Постановка на кадастровый учет многоквартирного жилого дома

Как поставить недвижимость на кадастровый учет

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость.

Только кадастровый учет требуется, если вы:

  • существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания, сооружения на земельном участке, который находится у вас в собственности или которым вы пользуетесь на других законных основаниях;
  • снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.

Кадастровый учет с одновременной регистрацией прав на недвижимость требуется, если объект недвижимости:

  • был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
  • прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН).

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.

Ставить недвижимость на кадастровый учет должен собственник (независимо от того, кто он: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может поставить недвижимость на кадастровый учет сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Какие документы нужны для кадастрового учета?

Пакет документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет, зависит от того, какой объект недвижимости вы хотите поставить на кадастровый учет — земельный участок, дом, машино-место или что-то еще.

Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

С полным списком документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет (как отдельно, так и одновременно с регистрацией прав на недвижимость), можно ознакомиться на сайте Росреестра.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За регистрацию прав придется уплатить госпошлину .

3. Как подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет?

Подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет можно несколькими способами.

Лично

Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы», если за ее пределами — подать документы лично вы можете:

  • во Дворец госуслуг по адресу:
  • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
  • в отделения Росреестра по адресам:
  • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
  • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
  • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

Сотрудники приемной Росреестра, а также работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

По почте

Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.

Онлайн

Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для постановки недвижимости на кадастровый учет или для постановки на кадастровый учет одновременно с регистрацией прав. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории — 15 рабочих дней. Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость — в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Если вы подаете документы в центре «Мои документы», сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

4. Чем подтверждается кадастровый учет?

По итогам постановки недвижимости на кадастровый учет вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Она предоставляется в виде подписанного квалифицированной электронной подписью документа, который отправляется на e-mail, либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на кадастровый учет.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи выписки. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о характеристиках вашего объекта недвижимости может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

Кадастровые паспорта с 2017 года больше не выдаются.

5. Как проверить, стоит ли моя недвижимость на кадастровом учете?

Вы можете проверить, стоит ли ваша недвижимость на кадастровом учете, с помощью онлайн-сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

«Постановка на государственный кадастровый учет созданного многоквартирного дома и расположенных в нем помещений, в соответствии с Федеральным законом

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН), осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Необходимым для осуществления кадастрового учета документом, представляемым заявителем вместе с заявлением, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, является технический план.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о кадастре кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года вправе осуществлять физические лица, имеющие действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (кадастровые инженеры). Реестр кадастровых инженеров, осуществляющих кадастровую деятельность на территории Тюменской области, доступен на Портале государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (электронный адрес https:// portal. rosreestr. ru).

При постановке на учет многоквартирного дома осуществляется постановка на учет всех расположенных в нем помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме (часть 4.1. статьи 25 Закона о кадастре).

Требования к подготовке технического плана здания утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» (далее – Требования).

30.06.2014 вступил в силу приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.02.2014 № 86, которым внесены изменения в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке», в том числе предусматривающие, что технический план здания многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета всех помещений, расположенных в таком многоквартирном доме (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Особенности подготовки технического плана многоквартирного дома:

– предусмотрен следующий вид кадастровых работ: создание многоквартирного дома и помещений, расположенных в нем, в том числе жилых и нежилых помещений (п. 21 Требований);

– в текстовую часть технического плана включен раздел «Характеристики помещений в многоквартирном доме», который включается в состав технического плана только в случае выполнения кадастровых работ в связи с подготовкой технического плана на созданный (образованный) многоквартирный дом для постановки на кадастровый учет такого дома и расположенных в нем помещений (п. 7 Требований);

– раздел «Характеристики помещений в многоквартирном доме» содержит последовательно сведения о характеристиках каждого помещения в многоквартирном доме и заполняется в отношении всех помещений в многоквартирном доме (п. 42 Требований). Пунктом 43 Требований определены сведения, которые включаются в раздел «Характеристики помещений в многоквартирном доме».

В случае если государственный кадастровый учет квартиры в многоквартирном доме осуществлен в установленном Законом порядке, в строке «1» раздела «Характеристики помещений в многоквартирном доме» указывается кадастровый номер помещения, иные строки в указанном случае не заполняются.

Технический план подготавливается и представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

На сегодняшний день XML-схемы, используемые для формирования XML – документов для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома и расположенных в нем помещений, на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в сети Интернет не размещены.

До момента размещения XML-схем на официальном сайте и введения их в действие технический план здания, подготовленный в связи с постановкой на кадастровый учет многоквартирного дома и всех расположенных в нем помещений, предоставляется в орган кадастрового учета в виде заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера XML – документов, подготовленных с использованием актуальных XML-схем, размещенных на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в сети Интернет (в отношении здания и каждого из расположенных в нем помещений).

В этой связи филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области рекомендует кадастровым инженерам при подготовке технических планов использовать действующие в настоящее время XML-схемы документов и максимально полно заполнять существующие разделы XML-схемы, а также раздел «Заключение кадастрового инженера».

Документы, на основании которых может быть подготовлен технический план многоквартирного дома, определены частью 8 статьи 41 Закона о кадастре, в соответствии с которой сведения о здании, за исключением сведений о местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого здания в эксплуатацию, проектной документации или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого здания.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Таким образом, многоквартирный дом, в отношении которого требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но такое разрешение не получено, не является завершенным строительством и может быть учтен в государственном кадастре недвижимости в качестве объекта незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре).

При этом, в силу положений Закона о кадастре (статьи 7, 25, 27, 41) в государственном кадастре недвижимости могут быть учтены помещения (квартиры), расположенные в здании, т.е. в объекте, завершенном строительством.

Государственный кадастровый учет здания (многоквартирного дома) и расположенных в нем помещений не может быть осуществлен прежде окончания строительства такого здания. Завершение строительства здания (многоквартирного дома) подтверждается разрешением на ввод здания в эксплуатацию.

Следовательно, технический план многоквартирного дома и всех расположенных в нем помещений должен быть подготовлен на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Проектная документация и иные документы, предусмотренные федеральными законами, могут быть использованы в качестве дополнительных документов, которые подтверждают внесенные в технический план сведения об объекте.

В случае несовпадения фактической площади помещения, определенной в ходе кадастровых работ, и площади, указанной в проектной документации:

– в разделе «Характеристики помещения» технического плана указывается фактическая площадь, определенная в ходе выполнения кадастровых работ;

– в разделе «Заключение кадастрового инженера» отражается обоснование результатов кадастровых работ, а также причины несовпадения определенной кадастровым инженером площади помещения и площади помещения, указанной в документах.

В случае, если в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана помещения указано, что различие в площади помещения, определенной в ходе кадастровых работ, и площади, указанной в проектной документации, связано с проведением работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, а также с реконструкцией здания, в котором расположено помещение, в данный технический план включается документ, подтверждающий завершение указанных работ (акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, разрешение на ввод после реконструкции и т.п.).

Кроме того, необходимо отметить, что в случае подготовки технического плана многоквартирного дома с использованием разрешения на ввод здания в эксплуатацию, и такое разрешение включено в состав приложения технического плана, то при указании его реквизитов в разделе «Исходные данные» технических планов помещений данное разрешение считается включенным в состав технических планов помещений, и его включение в состав приложения к техническому плану каждого помещения нецелесообразно (относится только к случаю представления в орган кадастрового учета одного заявления о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана здания многоквартирного дома и технических планов всех расположенных в нем помещений).

Изменения в законодательстве в сфере кадастрового учёта и регистрации прав на объекты недвижимости

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ внёс значительные изменения в действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости. Поправки призваны повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подробнее об изменениях – в статье нашего эксперта Александра Новикова.

Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет вам всегда правильно оформлять документы для кадастрового учёта и регистрации прав.

Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ (далее — Закон 120-ФЗ) разработан и принят во исполнение поручения Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № ИШ-П13-5645, предусматривающего сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также поручения Правительства РФ от 22 июня 2017 г. № ИШ-П13-46пр о внесении изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок предоставления сведений ЕГРН и размер платы за их предоставление, исключающих спекулятивное увеличение стоимости таких сведений коммерческими организациями.

Большая часть изменений вступила в силу с 30 апреля 2021 года. Остальные изменения вступают в силу с 28 октября 2021 года и с 1 января 2023 года.

Законом 120-ФЗ изменены процедуры получения сведений из ЕГРН, подачи документов для регистрации и кадастрового учёта, исправления ошибок в ЕГРН. Внесены изменения в порядок регистрации и учёта построенных объектов, договора участия в долевом строительстве, сделок с долями в праве общей собственности, регистрации машино-мест. В настоящее время регламентирован порядок регистрации сделки при отсутствии продавца, регистрация и постановка на кадастровый учёт по решению суда. Также уточнены основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учёт и госрегистрация прав, конкретизирован состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В этих целях закрепляются полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта. Также урегулированы вопросы взаимодействия между МФЦ, учреждением, наделённым указанными выше полномочиями, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.

1. Получение сведений из ЕГРН

Сведения из реестра теперь предоставляет ФКП Росреестра. Полномочие органа регистрации прав по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, исключено.

Запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» по выбору заявителя может быть направлен одним из следующих способов ( ч. 1 , 10 ст. 62 , ч. 9 ст. 72 Закона № 218-ФЗ; п. п. 30 , 31 , 43 , 111 , 203 Административного регламента, утв. Приказом Росреестра от 27.09.2019 № П/0401; п. п. 30 , 35 , 36 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968; п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515):

  • в виде бумажного документа, представляемого при личном обращении в ФГБУ «ФКП Росреестра» или МФЦ. Обратиться можно в любое подразделение, независимо от места нахождения объекта недвижимости и от места жительства заявителя;
  • в виде бумажного документа, отправленного по почте в одно из подразделений, указанных на официальном сайте Росреестра;
  • в электронной форме путём заполнения формы запроса, размещённой на официальном сайте Росреестра и едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.
Читайте также:  Парковка на газоне в 2022 году: штраф по статье КоАП для физических и юридических лиц

Также сведения из ЕГРН можно получить, воспользовавшись услугой по выезду уполномоченного лица к заявителю с целью доставки соответствующего запроса и (или) курьерской доставки сведений из ЕГРН ( п. 1 Приказа ФГБУ «ФКП Росреестра» от 01.04.2021 № П/113-21).

Однако для кредитных и страховых организаций установлено ограничение по выбору способа направления запроса о предоставлении сведений. Направить данный запрос они вправе только в электронной форме.

Нарушение порядка предоставления запроса о предоставлении сведений из ЕГРН или несоблюдение установленной формы запроса влечёт признание запроса неполученным и не подлежащим рассмотрению. Заявитель об этом уведомляется в срок , не превышающий трёх дней с момента получения запроса ФГБУ «ФКП Росреестра».

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам отныне нельзя за плату передавать третьим лицам сведения, полученные из ЕГРН, в том числе посредством создания сайтов, программ и приложений, обеспечивающих такую возможность предоставления сведений.

В качестве исключения из запрета указана информация, которая одновременно:

1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует утверждённой форме выписки из единого государственного реестра недвижимости;

2) не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц органа регистрации прав и (или) ФГБУ «ФКП Росреестра».

По мнению Росреестра, перепродажа сведений ЕГРН нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

Также сокращены с двух рабочих дней до одного сроки передачи МФЦ принятых запросов и сроки направления в МФЦ документов, содержащих сведения ЕГРН.

Бесплатное предоставление сведений из ЕГРН теперь возможно не только арбитражным управляющим, но и лицами, получившими от них соответствующую доверенность. Такая возможность распространяется на объекты недвижимости, как принадлежащие должнику на момент обращения, так и на ранее принадлежавшую недвижимость.

2. Подача документов для регистрации и кадастрового учёта

Ещё одно нововведение: на сегодняшний день бумажные документы подаются в одном экземпляре-подлиннике. После завершения необходимых процедур документы возвращаются с отметкой о сканировании (такие заявление и документы по общему правилу переводятся органом регистрации прав в форму электронных образов документов).

Срок рассмотрения обращения исчисляется с момента, когда сотрудники Росреестра увидят данные об оплате госпошлины. В связи с чем если взимается госпошлина, то рекомендуем прикладывать к заявлению документ об её оплате.

В случае признания судом незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта (государственной регистрации) не нужно подавать заявление заново. В течение трёх рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В случае если подлинность подписи на заявлении о кадастровом учёте или регистрации прав на недвижимость засвидетельствована нотариально, то заявление и приложенные к нему документы в течение двух рабочих дней направляются заказным письмом с уведомлением на регистрацию нотариусом. При этом нотариальное удостоверение заявления само по себе не влечёт необходимости нотариального удостоверения самой сделки с объектом недвижимости, при условии направления заявления и документов нотариусом, удостоверившим подлинность подписи в нём.

2.1. Объект незавершённого строительства

Регистрация права собственности на объект незавершённого строительства проводится по общим правилам регистрации объектов недвижимости, с одной только особенностью в том, что регистрация права будет осуществляться одновременно с кадастровым учётом объекта.

В то же время теперь не является основанием для отказа в регистрации объекта незавершённого строительства истечение срока договора аренды или безвозмездного пользования землей для предоставленных для строительства, если срок разрешения на строительство не истек.

2.2. ДДУ

В договоре долевого участия (далее — ДДУ) в строительстве отныне должен указываться условный номер объекта долевого строительства согласно проектной декларации.

Если до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости были переданы в залог в качестве обеспечения иных обязательств застройщика, для регистрации первого ДДУ требуется предоставить согласие залогодержателя.

Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

В рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственной регистрации прав законность выдачи разрешения на строительство, а также соответствие сведений в проектной декларации или плане объекта недвижимости данным в проектной документации не проверяется .

2.3. Государственный кадастровый учёт многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нём помещений осуществляется на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием собственников или лица, которое провело перепланировку помещений.

Аналогичным образом производится подача заявления в отношении изменения параметров нежилого здания, когда помещения и (или) машино-места в нежилом здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам.

2.4. Сделки с долями в праве общей собственности по общему правилу подлежат нотариальному удостоверению.

Не требуют нотариального удостоверения сделки:

  • долей всех участников долевой собственности по одной сделке;
  • связанный с имуществом, входящим в состав или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;
  • доли в праве общей собственности на участки из земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ;
  • доли в праве общей собственности на недвижимость, если договор предусматривает переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом о статусе столицы РФ (за исключением случая, предусмотренного ч. 19 ст. 7.3 данного закона);
  • об ипотеке долей всеми участниками долевой собственности по одной сделке и договоров, заключаемых с кредитными организациями;
  • изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

Обратиться за регистрацией изменения долей может :

  • на основании решения суда один из участников долевой собственности;
  • если соглашение об изменении долей удостоверено нотариусом, один из участников или нотариус;
  • в иных случаях — все участники, чьи доли меняются.

При продаже доли третьему лицу не нужно предоставлять доказательства извещения остальных собственников о продаже доли при наличии у него оформленных отказов от преимущественного права покупки имущества.

Доказательство извещения остальных собственников либо их отказ от покупки не требуется предоставлять в Росреестр, если сделка удостоверена нотариально.

2.5. Допустимость регистрации перехода права собственности в отсутствие продавца

Если продавец ликвидирован или исключён из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо на момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности продавца, юридическое лицо, право собственности которого на отчуждаемую недвижимость зарегистрировано в ЕГРН, для регистрации перехода права собственности должно предоставить :

  • заявление, подписанное покупателем, а также выписку из ЕГРЮЛ продавца (если выписку вы не предоставите, орган регистрации прав запросит её самостоятельно);
  • предусмотренные договором купли-продажи документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами (в том числе о полной уплате цены договора, о передаче объекта недвижимости).

2.6. Введена процедура регистрации и постановки на кадастровый учёт по решению суда

Пунктом 5.1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнены основания для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. Основанием для государственной регистрации прав на сегодняшний день являются в том числе решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами.

Следует учитывать, что третейское решение может являться основанием для регистрации права исключительно при наличии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда. Отсутствие исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда повлечёт отказ в проведении процедуры регистрации.

Так, ранее отсутствовала регламентация процедуры исполнения решений судов, что порождало дополнительные споры, связанные с исполнением решения суда, а также необходимость предоставления дополнительных документов.

В целях устранения пробелов регулирования в закон о госрегистрации внесены дополнения в данной части. Указано, что по общему правилу для государственной регистрации нужно направить заявление лицу, чьё право восстановлено решением суда. Обращение лица, являвшегося ответчиком по делу, право которого прекращено или признано отсутствующим, для госрегистрации не требуется .

При отсутствии сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, явившемся предметом судебного разбирательства, нужно сначала обратиться за кадастровым учётом этого объекта. В таком случае кадастровый учёт и регистрация проводятся одновременно.

Если решением суда установлена необходимость осуществления государственного кадастрового учёта, при этом в решении суда содержатся необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, соответствующие установленным методам их определения, представлять в орган регистрации прав вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования не требуется ( ч. 4 ст. 58 Закона № 218-ФЗ).

Если судом рассматривалось дело о сносе или реконструкции самовольной постройки, признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими или признании объекта движимым имуществом, заявителями могут быть:

  1. правообладатель земельного участка, на котором расположены соответствующие объекты;
  2. правообладатель соответствующих объектов;
  3. уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления по месту нахождения соответствующих объектов.

2.7. Государственная регистрация договора аренды недвижимости

При регистрации аренды части здания, а также части земельного участка, как правило, предоставляется межевой, технический планы в отношении этих частей.

В связи с внесёнными изменениями технический план можно не предоставлять при условии, если в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании, а арендованная часть представляет собой одно или несколько помещений, у которых есть общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении) и которые расположены в пределах одного или нескольких этажей.

Исправление ошибок в ЕГРН

Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.

Данная норма дополнена возможностью направления заявителю уведомления об отказе в исправлении технической ошибки. Так, если в исправлении технической ошибки откажут, то не позднее рабочего дня, следующего за днём истечения установленного срока для её исправления (не позднее четырёх рабочих дней с момента получения заявления) заявителю направят уведомление об отказе, указав его причины. Отказ можно обжаловать в суде (ч. 1 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).

Цифровизация и упрощение оформления сделок с органами власти

Росреестром от 05.05.2021 размещена информация , согласно которой вносимые изменения позволят реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации.

Планируется, что в электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

Документ также определяет понятие «личный кабинет правообладателя», посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для:

  • уточнения границ земельных участков;
  • учёта и регистрации прав на жилые и садовые дома;
  • учёта и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
  • внесения сведений о ранее учтённых объектах недвижимости;
  • исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости, действий.

Отдельно выделим информацию о выездном приёме. Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учётно-регистрационных действий, как выездной приём. Услуга по выездному приёму заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра. Выездной приём также осуществляют МФЦ, порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.

В целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой. Курьерскую доставку так же, как и выездной приём, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.

Ранее мы писали о значимых изменениях в законодательстве 2021 года для владельцев дачных участков.

Подробнее о новациях по исчислению налога по кадастровой стоимости в 2021 году вы можете узнать на нашем семинаре.

Постановка на кадастровый учет многоквартирного жилого дома

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 апреля 2020 г. N 14-05253/20 О возможности постановки на государственный кадастровый учет блока жилого дома блокированной застройки

Обзор документа

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 апреля 2020 г. N 14-05253/20 О возможности постановки на государственный кадастровый учет блока жилого дома блокированной застройки

В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 09.04.2020 N 03-05-04-01/28129 рассмотрено обращение ФНС России от 08.04.2020 N БС-4-21/5941@, в связи с чем сообщаем.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет обитую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

На основании части 2 статьи 16 ЖК жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

При внесении в ЕГРН сведений о здании в реестре объектов недвижимости ЕГРН в качестве дополнительных сведений указывается в том числе назначение здания – нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом.

Исходя из положений Закона N 218-ФЗ (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14), сведения о части объекта недвижимости вносятся в ЕГРН в целях определения пределов действия устанавливаемого ограничения прав или обременения объекта недвижимости.

Учитывая пункт 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, часть жилого дома представляет собой помещение (совокупность помещений – комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной (неотъемлемой) частью здания; отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, не наделяет его признаками отдельно стоящего здания и не дает оснований для осуществления его государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в силу части 7 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, которой установлен запрет на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства).

Читайте также:  ПФР Тверская область, Конаковский район, Конаково, ул. Энергетиков, 23: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Также необходимо учитывать, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков для размещения частей здания.

Согласно пункту 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной и отвечает требованиям части 2 статьи 49 ГрК, предъявляемым к блокам в жилых домах блокированной застройки. Кроме того, судом отмечено, что в рассматриваемом случае части жилого дома должны являться самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования. При таких обстоятельствах части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Принимая во внимание изложенное, блок жилого дома блокированной застройки может быть поставлен на государственный кадастровый учет и (или) права на него могут быть зарегистрированы как на здание с назначением “жилое” (с соответствующим наименованием, в частности, “жилой дом блокированной застройки”, “блок жилого дома блокированной застройки”), при условии, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность размещения на нем (эксплуатации) такого жилого дома, если такой дом не строился как многоквартирный, в котором расположены и учтены в ЕГРН квартиры.

Также сообщаем, что Минстроем России, как уполномоченным органом в сфере строительства и жилищной политики, ведется работа по законодательному определению понятий “многоквартирный дом”, “жилой дом блокированной застройки”, а также порядку приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства вида, назначения, разрешённого использования таких объектов недвижимости, в том числе земельных участков, на которых они расположены. (По имеющимся сведениям, в настоящее время законопроект дорабатывается в Правительстве Российской Федерации.)

В частности, проектом федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части определения понятий “многоквартирный дом” и “жилой дом блокированной застройки”)” (далее – законопроект) вводится понятие жилого дома блокированной застройки – жилого дома, имеющего общую (общие) без проемов стену (стены) или примыкающую (примыкающие) стену (стены) с соседним жилым домом (соседними жилыми домами), не имеющих общих помещений (в том числе расположенных над или под ними), а также общих лестниц, лифтов, коридоров, и каждый из которых расположен на земельном участке, образованном для размещения этого жилого дома, и имеет непосредственный выход на указанный земельный участок.

Кроме того, предлагается с даты вступления проектируемых положений в силу жилое помещение, соответствующее указанным выше признакам, признать жилым домом блокированной застройки без каких-либо дополнительных процедур и согласований, то есть в силу прямого указания закона.

Начальник Управления методического
обеспечения и анализа в сфере
регистрации прав и кадастрового учета
Ю.В. Куницына

Обзор документа

Росреестр разъяснил, что блок жилого дома блокированной застройки может быть поставлен на кадастровый учет и (или) права на него могут быть зарегистрированы как на здание с назначением “жилое” (например, с наименованием “жилой дом блокированной застройки”, “блок жилого дома блокированной застройки”). Условия – вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность размещения на нем такого дома; дом не строился как многоквартирный, в котором расположены и учтены в ЕГРН квартиры.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Застройщик не ставит дом на кадастровый учет

Исходные данные: куплена квартира в новостройке на этапе строительства. Дом достроен и введен в эксплуатацию. Получены акты приема-передачи квартиры.

Проблема: застройщик не ставит дом на кадастровый учет — соответственно, дольщики не могут получить право собственности. Рычагов воздействия на застройщика практически нет, перспективы постановки дома на кадастровый учет очень туманны.

Вопрос: можно ли в данной ситуации получить право собственности в судебном порядке? Есть ли какие-то альтернативные пути, чтобы решить проблему минуя застройщика?

Заранее большое спасибо за обратную связь.

Михаил, нужно разобраться. Удивительно слышать о такой проблеме в 2018 году.

С 1 января 2017 года постановка новостройки на кадастровый учет — это вообще не обязанность застройщика. Ставить на учет новостройку целиком, вместе со всеми квартирами, должен орган государственной или муниципальной исполнительной власти, ответственный за выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Застройщик вправе сделать это сам, только если те, кто должен был это сделать, ничего не сделали. Но застройщик не обязан.

Обязательства застройщика по договорам долевого участия считаются исполненными с момента подписания акта приема-передачи. Подписать акт возможно только после того, как будет получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Никаких других требований к застройщику не предусмотрено, в том числе и нет требования о постановке дома или квартир на кадастровый учет.

По закону в течение пяти дней с момента выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию именно тот, кто выдал такое разрешение, должен направить документы о кадастровом учете дома в Росреестр.

Поэтому требовать постановки дома на кадастровый учет нужно вовсе не у застройщика, а у органов власти.

Делать это можно разными способами.

Написать чиновникам

Начните с письма. Напишите письмо на имя того чиновника, который подписал разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию. В письме укажите всю свою контактную информацию: ФИО , телефон для связи, почту. Объясните ситуацию своими словами, укажите адрес проблемного дома и номер свидетельства на ввод в эксплуатацию, сошлитесь на пункт 1 статьи 19 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по которому именно адресат вашего письма должен заниматься постановкой дома на кадастровый учет. Потребуйте незамедлительно поставить дом на кадастровый учет. Укажите, что за бездействие по пункту 4 этой же статьи закона предусмотрена ответственность.

Письмо отнесите лично в канцелярию: там вы получите входящий номер и подпись ответственного лица. Еще можно отправить ценным письмом с описью вложения.

Что делать дальше, зависит от ответа чиновников. Вам должны ответить в течение 30 дней с момента получения письма.

У органов власти есть только одна объективная причина не ставить дом на учет — нехватка документов. Как тогда поступать — вопрос. По закону, чтобы ввести дом в эксплуатацию, застройщик должен предоставить все документы, необходимые для его кадастрового учета. Если он это не сделал, а дом ввели в эксплуатацию — значит, кто-то из чиновников нарушил закон.

Если чиновники напишут вам, что не могут подать заявление об учете дома, потому что не хватает документов — например, технического паспорта или межевого плана, — то у вас есть два варианта дальнейших действий.

Жаловаться в прокуратуру

Можно пожаловаться в прокуратуру на бездействие чиновников и на нарушение закона при вводе дома в эксплуатацию. Заодно можно пожаловаться и на застройщика, если он не представил нужные документы, но это только если его фирма еще жива и не ликвидирована.

Обратиться в прокуратуру можно лично через дежурного прокурора или по почте.

Форма обращения в прокуратуру такая же, как и к чиновникам, только дополнительно в жалобе с описанием ситуации рекомендую указать, что к чиновникам вы уже обращались. Напишите входящий номер вашего обращения и приложите копию письма. Добавьте, что произошло с прошлым обращением: что ответа вы так и не получили или что никаких действий чиновники не предпринимали. В конце можно добавить фразу: «Прошу принять меры прокурорского реагирования» — это официальная формулировка для такой жалобы.

Срок ответа на запрос в прокуратуру — также 30 дней.

Можно попробовать написать через электронную приемную — обычно она есть на сайтах региональных прокуратур. Но тогда сотрудники приемной будут довольно долго передавать обращение в прокуратуру по вашему месту жительства, да и приложить документы там проблематично. Лучше отнести лично.

Если каким-то образом получилось, что застройщик дом сдал, нужные документы для постановки на кадастровый учет органам исполнительной власти не предоставил, сам исчез, а чиновники разводят руками, — остается два варианта: самим собрать недостающие документы или добиваться решения вопроса через суд.

Решать вопрос самостоятельно

Чтобы поставить дом на кадастровый учет, необходимы следующие документы:

  1. Разрешение на строительство.
  2. Акт ввода в эксплуатацию.
  3. Технический план здания.
  4. Межевой план земельного участка.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.

По закону все эти документы должны быть или у вас, или у органов исполнительной власти. Органы власти обязаны обмениваться ими друг с другом в порядке межведомственного взаимодействия.

Если какого-то документа нет, можно сделать его самостоятельно. Придется собрать жильцов, провести общее собрание, принять решение о подготовке недостающих документов. Скорее всего, нужен или технический паспорт, или межевой план.

Для межевания земельного участка и уточнения границ понадобится заявление одного из собственников. Нужно будет обратиться в специальные организации, занимающиеся межеванием земельных участков. Цены зависят от региона. Вряд ли межевой план дома будет стоить меньше 30 тысяч рублей. Если разделить стоимость на всех жильцов дома, то это не так много.

Технический план на дом площадью около 15 тысяч квадратных метров может стоить около 400 тысяч рублей — и чем больше площадь, тем выше цена. Скидываться на него тоже придется жильцам. Если в доме 150—200 квартир , то получится по 1500—2000 рублей с квартиры. Чем больше людей участвует, тем дешевле участие.

Вы можете заказать все эти документы и передать их городским властям для проведения кадастрового учета. Самостоятельно обратиться за проведением кадастрового учета жилого дома вы не сможете, потому что вы еще не получили право собственности.

В теории потом эти расходы можно попробовать взыскать в судебном порядке у органов исполнительной власти, выдавших разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома без положенных документов. Но практики по этому вопросу пока нет. Если вам удастся такое провернуть, напишите нам.

Через суд

В судебном порядке требовать поставить квартиру на кадастровый учет — отдельно от дома — нельзя. Суд такое решение вынести не может, потому что решение суда не может подменять собой юридически значимые документы. Для учета квартиры нужны учет дома и технический план. Решение суда технический план не заменит.

Но в суде можно требовать от органов власти исполнения своих обязанностей по постановке дома на учет.

Решение суда зависит от конкретной ситуации: в каком статусе застройщик, по каким причинам власти не ставят дом на учет и так далее.

Чтобы обратиться в суд, понадобится юрист, который на таких делах специализируется. Таких дел мало, в судебной практике я не смог найти ни одного решения по схожей ситуации для новостройки.

Послесловие

Иногда можно встретить мнение, что если договор долевого участия подписан до 1 января 2017 года и в договоре указано, что застройщик обязуется своими силами поставить дом на кадастровый учет и изготовить кадастровые паспорта на квартиры, тогда можно попробовать в судебном порядке принудить его к исполнению договора. Закон в этом случае не должен иметь обратной силы. Но я сомневаюсь в перспективах такого иска. И даже если суд примет вашу сторону, не факт, что его решение будет исполнено.

Если подводить итог, то могу посоветовать вот что. Начните все же с нормального разговора с местной администрацией о проблеме и ее причинах, не нужно сразу всем угрожать прокуратурой и судом. Если до этого вы ждали действий застройщика, посмотрите, как отреагирует муниципалитет. По ответу муниципалитета стоит выстраивать дальнейший план. Если они откажут, сославшись на то, что по старому закону ставить дом на кадастровый учет должен застройщик, — отказ стоит обжаловать в суде, а если не ответят вообще — жаловаться в прокуратуру.

Для суда, конечно, стоит привлечь профессионального юриста. Для переписки на первой стадии переговоров и для жалобы в прокуратуру можно обойтись собственными силами.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Загрузка

Слава Вернадский

Самостоятельно поставить квартиру отдельно от дома на кадастровый учет – МОЖНО и нужно
Мне это удалось (после полутора годов судов и моря обращений в различные инстанции , включая Прокуратуру)
Московская область город Котельники улица Сосновая дом 2 корпус 4 (ЖК Белые Росы)
Апелляционная инстанция Мособлсуда прияла мою сторону и мой административный иск к Росреестру был полностью удовлетворен

У меня – кадастр и собственность
Дом на кадастровом учете не стоит и в ближайшие лет 5-10 стоять не будет

Слава, Вячеслав ,мы с вами соседи,я тоже с Сосновой 2к4.Сейчас планирую заняться аналогичным вопросом.Не могли бы поговорить с Вами? 89260403070 Алексей
Буду очень признателен.

Вячеслав, мы с вами соседи ,я тоже живу на Сосновой 2к4 и как раз сейчас начинаю заниматься аналогичным вопросом, не могли бы мы с Вами пообщаться ?8-926-040-30-70 Алексей. Буду очень признателен! Спасибо.

Катерина Макаренко

Слава, поразительно, проверила, ваш дом действительно и сейчас не стоит на учете, как же так, неужели жильцы не могут ничего сделать

Александра Выскубина

Слава, добрый день! Моя ситуация с домом схожа с вашей только у нас всё происходило в 2013 году, а сейчас нам в Росреестре говорят,что поставить на кадастровый учёт квартиру отдельно от дома не получится в силу нового закона ,кот.вступил в силу в 2017г. Скажите, пожалуйста, в какие инстанции Вы писали ,в каком направлении мне действовать. Буду рада Вашей помощи!

Слава, добрый день, очень интересен ваш случай, у нас происходит то же самое в другом ЖК, решили отстаивать свои интересы самостоятельно. Можно с вами пообщаться, узнать про ваш опыт? Как с вами связаться.

Александра Выскубина

Olesya, добрый день! Я видела, вы спрашивали совета у Славы на сайте. Скажите,пожалуйста, он Вам ответил? Что-нибудь посоветовал?

Ildar Garifullin

В ЖК Город по адресу г.Москва Дмитровское шоссе д 107 дом введен в эксплуатацию, Акт приема подписан 29.12.2018 года, а на кадастр еще не поставлен. Органы власти говорят, что застройщик не предоставил все документы. Застройщик целенаправленно их не предоставляет, т.к. он еще не продал квартиры во 2-й очереди, а если дом поставят на кадастр, появятся предложения квартир, что составит застройщику конкуренцию. Написали заявление в прокуратуру. Также собственники подают в суд.

А что, прокуратура вынесла какое решение? Я тоже жду постановки на кадастровый учет, квартира в доме 107А корпус 2

Слава Вернадский

Вот образец обращения в Прокуратуру

В Прокуратуру Московской области
ГСП-6, 107996, г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 5

от ФМО, проживающей
по адресу: ИНДЕКС АДРЕС
Обращение
Здравствуйте !
Между мной и ООО «НАЗВАНИЕ ЗАСТРОЙЩМКА” (далее “Застройщик”)заключен Договор N ч-ч-ч об участии в долевом строительстве от xx апреля 201xгода (далее “Договор ДУ”). Вышеуказанный Договор ДУ прошел XX.XX.20XX государственную регистрацию в Росреестре и мной проведена оплата денежных средств причитающихся с меня в адрес застройщика в соответствии с в/у Договором ДУ.
Застройщиком мне была передана на основании акта приема-передачи квартира, расположенная по адресу:
Россия , Московская область, , город XXXXXXXXXXXX ул. XXXXXXX, д.Xx квартира xxx

xx.xx.2018 года Министерством Строительного комплекса Московской области выдано Разрешение на ввод в объекта в эксплуатацию № zzzzzzzzzzzzzzzzzzzz в отношении дома по адресу: Россия , Московская область, городской округ xxxxxx , город xxxxxxxxx ул. xxxxxxx, д.x, в котором расположена вышеуказанная квартира.
В Соответствии с положениями части 1 статьи 19 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости”
1. Орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Читайте также:  Образец справки об отпуске с места работы и как ее получить

Срок постановки дома и квартир в нем на кадастровый учет Росреестром в соответствии с пунктом 4 статьи 16 218-ФЗ составляет 7 рабочих дней,
однако, по состоянию на день подачи данного обращения информация на портале www.rosreestr.ru о постановке многоквартирного дома по вышеуказанному адресу и квартир в нем на государственный кадастровый учет отсутствует.
С Учетом вышеизложенного прошу :
1) Провести доскональную проверку по данному факту и установить причины непостановки многоквартирного дома и квартир в нем на кадастровый учет
2) При наличии достаточных оснований – привлечь к административной ответственности по статье 14.35 КОАП РФ должностное лицо Министерства Строительного комплекса Московской Области ответственное за передачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении дома по вышеуказанному адресу в орган по регистрации прав .
3) При необходимости – выдать представление в адрес Министерства Строительного комплекса Московской Области об устранении нарушений действующего законодательства в части непередачи в установленный срок в Росреестр в рамках межведомственного взаимодействия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, включающего в себя технический план и иные, предусмотренные законодательством документы в отношении дома по вышеуказанному адресу.
4) Принять все возможные меры прокурорского реагирования направленные на скорейшее разрешение данной проблемы.

Приложение:
1)ДОГОВОР № ч-ч-ч ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ от xxx мартабря 20xx года (копия)

2)Акт приема приема-передачи квартиры от ч-го мартабря 2018 года (копия)

Ответ на мое обращение прошу дать в письменном виде на адрес :индекс адрес
в порядке и срок, установленный 59-фз “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации.
C Уважением, ________________/фамилия имя отчество/
____ мартабря 2018 года

Постановка новостройки на кадастровый учет: Этапы, сроки, пакет документов

Постановка новостройки на кадастровый учет – это обязательная процедура после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Порядок проведения регистрации недвижимости и прав собственности рассмотрены в этой статье.

Понятие новостройки

Новостройка – это объект недвижимости, строительные работы по которому уже завершены и он находится на стадии ввода в эксплуатацию и регистрации в Государственном кадастре. Понятие регламентируется ФЗ РФ № 214 (от 30.12.2004) “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.

Постановка новостройки на кадастровый учет является обязательной процедурой. После регистрации прав собственности на многоквартирный дом застройщик может совершать с ним любые юридические операции (продавать жилплощадь, сдавать в аренду). Регистрационным действиям предшествует ввод объекта в эксплуатацию и подтверждение соответствия МКД требованиям норм безопасности.

Оформлением технической документацией занимаются кадастровые инженеры. Получить грамотную консультацию и заказать услуги специалистов можно в “Геомер Групп”.

Зачем ставить новый МКД на учет

Многоквартирный дом является самостоятельной учетной единицей и подлежит обязательной регистрации в кадастре. Учет здания проводится согласно правилам, закрепленным в ФЗ РФ № 218 (ред. от 25.05.2020) “О государственной регистрации недвижимости”.

Основная цель кадастрового учета новостройки – возможность совершать сделки с недвижимым имуществом. Так, застройщик, зарегистрировавший имущественные права на МКД, имеет право продать новым жильцам квартиры. Благодаря изменениям в законодательстве, после 2018 года, происходит одновременный учет постройки и регистрация права собственности.

Законодательное регулирование

закон постановка новостройки на кадастровый учет

Постановка новостройки на кадастровый учет регулируется следующими законопроектами:

Провести регистрацию недвижимости с соблюдением норм и требований законодательства помогут сотрудники “Геомер Групп”.

Как осуществляется кадастровый учет МКД

Регистрация новостройки возможна после выдачи местной администрацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. После получения учетной записи в кадастре квартиры в МКД можно передавать новым владельцам и оформлять имущественные права.

Кто должен регистрировать дом в кадастре

кто должен регистрировать мкд в кадастре

Согласно Федеральному закону № 218 “О государственной регистрации недвижимости” подать заявление на регистрацию объекта в Госкадастре имеет право уполномоченное лицо. По установленным нормативам – это представитель органов местного самоуправления, разрешивший ввод постройки в эксплуатацию (глава местной администрации, мэр, префект).

Алгоритм действий следующий:

  1. После окончания работ, застройщик обращается к органам власти за разрешением на введение объекта в эксплуатацию;
  2. После проверки документов, представители власти выдают разрешение на эксплуатацию недвижимости;
  3. Администрация самостоятельно направляет заявку в Росреестр на регистрацию МКД;
  4. В течение пяти дней с момента получения заявления государственный регистратор обязан поставить новостройку на кадастровый учет.

В случае, если представитель власти затягивает регистрационные действия, подать заявку в Росреестр может застройщик самостоятельно.

Законом не предусмотрена процедура регистрации в Кадастре МКД по инициативе кадастрового инженера или дольщиков.

Особенности постановки на учет

Территория многоквартирного дома – это не только отдельные жилые помещения (квартиры), но и совокупность мест общего пользования. К таким площадям относятся: лестничные пролеты, лифты, чердаки, подвалы. особенности регистрации таких объектов регламентируются ФЗ России № 218.

Одновременно регистрируются в Росреестре следующие учетные единицы:

  • МКД как самостоятельный объект недвижимости;
  • Отдельные квартиры;
  • Территории общего пользования;
  • Хозяйственные помещения.

После процедуры кадастрового учета новостройки, собственники квартир имеют право зарегистрировать имущественные права в Росреестре.

Учет МКД при банкротстве застройщика

учет vrl при банкротстве застройщика

Если застройщик объявляет себя банкротом, дольщики рискуют лишиться вложенных денег и квартир. Варианты решения проблемы зависят от стадии строительства, на которой находится МКД. Как правило, из данной ситуации есть два выхода:

  • Возврат денежных средств с помощью методов, предусмотренных законодательством – выплаты по договору страхования, участие в процедуре банкротства;
  • Завершение возведения объекта и ввод его в эксплуатацию за счет дольщиков.

Второй вариант допустим, если здание практически достроено и не требует крупных материальных затрат.

Недостроенный ОКС должен быть зарегистрирован в кадастре. Застройщик после банкротства не имеет права это делать. Администрация может поставить МКД на кадастровый учет только после разрешения на ввод в эксплуатацию. Следовательно, если суд передаст объект в собственность дольщиков, то кооператив уполномочен подавать заявление на регистрационные действия.

Список документов для постановки на учет новостроек

Для регистрации прав собственности на новостройку и постановку ее на кадастровый учет нужно собрать следующий пакет документов:

Если интересы собственника представляет доверенное лицо, то необходимо оформить и заверить у нотариуса документ, подтверждающий его полномочия.

Кадастровые инженеры из “Геомер Групп” имеют большой опыт в составлении технической документации на недвижимость. Специалисты состоят в СРО, имеют квалификационный аттестат и лицензию на работу.

Способы подачи заявления

Регистрация прав собственности на квартиру в новостройке предполагает подачу документов следующими способами:

  • Личное обращение в МФЦ;
  • Предоставление документов в территориальное подразделение Росреестра;
  • Почтовая отправка;
  • Подача заявки онлайн через официальный сайт регистратора или портал Госуслуги.

Сроки изготовления

время постановки объекта на учет

Время, необходимо для постановки объекта на учет, зависит от наличия предоставленных документов. Если все бланки готовы, то Росреестр регистрирует имущество и права на него за 5-10 дней. Если же нужно подготовить техническую документацию (техплан, акт), то процесс может растянуться на два-три месяца.

Важно понимать, что отдельную квартиру невозможно зарегистрировать без постановки на кадастровый учет целого МКД. Поэтому время ожидания решения госрегистратора зависит от готовности документов на ОКС.

Стоимость постановки

стоимость постановки на кадастровый учет новостройки

К заявлению и документам на постановку новостройки на кадастровый учет нужно приложить квитанцию о внесении пошлины. Ее размер составляет – 2000 рублей. В процессе оформления, могут потребоваться подготовка дополнительной документации.

Узнать список требуемых услуг и тарифы в “Геомер Групп” можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21 или онлайн на сайте. Постановка новостройки на кадастровый учет и подготовка документов в компании – от 500 000 рублей. Стоимость зависит от того какой перечень документов уже есть у заказчика, площади строения, количества жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Возможные причины отказа и способы решения проблем

отказ регистрации новостройки

Уполномоченная инстанция может отказать в приеме документов и регистрации новостройки в следующих случаях:

  • Предоставление неполного пакета документов;
  • Ошибки в бланках;
  • Несоответствие информации оригиналов и копий документов;
  • Подлинность бумаг вызывает сомнение у госрегистратора.

Чтобы решить проблему, нужно учесть недочеты и исправить их. При необходимости заказать в геодезической организации недостающие технические документы, справки. После исправления ошибок, можно повторно подать документы в росреестр.

Как поставить дом на учет в кадастре быстро

ФЗ № 218 подразумевает, что регистрирует новостройку в кадастровой палате госслужащий, который выдает разрешение на ввод в эксплуатацию. Как правило, этот процесс затягивается на несколько месяцев. Существует несколько способов ускорить процедуру и быстро поставить МКД на кадастровый учет.

Обратиться в мэрию

Дольщик имеет право написать письмо в мэрию. Форма текста обращения законом не установлена. Оно должно содержать такую информацию:

  • Реквизиты строительной фирмы;
  • Дату введения МКД в эксплуатацию;
  • Адрес новостройки;
  • Контактные данные заявителя.

Мэрия обязана ответить на письмо в течение 30 дней. На почту отправителя придет уведомление о регистрации объекта в кадастре или аргументированный отказ. При отрицательном решении можно обратиться к прокурору.

Написать заявление в прокуратуру

Обращение нужно подавать в следующих случаях:

  • Бездействие со стороны представителей власти (новостройку не учитывают в кадастре без объяснения причин);
  • Нарушение действующих нормативов при вводе в эксплуатацию;
  • Неполный пакет документов.

Письмо можно отправить по почте, отнести прокурору лично или заполнить онлайн. Ответ, как правило, приходит через тридцать рабочих дней.

Подать в суд

быстрая регистрация новостройки

Если мэрия вынесла отказ в регистрации, застройщик не выполняет свои обязательства, а прокуратура не отвечает, нужно обращаться в суд. Для этого потребуются такие документы;

  • Исковое заявление – составление документа лучше доверить опытному юристу;
  • техническая документация на МКД (разрешение на строительство, выписка ЕГРН).

Представители суда могут затребовать дополнительные документы на объект, если не хватает аргументов для вынесения решения по делу.

Что изменилось в НПА о недвижимости в 2021 году: дайджесты Росреестра

Росреестр опубликовал дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за IV квартал 2021 года. Среди них есть корректировки, интересные управляющим многоквартирными домами организациям. Читайте об этих изменениях и краткий обзор нововведений в НПА о земле за весь 2021 год.

Определены понятия МКД и таунхауса и создан Роскадастр

    устранил правовую неопределённость при отнесении здания к МКД и дому блокированной застройки.
  • Федеральными законами от 30.12.2021 № 448-ФЗ и № 449-ФЗ законодатели утвердили создание предприятия полного цикла в сфере недвижимости – Роскадастра.

Ранее деятельность в сфере недвижимости обеспечивали несколько подведомственных Росреестру компаний. Теперь все они объединены в одну – Роскадастр. В организацию вошли ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», АО «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ», АО «Роскартография».

ВС РФ о праве собственников на формирование участка под МКД

С середины 2022 года Росреестр и МФЦ перейдут на электронный документооборот

№ 448-ФЗ и № 449-ФЗ также регламентируют переход Росреестра и Роскадастра на безбумажный документооборот. До 29 июня 2022 года документы по кадастровому учёту и регистрации недвижимости направляются в МФЦ на бумажных носителях.

После этой даты информацию, связанную с оказанием данных государственных услуг, МФЦ будет отправлять в Роскадастр и Росреестр в электронном виде с заверением усиленной электронной подписью. Ведомства не примут документы на бумаге. Эти меры позволят сократить сроки предоставления услуг и повысить их качество.

В связи с переходом на новую схему Росреестр внёс изменения в ряд своих приказов, в том числе утвердил новый порядок получения сведений из ЕГРН, шаблоны запросов и схему взаимодействия Роскадастра и МФЦ.

Новый шаблон запроса на сведения из ЕГРН из приказа № П/0149

Управляющим организациям и собственникам при обращении за выписками следует иметь это ввиду и использовать новые образцы.

Участок под МКД можно поставить на кадастровый учёт на основании его схемы расположения на плане территории

    упростил порядок формирования и постановки участка под МКД на кадастровый учёт.

До № 478-ФЗ орган местного самоуправления для этого должен был подготовить проект межевания. Это дорогостоящая и долгая по времени процедура. Новый закон закрепил в НПА, что земельный участок под МКД может быть сформирован путём межевания или на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Такая схема должна быть подготовлена с соблюдением процедуры общественных обсуждений, что проще и дешевле, чем составление проекта межевания (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ).

  • Федеральный закон от 06.12.2021 № 408-ФЗ упростил процесс кадастрового учёта земли, переданной компаниям под застройку. Действие закона не распространяется на многоквартирные дома.

Ранее орган власти, который выдал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, должен был направить в Росреестр заявление о кадастровом учёте объекта. Только после этого застройщик мог обратиться за регистрацией прав на этот объект.

№ 408-ФЗ внёс в эту схему изменения: строительной компании теперь не нужно подавать такое заявление. За неё это сделает уполномоченный орган власти. Но застройщик, собственники и УО должны обратить внимание, что новая схема не применяется в отношении многоквартирных домов.

В отношении МКД порядок остаётся прежним: застройщик должен самостоятельно проводить все необходимые процедуры для формирования участка и передачи его в общее имущество собственников помещений в новостройке.

Земельный участок МКД: содержание и оценка его санитарного состояния

В ГК РФ появятся главы о помещениях и машино-местах как недвижимых вещах

Мы уже кратко рассказывали о важном изменении в НПА о недвижимости, принятом в 2021 году: согласно Федеральному закону от 21.12.2021 № 430-ФЗ, 1 марта 2023 года в ГК РФ появятся две новые главы.

Новые главы, как отметил Росреестр в дайджесте, помогут устранить правовую неопределённость «в части разграничения движимых и недвижимых вещей». № 430-ФЗ вводит чёткие признаки недвижимых вещей, их основные виды, характеристики и порядок образования.

В главе «Недвижимые вещи» даны определения разных типов недвижимости. Так, земельный участок, здания и сооружения, помещения, машино-места являются недвижимыми вещами.

В новой ст. 141.4 законодатели прописали, что помещение – это обособленная часть здания, пригодная для постоянного проживания граждан либо для других целей, не связанных с проживанием. В ч. 2 этой статьи указано, что помещения, предназначенные для обслуживания иных помещений в здании, являются общим имуществом. Они не считаются самостоятельными недвижимыми вещами.

Помещения и машино-места могут быть образованы в том числе в результате раздела другой недвижимой вещи, объединения смежных помещений либо в результате реконструкции здания. В новой главе «О праве собственности на недвижимость» также закреплено положение о праве владельцев машино-мест в зданиях владеть и пользоваться общим имуществом.

Нужно ли платить земельный налог на участок под многоквартирным домом

Семь изменений в НПА о недвижимости за I–III кварталы 2021 года в наших материалах

  • кадастровым инженерам разрешили работать по договорам подряда без нотариально оформленной доверенности;
  • ввели запрет на перепродажу выписок из ЕГРН;
  • сняли ограничение на площадь машино-места;
  • в 2023 году появится возможность подать заявление в Росреестр онлайн без использования электронной подписи;
  • участники долевого строительства могут оформить права собственности на квартиры даже при аресте земельного участка.

В дайджесте за III квартал прошлого года Росреестр указал пять новых документов об изменениях в НПА о недвижимости. Среди них – приказ от 23.07.2021 № П/0316 об установлении минимально допустимых размеров машино-места.

О земельном участке и интересных управляющим домами НПА в сфере недвижимости говорили эксперты на онлайн-семинаре «Всё о земельном участке у МКД». Материалы и видеозапись вы найдёте под отчётной статьёй.

Ссылка на основную публикацию