поэтому если иностранец из еаэс только прибыл в Россию и не имеет полиса ОМС, то для заключения трудового договора ему надо оформить ДМС . Либо работодатель должен заключить договор с медорганизацией. После заключения трудового договора иностранец уже получит полис ОМС, если предъявит в страховую медорганизацию в том числе трудовой договор. При этом поскольку условие оказания иностранцу медицинской помощи – обязательное условие трудового договора с временным иностранцем, то в трудовом договоре нужно указать реквизиты полиса ОМСч. 1 ст. 327.3 ТК. Для этого оформляют ДОПом к трудовому договору.

Если иностранец уже имеет полис ОМС, то ему не нужно оформлять полис ДМС для заключения трудового договора. Например, такая ситуация возможна, если он ранее работал у другого работодателя по трудовому договору и получил полис ОМС. В таком случае в трудовом договоре с таким иностранцем сразу укажите реквизиты действующего полиса ОМС ч. 1 ст. 327.3 ТК.

Даже с патентниками ТД заключается на неопр срок.

За искл случаев описанных в ст. 59ТК РФ.

Цитата
Снеженка написал:
уже вряд ли будут такие случаи – когда ткнешь решение ВС в нос, как правило умолкают. Спасибо тем людям, которые дошли до ВС – нам немного облегчают жизнь.

боюсь тыкать замучаемся.
когда они приходят ничего “не видят”, “не слышат”. и сначала выписывают, а потом уже мы разбираемся как правило уже в суде. ((
а это время, деньги, силы.
мне дешевле ножками сходить к ним или на почту.

Уведомлять МВД о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии не нужно

beloruski 480

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года – вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки – уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Читайте также:  Как меньше платить за коммунальные услуги: способы экономии

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Письмо ФМС МС 2 2 2 2777 от 07.05.2015

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 – 2022 годах (нюансы)

Прием на работу иностранных граждан в 2021 – 2022 годах имеет ряд нюансов, несоблюдение которых может привести к штрафу. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы особенности оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 – 2022 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.

    Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

    • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
    • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

    Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

    В Путеводителе по кадровым вопросам эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили правила приема иностранных граждан на работу. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

    Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

    Нужно ли уведомлять ФМС (УФМС России) о принятии временно пребывающего гражданина Киргизии на работу? Предусмотрена ли ответственность за прием на работу без заключения трудового договора и уведомления УФМС России? Ответы на эти вопросы есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в материал.

    Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Уведомление оформляйте на бланке из приказа МВД России от 30.07.2020 №536. Вы можете скачать его бесплатно, кликнув по картинке ниже:

    Образец уведомления есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

    Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

    Согласно ст. 65 ТК иностранный работник должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент при трудоустройстве. Проверять подлинность этих документов работодатель не обязан. Но если выяснится, что сотрудник предоставил поддельные документы, работодателя могут оштрафовать за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства (письмо Минтруда от 04.12.2018 №.14-2/В-966). Поэтому рекомендуем проверить документы на подлинность с помощью специального сервиса ГУ МВД.

    Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 – 2022 году

    В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

    Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

    При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

    • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
    • сведения о регистрации;

    ВНИМАНИЕ! Граждане Белоруссии, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.

    • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
    • документы об образовании.

    Напомним, что с 2019 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале “СНИЛС отменили – что взамен?”

    Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

    По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

    Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу желательно. Несмотря на то что Верховный Суд РФ, например, в Постановлениях от 07.06.2018 N 83-АД18-6, от 30.05.2017 N 78-АД17-19, признал незаконным привлечение к административной ответственности по ч. 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя (должностное лицо работодателя), не уведомившего миграционную службу о приеме на работу (увольнении) гражданина Республики Беларусь, мы рекомендуем работодателям (заказчикам услуг) при заключении (расторжении, прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Беларуси уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение 3-х дней после заключения договора.

    Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

    Прием на работу иностранных граждан в 2021 – 2022 годах: таблица

    Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

    Прием на работу иностранных граждан в 2017–2018 годах: таблица

    ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

    Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации.

    Итоги

    В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Нужно ли информировать чиновников, что наша компания приняла на работу сотрудника из Белоруссии

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

    Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

    1. Работодатели вправе привлекать работников – граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” (далее – Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее – Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее – Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС)).
    Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
    2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:
    – документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, – паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);
    – трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует – работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);
    – документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);
    – временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);
    – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
    – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;
    – документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.
    Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).
    Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).
    3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).
    4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, далее – Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).
    В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения. (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).
    Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Панова Наталья

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————-
    *(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).
    *(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
    *(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).
    *(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.
    *(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).
    *(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

    Какие есть особенности при приеме на работу гражданина Беларуси?

    Ю.И. Удалова,
    автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

    ВОПРОС

    Как принять на работу гражданина Беларуси? Какие документы, куда и в какие сроки подавать?

    ОТВЕТ

    1. Принимать на работу граждан Республики Беларусь по трудовому договору нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей.
    2. При заключении трудового договора с гражданином Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется.

    Однако данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

    Поэтому рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора (договора гражданско-правового характера) не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.

    Если организация не является принимающей стороной для иностранного работника (не предоставляет ему помещение для проживания), то в ее обязанности входит только представление уведомления о заключении трудового договора (договора гражданско-правового характера) с иностранным гражданином.

    ОБОСНОВАНИЕ

    1. В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные с гражданами России права, касающиеся, например, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий. Такие выводы следуют из содержания абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. ст. 7, 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999.

    При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Трудовая книжка должна быть российского или советского образца 1938, 1974 или 1975 г. Трудовые книжки стран ЕАЭС в России не применяются. Если у работника есть только национальная книжка, он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (Письма Роструда от 20 января 2014 г. N ПГ/13372-6-1, от 15 июня 2005 г. N 908-6-1);
    • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, в таком случае страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляется работодателем, что следует из анализа ч. 5 ст. 11, ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ;
    • документ об образовании и (или) документ о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Никаких процедур признания документов об образовании проводить не нужно. При этом, для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании, например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

    Обратите внимание, если гражданин Беларуси имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ, то дополнительно он должен предъявить:

    • разрешение на временное проживание в РФ – при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
    • вид на жительство – при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

    Отметим, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

    При приеме на работу трудовой договор с гражданином Беларуси заключается в том же порядке, что и с работником-гражданином РФ.

    Трудовой договор должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.

    Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:

    • для иностранцев, временно проживающих на территории России – сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
    • для иностранцев, постоянно проживающих на территории России – сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

    Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это указано в ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.

    2. В силу нормы п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

    Какие-либо исключения из данного правила для граждан Республики Беларусь Законом N 115-ФЗ не установлены.

    ФМС России в Письме от 02.04.2015 N МС-3/18223 разъясняла, что норма п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.

    Вместе с тем п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 предусмотрено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.

    В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Из указанных норм следует, что на граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ не распространяются. К такому же выводу пришел Верховный Суд РФ (Постановление от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Он признал незаконным привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя, не уведомившего миграционную службу о приеме на работу гражданина Республики Беларусь.

    Таким образом, согласно позиции Верховного Суда РФ работодателям (заказчикам услуг) при заключении (расторжении, прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

    Следовательно, при заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется. Но в связи с тем, что из нормы п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, которой установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган МВД России о заключении с иностранным гражданином трудового договора, отсутствует исключение для граждан Республики Беларусь, и ранее УФМС России по г. Москве в Письме от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н указала, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомлять органы ФМС России, и нет других официальных разъяснений уполномоченного органа по рассматриваемому вопросу в 2019 году, то данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

    Чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.

    Ю.И. Удалова,
    автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

    Работники-иностранцы: что нужно знать всем работодателям

    Иностранные работники — кадровый и бухгалтерский участок с серьезными нюансами. Знать детали важно, чтобы не нарваться на штрафы в сотни тысяч рублей. Контрольные точки: от постановки на миграционный учет до выплаты зарплаты.

    Когда работодатель ставит иностранца на миграционный учет

    Чтобы понять, должен ли работодатель ставить иностранца на миграционный учет, нужно ответить на один вопрос: является ли компания (ИП) принимающей стороной? Ответ будет положительный, если, например, компания предоставляет будущему сотруднику жилье. В таких случаях непосредственно работодатель ставит работника-иностранца на миграционный учет.

    Для этого подают уведомление в ГУВМ МВД на бланке из приложения № 4 к приказу МВД от 10.12.2020 № 856 (о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания).

    Срок подачи уведомления — 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ). Но есть страны, для граждан которых действуют свои, удлиненные дедлайны. Некоторые особые периоды мы привели в таблице 1.

    Не путайте это уведомление с уведомлением о заключении трудового или ГПХ-договора. Это два разных уведомления. Сообщать в миграционную полицию о заключении договора с иностранцем должны все работодатели, независимо от статуса иностранца. И об этой процедуре мы подробно расскажем далее, в отдельном разделе статьи.

    Таблица 1. Льготные сроки для постановки иностранца на миграционный учет

    Срок постановки на миграционный учет с даты въезда в Россию

    В течение 15 календарных дней

    Ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан, ратифицировано Законом от 28.12.2013 № 393-ФЗ

    Страны ЕАЭС*, кроме Белоруссии

    В течение 30 суток

    П. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС

    В течение 90 календарных дней

    Ст. 3 Соглашения между Россией и Республикой Беларусь, заключено в Санкт-Петербурге 24.01.2006

    * Из иностранных государств в Евразийский экономический союз входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

    Если работодатель не является принимающей стороной, иностранцы сами встают на миграционный учет. Это касается всех иностранцев, в т.ч. граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.

    Когда понадобится разрешение на иностранную рабочую силу

    Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников нужно, если работодатель заключает трудовой договор или ГПД с визовыми иностранцами. И визовый иностранец не поименован в перечне исключений. Например, разрешение не надо получать в отношении журналистов, аккредитованных в России. Полный перечень исключений — в пункте 4 статьи 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

    К иностранцам, прибывающим в Россию в визовом порядке, относится:

    • большинство граждан дальнего зарубежья;
    • большинство граждан бывших советских республик, которые после распада СССР ввели в отношениях с Россией визовый режим. Например, Эстония, Литва.

    Какой режим въезда в Россию установлен для граждан каждой страны смотрите в письме МИД от 27.04.2012 № 19261/кд.

    До обращения в МВД за разрешением, необходимо подать в службу занятости населения заявку о потребности в тех или иных специалистах. Если в течение месяца служба занятости не подберет подходящих специалистов, тогда уже можно идти в МВД.

    Бланк заявления о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев — в приложении № 1 к приказу МВД от 19.06.2017 № 392.

    Разрешение дают на год.

    Документ, как и самих работников, нельзя передать другой организации (ИП).

    В каких случаях оформлять приглашение на въезд в Россию

    Еще один документ нужен для привлечения к работе визовых иностранцев. Это приглашение на въезд по форме из приказа МИД от 01.03.2018 № 3026 (приказ МВД от 09.08.2017 № 619). Такое приглашение собственно и будет основанием для выдачи сотрудникам-иностранцам визы.

    Приглашение на въезд выдает Главное управление по вопросам миграции МВД (ст. 16 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Туда будущий работодатель представляет, в частности (п. 28–28.4 Регламента из приказа МВД от 29.09.2020 № 677):

    • письменное ходатайство в двух экземплярах;
    • копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.

    Для обращения в МВД используйте возможности Госуслуг. В частности, приглашение на въезд иностранца можно получить через данный портал .

    С 25 сентября 2020 работодатели должны контролировать, чтобы приглашенный иностранец соблюдал цель въезда в Россию и вовремя уехал из страны. Для этого власти ввели следующие обязанности работодателей (постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428):

    • сообщить сотруднику любым удобным способом, при оформлении приглашения или уже после въезда в страну, контактные данные;
    • предоставить на период пребывания в РФ гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения, которые заявили при приглашении;
    • оформить с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор, предоставить рабочее место;
    • сообщить в МВД в произвольной форме в течение двух рабочих дней, если потеряли связь с сотрудником.

    Какие документы брать у новичка

    Для оформления трудового договора с иностранным гражданином понадобятся (ст. 65 ТК):

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранца: разрешение на временное проживание, вид на жительство и др.

    Для временно пребывающих иностранцев — миграционная карта, виза, разрешение на работу или патент на работу.

    Разрешение на работу не путайте с разрешением на привлечение и использование иностранной рабочей силы, которое получает работодатель.

    Патент на работу не путайте с патентом, который покупают ИП, чтобы вести бизнес на налоговом режиме ПСН.

    Также имейте в виду: гражданам ЕАЭС, временно пребывающим из этих стран, патент не нужен;

    • трудовая книжка (при наличии) или сведения о трудовой деятельности, если трудовая ведется в электронном виде;
    • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
    • договор (полис) добровольного медицинского страхования на территории России (для временно пребывающих иностранцев). Договор не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о платных медуслугах;
    • документ об образовании, квалификации, специальных знаниях, если этого требует должность;
    • справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении преследования по реабилитирующим основаниям. Требуется, если работа связана с деятельностью, к которой согласно закону не допускаются лица с судимостью, а также те, в отношении которых проводят или проводили уголовное преследование.

    Например, чтобы занять должность школьного учителя, иностранцу надо иметь такую справку.

    Получить ИНН обязаны все лица, работающие на территории России, но сделать это можно и после заключения трудового договора.

    Также не требуйте документы воинского учета у иностранных граждан.

    Для договора ГПХ запрашивайте те же самые документы, что в случае с трудовым договором, кроме трудовой книжки.

    Как уведомлять МВД о заключении договора с иностранцем

    О том, что заключили или прекратили трудовой договор и договор ГПХ с иностранным гражданином, необходимо уведомить МВД. Изменение условий договора не в счет, тут ничего предпринимать не нужно (постановление Конституционного суда РФ от 04.02.2020 № 7-П).

    Срок уведомления о заключении (прекращении) договора с иностранцем — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения соглашения . Форма уведомления — в приказе МВД от 30.07.2020 № 536.

    Будьте осторожны: обязанность эта не формальная. За невыполнение — очень существенные штрафы по пунктам 3 и 4 статьи 18.15 КоАП:

    • для компаний и ИП — от 400 до 800 тыс. руб. То есть ИП в данном случае отвечают за себя не как должностные, а как юрлица (примечание к статье 18.1 КоАП). В качестве альтернативы могут приостановить деятельность на срок от 14 до 90 суток;
    • для должностных лиц — от 35 до 50 тыс. руб.
    • 1 млн руб.;
    • 70 тыс. руб.

    Статья 18.15 КоАП предусматривает и другие штрафы за незаконное привлечение к труду иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Штраф могут заменить на предупреждение , если нарушение совершили впервые и в результате никому не причинили вред или имущественный ущерб и вообще отсутствует такая угроза (ст. 4.1.1 КоАП). Решение по этому поводу может быть достаточно субъективным, поэтому надеяться, что освободят от штрафа не стоит.

    Если не уведомили о приеме и увольнении граждан из Беларуси, от штрафа поможет отбиться постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19.

    Как платить мигранту зарплату

    Здесь нужно запомнить один важный нюанс: нерезидентами в терминах валютного законодательства являются все иностранцы без вида на жительство. То есть временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации.

    Так вот рублевая выплата в пользу нерезидента, включая зарплату, считается валютной операцией. Это значит, расчеты с временно пребывающими и временно проживающими в РФ должны быть только в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках (подп. 6–7 п. 1 ст. 1 и ст. 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

    В поле «Назначение платежа» перед текстовой частью ставьте код валютной операции из приложения 1 к Инструкции ЦБ от 16.08.2017 № 181-И. Это шифр 70060 — расчеты, связанные с выплатой резидентом нерезиденту зарплаты и других видов оплаты труда .

    Код валютной операции указывайте в следующем виде, обязательно с фигурными скобками и символом из двух латинских прописных букв:

    >.

    Пробелы внутри скобок не ставьте. Смотрите пример формулировки.

    Расчеты, связанные с выплатой резидентом нерезиденту заработной платы и других видов оплаты труда за апрель 2021 года (55 000 руб.)

    Если запрет нарушить и рассчитаться из кассы, работодателю грозит штраф от Росфиннадзора в размере от 75 до 100% выплаченной суммы. А его должностному лицу — от 20 до 30 тыс. руб. (п. 1 ст. 15.25 КоАП).

    По каким ставкам считать зарплатные налоги с выплат иностранцу

    НДФЛ

    Основная ставка НДФЛ для работодателей по нерезидентам — 30%. Доходы-исключения, когда с первого дня сотрудничества с иностранцем работает общая ставка 13% и новая прогрессивная 15%по доходам свыше 5 млн руб. (п. 3.1 ст. 224 НК):

    • зарплата высококвалифицированных специалистов;
    • зарплата иностранцев, работающих по патенту на осуществление трудовой деятельности;
    • зарплата граждан из стран ЕАЭС. Только если по итогам года ЕАЭСовец так и остался налоговым НЕрезидентом, налог, удержанный с начала года с его доходов, работодатель должен пересчитать по повышенной ставке 30% (письмо Минфина от 23.07.2019 № 03-04-05/54647);
    • зарплата беженцев, переселенцев.

    Напомним: для целей расчета НДФЛ человек считается налоговым резидентом, если находится на территории России минимум 183 дня в течение 12 месяцев подряд.

    Иностранцы — налоговые резиденты РФ имеют право получать стандартные, социальные и имущественный налоговые вычеты по НДФЛ.

    Страховые взносы

    Чтобы не запутаться в многочисленных статусах мигрантов, мы составили удобную таблицу 2 с возможными тарифами взносов, уплачиваемых в ФНС.

    Взносы в ФСС РФ на страхование от травматизма начисляйте с оплаты труда всех иностранных работников независимо от их миграционного статуса. По ГПД взносы в ФСС начисляют, только если прописали соответствующее условие в договоре (п. 2 ст. 5 и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

    Таблица 2. Взносы в ФНС по иностранным работникам с выплат в рамках предельной базы по взносам

    Постоянно или временно проживающие в РФ

    Высококвалифицированные специалисты (ст. 425 НК, п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст.10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, ст. 2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС)

Ссылка на основную публикацию