Освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции

Освобождение от уплаты госпошлины

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

Освобождение от уплаты госпошлины лиц, обладающих специальным статусом

От уплаты государственной пошлины при обращении в суд могут освобождаться лица, входящие в следующие категории льготников.

1. Граждане, имеющие официальное звание героя, присужденное во времена:

  • как Советского Союза;
  • так и Российской Федерации.

Представители обозначенных категорий должны владеть наградной медалью «Золотая Звезда».

2. Полные кавалеры ордена Славы следующих степеней:

  • первой;
  • второй;
  • третьей.

Некоторые представители общества, совершившие значимые для страны деяния, имеют право стать льготниками

3. Граждане, участвующими в Великой Отечественной Войне, и сегодня являющиеся:

  • инвалидами, получившими травму во времена военных действий с 1941 по 1945;
  • гордыми обладателями звания Ветерана войны.

В эту же категорию мы причисляем граждан, являвшихся во времена Великой Отечественной:

  • пленными жителями концентрационных лагерей, система которых была создана фашистами по всей оккупированной территории;
  • пленными прочих мест насильственного содержания, организованных как фашистами, так и союзными странами;
  • военные, попавшие в плен в период Второй Мировой войны.

По отношению к интересующему нас вопросу все представленные выше категории граждан являются льготниками, и наделены законным правом на освобождение от оплаты государственной пошлины при обращении в суд. Тому причиной стали их неоценимые заслуги перед Отечеством.

Ветераны освобождены от оплаты государственной пошлины при обращении в суд

Закон предусматривает достаточно большие льготы ветеранам боевых действий в Чечне, но необходимо знать о своих правах, чтобы заявить о них. В России изъявительная форма права. Федеральные и региональные правовые акты предусматривают различную материальную и нематериальную помощь гражданам, которые служили в горячих точках во время войн на территории Чечни, поэтому стоит рассмотреть вопрос о получении преференций более подробно в специальной статье.

  • первой;
  • второй;
  • третьей.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ГПК РФ

“О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров”

“Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ”

“Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва”

“О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации” (вместе с “Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством

Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям. 1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы – по искам о взыскании алиментов;
3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
7) организации и физические лица – при подаче в суд:
заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;
частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;
17) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
18) заявители – по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;
19) государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы – инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
5) истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
Комментарий к статье 333.36
1. Комментируемая статья устанавливает льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.
Следует иметь в виду, что льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям установлены также в ст. 333.35 НК РФ. Положения ст. 333.20 НК РФ, устанавливающей особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, согласно ее п. 3 применяются с учетом положений как ст. 333.35 НК РФ, так и комментируемой статьи.
Согласно п. 1 ст. 333.35 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (см. комментарий к ст. 333.35 НК РФ):
физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (подп. 11 п. 1);
физические лица – участники и инвалиды Великой Отечественной войны (подп. 12 п. 1).
2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, для следующих лиц:
общественные организации инвалидов (подп. 1 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при их участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков;
инвалиды I и II группы (подп. 2 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при их участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, только в качестве истцов;
ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы (подп. 3 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае обращения за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей (подп. 4 п. 2). На предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, содержится указание в п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей” (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ и комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 5 Закона);
истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации (подп. 5 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при их участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями по искам имущественного характера к Пенсионному фонду России, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
При этом в п. 3 комментируемой статьи установлено ограничение освобождения лиц, указанных в п. 2 комментируемой статьи, при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера: полное освобождение от уплаты государственной пошлины предусмотрено только для случаев, если цена иска не превышает 1 млн. руб.
Для случаев, когда цена иска превышает 1 млн. руб., в п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что указанные в п. 2 комментируемой статьи плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб., т.е. на 9 100 руб. (см. комментарий к ст. 333.19 НК РФ).
Следует отметить, что в любом случае сумма государственной пошлины согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ не может превышать 20000 руб.
3. Ранее в п. 2 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине” (в ред. Федеральных законов от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ, от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 20 августа 1996 г. N 118-ФЗ, от 13 апреля 1999 г. N 76-ФЗ и от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ) устанавливалось, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются:
1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
2) истцы – по спорам об авторстве, авторы – по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;
3) истцы – по искам о взыскании алиментов;
4) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
5) органы социального страхования – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи;
6) истцы – по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;
7) юридические лица и граждане – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
8) стороны – с кассационных жалоб по делам о расторжении брака;
9) органы внутренних дел, выступающие в качестве истцов, – по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей, а также по делам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, их розыском, а равно лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;
10) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, – по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета, а также по делам особого производства;
11) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва – по искам, связанным с нарушением их прав;
12) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, – по искам, связанным с нарушением их прав;
13) органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц;
14) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения – по всем искам;
15) истцы – по искам об истребовании имущества, имеющего историческую, художественную или иную ценность, из незаконного владения;
16) юридические лица и граждане – при подаче в суд заявлений об отсрочке или о рассрочке исполнения решений, об изменении способа и порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам; о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
17) граждане – с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;
18) прокурор – по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и граждан;
19) Пенсионный фонд России и его органы – по искам о взыскании с граждан обязательных платежей;
20) потребители – по искам, связанным с нарушением их прав;
21) стороны – по спорам, связанным с возмещением материального ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста;
22) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий”, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
23) вынужденные переселенцы и беженцы – по жалобам на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
24) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих прав, установленных Федеральным законом “О ветеранах”;
25) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления по защите прав потребителей, общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
26) ликвидационные комиссии – по искам о взыскании просроченных задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей;
27) граждане – при обращении в суд с исками о возмещении убытков, связанных с невозвратом в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных или имущественных вкладов, внесенных в акционерные общества, товарищества, банки и другие коммерческие организации;
28) граждане – при подаче в суд заявлений об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
29) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы – по искам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, а равно осужденных к ограничению свободы, аресту или лишению свободы, их розыском, а также лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;
30) истцы – при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.

Читайте также:  Как грамотно составить договор купли продажи?

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы – по искам о взыскании алиментов;
3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
7) организации и физические лица – при подаче в суд:
заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;
частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;
17) истцы – по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
18) заявители – по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;
19) государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы – инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
5) истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
Комментарий к статье 333.36
1. Комментируемая статья устанавливает льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.
Следует иметь в виду, что льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям установлены также в ст. 333.35 НК РФ. Положения ст. 333.20 НК РФ, устанавливающей особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, согласно ее п. 3 применяются с учетом положений как ст. 333.35 НК РФ, так и комментируемой статьи.
Согласно п. 1 ст. 333.35 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (см. комментарий к ст. 333.35 НК РФ):
физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (подп. 11 п. 1);
физические лица – участники и инвалиды Великой Отечественной войны (подп. 12 п. 1).
2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, для следующих лиц:
общественные организации инвалидов (подп. 1 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при их участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков;
инвалиды I и II группы (подп. 2 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при их участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, только в качестве истцов;
ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы (подп. 3 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае обращения за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей (подп. 4 п. 2). На предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, содержится указание в п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей” (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ и комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 5 Закона);
истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации (подп. 5 п. 2). Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при их участии в делах, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями по искам имущественного характера к Пенсионному фонду России, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
При этом в п. 3 комментируемой статьи установлено ограничение освобождения лиц, указанных в п. 2 комментируемой статьи, при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера: полное освобождение от уплаты государственной пошлины предусмотрено только для случаев, если цена иска не превышает 1 млн. руб.
Для случаев, когда цена иска превышает 1 млн. руб., в п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что указанные в п. 2 комментируемой статьи плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб., т.е. на 9 100 руб. (см. комментарий к ст. 333.19 НК РФ).
Следует отметить, что в любом случае сумма государственной пошлины согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ не может превышать 20000 руб.
3. Ранее в п. 2 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине” (в ред. Федеральных законов от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ, от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 20 августа 1996 г. N 118-ФЗ, от 13 апреля 1999 г. N 76-ФЗ и от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ) устанавливалось, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются:
1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
2) истцы – по спорам об авторстве, авторы – по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;
3) истцы – по искам о взыскании алиментов;
4) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
5) органы социального страхования – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи;
6) истцы – по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;
7) юридические лица и граждане – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
8) стороны – с кассационных жалоб по делам о расторжении брака;
9) органы внутренних дел, выступающие в качестве истцов, – по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей, а также по делам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, их розыском, а равно лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;
10) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, – по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета, а также по делам особого производства;
11) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва – по искам, связанным с нарушением их прав;
12) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, – по искам, связанным с нарушением их прав;
13) органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц;
14) общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения – по всем искам;
15) истцы – по искам об истребовании имущества, имеющего историческую, художественную или иную ценность, из незаконного владения;
16) юридические лица и граждане – при подаче в суд заявлений об отсрочке или о рассрочке исполнения решений, об изменении способа и порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам; о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
17) граждане – с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;
18) прокурор – по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и граждан;
19) Пенсионный фонд России и его органы – по искам о взыскании с граждан обязательных платежей;
20) потребители – по искам, связанным с нарушением их прав;
21) стороны – по спорам, связанным с возмещением материального ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста;
22) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий”, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
23) вынужденные переселенцы и беженцы – по жалобам на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
24) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих прав, установленных Федеральным законом “О ветеранах”;
25) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления по защите прав потребителей, общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
26) ликвидационные комиссии – по искам о взыскании просроченных задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей;
27) граждане – при обращении в суд с исками о возмещении убытков, связанных с невозвратом в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных или имущественных вкладов, внесенных в акционерные общества, товарищества, банки и другие коммерческие организации;
28) граждане – при подаче в суд заявлений об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
29) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы – по искам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, а равно осужденных к ограничению свободы, аресту или лишению свободы, их розыском, а также лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;
30) истцы – при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.

Заявление освобождение от уплаты госпошлины

Заявление об освобождении от уплаты госпошлины при обращении в суд подается в письменном виде. Такое заявление прилагается к заявлению, содержащему основные требования. Допускается оформление требований об освобождении от уплаты госпошлины в тексте соответствующего заявления. Однако предпочтительней оформление отдельного документа.

Читайте также:  Движение по тротуару в ПДД

Госпошлина в суд платится практически при любом обращении. Законом предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Наличие льгот на оплату госпошлины должно быть подтверждено соответствующими документами, граждане должны сообщить суду о желании воспользоваться такими льготами при обращении в суд.

Самым распространенным случаем освобождения от уплаты госпошлины, наряду со льготниками, является тяжелое материальное положение гражданина, обращающегося в суд. В таком случае к заявлению по освобождению от уплаты госпошлины прилагаются сведения о получаемых доходах (справка с места работы, о размере пособий и пенсий). Сведения о роде занятий заявителя (копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения, копия приказа о предоставлении отпуска по беременности, уходу за ребенком и другие документы). Сведения о составе семьи и возможности получения дополнительных доходов (справка паспортного стола, свидетельство о расторжении брака).

Вместе с тем, предлагаем при наличии тяжелого материального положения подавать заявление об уменьшении размера госпошлины, оплатив небольшую сумму (например, 200 руб.). Обычно суды охотнее снижают размер, чем полностью освобождают от оплаты госпошлины. Суд может предоставить отсрочку или рассрочку при оплате госпошлины, при наличии соответствующих оснований: заявление об отсрочке уплаты госпошлины, заявление о рассрочке уплаты государственной пошлины.

(ФИО полностью, адрес)

Здравствуйте! Слышала, что при разводе можно переложить уплату госпошлины на мужа или получить освобождение от уплаты госпошлины. При каких случаях это возможно и что нужно сделать для этого? Ребенку 6 мес. Детское пособие до 1,5 лет оформлено на мужа, т.к. ребенка после рождения прописали в квартире мужа. (Теперь уже ребенка выписали оттуда и прописали к матери). Оба родителя безработные. Справку о доходах приложить невозможно.

Кто освобождается от уплаты госпошлины по налоговому законодательству

Внимание! В первую очередь, освобождены от оплаты такого вида госпошлины такие организации: федеральные органы власти, самоуправление местности, опекунские органы и несколько категорий физических особ.

Кроме этого, неоплачиваемым действием является какое-либо внесение информации в свидетельство о появлении на свет, при условии, что это усыновление, выдача заявок и справок на получение пенсий и пособий разного типа или любых ошибок и исправлений в документах по виде сотрудников.

Также есть вариации и других налоговых льгот, например условная: человек проживал вместе с другим до дня наступления смерти. Или частичная: допускается оплата в половинном размере для инвалидов первой и второй группы. Если будет подана жалоба, апелляционный сбор будет составлять три четвертых от общего платежа.

Таким образом, налоговые льготы госпошлин могут быть доступны большому количеству людей и в первую очередь служить для граждан мерой социальной защиты.

Расчет госпошлины по налоговому законодательству


Таким образом, налоговые льготы госпошлин могут быть доступны большому количеству людей и в первую очередь служить для граждан мерой социальной защиты.

Льготы, предусмотренные налоговым законодательством

  • лица, являющиеся героями Советского Союза, героями Российской Федерации (награжденные медалью «Золотая Звезда»), полными кавалерами ордена Славы (I, II и III степеней);
  • лица, являющиеся инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концентрационных лагерей и мест насильственного содержания, основанных фашистами (и их союзниками), а также военнопленные, бывшие в плену в период Великой Отечественной войны.

Госпошлина в суд льготы для пенсионеров с 1 января 2020 г

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Госпошлина в суд льготы для пенсионеров с 1 января 2020 г». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

От уплаты госпошлины при обращении в суд освобождаются пенсионеры, которые получают пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, и которые предъявили иски имущественного характера, при их цене, не превышающей 1 млн руб., к ПФР, НПФ либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 2 и пункта 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что от уплаты государственной пошлины при обращении в суд освобождаются пенсионеры, которые получают пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, и которые предъявили иски имущественного характера, при их цене, не превышающей 1 000 000 рублей, к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.


От уплаты госпошлины при обращении в суд освобождаются пенсионеры, которые получают пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, и которые предъявили иски имущественного характера, при их цене, не превышающей 1 млн руб., к ПФР, НПФ либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Виды льгот

Особые привилегии, касающиеся госпошлины, делятся на два вида: исковые и статусные. Первая категория находится в зависимости от иска, подаваемого заинтересованным лицом. Второй вид зависит от субъекта, подающего судебный документ.


Некоторые граждане обладают специальным статусом, дающим им право не платить госпошлину. Их перечень приводится в статье 333.35 НК РФ. К ним относятся:

Пункт 1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

16) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

Ст. 333.36. НК РФ Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям
1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:
1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы — по искам о взыскании алиментов;
3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
7) организации и физические лица — при подаче в суд:
заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

Только это задаёт вопрос не Олег Владимирович, а я Ольга Николаевна со своего почтового адреса.Я хочу подать в суд на пенсионный фонд, так как не согласна с их ответом при начислении пенсии. Поэтому хочу у вас узнать, должна ли пенсионерка платить госпошлину при обращении в суд?


16) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

освобождение от уплаты госпошлины

В _______________________
(наименование суда)
от _______________________
(ФИО полностью, адрес)

освобождение от уплаты госпошлины

Мною подано заявление (исковое заявление, апелляционная жалоба) ____________ (указать, о чем заявление) в суд.

При подаче заявления необходимо оплатить госпошлину в размере _______ руб.

Считаю, что я должен быть освобожден от уплаты госпошлины в суд, поскольку _________ (указать имеющиеся основания для освобождения от уплаты госпошлины при обращении в суд).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 89 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьями 333.20, 333.36 Налогового кодекса РФ, Федерального закона ст. ….

Освободить меня _________ (ФИО заявителя) от уплаты государственной пошлины.

Перечень прилагаемых к заявлению документов:

Документы, подтверждающие наличие основания для освобождения от уплаты госпошлины

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

“Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2”

Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны – при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица – при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица – при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы – по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, – при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы – при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

17) истцы – по искам не имущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) заявители – по делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в не добровольном порядке и (или) психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;

20) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы – инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;

3) авторы результата интеллектуальной деятельности – по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы – инвалиды I и II группы.

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и не имущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

14) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

Основания для освобождения от уплаты госпошлины при обращении в суд общей юрисдикции

12) вынужденные переселенцы и беженцы – при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

Кто освобождается от уплаты госпошлины по налоговому законодательству

Также есть вариации и других налоговых льгот, например условная: человек проживал вместе с другим до дня наступления смерти. Или частичная: допускается оплата в половинном размере для инвалидов первой и второй группы. Если будет подана жалоба, апелляционный сбор будет составлять три четвертых от общего платежа.

Таким образом, налоговые льготы госпошлин могут быть доступны большому количеству людей и в первую очередь служить для граждан мерой социальной защиты.

Расчет госпошлины по налоговому законодательству


В случае, если цена иска превышает 1 млн. рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. рублей. (см.

Граждане

Особым статусом обладают следующие лица:

  1. Герои СССР, России, в том числе и кавалеры ордена Славы.
  2. Ветераны ВОВ, инвалиды, узники концлагерей и военнопленные.
  3. Авторы ценностей культурного назначения, которым необходима разрешительная документация на вывоз или ввоз данных объектов.
  4. Авторам баз данных, а также иных программ для ЭВМ, обращающихся за регистрационным свидетельством.
Читайте также:  Жалоба в Пенсионный фонд: образец, куда и как написать

Данным гражданам достаточно при помощи документов подтвердить свой статус, чтобы им было предоставлено такое преимущество. Льгота актуальна при обращении в любой суд.

  • Суды всех уровней, когда происходит подача иска в Конституционный суд.
  • Государственные внебюджетные фонды, общероссийские и религиозные учреждения, редакции СМИ.
  • Центральный банк, которому необходимо совершить правовые действия в рамках его компетенции.
  • Органы государственной власти на разных уровнях.
  • Муниципальные и государственные библиотеки, архивы, музеи, а также иные хранилища, которым требуется разрешение на ввоз или вывоз ценностей исторического и культурного характера.
  • Самоуправленческие или государственные органы за выдачу апостиля.
  • Организации, связанные с эмиссией ценных бумаг по поручению Правительства с целью преумножения уставного капитала или реструктуризации задолженности по бюджету.

Новости

Минфин разрабатывает проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса РФ».

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ направлен на освобождение от уплаты госпошлины лиц, обращающихся в ФМС, МВД и Ростехнадзор в Крыму и Севастополе за выдачей загранпаспорта, водительского удостоверения, а также регистрационных документов и государственных знаков на транспортные средства, если на момент подачи заявлений они имели действительные вышеперечисленные документы, выданные им в Украине.

Законопроект направлен на реализацию части 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

Совет Евразийской экономической комиссии своим решением № 6 от 31 января 2014 года дополнил перечень товаров, временно ввозимых в ТС с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Текст документа опубликован на сайте ЕЭК.

Перечень дополнен гражданскими пассажирскими самолетами, которые классифицируются кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 8802 40 003 5, 8802 40 003 6 и 8802 40 004 6.

Вместе с тем, исключение составляют воздушные суда с максимальным количеством пассажирских мест от 50 до 110, в случае заключения участниками внешнеэкономической деятельности государств – членов Таможенного союза договоров и помещения самолетов под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) до 1 января 2017 г.

Предельный срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких самолетов составляет 5 лет со дня помещения самолетов под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).».

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении № А56-75643/2012 от 17.10.2013 подтвердил, что у суда первой инстанции отсутствовали основания возлагать на ОПФР обязанность по уплате государственной пошлины.

ФАС указал, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любому делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым эти органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-6593/2012 от 13.02.3013 отклонил довод о том, что расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации является исключительно целевым, в связи с чем бюджет фонда не обязан выделять денежные средства на возмещение судебных расходов.

ФАС отметил, что действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение проигравшей стороны от возмещения судебных расходов, при этом источник ее финансирования или назначение полученных ею средств значение не имеют. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение.

Процессуальным законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), все судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, подлежат возмещению с другого лица, участвующего в деле, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный орган.

ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-13304/12 от 17.01.2013 отклонил довод о том, что государственные органы и органы местного самоуправления освобождаются от возмещения судебных расходов в виде государственной пошлины.

ФАС отметил, что отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством. Отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые не регулируются НК РФ.

Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа расходы лица, подавшего заявление в суд по уплате государственной пошлины, подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-6264/2012 от 20.12.2012 пояснил, что учреждение, выступающее в суде в качестве хозяйствующего субъекта, не освобождается от уплаты госпошлины.

ФАС указал, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований, указанных в законодательстве.

Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорных правоотношениях войсковая часть осуществляет функции не хозяйствующего субъекта, а государственного органа, не представлены.

В этой связи, учитывая правовую природу спорных правоотношений, оснований расценивать процессуальные действия войсковой части (подача апелляционной жалобы) как затрагивающие государственные и (или) общественные интересы не имеется. Следовательно, оснований для освобождения от уплаты госпошлины в данном случае не имеется.

Совет Федерации ратифицировал Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, документом предусмотрено, что органам ЕврАзЭС, представителям стран-участниц сообщества, а также его должностным лицам и сотрудникам для эффективного выполнения ими своих функций предоставляются определенные привилегии и иммунитеты. В частности, помещения органов сообщества, его архивы и документы не подлежат обыску, конфискации или любой другой форме вмешательства, препятствующего его нормальной деятельности.

Должностные лица и сотрудники ЕврАзЭС, а также представители стран-участниц сообщества наделяются привилегиями и иммунитетами в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Они освобождаются, в том числе, от уплаты таможенных пошлин и сборов, не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А67-3723/2011 от 07.06.2012 пояснил, что освобождение государственного органа от уплаты государственной пошлины не влияет на порядок взыскания судебных расходов.

ФАС отметил, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Между тем, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам закон относит денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь.

Следовательно, вывод судов об обоснованном взыскании с департамента в пользу общества расходов по уплате государственной пошлины являются правомерными.

Ссылки по теме:

Сайты по теме:

ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-2220/12 от 12.04.2012 отклонил довод госучреждения о неправомерном взыскании в пользу банка судебных расходов по уплате государственной пошлины при установлении судом факта совершения выявленного учреждением правонарушения.

ФАС отметил, что предусмотренное законодательством освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. По смыслу законодательства о налогах и сборах данная льгота предоставляется только при обращении с иском в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика – при его обращении в суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.

Таким образом, освобождение учреждения от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет не влияет на порядок взыскания судебных расходов.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А70-7986/2011 от 08.02.2012 пояснил, что учреждение, осуществляющее функции государственного заказчика, не может быть освобождено от уплаты госпошлины при подаче искового заявления.

ФАС отметил, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Арбитражными судами установлено, что учреждение является юридическим лицом с организационной правовой формой – государственное бюджетное учреждение.

При этом передача истцу функций государственного заказчика сама по себе не наделяет его статусом органа государственной власти, не означает, что истец, наряду с собственными, одновременно выполняет функции государственного органа.

ФАС Поволжского округа в Постановлении № А12-12903/2010 от 05.05.2011 отклонил довод о том, что ответчик, являющийся государственным органом, в любом случае освобождается от уплаты государственной пошлины в арбитражном суде.

В обоснование указанного довода ответчик ссылался на то, что он является государственным органом исполнительной власти, финансируется только за счет средств соответствующих бюджетов и каких-либо иных источников, приносящих прибыль, не имеет.

В свою очередь ФАС пояснил, что довод ответчика о том, что он является органом государственной власти и поэтому освобожден от уплаты государственной пошлины, не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае ответчик действует не в сфере властных, публичных отношений, а в сфере хозяйственных отношений.

ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-818/11-С5 от 30.03.2011 подтвердил, что учреждение не может быть отнесено к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины.

ФАС указал, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Учреждение не наделено властными полномочиями, в силу чего органом местного самоуправления не является.

Ссылка учреждения на полное финансирование за счет средств местного бюджета рассмотрена апелляционным судом и отклонена мотивированно. Факт финансирования учреждения из муниципального бюджета не наделяет его статусом органа местного самоуправления.

Мосгордума раскритиковала законопроект, которым предлагается освободить жителей Калининградской области от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о внешнеторговой деятельности.

Как сообщает пресс-центр Мосгордумы, законодательная инициатива касается транспортных средств, ввезенных на территорию области в режиме свободной таможенной зоны, в случае если те находятся в собственности физического лица, постоянно зарегистрированного в Калининградской области.

Депутаты пришли к единому мнению, что данную законодательную инициативу поддерживать нецелесообразно, поскольку принятие закона приведет к уменьшению доходной части федерального бюджета.

Правительство РФ своим Постановлением № 705 от 10 сентября 2010 г. утверждает правила освобождения от уплаты таможенной пошлины товаров, ввозимых на территорию РФ для их использования в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Текст документа представлен на сайте Кабинета Министров.

Согласно документу, декларант предъявляет таможенному органу товаросопроводительные документы, подтверждающие статус товара, вместе с оригиналом подтверждения от Оргкомитета XXIIОлимпийских зимних игр.

В Госдуму поступил на рассмотрение законопроект № 400728-5 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Законопроектом предлагается освободить жителей Калининградской области от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о внешнеторговой деятельности в отношении транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8703 ЕТН ВЭД ТС, ввезенных на территорию области в режиме свободной таможенной зоны.

Данный законопроект распространяет свое действие на транспортные средства, находящиеся в собственности физических лиц, постоянно зарегистрированных в Калининградской области.

Ранее федеральным законом № 13-ФЗ от 22.01.1996г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» уже был предусмотрен ввоз транспортных средств без уплаты таможенных пошлин для внутреннего обращения на территории Калининградской области. Указанный режим был завершен 1 июля 2006 года.

После указанной даты все ввозимые на территорию Калининградской области транспортные средства облагаются пошлинами по всем правилам, установленным на территории РФ.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 17 мая 2010 г. N Ф09-3474/10-С3 пояснил, что доводы об отнесении учреждения к системе органов исполнительной власти и выполнении им возложенных на эти органы государственных функций не являются основанием для освобождения истца от уплаты государственной пошлины.

ФАС указал, что законодательство не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что, если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа, вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается с учетом того, что от уплаты пошлины освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды защиту государственных и общественных интересов.

Следовательно, для возникновения права на льготу требуется единовременное выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты публичных интересов, закрепленное законодательством; выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 20 мая 2010 г. по делу N А53-19787/2009-С5-23 признал, что государственная пошлина, уплаченная за подачу заявления, обоснованно взыскана с налоговой инспекции в пользу общества.

ФАС отметил, что отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. После прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с налогового органа уплаченную обществом в бюджет государственную пошлину, возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме № 139 от 11.05.2010 разъяснил ряд вопросов, связанных с уплатой государственной пошлины.

В частности, ВАС отметил, что при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и постановления суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий государственных органов незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.

Следовательно, вывод судов об обоснованном взыскании с департамента в пользу общества расходов по уплате государственной пошлины являются правомерными.

Добавить комментарий