Значение локальных трудовых актов для предприятия

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Классификация локальных актов

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению). К обязательным, в частности, относятся: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например Положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например Положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

К сведению

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Оформление локального нормативного акта

При оформлении локального нормативного акта используется бланк, который включает в себя:

наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;

наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);

дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;

место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

место составления документа.

Штатное расписание

Данное расписание применяется при оформлении структуры, штатного состава и численности в организации в соответствии с ее Уставом Положением. Оно должно содержать список структурных подразделений и должностей, сведения о количестве штатных единиц и должностных окладах, надбавках и месячном фонде зарплаты. Штатное расписание необходимо составлять согласно форме № Т-3 в соответствии с постановлением №1 Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. Расписание утверждается приказом распоряжением руководителя организации (предприятия) или уполномоченного им лица. Изменения в него вносятся также в соответствии с приказом или распоряжением руководителя организации или уполномоченного им представителя.

Локальные нормативные акты могут иметь срок действия, например, должностные инструкции и иные подобные акты, а могут быть и бессрочными как, например приказы о распределении обязанностей.

Локальные нормативные акты и их роль в правовом регулировании трудовых отношений

Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Принимается с учетом мнения представительного органа работников.

В иных случаях локальный акт может быть принят единолично работодателем. К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале.

Основным назначением локальных актов является конкретизация законодательства о труде с учетом организации труда и условий конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, предоставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

К важнейшим локальным нормативным актамотносятся:

– локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК);

-графики сменности, которые определяют чередование работников по сменам, устанавливают продолжительность смен, их количество, продолжительность междусменного перерыва. Принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работни-ков (ст. 103 ТК);

-локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда (положения об оплате труда). Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК);

-правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, общие правила выполнения работы, соблюдения пропускного режима, прохождения медосмотров и т.п. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 189 и 190 ТК);

-должностные инструкции. Утверждаются единолично руководителем организации, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Содержат квалификационные требования, права и обязанности работника, выполняющего работу по данной должности;

-инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работни-ков (ст. 212 ТК).

По решению работодателя (или по соглашению социальных партнеров) могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам, положение об общем собрании (конференции) работников организации и т.д.

Локальные нормативные акты должны соответствовать трудовому законодательству. Акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

5. Коллективные договоры и соглашения – значение и порядок заключения

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК). К.д является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального партнерства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя в рамках их компетенции. В разработке и одобрении к.д вправе принимать участие все работающие в данной организации непосредственно или через своих представителей.К.д выражает интересы двух социальных групп: работников и работодателей.

Первоочередное значение к.д в том, что он позволяет учитывать особенности трудовых отношений в рамках конкретной организации в зависимости от территории, характера работы, категории работников.

Сторонами к.д выступают работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации.

Коллективный договор, согласно ст. 36 ТК РФ, заключается в ходе коллективных переговоров. Общую процедуру заключения коллективного договора как трудоправовую деятельность можно разделить на несколько стадий: переговоры, разработка проекта коллективного договора, стадия обсуждения и утверждение проекта, подписание его сторонами, стадия действия коллективного договора и выполнение его условий, стадия изменения и дополнения коллективного договора. В некоторых случаях в качестве стадий 21 заключения коллективного договора выделяют стадию контроля за соблюдением сторонами выполнения его условий, однако контроль может осуществляться как самими сторонами, так и другими субъектами. Согласно ст. 50 ТК РФ к.д должен быть направлен работодателем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания. Контроль за выполнением к.д, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 50 ТК РФ).

Срок действия к.д согласно ст. 43 ТК не может превышать трех лет, а вступление его в силу происходит со дня подписания договора сторонами либо с даты, установленной в коллективном договоре. По истечении указанного срока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на три года.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателем на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений. Соглашения, как правило, заключаются между тремя социальными партнерами: помимо представителей работников и работодателей в них участвуют исполнительные органы власти соответствующего уровня.

Виды соглашений различаются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений: генеральное – на федеральном уровне, региональное – на уровне субъекта Федерации, отраслевое (межотраслевое) тарифное может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях, территориальное устанавливает общие условия труда, гарантии и льготы работникам на территории муниципального образования. Иные соглашения могут заключаться на любом уровне по отдельным направлениям регулирования трудовых отношений.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст. 47 ТК.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключенияопределяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашений, о начале коллективных переговоров, а также предложить им форму возможного участия в коллективных переговорах.

Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Контрольза выполнением к.д, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Читайте также:  Как проверить вид на жительство

Понятие, стороны, содержание и структура коллективного договора

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК).

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом. При заключении к.д в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации.

Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Статья 41 ТК предусматривает, что содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. Круг вопросов, которые могут решаться в к.д: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления дополнительных отпусков; улучшение условий и охраны труда работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений; ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении условий коллективного договора; другие вопросы.

Понятие, значение и виды принципов трудового права. Содержание основных принципов трудового права

Принципы трудового права – это закрепленные действующим законодательством основополагающие руководящие начала, которые выражают сущность его норм. Значениепринципов состоит в том, что они отражают политику государства в сфере труда, определяют главные направления дальнейшего развития трудового законодательства России, помогают в правоприменении при пробелах в трудовом законодательстве.

В соответствии с Конституцией РФ основными принципами трудового права признаются: – свобода труда; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; – право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; – защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; – обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в т. ч. на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; – равенство прав и возможностей работников; – обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для самого трудящегося и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда; – обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы; – обеспечение права работников на участие в управлении организацией; – социальное партнерство; – обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; – установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; – обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод, в т. ч. в судебном порядке; – обеспечение права на разрешение трудовых споров, а также права на забастовку; – обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; – обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Суть принципа запрещения дискриминации в сфере трудасостоит в том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Вторым важным принципом является принцип запрещения принудительного труда. Принудительный труд, в соответствии с ч. 2 ст. 4 ТК РФ, – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

• в целях поддержания трудовой дисциплины;

• в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

• в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

• в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

• в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Понятие, стороны, содержание и структура коллективного договора

Дисциплина труда

Внутренние противоречия данного раздела начинаются сразу с названий раздела “Трудовой распорядок. Дисциплина труда”, ст. 189 ТК РФ “Дисциплина труда и трудовой распорядок в организации” и гл. 30 “Дисциплина труда”. Базовым, первичным понятием является дисциплина труда, которая и включает в себя в качестве своей основы трудовой распорядок. Поэтому нет никакой необходимости двойного названия раздела, главы и статьи. Глава 30 может быть названа “Поощрения за труд. Дисциплинарные взыскания”.

ТК РФ дает новое легальное определение дисциплины труда, которое, в отличие от прежнего (ст. 128 КЗоТ РФ), не содержит указаний на соблюдение моральных обязанностей работниками, а требует обязательного подчинения правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Вероятнее всего, речь идет о правилах поведения работников в процессе труда у данного работодателя, а точнее говоря – о трудовых обязанностях, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых, как выясняется из ст. 192 ТК РФ, и является дисциплинарным проступком. Чтобы не загружать правоприменителей подобными логическими изысками, представляется, именно об этом и следовало сказать в определении дисциплины труда.

Помимо ст. 22 ТК РФ, предусматривающей основные обязанности работодателя, ст. 189 ТК РФ устанавливает еще и дополнительную обязанность последнего по созданию условий, необходимых для соблюдения работниками дисциплины труда. На наш взгляд, следовало специально выделить и конкретизировать данную обязанность, как это сделано в случае с материальной ответственностью, когда ст. 239 ТК РФ содержит перечень обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника, в том числе неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. В нашем случае речь может идти об обязанности работодателя по созданию организационно-экономических условий, позволяющих работникам добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.

Что касается правил внутреннего трудового распорядка, то необходимо подчеркнуть обязательность их разработки и принятия работодателем, поскольку в соответствии со ст. 68 ТК РФ работник при приеме на работу должен быть ознакомлен с ними. Представляется, что данные правила должны стать локальным документом, необходимым для каждого работодателя.

Названные меры воздействия противоречили в целом исчерпывающему перечню мер дисциплинарных взысканий, установленных ст. 135 КЗоТ РФ. Статья предусматривала возможность установления для отдельных категорий работников других дисциплинарных взысканий в соответствии с уставами о дисциплине и законодательством о дисциплинарной ответственности. Но, конечно, вышеуказанные подзаконные нормативные акты к законодательству не могли быть отнесены.

Какие локальные акты работодатель обязан принять

Перейдем к следующему вопросу: когда работодатель может издать тот или иной локальный акт? В статье 8 ТК РФ прямого ответа на этот вопрос нет. Там говорится, что акты принимаются работодателем «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».

Из данной цитаты можно сделать следующие выводы. Во-первых, работодатель может (а иногда — должен) принимать подобные акты в случаях, прямо указанных в Трудовом кодексе, или иных нормативных правовых актах. Таких случаев в ТК РФ не мало. Причем, в некоторых из них речь идет именно об обязанности работодателя по принятию соответствующего локального акта. Например, работодатель обязан принять следующие локальные акты:

1. Штатное расписание (ст. 15 и 57 ТК РФ).

Бесплатно составить штатное расписание по готовому шаблону

2. График отпусков (ст. 123 ТК РФ).
3. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
4. Документы, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ).

5. Положение об оплате труда и премировании, если соответствующих условий нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 135 ТК РФ).
6. Порядок индексации зарплаты, если данный момент не отражен в положении об оплате труда (ст. 134 ТК РФ).
7. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим и соответствующего перечня нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 57 и ст. 101 ТК РФ).
8. Локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), если такое практикуется в организации и указанные положения не включены в Правила внутреннего трудового распорядка.
9. Документ об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ).
10. Положение об аттестации, если в организации осуществлялись (или планируются) увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
11. Правила и инструкции по охране труда (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
12. График сменности, если в организации применяется сменная работа (ст. 103 ТК РФ).
13. Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, если данные положения не включены в коллективный договор (ст. 168 ТК РФ).

Есть подобные требования и в других законодательных актах. В частности, в силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодатель обязан утвердить. Положение об охране коммерческой тайны, если в трудовой договор хотя бы с одним работником включены условия о работе с информацией, составляющей коммерческую тайну.

Абзац 6 п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.03 № 1/29) обязывает работодателя утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Этот акт принимается, если работодатель решил не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Наконец, не стоит забывать про требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390). Согласно п. 2 Правил, в компании должна быть утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности.

В других случаях утверждение локального акта, даже прямо упомянутого в ТК РФ, может быть правом, а не обязанностью работодателя. К примеру, если в компании не создается производственный совет, то и утверждать соответствующий локальный акт не требуется (ст. 22 ТК РФ). Приведем и другой пример. Если представлять работодателя при заключении коллективного договора будет непосредственно руководитель, то утверждать специальный локальный акт, содержащий перечень уполномоченных на ведение переговоров лиц, не обязательно (ст. 33 ТК РФ).

Отдельную группу локальных актов составляют те, которые посвящены вопросам, в принципе не урегулированным трудовым законодательством. Решение о необходимости разработки и утверждения подобных документов, а также об их содержании работодатель принимает самостоятельно. Так, работодатель может принять локальный акт, регулирующий порядок уведомления сотрудником работодателя об использовании личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Или положение, регулирующее порядок обеспечения иногородних сотрудников жильем.

Отдельную группу локальных актов составляют те, которые посвящены вопросам, в принципе не урегулированным трудовым законодательством. Решение о необходимости разработки и утверждения подобных документов, а также об их содержании работодатель принимает самостоятельно. Так, работодатель может принять локальный акт, регулирующий порядок уведомления сотрудником работодателя об использовании личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Или положение, регулирующее порядок обеспечения иногородних сотрудников жильем.

Читайте также:  Кадастровый паспорт помещения: образец

О значении локальных нормативных актов по охране труда на отечественных предприятиях. В. А. Ольшевский, Н. А. Ольшевский, О. И. Козак (№2, 2016)

В.А. Ольшевский, преподаватель

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Парус» (г. Ульяновск);

кандидат физико-математических наук, инженер;

кандидат технических наук, главный инженер

Московский научно-исследовательский радиотехнический институт

В статье приводится примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда для предприятий и организаций, разработанный на основании Трудового кодекса Российской Федерации. Основным результатом локального нормотворчества Работодателя на основании примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда является установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

Ключевые слова: государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда, локальный правовой режим производственной среды.

The significance of local regulations on labor protection in enterprises of the Russian Federation

Teacher, Autonomous nonprofit organization of additional professional

education “Parus”, Ulyanovsk

Engineer, Cand. of Sci. (Phys. and Math.)

Chief engineer, Cand. of Sci. (Tehn.), Scientific Research Institute of Radio Engineering, Moscow

The article provides an indicative list of local regulations on labor protection for businesses and organizations, developed on the basis of the Labour Code of the RF. The main result of the Employer local rulemaking on the basis of the indicative list of local regulations on occupational safety is establishing the local legal regime of the working environment in businesses and organizations.

Keywords: state of compliance with labor legislation, an indicative list of local regulations on occupational safety, local legal regime of the working environment

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ [1] работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты по охране труда на предприятии и в организации. Локальное нормотворчество в области охраны труда является правовым мероприятием, входящим в систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Для организации данного мероприятия необходимо на основании Трудового кодекса РФ разработать перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации. Наличие или отсутствие локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации учитывается при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства [2]. На основании пункта 7 указанного Регламента уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов при исполнении государственной функции имеют право запрашивать у работодателей и их полномочных представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для исполнения государственной функции. В Регламенте не приводится примерный перечень запрашиваемых локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации. С целью оказания помощи работодателям в организации локального нормотворчества в области охраны труда, а также для подготовки к административной проверке разработан на основании Трудового кодекса РФ примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях, состоящий из двадцати четырех позиций.

1. Положение о системе управления охраной труда.

2. Положение об управлении профессиональными рисками.

3. Порядок предоставления сведений о государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

4. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами.

5. Перечень правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

6. Порядок обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

7. Положение о режиме труда и отдыха работников (Правила внутреннего трудового распорядка).

8. Порядок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

9. Порядок организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

10. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

11. Порядок информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

12. Порядок предоставления федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.

13. Порядок принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

14. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

15. Порядок санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставки работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

16. Порядок обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

18. Порядок разработки, утверждения и формирования комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.

19. Порядок подтверждения соответствия машин, механизмов и другого производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, государственным нормативным требованиям охраны труда.

20. Положение о комитете (комиссии) по охране труда.

21. Порядок выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.

22. Порядок выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты.

23. Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

24. Порядок разработки и утверждения перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (на текущий год).

Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях определяет основных субъектов локального нормотворчества в области охраны труда: работодатель, работник (работники), выборный орган первичной профсоюзной организации или иной уполномоченный работниками орган, комитет (комиссия) по охране труда. Локальное нормотворчество в области охраны труда осуществляется на условиях сотрудничества работодателей и работников.

Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях устанавливает предмет локального нормотворчества в области охраны труда: установление локальных прав и обязанностей работников и работодателя, установление локального правового режима рабочих мест (пространства рабочей зоны), установление локального правового режима производственной среды.

Локальный правовой режим рабочих мест (пространства рабочей зоны), локальный правовой режим производственной среды предопределяет локальные права и обязанности работников и работодателя, локальный правовой режим производственной среды первичен, локальные права и обязанности работников и работодателя вторичны, производны от локального правового режима производственной среды, следует применять принцип объективности при осуществлении локального нормотворчества в области охраны труда [4].

Основное значение для работодателя приводимого примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда состоит в следующем. В результате разработки двадцати четырех локальных нормативных актов по охране труда Работодатель устанавливает локальный правовой режим производственной среды на предприятии (в организации).

Дополнительное значение для работодателя приводимого примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда состоит в следующем. Конкретизируется предмет доказывания в ходе мероприятий по надзору, примерный перечень локальных нормативных актов соответствует статьям 16-21 Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (в части мероприятий на уровне предприятия) [3] и разделу Х «Охрана труда» Трудового кодекса РФ, именно на основании Конвенции МОТ № 155 и ТК РФ осуществляется государственная функция надзора (см. пункт 4 Регламента).

Локальные нормативные акты предприятия (организации) являются основанием проведения мероприятий по охране труда, основанием формирования исполнительной документации по охране труда (оформление журналов, карточек, актов, протоколов, удостоверений и т.п.) и последующего обоснованного включения затрат в себестоимость продукции при расчете налога на прибыль. Локальные нормативные акты предприятия (организации) стимулируют сотрудничество работодателей и работников и/или их представителей на предприятии. Локальные нормативные акты предприятия (организации) подтверждают уровень правопослушания работодателя, его убежденность в правильности законов и следованию им, наличие локальных нормативных актов предприятия по охране труда является смягчающим обстоятельством при назначении мер административной и уголовной ответственности.

В этой связи на современном этапе развития и стабилизации экономики представляется актуальным для работодателей систематически определять рейтинг своего предприятия в национальной системе управления охраной труда (новый добровольный метод соблюдения положений законодательства об охране труда):

ААА ˗- высший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется полный комплект локальных нормативных актов по охране труда (из 24 позиций) и исполнительная документация, подтверждающая исполнение локальных нормативных актов по охране труда, то есть на предприятии установлен и поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВВ ˗- инвестиционный уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется неполный комплект локальных нормативных актов по охране труда и исполнительная документация, то есть на предприятии неполно установлен и неполно поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВ ˗- низший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, отсутствует комплект локальных нормативных актов по охране труда и исполнительная документация, на предприятии не установлен и не поддерживается локальный правовой режим производственной среды (прогноз неблагоприятный, административная приостановка деятельности, штрафы, дисквалификация).

1. Основным результатом локального нормотворчества Работодателя на основании примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда является установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

2. Работодатель вправе непосредственно применять Трудовой кодекс РФ, нормативные правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда без разработки локальных нормативных актов по охране труда, однако разработка и исполнение локальных нормативных актов по охране труда подтверждает законность установления локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

Читайте также:  В какой суд обращаться с иском на уменьшение алиментов?

3. Рекомендуется дополнить пункт 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства примерным перечнем запрашиваемых локальных нормативных актов предприятия (организации) в целях устранения неопределенности прав и обязанностей должностных лиц при осуществлении государственного надзора, в целях проверки законности установленного локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

1.Трудовой кодекс Российской Федерации – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

2.Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 354н) – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

3. Конвенция Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 года – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

4. Шулевский Н.Б. Принцип объективости познания: предметное содержание и логические функции. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.- 201 с.

Keywords: state of compliance with labor legislation, an indicative list of local regulations on occupational safety, local legal regime of the working environment

Локальные нормативные акты работодателя: когда и кому они нужны

В разъяснениях специалистов, связанных с кадровыми вопросами, часто можно встретить понятие «локальные нормативные акты». Являются ли такие акты обязательными? В чем их назначение? Какие документы к ним относятся? Об этом — сегодняшний материал.

По большому счету, любой документ, принятый руководством организации, является внутренним или локальным нормативным актом. Он может касаться разных сфер деятельности, но так или иначе связан со взаимоотношениями между работодателем и сотрудниками.

Правила внутреннего распорядка организации

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.

Роль локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Локальные нормативные акты. Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

Например, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В тех случаях, когда законодательство или иные нормативные правовые акты не требуют учета мнения представителей работников, локальный акт может быть принят единолично работодателем.

К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале и некоторые другие.

По соглашению между участниками системы социального партнерства в коллективном договоре или соглашении может быть установлен иной порядок принятия локальных нормативных актов, а именно: утверждение по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК).

В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые заключаются после проведения коллективных переговоров и действуют в течение определенного срока (до 3 лет), процедура принятия локальных актов не установлена, они могут быть как срочными (с указанным сроком действия), так и постоянными (без указания срока действия).

Основным назначением локальных актов является конкретизация законодательства о труде с учетом организации труда и условий конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, предоставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя.

К важнейшим локальным нормативным актам относятся:

✓локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК);

✓графики сменности, которые определяют чередование работников по сменам, устанавливают продолжительность смен, их количество, продолжительность междусменного перерыва. Принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 103 ТК);

✓локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда (положения об оплате труда). Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК);

✓правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, общие правила выполнения работы, соблюдения пропускного режима, прохождения медосмотров и т.п. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 189 и 190 ТК);

✓должностные инструкции. Утверждаются единолично руководителем организации, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Содержат квалификационные требования, права и обязанности работника, выполняющего работу по данной должности;

✓инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 212 ТК).

На практике получил распространение и такой локальный нормативный акт, как положение о персонале. Обычно оно принимается руководителем организации, в которой не заключается коллективный договор.

Положение о персонале представляет собой комплексный документ, определяющий и режим рабочего времени, и правила выполнения работ и поведения, и условия оплаты труда, и обязанности работников, т.е. сочетает в себе признаки нескольких видов традиционных локальных актов.

По решению работодателя (или по соглашению социальных партнеров) могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам, положение об общем собрании (конференции) работников организации и т.д.

Локальные нормативные акты должны соответствовать трудовому законодательству. Акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Роль локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Роль локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Роль локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

По решению работодателя (или по соглашению социальных партнеров) могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам, положение об общем собрании (конференции) работников организации и т.д.

Является ли коллективный договор локальным нормативным актом

Правильно оформленный коллективный договор является не локальным нормативным актом, а самостоятельным правовым документом (источником права, при нарушении которого можно обращаться в суд). Несколько статей Трудового кодекса противопоставляют колдоговор и ЛНА. В частности, 5-я статья ТК РФ устанавливает, что отношения между работодателем и сотрудниками регулируются коллективным договором и локальными нормативными актами.

Малым субъектам предпринимательства нужно знать, что если они являются микропредприятиями, то вправе отказаться от принятия ЛНА, даже обязательных, если условия, предусматриваемые такими актами, будут включены в трудовой договор (ст. 309.2 ТК РФ). К микропредприятиям относят компании, где трудится не более 15 человек, а годовой доход не превышает 120 млн. рублей.

Требования, предъявляемые к локальным актам

К процессу создания внутреннего нормативного акта целесообразно привлекать специалистов, имеющих полномочия. Поскольку такие акты являются составляющей частью государственного нормативно-правового регулирования в трудовой сфере.

При подготовке внутренних нормативных актов придерживаются следующих требований:

  • такие акты вносят в трудовые отношения определенные изменения, поэтому в процессе нормотворчества следует учесть финансовые возможности предприятия, возрастные, психологические и иные особенности сотрудников и так далее;
  • документ должен быть структурирован, то есть содержать вводную часть, где излагаются причины его принятия, содержать четкий перечень сотрудников, на которых распространяется, а также задачи, для выполнения которых предназначен, если в акте содержатся специальные термины, необходима их расшифровка;
  • в акте указываются реквизиты, которые придают ему статус официального, то есть наименование органа, его принявшего, ссылки на законодательные нормы, дата принятия, регистрационный номер, резолюция лица, имеющего полномочия его подписать;
  • исключается возможность полного либо частичного дублирования уже принятых норм, а если документ дублирует ранее изданный, в нем должна содержаться информация об отмене предыдущей нормы;
  • форма изложения должна быть лаконична, конкретна, доступна, но документ не должен содержать излишнюю конкретизацию или трудные для понимания термины.

Согласно трудовому законодательству, руководитель принимает локальные акты в области трудового права в пределах своих полномочий.

Что такое локальные нормативные акты

Действия руководителя регламентированы кодексом. Работодатели могут создавать внутри организации документы, содержащие нормы трудового права на основании федеральных законов и коллективного договора. Утверждаемые юридические правила распространяются на всех сотрудников, вне зависимости от их должности. По статье 8 Трудового Кодекса РФ физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, не должны составлять локальные документы. Основные требования:

  • утверждение актов единолично руководителем компании или в присутствии представителя профсоюза;
  • невозможность ухудшения условий труда в сравнении с другими законами;
  • ознакомление подчиненных с утвержденными документами под личную роспись;
  • обязательное исполнение условий актов предприятия.

Формами документов являются положение, правила, инструкция. Нормативными актами признаны штатное расписание, график отпусков сотрудников. Коллективный договор относится к другому типу юридических правовых бумаг. Общие разновидности:

  • защита персональных данных;
  • система оплаты труда;
  • внутренний распорядок;
  • инструкции по охране труда, пожарной безопасности;
  • аттестация сотрудников.

Важно знать! Законом не определен перечень локальных бумаг. Принятие актов обусловлено спецификой работы компании, категорий трудоустроенных сотрудников. Необязательными документами, утверждение которых осуществляется по решению начальника, являются положение о добровольном страховании, инструкции. Юридические бумаги, принятые на конкретном предприятии, направлены на унификацию процессов в организации, упорядочение общественных отношений.

По сфере действия локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, бывают общего и специального назначения. Широкопрофильные документы регламентируют деловые отношения между работодателем и сотрудниками. Узконаправленные бумаги регулируют отдельные вопросы, которые касаются ограниченной категории подчиненных, например, положение об аттестации, структурном подразделении, инструкция взаимоотношений с клиентами. Выделяются локальные акты неопределенного и точного срока действия. Первая категория документов, имеющая законную силу до отмены или принятия новых положений, учитывает изменяющиеся условия труда для своевременного нормативного регулирования. К бумаге определенного срока действия относится график отпусков.

Важно знать! Законом не определен перечень локальных бумаг. Принятие актов обусловлено спецификой работы компании, категорий трудоустроенных сотрудников. Необязательными документами, утверждение которых осуществляется по решению начальника, являются положение о добровольном страховании, инструкции. Юридические бумаги, принятые на конкретном предприятии, направлены на унификацию процессов в организации, упорядочение общественных отношений.

ООО и ИП – должны ли формировать ЛНА

Законодательно закрепляется, что локальные нормативные акты предприятия должны существовать у хозяйствующего субъекта, если он зарегистрирован в налоговых органах в качестве юрлица и у него существуют заключенные с работниками трудовые договора. Поэтому если деятельность осуществляется в виде организации, подобные документы придется создавать.

Освобождаются от создания внутренних нормативов только субъекты, отнесенные к микропредприятиям. Они, в соответствии с законодательством, должны включать эти правила в трудовые соглашения с каждым работником.

Предприниматели могут создавать внутренние нормативные акты на добровольной основе. На них распространяется правило, согласно которому при отсутствии локального документа, соответствующие нормы должны включаться в подписываемые с работником договора.

Например, табель учета рабочего времени сотрудников или регистрационные журналы не являются локальными нормативными документами.

Добавить комментарий