Работа с детьми со статьей

Судимость и работа с детьми

Анна Мазухина,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании “Гарант”

Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен 1 .

Чтобы узнать, можно ли такому гражданину работать с детьми, необходимо сравнить вид преступления из ст. 351.1 ТК РФ и наименование главы (не раздела) Особенной части УК РФ, где расположена статья, по которой этот человек преследовался.

Например, человек был осужден за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Эта статья расположена в главе 21 “Преступления против собственности”. Этой категории нет в ст. 351.1 ТК РФ, так что беспокоиться не о чем – можно спокойно работать.

Если категория преступления совпадает (например, ст. 116 “Побои” УК РФ – она находится в главе “Преступления против жизни и здоровья”, то есть относится к категории, перечисленной в ст. 351.1 ТК РФ), но гражданин осужден не был (дело было прекращено до вынесения судом приговора) – необходимо проверить, по какому основанию произошло такое прекращение. Так, к реабилитирующим относятся основания, перечисленные в ч. 2 ст. 133 УПК РФ (например, прекращение дела за отсутствием состава преступления, из-за непричастности гражданина к совершению преступления), а к нереабилитирующим – в ч. 4 той же статьи (например, примирение сторон, истечение срока давности, амнистия и т.п.).

Если преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям или же гражданин все-таки был осужден за перечисленные в ст. 351.1 ТК РФ преступления – его нельзя принимать на работу в любые учреждения, работающие с детьми, а если он уже работает – его должны уволить. Если работник был принят на работу до 7 января 2011 года [дата введения в ТК РФ ст. 351.1. – Ред.], то трудовой договор с ним должен быть прекращен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а с принятыми на работу после этой даты – на основании абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

Если работник не просто работает с детьми, но еще и является педагогом – к нему предъявляется дополнительное требование: согласно ст. 331 ТК РФ ему нельзя иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления любой категории.

Введенные в ТК РФ в 2011 году нормы, ограничивающие право на работу с несовершеннолетними, вызывают много затруднений на практике. За это время сложилась судебная практика, вышли разъяснения Верховного Суда РФ, так что практически на большинство вопросов можно дать ответы. Рассмотрим основные из них.

Ситуация 1. Человек работает в школе (колледже, спортивной школе, детской поликлинике и т. п.) дворником (бухгалтером, слесарем и т.п.). Распространяются ли на него установленные ст. 351.1 ТК РФ ограничения?

Да, это ограничение действует не только на тех, кто вступает в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности (т.е. педагоги, тренеры, детские врачи), но и на административно-управленческий, технический и вспомогательный персонал всех организаций сферы образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, потому что эти люди тоже осуществляют трудовую деятельность в этих сферах и имеют возможность контакта с детьми 2 .

Ситуация 2. Работник принят на работу в учреждение, работающее с детьми, до внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Надо ли сегодня выяснять, были ли у него проблемы с законом, или нет?”

Да, необходимо. Представлять справку о судимости (или ее отсутствии) такой работник не обязан – это требование распространяется только на вновь принимаемых после 7 января 2011 года, но может сделать это добровольно, а если откажется – работодатель может запросить информационный центр МВД по своему региону самостоятельно в установленном Административным регламентом МВД РФ порядке) 3 .

Если выяснится, что он все-таки привлекался к ответственности по “неправильной” статье УК РФ – его уволят, несмотря на то, что на момент приема на работу никаких ограничений не было 4 .

Ситуация 3. Судимость по соответствующей статье была, но давно погашена (снята). Можно ли работать с детьми?

Нет, нельзя. Хотя в ст. 86 УК РФ и указано, что погашение/снятие судимости аннулирует ВСЕ правовые последствия, связанные с судимостью (то есть человек либо имеет судимость в настоящее время, либо не имеет ее вовсе – в том числе и в случае, когда она погашена или снята), ч. 3 ст. 55 Конституции РФ позволяет ограничивать федеральным законом права и свободы человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку ограничение права на занятие педагогической деятельностью обусловлено спецификой этой деятельности – она направлена обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, прямое распространение ст. 351.1 ТК РФ таких ограничений на лиц, ИМЕВШИХ судимость, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не противоречит Конституции РФ 5 . Кстати, данная проблема может быть легко решена внесением дополнения в ст. 86 УК РФ в виде фразы “, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами” 6 .

А вот те ситуации, на которые до сих пор нет однозначного ответа – самые интересные.

Ситуация 4. Человек был осужден за преступление, уголовная ответственность за которое впоследствии устранена (норма исключена из уголовного закона, “декриминализирована”. Как быть?”

Трудностей в этом вопросе сразу несколько. Во-первых, как определить, действительно ли деяние полностью декриминализировано, или просто в старом законе называлось по-другому? Ведь мало какой работодатель обладает столь глубокими познаниями в уголовном праве, чтобы сходу, глядя в справку о судимости, определять такие вещи. Во-вторых, даже если можно быть уверенным, что общественная опасность деяния полностью устранена, характер такого преступления может вызывать закономерные сомнения: так, если речь идет о “спекуляции”, то тут преступление явно экономического характера, и никакой угрозы точно представлять не может, но вот если в справке гражданина стоит отметка об осуждении, например, за “мужеложство” 7 [преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. – Ред.] – что делать? Ну и в-третьих (и в самых главных): само по себе устранение из закона уголовной ответственности за то или иное преступление отсутствует в перечне реабилитирующих оснований для прекращения уголовного преследования, а уж в случае осуждения, как мы выяснили раньше, вообще не может повлиять на правовые последствия судимости, поэтому при формальном подходе декриминализация вообще никак не должна учитываться при определении возможности гражданина трудиться в соответствующих сферах. При этом существуют судебные решения, отвергающие формальный подход и восстанавливающие работника на работе при увольнении, если деяние, за которое он был осужден, впоследствии декриминализировано 8 .

Ситуация 5. Работник в настоящее время подозревается или обвиняется в преступлении из перечисленных в ст. 351.1 ТК РФ. Можно ли его уволить?

Формулировка, указанная в ст. 351.1 ТК РФ – “подвергающиеся [..] уголовному преследованию” формально позволяет работодателю, чей работник прямо сейчас является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу из перечисленных в законе категорий, уволить его, не дожидаясь результатов расследования. Причем, поскольку на момент увольнения оно будет совершенно законно, даже дальнейшее прекращение преследования по реабилитирующим основаниям не даст работнику право восстановиться на работе. Представляется, что здесь законодатель несколько не продумал правовые последствия такой формулировки. Достаточно было предусмотреть в ТК РФ дополнительное основание для отстранения от работы в случае, если сотрудник, работающий с детьми, подозревается или обвиняется в совершении соответствующего преступления (сейчас это можно сделать только по требованию следователя или дознавателя 9 ). А вот уже после прекращения преследования по нереабилитирующему основанию или приобретения работником судимости – было бы возможно увольнение.

Ситуация 6. Человек работает с несовершеннолетними не по трудовому, а по гражданско-правовому договору – как репетитор или преподаватель в детском учреждении. Нужно и можно ли проверять его судимости?

Поскольку требование к отсутствию судимости установлена только для лиц, работающих по трудовому договору, а также занимающихся такой работой в порядке индивидуального предпринимательства 10 , то формально лица, работающие по гражданско-правовому договору и не являющиеся ИП, предъявлять справку о наличии или отсутствии судимости не должны. Даже если заказчику работы (услуги) каким-либо образом станет известно о наличии у исполнителя такой судимости, расторгать с ним договор он не обязан, поскольку прямого нарушения закона здесь нет. В то же время, исходя из целей установления ограничений на занятие педагогической и иной деятельностью в отношении несовершеннолетних, перечисленных выше, представляется, что в законодательство должны быть внесены уточнения, прямо распространяющие указанные ограничения и на граждан, занимающихся данной деятельностью в частном порядке по гражданско-правовым договорам.

1 Так, ст. 351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

2 Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. № 52-КГПР12-2.

3 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. приказом МВД РФ от 07.11.2011 N1121

4 Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. № 52-КГПР12-2, , ст. 65 ТК РФ, письмо Минобрнауки РФ от 23.12.2011 № МД-1703/03, решение Измайловского районного суда г. Москвы от 11 января 2012 г.

5 Определение КС РФ от 26 января 2010 г. № 127-О-О, ответ на вопрос 6 Обзора судебной практики ВС РФ за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом ВС РФ 20 июня2012 г.), определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 января 2012 г. по делу № 33-156/2012; апелляционное определение Пермского краевого суда от 19 марта 2013 г. по делу № 33-3232/2013.

6 Тогда норма ч. 6 ст. 86 ТК РФ выглядела бы следующим образом: “Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами”.

7 Часть первая ст. 121 УК РСФСР в редакции, действовавшей до 16 мая 1993 года.

8 Решение Норильского городского суда Красноярского края от 19 января 2012 г. по делу № 2-157/12.

Чтобы узнать, можно ли такому гражданину работать с детьми, необходимо сравнить вид преступления из ст. 351.1 ТК РФ и наименование главы (не раздела) Особенной части УК РФ, где расположена статья, по которой этот человек преследовался.

Ограничение на работу в учреждениях с детьми: типичные ошибки работодателя

“Кадровик. Трудовое право для кадровика”, 2013, N 5

ОГРАНИЧЕНИЕ НА РАБОТУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ С ДЕТЬМИ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Положения закона, касающиеся ограничений в отношении лиц, занимающихся педагогической деятельностью, как показывает судебная практика, применяются неверно. О наиболее распространенных ошибках читайте в статье.

Три года назад вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2010 N 387-ФЗ “О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и Трудовой кодекс Российской Федерации”, устанавливающий ограничения в отношении лиц, осуществляющих работу с детьми. Данный Закон внес изменения в основном в Трудовой кодекс РФ.

На сегодняшний день уже сложилась определенная судебная практика, свидетельствующая о том, что многие положения данного Закона на практике применяются неверно. В этой статье мы хотели бы обратить внимание практических работников на наиболее распространенные ошибки.

В частности, согласно данной статье к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Аналогичный запрет был установлен и в ст. 331 ТК РФ, закрепляющей ограничения для осуществления педагогической деятельности.

Одной из наиболее распространенных ошибок является неправильное определение адресата установленных законом ограничений.

В настоящее время учреждения образования, культуры, воспитательные учреждения, работающие с несовершеннолетними, обязывают работников представлять справки об отсутствии судимости и факта уголовного преследования за указанные выше преступления.

До внесения изменений существовал запрет на осуществление педагогической деятельности, например, лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Данный запрет распространялся исключительно на тех работников, которые непосредственно осуществляют педагогическую или воспитательную деятельность.

Соответственно, к таким работникам, как завхоз, техничка, гардеробщик и др., это правило применяться не могло. В действующей редакции Трудового кодекса РФ ограничение сформулировано не в отношении конкретной трудовой функции, а по сфере деятельности.

Означает ли это, что любой работник организации, которая в той или иной степени осуществляет работу с несовершеннолетними, должен представлять справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования? Из буквального толкования закона напрашивается именно такой вывод. Проиллюстрируем это на конкретном примере из судебной практики.

Пример. Д. обратилась в суд с иском, в котором просила отменить приказ о расторжении трудового договора, восстановить ее на работе в должности гардеробщика 1-го разряда участка младшего обслуживающего персонала МБУ “Дворец спорта “Арктика”. На основании данного приказа она была уволена в связи с возникновением установленных ТК РФ ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, то есть по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, со ссылкой на сведения о наличии у нее судимости.

Истица помимо прочего указывала, что согласно рабочей инструкции гардеробщика никакого отношения к воспитанию, развитию несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних она не имела и не имеет.

Представитель ответчика ссылался на то, что из содержания ст. 351.1 ТК РФ следует, что устанавливаемый запрет распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними, но и на весь персонал таких организаций и подразделений, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный (в сфере образования – административно-хозяйственный, инженерно-технический, производственный, учебно-вспомогательный, иной персонал), поскольку они также формально осуществляют трудовую деятельность в сфере работы с детьми.

Суд признал доводы ответчика убедительными и отказал Д. в удовлетворении исковых требований [1].

В сфере образования, как отметил суд, под “всем персоналом” понимается административно-хозяйственный, инженерно-технический, производственный, учебно-вспомогательный, иной персонал.

В другом случае суд, рассматривая дело в отношении оператора котельной, привел те же доводы.

Пример. Прокурор Косинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, ссылаясь на то, что в МДОУ с 01.10.2009 работает в качестве оператора котельной с возложением обязанностей дворника и сторожа Ш. П. А., который приговором Косинского районного суда от 06.03.2002 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Ответчик Ш. с иском не согласился, указав, что никакого отношения к детям не имеет. Суд отметил, что установленный в ст. 351.1 ТК РФ запрет распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними, но и на весь персонал таких организаций и подразделений, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также формально осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах [2].

Читайте также:  Нужна доверенность в 16 лет при поездке в другой город?

Таким образом, на основе сложившейся судебной практики можно порекомендовать руководителям организаций, осуществляющих работу с несовершеннолетними, истребовать справки об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за названные преступления у всех работников, включая технический и административный персонал.

Сбор сведений об отсутствии судимости

или факта уголовного преследования

Следующая проблема связана с наличием у учреждения сведений об отсутствии судимости у работников, которые были приняты на работу до внесения рассматриваемых изменений в трудовое законодательство. Конечно, если с работником заключался трудовой договор после 07.01.2011, то он должен представить справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования. Однако как быть, если работник принимался в организацию, когда такого ограничения еще не предусматривалось действующим законодательством? Нужно ли истребовать у него такую справку post factum, то есть после внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ?

На этот счет складывается вполне однозначная судебная практика, связанная с признанием обязанности работодателя осуществлять проверку фактов судимости или факта уголовного преследования в отношении таких работников.

Пример. Прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению “Детский сад общеобразовательного вида N 68” (МБДОУ N 68) в лице заведующей об обязании организовать сбор сведений в отношении работников.

В ходе проверки исполнения трудового законодательства, направленного на профилактику совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, проведенного прокуратурой г. Апатиты, установлено, что в дошкольном учреждении осуществляют трудовую деятельность 16 лиц педагогического состава, 14 лиц иной категории (технический, медицинский персонал), принятых на работу до 1 января 2011 г., то есть до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 65 ТК РФ, согласно которой при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю кроме прочих документов справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В нарушение ст. ст. 331, 351.1 ТК РФ администрацией МБДОУ N 68 не проведены проверки, имеют ли работники право осуществлять трудовую деятельность в дошкольном учреждении. В результате отсутствия сведений о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности нарушаются права детей, обучающихся в данном учреждении, на обучение и воспитание в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья.

Суд удовлетворил исковые требования. При этом суд указал, что те работники, которые принимались до вступления 07.01.2011 изменений, внесенных в ст. ст. 65, 331, 351.1 ТК РФ, не представляли справок об отсутствии судимости или факта уголовного преследования. Однако в результате отсутствия сведений о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности нарушаются права детей, обучающихся в данном учреждении, на обучение и воспитание в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья.

Поэтому суд обязал работодателя организовать сбор сведений (документов), подтверждающих отсутствие у работников МБДОУ N 68, принятых на работу до 1 января 2011 г., судимости, фактов привлечения к уголовной ответственности, уголовного преследования за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности [3].

Таким образом, исходя из существующей судебной практики (а подобных примеров очень много) работодатель обязан организовать сбор сведений, подтверждающих отсутствие судимости или факта уголовного преследования у всех работников, в том числе принятых на работу до вступления в силу нормы закона, устанавливающей ограничения в отношении лиц, осуществляющих работу с детьми.

Расторжение трудового договора

Наконец, много практических сложностей связано с расторжением трудового договора вследствие выявления факта наличия у работника судимости. В данном случае, если работник был принят на работу после 07.01.2011, но по каким-либо причинам не представил справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за перечисленные в законе преступления, при выявлении указанных обстоятельств трудовой договор с ним может быть прекращен по ст. 84 ТК РФ, то есть в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

В том же случае, если работник будет осужден в период работы у данного работодателя, трудовой договор с ним должен расторгаться по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (“Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон”).

Сложности здесь возникают в связи с увольнением работников, принятых до 07.01.2012, то есть до вступления в силу рассматриваемых норм, по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. По существу это будет означать, что указанному ограничению придается обратная сила. Между тем именно такая практика сложилась на сегодняшний день в связи с применением указанного основания увольнения.

Пример. Так, Белорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образовательному бюджетному учреждению – средней общеобразовательной школе N 1 с. Инзер муниципального района Белорецкий район РБ (СОШ N 1) об устранении нарушений законодательства об образовании, мотивируя тем, что при проведении проверки по исполнению СОШ N 1 законодательства об образовании выявлены нарушения. Согласно внесенным изменениям в ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности.

В ходе проверки установлено, что Ш. был осужден мировым судьей судебного участка N “. ” по ч. 1 ст. 112 УК РФ и ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. На основании пп. 4 п. 2 Постановления Государственной Думы “Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России” Ш. от наказания освобожден. Таким образом, Ш. является лицом, подвергавшимся уголовному преследованию и имевшим судимость, поэтому не может быть допущен к педагогической деятельности и, соответственно, должен быть освобожден от занимаемой должности учителя истории СОШ N 1.

Ответчик Ш. иск полностью не признал, пояснив, что на него не распространяются изменения в ТК РФ, так как с ним трудовой договор был заключен на неопределенный срок до внесения изменений.

Суд, рассматривая данное дело, отметил, что в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Учитывая, что Ш. занимается педагогической деятельностью, подвергался уголовному преследованию и имел судимость за преступление против жизни и здоровья, а в соответствии с федеральным законом к педагогической деятельности не допускаются лица, имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, трудовой договор подлежит прекращению независимо от воли сторон [4].

Таким образом, позиция суда, а нужно заметить, что на сегодняшний день она является типичной для правоприменительной практики, основана на том, что ограничение у лица возникает не в момент его осуждения, а в связи с вступлением в силу соответствующих положений закона.

Пример. Прокурор Косинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, ссылаясь на то, что в МДОУ с 01.10.2009 работает в качестве оператора котельной с возложением обязанностей дворника и сторожа Ш. П. А., который приговором Косинского районного суда от 06.03.2002 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Особенности детской эксплуатации

Дети – особо защищаемый объект правоотношений в любой стране. Грань между принудительной эксплуатацией и добровольной помощью ребенка очень тонкая.

Многие семьи считают в порядке вещей ситуацию, когда их ребенок наравне со взрослыми копает поля картошки или месит бетон для строительства семейного коттеджа.

У нас в стране нет законных оснований для привлечения к ответственности таких родителей. А ведь после такого детства у детей появляются то межпозвоночные грыжи, то сердечно-сосудистые отклонения.

Сейчас на 2020 год в кодексе есть только ст. 127.1 и ст. 127.2, которые регулируют процессы торговли людьми и принуждение их к рабству.

Оплата труда

Особенности начисления заработка для этой категории сотрудников установлены ст. 271 ТК. Поскольку продолжительность рабочего дня сокращенная, то оплачивают его пропорционально отработанному времени. При этом наниматель вправе сделать доплату до полной ставки.

С 18 лет можно трудиться полную смену.

Законодательство Российской Федерации о защите детей от эксплуатации

В Конституции Российской Федерации нет прямого запрета эксплуатации детского труда, однако отмечено, что детство находится под защитой государства (ст. 38), а принудительный труд запрещен, и работа должна соответствовать условиям безопасности (ст.37).

Отдельным актом, регулирующим права детей и особенности их защиты, является Федеральный Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998. В нем есть статья 14.2, которая устанавливает запрет на торговлю детьми и эксплуатацию детской трудовой деятельности. Лица, нарушившие законодательство, могут понести уголовную, гражданско-правовую, а также дисциплинарную ответственность.

Еще один важный Федеральный закон — № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 34 данного акта есть ч. 4, которая запрещает привлекать ребенка к труду, не предусмотренному образовательной программой, если на это нет согласия его родителей или законных представителей.

Полноценно работать в России можно только с 18 лет. До этого возраста существует целый ряд ограничений и особенностей, прописанных в Трудовом кодексе.

Скачать для просмотра и печати:

Согласно ст. 63 ТК РФ, заключить трудовой договор может подросток, достигший 16 лет, но только на выполнение деятельности, подходящей ему по требованиям законодательства:

Несовершеннолетние работники: особенности найма и ограничения

Компании могут принимать на работу несовершеннолетних, но с учетом ряда особенностей, установленных трудовым законодательством. Они затрагивают виды деятельности, в которых могут быть задействованы молодые люди до 18 лет, а также другие вопросы: оформление трудового договора, продолжительность рабочего дня, отпуск и т.д.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 139-ФЗ расширил возможности работодателей по найму несовершеннолетних. До этого заключать трудовой договор с подростком можно было только на свободное от учебы время, а правила по трудоустройству тех, кто закончил учебу или был отчислен, законодательством и вовсе не были установлены.

Сейчас фактически принимать на работу можно даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, вводит ст. 63 ТК РФ.

Возраст несовершеннолетнего

Условия заключения
трудового договора

14 лет, получено общее образование или учеба продолжается

Как видно из приведенной выше таблицы, ключевые характеристики работы, на которую принимаются несовершеннолетние по закону: работа не должна приносить ущерб здоровью и нравственному развитию, она должна быть легкой. Перечень работ, к которым не могут быть допущены несовершеннолетние, подробно приводится в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Всего таких работ более 2000, все они так или иначе связаны с вредными и опасными условиями.

Ч. 5 ст. 282 ТК РФ устанавливает для людей до 18 лет ограничения на работу по совместительству.

Компании могут принимать на работу несовершеннолетних, но с учетом ряда особенностей, установленных трудовым законодательством. Они затрагивают виды деятельности, в которых могут быть задействованы молодые люди до 18 лет, а также другие вопросы: оформление трудового договора, продолжительность рабочего дня, отпуск и т.д.

Обязательные условия для трудоустройства

Если работодатель решил принять на работу несовершеннолетнего, он не может устанавливать для него испытательный срок. Перед началом трудовой деятельности подросток должен пройти медосмотр (ст. 266 ТК РФ) и проходить его каждый год, пока ему не исполнится 18 лет.

Ездить в командировки, которые длятся больше 12 часов, и не ночевать при этом дома могут, согласно ст. 268 ТК РФ только дети, занятые:

Установлены ограничения на работу с детьми и подростками.

В результате принятия Федерального закона N 387-ФЗ Трудовой кодекс пополнился новой нормой. Это ст. 351.1. В ней перечислены направления трудовой деятельности, для занятия которыми устанавливаются определенные ограничения. Речь идет о деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних. А также организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания. Ограничения касаются и сферы детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее указанные направления трудовой деятельности мы будем обозначать как деятельность, связанную с воспитанием несовершеннолетних). Отныне работать в этих областях запрещено всем лицам, имеющим (имевшим) судимость или подвергающимся (подвергавшимся) уголовному преследованию (далее — лицам, привлекаемым (привлекавшимся) к уголовной ответственности) за преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК РФ) (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления); половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ); против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ); здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ); против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ).

Где нельзя работать

Для детей предусмотрен четкий список запретов по работе. Им нельзя до достижения 18 лет трудиться на подземных работах, в сфере игорного бизнеса, в ночных барах и клубах, на производстве и в торговле спиртным и различными токсичными препаратами и т. д.

Также дети на рабочем месте не должны таскать тяжести. Полный список запретов для несовершеннолетних в плане их труда прописан в законе.

Для детей предусмотрен четкий список запретов по работе. Им нельзя до достижения 18 лет трудиться на подземных работах, в сфере игорного бизнеса, в ночных барах и клубах, на производстве и в торговле спиртным и различными токсичными препаратами и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
“Как я общаюсь и работаю с детьми”38.5 КБ

Предметы, которые видит ребёнок у воспитателя, становится привлекательным и нужным. Я показываю, как нужно играть с этими предметами. Необходимо показать и рассказать, как укачивать куклу, строить из кубиков гараж, как правильно накрывать стол.

Труд несовершеннолетних (молодежь до 18 лет)

Подростки (несовершеннолетние граждане от 14 до 18 лет) – это особая социальная группа. Ограничения применения труда подростков направлены, в первую очередь, на предупреждение отрицательного влияния производственных факторов на развитие, состояние здоровья, моральное и психическое состояние несовершеннолетнего. Специальные ограничения и льготы касаются возрастного ценза приема на работу, введения сокращенной продолжительности рабочей недели, запрета труда в ночных сменах, установления пригодности к определенному виду деятельности на основе обязательного медицинского обследования, как предварительного (при поступлении), так и периодического.

Прием на работу несовершеннолетнего

Работодатель обязан заключить трудовой договор с несовершеннолетним, так же как и с любым работником. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.

Статья 63 ТК РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе.

Не запрещено заключать договор и с лицами, 15-летнего и даже 14-летнего возраста, но обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются:

1) согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства;

2) работа не должна мешать учебе;

3) работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка.

Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ). Закон фактически исключает возможность поступления несовершеннолетнего работника на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, которые должны быть подтверждены документом об образовании.

Статья 70 ТК РФ указывает на то, что организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок.

Прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти предварительный медицинский осмотр (обследование) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, обязательный ежегодный медицинский осмотр (обследование) (ст. 266 ТК РФ). Указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, причем в соответствии со статьей 185 ТК РФ на время ежегодных осмотров за ним сохраняется его средний заработок.

Продолжительность рабочего времени

Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), устанавливается:

1) для работников до16 лет – не более 24 часов в неделю;

2) для работников от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;

3) для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении – не более 12 часов (буквально, не может превышать половины нормы, установленной частью первой статьи 92 ТК РФ);

4) для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении – не более 18 часов.

Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены):

1) для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – не более 5 часов;

2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 7 часов;

3) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 2,5 часа;

4) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 4 часов.

Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

Согласно ст. 265 ТК РФ несовершеннолетние не могут быть заняты на:

1) подземных работах;

2) работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами);

3) тяжелых работах;

4) работах с вредными или опасными условиями труда.

В соответствии с формулировкой части третьей статьи 265 ТК РФ перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (сегодня продолжает свое действие постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (в ред. постановления Правительства РФ от 20.06.2001 г. № 473), утверждающее Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет).

Кроме того, ст. 268 ТК РФ запрещает:

1) привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам;

2) вызывать в ночную смену;

3) отправлять в служебные командировки;

4) выходные и нерабочие праздничные дни.

Также ст. 282 ТК РФ запрещает организациям принимать несовершеннолетнего на работу по совместительству, либо привлекать его к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Статья 271 ТК РФ устанавливает следующую оплату труда работников в возрасте до 18 лет:

При повременной оплате труда заработная плата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы.

Работодатель вправе за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. При сдельной работе – труд оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность ежедневной работы.

Для работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время – оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Отпуска несовершеннолетних работников

В статье 267 ТК РФ определено, что работникам, которым еще нет 18 лет, должны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня в удобное для них время.

Оплачиваемый отпуск может предоставляться работникам в возрасте до 18 лет и до истечения 6 месяцев непрерывной работы по их заявлению (ст. 122 ТК РФ).

Также ст. 116 ТК РФ предусматривает возможность предоставления несовершеннолетним работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами.

Работникам в возрасте до 18 лет статьей 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, а статьей 125 не допускается их отзыв из отпуска. Кроме того, работникам в возрасте до 18 лет не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) (ст. 126 ТК РФ).

Увольнение несовершеннолетнего работника

Несовершеннолетний работник может быть уволен по тем же причинам, что и любой другой сотрудник организации. Но следует учитывать, что прежде чем уволить несовершеннолетнего работника работодатель должен получить согласие территориальной государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Если же несовершеннолетний увольняется по собственному желанию, то организация также должна сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это надо в трехдневный срок с момента подачи заявления. Таково требование ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. № бн «Об утверждении Положения по делам несовершеннолетних».

Согласно Федеральному Закону № 159 от 4 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» работникам и лицам из числа данных категорий, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организациях.

Если несовершеннолетний работник является членом профсоюза, то работодателю при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с ним приходится учитывать мотивированное мнение органа первичной профсоюзной организации в следующих случаях:

– сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

– несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

– неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность несовершеннолетнего

Полная материальная ответственность на несовершеннолетнего возлагается с учетом ограничения, установленного законодательством РФ. Именно данное ограничение не допускает заключения с несовершеннолетним работником договора о полной материальной ответственности.

Часть 3 ст. 242 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника в возрасте до 18 лет только в следующих случаях:

1) умышленное причинение ущерба;

2) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

3) причинение ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

Работникам в возрасте до 18 лет статьей 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, а статьей 125 не допускается их отзыв из отпуска. Кроме того, работникам в возрасте до 18 лет не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) (ст. 126 ТК РФ).

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году – свежие новости

Пенсии работающих пенсионеров наконец-то будут тоже проиндексированы – об этом сообщила Сопредседатель профильной рабочей группы по Конституции России Талия Хабриева. Напомним, что пенсии трудящихся пенсионеров, в том числе имеющих инвалидность, не индексировались с 2016 года. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, но вовсе не было справедливо – об этом говорили и сами пенсионеры, и эксперты из ПФР и соцзащиты.

Заключение трудовых контрактов, при которых на детей возлагается полная материальная ответственность, запрещена законом!

Немного о работе с детьми

В этой статье хочу немного рассказать о своем опыте работы с детьми, о том обучении, которое я проходила в этом направлении, и о том, как я строю свою работу. Цель этой статьи – помочь родителям, желающим ко мне обратиться, сформировать начальное представление обо мне как специалисте и помочь им принять решение о нашей совместной работе.

Помимо университетского образования по семейной психологии, я проходила курс у замечательных специалистов Анастасии Шапель и Татьяны Черемухиной в г. Минске, по результатом которого получила сертификат.

В дальнейшем я продолжила работу с детьми и подростками в Социально-педагогическом центре Октябрьского района г. Минска. Это были дети из неблагополучных семей, а также дети, воспитывающиеся в приемных семьях и усыновленные. Возраст варьировался от 3 до 18 лет. Обращались ко мне чаще всего по вопросам каких-либо поведенческих проблем и сложностей во взаимоотношениях с родителями. Также я выполняла диагностику детско-родительских отношений по решению суда, когда нужно было определить, хочет ли ребенок общаться с отдельно проживающим родителем, и оказывается ли на него влияние в этом вопросе. Диагностику я делала с помощью проективных методик, рисунков, социометрических тестов, после чего составляла заключение для суда. Я также прошла обучение методике опроса детей, пострадавших от насилия, на базе международной организации “Понимание”, волонтером которой с гордостью являюсь на сегодняшний день.

Исходя из полученного образования и опыта, опишу специфику работы с детьми, в том виде, в котором я ее понимаю. Естественно, в одной статье вся необходимая информация не уместится, если у Вас будут еще вопросы, можно их задать в комментариях.

Работа с детьми отличается от работы со взрослыми.

Работа со взрослыми происходит, как правило, в диалоге. Так можно отследить различные способы построения и прерывания контакта, выйти на сопротивление, обнаружить внутренние феномены клиента и прочее.
С ребенком работа строится через игру, через рисунки, лепку, сочинение сказок и прочее. Особого внимания заслуживает юнгианская песочница, в которой можно делать все, что угодно – лепить из мокрого песка, бросаться сухим, строить города и разыгрывать целые баталии. Лучше всего, когда ребенок сам выбирает, чем он хотел бы сегодня заниматься, что именно рисовать, и какой сюжет будет у сказки или песочной картины. Кабинет психолога становится для ребенка той средой, где он учится наилучшим для себя способом размещать свою потребность, может отреагировать эмоции, в символической форме прожить какой-то существенный конфликт. Играя с ребенком, общаясь и наблюдая за ним, психолог может выявить все те же механизмы прерывания контакта и сопротивления, которые при работе со взрослым выявляет в диалоге.

У многих родителей есть иллюзия, что на консультации психолог будет воспитывать ребенка, и как специалист, сможет сделать это эффективнее, чем они.

И через несколько встреч, узнав, что на консультации их чадо с психологом просто играли и рисовали, становятся очень разочарованы. “Поиграть он и дома может, за что деньги платить?” – достаточно частая претензия. Чаще всего так происходит потому, что родители не знают другого способа коррекции проблемного поведения, кроме разъяснений, бесед и нотаций (это если не брать угрозы, наказания, отвержение, и прочий жесткач). Психолог же знает еще и о том, что у любого проблемного поведения есть причина, и с помощью него ребенок реализует ту или иную потребность, которую не удается реализовать напрямую. Игра и рисунок – прекрасные способы эту потребность выявить и попробовать реализовать ее по-другому, а нотаций ребенку, как правило, и так хватает в школе и дома.

Поэтому, если Вы решите отвести ребенка ко мне, будьте готовы к тому, что я буду не объяснять ему, как себя вести правильно, а давать ему возможность проявлять себя, экспериментировать и искать новые способы удовлетворения своих потребностей. Естественно, я буду поддерживать здоровые и общественно-приемлемые варианты поведения, но точно не в ущерб аутентичности и витальности ребенка.

Психолог не должен брать на себя функции родителя, а воспитание – это задача прежде всего родителей и учителей. Моя задача – не рассказать, как вести себя правильно, а понять, что мешает ребенку в этом.

Работа с ребенком – это всегда работа с семьей.

Это – аксиома. Чем младше ребенок, тем сильнее он зависит от взрослых, не только физически, но и эмоционально. И очень часто, не имея возможности реализовывать свои потребности напрямую, ему приходится изобретать более завуалированные способы их удовлетворения. Например, ребенка отдали в детский сад, потому что маме надо выходить на работу. Малыш вначале протестует, как может: плачет, капризничает. А потом заболевает – и, о чудо, мама снова с ним целый день. И ни в какой детский сад его не ведут. В этом случае для того, чтобы ребенок меньше болел, постараться придется маме: дозировать время пребывания в детском саду, более качественно общаться с ребенком дома, поработать со своими чувствами по поводу “оставления” ребенка в саду и так далее.

Часто бывает так, что ребенок является только носителем симптома в ситуации, которая “нужна” остальным членам семьи. Например, девочка 5 года страдает ночными страхами, и мама вынуждена ложиться спать у нее в комнате. Если копнуть глубже, выясняется, что это помогает маме избегать супружеской близости с мужем, с которым в последнее время сильно ухудшились отношения. И девочка, страдая страхами, “выручает” маму в этой ситуации. Для того, чтобы помочь ребенку, нужно, чтобы мама решила свои вопросы самостоятельно.

Примеров можно приводить множество: о детях от первого брака, которые выполняют роль “козликов отпущения” по любому поводу, когда мама выходит замуж во второй раз (надо же на кого-то напряжение сливать в новой семье, а тут и крайний нашелся), о детях, которые становятся родителями своим родителям, либо даже их психологическими супругами (и благодаря этому “чудом” сохраняется семья). Дело не в примерах и не в многообразии ситуаций.

А в том, что надеяться на то, что я отведу к психологу “неправильного” ребенка, а мне через час вернут другого, правильного, – это очень и очень напрасно. Я не буду вместе с Вами делать Вашего ребенка крайним на фоне остальной, очень правильной семьи. Будьте готовы к тому, что изменения у Вашего ребенка Вам могут не понравиться, что они отразятся на отношениях остальных членов семьи. Когда тайное становится явным, “развидеть” это обратно может уже не получиться.

Психолог не является специалистом-универсалом по любым детским проблемам.

Психолог психологу рознь. Есть психологи, которые работают с больными детьми, страдающими аутизмом, задержками развития, и пр., и в этом случае работа очень сильно направлена на развитие когнитивных процессов, речи, мелкой моторики и т.д. Как правило, у таких специалистов есть определенная подготовка в медицине либо дефектологии, и они знают, какого результата можно достичь в работе с тем или иным ребенком.

Что касается меня, у меня нет такой подготовки, я семейный психолог и работаю со здоровыми детьми. Я могу быть полезна при работе с поведенческими нарушениями, страхами, психосоматическими заболеваниями, последствиями психологических травм, нарушениями психосексуального развития. Очень часто в начале нашей работы я направляю ребенка к детскому психоневрологу для исключения органических поражений нервной системы. В детском возрасте время очень дорого, если упустить несколько месяцев, нарушения могут стать необратимыми. Поэтому порядок именно такой: вначале врач, потом психолог.

В заключение подитожу: для того, чтобы помочь ребенку, родителям, психологу, педагогам и ему самому приходится хорошенько объединиться. Если у ребенка есть проблема, нужно не искать крайних и виноватых, а сообща эту проблему решать. Я понимаю, как тяжело бывает родителям, когда дети плохо себя ведут, грубят, хамят, совершают правонарушения, либо страдают от застенчивости, замкнутости, неумения постоять за себя. И для чувств родителя у меня на консультации обязательно найдется место.

А вообще, работа с детьми – это для меня про честность и про смелость. Про честность родителя перед самим собой, честность перед ребенком, и честность специалиста перед этой семьей. И смелость выдерживать то, с чем пришлось встретиться в результате этой честности. Только тогда помощь становится возможной.

У многих родителей есть иллюзия, что на консультации психолог будет воспитывать ребенка, и как специалист, сможет сделать это эффективнее, чем они.

Труд несовершеннолетних (молодежь до 18 лет)

Подростки (несовершеннолетние граждане от 14 до 18 лет) – это особая социальная группа. Ограничения применения труда подростков направлены, в первую очередь, на предупреждение отрицательного влияния производственных факторов на развитие, состояние здоровья, моральное и психическое состояние несовершеннолетнего. Специальные ограничения и льготы касаются возрастного ценза приема на работу, введения сокращенной продолжительности рабочей недели, запрета труда в ночных сменах, установления пригодности к определенному виду деятельности на основе обязательного медицинского обследования, как предварительного (при поступлении), так и периодического.

Прием на работу несовершеннолетнего

Работодатель обязан заключить трудовой договор с несовершеннолетним, так же как и с любым работником. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.

Статья 63 ТК РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе.

Не запрещено заключать договор и с лицами, 15-летнего и даже 14-летнего возраста, но обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются:

1) согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства;

2) работа не должна мешать учебе;

3) работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка.

Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ). Закон фактически исключает возможность поступления несовершеннолетнего работника на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, которые должны быть подтверждены документом об образовании.

Статья 70 ТК РФ указывает на то, что организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок.

Прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти предварительный медицинский осмотр (обследование) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, обязательный ежегодный медицинский осмотр (обследование) (ст. 266 ТК РФ). Указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, причем в соответствии со статьей 185 ТК РФ на время ежегодных осмотров за ним сохраняется его средний заработок.

Продолжительность рабочего времени

Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), устанавливается:

1) для работников до16 лет – не более 24 часов в неделю;

2) для работников от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;

3) для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении – не более 12 часов (буквально, не может превышать половины нормы, установленной частью первой статьи 92 ТК РФ);

4) для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении – не более 18 часов.

Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены):

1) для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – не более 5 часов;

2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 7 часов;

3) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 2,5 часа;

4) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 4 часов.

Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

Согласно ст. 265 ТК РФ несовершеннолетние не могут быть заняты на:

1) подземных работах;

2) работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами);

3) тяжелых работах;

4) работах с вредными или опасными условиями труда.

В соответствии с формулировкой части третьей статьи 265 ТК РФ перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (сегодня продолжает свое действие постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (в ред. постановления Правительства РФ от 20.06.2001 г. № 473), утверждающее Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет).

Кроме того, ст. 268 ТК РФ запрещает:

1) привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам;

2) вызывать в ночную смену;

3) отправлять в служебные командировки;

4) выходные и нерабочие праздничные дни.

Также ст. 282 ТК РФ запрещает организациям принимать несовершеннолетнего на работу по совместительству, либо привлекать его к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Статья 271 ТК РФ устанавливает следующую оплату труда работников в возрасте до 18 лет:

При повременной оплате труда заработная плата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы.

Работодатель вправе за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. При сдельной работе – труд оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность ежедневной работы.

Для работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время – оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Отпуска несовершеннолетних работников

В статье 267 ТК РФ определено, что работникам, которым еще нет 18 лет, должны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня в удобное для них время.

Оплачиваемый отпуск может предоставляться работникам в возрасте до 18 лет и до истечения 6 месяцев непрерывной работы по их заявлению (ст. 122 ТК РФ).

Также ст. 116 ТК РФ предусматривает возможность предоставления несовершеннолетним работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами.

Работникам в возрасте до 18 лет статьей 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, а статьей 125 не допускается их отзыв из отпуска. Кроме того, работникам в возрасте до 18 лет не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) (ст. 126 ТК РФ).

Увольнение несовершеннолетнего работника

Несовершеннолетний работник может быть уволен по тем же причинам, что и любой другой сотрудник организации. Но следует учитывать, что прежде чем уволить несовершеннолетнего работника работодатель должен получить согласие территориальной государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Если же несовершеннолетний увольняется по собственному желанию, то организация также должна сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это надо в трехдневный срок с момента подачи заявления. Таково требование ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. № бн «Об утверждении Положения по делам несовершеннолетних».

Согласно Федеральному Закону № 159 от 4 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» работникам и лицам из числа данных категорий, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организациях.

Если несовершеннолетний работник является членом профсоюза, то работодателю при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с ним приходится учитывать мотивированное мнение органа первичной профсоюзной организации в следующих случаях:

– сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

– несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

– неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность несовершеннолетнего

Полная материальная ответственность на несовершеннолетнего возлагается с учетом ограничения, установленного законодательством РФ. Именно данное ограничение не допускает заключения с несовершеннолетним работником договора о полной материальной ответственности.

Часть 3 ст. 242 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника в возрасте до 18 лет только в следующих случаях:

1) умышленное причинение ущерба;

2) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

3) причинение ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

– сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

Почему для меня главное — работа с детьми

челюбеева надежда
Почему для меня главное — работа с детьми

Так сложилось в моей жизни, что я продавец с двенадцатилетним стажем, осталась без работы. Как поступить? Что делать? Городок у нас маленький, рабочих мест раз, два и обчёлся, значит срочно надо искать в каком магазине освободилось место продавца. НО… Это большое «НО» в моей голове. А хочу ли я снова стоять за прилавком? И снова мне вспомнилось, как несколько лет назад, на встрече выпускников, когда все рассказывали о своих профессиях, после моего выступления (я тогда была посудницей в кадетском корпусе, все на перебой стали мне предлагать свою помощь в трудоустройстве на более престижное место. Услышав моё пространственное рассуждение на тему «мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» не стали перечить.И только Женька Муленко спросил: «Козлова (девичья фамилия, ну, а хоть мечта у тебя есть?» Мечта? Да мечта у меня есть. Большая, светлая, немного волнительная. Моя мечта – работа с детьми! Вот наверно тогда всё и началось. В моей голове словно запустился какой-то механизм. Сначала Женя помог мне устроиться на работу в клуб «Спутник», где я стала вести кружок вязания, а потом, уже в 2018 году, мне посчастливилось руководить таким же кружком в школе. В школьный кружок записалось много деток 2-4 класс и жизнь моя наполнилась новыми красками! Видали-ли вы как блестят детские глазёнки, как розовеют от удовольствия щёчки, когда из кучи бесформенных ниток, маленькими неумелыми пока, пальчиками создаётся чудо! Этот восторг не передать, не описать словами. Нужно только пережить, чтобы понять какой позитивный настрой какую невероятную энергию получаешь от работы с детьми.

«В сорок лет жизнь только начинается», сказала героиня всем известного фильма «Москва слезам не верит», мне как раз сорок в этом году. Так почему же не начать всё заново, с новой строчки, с чистого листа! Да так и надо сделать. решила я для себя. «Так при чём же здесь младший воспитатель?» можете вы меня спросить. Ну так всё просто! Дошкольный возраст- самая неповторимая страница в жизни человека, его становление, знакомство с окружающим миром, приобщение к культуре, формирование индивидуальности и неповторимости личности каждого маленького человечка.

Одним из необходимых качеств при работе с детьми это любовь к детям, желание научить их чему-то доброму и прекрасному! Уметь не только общаться и играть с ними, но и проявлять выдержку и терпение. Понимать и правильно оценивать детские поступки. Уважать детей, видеть в них личность, знать и соблюдать права ребёнка, поощрять его стремление быть хорошим, нужным. Серьёзно относиться к увлечениям и интересам каждого малыша.

Мы взрослые, а в частности воспитатели и педагоги- люди, которые знают и умеют всё в понимании ребёнка. Значит нужно стараться соответствовать этому высокому критерии. Иметь знания не только в образовательных рамках. Но и быть сведущим в области интересов самих детей. Для ребёнка очень важно увидеть ваш заинтересованный взгляд, когда он показывает свою новую игрушку. Или поболтать с вами о современных героях мультфильмов. Отдавая детям день за днём частичку своей души педагог и приобретает многое- детскую любовь. А что может быть дороже её! Если в детском саду атмосфера доброжелательности, дети веселы, спокойны, здоровы. А вот если окружающие грубы и раздражительны, раздают приказы направо и налево, то и дети очень быстро впитают такую манеру общения. Так вот, что самое главное, вот он секрет лучшей жизни. Это дети, маленькие дети в детском саду! Ещё ничего не знающие и не умеющие, и что мы, взрослые, вложим в эти (ред.)

несмышлёные головки, то и ожидает нас в будущем. Поэтому современному миру нужны такие младшие воспитатели, воспитатели, педагоги и заведующие, которые будут не простыми учителями с заученными фразами из умных учебников, но педагогами способными грамотно планировать и выстраивать воспитательно – образовательный процесс, ориентируясь на самих детей. Не боящиеся отойти от намеченного плана и подстроиться под реальные ситуации. Самостоятельно принимающие решения, прогнозируя их возможные последствия. Способные к сотрудничеству, самообразованию и самоанализу. Выбирая профессию главное не ошибиться. Любить то, что делаешь. Стремиться к вершинам, искать, проявлять инициативу и творчество на тернистой дороге педагога. Избавляться от устаревших стереотипов, пополнять и обновлять свои знания постоянно, идти вперёд, но не забывать добрые старые традиции наших предков и самобытность нашего края.

Надеюсь моя мечта, работа с детьми, сложится. И я смогу с честью нести это высокое звание воспитателя и педагога.

Конспект беседы с детьми старшей группы «Друзья у меня в гостях» Гости в доме – это праздник, потому что собираются друзья. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать.

Исследовательская работа «Почему у птиц разные гнезда?» Летом мы наслаждаемся пением птиц, которые лечат наши деревья от вредных насекомых. Зимой птицы часто прилетают и стучатся клювиками в наши.

Исследовательская работа «Почему у птиц разные гнезда?» Летом мы наслаждаемся пением птиц, которые лечат наши деревья от вредных насекомых. Зимой птицы часто прилетают и стучатся клювиками в наши.

Конспект беседы с детьми «Почему меняются зубы?» Видео Конспект беседы с детьми “Почему меняются зубы?” Мудрак Марина Проблема: боязнь детей смены зубов. Я столкнулась с такой проблемой, что.

Консультация для повышения педагогической компетенции родителей «Почему родители перестали играть с детьми?» Консультация для повышения педагогической компетенции родителей «Почему родители перестали играть с детьми?» Оксана Ионова К сожалению,.

Консультация для родителей: Почему стоит играть с детьми? Консультация для родителей Почему стоит играть с детьми? Цель: способствовать развитию желания у родителей проводить с ребенком больше времени,.

Почему я работаю воспитателем? Моя главная работа Почему я работаю воспитателем? Мне кажется, что профессия воспитатель детского сада одна из благородных и нужных профессий для людей во.

Благодарна и трудна работа. Эссе «Почему я работаю воспитателем» Эссе. Почему я, работаю воспитателем. Сколько нужно ласки и заботы, Каждому помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа – Ежедневно.

«Развиваться и радоваться с детьми». Эссе «Почему я выбрала профессию воспитателя» Эссе «Ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь» Почему я выбрала профессию воспитателя? Этот вопрос я.

Одним из необходимых качеств при работе с детьми это любовь к детям, желание научить их чему-то доброму и прекрасному! Уметь не только общаться и играть с ними, но и проявлять выдержку и терпение. Понимать и правильно оценивать детские поступки. Уважать детей, видеть в них личность, знать и соблюдать права ребёнка, поощрять его стремление быть хорошим, нужным. Серьёзно относиться к увлечениям и интересам каждого малыша.

Читайте также:  Список отделений ПФР в Липецкой области
Добавить комментарий