Дополнительные работы по договору строительного подряда: что ждет подрядчика

Особенности взыскания стоимости дополнительных работ по договору строительного подряда.

В отношениях по договору строительного подряда сторонам не всегда удается точно определить объем работ на момент заключения договора. Также, часто возникают случаи, когда техническая документация содержит ошибки, не позволяющие в дальнейшем продолжить работы без внесения в нее изменений. Указанные ситуации приводят к необходимости для подрядчика согласовывать с контрагентом содержание и объем дополнительных работ. Несмотря на однозначное правило, содержащееся в п. 3. ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, на практике зачастую возникают ситуации, когда подрядчики, понадеявшись на добросовестность своего контрагента, обещающего оформить соглашение на дополнительные работы после выполнения всего объема работ по договору, дабы не срывать сроки исполнения договора, продолжают выполнять дополнительные работы без получения надлежащим образом оформленного согласия заказчика.

Не всегда требования подрядчика о возмещении дополнительных работ без четко выраженного письменного согласия контрагента свидетельствует о недобросовестности первого. Часто судами устанавливаются наличие всех иных обстоятельств, необходимых для взыскания стоимости работ, однако, недоказанность получения согласия заказчика является для суда однозначным основанием для отказа в возмещении, даже в случаях принятия заказчиком дополнительных работ в полном объеме по акту приема-передачи. Данный довод подтверждает и арбитражная практика по спорам, вытекающим из договоров подряда.

Отказ во взыскании стоимости дополнительных работ при неисполнении подрядчиком обязанности по уведомлению и получению согласия заказчика в выполнении дополнительных работ может рассматриваться как вид ответственности за нарушение гражданско-правовой обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 743 ГК РФ). Нарушение указанной обязанности судами относится к риску подрядчика, как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью и, следовательно, обязанного знать и учитывать все последствия неисполнения определенных действий.

В настоящей статье анализируется природа института получения согласия заказчика на дополнительные работы, состояние законодательной базы и арбитражная практика по вопросу взыскания стоимости дополнительных работ по договору строительного подряда, рассматриваются обстоятельства, которые должен доказать подрядчик для удовлетворения судом исковых требований по данному вопросу.

Пунктом 3 ст. 743 ГК РФ установлена обязанность подрядчика при обнаружении в ходе строительства неучтенных в технической документации работ и необходимости, в связи с этим, выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, уведомить об этом заказчика и получить соответствующее согласие контрагента.

Невыполнение подрядчиком обязанности по согласованию содержания и объема дополнительных работ лишает его права требовать от заказчика оплаты данных работ. Из указанной обязанности пункт 4 ст. 743 ГК РФ приводит исключение: подрядчик имеет право требовать возмещения стоимости дополнительных работ в случаях необходимости немедленных действий в интересах заказчика.

Для лучшего понимания особенностей отношений подрядчика и заказчика по указанному вопросу необходимо проанализировать природу данного института.

Анализ п. 3 ст. 743 ГК РФ позволяет выделить основные элементы в законодательной норме, регулирующей взаимоотношения сторон строительного подряда по вопросу оплаты дополнительных работ. К основным элементам правовой нормы относятся: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотезу можно выразить предложением: если подрядчик обнаружил необходимость выполнения дополнительных работ по договору строительного подряда. Из нее следует, что это относится только к ситуациям, когда дополнительные работы не могли быть учтены при составлении технической документации. Диспозиция указывает на действия, которые подрядчик должен предпринять при выявлении необходимости выполнения дополнительных работ: подрядчик обязан уведомить об этом заказчика и приостановить работы до получения от последнего согласия на их выполнение. В качестве санкции за невыполнение указанных обязанностей выступает лишение подрядчика права на возмещение стоимости дополнительных работ.

Обязательство заказчика по оплате принятых им дополнительных работ по договору строительного подряда, таким образом, возникает из сделки, заключенной между подрядчиком и заказчиком по поводу выполнения определенных работ в определенном объеме. В силу ст. 307 ГК РФ при установлении и исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Таким образом, для возникновения обязанности заказчика по оплате стоимости дополнительных работ и корреспондирующего этой обязанности права подрядчика на получение оплаты данных работ стороны должны прийти к соответствующему соглашению, выразить свое волеизъявление на изменение условий договора подряда, причем, заказчик должен получить полную информацию о видах и объеме необходимых работ. В противном случае, при неисполнении подрядчиком обязанности по согласованию выполнения дополнительных работ именно последний несет риск наступления последствий в виде отказа в возмещении стоимости данных работ. При этом такой отказ должен рассматриваться как вид гражданско-правовой ответственности, выражающийся в лишении подрядчика права требовать оплаты дополнительных работ.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию подрядчиком по спору о взыскании стоимости дополнительных работ.

1. Дополнительные работы.

Исходя из п. 2 ст. 743 ГК РФ к дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (Решение АС Сахалинской области от 2 октября 2017 г. по делу № А 59-723/2017).

При этом необходимо отличать дополнительные работы от самостоятельных – работ, выполненных без письменного договора, но имеющих самостоятельное значение и не влияющих на окончание работ по первому договору. К ним не применяются правила п. 2 ст. 743 ГК РФ: в случае принятия заказчиком работ и подписания им акта приема-передачи, подрядчик имеет право на оплату данных работ. В силу п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. N 165 сдача результата работ лицом, выполнившим их в отсутствие договора подряда, и его принятие лицом, для которого эти работы выполнены, означает заключение сторонами соглашения. Обязательства из такого соглашения равнозначны обязательствам из исполненного подрядчиком договора подряда.

Однако, данное правило не относится к подрядным отношениям по государственным и муниципальным контрактам. Как указано в п. 7 упомянутого информационного письма Президиума ВАС РФ № 165 взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды в обход закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Суд также откажет во взыскании стоимости работ, если подрядчик не докажет необходимость выполнения дополнительных работ для цели окончания и сдачи основных работ по договору подряда. Например, в упоминавшемся уже деле № А 59-723/2017 5 ААС установлено, что без выполнения работ по установке на витражах алюминиевых створок, результат, на достижение которого был направлен контракт, мог быть достигнут, выполнение работ, предусмотренных контрактом, не зависело от выполнения указанных работ.

2. Согласование содержания и объема дополнительных работ.

Для появления права у подрядчика требовать оплаты дополнительных работ должен быть соблюден ряд условий:

-уведомление подрядчиком заказчика либо письмо заказчика подрядчику о необходимости выполнения дополнительных работ для окончания работ по основному договору подряда;

-согласие заказчика на выполнение подрядчиком дополнительных работ.

Арбитражная практика допускает следующие варианты согласования выполнения дополнительных работ:

1) Подписание сторонами дополнительного соглашения к договору.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В силу ст. 451 ГК РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Заключение сторонами дополнительного соглашения к договору строительного подряда, в котором будут указаны виды, объем и стоимость работ, является доказательством согласования сторонами вопроса выполнения дополнительных работ и наличия обязанности у заказчика оплатить данные работы (Постановление ФАС СЗО от 21 декабря 2017 г. № Ф 07-13851/2017 по делу № А 56-20800/2017, постановление ФАС СЗО от 10 августа 2017 г. № Ф 07-7473/2017 по делу № А 56-54771/2015, решение АС Белгородской области от 9 января 2018 г. по делу № А 08-1416/2017).

В отношении подрядных работ по муниципальному и государственному контракту применяются положения ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.06.2018) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, согласно которой по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. Таким образом, даже при заключении сторонами дополнительного соглашения на сумму больше 10 % от цены контракта, суд взыщет стоимость дополнительных работ только в указанном пределе (Решение АС Красноярского края от 12 января 2018 г. по делу № А 33-29991/2017).

2) Обмен письмами.

Само по себе отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения не является основанием для отказа в возмещении стоимости дополнительных работ, если подрядчиком получено согласие заказчика на проведение данных работ. Такое согласие должно быть конкретным, выражать ясную позицию заказчика по вопросу содержания и объема дополнительных работ (Постановление ФАС УО от 30 января 2018 г. № Ф 09-8250/2017 по делу № А 50-23816/2016, постановление 11 ААС от 6 февраля 2018 г. № 11 АП-17698/2017 по делу № А 55-15811/2016, постановление ФАС ДО от 5 февраля 2018 г. № Ф 03-5604/2017 по делу № А 24-1047/2017).

3) Подписание сторонами иных совместных документов, выражающих согласованную волю сторон о необходимости дополнительных работ.

В качестве примеров подобных документов можно привести:

-Акт о дополнительных работах-до начала выполнения дополнительных работ (Решение АС Красноярского края от 12 января 2018 г. по делу № А 33-29991/2017);

-Соглашение о полном урегулировании взаимных претензий по договору (Постановление ФАС СЗО от 21 декабря 2017 г. № Ф 07-10472/2017 по делу № А 56-20800/2017).

4) Проведение рабочего совещания с составлением протокола.

В качестве доказательства согласования сторонами содержания и объема дополнительных работ суд примет протокол рабочего совещания, проводившегося с участием полномочных представителей сторон. Так, в деле № А 74-2588/2017 суд апелляционной инстанции установил, что протоколами технического совещания от 31.05.2016 № 28, от 13.07.2016 между представителями администрации города Черногорска, МКУ «ОКС», ООО «Глобус», заведующей детским садом, приняты решения о проведении дополнительных работ по спорному строящемуся объекту и выполнения дополнительных работ, без производства которых невозможна сдача объекта в эксплуатацию (Постановление 3 ААС от 12 октября 2017 г. № 03 АП-4719/2017 по делу № А 74-2588/2017).

В другом деле ФАС ДО установил, что решение о необходимости увеличения объема работ, не отраженных в проектно-сметной документации к контракту, принято на производственном совещании с участием заказчика, подрядчика, проектной организации, что подтверждается письмом заказчика, которым он подтвердил, что по результатам рабочей встречи были предложены изменения в контракт и в проектную документацию, что увеличение объема работ было выявлено в ходе строительно-монтажных работ из-за конструктивных особенностей здания районного суда и географических особенностей местоположения объекта (Постановление ФАС ДО от 5 февраля 2018 г. № Ф 03-5604/2017 по делу № А 24-1047/2017).

5) Согласие вытекает из поведения заказчика.

Согласование заказчиком содержания и объема дополнительных работ может вытекать из поведения заказчика. Например, по спору о взыскании дополнительных работ, вытекающих из договора субподряда, суд установил, что субподрядчик приступил к спорным дополнительным работам в марте 2014 года, после получения именно от генподрядчика адресованного последнему электронного письма ООО «РГС Воронеж» (заказчик) от 25.03.2014 № 131, которым обусловливалась необходимость внесения по требованию гостиничного оператора корректировок в рабочий проект, в техническое задание и проведение связанных с этим дополнительных работ.

Судом также установлено, что указанное письмо было направлено субподрядчику коммерческим директором генподрядчика, на откорректированной субподрядчиком технической документации стоит подпись коммерческого директора ответчика, выполненные субподрядчиком дополнительные работы согласно исправленной технической документации сданы заказчику. Кроме того, из имеющейся в материалах дела переписки сторон видно, что в своих письмах субподрядчик неоднократно указывал генподрядчику на необходимость заключения дополнительного соглашения, от заключения которого генподрядчик немотивированно уклонился, что признано кассационной инстанцией как нарушение норм ст. 10 ГК РФ (Постановление ФАС СЗО от 20 декабря 2017 г. № Ф 07-11379/2017 по делу № А 56-15790/2016).

3. Потребительская ценность работ.

Выполненные дополнительные работы должны иметь для заказчика потребительскую ценность, которая заключается в том, что результаты принятых работ могут быть использованы для целей, на достижение которых были направлены совместные действия сторон.

Ненадлежащее качество дополнительных работ не всегда указывает на отсутствие потребительской ценности этих работ для заказчика. По смыслу п. 6 ст. 753 ГК РФ однозначный и безусловный вывод об отсутствии потребительской ценности работ по причине их ненадлежащего качества может быть сделан только при установлении того обстоятельства, что недостатки работ являются неустранимыми, либо цена их устранения значительно превышает стоимость выполненных работ.

4. Выполнение работ направлено на недопустимость причинения ущерба муниципальной или государственной собственности, либо на решение вопросов социального обеспечения населения.

По государственным и муниципальным контрактам на выполнение строительных работ, часто позиция заказчика (ответчика) в суде строится на несоблюдении подрядчиком положений ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ о порядке изменения существенных условий контракта (в том числе и цены контракта) путем заключения сторонами соответствующего соглашения.

ВС РФ в определении от 7 апреля 2016 г. по делу № А 58-4189/2014 указал, что материалами дела доказаны необходимость проведения работ, предусмотренных в акте для достижения целей контракта, факт их выполнения, отсутствие претензий относительно объема и качества выполненных работ, а также использование их результата в деятельности образовательных учреждений и наличие у данных работ потребительной стоимости, отказ в иске со ссылкой на несоблюдение требований Закона № 94-ФЗ (действующего до вступления в силу ФЗ № 44-ФЗ), принятого в обеспечение одних публичных интересов, в том числе для предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, по существу, противопоставляется другим публичным интересам, касающимся вопросов социального обеспечения населения и недопустимости причинения ущерба муниципальной собственности. Такое противопоставление при отсутствии в действиях истца намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорных работ без заключения дополнительного соглашения к муниципальному контракту, но при наличии подписанного сторонами акта о необходимости проведения дополнительных работ до начала их выполнения, противоречит задачам судопроизводства в арбитражных судах, закрепленным в статье 2 АПК РФ (ред. от 03.08.2018).

Указанная позиция ВС РФ нашла отражение в последующей судебной практике (Постановление 8 ААС от 1 февраля 2018 г. по делу № А 75-8817/2017, постановление 2 ААС от 20 октября 2017 г. по делу № А 82-2437/2017, постановление ФАС СЗО от 7 июня 2017 г. по делу № А 75-10709/2016).

5. Немедленные действия в интересах заказчика.

Согласно п. 4 ст. 743 ГК РФ основанием для взыскания стоимости дополнительных работ по договору строительного подряда при неполучении подрядчиком согласия заказчика в порядке, установленном в п. 3 ст. 743 ГК РФ, является необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ из-за несогласования дополнительных работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Другими словами, подрядчик имеет право на взыскание стоимости дополнительных работ в случаях, когда получение немедленного согласия заказчика невозможно, а подрядчик, выполняя дополнительные работы, действует в интересах заказчика. В частности, это относится к случаям, когда приостановление работ по правилам п. 3 ст. 743 ГК РФ может привести к гибели или повреждению объекта строительства. Исходя из буквального толкования п. 4 ст. 743 ГК РФ, интересы заказчика не ограничиваются только сохранением целостности объекта строительства, но могут иметь также и иное содержание: например, необходимость выполнения работ строго к определенному сроку.

Таким образом, чтобы претендовать на возмещение стоимости дополнительных работ, выполненных подрядчиком по договору строительного подряда, последнему необходимо доказать относимость выполненных работ к дополнительным, отсутствие данных работ в технической документации, необходимость работ для сдачи основных работ по договору подряда, наличие согласия заказчика на выполнение работ либо необходимости немедленных действий в интересах заказчика, потребительскую ценность для заказчика выполненных дополнительных работ.

Дополнительные работы по договору строительного подряда

Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительные работы по договору строительного подряда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Дополнительные работы по договору строительного подряда

Судебная практика: Дополнительные работы по договору строительного подряда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Закон не позволяет выполнять дополнительные работы без предварительного согласования их выполнения с заказчиком. При отсутствии ответа заказчика на уведомление о необходимости проведения дополнительных работ подрядчик обязан приостановить соответствующие работы “. В соответствии с пунктом 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Читайте также:  Целевое и разрешенное использование земель. Законодательство

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из решения ФАС: Закон N 44-ФЗ не исключает применение положений ГК РФ, регулирующих порядок взаимоотношений подрядчика и заказчика относительно выполнения и оплаты работ, которые были обнаружены в ходе строительства, но в то же время не учтены в технической документации, однако без выполнения которых невозможно достижение основной цели договора подряда и, как следствие, увеличение стоимости работ “. Пунктами 1, 2 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано право заказчика вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. Закон о контрактной системе не исключает применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок взаимоотношений подрядчика и заказчика относительно выполнения и оплаты работ, которые были обнаружены в ходе строительства, но в то же время не учтенные в технической документации, однако без выполнения которых невозможно достижение основной цели договора подряда и, как следствие, увеличение стоимости работ.”

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Дополнительные работы по договору строительного подряда

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения 6.2. Вывод из судебной практики: Отнесение в тексте договора к работам, подлежащим выполнению, любых работ, которые необходимы для достижения качественного результата или прямо предусмотрены для данного вида работ действующими нормативно-техническими актами, означает согласие заказчика на проведение любых дополнительных работ, необходимых для строительства объекта, в пределах цены договора.

Нормативные акты: Дополнительные работы по договору строительного подряда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) 1. Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.

Дополнительные работы по договору строительного подряда: что ждет подрядчика

В процессе рассмотрения споров, возникающих по договору строительного подряда, зачастую основные разногласия между подрядчиком и заказчиком связаны с вопросом об определении цены строительных работ, подлежащей оплате. Данная проблема, несмотря на детальную регламентацию отношений подряда, по-прежнему остается актуальной. При этом возникают различные вопросы: имеет ли подрядчик право требовать от заказчика оплаты выполненных и принятых заказчиком дополнительных работ, не предусмотренных договором подряда; может ли подрядчик требовать оплаты выполненных дополнительных работ на основании одностороннего акта выполненных работ, от подписания которого заказчик уклоняется, и другие вопросы?

Статья основана на анализе самой свежей арбитражной практики, рассмотрения споров, связанных с оплатой и предъявлением дополнительных работ по договору строительного подряда. Представлен обзор судебных решений за 2011 год.

1. Немного о технической документации и смете

Подрядчик обязан осуществлять работы по строительству объекта в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работы, и сметой, являющейся важным экономическим документом строительства, который определяет цену объекта, поскольку смета учитывает не только стоимость работ, но и стоимость приобретаемого оборудования, материалов, энергоисточников, других затрат. Техническая документация и смета должны соответствовать требованиям нормативных документов, регулирующих строительство, и заключаемому договору строительного подряда. В систему нормативных документов входят Строительные нормы и правила (СНиП) — федеральный документ; ГОСТы в области строительства, своды правил по проектированию, некоторые нормативные документы субъектов РФ. СНиП регламентируют порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений на территории РФ.

Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 17.11.2009 № 38285-ИП/08 при определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1. В соответствии с пунктом 3.27 МДС 81-35.2004 при составлении сметной документации могут применяться различные методы определения стоимости: ресурсный, базисно-индексный, ресурсно-индексный, на основе объектов-аналогов. Одновременное использование нескольких методов при составлении сметной документации на один и тот же объект не рекомендуется.

Договор строительного подряда должен определять состав и содержание технической документации, а также предусматривать, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.

Смета вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемой частью договора строительного подряда. При этом предполагается, что технической документацией учтен весь комплекс работ, а в согласованной сторонами смете учтены все затраты по предстоящим работам.

Однако в ходе строительства могут быть выявлены неучтенные в технической документации работы и, как следствие этого, необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости.

2. Что такое дополнительные работы?

Предусмотреть еще до начала строительства все работы, выполнение которых необходимо для достижения указанного в договоре результата, бывает довольно сложно. В связи с этим необходимость проведения ряда работ обнаруживается уже в процессе строительства.

Согласно пункту 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

Выявление дополнительных работ возможно путем сопоставления документов, в частности сравнения перечня работ, указанных в сметных расчетах и в актах выполненных работ (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу № А23-348/2011).

Высший арбитражный суд РФ в Определении № ВАС-17600/10 от 11.01.2011 по делу № А33-18557/2009 определяет дополнительные работы следующим образом: «По смыслу норм права речь идет о работах, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно».

Также необходимо отметить, что работы рассматриваются дополнительными только в том случае, если они были выполнены в рамках заключенного договора подряда и относятся к нему непосредственно, так как возможна ситуация, когда между заказчиком и подрядчиком заключен договор строительного подряда и подрядчик выполнил работы как предусмотренные договором, так и иные работы, не включенные в договор (соответственно, не учтенные технической документацией и сметой). Но при этом данные работы являются самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых стороны заключили договор подряда. Это очень важно, например, в случае, когда на работы, являющиеся самостоятельными, не был заключен договор, но подтвержден факт их выполнения. Указанные работы не относятся к дополнительным и, как следствие, к ним не применяются нормы статьи 743 ГК РФ (Решение ФАС Уральского округа от 29.08.2011 № Ф09-4422/2011 по делу № А50-15102/2010, Определение ВАС от 11.01.2011 № ВАС- 17600/10 по делу № А33-18557/2009).

Следовательно, дополнительные работы необходимо рассматривать в узком, специально-юридическом смысле, предусмотренном статьей 743 ГК РФ. Выделить основные элементы, которые характеризуют работы как дополнительные, можно следующим образом:

— работы, которые выполнены в ходе строительства и не учтены в технической документации;

— работы, относящиеся к заключенному договору строительного подряда и не являющиеся самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых заключен договор;

— выполненные работы, которые приводят к увеличению сметной стоимости строительства;

— работы, без проведения которых продолжение строительства невозможно.

3. Согласование дополнительных работ с заказчиком

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ, подрядчик должен сообщить об этом заказчику и согласовать увеличение сметной стоимости строительства (пункт 3 статьи 743 ГК РФ). Иначе он не сможет потребовать оплаты этих работ. При этом Гражданским кодексом РФ установлен десятидневный срок, по истечении которого подрядчик приостанавливает работы до получения ответа от заказчика. Данная норма является диспозитивной, стороны могут установить и иной срок. При этом убытки, вызванные приостановлением строительства, возмещаются заказчиком, если тот не докажет, что в проведении дополнительных работ не было необходимости.

Анализ и обобщение арбитражной практики показывает, что сообщение и согласование дополнительных работ с заказчиком является необходимым моментом, чтобы дополнительные работы были оплачены подрядчику (субподрядчику). Данные положения и судебная практика направлены на защиту заказчиков от недобросовестных подрядчиков, которые необоснованно увеличивают цену договора.

Некоторые примеры судебных решений, в которых отказано в оплате дополнительных работ

Полная статья в печатной версии Жилищное право или через 3 месяца на сайте.

Глава 37. Подряд (ст. 702 – 768)

  • § 1. Общие положения о подряде (ст. 702 – 729)
    • Статья 702. Договор подряда
    • Статья 703. Работы, выполняемые по договору подряда
    • Статья 704. Выполнение работы иждивением подрядчика
    • Статья 705. Распределение рисков между сторонами
    • Статья 706. Генеральный подрядчик и субподрядчик
    • Статья 707. Участие в исполнении работы нескольких лиц
    • Статья 708. Сроки выполнения работы
    • Статья 709. Цена работы
    • Статья 710. Экономия подрядчика
    • Статья 711. Порядок оплаты работы
    • Статья 712. Право подрядчика на удержание
    • Статья 713. Выполнение работы с использованием материала заказчика
    • Статья 714. Ответственность подрядчика за несохранность предоставленного заказчиком имущества
    • Статья 715. Права заказчика во время выполнения работы подрядчиком
    • Статья 716. Обстоятельства, о которых подрядчик обязан предупредить заказчика
    • Статья 717. Отказ заказчика от исполнения договора подряда
    • Статья 718. Содействие заказчика
    • Статья 719. Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда
    • Статья 720. Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком
    • Статья 721. Качество работы
    • Статья 722. Гарантия качества работы
    • Статья 723. Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы
    • Статья 724. Сроки обнаружения ненадлежащего качества результата работы
    • Статья 725. Давность по искам о ненадлежащем качестве работы
    • Статья 726. Обязанность подрядчика передать информацию заказчику
    • Статья 727. Конфиденциальность полученной сторонами информации
    • Статья 728. Возвращение подрядчиком имущества, переданного заказчиком
    • Статья 729. Последствия прекращения договора подряда до приемки результата работы
    • Статья 730. Договор бытового подряда
    • Статья 731. Гарантии прав заказчика
    • Статья 732. Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе
    • Статья 733. Выполнение работы из материала подрядчика
    • Статья 734. Выполнение работы из материала заказчика
    • Статья 735. Цена и оплата работы
    • Статья 736. Предупреждение заказчика об условиях использования выполненной работы
    • Статья 737. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе
    • Статья 738. Последствия неявки заказчика за получением результата работы
    • Статья 739. Права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда
    • Статья 740. Договор строительного подряда
    • Статья 741. Распределение риска между сторонами
    • Статья 742. Страхование объекта строительства
    • Статья 743. Техническая документация и смета
    • Статья 744. Внесение изменений в техническую документацию
    • Статья 745. Обеспечение строительства материалами и оборудованием
    • Статья 746. Оплата работ
    • Статья 747. Дополнительные обязанности заказчика по договору строительного подряда
    • Статья 748. Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда
    • Статья 749. Участие инженера (инженерной организации) в осуществлении прав и выполнении обязанностей заказчика
    • Статья 750. Сотрудничество сторон в договоре строительного подряда
    • Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ
    • Статья 752. Последствия консервации строительства
    • Статья 753. Сдача и приемка работ
    • Статья 754. Ответственность подрядчика за качество работ
    • Статья 755. Гарантии качества в договоре строительного подряда
    • Статья 756. Сроки обнаружения ненадлежащего качества строительных работ
    • Статья 757. Устранение недостатков за счет заказчика
    • Статья 758. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
    • Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ
    • Статья 760. Обязанности подрядчика
    • Статья 761. Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ
    • Статья 762. Обязанности заказчика
    • Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта
    • Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта
    • Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта
    • Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта
    • Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта
    Прекращение договора безвозмездного пользования § 1. >>
    Общие положения о подряде (ст. 702 – 729)
    Содержание
    Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

    © ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.

    Дополнительные работы по договору строительного подряда: что ждет подрядчика

    Дополнительные работы в строительном подряде: как заказчику доказать, что нет оснований для оплаты?

    Дарья Нюхалкина, адвокат АБ «Эксиора».

    «ЭЖ-Юрист». № 41 (1042). Октябрь 2018 г.

    Договор строительного подряда зачастую предполагает большие и разноплановые объемы выполняемых в его рамках работ, в связи с чем заключение договора или его изменение предваряется немалым объемом корреспонденции сторон в целях урегулирования того или иного вопроса, в также готовится значительное количество различной технической документации.

    Законодатель, регулируя данный вид договора, предусмотрел возможность сторон согласовать дополнительные объемы работ и их правовое регулирование, потому как необходимость их проведения может быть выявлена как заказчиком, так и подрядчиком строительства уже после подписания договора и в процессе строительства.

    В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

    Схожие статье 743 ГК РФ правила закреплены в п. 5 ст. 709 ГК РФ для случаев, когда договор подряда предусматривает приблизительную цену работ. В соответствии с п. 5 ст. 709 ГК РФ подрядчик обязан своевременно предупредить заказчика о возникшей необходимости в проведении дополнительных работ и связанном с этим существенном превышении определенной приблизительно цены работы. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2018 по делу № А40-99562/2016).

    Смета и техническая документация, подготовленные на основании договора подряда, должны соответствовать требованиям нормативных документов, регулирующих строительство, и заключаемому договору строительного подряда. В систему нормативных документов входят строительные нормы и правила (СНиПы), ГОСТы в области строительства, своды правил по проектированию. Смета вместе с технической документацией, определяющей объем и содержание работ по договору, образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемой частью договора строительного подряда.

    При этом предполагается, что технической документацией учтен весь комплекс работ, который будет произведен по договору, а в согласованной сторонами смете учтена вся стоимость по предстоящим работам.

    • Являются ли работы, произведенные подрядчиком, дополнительными?

    Высший Арбитражный Суд РФ в Определении № ВАС-17600/10 от 11.01.2011 дает следующее определение дополнительным работам: «По смыслу норм права речь идет о работах, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно».

    Также необходимо отметить, что работы рассматриваются дополнительными только в том случае, если они были выполнены в рамках заключенного договора подряда и относятся к нему непосредственно.

    Возможна ситуация, когда между заказчиком и подрядчиком заключен договор строительного подряда и подрядчик выполнил работы, как предусмотренные договором, так и иные работы, не включенные в договор (соответственно, не учтенные технической документацией и сметой). Но при этом данные работы являются самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых стороны заключили договор подряда. Бремя доказывания правомерности отнесения работ к категории дополнительных, совершения действий по согласованию необходимости их выполнения, факт их выполнения и потребительская ценность для заказчика в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на подрядчика (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2018 по делу № А24-5157/2017).

    Это очень важно, например, в случае, когда на работы, являющиеся самостоятельными, не был заключен договор, но подтвержден факт их выполнения. Указанные работы не относятся к дополнительным, и, как следствие, к ним не применяются нормы статьи 743 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.03.2017 по делу № А29-9653/2015, Определение ВАС от 11.01.2011 № ВАС-17600/10).

    То есть прежде всего заказчику, заметившему в акте приемки работы, не учтенные технической документацией, стоит определить – эти самые работы имеют отношение к договору подряда, в рамках которого подрядчик якобы их выполнил? Или же работы являются самостоятельными и требовали заключения нового договора подряда между теми же лицами, и подрядчик действует недобросовестно, пытаясь выдать их за часть работ по уже заключенному договору?

    Доказать, что выполненные подрядчиком работы являются самостоятельными и к ним не применимы положения ст. 743 ГК РФ, можно, указав суду на следующие аспекты:

    • Работы не имеют прямой связи с предметом заключенного договора подряда;
    • Работы не имеют потребительской ценности для заказчика. В данном случае следует учесть, что суды признают потребительскую ценность работ для заказчика в том случае, если последним работы, не учтенные технической документацией, приняты по акту приемки и используются – в таком случае есть риск взыскания с заказчика в пользу подрядчика неосновательного обогащения по правилам главы 60 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2018 № Ф03-1758/2018 по делу № А73-5379/2016).

    Выполнение самостоятельных видов работ в отсутствие заключенного между сторонами договора влечет за собой возникновение между сторонами обязательств вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ).

    Для возникновения неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно следующих условий: обогащения одного лица за счет другого лица и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. Истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения либо сбережения ответчиком денежных средств, принадлежащих ему, отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, период такого пользования, а также размер неосновательного обогащения.

    Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.01.2017 № Ф03-6177/2016 по делу № А51-9524/2016).

    • Согласился ли заказчик на проведение подрядчиком дополнительных работ на объекте строительства?

    Подрядчик должен не только известить заказчика о проведении дополнительных работ, но и получить от него согласие. И уведомление, и согласие заказчика должны быть полными и четкими.

    Уведомление и согласие должны быть подтверждены письменными документами, например – дополнительным соглашением, подписанным сторонами; перепиской сторон; иным документом, подтверждающий согласование объема и стоимости дополнительных работ. Иные материалы, не содержащие конкретных сведений об объемах работ, из которых нельзя определить, какие дополнительные работы были согласованы, а какие – нет, не являются доказательством согласования дополнительных работ.

    Исходя из указанного, стоит в договоре строительного подряда предусмотреть, каким способом и какими документами подрядчик извещает заказчика при выявлении дополнительных работ в ходе строительства; срок, в течение которого заказчик должен направить ответ подрядчику.

    Пункт 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» разъясняет, что подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в том случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика.

    При этом подрядчик должен не только уведомить заказчика строительства о необходимости выполнения дополнительных работ, но и заручиться его согласием – факт упоминания подрядчиком в переписке с заказчиком о намерении выполнять работы, не предусмотренных договором, вне явного и четкого согласия на то заказчика не является согласованием выполнения допработ (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.01.2018 по делу № А58-2411/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2016 по делу № А41-79513/2014).

    Комиссионный осмотр с участием заказчика, предшествующий выполнению дополнительных работ, сопряженный с запросом заказчика о необходимости проведения дополнительных работ на объекте строительства, свидетельствует о согласованности допработ (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2016 по делу № А40-122616/14).

    Нередко в ходе исполнения договора строительного подряда возникает ситуация, когда работы определенного вида или необходимые для их выполнения материалы учтены в технической документации и/или смете в меньшем объеме, чем это требуется для достижения результата, предусмотренного договором подряда. Судебная практика относит дополнительные объемы предусмотренных договором подряда работ к дополнительным работам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2018 по делу № А41-760/2017, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2014 по делу № А43-10195/2013).

    Кроме того, суд может встать на сторону заказчика и отказать подрядчику во взыскании стоимости дополнительных работ также в случае, если соглашение на проведение дополнительных работ заключено, однако из его текста нельзя установить согласованный сторонами объем этих дополнительных работ, а сметы на новые объемы работ не составлялись (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2018 по делу № А40-119853/2017).

    Аналогичным подходом суды руководствуются при оценке увеличения количества предусмотренного договором материала, использованного при строительстве (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2018 по делу № А40-139518/2017).

    Таким образом, если подрядчиком заявлено требование о взыскании с заказчика стоимости дополнительных работ, заказчику стоит проверить:

    • Содержит ли переписка заказчика и подрядчика и уведомление подрядчика о необходимости проведения дополнительных работ/использования дополнительных материалов/увеличения объемов работ, предусмотренных сметой, и четко выраженное согласие заказчика на проведение данных работ;
    • Совпадает ли объем выполненных дополнительных работ с объемом, указанным подрядчиком при согласовании данных работ в переписке.

    В случае, если на один из указанных вопросов заказчик может ответить отрицательно, стоит просить суд отказать во взыскании с заказчика стоимости дополнительных работ – потому как они фактически не были согласованы заказчиком, а уведомлял подрядчик о проведении иных работ и/или иных объемов работ.

    • Если заказчик подписал акт приемки выполненных работ, имеет ли подрядчик право требования к заказчику об их оплате?

    Из смысла п. 1 ст. 753 ГК РФ следует, что по акту приемки заказчик обязан принять тот результат, который соответствует технической документации, то есть заданию заказчика. Следовательно, подписание заказчиком акта приемки является последствием исполнения договора подряда на ранее согласованных сторонами договора условиях.

    Высшим Арбитражным Судом в пункте 10 Информационного письма № 51, как уже было указано, что акт приемки, подписанный представителем заказчика, не может подтверждать согласованность заказчиком дополнительных работ, если подрядчик не сообщал о необходимости их проведения.

    Поэтому акт приемки не может рассматриваться как документ, отражающий автоматическое согласие заказчика на проведение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией и сметой, и, соответственно, не может являться основанием для взыскания их стоимости с заказчика. Таким образом, акт приемки подтверждает только наличие работ, но не согласие на их проведение и оплату.

    Данный вопрос становится тем более актуальным, когда дополнительные работы, выполненные подрядчиком без согласования с заказчиком, являются неразрывно связанными с работами, соответствующими условиям договора. Очевидно, что в таких условиях заказчик, который обязан принять заказанные им работы, вынужден принять и дополнительные работы, поскольку иное фактически невозможно – в том числе в случае, если акт приемки содержит одновременно указание и на выполнение работ, являющихся предметом договора, и дополнительных работ.

    Данные выводы относительно порядка применения ст. 743 ГК РФ при включении дополнительных работ в акт приемки подтверждаются судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2018 по делу № А41-24229/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2017 по делу № А33-18644/2016).

    • Приостановил ли подрядчик выполнение работ при отсутствии ответа заказчика?

    Если в процессе строительства подрядчик выявил необходимость выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, он обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Если подрядчик не приостановил работы, то в данном случае он выполнил их на свой страх и риск и стоимость данных работ оплачивается подрядчиком за свой счет.

    В силу п. 4 ст. 743 ГК РФ подрядчик, не выполнивший этой обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

    Единственным исключением из вышеприведенных правил статьи 743 ГК РФ является случай, когда проведение дополнительных работ вызывается экстренной необходимостью, то есть ситуацией, при которой приостановление работ привело бы к гибели или повреждению уже полученных результатов строительства (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2018 по делу № А37-555/2016).

    Вопрос о том, имела ли место экстренная ситуация, является вопросом факта, решать который суд может только с учетом всех фактических обстоятельств конкретного. Бремя доказывания наличия экстренной ситуации в соответствии с п. 4 ст. 743 ГК РФ возлагается на подрядчика. В данном случае важно учитывать, что подрядчик является профессиональным участником отношений, в связи с чем должен заранее прогнозировать характер и объем подлежащих производству работ.

    Таким образом, даже если подрядчик докажет наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности гибели и повреждения результата в случае приостановления работ, заказчик может обосновать, что таковая опасность возникла ввиду профессиональной небрежности подрядчика, который мог и должен был выявить необходимость проведения дополнительных работ на той стадии, когда приостановление всей подрядной деятельности не могло создать угрозы гибели объекта строительства.

    В связи с указанными обстоятельствами, судебная практика чаще отказывает подрядчику во взыскании стоимости допработ за недоказанностью экстренности их выполнения (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.07.2016 по делу № А59-2922/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2016 по делу № А56-30057/2015).

    Особенности взыскания стоимости дополнительных работ по договору строительного подряда

    Сторонам договора строительного подряда не всегда удается точно определить объем работ на момент заключения договора. Кроме того, часто техническая документация содержит ошибки, не позволяющие в дальнейшем продолжить работы без внесения в нее изменений. Указанные ситуации приводят к необходимости для подрядчика согласовывать с контрагентом содержание и объем дополнительных работ. Несмотря на однозначное правило, закрепленное в п. 3 ст. 743 Гражданского кодекса РФ, на практике зачастую возникают ситуации, когда подрядчики, понадеявшись на добросовестность своего контрагента, обещающего оформить соглашение на дополнительные работы после выполнения всего объема работ по договору, дабы не срывать сроки исполнения договора, продолжают выполнять дополнительные работы без получения надлежащим образом оформленного согласия заказчика.

    Не всегда требования подрядчика о возмещении стоимости дополнительных работ без четко выраженного письменного согласия контрагента свидетельствуют о недобросовестности первого. Часто судами устанавливается наличие всех иных обстоятельств, необходимых для взыскания стоимости работ, однако недоказанность получения согласия заказчика является для суда однозначным основанием для отказа в возмещении даже в случаях принятия заказчиком дополнительных работ в полном объеме по акту приема-передачи. Данный довод подтверждает и арбитражная практика по спорам, вытекающим из договоров подряда .

    Шпачева Т.В. Обобщение судебной практики применения норм параграфа 3 “Строительный подряд” главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации // Арбитражные споры. 2011. N 3. С. 48.

    Пунктом 3 ст. 743 ГК РФ установлена обязанность подрядчика при обнаружении в ходе строительства не учтенных в технической документации работ и необходимости в связи с этим выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства уведомить об этом заказчика и получить соответствующее согласие контрагента. Невыполнение подрядчиком обязанности по согласованию содержания и объема дополнительных работ лишает его права требовать от заказчика оплаты данных работ. Из указанной обязанности есть исключение: подрядчик имеет право требовать возмещения стоимости дополнительных работ в случае необходимости немедленных действий в интересах заказчика (п. 4 ст. 743 ГК РФ).

    Для лучшего понимания особенностей отношений подрядчика и заказчика по указанному вопросу необходимо проанализировать природу института получения согласия заказчика на проведение дополнительных работ.

    Анализ п. 3 ст. 743 ГК РФ позволяет выделить основные элементы в законодательной норме, регулирующей взаимоотношения сторон строительного подряда по вопросу оплаты дополнительных работ. Гипотезу можно выразить фразой: “Если подрядчик обнаружил необходимость выполнения дополнительных работ по договору строительного подряда. “. Речь идет только о ситуациях, когда дополнительные работы не могли быть учтены при составлении технической документации. Диспозиция указывает на действия, которые подрядчик должен предпринять при выявлении необходимости выполнения дополнительных работ: он обязан уведомить об этом заказчика и приостановить работы до получения у последнего согласия на их выполнение. В качестве санкции за невыполнение указанных обязанностей выступает лишение подрядчика права на возмещение стоимости дополнительных работ.

    Обязательство заказчика по оплате принятых им дополнительных работ по договору строительного подряда, таким образом, возникает из сделки, заключенной между подрядчиком и заказчиком по поводу выполнения определенных работ в определенном объеме. В силу ст. 307 ГК РФ при установлении и исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

    Тем самым для возникновения обязанности заказчика по оплате стоимости дополнительных работ и корреспондирующего с этой обязанностью права подрядчика на получение оплаты данных работ стороны должны прийти к соответствующему соглашению, выразить свое волеизъявление на изменение условий договора подряда, причем заказчик должен получить полную информацию о видах и объеме необходимых работ. При неисполнении подрядчиком обязанности по согласованию выполнения дополнительных работ именно последний (как лицо, профессионально занимающееся предпринимательской деятельностью и, следовательно, обязанное знать и учитывать все последствия неисполнения определенных действий) несет риск наступления последствий в виде отказа в возмещении стоимости данных работ. Такой отказ должен рассматриваться как вид гражданско-правовой ответственности за нарушение гражданско-правовой обязанности, выражающийся в лишении подрядчика права требовать оплаты дополнительных работ .

    Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 5 – 7.

    ПЕРЕЧИСЛИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ ПОДРЯДЧИКОМ ПО СПОРУ О ВЗЫСКАНИИ СТОИМОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

    1. ОТНЕСЕНИЕ РАБОТ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ.

    В силу п. 2 ст. 743 ГК РФ к дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (решение Арбитражного суда Сахалинской области от 2 октября 2017 г. по делу N А59-723/2017).

    При этом необходимо отличать дополнительные работы от самостоятельных – работ, выполненных без письменного договора, но имеющих самостоятельное значение и не влияющих на окончание работ по первому договору. К ним не применяются правила п. 2 ст. 743 ГК РФ: в случае принятия заказчиком работ и подписания им акта приема-передачи подрядчик имеет право на оплату данных работ. В силу п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. N 165 “Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными” сдача результата работ лицом, выполнившим их в отсутствие договора подряда, и его принятие лицом, для которого эти работы выполнены, означают заключение сторонами соглашения. Обязательства из такого соглашения равнозначны обязательствам из исполненного подрядчиком договора подряда.

    Однако данное правило не относится к подрядным отношениям по государственным и муниципальным контрактам. Как указано в п. 7 упомянутого информационного письма Президиума ВАС РФ, взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей работ и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (утратил силу) (далее – ФЗ N 94-ФЗ).

    Суд также откажет во взыскании стоимости работ, если подрядчик не докажет необходимость выполнения дополнительных работ для цели окончания и сдачи основных работ по договору подряда . Например, в упоминавшемся деле N А59-723/2017 Пятым арбитражным апелляционным судом выявлено, что без выполнения работ по установке на витражах алюминиевых створок результат, на достижение которого был направлен контракт, мог быть достигнут, выполнение работ, предусмотренных контрактом, не зависело от выполнения указанных работ.

    См. также: Андрианов Н.А. Дополнительные работы по госконтракту. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.01.2016 N 303-ЭС15-13256 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 3. С. 11.

    2. СОГЛАСОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОБЪЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

    Для появления у подрядчика права требовать оплаты дополнительных работ должен быть соблюден ряд условий:

    • уведомление подрядчиком заказчика либо письмо заказчика подрядчику о необходимости выполнения дополнительных работ для окончания работ по основному договору подряда;
    • согласие заказчика на выполнение подрядчиком дополнительных работ.

    Арбитражная практика допускает следующие варианты согласования выполнения дополнительных работ:

    1) подписание сторонами дополнительного соглашения к договору. Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В силу ст. 451 ГК РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

    Заключение сторонами дополнительного соглашения к договору строительного подряда, в котором будут указаны виды, объем и стоимость работ, является доказательством согласования сторонами вопроса выполнения дополнительных работ и наличия обязанности у заказчика оплатить данные работы (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 декабря 2017 г. N Ф07-13851/2017 по делу N А56-20800/2017; от 10 августа 2017 г. N Ф07-7473/2017 по делу N А56-54771/2015; решение Арбитражного суда Белгородской области от 9 января 2018 г. по делу N А08-1416/2017).

    В отношении подрядных работ по муниципальному и государственному контракту применяются положения ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 29 июня 2018 г.) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – ФЗ N 44-ФЗ), согласно которой по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% цены контракта. Таким образом, даже при заключении сторонами дополнительного соглашения на сумму больше 10% цены контракта суд взыщет стоимость дополнительных работ только в указанном пределе (решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 января 2018 г. по делу N А33-29991/2017);

    2) обмен письмами. Само по себе отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения не является основанием для отказа в возмещении стоимости дополнительных работ, если подрядчиком получено согласие заказчика на проведение данных работ. Такое согласие должно быть конкретным, выражать ясную позицию заказчика по вопросу содержания и объема дополнительных работ (Постановление ФАС Уральского округа от 30 января 2018 г. N Ф09-8250/17 по делу N А50-23816/2016; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2018 г. N 11АП-17698/2017 по делу N А55-15811/2016; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 февраля 2018 г. N Ф03-5604/2017 по делу N А24-1047/2017);

    3) подписание сторонами иных совместных документов, выражающих согласованную волю сторон о необходимости дополнительных работ. В качестве примеров подобных документов можно привести акт о дополнительных работах до начала выполнения дополнительных работ (решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 января 2018 г. по делу N А33-29991/2017); соглашение о полном урегулировании взаимных претензий по договору (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 декабря 2017 г. N Ф07-13851/2017 по делу N А56-20800/2017);

    4) проведение рабочего совещания с составлением протокола. В качестве доказательства согласования сторонами содержания и объема дополнительных работ суд может принять протокол рабочего совещания, проводившегося с участием полномочных представителей сторон. Так, суд апелляционной инстанции установил, что протоколами технического совещания от 31 мая 2016 г. N 28 и от 13 июля 2016 г. между представителями администрации г. Черногорска, МКУ “ОКС”, ООО “Глобус”, заведующей детским садом приняты решения о проведении дополнительных работ по спорному строящемуся объекту и выполнении дополнительных работ, без производства которых невозможна сдача объекта в эксплуатацию (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 г. N 03АП-4719/2017 по делу N А74-2588/2017).

    В другом деле арбитражный суд установил, что решение о необходимости увеличения объема работ, не отраженных в проектно-сметной документации к контракту, принято на производственном совещании с участием заказчика, подрядчика, проектной организации, что подтверждается письмом заказчика, в котором он сообщил, что по результатам рабочей встречи были предложены изменения в контракт и проектную документацию, что увеличение объема работ было выявлено в ходе строительно-монтажных работ из-за конструктивных особенностей здания районного суда и географических особенностей местоположения объекта (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 февраля 2018 г. N Ф03-5604/2017 по делу N А24-1047/2017);

    5) поведение заказчика, подтверждающее согласование им содержания и объема дополнительных работ.

    Например, по спору о взыскании дополнительных работ, вытекающих из договора субподряда, суд установил, что субподрядчик приступил к спорным дополнительным работам в марте 2014 г., после получения именно от генподрядчика адресованного последнему электронного письма ООО “РГС Воронеж” (заказчик) от 25 марта 2014 г. N 131, которым обусловливалась необходимость внесения по требованию гостиничного оператора корректировок в рабочий проект, в техническое задание и проведение связанных с этим дополнительных работ. Судом также установлено, что указанное письмо было направлено субподрядчику коммерческим директором генподрядчика, на откорректированной субподрядчиком технической документации стоит подпись коммерческого директора ответчика; выполненные субподрядчиком дополнительные работы, согласно исправленной технической документации, сданы заказчику. Кроме того, из имеющейся в материалах дела переписки сторон видно, что субподрядчик неоднократно указывал генподрядчику на необходимость заключения дополнительного соглашения, от заключения которого генподрядчик немотивированно уклонился, что признано кассационной инстанцией как нарушение норм ст. 10 ГК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2017 г. N Ф07-11379/2017 по делу N А56-15790/2016).

    3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТ.

    Выполненные дополнительные работы должны иметь для заказчика потребительскую ценность, которая заключается в том, что результаты принятых работ могут быть использованы для целей, на достижение которых были направлены совместные действия сторон.

    Ненадлежащее качество дополнительных работ не всегда указывает на отсутствие их потребительской ценности для заказчика. По смыслу п. 6 ст. 753 ГК РФ однозначный и безусловный вывод об отсутствии потребительской ценности работ по причине их ненадлежащего качества может быть сделан только при установлении того, что недостатки работ являются неустранимыми либо цена их устранения значительно превышает стоимость выполненных работ.

    4. НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТ НА НЕДОПУЩЕНИЕ ПРИЧИНЕНИЯ УЩЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЛИБО НА РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

    При рассмотрении в суде дела, касающегося выполнения строительных работ по государственным и муниципальным контрактам, позиция заказчика (ответчика) часто строится на аргументе о несоблюдении подрядчиком положений ст. 95 ФЗ N 44-ФЗ о порядке изменения существенных условий контракта (в том числе цены контракта) путем заключения сторонами соответствующего соглашения. Вместе с тем Верховный Суд РФ в Определении от 7 апреля 2016 г. N 302-ЭС15-17338 по делу N А58-4189/2014 указал, что материалами дела доказаны необходимость проведения работ, предусмотренных в акте, для достижения целей контракта, факт их выполнения, отсутствие претензий относительно объема и качества выполненных работ, а также использование их результата в деятельности образовательных учреждений и наличие у данных работ потребительной стоимости. “Отказ в иске со ссылкой на несоблюдение требований ФЗ N 94-ФЗ (действующего до вступления в силу ФЗ N 44-ФЗ), принятого в обеспечение одних публичных интересов, в том числе для предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, по существу, противопоставляется другим публичным интересам, касающимся недопустимости причинения ущерба муниципальной собственности и вопросов социального обеспечения населения. Такое противопоставление при отсутствии в действиях истца намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорных работ без заключения дополнительного соглашения к муниципальному контракту, но при наличии подписанного сторонами акта о необходимости проведения дополнительных работ до начала их выполнения противоречит задачам судопроизводства в арбитражных судах, закрепленным в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”.

    Указанная позиция Верховного Суда РФ нашла отражение в последующей судебной практике (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2018 г. по делу N А75-8817/2017; Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2017 г. по делу N А82-2437/2017; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2017 г. по делу N А75-10709/2016).

    5. НЕОБХОДИМОСТЬ НЕМЕДЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЗАКАЗЧИКА.

    Согласно п. 4 ст. 743 ГК РФ основанием для взыскания стоимости дополнительных работ по договору строительного подряда при неполучении подрядчиком согласия заказчика в порядке, установленном в п. 3 ст. 743 ГК РФ, является необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ из-за несогласования дополнительных работ может привести к гибели или повреждению объекта строительства. Другими словами, подрядчик имеет право на взыскание стоимости дополнительных работ в случаях, когда получение немедленного согласия заказчика было невозможно, а подрядчик, выполняя дополнительные работы, действовал в интересах заказчика. В частности, это относится к случаям, когда приостановление работ по правилам п. 3 ст. 743 ГК РФ может привести к гибели или повреждению объекта строительства. Исходя из буквального толкования п. 4 ст. 743 ГК РФ интересы заказчика не ограничиваются только сохранением целостности объекта строительства, но могут иметь и иное содержание (например, необходимость выполнения работ строго к определенному сроку).

    Таким образом, чтобы претендовать на возмещение стоимости дополнительных работ, выполненных по договору строительного подряда, подрядчику нужно доказать относимость этих работ к дополнительным, отсутствие данных работ в технической документации, их необходимость для сдачи основных работ по договору подряда, наличие согласия заказчика на выполнение работ либо необходимость немедленных действий в интересах заказчика, потребительскую ценность дополнительных работ для заказчика, их направленность на защиту публичных интересов.

    Андрианов Н.А. Дополнительные работы по госконтракту. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.01.2016 N 303-ЭС15-13256 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 3.

    Шпачева Т.В. Обобщение судебной практики применения норм параграфа 3 “Строительный подряд” главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации // Арбитражные споры. 2011. N 3.

    Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. N 1.

    Как исправить. Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком

    Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком (цена в договоре стройподряда неизменная).

    Примечание
    Дополнительные работы при неизменной ценеработы, которые не предусмотрены проектной документацией (далее — ПД), разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком ПД на основании двустороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком ПД (ч. 1 п. 12 Положения о формировании неизменной цены).

    Последствия

    В этом случае подрядчик лишается права требовать оплаты дополнительных работ как суммы задолженности по договору стройподряда и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет, что в интересах заказчика действовать нужно было немедленно, например, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 3, 4 ст. 698 ГК).

    При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик обязан (п. 3 ст. 698 ГК; абз. 17 п. 26, 46 Правил № 1450):

    1) сообщить заказчику, что в ходе строительства обнаружены неучтенные в ПД работы и это влечет необходимость выполнения дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства;

    2) дождаться ответа заказчика в течение 10 календарных дней;

    3) приостановить работы, если в течение 10 календарных дней (при условии, что договором стройподряда не предусмотрен иной срок) заказчик не предоставил ответа о своем согласии либо несогласии проводить дополнительные работы. В этом случае убытки, вызванные простоем, подрядчик вправе отнести на заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет, что необходимость выполнения дополнительных работ отсутствовала.

    Когда заказчик согласен с проведением дополнительных работ, необходимо:

    — подписать двусторонний акт между заказчиком и разработчиком ПД, чтобы разработчик подтвердил необходимость выполнения таких работ, в котором целесообразно указать причину возникновения дополнительных работ, их вид, объемы и сметную стоимость (далее — акт на дополнительные работы). Стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, которая определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом утверждаемого Минэкономики прогнозного индекса цен в строительстве месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика, в соответствии с законодательством о закупках (ч. 1, 2 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

    составить смету, которая готовится разработчиком ПД на основании акта на дополнительные работы, если компенсация увеличения стоимости работ производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты и других статей в пределах стоимости строительства в целом (далее — резервные средства строительства) (ч. 1 п. 38 Инструкции № 51);

    — отразить в графике производства работ отдельной строкой стоимость дополнительных работ (ч. 3 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

    подписать дополнительное соглашение к договору стройподряда, поскольку фактический объем работ и их стоимость меняются (п. 71 Правил № 1450);

    внести изменения в ПД.

    Здесь отметим, что подрядчик вправе требовать пересмотра сметы в соответствии со ст. 420 ГК, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. В этом случае, а также если исчерпаны резервные средства строительства, ПД должна быть изменена разработчиком по предложению заказчика путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «-«, и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «+». После внесения изменений ПД подлежит повторному утверждению (п. 3 ст. 699 ГК; абз. 7 п. 28 Правил № 1450; ч. 2, 3 п. 38 Инструкции № 51). Вместе с тем суды констатируют, что праву подрядчика требовать пересмотра сметы законодательство не противопоставляет обязанность заказчика ее изменять.

    Таким образом, остается спорным вопрос, обязательно ли вносить изменения в ПД, если возникла необходимость выполнения дополнительных работ. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна: в одном случае суды отказывают во взыскании стоимости дополнительных работ как суммы основного долга, если изменения в ПД не внесены, и указывают на возможность взыскания долга в ином порядке (решение экономического суда Могилевской области от 30.09.2020 (дело № 120-5/2020)); в другом случае суду достаточно подписанных сторонами актов на дополнительные работы и других документов, подтверждающих согласование сторонами дополнительных работ, без внесения изменений в ПД (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 09.10.2019 (дело № 12-29/2019/940А/1168К)). При этом указанные судебные дела рассматривались в комплексе иных обстоятельств, в том числе с учетом условий заключенных договоров.

    Если договор стройподряда заключался по итогам госзакупок, для выполнения дополнительных работ заключаются дополнительное соглашение либо новый договор стройподряда. Все будет зависеть от вида дополнительных работ, их объемов и сметной стоимости. В частности, МАРТ разъяснено, что при выявлении дополнительных работ, которые не были предусмотрены договором госзакупки, или при изменении объема работ свыше 10% необходимо проводить новую процедуру госзакупки (п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках, ч. 7 разд. 7 письма МАРТ № 14-01-10/1598 К). Полагаем, в указанном случае по итогам процедур госзакупок необходимо заключать новый договор стройподряда.

    Выполненные дополнительные работы оформляются актом формы С-2а (абз. 4 ч. 1 п. 9, ч. 10 п. 10 Инструкции № 29).

    Что можно сделать

    Если подрядчик произвел дополнительные работы, но в установленном порядке не согласовал с заказчиком необходимость их выполнения, в ряде случаев судебная практика говорит о том, что стоимость таких работ можно взыскать как сумму неосновательного обогащения с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам гл. 59 ГК. Например, когда:

    — дополнительные работы подрядчик (субподрядчик) выполнял по заданию заказчика (генподрядчика), фактическое выполнение работ подтверждено заключением эксперта, внесены изменения в ПД, и ее передача подтверждена накладными, объект сдан в эксплуатацию, но отсутствуют подписанные сторонами дополнительное соглашение к договору, акт на дополнительные работы, заказчик (генподрядчик) отказывается принимать результат таких работ, подписывать акты освидетельствования скрытых работ (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 06.11.2019 (дело № 35-12/2019/80А/1267К));

    — генподрядчик для выполнения дополнительных работ привлек подрядчика (субподрядчика) по согласованию с заказчиком, объект введен в эксплуатацию с результатом выполненных дополнительных работ, но заказчик отказался подписать дополнительное соглашение к договору генподряда и оплачивать соответствующие работы (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 10.06.2020 (дело № 43-12/2020/344А/551К)).

    Из приведенных примеров судебной практики следует вывод, что взыскать стоимость дополнительных работ как сумму неосновательного обогащения можно, если дополнительные работы:

    1) фактически выполнены;

    2) есть документальное подтверждение фактически выполненных работ (например, заключение эксперта);

    3) заказчик (генподрядчик) так или иначе своими действиями подтвердил согласие на выполнение этих работ в деловой переписке либо иных документах, принял объект в эксплуатацию, в том числе с результатом дополнительных работ, и т.д.

    Читайте этот материал в ilex >>*
    *по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Ссылка на основную публикацию