Зачем люди специально ухудшают свои жилищные условия?

Что не считается

Ухудшение жилищных условий не всегда является намеренным. Вот какие действия можно охарактеризовать, как неумышленные:

  1. Прописка в своей квартире супруга, детей, нетрудоспособных родителей. Равноценным считается прописка ребёнка к одному из супругов после развода.
  2. Отказ от участия в договоре дарения. Обращаем внимание, что если богатый дядюшка хочет подарить вам квартиру, вы вправе принять дар (составляется соответствующий документ) либо отказаться от презента.
  3. Расторжение договора пожизненного содержания по инициативе претендента на получение жилья.
  4. Если сделка по приобретению квартиры признана недействительной в судебном порядке.

Стоит отметить, что под понятие ухудшение жилищных условий, можно подогнать любой жизненный шаг. Например, проживая с женой в малогабаритной квартире, скажем, площадью 40 квадратов, вы задумались о детях.

С точки зрения чиновников, появление ребёнка в семье, можно расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий. К счастью, однозначно истолковать такое действие нельзя, поэтому в каждом регионе страны действуют свои поправки к данному законопроекту.


Кроме того, подаётся справка о техническом состоянии жилплощади. На основании этих документов, вам могут отказать в получении субсидий или бесплатного жилья. Обратите внимание, что сведения берутся за 5 лет, до подачи заявления. Вот какие действия прямо указывают на намеренное ухудшение жилищных условий:

Намеренно ухудшить жилищные условия – к чему приведет?

В российской юриспруденции понятие «намеренного ухудшения жилищных условий» впервые было озвучено новым Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу в 2005 году. Именно тогда законодательство России усмотрело возможность совершения гражданами определенных действий, впоследствии которых происходит ухудшение жилищных условий.

Главный признак намеренного ухудшения жилищных условий — это умысел. Определение таких действий зависит от выяснения того, отдавал ли гражданин во время их совершения себе отчет в том, что они повлекут за собой плохое состояние жилья, и согласен ли был он на наступление подобных последствий.

  • Какие действия относятся к этому типу нарушения?
  • Какие последствия по закону за совершение данных действий?
  • Какие действия не относятся к намеренному ухудшению жилищных условий?
  • Что может относится к ухудшению жилищных условий
    • Военнослужащих
    • Несовершеннолетних

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Ухудшение жилищных условий — понятие и признаки

В настоящее время довольно острыми считаются проблемы, связанные с недвижимостью. Возникает много ситуаций, которые могут повлечь за собой наличие ухудшения условий жизни.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Связано это чаще всего с увеличением семьи, разделу жилья и многое другое. Однако имеются случаи, когда люди преднамеренно хотят ухудшить свои жилищные условия для получения определенных видов льгот.

Понятие ухудшения жилищных условий не имеет четкого определения, однако под ним следует понимать изменения условий жизни граждан в худшую сторону по сравнению с предыдущей.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие документы нужны для аренды квартиры – знания необходимые арендатору!

Права и обязанности людей? снимающих помещение? подробно описаны в статье.

По https://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/zashhita-ot-moshennichestva.html ссылке находится материал который поможет вам проверять чистоту сделки купли квартиры.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Намеренное ухудшение жилищных условий (понятие и ситуации ухудшения)

Случаются ситуации при которых хорошие жилищные условия не выгодны и даже вредят некоторым планам граждан. В таких ситуациях люди зачастую идут на намеренное ухудшение жилищных условий, надеясь на их улучшение в дальнейшем. Такие манипуляции редко проходят незамеченными для контролирующих органов и могут привести к плачевным последствиям.

Обстоятельства, при которых приходится идти на ухудшение жилищных условий, обычно связаны с перспективой получения льгот, постановки на квартирный учет в качестве необеспеченных жильем граждан или получения нового жилья, взамен идущего на снос или ветхого дома, подлежащего расселению. В этих случаях выгодно не иметь собственной квартир или иметь площадь на проживающего в квартире меньше положенной нормы.

1. Перспектива получения льгот и субсидий.
В регионах России предусмотрены льготы и субсидии при оплате коммунальных услуг. Если жилец дома имеет неудовлетворительные жилищные условия, он может рассчитывать на возмещение ему части коммунальных платежей. При оформлении субсидий на услуги ЖКХ учитывается совокупный доход всех проживающих в квартире. Поэтому, прописка лишних людей в квартире дает необоснованное право на получение льгот. Кроме того, в Москве действует местный закон, определяющий оплату за квартиру в зависимости от принадлежащих человеку квадратных метров. Если в собственности находится жилье большой площади или несколько квартир, то отплата коммунальных услуг существенно повышается. Поэтому многие граждане оформляют принадлежащие им квартиры на родственников и знакомых, чтобы снизить расходы на коммунальные услуги и налог на имущество.

Действия, которые относят к ухудшению условий проживания

Существует ряд действий, которые совершает владелец, тем самым ухудшая свои условия жизни:

  • метраж жилого помещения становится меньше, так как собственник произвел обмен жилой площади;
  • владелец прописал после развода или заключения брака других людей в своей квартире;
  • был произведен раздел лицевого счета;
  • были произведены такие действия, как размен или изменение долей жилплощади;
  • по договору социального найма был отказ от использования квартиры;
  • передача или продажа жилплощади по сделке.

Исходя из написанного можно сказать, что речь идет о тех манипуляциях, при которых органам власти приходится обеспечить гражданина другим жильем.

  • фиктивный развод, при расторжении брака государство обязано выделить доли одному из супругов, а также их детям, если они есть;
  • общеустановленные нормы были нарушены умышленно, также могут быть нарушены правила эксплуатации представленного помещения;
  • гражданин заключил фиктивный брак и прописал в квартире настоящего супруга или супруга;
  • владелец оформил договор, по которому вся собственность или ее конкретная часть переходит другому владельцу;
  • была произведена продажа жилья, или же часть помещения;
  • гражданин обменял квартиру на жилую площадь меньшего размера, это уменьшило количество квадратных метров, рассчитанных на каждого из членов семьи;
  • в социальном жилье военнослужащий не соблюдал основные условия проживания.
Читайте также:  Игнорируют отказ от возбуждения уголовного дела

Для военнослужащих

Военнослужащие лица – это отдельная категория граждан РФ, для которой критерии преднамеренных действий, ухудшающих условия проживания, описаны в Инструкции Минобороны, подписанной 30 сентября 2010 года.

Ухудшение жилищных условий в случае с военнослужащими имеет свои особенности. Факторами намеренного ухудшения условий проживания военных являются:

  • умышленное нарушение общеустановленных норм и правил, а также порядка эксплуатации жилого помещения;
  • осуществление обмена объектами жилой недвижимости, в результате чего уменьшается количество квадратных метров в расчете на одного члена семьи относительно показателя учетной нормы;
  • заключение фиктивного брака с последующей регистрацией в квартире/доме фиктивного супруга(и);
  • фиктивный развод мужа и жены, подразумевающий обязательное выделение доли недвижимого жилого имущества одному из них, а также детям, если они есть;
  • злостное невыполнение условий проживания в социальном жилье;
  • оформление договора дарения на жилье или конкретную его долю;
  • продажа жилья или его доли.

Не считаются преднамеренными действия военнослужащих, ухудшающие условия проживания, если:

  • они на своей жилплощади прописали своих малолетних детей, жену или мужа, а также своих родителей или родителей супруга(и), других близких родственников в законном порядке или по решению суда;
  • жилье, находящееся во владении военного лица признано подлежащим сносу и аварийным;
  • военнослужащий не имеет своей собственной жилой недвижимости.


Молодые семьи согласно федеральной программе «Молодая семья» и Жилищному Кодексу РФ имеет право на получение субсидии в размере 30% от общей стоимости жилья соответствующего размерам установленным программой и региональными нормативно-правовыми актами нормам квадратных метров в расчете на каждого члена семьи. Иногда при отсутствии полного соответствия нуждающимся в государственной материальной помощи, молодые люди совершают неправомерные действия, пытаясь незаконным путем получить право на постановку в очередь на жилищный сертификат.

Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий

Многие из нас со временем начинают задумываться об улучшении своих жилищных условий – в связи с расширением семьи, переездом в другой город или просто с возникновением желания пожить в более просторной и благоустроенной квартире со своими родными и близкими.

И часто делают это не без помощи государства, которое во многих случаях может предоставить как само жилое помещение, так и субсидию на его приобретение. Но порой не все до конца понимают понятие намеренного ухудшения жилищных условий, и недооценивают его последствия. В итоге, в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственные и муниципальные органы отвечают отказом, а вы получаете право быть принятым на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Всегда ли намеренное ухудшение жилищных условий действительно является «намеренным»?

Супруги Р., действующие также в интересах несовершеннолетнего сына, обратились в управу района Южное Тушино СЗАО г. Москвы с заявлением о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Распоряжением управы района в удовлетворении заявления им было отказано на основании статьи 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” ссылаясь на то, что за последние пять лет, предшествовавшие подаче заявления, супруг совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Истцы полагают, что отказ в признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является незаконным, поскольку супругом Р. ухудшения жилищных условий в данном случае не допущено. Решением Тушинского районного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения. В надзорной жалобе супругом Р. ставился вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, супруга Р. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной приватизированной квартире площадью 56,1 кв. метров, жилой площадью 39,6 кв. метров в качестве члена семьи собственников жилого помещения: её отца и матери. В квартире также зарегистрирована и проживает дочь собственников жилого помещения – сестра Р.

Супруг Р. проживал в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 51,6 кв. метров, жилой площадью 30,1 кв. метров, в которой также проживают его отец и брат.

Впоследствии между супругами Р. был заключен брак, после чего супруг Р. был вселен в квартиру к супруге Р., с согласия собственников квартиры и всех проживающих в данном жилом помещении граждан в качестве её мужа. Спустя некоторое время у супругов родился сын, который был зарегистрирован и вселен в жилое помещение по месту жительства родителей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что переселение Р. из двухкомнатной квартиры, где он проживал ранее, в трехкомнатную квартиру к супруге, является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, что в силу статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации препятствует постановке на очередь нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

Между тем, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, суд неправильно применил нормы материального права.

Из содержания статьи 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 9 Закона г. Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

Судом установлено и из материалов дела следует, что после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в ней гражданина, составила 11,22 кв. метров.

После вселения в указанную квартиру новорожденного сына супругов, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире граждан, составила 9,35 кв. метров.

Таким образом, поскольку после вселения супруга Р. в квартиру, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого гражданина, проживающего в данной квартире, была более учетной нормы, установленной пунктом 3 статьи 9 Закона г. Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”. Нуждаемость в жилых помещениях у истцов возникла после рождения сына и вселения его в указанную квартиру, постольку у суда не имелось оснований для признания действий Р. по вселению в квартиру к супруге и проживающим с ней родственникам ухудшением жилищных условий.

Вывод суда о том, что Р. ухудшил свои жилищные условия, поскольку размер площади жилого помещения, приходившийся на него в двухкомнатной квартире 17,2 кв. метров в связи с переселением в трехкомнатную квартиру к супруге уменьшился до 11,22 кв. метров, является неправильным, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у Р. в связи с вселением в квартиру не возникло.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

Между тем, отказывая в удовлетворении требований супруги Р., действующей также в интересах своего несовершеннолетнего сына, о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, ни управа района Южное Тушино СЗАО г. Москвы, ни судебные инстанции не учли, что предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для отказа ей, действующей также в интересах сына, в удовлетворении указанных требований не имеется, поскольку ни супруг Р., ни супруга Р., не совершали за пять лет, предшествовавших подаче заявления, действий по ухудшению жилищных условий.

Другой случай неправильного применения судами норм материального права произошел в Вологодской области.

Гражданин П. обратился в суд с заявлением к мэрии г. Череповца о признании постановления мэрии г. Череповца незаконным в части снятия его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Читайте также:  Как пишется жалоба на постановление?

В обоснование заявленных требований П. ссылался на то, что на основании договора купли-продажи он является собственником двухкомнатной квартиры. Общая площадь квартиры составляет 36 кв. метров, жилая – 22,7 кв. П. является инвалидом второй группы вследствие ранения, полученного во время Второй мировой войны, а также участником Великой Отечественной войны. Группа инвалидности ему установлена пожизненно, а спустя несколько лет он становится нуждающимся в постоянном уходе. В указанной квартире проживает со своей женой, страдающей рядом заболеваний, и ей одной тяжело ухаживать за ним.

Позднее, с целью ухода за ним и его женой в указанную квартиру в качестве членов их семьи вселилась его внучка – М. вместе со своим сыном Н. Впоследствии М. и ее несовершеннолетний сын были постоянно зарегистрированы в указанной квартире. Брак у внучки расторгнут за год до вселения к П. Ранее внучка и ее несовершеннолетний сын проживали в двухкомнатной квартире дочери П. – С. Данная квартира была приватизирована на С. и М. по 1/2 доле каждому. Внучка М. отказалась от участия в приватизации квартиры.

Постановлением мэрии г. Череповца “О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях” П. был принят на учет в льготную очередь ветеранов Великой Отечественной войны. При этом перед постановкой на очередь для получения жилья в мэрию г. Череповца им был предоставлен пакет документов, в том числе справки с предыдущего места жительства М. и Н.

Однако затем постановлением мэрии г. Череповца он был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья. Позднее жилищным управлением мэрии г. Череповца ему письменно сообщили о снятии с учета ввиду намеренного ухудшения жилищных условий, выразившегося во вселении в квартиру в качестве членов семьи внучки М. с ребенком. В период с момента его постановки на данный учет и до момента снятия с учета каких-либо изменений в его жилищных и семейных условиях не происходило.

Указанное постановление мэрии г. Череповца в части снятия его с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, П. считает незаконным.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области в удовлетворении заявленных П. требований отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В надзорной жалобе гражданином П. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений и направления дела на новое судебное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, и указал, что решение жилищного управления мэрии г. Череповца о снятии П. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является правомерным, поскольку П. до вселения к нему его внучки М. и правнука Н. был обеспечен жилым помещением более нормы предоставления; последние по прежнему месту жительства были также обеспечены жильем по учетной норме. Между тем, с выводами судов первой и кассационной инстанций нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Также судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Вселение в квартиру внучки М. с ее несовершеннолетним сыном имело место за четыре года до внесения указанных изменений в Федеральный закон “О ветеранах”, и было обусловлено необходимостью осуществления за П. постоянного постороннего ухода. Данное обстоятельство, как следует из материалов дела, никем в суде не оспаривалось.

По смыслу статьи 53 ЖК РФ (на которую сослался суд, разрешая дело), ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Между тем, суд первой инстанции не выяснил и не отразил в решении, в чем выразился умысел и недобросовестность П. при вселении родственников в квартиру, учитывая, что его право как ветерана Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло в связи с изменениями, внесенными 21 декабря 2009 г. в Федеральный закон “О ветеранах”. Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда от 21 июля 2010 г. без изменения, на допущенные судом первой инстанции нарушения внимания не обратил. Указанные выше требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела.

На основании изложенного состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В дополнение к вышеперечисленному имеет смысл обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О, которым разъяснено, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ (которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя) и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Как заключение к данной статье, хочу обратить внимание на следующее.

Федеральное законодательство (а именно – статья 53 ЖК РФ) содержит лишь последствия ухудшения, в то время как детальный перечень деяний граждан, влекущих их намеренность, в нем отсутствует, а содержится лишь в региональных нормативно-правовых актах. Однако вопрос об улучшении жилищных условий всё чаще выносится на федеральный уровень (например, в связи с недавним формированием окончательной нормативно-правовой базы о предоставлении субсидий федеральным государственным гражданским служащим), где уже на сегодняшний день возникает немало вопросов о критериях умышленности действий по ухудшению жилищных условий для получения права быть принятыми на учет, несмотря на попытку конкретизации этих действий в соответствующих Правилах (утв. Постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г.). По сути, все это дает чиновникам, принимающим решения о постановке нуждающихся на учет, практически неограниченную свободу выбора – имело ли место ухудшение или нет, ведь ухудшение жилищных условий может выражаться в самых различных формах и действиях.

Главное и основное доказательство должно состоять в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведь практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Чтобы исключить злоупотребления в этой сфере, (а ведь нельзя не отметить, что злоупотребления могут носить в том числе и коррупционный характер), считаю целесообразным детально раскрыть все обстоятельства, указывающие на намеренность таких действий на уровне федерального законодательства, в том числе и для того, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления в основаниях для отказа в постановке на учет или для снятия с учета не ограничивались сухим цитированием статьи 53 ЖК РФ. При этом следует учитывать как региональную нормотворческую практику, так и сложившуюся судебную практику данной категории дел.

В свою очередь гражданам хочу посоветовать тщательно продумывать совершаемые (планируемые) сделки с жилыми помещениями, а также иные действия, связанные с ними – не исключено, что наличие «лишнего» жилья (которым вы де-факто не пользуетесь или пользоваться не сможете) значительно усложнит процесс реального улучшения своих жилищных условий. Конечно, только в том случае, если Вы собираетесь обращаться за помощью к государству. А как поступать – решать только Вам.

Для написания статьи были использованы следующие источники:

  1. Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 № 5-В10-102
  2. Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 2-В11-1
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О
  4. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 63
Читайте также:  Как правильно оформить возврат товара от покупателя

В обоснование заявленных требований П. ссылался на то, что на основании договора купли-продажи он является собственником двухкомнатной квартиры. Общая площадь квартиры составляет 36 кв. метров, жилая – 22,7 кв. П. является инвалидом второй группы вследствие ранения, полученного во время Второй мировой войны, а также участником Великой Отечественной войны. Группа инвалидности ему установлена пожизненно, а спустя несколько лет он становится нуждающимся в постоянном уходе. В указанной квартире проживает со своей женой, страдающей рядом заболеваний, и ей одной тяжело ухаживать за ним.

Что считается ухудшением условий проживания

Для начала нужно пояснить, что не каждое действие по отношению к своему имуществу можно отнести к рангу умышленной порчи жилья гражданами. В Жилищном Кодексе Российской Федерации статья № 53 поясняет, что каждый желающий гражданин может встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. После подачи заявления человек должен ожидать своей очереди 5 лет. Если органами власти будут заподозрены умышленные неправомерные действия по отношению к своему недвижимому имуществу, то они имеют право вычеркнуть очередника из списка и лишить права вставать на учет в течение пяти последующих лет.

Желание встать на учет по улучшению качества условий проживания является законным для любого гражданина Российской Федерации, это касается и военнослужащих. Но человек должен предъявить все необходимые документы, подтверждающие необходимость его участия в программе по улучшению своих жилищно-бытовых условий.

Для того чтобы определить намеренное ухудшение жилищных условий, нужно тщательно и долго разбираться во всех фактах. Если человек уже находится на учете по предоставлению улучшенного жилья и одновременно провоцирует ухудшение жилищных условий, то доказать это будет сложно.

Другой случай, если человек еще не встал на учет для улучшения квартирных условий, но совершил какие-то действия по отношению к своему имуществу, то любое его деяние является умышленным во вред.


К вышеперечисленным пунктам можно добавить еще множество других нарушений. Ежегодно в Жилищный кодекс вводятся исправления и дополнения в статью, касающуюся умышленного ухудшения гражданами своих условий проживания. Здесь очень тонко проводится грань между гражданами, которые действительно нуждаются в улучшении условий жилья, и теми, кто намеренно хочет заполучить дополнительные квадратные метры.

Намеренно ухудшить жилищные условия – к чему приведет?

Инструкция «О предоставлении военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений» закрепляет следующее: военнослужащий теряет право стать на учет как нуждающийся в жилищном помещении .

если осуществит действия определенного характера. Преднамеренно изменить порядок использования жилого помещения; Обменять; Не соблюсти оговоренные условия договора о социальном найме жилья; Развестись и при этом выделить определенную долю жилого помещения; Отчудить часть или все жилое помещение, в результате чего нарушается учетная норма в сторону уменьшения, в соответствии с которой меняется количество метража, приходящегося на каждого из членов семьи военнослужащего.

Инструкция «О предоставлении военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений» закрепляет следующее: военнослужащий теряет право стать на учет как нуждающийся в жилищном помещении .

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Более того, доказать факт умышленного совершения действий даже в суде практически невозможно, поскольку не существует реального правового механизма подтверждения намеренного ухудшения условий проживания в целях получения материальной выгоды. Этим пользуются как недобросовестные граждане, так и чиновники, часто злоупотребляющие властью на местах.

Достаточно много непонятных моментов появляется при толковании норм права и законодательных положений, касающихся жилищных правоотношений. В частности, говоря о статусе военнослужащих в отношении намеренного ухудшения жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий — определенный вид действий граждан, желающих получить право состоять на учете как нуждающиеся в жилом помещении, который характеризуются умышленным созданием предпосылок выдать им данное помещение.

Максимчук Игорь Викторович, к. э.н., начальник управления по жилищной политике администрации Волгограда.


Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда решение районного суда оставлено без изменения.

метров, жилой площадью 39,6 кв. метров в качестве члена семьи собственников жилого помещения: её отца и матери.

В квартире также зарегистрирована и проживает дочь собственников жилого помещения – сестра Р. Супруг Р. проживал в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 51,6 кв. метров, жилой площадью 30,1 кв.

метров, в которой также проживают его отец и брат.


В квартире также зарегистрирована и проживает дочь собственников жилого помещения – сестра Р. Супруг Р. проживал в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 51,6 кв. метров, жилой площадью 30,1 кв.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий

Термин «намеренное ухудшение жилищных условий» имеет совсем недавнюю историю. Он появился в юридической практике после принятия в 2005 году нового Жилищного Кодекса РФ. В положениях данного законодательного акта введены формулировки, касающиеся действий граждан, которые могут привести к ухудшению условий проживания. Иногда такие действия действительно являются умышленными, и преследуют цель предоставления нового жилья специально уполномоченными территориальными органами взамен квартиры, пришедшей в негодность. В данной статье будут подробно рассмотрены вопросы, касающиеся юридического обоснования умышленного характера действий гражданина, и какая за такими действиями следует мера ответственности.

  • когда изменяется порядок пользования квартирой вследствие заключения соответствующей сделки;
  • в случае совершения обмена квартиры, предоставленной территориальными органами власти, результатом которого стало явное изменение в худшую сторону жилищных условий;
  • невыполнение требований договора социального найма, следствием чего стало выселение по судебному решению в отдельных случаях (например, хроническое и длительное невнесение платы за квартиру и коммунальные услуги);
  • осуществление процедуры вселения в квартиру лиц, не имеющих родственных связей с нанимателем или собственником помещения, что повлекло за собой уменьшение реальной учетной нормы на человека;
  • при выделении доли в натуральном виде одному из владельцев долевой собственности помещения;
  • осуществление отчуждения недвижимости (равно, как и ее доли), находящейся в собственности у граждан или членов их семей;
  • принятие добровольного решения о расторжении договора социального найма, или отказ от помещения, предоставляемого территориальными органами власти;
  • намеренное причинение вреда жилому помещению, повлекшее за собой возникновение условий, препятствующих безопасному проживанию в данном жилье;
  • осуществление процедуры перевода жилого помещения, или его части (полностью пригодного для проживания) в нежилое состояние;
  • покупка недвижимости, признанной до момента заключения сделки, как полностью непригодная для проживания (за исключением случаев дарения или наследования).

Намеренное ухудшение жилищных условий — понятие, признаки и последствия


По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия. Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий.

У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

уменьшение жилой площади в результате обмена жилья; разделение лицевых счетов; прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка; выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения


При оформлении субсидий на услуги ЖКХ учитывается совокупный доход всех проживающих в квартире.

Признаки и последствия ухудшения жилищных условий


В Жилищном Кодексе Российской Федерации статья № 53 поясняет, что каждый желающий гражданин может встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. После подачи заявления человек должен ожидать своей очереди 5 лет. Если органами власти будут заподозрены умышленные неправомерные действия по отношению к своему недвижимому имуществу, то они имеют право вычеркнуть очередника из списка и лишить права вставать на учет в течение пяти последующих лет.Желание встать на учет по улучшению качества условий проживания является законным для любого гражданина Российской Федерации, это касается и военнослужащих. Но человек должен предъявить все необходимые документы, подтверждающие необходимость его участия в программе по улучшению своих жилищно-бытовых условий.

Для того чтобы определить намеренное ухудшение жилищных условий, нужно тщательно и долго разбираться во всех фактах. Если человек уже


В целях намеренного ухудшения жилищных условий гражданин может сделать следующее:

Добавить комментарий