Прием на работу инвалида, расчет квоты для приема

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:


Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Как рассчитывается квота

Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.

Для определения мест по квоте применяется следующая формула:

При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.

Приведем пример расчета:

Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

Применяется норматив, установленный региональной властью.

Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов .

Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

Приведем пример расчета:

Льготы для компаний, где есть работники с инвалидностью

Компании, где трудоустроены инвалиды имеют от государства определенные преференции, направленные на снижение различных видов обязательных платежей.

Так администрация имеет право осуществлять:

  • выплаты сниженных взносов на травматизм работников;
  • стандартные выплаты по другим видам страховых взносов за инвалидов (в ПФР, ФСС, ФОМС);
  • выплату налогов за работников инвалидов по льготному тарифу;
  • оплату земельной и имущественной пошлины со скидками;
  • для компаний, созданных инвалидами, либо где их количество превышает 50% общей численности полагаются снижение налоговой нагрузки на прибыль, подоходного налога;
  • получение государственных субсидий в зависимости от трудоустройства инвалида определённой группы инвалидности;
  • получение субсидий от службы занятости за создание инфраструктуры в процессе оборудования рабочих мест для инвалидов.

Помните, получение конкретной льготы и ее размер нужно уточнять с учетом условий бюджетного финансирования на конкретный календарный год.


Если относительно собственных граждан с ограниченными возможностями государство устанавливает минимальный размер квот, то на приглашение иностранной рабочей силы наоборот – максимальный. Ежегодно на государственном уровне утверждаются квоты на количество разрешений, которыми могут воспользоваться работодатели, приглашая на работу иностранцев.

Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов

ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.

В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:

  • 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2020 года:

Отчетный периодКоличество сотрудниковПериод работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периодеУволено в отчетном периодеОтработали полный месяц
Июль 202031023 сотрудника были приняты на работу 15.07.2020, период работы – 17 календарных дней
Август 2020105
Сентябрь 2020105
Октябрь 2020109510 сотрудников были уволены 07.10.2020, период работы – 6 календарных дней
Ноябрь 202095
Декабрь 20208958 сотрудников были приняты на работу 10.12.2020, период работы – 22 календарных дня

Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов:

Отчетный периодРасчет средней численности работниковКвота для приема на работу инвалидовРасчет количества инвалидов в целях выполнения квоты
Июль 2020(102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,643,5%103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека)
Август 2020105 * 31 / 31 = 1053,5%105 * 3,5% = 3,68 (4 человека)
Сентябрь 2020105 * 30 / 30 = 1053,5%105 * 3,5% = 3,68 (4 человека)
Октябрь 2020(95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,942,5%96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека)
Ноябрь 202095 * 30 / 30 = 952,5%95 * 2,5% = 2,38 (3 человека)
Декабрь 2020(95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,683,5%100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека)

Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов:

Как исполнить квоту

В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ).

Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида.

Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09.

Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.

Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, закон не определяет.

Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании.

Льготы и налоговый вычет

  • сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;
  • работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;
  • всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  • кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;
  • особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.

Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР. Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33—636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33—8284/15.

Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам Iи IIгруппы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб.

А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Как найти вакансии по квоте для инвалидов, как узнать квоту

При поиске лучше ориентироваться на учреждения, которые занимаются именно таким типом вакансий. В основном это службы занятости и ярмарки вакансий для инвалидов.

При обращении в службу занятости инвалиду обязаны предоставить на выбор именно квотные вакансии, а также сообщить, какое количество таких вакансий есть в компании. Ту же самую информацию можно получить и на ярмарках.

Помимо этого, работодатели, в компаниях которых есть квоты, обязаны ежемесячно информировать службу занятости в случае появления новых мест.

Льготы по налогообложению для работодателей

Для работодателей, у которых трудятся инвалиды установленный тариф по страховым взносам на травматизм. Начисляют они взносы на страхование от НС с сумм, выплачиваемых инвалидам по пониженной ставке: равной 60% от установленной страховой ставке (Закон №419-ФЗ от 19.12.2016).

Для работодателей, у которых трудятся инвалиды установленный тариф по страховым взносам на травматизм. Начисляют они взносы на страхование от НС с сумм, выплачиваемых инвалидам по пониженной ставке: равной 60% от установленной страховой ставке (Закон №419-ФЗ от 19.12.2016).

Читайте также:  Какие документы для подтверждения РВП в 2020 году?

Полномочия регионов

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.


На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.

Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.

Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.

Пример 1

В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.

Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.

Пример 2

В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.

Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:

  • Общественные организации, созданные инвалидами;
  • Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.
  • Общественные организации, созданные инвалидами;
  • Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.

Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю

В настоящей статье анализируется порядок проведения проверок по данным правонарушениям, правоприменительная практика по этой категории споров, а также даются некоторые рекомендации работодателям для того, чтобы избежать привлечения к ответственности. Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя.

Квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории 3

Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два закона: прежде всего, Закон «О занятости в РФ» 4 , а также Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 5 . В соответствии со ст. 13 Закона «О занятости в РФ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с определением Верховного суда РФ от 11.05.2011 № 92-Г11–1 квотирование не распространяется на государственную службу.

Как указал Верховный суд в своем определении, согласно ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.

В ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.

В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» 6 . Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти указания утратили силу.

Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения 7 ; в Москве – напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.

Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11 395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований 8 ). М.А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек 9 . При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами – не включается.

В связи с тем, что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ, и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО «РЖД» создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

ОАО «РЖД» обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.

По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04.2011 составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и находится в городе Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем, установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.

Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

Довод ОАО «РЖД» о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций – подразделении Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой 10 .

Читайте также:  Список банков дают ипотеку без 2 ндфл

Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013 (см. приложение), квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

  • организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);
  • общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию – при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 № 90 прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 мая 2013 г. № 50-АПГ13–5.

На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным Собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее – Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: «7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов».

ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. 20, 21 и 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также ст. 12, 13 и 25 Закона РФ «О занятости». По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.

В силу положений Закона РФ «О занятости» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ «О занятости» установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.

Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко». При этом суд обоснованно исходил из того, что федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т. е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам…

Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов» и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона – обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости» работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта 2013 г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 мая 2013 г. № 50-АПГ13–5.

Документальное подтверждение инвалидности

Для того чтобы воспользоваться льготами сотрудник-инвалид должен подтвердить состояние своего здоровья. Поэтому при оформлении на работу в обычный пакет документов нужно включить дополнительные подтверждающие справки. Одной из них является справка об инвалидности, выдаваемая бюро медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ). В ней указывают группу инвалидности человека и срок, на который она установлена. Оформив инвалида на работу, кадровикам необходимо держать под контролем срок окончания действия справки. К этому моменту гражданин должен пройти переосвидетельствование и привезти новый документ, по которому состояние здоровья может измениться. Например, если у человека была третья группа инвалидности, МСЭ после осмотра может присвоить вторую. Встречаются случаи, когда состояние человека улучшается. Соответственно, изменятся его права на получение льгот.

Другим документом, предоставляемым при трудоустройстве, является индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее – ИПРА). Её выдают в МСЭ. Она включает мероприятия для восстановления здоровья гражданина. Для руководителей выполнение всех пунктов ИПРА не является обязательным. Он может это делать, исходя из своих возможностей, о чем ставится отметка в документе. Если есть возможность провести другие реабилитационные мероприятия, работодатель вносит предложение об этом в МСЭ. После рассмотрения их медицинскими специалистами мнение работодателя может быть учтено при формировании ИПРА. Если сотрудник-инвалид отказывается выполнять мероприятия, включенные в ИПРА, работодателю следует получить от него письменное заявление по этому вопросу. Тем самым он снимает с себя ответственность за невыполнение разработанной программы.


Другим документом, предоставляемым при трудоустройстве, является индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее – ИПРА). Её выдают в МСЭ. Она включает мероприятия для восстановления здоровья гражданина. Для руководителей выполнение всех пунктов ИПРА не является обязательным. Он может это делать, исходя из своих возможностей, о чем ставится отметка в документе. Если есть возможность провести другие реабилитационные мероприятия, работодатель вносит предложение об этом в МСЭ. После рассмотрения их медицинскими специалистами мнение работодателя может быть учтено при формировании ИПРА. Если сотрудник-инвалид отказывается выполнять мероприятия, включенные в ИПРА, работодателю следует получить от него письменное заявление по этому вопросу. Тем самым он снимает с себя ответственность за невыполнение разработанной программы.

Читайте также:  Содержание и исполнение договора аренды

Законодательное регулирование

Право граждан трудиться и зарабатывать деньги, вне зависимости от их физических возможностей и наличия инвалидности гарантировано:

  • Конституцией РФ;
  • ТК РФ;
  • специальными законами (в частности 181-ФЗ, 421-ФЗ), постановлениями правительства (например, No 30 от 18.05.09) и другими нормативными актами.

На законодательном и нормативном уровне регулируются не только общие принципы установления квот, но и четкий размер квотирования относительно конкретного предприятия. Подзаконными актами определяются методики и порядки повсеместного выполнения определенных законом норм.

Общий диапазон квот для инвалидов определен ст. 21 ТК РФ. Установлено, что для предприятий, чья численность превышает 100 работников, доля инвалидов должна составлять от 2 до 4%. Следует отметить, что за нарушение этой нормы работодателей ожидают солидные штрафы. Поэтому отдельные компании специально создают и не заполняют вакантные места для инвалидов (кроме случаев трудоустройства на такие места инвалидов).

Помните, при исчислении необходимого количества рабочих мест для инвалидов исключаются места, связанные с вредными или опасными условиями труда.

  • количество рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из среднесписочного состава компании;
  • квота реализуется в виде введения в штатное расписание компании штатных единиц для инвалидов;
  • здесь важно количество, а не качество;
  • со среднесписочного количества вычитаются сотрудники, работающие на вредных, или опасных участках производства;
  • если общая численность работников не превышает 35 человек, квоты не применяются.

Квота для приема на работу инвалидов

Для защиты наиболее уязвимых в экономическом отношении групп своих граждан, государство предпринимает ряд мер, одной из которых является выделение, в принудительном порядке, рабочих мест для тех людей, кто не имеет возможности в полной мере конкурировать на рынке труда. Эти социальные группы определены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (№ 1032-1 от 19.04.1991)

На основании федерального законодательства в регионах страны принимаются местные законы, в которых, кроме людей с инвалидностью, устанавливаются квоты для обязательного приема одной или нескольких категорий граждан, относящихся к экономически уязвимым слоям населения. В соответствии с Законом № 1032-1 (ст. 5) это такие категории, как:

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов .

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом о формление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

  • Картина дня
  • Мероприятия
  • Конкурс «Лучший по профессии» по годам
  • Медиафайлы

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов .

Добавить комментарий