Правила проведения торгов арестованного имущества

Порядок проведения торгов

После того ка проведен арест имущества его передают в специальные организации, которые занимаются его последующей реализацией. Занимается этим судебный пристав-исполнитель. Также возможно участие кредитной организации, допустим если есть какие-то предпочтения по выбору организации-реализатора.

В свою очередь, данная организация занимается проведением торгов арестованного имущества и должна организовать их в течении двух месяцев после передачи. Это один из опорных моментов, который стоит отметить на бумаге.

Как же привлечь к торгам значительные массы потребителей. Все очень просто.

Организация, занимающаяся продажей арестованного имущества должна разместить объявления о предстоящих аукционах в печатных изданиях и интернете.

Такие объявления можно найти на специализированных сайтах, где указываются описание лота и требования к участникам.

После такой рекламной компании организация-реализатор начинает собирать заявки и предварительные взносы со стороны потенциальных участников аукциона. Предварительные сборы не являются отдельной платой и затем входят в бюджет участника торгов.

Такая процедура направлена на то, чтобы претенденты могли доказать серьезность намерений на приобретение арестованного имущества.

После того, как формальные процедуры закончены проводятся непосредственные торги. Они планируются на отдельное число и их порядок проведения заключается в том, что победителем становится лицо, которое в реальном времени предложило наибольшую цену в рамках отдельных торгов. После этого проводится легализация имущества но об этом поговорим немного попозже.


Организация, занимающаяся продажей арестованного имущества должна разместить объявления о предстоящих аукционах в печатных изданиях и интернете.

Отмена торгов

Изъятие имущества должника для проведения торгов основано на судебных приказах. В случае их оспаривания или при наличии судебной ошибки, процесс реализации вещей немедленно приостанавливается.

Отмена торгов Росимуществом обязана быть произведена, если из ФССП поступило постановление об отложении или приостановке процесса реализации объектов.

Специалисты агентства обязаны составить протокол об отмене аукциона, и разместить документ на публичной площадке. Отдельно должны быть уведомлены претенденты на участие в аукционе.

Их взносы за лоты должны быть возвращены. Если продажа возобновляется, действия комиссии аналогичны.

В противном случае, выигравший лишится задатка, а процесс торгов признается несостоявшимся. По окончании аукциона подписывается договор с его победителем и объект передается.

VII. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ АРЕСТОВАННОГО И ИЗЪЯТОГО ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ КОНФИСКОВАННОГО, БЕСХОЗЯЙНОГО И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ОБРАЩЕННОГО В СОБСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цена должна быть указана числом и прописью. В случае, если указания цены числом и прописью не совпадают, комиссия принимает во внимание цену, указанную прописью. Предложения, содержащие цену ниже начальной, не рассматриваются.

Правовое регулирование ареста и реализации имущества

Основным законодательным актом, который применяется для правового обоснования ареста имущества в момент ведения исполнительного производства, является ст. 87 ФЗ №229 от 28.12.2016. Данный закон предусматривает определенные права и обязанности должника перед законом, а также ограничения деятельности приставов-исполнителей, равно как и приведение их допустимых полномочий.

Помимо этого, другими статьями вышеозначенного Федерального Закона регламентируется весь порядок действий при аресте имущества, а также описание возможных действий должников, взыскателей или приставов-исполнителей.

Ст. 87 ФЗ №229 касается исключительно реализации имущества, которое уже находится под арестом в рамках исполнительного производства. Тем не менее другие статьи данного закона могут предусматривать ограничения на наложение имущественного ареста в отношении определенных категорий лиц и ситуаций, таким образом предоставляя возможные обоснования для отмены реализации арестованного имущества по причине несоответствия законодательству самого факта ареста.

Для вышеозначенного имущества применяется реализация исключительно в порядке проведения открытых торгов по формату аукциона. Таким образом, окончательная стоимость такового имущества, за исключением всех затрат на непосредственное проведение торгов, будет включена в компенсацию задолженности. Соответственно, аукционная стоимость может оказаться как выше, так и ниже цены, установленной при независимой оценке, что необходимо учитывать в случае его реализации.

Главные правила и порядок проведения торгов арестованного имущества – Аукционы и торги по банкротству


В этом случае, ФССП предпринимает действия, для снижения стоимости лота на 15%, и повторно направляет постановление в Росимущество. Процесс продажи повторяется.

Порядок проведения

  1. Арестованные объекты собственности должны быть реализованы в течение 10 дней со дня их оценки и подписания акта приёмки.
  2. Подготовленный пакет документов с результатами оценки судебный пристав передаёт в Росимущество для принятия решения о том, кто будет заниматься продажей активов — непосредственно Федеральное агентство или уполномоченные организации.
  3. Для рассмотрения этого вопроса отводится пять дней. Решение направляется в ФССП.
  4. Оценка имущества является обязательной. Его стоимость определяется посредством исследования цены аналогичных активов на рынке. А также учитывается его текущее состояние.
  5. После этого имущество реализуется уполномоченным органом в одной из двух предусмотренных форм или конкурсным управляющим. За 30 дней до проведения продажи, информация о лоте и дате проведения торгов должна быть опубликована на площадке и в СМИ.
  6. Опубликовав информацию о проведении аукциона, продавец (Росимущество или назначенная им организация) сообщает службе судебных приставов о наличии на торгах арестованного имущества и готовности к их проведению.

Сам процесс состоит из следующих этапов:

  1. Объявление о торгах.
  2. Регистрация участников.
  3. Проведение торгов.
  4. Объявление результатов.

Для участия в электронных торгах обязательно наличие ЭЦП, которой необходимо подписать заявку.

Какое имущество называют арестованным?

Это активы, владельцу которых согласно решению суда запрещено ими распоряжаться.

Арест — это не то же самое, что конфискация. В случае ареста имущество должника зачастую остается при нем, просто он не может его дарить и продавать. В то время как при конфискации у него изымают активы.

Арест накладывается в процессе судебного разбирательства и сохраняется до момента вынесения приговора. Его можно снять, если должник вовремя рассчитается по своим обязательствам. В противном случае арестованное имущество могут продать.

Арест имущества частных лиц производится согласно статье №115 УПК, имущества организаций — согласно статье №77 налогового кодекса.

Прежде чем арестовать активы ответчика, уполномоченные лица выявляют их наличие. Если на компанию или физическое лицо поступает заявление от кредитора о непогашенных им долгах, то суд выносит решение об ограничении прав на распоряжение собственностью сразу после принятия иска. При этом ответчику необязательно присутствовать на заседании.

На практике объекты часто выставляют на торги по более низкой цене. Если речь идет о продаже имущества должников в ходе банкротства, то на этапе публичных торгов цена еще больше снижается и скидки достигают 90%, что, несомненно, выгодно для покупателей.

Как происходит реализация судебными приставами собственности должников

Обычной продаже имущества банкрота посвящены ст. 87, 87.1, 87.2, а вот реализация вещей посредством аукционов происходит на основании главы 10 ФЗ «Об исполнительном производстве». После изъятия у должника собственности, пристав должен ее передать организации, занимающейся проведением торгов. Например, при банкротстве юрлица будет назначен арбитражный управляющий, который либо сам организует тендер, либо наймет и проконтролирует организатора. Перечень лиц, допускающихся к организации аукциона, есть в п. 2 ст. 447 ГК, а также в пункте втором статьи 449.1 ГК.

Пристав обязан передать все имеющиеся документы по реализуемому имуществу. Список этих бумаг при реализации недвижимости установлен в пунктах 8 и 9 ст. 89 ФЗ № 229-ФЗ.

Собственность банкротов реализуется посредством публичных торгов. Порядок и правила проведения аукциона установлен статьей 90. Здесь в пункте втором сказано, что сбыт собственности должников банкротов происходит на основании Гражданского кодекса, а именно статьи 449.1. Извещение о проведении тендера публикуется на сайте torgi.gov.ru, а также на портале ФССП или на сайте органа, проводящего торги.

Процедуры торгов по исполнительному производству предусматривается обычные, то есть регулируется она статья 448 ГК. При проведении открытого тендера заявки на аукцион принимаются от любого желающего, кроме должника, должностных лиц, а также иных граждан, участие которых запрещено законом. Полный перечень установлен в пункте 5 статьи 449.1 ГК.

Далее торги разделяется на три этапа:

  1. Реализация на открытом аукционе.
  2. Повторный аукцион в случае признания тендера несостоявшимся. Случаи, когда аукцион причисляют к таковым, перечислены в статье 91 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  3. Публичное предложение. Данный этап наступает в случае, когда не нашлось покупателей на предыдущих двух этапах. Как правило, здесь ещё больше снижается цена. Торги, в отличие от первых двух тендеров, состоятся, даже если в них участвовал только один человек.

На продажу собственности банкротов выделяется 2 месяца с момента, когда организатор получил вещь для реализации. Правила установлены п. 1 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве». Если по прошествии этого времени не удалось продать имущество, то порядок дальнейших действий зафиксирован в п. 3 и 4 ст. 92 того же ФЗ. Пристав может предложить взыскателю оставить имущество в своём распоряжении, но при этом его стоимость будет меньше на 25% от начальной цены (п. 12 ст.87 ФЗ №229-ФЗ).


Далее торги разделяется на три этапа:

Продажа арестованного имущества в ходе торгов


Так, в общем виде принятие у одной из сторон соглашения на себя обязательства по предоставлению другой стороне какого-либо товара, услуги, вещи, предмета или ценности влечет за собой возникновение ответственности в случае неисполнения такого обязательства. При этом характер и объем этой ответственности, в свою очередь, могут определяться как условиями соглашения, заключенного между ними, так и действующим законодательством. Так, в качестве мер такой ответственности могут применяться наложение штрафов и пеней за уклонение от погашения своих обязательств, реализация арестованного имущества и другие методы. Приоритетность закона или договора в каждом конкретном случае определяется в соответствии с содержанием нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу гражданско-правовых отношений.

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА

Процесс реализации арестованного имущества регламентируется Федеральным законом №229-ФЗ от 02.10.2007 ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) №347 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07. 2008 №149.

Реализация арестованного имущества должника совершается путем его продажи Территориальным Управлением Росимущества в Московской области (ТУ) самостоятельно либо в лице отобранных им на конкурсной основе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (специализированных организаций).

Процесс продажи такого имущества начинается с вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче арестованного имущества должника на реализацию (торги).

До передачи на реализацию имущества должна быть осуществлена его оценка по рыночным ценам в соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» — самостоятельно либо с привлечением оценщика. Услуги оценщика необходимы в случаях, когда продаже подлежит недвижимое имущество, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах), драгоценные металлы и камни, изделия из них, лом таких изделий, коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, вещь, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, если взыскатель не согласен с оценкой, произведенной приставом самостоятельно.

Должник может повлиять на выбор имущества, на которое может быть наложен арест, заявив ходатайство, где будет указано, на что он предлагает обратить взыскание.

В связи с внесением изменений в ФЗ от 12.03.2014 №34-ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» арест имущества производится только в том случае, если сумма взыскания по исполнительному производству превышает 3 тыс. рублей.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными изменениями в федеральных законах, должник вправе самостоятельно реализовать арестованное имущество, если его рыночная стоимость не превышает 30 тыс. рублей.

Так, граждане могут ходатайствовать о самостоятельной реализации арестованного имущества в течение 10 дней со дня извещения об оценке. Если за это время денежные средства переводятся на депозитный счет отдела судебных приставов, арест снимается.

Постановление о передаче имущества должника на реализацию и уведомление о готовности к такой реализации направляются в ТУ Росимущества, которое в течение пяти рабочих дней после даты получения перечисленных документов принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества или же о привлечении для этих целей специализированных организаций. О своем решении ТУ Росимущества письменно извещает территориальный орган ФССП.

Арестованное имущество должно быть передано судебным приставом-исполнителем на реализацию в течение десяти дней с момента его оценки и считается переданным со дня подписания акта приема-передачи. Реализация имущества осуществляется в порядке проведения торгов или на комиссионных началах. Недвижимость, заложенное имущество, дебиторская задолженность, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество стоимостью свыше 500 тыс. рублей реализуются на торгах. Остальное имущество продается на комиссионных началах.

Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов ТУ Росимущества или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение об имуществе, реализуемом на торгах в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества и в интернете. Территориальный орган ФССП России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.

Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. Если имущество должника не было реализовано с первых торгов, ТУ Росимущества или специализированные организации уведомляют об этом судебного пристава-исполнителя, который в свою очередь выносит постановление о снижении начальной цены на 15%.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. При отказе взыскателя от имущества, оно возвращается к должнику. В этом случае предпринимается попытка выявить иное имущество. Если его нет, исполнительный документ возвращается взыскателю.

Он может предъявить его для повторного исполнения, но не раньше, чем через шесть месяцев.

Пресс-служба УФССП России по Московской области

Тел/факс. 495) 580-59-38,

Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов ТУ Росимущества или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение об имуществе, реализуемом на торгах в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества и в интернете. Территориальный орган ФССП России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.

Читайте также:  Бухучет в оптовой торговле в 2020 годуПростая бухгалтерия

Общие правила. Это нужно знать!

Вопрос о продаже (реализации) имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями при взыскании долгов с должника, регулируется федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Соглашением Федеральной Службы Судебных Приставов России № 0001/13 и Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество».

Порядок реализации отличается в зависимости от стоимости имущества должника.

Первое, на что нужно обратить внимание, это порядок размещения информации о проведении торгов по реализации арестованного имущества. Поскольку его несоблюдение является достаточным основанием для признания торгов недействительными. Нас интересует наиболее доступная, и в тоже время обязательная, форма размещения информации – официальный сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://www.torgi.gov.ru на котором публикуется и информация о проведении торгов по реализации имущества должника. В разделе, посвященном реализации имущества должников представлена актуальная информация по всей России, с возможностью поиска по виду реализуемого имущества. Вы можете самостоятельно убедиться в достаточно лояльных ценах на выставленное имущество. При просмотре лотов обращайте внимание на статус: если он объявлен, можно принять участие в торгах.

Для принятия участия в торгах с помощью сети интернет Вам необходимо иметь доступ к порталу госуслуг, а в некоторых случаях быть готовым внести задаток. Рекомендуем оформлять участие путем непосредственного обращения к судебным приставам. Во-вторых, цена, по которой специализированная организация предлагает имущество должника, по общему правилу, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества должника. Оценка имущества производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам (наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства) – ч.1 ст.85 федерального закона об исполнительном производстве. Но в большинстве случаев случаях, судебный пристав-исполнитель обязан привлекать оценщика, например, если речь идет о недвижимом имуществе или вещах, стоимость которых, по предварительной оценке, превышает тридцать тысяч рублей.

В-третьих, взыскатель или должник по исполнительному производству вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного производства РФ либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчёте (п.3,4 ч.4 ст.85 Закона об исполнительном производстве). При рассмотрении такого заявления суд принимает меры по недопущению реализации имущества. При этом понесенные Вами судебные расходы по делу (в том числе, оплата услуг юриста) подлежат возмещению привлечённым к участию в деле территориальным органом Федеральной службы судебных приставов России, в котором осуществляет (осуществляло) служебную деятельность соответствующее должностное лицо.

В тех случаях, если заявки на участие в торгах подали менее двух лиц либо на торги не явились участники, либо явился один участник торгов, либо из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества, либо лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме – торги признаются несостоявшимися. В таком случае назначаются повторные торги – ст.92 Закона об исполнительном производстве. Во всех случаях, кроме неоплаты стоимости имущества в полном объеме, цена имущества снижается на пятнадцать процентов. В случае, если и вторичные торги объявлены несостоявшимися, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой по цене на двадцать пять процентов ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания.

Нарушение порядка проведения торгов по реализации арестованного имущества должника (отмена торгов)

Доброго времени суток, уважаемые юристы!

Является ли причиной для отмены торгов по реализации арестованного имущества должника разное время указанное в извещении опубликованном на официальном сайте torgi.gov и на сайте электронной площадки?

В извещении на сайте torgi.gov было указано время принятия заявок с 03.03.2020г. по 23.03.2020г., на сайте оператора электронной площадки технически установлено время 00:00 23.03, фактически время указанное в извещении на официальном сайте torgi.gov ограничено на сутки, то есть заявки принимались только по 22.03.

пакет документов был подготовлен, задаток переведен, в связи с тем, что не успели пройти аккредитацию на сайте оператора электронной площадки по 22 число (а прошли именно 23 числа) не смогли поучаствовать в торгах. Регламент площадка не нарушила, аккредитовала на 5 сутки. Но если бы время принятия заявок, указанное в извещении на сайте torgi.gov не было фактически ограничено на сутки, 23 числа смогли бы подать заявку ( в извещении именно такая формулировка: заявки подаются с 03.03.2020г. по 23.03.2020г.)

Насколько велики шансы отменить торги через суд, на основании существенного нарушения порядка проведения торгов?

Спасибо за ответы!

    торги, задаток
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 19621 ответ
  • 7800 отзывов эксперт

Шансы довольно велики, если вам удастся доказать все эти обстоятельства. То есть, надо предоставить достоверные доказательства того, что площадка не дала возможности подать заявку 23.03, то есть, фактически ограничили вас в участии в торгах.

Согласно ст.449 ГК РФ 1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

Полагаю, что вам в обязательном порядке до суда нужно удостоверить доказательства у нотариуса (заверить скриншоты из личного кабинета и с площадки, чтобы не было возможности внести какие-либо изменения в личном кабинете и в извещении.

Если будете подавать иск, обязательно подавайте заявление об обеспечительных мерах в виде приостановления торгов (заключения контракта), иначе если договор будет фактически исполнен, то возврат сторон в первоначальное положение будет невозможен и соответственно вам откажут в иске. Есть соответствующая практика.

С уважением, юрист Ирина Фролова!

Спасибо за ответ!
Насчет скриншотов и обеспечения важная информация!

Единственно мне все-таки кажется, что в данном случае больше подходит это основание ст. 449 ГК РФ:
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
Меня ведь фактически не отстранили, я даже заявку подать не смог, 23.03 это технически было невозможно, так как прием заявок на сайте был закончен.
А нарушение порядка проведения торгов, в результате привело к тому, что лот был продан по минимальной цене.

Доброго времени суток, уважаемые юристы!

Порядок реализации арестованного имущества судебным приставом-исполнителем

Реализация имущества должника в исполнительном произ в одстве представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В статье мы попытаемся разобраться, как пристав-исполнитель реализует арестованное имущество, чем при этом руководствуется и кто еще, помимо него, участвует в данном процессе.

Реализация арестованного имущества должника осуществляется в соответствии с общими положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) № 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 149 от 25.07.2008 года. Приказ устанавливает порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Реализация арестованного имущества должника происходит путем его продажи Росимуществом в лице своих территориальных органов и отобранных им на конкурсной основе физических и юридических лиц (специализированных организаций). Процесс продажи такого имущества начинается с того, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию. До передачи имущества должна быть произведена его оценка по рыночным ценам в соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» – самостоятельно либо с привлечением оценщика. Услуги оценщика необходимы в случаях, когда продаже подлежит недвижимое имущество, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах), драгоценные металлы и камни, изделия из них, лом таких изделий, коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, вещь, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, если взыскатель не согласен с оценкой, произведенной приставом самостоятельно.

Арестованное имущество должно быть передано судебным приставом-исполнителем в течение десяти дней с момента его оценки и считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.

Постановление о передаче имущества должника на реализацию и уведомление о готовности к такой реализации направляются судебным приставом-исполнителем в Росимущество, которое в течение пяти рабочих дней после даты получения перечисленных документов принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества или же о привлечении для этих целей специализированных организаций. О своем решении Росимущество письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Продажа имущества происходит на комиссионных началах или на торгах. Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов Росимущество или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение в печатных средствах массовой информации, распространяемых в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (интернете). В течение семи дней Росимущество или специализированные организации письменно предоставляют территориальному органу Федеральной службы судебных приставов ссылку на сайт и печатные средства массовой информации, в которых опубликовано извещение. Территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.

Общий срок, в течение которого арестованное имущество должно быть реализовано, составляет два месяца со дня его передачи. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца со дня его передачи на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество или специализированные организации уведомляют об этом судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов. Когда имущество должника не было продано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям. При отсутствии таковых или отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой – возвращается должнику.

Датой окончания процесса реализации арестованного имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет отдела территориального органа Федеральной службы судебных приставов, либо дата акта приема-передачи (возврата) имущества, либо, в случае если имущество отозвано и на реализацию не передавалось, дата постановления об отзыве арестованного имущества с реализации.

Таким образом, реализация арестованного имущества должника производится в установленные законом порядке и сроки при участии не только службы судебных приставов, но и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также специализированных организаций.

В действительности же, модель реализации имущества должника далека от идеальной, прописанной в законодательстве. Нередко взыскателю приходится применять дополнительные меры для оперативного решения задач по реализации имущества, обращаться к профес сиональным юристам, которые, благодаря своему опыту и знаниям, организовывают и контролируют процесс передачи имущества от должника и процесс его реализации.

Реализация имущества должника в исполнительном произ в одстве представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В статье мы попытаемся разобраться, как пристав-исполнитель реализует арестованное имущество, чем при этом руководствуется и кто еще, помимо него, участвует в данном процессе.

Решение по делу № Т17/120-229

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

по делу № Т17/120-229

Резолютивная часть решения оглашена 11.01.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 16.01.2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

начальник отдела контроля органов власти,

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т17/120-229 по жалобе С (далее – Заявитель) на действия Л (далее – организатор торгов, ответчик) при проведении торгов по продаже арестованного имущества в форме аукциона (открытого по составу участников и закрытого по форме подаче предложений по цене имущества) по лоту 21-(208-М-ТМН), в присутствии представителей ответчика – Е (доверенность № 11 от 27.09.2017), в присутствии заявителя С.

В Тюменское УФАС России 25.12.2017 (вх. № 9765) поступила жалоба С на действия Л при проведении торгов по продаже арестованного имущества в форме аукциона (открытого по составу участников и закрытого по форме подаче предложений по цене имущества) по лоту 21-(208-М-ТМН) кв., пл.152,4 кв.м., кад. № 72:23:0218001:17358, адрес: г.Тюмень, ул.М.Горького, д.47, кв.7, залог., собственник С.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч.6 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

Читайте также:  Как поменять права без прописки и регистрации

В соответствии с ч.19 ст.18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении вышеуказанного открытого конкурса и об уведомлении лиц, подавших заявки на участие в открытом конкурсе о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что организатор торгов сократил время приема заявок, а также сократил период приема заявок и перечисления задатка, не указал наличие ареста, наложенного на реализованное имущество.

Представитель ответчика, присутствующий на рассмотрении настоящего дела пояснил, что время, период приема заявок, а также перечисление задатка установлены Л в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим размещение информации и проведение торгов.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

Предметом рассматриваемого открытого аукциона, является выставленное на продажу арестованное имущество, обремененное залогом.

Из анализа действующего законодательства РФ следует, что порядок реализации арестованного имущества, в том числе обремененного залогом, регламентируется рядом нормативных правовых актов.

При реализации недвижимого имущества, обремененного залогом, организатор торгов руководствуется ст.448-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Методическими рекомендациями по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных заместителем руководителя Росимущества Б от 11.04.2014.

Указанные Методические рекомендации направлены на организацию работы Росимущества и территориальных управлений Росимущества по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Методические рекомендации разработаны в целях повышения качества и эффективности исполнения мероприятий по реализации имущества должников Росимуществом и территориальными управлениями Росимущества.

Так, согласно ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя – также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Также Законом об исполнительном производстве установлены требования к срокам и порядку проведения торгов, определены основания признания торгов несостоявшимися и их последствия (гл. 9 Закона).

Согласно положениям ст.ст. 87-89 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника осуществляется «специализированными организациями».

Согласно п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. постановлением правительства РФ от 05.06.2008 № 432, функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Л является специализированной организацией по реализации (проведению торгов) имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Тюменской области, действующее от лица Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту МТУ Росимущества) на основании Государственного контракта № 0167100002317000031-0046598-01 от 26.09.2017.

МТУ Россимущество поручением на реализацию имущества № 208-М-ТМН 27.11.2017 поручает Л осуществить путем проведения торгов продажу арестованного имущества Сидорова И.А.

Руководствуясь п.2 ст.448 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, Поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 208-М-ТМН 27.11.2017 о сроках публикации извещения о проведении публичных торгов и полномочиями по реализации арестованного имущества, Л 15.12.2017 было размещено информационное сообщение в газете Тюменские известия № 221 (6823) о том, что торги по лоту 21-(208-М-ТМН) кв., пл.152,4 кв.м., кад. № 72:23:0218001:17358, адрес: г.Тюмень, ул.М.Горького, д.47, кв.7, залог., собственник Сидоров А.Н., состоятся 10.01.2018 в 11:40. На сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение № 121217/13014161/01. Срок приема заявок установлен с 18.12.2017 по 28.12.2017 по рабочим дням с 09:00 до 15:00.

Начальная цена 15 600 000, 00 рублей, задаток 100 000 рублей.

В отношении довода Заявителя о том, что организатор торгов установил сокращенный период приема заявок и перечисления задатка менее 14 дней, с 18.12.2017 по 28.12.2017, что составляет 9 рабочих дней, установлено следующее.

Согласно п.2 ст.448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.

В соответствии с п.3 ст.57 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети “Интернет” в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена. То есть с момента извещения о торгах до даты торгов должно быть от 10 до 30 дней.

Дата публикации извещения по продаже арестованного имущества в форме открытого аукциона в газете Тюменские известия №221(6823), а также на сайте www.torgi.gov.ru извещение № 121217/13014161/01 – 15.12.2017, дата и время проведения торгов – 10.01.2018.

Таким образом, установленный период с момента публикации извещения до даты и времени проведения торгов составляет 26 дней, что соответствует п.3 ст.57 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Период приема заявок и перечисления задатка при реализации арестованного имущества федеральным законом не регламентирован.

Установление организатором торгов 10 дневного срока приема заявок не противоречит действующему законодательству.

Довод заявителя не нашел своего подтверждения.

В отношении довода Заявителя о том, что организатором торгов сокращено время приема заявки с 9:00 до 15:00 (6 часов в день), установлено следующее.

п.7.1 Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных заместителем руководителя Росимущества В.Е. Бобровской от 11.04.2014 (далее – Методические рекомендации) организатор торгов осуществляет приём заявок на участие в торгах в установленный извещением срок. Общая продолжительность срока приема заявок должна быть не менее 6 часов в день.

Таким образом, установленное организатором торгов время приема заявок с 9:00 до 15:00, что составляет 6 часов в день, соответствует установленным нормам Методических рекомендации.

Довод заявителя не нашел своего подтверждения.

В отношении довода заявителя о том, что извещение в газете «Тюменские известия» № 221 (6823) не в полной мере содержит сведения, предусмотренные п.6.2 Методических рекомендаций, установлено следующее.

Согласно п.2 ст.448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В соответствии с п.3 ст.57 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.

Согласно п.6.2. Методических рекомендаций извещение о проведении торгов должно содержать следующие сведения:

– наименование (полное наименование согласно учредительным документам), адрес (полный адрес согласно учредительным документам), номер контактного телефона организатора торгов;

– месторасположение, описание и технические характеристики имущества;

– начальная (минимальная) цена предмета аукциона (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены предмета аукциона (цены лота) за единицу площади имущества, которое передает по результатам аукциона;

– срок, время, место и порядок предоставления документации об аукционе, срок и время приема заявок на участие в аукционе, наличие права на подачу заявок по предварительной записи, электронный адрес официального сайта торгов, на котором размещена документация об аукционе;

– сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что такое сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме;

– сведения о величине шага торгов;

– сведения о порядке оформления допуска (пропусков) в здания (помещения) организатора торгов при наличии пропускной системы в целях создания условий для подачи заявок;

– иная информация, предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации, а также положениями заключенных государственных контрактов (в случае реализации арестованного имущества через специализированную организацию).

В случае внесения в извещение о предстоящих торгах изменений и их опубликования в установленном порядке, размещение информации об указанных изменениях на официальном сайте www.torgi.gov.ru, собственном сайте Организатора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также в средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о торгах, не позднее дня, следующего за днем опубликования указанных изменений.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в газете Тюменские известия №221(6823), а также на сайте www.torgi.gov.ru извещение № 121217/13014161/01 содержит сведения, предусмотренные п.3 ст.57 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также п.6.2. Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных заместителем руководителя Росимущества Б от 11.04.2014.

В извещении, размещенном в газете Тюменские известия, а также на сайте www.torgi.gov.ru указано наличие обременения реализуемого имущества.

Довод заявителя не нашел своего подтверждения.

В Тюменское УФАС России 29.12.2017 (вх. № 9967) от С поступило дополнение к жалобе, содержащее ходатайство о привлечении к рассмотрению жалобы лиц, проживающих и зарегистрированных в квартире Заявителя С (супруга), С (дочь) С (сын), а также кредитора Заявителя С в пользу которого наложен запрет на регистрацию (арест) квартиры Заявителя, также на рассмотрении жалобы 11.01.2018 Заявитель ходатайствовал (вх. № 106) о привлечении заинтересованного лица В.

Комиссией Тюменского УФАС России на рассмотрении 11.01.2018 дела № Т17/120-229 заявленные ходатайства оставлены без удовлетворения.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России, доводы заявителя считает необоснованными.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Л является специализированной организацией по реализации (проведению торгов) имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Тюменской области, действующее от лица Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту МТУ Росимущества) на основании Государственного контракта № 0167100002317000031-0046598-01 от 26.09.2017.

Реализация имущества должника

Статья 371 ХПК позволяет судебному исполнителю при отсутствии или недостаточности у юридического лица денежных средств для погашения задолженности обратить взыскание на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или закрепленное за ним на праве экономического ведения.

В соответствии со ст. 381 ХПК изъятие и передача арестованного имущества должника на реализацию производятся по акту изъятия и передачи по истечении 10 дней со дня уведомления сторон о проведенной судебным исполнителем оценке имущества, либо по истечении срока, на который исполнительное производство приостанавливалось или исполнительные действия по исполнительному производству были отложены, либо по истечении срока, предоставленного судебным исполнителем должнику, чтобы он мог самостоятельно под контролем судебного исполнителя провести реализацию арестованного имущества:

– по оценке, отраженной в акте ареста имущества, или по оценке, проведенной судебным исполнителем с участием специалиста по оценке, если такая оценка проводилась;

– по оценке, проведенной экспертом, если такая оценка проводилась.

Изъятие и передача на реализацию имущества с ограниченным сроком годности (подвергающегося быстрой порче, требующего специальных условий хранения) могут быть осуществлены до истечения указанных выше сроков. Имущество, реализация которого является экономически нецелесообразной (в случае, когда расходы на реализацию имущества превышают его стоимость, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства), не подлежит реализации.

Должник после проведения судебным исполнителем ареста и оценки имущества и до изъятия имущества у должника или реализации имущества с торгов (электронных торгов) с письменного разрешения судебного исполнителя в установленный им срок вправе сам реализовать арестованное имущество по стоимости, не ниже указанной в акте ареста имущества, либо по стоимости, определенной экспертом или судебным исполнителем с участием специалиста по оценке, если такая оценка проводилась.

Реализация имущества (как самостоятельная, так и через торговую организацию) возможна по более высокой стоимости, чем указана в акте ареста (оценки) или в акте передачи имущества на реализацию. Комиссионное вознаграждение торговым организациям осуществляется на основании постановления судебного исполнителя об удержании расходов по исполнению, которое выносится в соответствии со ст. 401 ХПК. По окончании установленного срока непроданное должником под контролем судебного исполнителя имущество должно быть передано на реализацию уполномоченной торговой организации или выставлено на торги. Однако правом самостоятельной реализации должники пользуются очень редко, поскольку в процессе реализации имущества путем проведения торгов при наличии спроса на имущество стоимость имущества значительно повышается.

Переоценка

Читайте также:  Свидетель боится давать показания, что делать

В соответствии со ст. 382 ХПК имущество подлежит переоценке, если:

– имущество должника не было реализовано в течение 1 месяца со дня передачи его на реализацию в порядке, установленном законодательством;

– первые торги (электронные торги) объявлены несостоявшимися, и единственный участник, подавший заявку на участие в торгах либо явившийся для участия в них, отказался приобрести реализуемое имущество по начальной цене, увеличенной на 5%;

– взыскатель отказался оставить имущество за собой.

Размер переоценки в сторону уменьшения стоимости имущества устанавливается с учетом спроса на это имущество и не должен превышать 20% от стоимости имущества, переданного на реализацию. Переоценка в сторону увеличения стоимости имущества проводится при изменении уполномоченным на то органом регулируемых цен.

Переоценка имущества проводится судебным исполнителем, а при реализации имущества торговой организацией – совместно с представителем торговой организации. О времени и месте проведения переоценки имущества извещаются взыскатель и должник. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует проведению переоценки. При этом судебный исполнитель письменно уведомляет взыскателя и должника о состоявшейся переоценке имущества.

Что никому негоже…

Статья 383 ХПК предоставила взыскателю право оставить за собой имущество, реализация которого является экономически нецелесообразной, по стоимости, отраженной в акте ареста имущества, а в случае проведения оценки арестованного имущества – по стоимости, определенной актом оценки. Взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой в сумме первоначальной оценки, если имущество не реализовано торговой организацией в течение 1 месяца со дня передачи его на реализацию.

Также взыскатель вправе оставить за собой имущество в сумме переоценки, если имущество не реализовано торговой организацией в течение 2 месяцев после его переоценки. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ, если у должника отсутствуют доходы или другое имущество, на которые может быть обращено взыскание, возвращается взыскателю.

Часто на практике, если иное имущество у должника отсутствует или он не осуществляет деятельность, взыскатель оставляет за собой нереализованное имущество, если, конечно, оно пригодно к использованию. Также взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой в сумме оценки, по которой имущество выставлялось на торги (электронные торги), если первые торги (электронные торги) были объявлены несостоявшимися и единственный участ­ник, подавший заявку на участие в торгах либо явившийся для участия в них, отказался приобрести реализуемое имущество по начальной цене, увеличенной на 5%.

В случае если повторные торги (электронные торги) объявлены несостоявшимися и единственный участ­ник, подавший заявку на участие в торгах либо явив­шийся для участия в них, отказался от приобретения реализуемого имущества по начальной цене, увеличенной на 5%, и повторного отказа взыскателя оставить за собой реализуемое имущество, за исключением имущества, являющегося предметом залога, либо отказа принять имущество, оно возвращается долж­нику, а исполнительный документ, если у должника отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание, возвращается взыскателю.

При объявлении торгов (электронных торгов) несостоявшимися и отказе единственного участника, подавшего заявку на участие в торгах либо явившегося для участия в них, от приобретения реализуемого имущества по начальной цене, увеличенной на 5%, залогодержатель, являющийся взыскателем, вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом, если иное не установлено законодательными актами. К такому соглашению применяются нормы законодательства о договоре купли-продажи.

В случае объявления несостоявшимися повторных торгов (электронных торгов) по реализации имущества, являющегося предметом залога, и отказа един­ственного участника, подавшего заявку на участие в торгах либо явившегося для участия в них, от приобретения реализуемого имущества по начальной цене, увеличенной на 5%, залогодержатель, являющийся взыскателем, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на 10% ниже начальной цены на повторных торгах (электронных торгах), если иное не установлено законодательными актами. Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение 1 месяца со дня объявления повторных торгов (электронных торгов) несостоявшимися и в случае отказа един­ственного участника, подавшего заявку на участие в повторных торгах либо явившегося для участия в них, от приобретения заложенного имущества по начальной цене, увеличенной на 5%, договор о залоге прекращается, о чем суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение по представлению судебного исполнителя.

Если взыскатель согласен принять, а должник – передать взыскателю арестованное имущество в счет погашения долга, судебный исполнитель на основании письменных заявлений сторон выносит постановление и производит передачу имущества по стоимости, отраженной в акте ареста имущества, а в случае проведения оценки арестованного имущества – по стоимости, определенной актом оценки.

До передачи взыскателю имущества, стоимость которого превышает сумму задолженности перед данным взыскателем по всем возбужденным исполнительным производствам, взыскатель обязан перечислить на соответствующий счет органа принудительного исполнения разницу между стоимостью передаваемого имущества и остатком задолженности по соответствующим исполнительным производствам, установленную вынесенным судебным исполнителем постановлением.

Торги

В соответствии со ст. 384 ХПК судебный исполнитель через печатные СМИ обеспечивает публикацию объявления о предстоящих торгах (электронных торгах) не позднее 10 дней до их проведения, вывешивает объявление о торгах (электронных торгах) в органе принудительного исполнения, а также письменно оповещает о торгах (электронных торгах) должника и взыскателя. Информация об объявленных торгах (электронных торгах) и предмете торгов (электронных торгов) дополнительно размещается в сети Интернет с учетом требований, установленных законодательными актами.

В объявлении о предстоящих торгах (электронных торгах) должны быть указаны имущество, которое продается, кому оно принадлежит, где оно находится, стоимость имущества, сведения об обременениях (при их наличии), где, когда и кем проводятся торги (электронные торги), а также размер, порядок и сроки внесения задатка. О времени и месте реализации с торгов (электронных торгов) имущества, находящегося в залоге, судебный исполнитель извещает также и залогодержателя.

В торгах (электронных торгах) по продаже имущества не имеют права участвовать должностные лица госорганов, в т.ч суда, рассматривающего экономические дела, прокуратуры, органов внутренних дел, и члены их семей.

Порядок проведения торгов определен ст. 385 ХПК. Лицо, желающее принять участие в торгах (электронных торгах), обязано дать подписку о том, что нет препятствий, предусмотренных законодательством, для приобретения имущества, подать заявку на участие в торгах (электронных торгах) и внести на соответствующий счет органа принудительного исполнения задаток в размере 10% от стоимости продаваемого имущества. Задаток может быть внесен в белорусских рублях или иностранной валюте по официальному курсу белорусского рубля по отношению к иностранной валюте, установленному Нацбанком на день перечисления.

Прием заявок на участие в торгах (электронных торгах) должен заканчиваться не ранее чем за 3 рабочих дня до даты проведения торгов (электронных торгов).

До проведения торгов (электронных торгов) судебный исполнитель вправе перенести их на более поздний срок или отменить при наличии обстоятельств, препятствующих их проведению. О переносе (отмене) торгов (электронных торгов) уведомляются стороны и лица, подавшие заявки на участие в торгах (электронных торгах).

Перед началом проведения торгов (электронных торгов) до сведения участников доводится информация о затратах на организацию и проведение торгов (электронных торгов), в т.ч. о расходах, связанных с изготовлением и предоставлением участникам документации, необходимой для их проведения, о порядке и сроках их возмещения, а также о средствах, затраченных на формирование земельного участка и изменение земельного участка в результате такого формирования, государственную регистрацию в отношении этих участков в случаях, когда законодательными ак­тами для отдельных видов государственного имущества обязательным условием предусмотрена продажа земельного участка в частную собственность или права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания реализуемого имущества, о порядке и сроках возмещения этих затрат.

Торги (электронные торги) начинаются с объявления начальной цены реализуемого имущества и длятся до тех пор, пока участники делают очередную надбавку. Имущество считается проданным тому лицу, которое предложило на торгах самую высокую цену.

После проведения торгов (электронных торгов) судебный исполнитель составляет акт о проведенных торгах (электронных торгах), который подписывается судебным исполнителем и участником, выигравшим торги (электронные торги), – покупателем.

Покупатель обязан в течение срока, установленного актами законодательства, внести на соответствующий счет органа принудительного исполнения пол­ностью сумму, за которую им приобретено имущество, и возместить затраты на организацию и проведение торгов (электронных торгов). Если покупатель не внесет без уважительных причин всей причитающейся с него суммы в указанный срок, а также если в этот срок будет установлено, что покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), то задаток, внесенный перед началом торгов (электронных торгов), ему не возвращается и поступает в доход государства.

После уплаты покупателем всех причитающихся с него сумм судебный исполнитель передает покупателю копии акта о состоявшихся торгах (электронных торгах) (приобретении имущества покупателем) и акта передачи имущества. Обязанность зарегистрировать приобретенное имущество, подлежащее регистрации, возлагается на покупателя. Задаток, внесенный покупателем, зачисляется в счет покупной цены. Остальным участникам торгов (электронных торгов) внесенный ими задаток возвращается в течение 5 рабочих дней со дня проведения торгов (электронных торгов).

Несостоявшиеся и недействительные торги

Судебный исполнитель своим постановлением объявляет торги (электронные торги) несостоявшимися, если:

– на торги (электронные торги) не явились покупатели, или явился только один покупатель, или заявка на участие в торгах (электронных торгах) подана только одним покупателем;

– никто из явившихся лиц не сделал надбавки против стоимости имущества, с которой объявлены торги (электронные торги);

– покупатель в течение срока, установленного актами законодательства, не внес на соответствующий счет органа принудительного исполнения полностью сумму, за которую им приобретено имущество, и не возместил затраты на организацию и проведение торгов (электронных торгов).

Торги (электронные торги) могут быть признаны судом, рассматривающим экономические дела, недействительными в порядке, установленном законодательством.

Поскольку ХПК четко не устанавливает оснований для признания торгов недействительными, то необходимо обратиться к ст. 419 ГК, которая определяет возможность признания торгов недействительными в случае, если они проводились с нарушением правил, установленных законодательством. При наличии оснований по иску заинтересованного лица торги могут быть признаны экономическим судом недействительными в пределах установленных законодательством сроков давности.

В случае объявления торгов несостоявшимися или признания их недействительными судебный исполнитель не ранее чем через 10 дней назначает новые (повторные) торги, которые начинаются с объявления стоимости имущества, установленной после его переоценки.

До проведения переоценки не проданное на предыдущих торгах имущество должно быть предложено судебным исполнителем взыскателю в счет погашения долга в порядке, предусмотренном ст. 383 ХПК. После получения отказа (или неполучения его согласия в установленный срок) судебным исполнителем могут быть назначены новые (повторные) торги. При наличии нескольких взыскателей судебный исполнитель обязан выяснить позицию всех взыскателей по их согласию (несогласию) оставить имущество за собой в счет погашения долга.

При наличии нескольких взыскателей имущество, за исключением являющегося предметом залога, предлагается взыскателю, имеющему в соответствии с установленной законодательством очередностью удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам преимущественное право в удовлетворении данных требований. В случае если имеющий преимущественное право взыскатель отказался оставить имущество за собой, имущество предлагается следующему взыскателю, имеющему преимущественное право в порядке удовлетворения требований. Если имеется несколько исполнительных производств о взыскании в одной группе очередности и каждый из взыскателей по производствам согласен оставить имущество за собой, то имущество передается тому взыскателю, который первым предъявил исполнительный документ к исполнению.

В случае объявления несостоявшимися новых (повторных) торгов и вторичного отказа взыскателя оставить за собой продаваемое имущество судебный исполнитель снимает арест с имущества. Если имущество являлось залоговым, то в соответствии со ст.ст. 331, 333 ГК после повторно несостоявшихся тор­гов договор о залоге прекращается. В случае воз­врата не проданного с торгов имущества должнику судебный исполнитель обязан принять меры к обращению взыскания на другое имущество должника, а при его отсутствии – составить акт о невозможности взы­скания и вернуть исполнительный документ взыскателю с вынесением постановления в соответствии со ст. 366 ХПК.

К нарушениям правил проведения торгов могут относиться:

– нарушение порядка и сроков извещения сторон;

– проведение торгов ранее назначенных сроков;

– отсутствие в извещении сведений, предусмотренных ст. 418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);

– необоснованный отказ в допуске лица к участию в торгах (открытых);

– несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;

– признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;

– продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;

– выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;

– иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов.

Торги могут быть признаны недействительными частично по каждому лоту, если это не затрагивает права и законные интересы других лиц, являющихся участниками проведенных торгов и выигравших торги по другим лотам.

В то же время нарушения, допущенные судебным исполнителем при совершении исполнительных действий, предшествующих проведению торгов (например, действия, связанные с арестом и изъятием реализуемого имущества, его оценкой и др.), не могут служить бесспорным основанием для признания торгов недействительными, т.к. не связаны с процедурой проведения торгов. В этом случае стороны в исполнительном производстве вправе в соответствии с ХПК обжаловать соответствующие исполнительные действия в установленном порядке.

Автор публикации: Эвелина ДУБОВИК, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон» Наталья БУДНИК, специалист финансово-аналитического сектора УП «Юридическая компания «ПартнерКонсалт»

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

– на торги (электронные торги) не явились покупатели, или явился только один покупатель, или заявка на участие в торгах (электронных торгах) подана только одним покупателем;

Добавить комментарий