В каких случая нужно уточнять платежи, как подать заявление об уточнение платежа

Платежное поручение на уплату налога: как исправить ошибки

Платежное поручение на уплату налога оформлено и направлено в банк. Банк провел его и списал денежные средства со счета компании. Однако позже обнаруживается, что в «платежке» была допущена ошибка. Как в этом случае поступить налогоплательщику? Разбиралась в вопросе Вероника Емельянова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Какие реквизиты в платежке можно уточнять

Существует общее правило: если ошибка в платежном поручении не повлекла за собой неперечисления средств в бюджет, то у организации (ИП) имеется право на уточнение платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). То есть, новую платежку не нужно оформлять, если деньги все же попали в казну.

С какими же ошибками в платежке деньги все же попадают в бюджет?

В Налоговом кодексе прямо не сказано, какие именно ошибки не влекут за собой неперечисления налога. Однако подсказка имеется. В том же пункте 7 ст. 45 НК РФ перечислены показатели, просьба об уточнении которых может содержаться в заявлении об уточнении платежа. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Обращаем внимание, что возможность по уточнению казначейского счета появилась лишь в этом году. А раньше при неверном указании этого показателя требовалось вносить платеж заново.

Рассмотрим показатели, возможные к уточнению, в контексте конкретных полей платежного поручения.

Основание платежа включает в себя ряд полей:

  • поле 106 – основание платежа (например, «ТР» при уплате налога по требованию ИФНС);
  • поле 108 – номер документа, на основании которого переводятся деньги (например, номер требования ИФНС);
  • поле 109 – дата такого документа (например, дата требования ИФНС).

Для отражения типа платежа предназначено поле 110, однако уже несколько лет это поле не заполняется.

Принадлежность платежа включает в себя ряд полей:

  • поле 60 – ИНН плательщика;
  • поле 61 – ИНН получателя;
  • поле 102 – КПП плательщика;
  • поле 103 – КПП получателя;
  • поле 104 – КБК налога;
  • поле 105 – ОКТМО.

Прил. 3.png

Рис. 1 Приложение 3 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств”.

Для отражения налогового периода предназначено поле 107, статуса плательщика – поле 101 и, наконец, счета Федерального казначейства – поле 17.

Таким образом, ошибочное указание реквизитов в этих полях «платежки» не ведет к неперечислению налога. А значит, их можно уточнить.

1С:Контрагент – быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.

Какие ошибки требуют повторного перечисления денег в бюджет

В каких же случаях нельзя ограничиться уточнением сведений в полях платежного поручения, а понадобится повторно оформить его, то есть заново осуществить платеж (с возвратом ранее направленного платежа)?

Ответ на этот вопрос хотя и дан в пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, однако ясности он не привносит. В этом подпункте сказано, что обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной из-за неправильного указания номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя. То есть ошибка в этих двух показателях является критичной.

Но здесь возникают сразу два вопроса. Первый: ошибка должна быть в этих двух показателях одновременно или достаточно ошибиться при указании лишь одного из них (вопрос встает из-за наличия союза «и», не содержащего дополнение союза «или»)? Второй вопрос: как положения пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ согласуются с п. 7 ст. 45 РФ, который содержит возможность уточнения казначейского счета, а значит, свидетельствует о том, что при неверном указании счета налог все же считается уплаченным?

Эти вопросы являются актуальными в следующих ситуациях:

  • когда ошибка содержится только в наименовании банка получателя;
  • когда ошибка содержится одновременно и в наименовании банка получателя, и в номере казначейского счета.

К сожалению, никаких разъяснений чиновников на этот счет нет. Мы не можем предугадать исход событий, если компания решит не уточнять ничего и не переоформлять платежку. Но можно предположить, что платеж, скорее всего, не дойдет до адресата, а значит, понадобится оформить его заново (а ранее переведенные деньги вернуть). Правда, во второй ситуации можно попробовать уточнить номер счета Федерального казначейства и посмотреть, как отреагируют на это налоговики. И далее действовать, исходя из действий инспекции. Либо можно сразу обратиться за разъяснениями в свою налоговую.

Некритичные ошибки в платежках

shutterstock_1294532413.jpg

В некоторых ситуациях ошибки в платежном поручении не требуют ни уточнения, ни повторного перечисления. При этом никаких последствий они не несут, и платеж без проблем заносится налоговой инспекцией в карточку расчетов с бюджетом. Что это за ситуации?

Первая ситуация: ошибка содержится в тех полях, о которых мы не упоминали. Например, ошибка в очередности платежа. Иногда сам банк указывает на эту ошибку и недочет устраняется еще до списания средств со счета. Или ошибка в сумме платежа. Деньги спишутся и попадут в бюджет в той сумме, что была указана в документе, а если ее недостаточно, то придется доплатить недостающее. Если, наоборот, ошибка произошла в сторону увеличения, то переплату можно либо вернуть, либо зачесть в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Вторая ситуация: неверно указан ОКТМО, однако платежка была оформлена в отношении налога, который полностью зачисляется в доходы федерального бюджета. В этом случае об уточнениях заявлять не потребуется, о чем прямо сказано в разд. 1 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579.

Третья ситуация: налоговики сами обнаружили ошибку, нуждающуюся в уточнении, и сами же ее и уточнили. Инспекция самостоятельно, без инициативы со стороны налогоплательщика принимает решение об уточнении платежа, о чем в течении пяти рабочих дней узнает компания. Именно этот срок дается налоговикам для уведомления налогоплательщика о принятом решении.

Возможность уточнять платеж появилась у инспекторов с начала этого года, с внесением изменений в п. 7 ст. 45 НК РФ. Раньше, даже если налоговики обнаруживали неточность, они сообщали о ней плательщику, чтобы тот сам уточнил ошибочный реквизит.

В каком порядке уточнять ошибки в платежном поручении

Чтобы уточнить реквизит в проведенной банком платежке, нужно заполнить заявление об уточнении платежа и направить его в налоговую инспекцию.

Утвержденной формы такого заявления нет, поэтому оформляется оно произвольно. Представлять его можно в бумажном виде или направлять в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью, а также через личный кабинет на сайте ФНС России. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога (копию платежного поручения, в котором содержится ошибка, и выписку банка, подтверждающую списание средств со счета).

При получении заявления об уточнении платежа налоговики должны принять решение об уточнении в течение 10 рабочих дней. Еще 14 рабочих дней дается им на то, чтобы направить это решение в казначейство для уточнения платежа (в случае, если решение об уточнении платежа требует исполнения в органах Федерального казначейства). А плательщика о принятом решении налоговики обязаны уведомить в течение 5 рабочих дней со дня принятия. Делается это специальным извещением, направленным по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет или по почте.

Кстати, с этого года официально установлен предельный срок, в течение которого можно уточнить платеж – три года с даты, когда перечислили деньги в бюджет.

Также имейте в виду, что если налоговая инспекция успела начислить пени на недошедший платеж, то при уточнении платежа она обязана аннулировать пени (абз. 8 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Заявление об уточнении платежа можно составить по следующему образцу:

«…10 июня 2019 года наша организация перечислила третью часть НДС за 1 квартал 2019 года в размере 23 000 руб. платежным поручением № 54 от 10 июня 2019 г. В данном платежном поручении была допущена ошибка в номере КБК. В поле 104 был указан неверный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 111. Вместо него должен быть указан правильный КБК – 182 1 03 01000 01 1000 110. Указанная ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджет.

Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ просим уточнить принадлежность платежа и отнести платеж на правильный КБК 182 1 03 01000 01 1000 110».

Как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 выполняется проверка реквизитов по уплате налогов

Заявление об уточнении платежа в налоговую

Формирование заявления об уточнении платежа в налоговую службу происходит в случаях, когда налогоплательщик, будь то ИП или юридическое лицо, допускает в платежном поручении какую-либо неточность.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Что дает право на уточнение платежа

Право на исправление ошибок в платежном поручении дает налоговый кодекс, а точнее пункт 7 статьи 45 НК РФ. Однако следует отметить, что не все сведения можно исправлять на основании этой законодательной нормы.

Что можно, а что нельзя корректировать

Есть ряд ошибок, которые признаются в платежных поручениях не критическими, т.е. подлежащими редактированию (например, неверно поставленный КБК – код бюджетной классификации, ИНН, КПП, наименование организации и т.д.) и именно они исправляются при помощи подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию.

Одновременно с этим существуют неточности, которые откорректировать описанным выше образом не получится:

  • неверно указанное название банка-получателя денег;
  • неправильный номер счета федерального казначейства.

В случаях, когда отправитель платежа допустил ошибки в таких реквизитах, функция по оплате взноса или налога не будет признана выполненной, а значит деньги придется перечислять заново (включая пени за просрочку, если таковая возникнет).

Что будет, если не подать заявление

Если специалисты компании-налогоплательщика своевременно обнаружат ошибки, необходимо сразу же постараться их исправить.

В противном случае, опять же придется перечислить налог или взнос еще раз, а требовать возврат ранее уплаченной суммы и отмену начисленных пени можно будет только через судебную инстанцию.

Более того – не исключены и административные санкции со стороны налоговой службы (в виде достаточно крупных штрафов).

Кто составляет документ

Обычно обязанность по формированию заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию лежит на сотруднике отдела бухгалтерии, который производил платеж, или на главном бухгалтере. При этом само заявление должно быть подписано не только работником, который его составлял, но и руководителем фирмы.

Особенности составления заявления

Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.

В «шапке» нужно указать:

  • адресата: наименование и номер отделения налоговой службы, в которое отправляется заявление, его месторасположение, должность, фамилию-имя-отчество руководителя территориальной инспекции;
  • аналогичным образом в бланк вносится информация о компании-заявителе;
  • затем посередине строки пишется название документа, а чуть ниже ему присваивается исходящий номер и проставляется дата составления.

В основной части заявления следует написать:

  • какая именно ошибка была допущена, с указанием ссылки на платежное поручение (его номер и дату);
  • далее необходимо внести правильную информацию. Если речь идет о каких-то суммах, их лучше писать цифрами и прописью;
  • ниже желательно дать ссылку на норму закона, которая допускает внесение уточненных данных в ранее поданные документы;
  • если к заявлению прикладываются какие-то дополнительные бумаги, это надо отразить в бланке отдельным пунктом.

На что обратить внимание при оформлении бланка

Так же как к тексту заявления, к его оформлению никаких особенных требований не предъявляется, так что формировать его можно на простом листе любого удобного формата (обычно А4) или на фирменном бланке организации.

Писать заявление можно от руки или печатать на компьютере.

Главное, чтобы в документе имелась «живая» подпись руководителя компании-заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо методом запрещено).

Заверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет — это нужно делать только в том случае, если применение штемпельных изделий закреплено в нормативно-правовых актах предприятия.

Заявление следует делать в двух экземплярах, один из которых передается в налоговую инспекцию, а второй остается на руках представителя организации, но только после того, как специалист налоговой поставит на нем отметку о принятии документа.

Как передать заявление

Заявление можно передать разными путями:

  1. Наиболее простой, быстрый и доступный – прийти в налоговую лично и отдать бланк из рук в руки инспектору.
  2. Допустима также передача при помощи представителя, но только если у него на руках есть нотариально заверенная доверенность.
  3. Возможна и отправка заявления через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. В последние годы распространение стал получать еще один способ: переправка различного рода документации в государственные службы учета и контроля через электронные средства связи (но в этом случае у отправителя должна быть официально зарегистрированная электронная цифровая подпись).

После отправки документа

Когда специалисты налоговой инспекции получат заявление, они обязаны будут его проверить. Иногда (далеко не во всех случаях) производится и сверка платежей с налогоплательщиком.

Через пять дней после того, как заявление будет передано в налоговую, инспекторы обязаны будут принять какое-либо решение и известить о нем заявителя.

Как уточнить невыясненный платеж? С 1 декабря новые правила работы налоговиков, если в платежке ошибки

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Читайте также:  Ипотека и льготы для молодых специалистов - условия предоставления

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК)

Образец заявления об уточнении налогового платежа может понадобиться любому налогоплательщику, допустившему ошибку в платежном поручении на уплату налога или взноса. О том, какие реквизиты можно исправить после отправки платежа в бюджет и как правильно это сделать, читайте в материале далее.

Что делать, если допущена ошибка в платежном поручении?

Знакома ли вам ситуация, когда вы в спешке оформили платежку на перечисление налога, банк исполнил поручение, а впоследствии вы обнаружили ошибку в КБК — что делать в данной ситуации?

Выход прост: нужно оформить заявление в налоговую об уточнении платежа. Об этом говорит и Минфин в письме от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145.

Аналогичным образом следует поступить, если допущена ошибка в других полях платежного поручения, таких как:

    ;
  • ИНН и КПП отправителя или получателя; ; ; ; или дата документа-основания; — номер банковского счета, который входит в состав ЕКС.

ВАЖНО! Ошибка в названии банка — получателя платежа является непоправимой (п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае выход один — отправить новый платеж с правильными реквизитами, уплатить пени и написать в ФНС заявление о возврате платежа, уплаченного на неверные реквизиты.

С 01.05.2021 года действуют новые реквизиты в налоговых платежках: наименование банка, номер банковского счета, который входит в состав ЕКС, номер счета получателя (номер казначейского счета). Подробности см. здесь. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняются поля 101, 106, 108 и 109.

Найти реквизиты вашей налоговой можно на сайте ФНС. Подробности см. здесь.

Помните, что уточнить платеж можно только при соблюдении трех условий. Прочитайте о них подробнее в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Рассмотрим порядок оформления и образец письма об уточнении платежа в налоговую при неверном указании КБК.

Письмо об уточнении платежа в налоговую – образец

Письмо в налоговую об уточнении платежа составляется в произвольной форме и должно содержать стандартные реквизиты деловых документов:

Письмо об уточнении платежа в налоговую - образец

Образец заявления об уточнении платежа в налоговую смотрите ниже:

Нюансы оформления и представления заявления об уточнении платежа

Поскольку законодательными актами не закреплена форма заявления об уточнении платежа, оформить его можно на фирменном бланке компании или на простом листе формата А4.

Заявление оформляется в 2-х экземплярах. Один передается в инспекцию для исполнения, а 2-й с датой и визой о принятии инспектором остается у налогоплательщика.

Способ передачи заявления в ФНС также законодательно не регламентирован. Поэтому налогоплательщик вправе:

  1. представить формуляр налоговикам лично или через представителя, действующего на основании доверенности;
  2. отправить заявление по почте заказным письмом, предварительно составив опись вложения, желательно с уведомлением;
  3. сдать форму по телекоммуникационным каналам связи, завизировав электронно-цифровой подписью.

Заявление об уточнении платежа рассматривается ИФНС в течение 10 рабочих дней. Налоговики также вправе провести сверку расчетов. По истечении вышеуказанного срока ФНС принимает решение об уточнении платежа на дату фактической уплаты налога. Это значит, что пени, начисленные за период между уплатой и уточнением платежа, сторнируются.

Если требуется уточнить платеж по страховым взносам, уплаченным в ФНС, то действия налоговиков будут немного отличаться от предыдущего варианта:

  1. налогоплательщик аналогичным образом должен составить заявление об уточнении платежа;
  2. налоговики отправят запрос в ПФР;
  3. специалисты Пенсионного фонда в течение 5 дней его рассмотрят и направят в ФНС сообщение о возможности / невозможности проведения уточнения платежа;
  4. на основании положительного ответа ПФР налоговики примут решение об уточнении платежа, о чем уведомляют налогоплательщика.

Что делать, если ошибку в платежке допустил банк

Случается так, что налогоплательщик своевременно сдал корректный бумажный вариант платежки на уплату налогов (взносов) в банк. Банк ее исполнил, но платеж попал в невыясненные из-за ошибки банковского клерка.

Как правило, о недоимке и пенях налогоплательщик узнает из требования от ФНС. Чтобы исправить ситуацию, можно поступить следующим образом:

  1. Запросить у банка письменное пояснение возникшей ситуации.
  2. Направить в ФНС заявление об уточнении платежа с просьбой пересчитать начисленные пени и указанием вины банковского сотрудника.
  3. Приложить к заявлению объяснение кредитной организации, платежку с отметкой и банковскую выписку за этот день.

Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Итоги

Если налогоплательщик допустил ошибку в КБК или иных полях платежки и оплата поступила в бюджетную систему РФ, то платеж считается исполненным. В данном случае следует направить в ИФНС заявление об уточнении платежа.

Читайте также:  Как написать заявление на ремонт подъезда в управляющую компанию - образец

Если были допущены критичные ошибки: в номере счета получателя или наименования банка-получателя, платеж не поступает в бюджет. В данном случае нужно повторно перечислить сумму налога на правильные реквизиты, уплатить пени и написать заявление о возврате неправильно уплаченного налога на расчетный счет.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Инструкция: составляем заявление в налоговую об уточнении платежа

Письмо в налоговую об уточнении платежа — это заявление, в котором налогоплательщик просит ФНС исправить ошибку по фискальным платежкам. Унифицированной формы не предусмотрено, но инспекция предъявляет особые требования к составлению.

Какие ошибки встречаются

Любая организация является плательщиком налогов, сборов, взносов. Хоть какой-то да налоговый платеж зачисляется в государственную казну. Для перечисления бюджетных платежей предусмотрены отдельные правила заполнения платежных поручений. Ошибка приведет к пеням и штрафам. Чтобы исправить недочет в платеже, направьте в ФНС специальное заявление об уточнении с просьбой устранить допущенную неточность.

Все недочеты по платежкам делят на три категории:

  • критические помарки, при которых скорректировать недочет нельзя;
  • некритические, при которых достаточно обратиться в ФНС для уточнения транша;
  • несущественные недочеты, которые вовсе не требуют исправления.

Налоговики предусмотрели отдельные правила и порядок уточнения бюджетных перечислений. Не все помарки подлежат исправлению.

Какие ошибки исправить нельзя

Если в платежном поручении найден критический недочет, то обращаться в ИФНС бессмысленно. Деньги придется разыскивать через банк, затем подавать заявление на возврат. Нет никакой гарантии, что средства вернутся на счет. Учтите, что возвратная процедура занимает длительный период времени.

Какие ошибки считают критичными:

  1. Деньги не поступили в бюджетную систему РФ. Ситуация возможна, если налогоплательщик указал неверный счет Федерального казначейства в платежке. Если денег в бюджете нет, то и уточнить их нельзя. Обратитесь в банковскую организацию за розыском невыясненного платежа.
  2. Неверно указан банк получателя. Суть аналогична первому пункту. Если неверно указаны реквизиты и наименование банка получателя, то деньги не зачислят в бюджет. Они останутся в невыясненных траншах либо затеряются в платежной системе банка. Обратитесь в банк за розыском ошибочного перечисления.

Помимо ошибок в платежках, есть еще одна ситуация, когда транш нельзя уточнить. Это касается взносов ОПС, которые уже учтены на счете застрахованного лица в Пенсионной системе. До зачета взносов ОПС в персональном учете уточнение перечислений допускается.

Требования ФНС: какие ошибки разрешается исправить

С 01.01.2019 разрешается исправить недочет в платежном поручении только при одновременном выполнении трех условий (п. 7, 9 ст. 45 НК РФ):

Срок давности перечисления не истек. То есть с момента свершения ошибочного транша прошло не более трех лет.

Корректировка не приведет к образованию недоимки по фискальным платежам. Это значит, что если при исправлении за налогоплательщиком возникнет задолженность по налогам, сборам, взносам, в корректировке откажут.

Деньги поступили в бюджетную систему РФ, несмотря на допущенный недочет.

Если деньги зачислены в бюджет, то исправить разрешено любой реквизит платежки. В том числе и номер Федерального казначейства и наименование банка получателя. Для этого подается форма заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию. Если денег в казне нет, то и уточнять нечего. Придется разыскивать транш через банковскую организацию.

Какие ошибки можно не исправлять

Незначительные опечатки, орфографические и пунктуационные ошибки в поле «Назначение платежа» не требуют исправления. Например, если плательщик пропустил запятую или неправильно сократил слова, это не повлияет на поступление средств в бюджет. Обращаться в ФНС с заявлением об уточнении не обязательно.

Проверьте, не искажает ли ошибка суть платежа. Например, если в назначении неверно указан отчетный или налоговый период, допущена опечатка в регистрационном номере страхователя и т. д. Аналогичные недочеты придется корректировать в ФНС.

Инспекция вправе самостоятельно скорректировать недочет, выявленный в платежном поручении. Например, если плательщик ошибся в отчетном периоде и указал «2119 год» вместо «2020». Аналогичные описки инспекция уточняет без заявления от организации. Но если у ФНС отсутствует достаточный объем информации, чтобы внести корректировку, то ошибка останется неисправленной.

Как правильно исправить

Для исправления недочетов необходимо обратиться в ИФНС для уточнения платежа. Корректировку производят исключительно в заявительном порядке. Это значит, что от плательщика потребуется составить специальное заявление.

Так как ошибок довольно много, унифицированный пример письма в налоговую об уточнении платежа не предусмотрен. Составьте его в произвольном виде. Заявление заверяет руководитель. Подпись главного бухгалтера не обязательна, но желательна.

Подготовьте письмо в налоговую об уточнении платежа сразу в двух экземплярах, если подаете документы лично. Одна копия заявления останется в ФНС, а на второй принимающий инспектор поставит отметку о приемке. Допускается подать бумаги по почте, через доверенного представителя или в электронном виде (по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Срок рассмотрения заявления об уточнении ИФНС — 10 рабочих дней. О принятом решении инспектура уведомит заявителя отдельно. Срок направления уведомления о принятом решении — 5 рабочих дней.

Как составить заявление

При составлении письма об уточнении платежа учитываем важные рекомендации ФНС:

Требования к оформлению

Подготовьте письмо об уточнении на фирменном бланке организации. Либо в шапке бланка укажите все реквизиты компании заявителя (наименование, ИНН, КПП и адрес). Эти сведения необходимы для идентификации заявителя в базе данных ФНС.

Требования к структуре

Указываем наименование должности начальника и самой ИФНС, в которую подаем заявление. Ниже прописываем адрес места нахождения инспекции.

Раскрываем сведения о заявителе. Обязательно указываем наименование, ИНН, КПП и адрес. Вписываем контактные данные для связи.

Указываем дату составления и номер регистрации в журнале исходящей документации.

Заявление об уточнении платежа

Указываем в обязательном порядке:

  • сведения о платежном поручении, в котором обнаружена ошибка;
  • информацию о самой ошибке;
  • правильные реквизиты платежа;
  • основания для внесения исправлений (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Причины, по которым допущен недочет, указывать не обязательно.

Отдельным списком оформите перечень приложений к письму. Здесь обязательно впишите реквизиты платежки с ошибкой. Допускается приложить иные документы, подтверждающие обстоятельства. Например, выписка из банка, копия квитанции и прочее.

К заявлению приложите копии подтверждающих документов.

Что делать, если ошибся банк

Если фискальный транш не поступил в ФНС по вине банковского работника, об этом плательщик узнает только от ФНС. Инспектура пришлет требование уплатить недоимку и начисленные пени. Порядок действий для плательщика такой:

  1. Проверьте платежку и банковскую выписку. Удостоверьтесь, что в бумагах нет ошибок.
  2. Обратитесь в банк за уточнением платежа. Возьмите с собой копии платежки и выписок.
  3. Решив проблему с банковской ошибкой, обратитесь в ФНС. Подготовьте ходатайство в произвольном виде с просьбой отменить начисление пеней. Укажите, что недочет допущен работниками банка. Приложите документы об исправлении банковской ошибки к ходатайству. Например, это объяснительная банка и квитанция о зачислении денег в бюджет.

ФНС рассмотрит ходатайство. Если плательщик не виноват, то начисление пеней отменят.

Образец обращения в ФНС

Используйте в работе актуальный образец письма в налоговую об уточнении платежа. Пример подойдет для ситуации, когда ошибка допущена в КБК.

Инспекции ФНС России № 27 по г. Москве

Адрес: ул. Новочеремушкинская, д. 58, корп. 1,

от ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР»

Адрес: ул. Примерная, д. 12, корп. 9,

Исх. № 144 от 12.09.2019

об уточнении платежа

В платежном поручении от 20.07.2019 № 505 на перечисление НДС за 2 квартал 2020 г. в поле 104 в качестве КБК ошибочно указан код 18210301000012100110.

Правильное значение поля 104 — 18210301000011000110.

Просим уточнить ошибочный платеж на основании п. 7 ст. 45 НК РФ.

Копия платежного поручения от 20.07.2019 № 505.

Директор ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» ИВАНОВ И.И. Иванов

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?

Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?

Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.

Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

Что это означает?

Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.

В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?

На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.

По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.
Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?

Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.

Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?

Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.

Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?

Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?

Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?

Читайте также:  Завещательный отказ – что это такое и как реализуется?

В зачете (возврате) может быть отказано, если:
— в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
— заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
— заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
— заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?

Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.

При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?

Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.

В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Что меняется в данной процедуре?

С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.

Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?

Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.

Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

Как уточнить платеж?

Будут два способа уточнения.

Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?

В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.

Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

Как уточнить невыясненный платеж?

Как уточнить невыясненный платеж?

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога.

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

  • платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);
  • платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

  • платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;
  • платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;
  • платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;
  • платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками.

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

  • отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;
  • не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
  • несоответствие ИНН наименованию плательщика;
  • отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
  • указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
  • отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
  • налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
  • уплата налога производится за третьих лиц;
  • отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
  • отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
  • отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению:

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов.

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Ссылка на основную публикацию