Аренда земельных участков находящихся в муниципальной собственности

Аренда земельных участков находящихся в муниципальной собственности

от 16 июля 2009 года N 582

(с изменениями на 29 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050035) (вступил в силу с 1 марта 2015 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.05.2017, N 0001201705120005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1622 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260015) (вступило в силу с 1 января 2019 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2020 года N 185 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.02.2020, N 0001202002250014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 года N 1369 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.09.2020, N 0001202009090016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2021 года N 2204 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2021, N 0001202112090003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2021 года N 2396 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2021, N 0001202112230032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2552 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310057).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120. – См. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемые:

2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.

3. Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных настоящим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

5. Установить, что до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 года N 582

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(с изменениями на 29 декабря 2021 года)

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697, – см. предыдущую редакцию);

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Методические рекомендации по применению настоящего документа утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 года N 582

ПРАВИЛА
определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2021 года)

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее – земельные участки), в расчете на год (далее – арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее – федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697, – см. предыдущую редакцию):

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее – торги);

в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:

а) 0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

в) 0,6 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;

земельного участка, предназначенного для размещения зданий и сооружений, обеспечивающих функционирование организаций средств массовой информации, учрежденных юридическими лицами, которые созданы Российской Федерацией и (или) органами государственной власти Российской Федерации;

г) 1,5 процента в отношении:

земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39_7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;

земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах “а” – “в” пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;

д) 2 процентов в отношении:

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах “а”-“г” настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил.

Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.

Информация об изменениях:

4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

5. Утратил силу с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Информация об изменениях:

6. Утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Информация об изменениях:

7. Утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Статья 39.8 дополнена пунктом 7.1 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

7.1. В случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее – приведение в соответствие с установленными требованиями), договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, – обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.

Читайте также:  Условия ипотеки в ВТБ 24 на вторичное жилье: выгодные программы, предлагаемые банком

8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;

2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;

3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

4) утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Порядок аренды муниципального имущества

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Аренда муниципального имущества – один из способов сэкономить на аренде помещения. Такие договоры отличаются повышенной стабильностью, что также выгодно компании. Понятие муниципального имущества раскрыто в статье 214 ГК РФ. Это объекты, принадлежащие государству. К примеру, это помещение, права собственности на которое есть у автономного округа, края, автономной области.

Вопрос: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом).
Плата за аренду здания, используемого для производственных нужд организации, за март составляет 144 000 руб. (в том числе НДС 24 000 руб.). Организация перечисляет арендную плату не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем пользования арендованным зданием, на основании счета, ежемесячно выставляемого арендодателем на последнее число каждого месяца аренды.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ

Основные особенности заключения соглашения

Нюансы заключения договора устанавливаются статьей 17.1 ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года. Оформлено такое соглашение может быть данными путями:

  • По итогам проведенных торгов.
  • Без торгов.

6 декабря 2011 года был принят ФЗ №401 «О внесении корректировок в ФЗ «О конкуренции» и другие нормативные акты». В нем прописаны новые основания, по которым можно получить в аренду объект.

Торги на право оформления договора

Торги могут осуществляться в различных формах: аукцион, конкурс и прочее (на основании пункта 4 статьи 447 ГК РФ). Они могут быть проведены в электронной форме. Все эти виды отличаются. К примеру, аукцион предполагает состязание между сторонами касательно стоимости аренды. Выиграет то лицо, которое предложит наибольшую цену за съем помещения. На конкурсе рассматривается совокупность условий (к примеру, стоимость, сроки и прочее). Выигрывает тот, кто предлагает наилучшие условия.

Порядок организации мероприятия регулируется Правилами проведения конкурсов и аукционов, утвержденными приказом ФАС №67 от 10.02.2010 года. Рассмотрим основные этапы торгов:

  1. Направление извещения об организации торгов.
  2. Заполнение конкурсной документации и документов о торгах.
  3. Прием и рассмотрение заявок.
  4. Проведение мероприятия.
  5. Заключение соглашения с лицом, выигравшим торги.

Вопрос: Можно ли взыскать с налогового агента — арендатора (покупателя, получателя) государственного или муниципального имущества неудержанную сумму НДС, штраф и пени (п. 3 ст. 161, пп. 5 п. 3 ст. 45, п. 1 ст. 75 НК РФ)?
Посмотреть ответ

В договор об аренде вписываются те условия, которые прописаны в извещении о проведении мероприятия. Условия эти устанавливаются организатором торгов. Соответствующее правило содержится в пункте 3 статьи 448 ГК РФ. В извещении прописывается эта информация:

  • Дата и место проведения мероприятия.
  • Предмет торгов (муниципальное помещение).
  • Наличие обременений.
  • Порядок проведения аукциона или конкурса.
  • Начальная стоимость.

Вопрос: Является ли налоговым агентом арендатор земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, если предоставление этих участков в аренду освобождено от НДС (п. 3 ст. 161, пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Необходимое содержание извещения регулируется пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. В торгах принимают участие любые ЮЛ вне зависимости от их статуса, адреса, величины капитала. Участвовать в мероприятии также могут ИП. Лица, подающие заявки, не допускаются к торгам в следующих случаях:

  • На дату рассмотрения заявления деятельность ЮЛ приостановлена.
  • Не отправлен нужный перечень документов.
  • В предоставленных бумагах имеются неточности.
  • Потенциальный участник не внес задаток, если он требуется.

ВАЖНО! Организатор торгов не может устанавливать прочие требования, которые не прописаны в законе. Он не может запрашивать дополнительные документы и информацию.

Заключение договора без проведения торгов

Основания для заключения соглашения об аренде без проведения торгов содержатся в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции. В частности, в торгах могут не участвовать эти лица:

  • Товарищества собственников недвижимости.
  • Лицо, являющееся единственным участником торгов.
  • Образовательный субъект.
  • Частное медицинское учреждение.

Муниципальные объекты могут арендоваться без торгов любыми лицами при наличии этих условий:

  • Помещения сдаются в аренду на срок, не превышающий месяц.
  • Являются частью здания, площадь помещения составляет не больше 10% от общего метража. Максимальная площадь такого помещения равна 20 кв. метров.

Порядок передачи помещений в аренду без торгов не действует в отношении объектов, распоряжение которыми осуществляется на основании земельного, водного и прочих кодексов. Соответствующие ограничения приведены в части 2 статьи 17.1 ФЗ «О конкуренции».

Заключение договора аренды

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Можно ли расторгнуть договор?

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

Бухучет и налоговый учет аренды муниципального имущества

Арендованное имущество принимается на забалансовый учет. В учете указывается та стоимость, которая прописана в соглашении об аренде. Выполняется эта запись: ДТ001. Получение в аренду имущества. По окончании срока аренды выполняется эта запись: КТ001. Возврат арендодателю имущества.

Аренда муниципальных объектов является возмездной. То есть компания должна уплачивать деньги за пользование помещением. Плата признается расходом по обычным формам деятельности. Она будет учитываться на счетах 20, 23, 25, 26, 44. НДС фиксируется на счете 19 (открывается субсчет). Когда все платежи за аренду выполнены, размер НДС списывается на сокращение долгов перед бюджетом.

Рассмотрим признаки, по которым сопутствующие платежи относятся к категории расходов:

  • Оплата выполняется на основании заключенного договора, соответствующих законов.
  • Установлен точный размер арендной платы.
  • Есть признаки того, что благодаря начислению платежей арендатор снизит свои экономические выгоды.

Если все рассматриваемые условия соблюдены, можно отнести платежи к расходам. В обратном случае платеж включается в состав дебиторского долга.

Проводки

В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
  • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
  • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.

Аренда земельных участков находящихся в муниципальной собственности

Пресс-центр

Публикации о Росреестре

Аренда земельных участков: регистрация договоров

Аренда земельных участков: регистрация договоров

Об особенностях государственной регистрации договоров аренды земельных участков рассказывает главный специалист-эксперт, государственный регистратор Дмитриевского межрайонного отдела Управления Росреестра по Курской области В.Т. Мальцева.

По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок или его часть за плату во временное владение, арендатор обязуется выплачивать арендную плату, использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, разрешенным использованием и соблюдать требования градостроительных регламентов и других правил, нормативов.

Арендодателями могут быть только собственники и лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду При сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендодателями выступают уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Договоры аренды земельных участков, заключенные на срок один год и более, составленные в простой письменной форме подлежат обязательной государственной регистрации. При этом государственная регистрация таких договоров является завершающей стадией оформления прав на землю. Именно с момента государственной регистрации договор считается заключенным.

В настоящее время становится распространенным договор аренды участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Обязательным условием для проведения государственной регистрации такого договора является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления земельного участка в аренду.

Предоставление таких земельных участков в собственность или в аренду осуществляется путем продажи или заключение договоров земельных участков на аукционе. При проведении аукциона выявляется покупатель, который может предложить наиболее высокую цену. Только в случае, если аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в нем участвовали менее двух участников, договор может быть заключен по начальной цене аукциона с единственным его участником.

Предоставление участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении такого участка, поданного в орган местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться такими участками (на территории района заявление предоставляется а администрацию района).

Читайте также:  Снятие с учета в пенсионном фонде предпринимателя или юридического лица

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина орган местного самоуправления может принять одно из следующих решений:

1.О проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды.

На основании решения о проведении аукциона не менее чем за 30 дней публикуется извещение о проведении такого аукциона (в районной газете или в сети Интернет).

По результатам аукциона победитель и организатор подписывают протокол. Данный протокол является основанием для заключения договора аренды и его государственной регистрации.

2. О предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона. При этом опубликовывается сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду. Если по истечении месяца такие заявления не поступили, то принимается о предоставлении земельного участка в аренду первоначальному заявителю Такое решение является основанием для заключения договора аренды и его государственной регистрации.

После получения двух экземпляров договоров аренды следует зарегистрировать договор в Управлении Росреестра по Курской области

С заявлением о государственной регистрацией может обратиться одна из сторон договора, предоставляя следующие документы для проведения регистрации: документ об оплате госпошлины; документ, удостоверяющий личность физического лица; решение органа местного самоуправления о предоставлений земельного участка в аренду, протокол о результатах аукциона по продажи права на заключение договора аренды участка; опубликование в установленном порядке извещения органа власти о проведении аукциона; договор аренды земельного участка; передаточный акт или акт приема-передачи участка; кадастровый паспорт земельного участка.

Муниципальная собственность

Участки земли, принадлежащие муниципальному образованию, чаще всего предоставляются в аренду.

Основной способ распределения земли – публичный аукцион. Но в некоторых случаях граждане и организации могут получить надел без участия в торгах.

Каковы нюансы аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности рассмотрим в статье.

Правовая база для аренды

Основной нормативный акт, регулирующий земельные отношения, – это ЗК РФ.

В документе утверждены:

  • состав земель;
  • порядок образования участков;
  • основания и условия предоставления земель гражданам и организациям;
  • процедура проведения аукциона;
  • условия предоставления участков без аукциона;
  • иные правила.

Субъекты федерации могут расширять действие отдельных норм ЗК РФ. Например, в Республике Марий Эл отдельным категориям граждан (ветеранам боевых действий, гражданам, имеющим ребёнка-инвалида и др.) участки предоставляются в собственность бесплатно.

Использование некоторых земель регулируется специальными актами. Так, предоставление участков, отнесённых к сельскохозяйственным землям, производится в соответствии с законом № 101-ФЗ от 24.07.2002 г.

Оформление договора производится в соответствии с нормами ГК РФ. Соглашение должно соответствовать требованиям по форме, содержать существенные условия сделки и т.д. Перед заключением договора сторонам следует изучить главу 34 ГК РФ и подраздел 2 раздела 3 «Общие положения о договоре».

Виды земельных участков, предоставляемых в найм

Местная администрация имеет право передавать в аренду любые земли, которые находятся в её собственности. Исключение – земли запаса. Наделы этой категории находятся в резерве и фактически не используются.

Обычно административные органы предоставляют:

  1. земли населённых пунктов (выдаются под ИЖС, строительство гаража, ЛПХ и т.д.); (арендуются для выпаса скота, выращивания сельскохозяйственных растений и т.д.); (выделяются для строительства предприятий и их использования).

На основании норм законодательства выделяются несколько условий для передачи участка в найм:

  • соблюдение плана развития территории;
  • арендатор соответствует требованиям,
  • цель использования надела не противоречит законодательству.

Сроки пользования

Период, на который предоставляется надел, указывается в договоре.

Срок обусловлен целями, для достижения которых заключается договор. Например, участки под ИЖС предоставляются на 20 лет.

Максимальный срок предоставления участков может устанавливаться в ЗК РФ:

  • для ИЖС – до 20 лет;
  • для комплексного освоения территории – до 5 лет;
  • для сенокоса, выпаса сельскохозяйственных животных – до 3 лет;
  • для огородничества – до 3 лет.

Минимальные и максимальные сроки могут устанавливаться в отдельных нормативных актах. Так договор аренды участка, предоставленного для сельскохозяйственных нужд, не может действовать менее 3-х и более 49 лет, если иное не установлено законом № 101-ФЗ от 24.07.2002 г.

Еще больше информации о сроках аренды можно найти здесь.

Условия

Гражданин или организация получают право на найм при соблюдении следующих условий:

  1. было подано заявление на заключение договора или заявка на участие в аукционе;
  2. представлены необходимые документы;
  3. лицо было признано победителем аукциона (если торги проводились);
  4. гражданин или организация имеют основания для заключения договора без торгов.

Стать арендаторами земли могут граждане, в том числе иностранные, и организации (коммерческие компании, общественные объединения, религиозные организации и т.д.). Всё зависит от цели предоставления участка. Например, наделы под ИЖС выделяются физическим лицам.

Также к арендаторам могут предъявляться специальные требования. Например, аренда участка, предоставляется в рамках комплексного освоения территории, с организацией должен быть предварительно заключён договор на такое освоение.

Оформление права на найм участка, находящегося в собственности муниципалитета

Арендовать участок можно в случае, если он выделен на кадастровой карте и оформлен как недвижимое имущество. Такой надел имеет собственный кадастровый номер.

Если участок предстоит образовать, то заинтересованному в найме лицу нужно:

  • собственными силами (или с привлечением кадастрового инженера) оформить схему расположения участка, нанесённую на существующий кадастровый план;
  • подать прошение в местную администрацию о предварительном утверждении схемы;
  • дождаться ответа от муниципалитета и переделать схему, если орган власти нашёл в ней несоответствия кадастровому плану или плану развития территории;
  • провести за свой счёт кадастровый учёт (установить межевые знаки, определить координаты, определить размеры и площадь участка, оформить акт, присвоить наделу номер и утвердить его на кадастровой карте).

Если в администрацию подано несколько заявлений с просьбой утвердить схему расположения участка, утверждается та, которая поступила раньше.

Далее местная администрация регистрирует право собственности в отношении участка.

Через аукцион

Наибольшее количество участков распределяется через аукцион.

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. подача заявления на проведение аукциона на право аренды с указанием кадастрового номера и цели использования участка;
  2. составление техусловий для подключения земли к коммуникациям, если это необходимо;
  3. проверка на наличие ограничений, препятствующих проведению торгов (например, участок не отнесён ни к одной из категорий земель, надел уже предоставлен в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение и т.д.);
  4. определение организатора – им может выступать орган власти или специальная организация;
  5. выбора даты и места проведения торгов (аукцион должен проводиться не позднее, чем через 2 месяца после подачи заявления на его проведение от заинтересованного лица);
  6. публикация извещения с указанием даты, места, шага аукциона, проекта договора и другой информации (информация размещается на сайте муниципалитета);
  7. принимаются заявки от участников;
  8. проводятся торги;
  9. составляется протокол о результатах аукциона;
  10. заключается договор с победителем торгов.

Чтобы принять участие в аукционе, человек должен представить:

  • копии страниц паспорта;
  • заявление на участие в торгах;
  • подтверждение внесения задатка.

Если участвует юридическое лицо, то дополнительно потребуется:

  1. копия свидетельства, подтверждающего постановку компании на налоговый учёт;
  2. копия уставного документа (с переводом на русский язык, если это необходимо);
  3. доверенность или копию приказа, подтверждающего полномочия представителя компании на аукционе.

В торгах не могут участвовать организации, в отношении которых начата процедура банкротства.

Установление организатором аукциона ограничений, не предусмотренных законом, запрещено.

Полную информацию об аукционе можно прочитать здесь.

Без торгов

В статье 39.6 ЗК РФ указаны случаи заключения договоров аренды без аукциона.

Без торгов договоры заключаются с гражданами, принадлежащими к льготной категории:

  • инвалиды;
  • люди, утратившие здоровье из-за последствий аварии на ЧАЭС;
  • граждане, проживавшие на территории, загрязнённой в ходе испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • родители, воспитывающие ребёнка-инвалида.

Многие субъекты федерации расширяют приведённый список, добавляя к нему ряд категории:

  1. многодетные семьи;
  2. ветераны и участники ВОВ;
  3. пенсионеры;
  4. участники федеральных программ по переселению.

Стоит уточнить в местной администрации, какие категории граждан имеют право на аренду государственной земли без аукциона в данном населённом пункте.

Договор аренды без торгов заключается в следующем порядке:

  • гражданин подаёт заявление, прилагает к нему копию документа, подтверждающего право на льготу;
  • муниципальный орган выдаёт предварительное согласование на оформление договора;
  • проходит проверка на наличие правовых препятствий в предоставлении участка в пользование;
  • если надел свободен от ограничений, заключается договор.

О процедуре найма земли без торгов читайте здесь.

По упрощенной схеме

На основании статьи 39.18 можно получить участок в аренду по упрощённой схеме. Гражданин подаёт заявление на предварительное согласование предоставления надела в аренду.

Администрация публикует информацию о том, что конкретный участок будет предоставлен в возмездное пользование. Если иных заявлений от потенциальных арендаторов не поступит, то договор будет заключён без проведения аукциона.

Упрощённый порядок распространяется на участки, предоставляемые:

  1. под ИЖС;
  2. для ведения ЛПХ;
  3. для садоводства;
  4. гражданам и КФХ для занятия сельским хозяйством.

Особенности оформления участков под ИЖС, гараж, с последующим выкупом

Участки под ИЖС, для возведения гаража или для иного строительства предоставляются на период проведения работ.

Арендатор должен завершить ввод здания в эксплуатацию, пока не истечёт срок аренды. Приступить к строительству землепользователь должен в первые 3 года. В ином случае договоры расторгаются.

Земля распределяется между гражданами в общем порядке: через аукцион или без торгов, если заинтересованное лицо относится к льготной категории. Надел под ИЖС можно оформить в упрощённом порядке.

Любой участок может передаваться в собственность, если это предусмотрено договором аренды.

Отличия в процедуре при аренде у администрации сельского поселения и города

Администрации сельских населённых пунктов и районов в городах подчиняются общим правилам, закреплённым в ЗК РФ.

В сельских поселениях больше участков и меньше людей, желающих получить право аренды. Поэтому больше граждан могут претендовать на заключение договоров по упрощённой схеме – без участия в аукционе.

Подробнее о найме земли у администрации города можно узнать здесь.

Как правильно заключить договор?

Договор оформляется в письменном виде в 3-х экземплярах: для арендатора, для собственника и для регистрации в Росреестре.

Стандартный договор включает следующие положения:

  • сведения о сторонах (Ф.И.О. арендатора/название организации, адрес, наименование местного органа власти, уполномоченного предоставлять участок в аренду);
  • сведения об участке (кадастровый номер, адрес, площадь, цель предоставления и т.д.);
  • порядок и сроки передачи участка;
  • стоимость аренды, порядок перечисления платы, условия изменения цены;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность;
  • иные положения (право арендатора на продление срока действия договора, порядок разрешения споров и т.д.);
  • реквизиты и подписи сторон.

Если право аренды выставляется на аукцион, проект договора предварительно составляется собственником участка. Победить может согласиться с предложенной редакцией или отказаться от заключения договора. Правки не вносятся.

При получении права аренды по упрощённой системе шаблон договора также готовится представителем собственника. Арендатор может предложить изменения, но обычно администрация не корректирует условия соглашения.

Подробная информация об условиях договора в этой статье.

Узнайте об особенностях составления договора из видео:

Стоимость процедуры и плата за найм

Подача заявления и участие в аукционе бесплатно. Задаток, который вносится перед торгами, возвращается всем проигравшим.

Стоимость аренды определяется в ходе торгов. Изначально она составляет определённую часть кадастровой стоимости (например, для ИЖС – 0,6%).

Если надел находится в выгодном месте, то цена аренды может возрасти многократно. В случае, когда участок предоставляется без проведения торгов, плата назначается в номинальном размере.

Единственный расход – оплата услуг кадастровых инженеров, если участок необходимо образовать. Гражданину придётся заплатить 10-30 тысяч рублей. Средства не будут компенсированы.

О расчете стоимости аренды вся необходимая информация здесь.

Читайте также:  Как оформить социальную стипендию: порядок действий, образцы и список необходимых документов для студентов

Возможные трудности и способы их решения

Если гражданин не знает, имеет ли он право на получение земли в аренду без торгов, он может обратиться в местный орган власти за разъяснениями.

Вся информация об участках есть на кадастровой карте. Гражданин может узнать, находится ли земля в муниципальной собственности. Если да, то можно подавать заявление на получение права аренды.

Иногда человек не знает, выставлен ли интересующий его участок на торги. В этом случае нужно зайти на официальный сайт размещения информации о проведении торгов и поискать нужный надел. Также информация о предстоящих аукционах публикуется на сайтах местных органов власти.

На странице с описанием аукционной единице есть все сведения, необходимые для участия в торгах:

  • шаблон заявки,
  • перечень необходимых документов,
  • наименование организатора,
  • дата и время проведения торгов.

Заключение

Договоры аренды земли заключаются по результатам аукционов. В ряде случаев, определённых ЗК РФ, возможно предоставление участков без проведения торгов. Договор составляется собственником участка, арендатор в редких случаях может предложить свои правки.

10 копеек за «квадрат»: как арендовать землю у государства

Фото: gan chaonan/shutterstock.com

Взяв у государства земельный участок в аренду, на нем можно построить дом, а после — выкупить землю. Такая схема действует и в Московском регионе. Жители Москвы и области могут получить право аренды на землю по цене, определяемой аукционом. У победителя есть полтора года на то, чтобы построить на участке дом и оформить его в собственность. После этого арендатор может выкупить участок за 40% его кадастровой стоимости. В ряде случаев это можно сделать и без торгов.

На каких условиях можно арендовать землю у государства и сколько придется заплатить — разбираемся вместе с юристами.

Содержание

На каких условиях и на какой срок можно арендовать землю

Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.

Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:

  • для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
  • для использования надела под ИЖС — 20 лет;
  • для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
  • земля под фермерское хозяйство — три года.

Закон устанавливает требования к использованию арендованной земли. На арендатора, в частности, может быть возложена функция охраны вверенного участка, его также могут обязать соблюдать специфические правила эксплуатации. «Например, участок с лесом запретят расчищать, а участок в прибрежных зонах нельзя застраивать вовсе. Сельскохозяйственную землю не разрешат использовать для возведения капитального жилья, если таковое займет больше места, чем необходимо для сохранения функционала земли», — говорит Никита Тарновский.

Надо ли платить налоги

Если земельный участок получен на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, земельный налог пользователю платить не нужно, отмечает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. «Арендатор не платит налог на землю и НДС за арендные платежи. Но обслуживание, как и в случае с муниципальными квартирами, лежит на том, кто использует участок. Оплата воды, газа, электроэнергии и иных ресурсов, потребляемых на участке, — это обязанность пользователя», — подтвердил Никита Тарновский.

Как формируется цена аренды

Стоимость аренды земли у государства зависит от многих показателей — категории земли, кадастровой стоимости, цели использования, региона и результата торгов (если право аренды участка получено на торгах). Но, как правило, эта стоимость ниже рыночной. «В каждом регионе цены свои, от 0,10 руб. и до 70 руб. за 1 кв. м в зависимости от категории земли и разрешенного использования», — рассказал Никита Тарновский. Например, в Подмосковье базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным) в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), составляет от 0,95 руб. за 1 кв. м.

Размер платы зависит еще и от того, на торгах или без них заключается договор аренды, добавляет Софья Волкова. «Если проводятся торги, арендная плата определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды. На аукционе определяется и размер ежегодной арендной платы», — пояснила она.

Начальная цена устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере (п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки;
  • не менее 1,5% кадастровой стоимости участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до принятия решения о проведении аукциона.

По договорам аренды, заключаемым без торгов, стоимость аренды можно рассчитать по формуле: К = А * С, где:

  • А — кадастровая цена участка;
  • С — специальный коэффициент. Он зависит от статуса арендатора и целевого назначения земли.

Формула обычно указывается в мотивировочной (описательной) части решения об аренде, если заявитель просит обосновать, почему ему посчитали такую цену, отметил Никита Тарновский. «На практике есть несформированные участки, у которых кадастровая стоимость отсутствует, поэтому расчет производится уже после того, как по факту администрацией принято решение. Человек подает заявление, ему предлагают цену, если он согласен, то заключают договор», — пояснил он.

Земля бесплатно

Некоторые категории граждан могут получить землю бесплатно, причем как в аренду, так и в собственность. Это касается льготников — таких категорий граждан, как многодетные семьи, малоимущие и т. д. Получить землю бесплатно для строительства дома и ведения сельского хозяйства можно по региональной программе развития территорий. Одна из самых известных — «Дальневосточный гектар», действующая с 2016 года. Подробнее о том, как получить земельный участок почти бесплатно, читайте в нашем материале.

Как найти участок под аренду

Информация о сдаче в аренду земельных участков обычно размещается на сайтах администраций, департаментов по земельным и имущественным отношениям и публикуется в местных СМИ. Информацию о сдаче в аренду земельных участков в Москве можно найти на столичном инвестиционном портале. Сейчас там выставлено более десяти участков в аренду с разным назначением.

Список незанятых участков земли для аренды можно запросить в региональном подразделении Росреестра. Также можно обратиться к кадастровым инженерам региона, где планируется поиск участка под аренду. Найти такие земли можно и самостоятельно, используя Публичную кадастровую карту.

Информация о сдаче в аренду земельных участков обычно размещается на сайтах администраций, департаментов по земельным и имущественным отношениям и публикуется в местных СМИ. 

Информация о сдаче в аренду земельных участков обычно размещается на сайтах администраций, департаментов по земельным и имущественным отношениям и публикуется в местных СМИ. (Фото: ronstik/shutterstock.com)

Как взять землю в аренду у государства

Участие в торгах

Есть два основных способа аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Основной — это торги. Они проводятся на трех крупных площадках — официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru), РТС-тендере и площадке «Дом.РФ». Практически во всех субъектах есть регламенты, которые описывают порядок предоставления земельного участка в аренду на торгах. Этот документ можно запросить у местных властей.

В целом процедура проведения торгов несложна и выглядит следующим образом: участники подают заявки, вносят задаток, назначается дата, проходит аукцион. Землю в аренду получает тот, кто предложил самую высокую цену. Чаще всего, говорят опрошенные «РБК-Недвижимостью» юристы, эта цифра ниже рыночной стоимости. В торгах может участвовать даже один человек, и их все равно признают состоявшимися — в этом случае цена останется на первоначальном уровне, уточняет Софья Волкова. После торгов земельный участок передается в аренду победителю — краткосрочную на три — пять лет или долгосрочную на 49 лет.

«Аукцион проводят почти сразу — при условии, что участок документарно и кадастрово сформирован, поставлен на учет и имеет доступ к ресурсоснабжению (последнее условие не строго обязательно). Если участок не оформлен, до проведения торгов разрабатывают и утверждают схему его расположения, делают межевание, ставят на кадастровый учет. Все это организует тот, кто выступил инициатором аренды земли», — уточнил Никита Тарновский.

Краткая инструкция: основные шаги для получения земли в аренду от государства

1. Выбрать участок для аренды. Можно обратиться напрямую в муниципалитет или посмотреть информацию на сайте (в Москве это investmoscow.ru).
2. Внести задаток и подготовить комплект документов для участия в торгах:

  • заявку, составленную по форме, указанной в лоте;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие оплату обеспечения заявки на участие в торгах.

3. Принять участие в аукционе и выиграть его. Участникам, которые не выиграли, задаток возвращается в течение трех дней.

4. Заключить арендный договор. Победитель торгов заключает договор с уполномоченным органом (например, местной администрацией). Договор выдается в трех экземплярах — арендатору, арендодателю и для госрегистрации.

5. Зарегистрировать договор аренды. Для этого необходимо обратиться в Росреестр, предоставив:

  • заявления на регистрацию — отдельно от арендатора и арендодателя;
  • договор — оригинал и копии;
  • кадастровую документацию на участок;
  • паспорт;
  • документ об уплате госпошлины.

После регистрации документы возвращаются заявителям с отметкой из Росреестра.

Аренда без торгов

Арендовать земельный участок можно и без аукциона. Как рассказывает Софья Волкова, закон предусматривает случаи, когда торги не нужны. Так могут предоставить участок:

  • собственнику объекта незавершенного строительства, чтобы достроить его (однократно);
  • собственнику здания на земельном участке, который принадлежит государству;
  • лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории;
  • гражданину или юрлицу взамен участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд.

Без торгов определяется арендатор участка и в случае, когда границы участка не определены. Процедура такова: заявитель обращается к кадастровому инженеру, который готовит схему кадастрового плана территории, и вместе с документами сдает ее в местную администрацию. «Если администрация принимает положительное решение, она обязана сделать публикацию о выделении участка в аренду. Если после публикации пройдет месяц и никто более не изъявит желание на участок, администрацией выдается распоряжение о предоставлении аренды», — разъясняет Никита Тарновский. Если же за месяц найдутся другие претенденты — потребуется аукцион.

Краткая инструкция для получения участка от государства в аренду без торгов:

1. Определить, к кому обращаться по поводу аренды (обычно это муниципалитет, на территории которого расположен участок).

2. Выбрать участок.

3. Подготовить и подать документы.

4. Заключить и зарегистрировать договор в Росреестре.

Выкуп арендованной земли

Арендованный у государства земельный участок в будущем можно выкупить. Иногда такая возможность прописана в самом договоре найма. Но и без этого пункта возможность есть в ряде случаев. «В случае, когда на участке есть постройки, принадлежащие арендатору, тот вправе выкупить участок в любое время. Арендатор имеет приоритетное право выкупа, если земля под постройкой государственная или муниципальная», — поясняет Никита Тарновский.

Подобная схема действует в Москве с участками под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), которые город регулярно выставляет на торги. Сначала победитель аукциона получает участок в аренду, затем у него есть полтора года на то, чтобы построить на участке дом и оформить его в собственность. После этого арендатор может выкупить участок всего за 40% кадастровой стоимости. В 2020 году на таких торгах было продано 60 земельных участков общей площадью 7,89 гектара на сумму 135,1 млн руб. годовых арендных платежей.

Ссылка на основную публикацию