ФЗ 229 об исполнительном производстве – в чем суть федерального закона?

Адвокат Кудряшов Константин. Личный блог

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства
1. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:
1) по заявлению взыскателя;
2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;
4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;
5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;
6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа;
7) если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 – 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

4. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

5. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

Статья 47. Окончание исполнительного производства
1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;
4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
5) утратил силу с 1 января 2012 года. – Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;
6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.
4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:
1) взыскателю и должнику;
2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”;
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение;
18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;
19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 “О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей”.
(п. 19 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)
2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

Ст 46, 47, 101 ФЗ “Об исполнительном производстве” – Статьи Федерального закона № 229 приведены в действующей редакции.

Обзор 229 ФЗ: суть, обзор основных глав, редакции и изменения

В ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. отражен порядок работы судебных приставов-исполнителей. Недавно в этот закон были внесены поправки. Ниже в статье приведен краткий обзор действующей редакции Федерального закона № 229 ФЗ от 02.10 2007 г. (далее — ФЗ № 229).

Что значит исполнительное производство

Исполнительным процессуальным производством считают завершающую стадию исполнения официального судебного приказа или иных подобных актов. Долги с граждан и юрлиц взыскивают приставы-исполнители из службы судебных приставов (ФССП).

Помимо ФЗ № 229, основы и нюансы деятельности ФССП отражены в Конституции РФ, ФЗ № 118 от 21 июля 1997 года и иных аналогичных законах. В последних актах отражены порядок и конкретные условия исполнения судебных решений и постановлений иных государственных органов.

Возбуждение нового дела

Согласно ст. 30 ФЗ № 229 об исполнительном процессуальном производстве, новое дело на должника заводят на основании судебного официального приказа, исполнительного отдельного листа и иных подобных документов. Это делают по заявке от взыскателя.

Читайте также:  Строительство дома: какое расстояние должно быть между частными домами

Возбуждение дела

Документ-основание передают приставу на протяжении 3 суток с момента получения. Далее в ФССП в течение 3 дней выносят официальное постановление об открытии нового дела или об официальном отказе в таковом.

Листы с пометкой «к немедленному исполнению» передают приставу ФССП. При первичном отправлении подобных документов в инстанцию в отдельном постановлении указывают точный срок для добровольного погашения физлицом или компанией-должником своих долгов.

Добровольное исполнение законных требований ФССП осуществляют на протяжении 5 суток со дня получения на руки официального постановления. После закрытия производства с должника-физлица или компании взыскивают соответствующий сбор (7% от суммы долга, но не менее 1000 руб. для граждан и 10 000 руб. — для юрлиц).

Сроки

Согласно ст. 21 ФЗ № 229, взыскание долгов по открытому исполнительному листу осуществляют на протяжении 36 мес. с момента вступления документа в юридическую силу. По судебному приказу это делают в течение 3 лет с момента выдачи приставу-исполнителю.

По аналогичным документам с различными периодическими платежами (зарплата, пенсии, ипотека, кредит под залог имущества, которое официально принадлежит должнику и др.) задолженность взыскивают в течение всего определенного срока изъятия на протяжении 3 лет после завершения этого периода.

Предписания, которые выдают в местной комиссии по трудовым спорам, исполняют на протяжении 3 мес. с даты их поступления на руки приставу. По судебным актам долги взыскивают в течение 2 лет после их вступления в юридическую силу.

Согласно ст. 36 ФЗ № 229, задолженность по судебному приказу или иному аналогичному документу взыскивают на протяжении 2 мес. со дня возбуждения нового дела. Официальное постановление от пристава ФССП исполняют в течение 15 суток с даты вынесения.

Истечение срока давности исполнения конкретного судебного приказа или другого подобного документа считают законным основанием для закрытия дела по должнику. Однако в этот период не включают время уклонения физлица или компании от исполнения собственных обязанностей по погашению накопившейся задолженности.

Участники исполнительного производства

Согласно ст. 48 ФЗ № 229, участниками исполнительного производства считают следующих лиц:

  • должник;
  • пристав ФССП;
  • взыскатель;
  • иные лица (понятые, переводчик и др.).

Судебный пристав

Взыскателем считают физлицо или компанию, в пользу которой изымают личное имущество. Должник — гражданин или юрлицо, у которых есть определенная непогашенная задолженность.

Меры принудительного исполнения

Согласно ст. 64 ФЗ № 229, во время исполнения собственных служебных обязанностей приставы ФССП выполняют нижеприведенные действия:

  • Вызывают на прием в ФССП самого гражданина и его доверенное лицо (при наличии).
  • Проводят предварительную проверку — запрашивают необходимую информацию о физлице или компании.
  • Свободно входят в нежилое помещение, в котором присутствует разыскиваемое лицо.
  • Накладывают обеспечительный арест на квартиру или автомобиль. При непогашении долга это имущество реализуют на торгах (аукционе).
  • Сами проводят оценку имущества или привлекают для этого дела профессиональных оценщиков.
  • Обращаются в Росреестр для проведения госрегистрации имущества на имя должника.
  • Устанавливают запрет на выезд за границу из РФ.
  • Производят зачет однородных встречных требований, которые подтверждают по судебному конкретному приказу или иному аналогичному документу об удержании денег.
  • Проводят розыск.
  • Начисляют и взыскивают сбор.
  • Исполняют требования неимущественного характера — удаляют вредоносную информацию из интернета, проводят изъятие ребенка из семьи и передают его органам опеки. Отобрание малыша проводят в независимости от его года рождения.

Согласно ст. 68 ФЗ № 229, помимо вышеприведенных, приставы ФССП осуществляют другие ограничения и меры принудительного исполнения. При их использовании выполняют такие действия:

  • взыскивают различное имущество должника для реализации (деньги, акции, облигации и др.);
  • изымают имущество, которое присудили взыскателю;
  • принудительно вселяют взыскателя в квартиру;
  • принудительно выселяют должника из занимаемой квартиры или другого жилого помещения и др.

Согласно ст. 111 ФЗ № 229, в случае недостатка средств у физлица или компании для погашения долга, который отражен в исполнительных документах, задолженность распределяют между взыскателями в конкретной очередности. Так, в первую очередь взыскивают алименты, компенсации морального вреда и др. Затем долги погашают выходным пособием и зарплатой должника.

Взыскания на личное имущество и зарплату

Согласно ст. 98 ФЗ № 229, зарплату и иные подобные доходы сотрудника-должника взыскивают по исполнительному листу. Это делают в нижеприведенных ситуациях:

  • при исполнении официального судебного приказа или иного аналогичного документа с законным требованием о немедленном взыскании части зарплаты, алиментов и иных периодических платежей;
  • при взимании суммы долга в размере 10 000 руб. как максимум;
  • при отсутствии у физлица или компании-должника денег и личного имущества для погашения всех долгов.

Исполнительный лист

Личное имущество, в том числе и деньги, взыскивают на погашение всего долга и различных расходов сотрудников ФССП на осуществление необходимых законных действий. Кроме того, в этой ситуации к уплате начисляют исполнительный сбор.

В соответствии с ФЗ № 229, должник вправе сам выбрать имущество, которое подлежит взысканию. Окончательно недвижимость для изъятия определяют в ФССП. Это делает судебный пристав.

Штрафы

Сотрудники ФССП взыскивают 2 вида штрафов — за совершение конкретного преступления или в качестве уголовной правовой меры наказания. В первом случае, согласно ст. 103 ФЗ № 229, по исполнительному листу штрафные суммы взыскивают после официального вступления судебного приговора в юридическую силу. Это делают в течение нижеприведенных сроков:

  • 2 лет — при отправлении должника за решетку на 3 года как максимум;
  • 6 лет — при тюремном заключении на 3–5 лет;
  • 10 лет — при отправлении в тюрьму на срок 5–10 лет;
  • 15 лет — при тюремном заключении на 20 лет и более или при пожизненном лишении свободы.

Согласно ст. 103.1 ФЗ № 229, судебные штрафы выписывают по ст. 104.4 УК РФ. В этой ситуации постановление об открытии нового дела оформляют на протяжении 3 суток со дня госрегистрации исполнительного листа в ФССП.

При возбуждении исполнительного процессуального производства конкретный срок для добровольного погашения задолженности не устанавливают и сбор не взыскивают. При неуплате физлицом или компанией судебных штрафов по истечении 10 дней после просрочки уплаты в местный суд подают представление о привлечении должника к уголовной ответственности.

Обязательность требований служащих ФССП

Согласно ст. 6 ФЗ № 229, законные требования пристава ФССП, которые устанавливают в отношении физлиц и юрлиц, подлежат обязательному исполнению во всех регионах РФ. В ином случае по российскому законодательству должников привлекают к административной и уголовной ответственности.

Для должников предусмотрена административка по ст. 17.8, 17.14 КоАП РФ. По УК РФ компании или физлица отвечают по таким статьям — 151,157, 312 и 315.

Банк данных

Согласно ст. 6.1 ФЗ № 229 в ФССП создают и ведут в бумажном и электронном виде банк данных. Из этой информационной базы берут необходимые сведения по различным должникам.

Банк данных исполнительных производств

Общедоступными считают нижеприведенные сведения из банка данных:

  • дата принятия и номер исполнительного листа, судебного приказа или иного подобного документа;
  • дата открытия и номер исполнительного процессуального производства;
  • персональные сведения о должнике (для физлиц — ФИО, дата рождения; для компаний — название и юридический адрес);
  • требование из исполнительного листа или иного подобного документа;
  • название и точный адрес территориального отделения ФССП;
  • сведения об официальном объявлении физлица или юрлица-должника и его имущества в розыск.

Вышеприведенные сведения из банка данных считают общедоступными до дня завершения исполнительного процессуального производства или до обнаружения разыскиваемых лиц или имущества. В этой информационной базе не публикуют личные данные о взыскателе и требования из судебного приказа или иного подобного документа, текст которого, согласно законодательству РФ, не подлежит разглашению и размещению в интернете.

Порядок и сроки обжалования

Согласно ст. 122 ФЗ № 229, обжалование незаконного постановления пристава ФССП подают на протяжении 10 суток со дня вынесения или с момента уведомления должника об этом. После предъявления подобной претензии официальный ответ дают в течение 10 суток после ее регистрации в госоргане.

В соответствии со ст. 123 ФЗ № 229, жалобу на нарушение личных прав подают начальнику пристава ФССП — старшему сотруднику. Ответ на претензию дают на протяжении 3 суток со дня ее получения.

После формирования соответствующей жалобы на судебного пристава ее нередко отзывают обратно. Однако это можно сделать только до принятия решения по претензии.

Согласно ст. 127 ФЗ № 229, по результатам официального рассмотрения жалобу на очевидное бездействие или незаконные действия пристава ФССП удовлетворяют или отказывают в этом. В некоторых ситуациях претензию должника признают частично обоснованной.

Постановление, которое оформлено по результатам рассмотрения соответствующей жалобы, исполняют на протяжении 10 суток со дня его вынесения соответствующим должностным лицом ФССП. Копию документа физлицу или компании-должнику направляют в течение 3 дней с момента принятия окончательного решения.

В соответствии со ст. 128 ФЗ № 229, бездействие, незаконные действия или отдельное постановление пристава ФССП оспаривают в одном из двух судов — арбитражном или общей юрисдикции. В первый из них идут в нижеприведенных ситуациях:

  • при наличии официального судебного приказа, который вынесли в арбитражном суде;
  • при занятии должника бизнесом без образования юрлица;
  • при наличии постановления от сотрудника ФССП, по которому должником признают компанию или физлицо, предпринимателя без образования юрлица, и др.

В иных ситуациях иск подают в суд общей юрисдикции — например, заявление о предоставлении рассрочки по взысканию начисленного исполнительного сбора. Подобный документ рассматривают на протяжении 10 дней.

Важные изменения федерального закона

На данный момент в ФЗ № 229 произошли важные изменения. Так, согласно поправкам, внесенным ФЗ № 48 от 7 марта 2018 г. в главу 5 ФЗ № 229, теперь исполнительное текущее производство прекращают и при признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Исполнительное производство

Также, согласно ФЗ № 12 от 21 февраля 2019 г., ч. 3 ст. 98 ФЗ № 229 дополнили предложением о том, что теперь бухгалтеры или иные лица, которые начисляют должнику зарплату, в расчетном документе указывают сумму, взысканную по судебному приказу или по иному аналогичному документу.

Некоторые поправки были внесены и в ч. 6 ст. 81 ФЗ № 229. Согласно комментариям законодателей, теперь при отсутствии денег и ценностей на погашение долга, в банке приостанавливают расчетные операции на банковских счетах должника. В дальнейшем постановление о наложении обеспечительного ареста продолжают исполнять по мере поступления финансовых средств на счет физлица или организации.

Это делают до окончательного исполнения документа или до снятия ареста.

Деньги со счета должника списывают по инкассовому поручению.

Тонкости и подводные камни ФЗ 229

Как показывает практика, после внесения поправок в ФЗ № 229 осталось еще много подводных камней. Так, в п. 9 ст. 70 легализовано понятие «продленное взыскание», при котором необходимую сумму забирают с должника при очередном поступлении денег и до окончательного погашения задолженности. Однако, действуя по такому порядку, банки не возвращают взыскателям частично исполненные документы.

Еще важным нюансом ФЗ № 229 считают то, что обращение компании или физлица-должника в местный арбитражный суд с исковым заявлением о предоставлении отсрочки не считают законным основанием для временного приостановления исполнительного производства. В итоге одни суды удовлетворяют такой иск, а другие — отклоняют.

В этом споре между судами точку поставил ВС РФ. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 50 от 17 ноября 2015 г., теперь приставы ФССП выносят отдельное постановление о взыскании необходимой суммы по исполнительному документу до вступления в юридическую силу судебного решения.

Соблюдение требований банками

Согласно ст. 8 ФЗ № 229, в некоторых ситуациях судебный приказ или иной аналогичный документ о взыскании с физлица или компании-должника денег направляют в банк. Это делает взыскатель.

Одновременно с исполнительным документом в банк предоставляют заявление, в котором указывают следующую информацию:

  • реквизиты банковского расчетного счета;
  • личные данные взыскателя — ФИО, серия, номер паспорта, адрес прописки, ИНН и др.;
  • наименование, ИНН, регистрационный номер, место госрегистрации и адрес взыскателя-юрлица.

При наличии доверенного лица в банк предоставляют заявление и доверенность с полномочиями представителя. В заявке указывают личные сведения об этом лице (ФИО, серия, номер паспорта, прописка и др.).

Окончание исполнительного процессуального производства

Согласно ст. 47 ФЗ № 229, исполнительное производство закрывают в следующих ситуациях:

  • при полном погашении задолженности физлица или компании-должника по судебному приказу;
  • после ликвидации юрлица или банкротства компании (предприятия);
  • после направления ксерокопии исполнительного документа на фирму (предприятие) для взыскания денег из зарплаты сотрудника;
  • при истечении срока давности исполнения судебного приказа и др.

Ксерокопии постановления об окончании дела направляют:

  • взыскателю;
  • должнику;
  • в суд;
  • в банк;
  • в госорган, занимающийся розыском гражданина.
Читайте также:  Ставка налога на имущество организаций - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

После прекращения исполнительного производства приставы ФССП вправе самостоятельно совершать законные действия, которые отражены в пункте 16 статьи 64 ФЗ № 229. Также это делают в порядке, который установлен в ч. 6 ст. 33 настоящего Федерального закона.

Ограничение по взысканию долгов приставами с 1 июня 2020 года

С 1 июня 2020 года работодателями, банками и судебными приставами Закон № 229-ФЗ применяется в новой редакции, предусматривающей следование указанными лицами обновленным правилам при удержаниях по исполнительным листам. Ознакомимся с этими правилами подробнее.

Взыскание по исполнительному листу с 1 июня 2020 года: новые правила

Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ были внесены поправки в Закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Перечень перечисленных в п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ доходов, с которых запрещены удержания по долгам, дополнился подпунктом 18, включившем в такие доходы денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате ЧС. Это суммы единовременной материальной помощи, финансовой помощи при утрате имущества первой необходимости, а также суммы единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

В общем случае приставам нельзя удерживать долги с выплат, перечисленных в ст. 101 Закона № 229-ФЗ. К подобным выплатам, в частности, относятся:

  • единовременная матпомощь, выплаченная в связи со стихийным бедствием, терактом, смертью члена семьи, гуманитарная помощь;
  • детские пособия;
  • алименты;
  • выплаты в возмещение вреда здоровью;
  • выплаты пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф;
  • регулярные выплаты, назначаемые определенным категориям (компенсация проезда, оплата лекарств и др.);
  • командировочные выплаты;
  • выплаты работнику в связи с рождением детей, регистрацией брака, смертью родственника;
  • страховое обеспечение по соцстрахованию (кроме страховой пенсии по старости, инвалидности, накопительной пенсии, больничных пособий и т.д.

По существу, запреты на взыскания установлены на все типы доходов, перечисленных в указанной статье. Но есть и исключение: на выплаты в счет возмещения вреда здоровью, а также на бюджетные компенсации пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф запреты не распространяются. С них долги по исполнительным листам можно «списывать» без ограничений для выплаты алиментов несовершеннолетним детям и по обязательствам, связанным с возмещением вреда в связи со смертью кормильца (п. 2 ст. 101 закона № 229-ФЗ).

В свою очередь, в другой статье закона, 99-й, прописана иная категория доходов, по которым установлены ограничения по взысканию средств с учетом фактического размера выплат и величины долга в пределах 50% после удержания налогов (в ряде случаев до 70%) – это зарплата, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности и т.п. Изменений по таким доходам Закон № 12-ФЗ не внес.

Не следует, таким образом, путать полностью «запретные» доходы по ст. 101 Закона № 229-ФЗ (за некоторыми исключениями, обозначенными выше) и те доходы, по которым есть лишь ограничения в части взыскания по ст. 99 закона № 229-ФЗ.

Законом № 12-ФЗ установлено большое количество требований к банкам, судебным приставам, а также работодателям, направленных на обеспечение соблюдения соответствующих ограничений (в связи с чем необходимые изменения были внесены в ст. 8, 69, 70, 81, 98, 105 Закона № 229-ФЗ).

Новые правила, которые должны соблюдать работодатели, банки и приставы, обеспечивающие взыскание долга по исполнительному листу, действуют с 1 июня 2020 года. В соответствии с данными правилами:

  • Работодатель, выплачивающий должнику доходы, на которые нельзя обращать взыскание, или по которым установлено ограничение взысканий, обязан отражать в платежном поручении специальный код в порядке, определенном Указанием ЦБ РФ от 14.10.2019 № 5286-у (которое тоже вступило в силу с 1 июня).

Работодатель в случае выплаты сумм, на которые обращаются взыскания, фиксирует в поле платежки «Назначение платежа» те суммы, что фактически удержаны по исполнительному листу с данной выплаты. Эту информацию должен учитывать банк должника для соблюдения требований ст. 99 и 101 закона № 229-ФЗ.

  • Банк, обслуживающий счет должника, на который поступают деньги, обязан незамедлительно исполнять требования, содержащиеся в исполнительном документе, с учетом ограничений, установленных статьями 99 и 101 закона № 229-ФЗ. Информировать приставов об исполнении следует в течении 3-х дней.
  • Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денег, за счет которых приставам нельзя взыскивать задолженность. Найденная у должника наличность, по которой ограничений на взыскания нет, изымается судебными приставами на основании соответствующего акта.
  • Судебные приставы в целях определения имущественного положения должника, могут запрашивать в ФНС любые документы в целях осуществления исполнительного производства.

Ранее взыскание приставами по исполнительному листу могло сопровождаться запросом приставами сведений в ФНС только в рамках ограниченного перечня п. 9 ст. 69 Закона № 229-ФЗ. Теперь в указанной статье появился п. 9.1, по которому приставы вправе просить у налоговиков «иные сведения», кроме тех, что указаны в п. 9.

Конкретно для работодателей новая обязанность по Закону № 12 – правильно заполнять платежки. Рассмотрим, как это делать с учетом предписаний ЦБ РФ, недавно вступивших в силу наряду с новыми нормами Закона № 229-ФЗ.

Как отразить взыскания в платежке

При заполнении платежки за каждого работника (необязательно должника) необходимо:

1. В поле 20 платежного поручения («Наз.пл.») проставить:

  • код 1 при выплате дохода, по которому статьей 99 Закона № 229-ФЗ предусмотрены ограничения, но нет запретов (например, если перечисляется зарплата);
  • код 2, – если с выплачиваемого дохода полностью запрещены удержания в силу положений ст. 101 Закона № 229-ФЗ;
  • код 3 – при перечислении возмещения вреда здоровью, бюджетной компенсации пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф (исключения из «запретов» по п. 2 ст. 101 Закона № 229-ФЗ, о которых мы сказали выше).

2. При фактическом удержании суммы взыскания с дохода работника фиксировать данную сумму в поле платежки 24 «Назначение платежа» (письмо ЦБ № ИН-05-45/10 от 27.02.2020).

При этом используется специальная запись вида «…//ВЗС//долг//», где «долг» – это сумма удержания в рублях и копейках (например, 10000-00). Здесь вы можете ознакомиться с образцом платежки, заполненной с учетом новых правил, введенных Законом № 12-ФЗ и свежими предписаниями Центробанка.

Важно не ошибиться в заполнении платежки. Так, если по исполнительному листу взыскание – алименты, то по ним может удерживаться до 70 процентов от зарплаты, согласно п. 3 ст. 99 закона № 229-ФЗ. Бухгалтером компании-работодателя должен быть указан код «1». Введение кодов и фиксирование произведенных удержаний работодателем позволит избежать повторного взыскания одних и тех же сумм с дохода должника банками и приставами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Тонкости терминологии в исполнительном производстве

Законы порой содержат непривычные термины. Рассказываем, что есть что и как понимать законодателей.

Исполнительный документ

В самом Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (закон № 229-ФЗ) нет специальной статьи, которая раскрывала бы содержание используемых понятий.

Для указанной логической операции определения понятий будем придерживаться в основном вышеобозначенного закона.

Однако вывести определение понятий можно из контекста закона или из разъяснений высших судов, разрешающих определенные споры и вынужденных давать трактовку понятиям для правильного применения конкретной нормы.

Исполнительным документам (ИД) посвящена целая глава 2 закона № 229-ФЗ, которая содержит, помимо прочего, незакрытый перечень ИД, но не дает определения самому понятию.

Вывести определение понятия ИД можно на основании совокупности норм ст. 1, 12, 13, 14 закона № 229-ФЗ.

Таким образом, исполнительный документ — это акт органа судебной или исполнительной власти, акт должностных лиц органов власти, содержащий требования по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения определенных действий.

Стоит отметить, что само постановление судебного пристава-исполнителя в некоторых случаях также может являться исполнительным документом (п. 7 ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 30). Например, при выведении из состава сводного исполнительного производства требования о взыскании расходов на совершение исполнительных действий или исполнительского сбора в отдельное исполнительное производство (ИП), когда основное исполнительное производство окончено (ч. 7 ст. 47).

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения

Здесь определение законодателем дано.

Однако на практике юристы часто путают указанные термины.

Исполнительные действия — действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 64).

Например, временное ограничение права должника на выезд из страны или временное ограничение на пользование должником специальным правом являются исполнительными действиями, когда, к примеру, ИД содержит требование о взыскании денежных средств и пр.

То есть исполнительные действия выступают некими обеспечительными мерами, применяемыми судебным приставом-исполнителем в целях полноценного применения мер принудительного исполнения в дальнейшем.

Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе (ч. 1 ст. 68). Вот так просто, то есть это действия, которые предписаны в самом ИД, это надо понимать буквально.

Например, при исполнении исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств, списание денег со счета будет являться вышеуказанной мерой исполнения.

Но в ситуации с запретом распоряжения денежными средствами на счету должника (так называемая заморозка денег на счету, когда деньги остаются на счету, но снять или перевести их нельзя) указанное действие будет являться исполнительным действием. Аналогично при запрете на совершение регистрационных действий с движимым (запрет на ТС в ГИБДД) и недвижимым имуществом (запрет на жилье в Росреестре) должника эти действия являются исполнительными, а не мерами принудительного исполнения.

Понимание различий этих понятий поможет при применении, например, норм об отложении и приостановлении ИП; при применении норм о пятидневном сроке для добровольного исполнения.

Приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

Приостановление ИП (ст. 39-42, 45) — приостановление судом или судебным приставом-исполнителем, органом выдавшим исполнительный документ, применения мер принудительного исполнения до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.

То есть приостанавливаются меры исполнения, а не исполнительные действия.

Эту позицию Верховный Суд РФ подтвердил в постановлении пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”», указав о том, что в ходе приостановленного ИП судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.

Отложение в исполнительном производстве (ст. 38 закона № 229-ФЗ) — отложение судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительного документа на срок не более десяти дней.

Интересно отметить, что согласно позиции Верховного Суда России, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 10.02.2015 № 305-КГ14-8033 по делу № А41-59416/2013, судебный пристав может откладывать исполнение неограниченное количество раз.

Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства ( ст. 446 ГПК РФ , ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021 ; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П ), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Читайте также:  Как пройти техосмотр с трещиной на лобовом стекле? Советы юриста, актуальные на 2022 год

Прекращение и окончание исполнительного производства

Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).

Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).

ФЗ 229 об исполнительном производстве – в чем суть федерального закона?

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”. Редакция закона, действующая с 01.01.2022 года (ред. 81)

Право на судебную защиту тесно связано с правом на исполнение судебного решения. Европейским судом по правам человека ранее отмечалось, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда”.

Вместе с тем, несмотря на то, что право на исполнение решения суда в широком смысле является частью судебного разбирательства, российское законодательство не дает оснований для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Исполнение решения суда осуществляется органом исполнительной власти (службой судебных приставов), хотя разрешение ряда вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, отнесен законом к компетенции суда, основная роль которого на стадии исполнения, сводится к контролю за процессом исполнительного производства и разрешению споров между его участниками.

Федеральный закона N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” регулирует, прежде всего, порядок деятельности Федеральной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения решений судов.

Закон N 229-ФЗ раскрывает перечень документов, имеющих силу исполнительного документа, содержит нормы права о сроках в исполнительном производстве, извещениях, правовом положении лиц, участвующих в исполнительном производстве, производстве исполнительных действий, порядке реализации имущества должника, порядке обжалования действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также об особенностях исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.

С целью разъяснения возникающих в судебной практике вопросов применения отдельных положений закона № 229-ФЗ принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 “О применении судами заканодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”

Первоначальный текст Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” был опубликован в “Российской газете” (N 223, 06.10.2007 года), “Собрании законодательства РФ” (08.10.2007 года, N 41, ст. 4849).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” с последними изменениями, внесенными Федеральными законами от 01.07.2021 N 253-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2022 года.

2 октября 2007 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Принят
Государственной Думой
14 сентября 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Глава 2. Исполнительные документы

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Глава 5. Исполнительное производство

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество
должника-организации

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату
и иные доходы должника-гражданина

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве
наказания за совершение преступления. Порядок исполнения
исполнительного документа о конфискации имущества и
исполнительного документа об уплате судебного штрафа,
назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов
в отношении иностранного государства и его имущества

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера,
содержащихся в исполнительных документах

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств
и очередность удовлетворения требований взыскателей

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации
об исполнительном производстве

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
при совершении исполнительных действий

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений
и действий (бездействия) должностных лиц
службы судебных приставов

ФЗ 229 об исполнительном производстве – в чем суть федерального закона

ФЗ 229 об исполнительном производстве. Изменения. Комментарии

Исполнительное производство – это термин, обозначающий принудительное взыскание долгов с граждан, которые в силу каких-либо обстоятельств не исполнили взятые на себя обязательства. Правила и особенности его ведения регулируются отдельным актом ФЗ-229 от 2 октября 2007 года (актуальная редакция от 22 декабря 2020 года с добавочными корректировками от 1 января 2022 года), а также отдельными положениям других законов.

Исполнительное производство – что это такое?

Исполнительное производство – это процессуальный государственный процесс, предусматривающие принудительное взыскание долгов с граждан, не исполнивших взятые финансовые обязательства.

Причем производство может быть возбуждено как в отношении невыполненных обязательств, взятых добровольно (невыплаченный кредит, заем, неисполненный договор и т.д.), так и назначенных судом (невыплата алиментов, назначенной компенсации и т.д.).

Учреждением, которое занимается взысканием долгов по исполнительному производству, является Федеральная Служба Судебных Приставов, также часто обозначаемая аббревиатурой ФССП.

Начало исполнительного производства

Основанием для старта исполнительного производства является исполнительный лист. Этот документ выдается в результате рассмотрения иска, поданного заявителем, учреждением судебной власти.

С момента получения исполнительного листа у заявителя имеется трое суток (не считая выходных и праздничных дней), в течение которых он должен передать документ в службу судебных приставов. Работники ФССП в свою очередь также в течение трех дней с момента получения листа выносят вердикт: открытие нового производства или отказ в этом.

Правила выполнения предписаний исполнительного производства

С момента открытия исполнительного производства должнику предоставляется пять рабочих суток, в течение которых он может поспособствовать закрытию дела, выполнив наложенные финансовые обязательства на добровольной основе.

В таком случае вместе с основным долгов ему также потребуется оплатить налоговый сбор в пользу ФССП. Его сумма составляет:

  • 7% от объема задолженности, но не меньше 1 тыс. руб. – для физических лиц, в том числе и ведущих предпринимательскую деятельность в статусе ИП;
  • 7% от объема задолженности, но не менее 10 тыс. руб. – для юридических лиц любой формы регистрации.

Если в отведенные пять дней должник не погасил имеющиеся обязательства в добровольном порядке, то приставы начинают процедуру принудительного взыскания. Ее продолжительность меняется в зависимости от характера дела. Актуальны следующие сроки:

  • взыскания по открытому исполнительному лицу – 3 года;
  • взыскания по решению трудовых споров – 3 месяца;
  • взыскания по решению трудовых споров, выполняющихся на основании судебного приказа – 2 года;
  • взысканию по невыполненным обязательствам, которые предписаны судебным приказом – 2 месяца.

Истечение указанных сроков давности является основанием для прекращения исполнительного производства. Однако, во-первых, истекшие сроки давности могут быть обоснованно оспорены заявителем в судебном порядке. Во-вторых, под регламентированные периоды попадает время, в течение которого в отношении гражданина или компании велось исполнительное производство, но долг не был погашен в силу иных обстоятельств (отсутствие имущества для реализации, отсутствие доходов, прибыли и т.д.). Время, в течение которого должник скрывался от судебных приставов не учитывается в общих сроках исковой давности.

Меры принудительного взыскания долгов

В ходе ведения исполнительного производства судебные приставы вправе:

  • вызывать гражданина или же его доверенного представителя по повестке на прием в ФССП;
  • собирать информацию как о самом гражданине, так и о его доходах и имуществе, подавая запросы его работодателю, в Росреестр, в банковские учреждения и т.д.;
  • свободно посещать место жительства гражданина и другие имеющиеся у него в собственности объекты недвижимого имущества;
  • арестовывать имущество любого типа, кроме объектов, попадающих под исключение;
  • инициировать введение в действие запрета на покидание пределов территории Российской Федерации;
  • инициировать розыск должника;
  • начислять дополнительные штрафы и пени за невыполненные в срок финансовые обязательства;
  • передавать несовершеннолетних детей гражданина под попечение органов опеки;
  • взыскивать имущество, подлежащее реализации на аукционе в счет непогашенной задолженности;
  • изымать имущество, права собственности на которое были переданы взыскателю на основании решения суда;
  • выселить должника из жилого помещения, если соответствующее решение обусловлено выписанным судебным приказом.

Какое имущество не может быть взыскано в счет долга?

В счет оплаты долгов в ходе ведения исполнительного производства приставы могут изымать любое имущество должника для его дальнейшей реализации в аукционном порядке. Однако есть исключения. Они прописаны в содержании ст. 446 ГПК РФ от 14 ноября 2002 года (актуальна версия документа от 30 апреля 2022 года).

К таковому относится следующее имущество физического лица:

  • недвижимое имущество, если оно является единственным объектом собственности, пригодным для проживания (исключение составляют дома и квартиры, на которые наложено банковское обременение на основании передачи имущества под залог в ходе оформления ипотечного кредита);
  • земельный участок, на котором расположено единственное имеющееся жилья должника;
  • обычные бытовые предметы: мебель, одежда, гигиенические средства и т.д., кроме драгоценностей и предметов роскоши;
  • любое имущество, используемое для ведения трудовой или профессиональной деятельности, оценивая стоимость которого составляет более 10 тыс. руб. (например, у гражданина, работающего таксистом, на основании этого правила не может быть изъят автомобиль, использующийся для перевозки пассажиров);
  • домашние и фермерские животные, не являющиеся частью предпринимательской деятельности;
  • транспортное средство, если оно оборудовано специально для использования инвалидом (если должник является этим самым гражданином с ограниченными возможностями здоровья);
  • бытовая и цифровая техника, оцениваемая стоимость которой не превышает отметку в 30 тыс. руб. (для каждой единицы техники).

Порядок удержания доходов в ходе исполнительного производства

Если изъятого имущества недостаточно для оплаты всех долгов по исполнительному листу, то после его реализации судебные приставы вправе арестовывать часть получаемых гражданином доходов. Это касается всех видов:

  • заработная плата;
  • прибыль;
  • денежные средства, получаемые в ходе ведения профессиональной деятельности в статусе самозанятого гражданина;
  • дивиденды;
  • денежные средства, полученные в результате продажи ценных бумаг всех видов и т.д.

Важно: Государственные выплаты и пособия не являются доходами, с которых приставы могут удержать часть в счет оплаты задолженности по исполнительному листу. К таковым относятся: пенсионные выплаты любого типа, пособия по безработице, различные меры материальной поддержки слабозащищенным категориям населения и т.д.

Приставы вправе арестовать до 50% от размера получаемых доходов. Удержание будет производиться до того момента, пока имеющейся долг не будет погашен в полном размере или пока исполнительное производство не будет прекращено.

Очередность оплаты долгов по исполнительному листу

Возможные ситуации, когда в один исполнительный лист включаются долги по различным невыполненным финансовым обязательствам. В таком случае приставы взыскивают имущество и удерживают доход для их оплаты в порядке очередности:

  1. Первостепенно оплачиваются долги по:
    • алиментам;
    • компенсациям вреда здоровью;
    • компенсациям, назначаемым в связи со смертью единственного кормильца взыскателя;
    • компенсациям, назначаемым в целях возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступления;
    • компенсациям морального вреда.
  2. В порядке второй очереди оплачивают долги по:
    • выходным пособия;
    • заработной платы и другим компенсациям, предусмотренным положениями трудового кодекса (больничные, отпускные, командировочные выплаты и т.д.);
    • вознаграждениям, передающимся авторам интеллектуальной или творческой собственности;
  3. Третья очередь включает в себя долги, получателями которых являются внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, в том числе и территориальные отделения).
  4. В последнюю очередь оплачиваются долгим по всем остальным основаниям (невыплаченные кредиты, штрафы, добровольно взятые финансовые обязательства и т.д.).

Ответственность должников

Все должники обязаны исполнить требования и предписанные, предъявляемые судебными приставами. Уклонение от этого (независимо умышленное или неумышленное) является основанием для привлечения должника к административной ( ст. 17.8, ст. 17.14 КоАП РФ ) и к уголовной (ст. 151 УК РФ , ст. 157 УК РФ , ст. 312 УК РФ , ст. 315 УК РФ ) ответственности.

26 мая 2021, 15:17 Дек 28, 2021 12:41 Льготы всем Ссылка на текущую статью

Ссылка на основную публикацию