Аренда земли под торговый павильон

В муниципальной собственности

Если участок находится в муниципальной собственности, то следующий этап — это обращение с заявлением на имя главы района (или населенного пункта). В заявлении прописывайте:

  • цель аренды (например: для ведения предпринимательской деятельности по продаже цветов);
  • предполагаемую площадь аренды;
  • месторасположение земельного участка (например:на пересечении улицы Пушкина и улицы Маяковского);
  • испрашиваемое право на земельный участок (аренда земельного участка находящего в муниципальной собственности).

Заявление получится примерно вот такого содержания:

«Прошу предоставить мне в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности у администрации города ххх, для предпринимательских целей по продаже цветов и сопутствующих товаров. Общая площадь земельного участка 35 кв м. Земельный участок расположен на пересечении улицы Пушкина и улицы Маяковского. План расположения земельного участка прилагаю».

К заявлению прилагается:

  • План размещения торговой точки. По этому поводу нужно уточнить в администрации вопрос о том, в какой форме предоставить план расположения торговой точки. Вероятнее всего, они потребуют схему места размещения объекта (М 1:500), выполненную на планово-картографическом материале. Данная схема предоставляется в 3-х экземплярах. О том, где удобнее и быстрее заказать и получить данную схему вам подскажут все в той же администрации. Если вы не уточнили этот вопрос, то можете самостоятельно обратиться в любую проектную организацию, имеющую лицензию на осуществление данной деятельности.
  • 3 экземпляра панорамных фотографий с места размещения павильона.

Примерная форма указанных выше документов представлена на рисунках:

Кроме этого, к заявлению прилагаются следующие документы:

  • Для ИП: копия свидетельства о постановки на учет в налоговом органе в качестве ИП.
  • Для Юр.лиц: копия документа о назначении руководителя юр.лица; копия свидетельства о государственной регистрации юр.лица.

Поданное вами заявление, с указанным выше пакетом документов, рассматривается администрацией в течение месяца.

По истечении месяца, администрация выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте на соответствующей территории.

Далее, вы за свой счет обязаны выполнить кадастровые работы в отношении этого участка. Без кадастровых работ невозможно предоставление земельного участка в аренду.

После получения кадастрового паспорта, администрация в 2-х недельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду. После этого они направляют вам решение с кадастровым паспортом.

С даты принятия данного решения, в течение недели вы должны заключить договор аренды земельного участка.

  • заявку (форму заявки и образец уточняйте в управление, но для примера можете посмотреть образец для ИП и образец для ООО );
  • копию учредительных документов (для юридических лиц) в 1 экземпляре;
  • копию паспорта, ИНН;
  • Свидетельство о регистрации в качестве ИП (для физических лиц) в 1 экземпляре.

Аренда земельного участка под торговый павильон

Здравствуйте. Я купила торговый павильон в г.Бердске. Павильон новый стоимостью 1000000 рублей, построен год назад, проект утверждён главой города. Направление бизнеса не менялось. Земля в аренде у администрации. Участок был получен на конкурсной основе, он был пустой. Возникла проблема при переоформлении аренды. Администрация города хочет выставить снова этот участок на конкурс, в котором могут принять участие все желающие. Победит тот, кто предложит больше денег. Совсем не факт, что я смогу в этом конкурсе победить. Законно ли это? Имею ли я приоритетное право на аренду этого участка? Как мне быть в этой ситуации?

    аренда земельного участка, договор аренды земельного участка, аренда земли у администрации, договор аренды торгового павильона
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 527 ответов
  • 118 отзывов

статья 17.1 Закона о защите конкуренции

п.1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования,
договоров доверительного управления имуществом, иных договоров,
предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении
государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть
осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением…

п.9. По истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3
настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с
арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности,осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен
законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное неустановлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Пунктом 31 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» предусмотрено, что по смыслу статьи 621 ГК РФ заключение (продление) договора аренды на новый срок является заключением нового договора.

Администрация не вправе проводить выставлять участок на конкурс, т.к. вы получили участок на конкурсе (п.1 ст.17.1), то предоставление на новый срок осуществляется без конкурса(п.9 ст.17.1).

«Случаи заключения договоров, предусматривающие в
соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите
конкуренции переход прав владения и (или) пользования в отношении
государственного или муниципального имущества без проведения торгов, не
устанавливают безусловного права требовать от правообладателя заключение
такого договора
и не являются соответствующей обязанностью последнего.

При
наличии двух и более претендентов н
а заключение договора в отношении
одних и тех же объектов государственного или муниципального имущества
без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных частью 1
статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отказ таким заявителям в
заключении договоров без конкурентных процедур
и последующая передача
указанного имущества на торгах не будет являться нарушением законных
прав
и интересов таких заявителей».

з.у. не должен выставляться на торги, но если кто-то подаст заявку, то администрация может выставить этот участок на торги.

Читайте также:  Какие документы для подтверждения РВП в 2020 году?

Ответы юристов ( 2 )

Шаг 3. Поиск подходящего места

На сайтах органов муниципальной и госвласти предоставлены списки участков земли, которые сдаются в аренду. Вы можете ознакомиться с ними – и подобрать нужный участок.

Там же вы найдете требования к установке ларьков, киосков, павильонов.

Нужно быть внимательным при выборе, ведь не все участки предназначены именно для торговых помещений.

Статья 615 ГК РФ

Как оформить землю под магазин на собственном участке

Согласно ст. 263 ГК РФ собственнику земельного участка разрешается возводить на нем здания и сооружения различного назначения. Установка нестационарного торгового объекта на собственном участке начинается с подготовки проекта и получения разрешения в архитектурном управлении.

Чтобы получить добро на возведение НТО, вам нужно:

  1. Изменить вид разрешенного использования участка земли. Если земля предназначена для строительства жилья, нужно разделить (размежевать) землю, отделив жилье от коммерческой постройки. Размежевание оформляется заявлением в местные органы самоуправления, которые должны в ответ выдать постановление с разрешением изменения вида использования отделенного участка.
  2. Оформить права собственности на размежеванные участки. Для этого нужно обратиться с заявлением в ФУГРЦ (Федеральное управление) для внесения записи в единый реестр.
  3. Подготовить проектную документацию магазина. Заключить договор с лицензированной архитектурной организацией на выполнение проекта и эскизов магазина с инженерными коммуникациями.
  4. Оформить акт согласований отдела архитектуры и градостроительства (ОАГС). На основании предоставленного проекта и документов о праве собственности получить акт согласований с администрацией, коммунальными предприятиями, пожарной охраной и СЭС.
  5. Получить разрешение и строительный паспорт. Выдается на основании согласованного акта.
  6. Ввести построенный магазин в эксплуатацию
  7. Зарегистрировать права собственности на магазин в ФУГРЦ.
  8. Зарегистрироваться в налоговой как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получить лицензию, разрешение от СЭС и местной администрации.

Если участок сформирован — Заявление о предоставлении сформированного земельного участка подается в письменной форме, указывается цель, испрашиваемый вид право, указываются характеристики ЗУ и контактные данные заявителя, к заявлению прилагается выписка (кадастровый паспорт) на испрашиваемый ЗУ.

Виды аренды НТО

Размещение нестационарного торгового объекта должно быть утверждено схемой размещения НТО. Включение в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества ( пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 Ν 772)

Указанная схема создается с целью упорядочить беспорядочное расположение торговых точек в людных местах, с учетом беспрепятственного движения транспорта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 Ν 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о торговле), схема размещения НТО и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом Схемой размещения НТО должно предусматриваться размещение не менее 60% нестационарных торговых объектов, от общего их количества, используемых в розничной торговле. То есть почти 2/3 всех НТО должны составлять торговые павильоны.

В то же время арендовать НТО можно не только у государства, но и у лиц, владеющих объектом на праве частной собственности. Однако очень часто арендная плата у частника намного больше, чем если бы предприниматель арендовал этот же самый объект у государства.

Таким образом существует два вида аренды:

1. Аренда у государства;

2. Аренда у частного лица, либо организации.

При этом заключение договора аренды с государством имеет свой ряд особенностей.

В этой статье мы рассмотрим порядок оформления нестационарного торгового объекта в аренду в г. Санкт-Петербурге.

– размещенные на расстоянии ближе 25 метров от зданий, в которых располагаются органы государственной власти, а также образовательные организации. В случае если данные организации имеют земельные участки – нестационарный торговый объект должен быть размещен не ближе 25 метров от границы указанного земельного участка. (Исключение составляют объекты , которые используются для реализации периодической печатной продукции);

Аренда под павильон

НТО (нестационарные торговые объекты) – это здания, сооружения, поставленные на земельный надел без углубленного фундамента. Они могут быть подключены к коммуникациям. Все зависит от вида деятельности бизнесмена. Например, если субъект предпринимательской деятельности организовывает кафе, монтаж коммуникаций обязателен. НТО могут быть, как передвижными, так и находиться на одном месте. К таким объектам относится часть заведений, которые окружают любого человека в городе вне зависимости от количества проживающих в нем. Это кафе, магазины, павильоны, предназначенные для торговли. А также:

  • рынки;
  • пункты проката;
  • точки оказания бытовых услуг.

Закон позволяет гражданам, зарегистрированным без образования юридического лица, организации устанавливать НТО. Для этого необходимо получить разрешение местной администрации.

Кроме того, бизнесмен обязан подготовить план по размещению торговой точки. Форма документа уточняется у представителей местной администрации. Обычно требуется схема места размещения объекта. Документ оформляется на планово-картографическом материале. Составляется в 3 экземплярах. Все вопросы, связанные с порядком оформления, передачи схемы, уточняются у местного органа власти, который обязан дать исчерпывающие ответы.

Регистрация договора в Росреестре

Заключенное соглашение между сторонами подлежит регистрации.

На региональном уровне возможны отличия в порядке оформления, поэтому этот вопрос уточняется в органе власти. При регистрации к арендному договору прилагается квитанция о внесении госсбора.

Передача земли во временное пользование от государства предпринимателю имеет некоторые особенности, в сравнении с арендой иных объектов:

Общий порядок оформления аренды

Некоторые сложности могут появиться при оформлении аренды земли под киоск, если она находится в муниципальной собственности. Как правило, у такого участка границы не обозначены и кадастровый план отсутствует. Но большим препятствием к оформлению это не является – из любой ситуации всегда можно найти выход. Для отведения участков под киоск законодательством предусмотрена процедура торгов, и отводится участок только для аренды. По действующим в большинстве регионов нормативам максимальный срок аренды 5 лет.

Читайте также:  Какие региональные выплаты положены при рождении ребенка

Земельные участки, на где могут быть установлены торговые точки, включены в городской фонд, который постоянно пополняется при обнаружении дополнительных участков, не вошедших в этот фонд, по заявлениям в администрацию обнаруживших их лиц. По обращению предпринимателя с просьбой об аренде земли под торговый павильон, администрация даёт распоряжение своим службам о выдаче технических условий на подключение объекта к городским коммуникациям и постановке на кадастровый учёт.

Случается, что администрация отказывает в аренде участка, причиной часто становится перенасыщенность определённого района торговыми точками. В таком случае надо провести экспертизу, действительно ли имеет место такой факт, и, при положительном заключении, обратиться в суд для защиты и восстановления своих прав.

После оформления земельного участка службами города, он предлагается на торги, и выигрывает тот, кто предложит лучшие условия. После окончания торгов городские службы подготавливают договор аренды, и он подписывается обеими сторонами. По окончании срочного договора он может быть продлён уже без торгов.


Случается, что администрация отказывает в аренде участка, причиной часто становится перенасыщенность определённого района торговыми точками. В таком случае надо провести экспертизу, действительно ли имеет место такой факт, и, при положительном заключении, обратиться в суд для защиты и восстановления своих прав.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору, если оно явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

6.2. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы Сторона, которая в результате наступления указанных обстоятельств не в состоянии исполнить обязательства, взятые на себя по Договору, должна в трехдневный срок сообщить об этих обстоятельствах другой Стороне в письменной форме.

6.3. С момента наступления обстоятельств непреодолимой силы действие Договора приостанавливается до момента, определяемого Сторонами.

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору, если оно явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Аренда земли под торговый павильон

Аренда земли под торговый павильон – вопрос не простой.

Наш адвокат Вам поможет: профессионально и в срок.

  • справка-подтверждение отсутствия долгов в налоговой;
  • копия Устава компании и прочих учредительных документов;
  • копии кодов ОКВЭД;
  • план павильона или любой другой мелкой торговой точки, которую предстоит установить на выбранном участке.

Документы для оформления земли

Муниципальными органами власти по согласованию с органом, выступающим в качестве собственника землевладения, объект включается в соответствующую схему размещения. Для того, чтобы это сделать, муниципальные органы направляют землевладельцу заявление о необходимости включения имущества в схему. Органом, выступающим в качестве собственника территории, рассматривается заявление в тридцатидневный срок, после чего выносится решение относительно согласования включения в схему размещения либо отказывает в удовлетворении заявления.

Обычно муниципалитет по собственному усмотрению определяет, какова будет форма включения торговой точки в схему размещения (посредством проведения конкурса либо аукционных торгов).

При желании установить киоск либо другой объект нестационарного назначения, обратитесь в муниципалитет с соответствующим заявлением, к которому приобщите пакет документации, состоящий из:

  • выписки из ЕГРИП, а также свидетельства о регистрации ИП, если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью;
  • уставных документов и свидетельства о регистрации юридического лица, если вы действуете от имени организации;
  • учредительной документации;
  • ОКВЭД;
  • документа, подтверждающего что задолженности по уплате налогов не имеется;
  • документации об одобрении установки нестационарной торговой точки с лицом, владеющим коммуникациями и инженерными сетями.

Помимо заявления подготовьте следующие бумаги:

  • план по размещению торгового объекта. Форму указанного документа уточните в местной администрации. Как правило, уполномоченные органы требуют схему места размещения объекта (М1:500), которая оформляется на планово-картографическом материале. Указанная бумага составляется в количестве трех экземпляров. Вопрос об оптимальном варианте заказа и составления такой схемы также можно уточнить в администрации. В случае, если вы не выяснили такую информацию, по собственному усмотрению обратитесь за услугами любой проектной компании, обладающей лицензией на проведение таких работ;
  • панорамные фотоснимки места установки торгового объекта, подготовленные в трех экземплярах.

— место размещения НТО рассматривают на заседании Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка (рабочие встречи проходят не реже одного раза в месяц); комиссия принимает решение о соответствии (несоответствии) предлагаемой площадки требованиям законодательства и возможности размещения на ней конкретного объекта;

Если земля находится в собственности государства

Инструкция, как получить место под киоск, если участок находится в государственной собственности, немного отличается. Сначала нужно также получить все необходимые документы для подачи заявления и написать его, но обращаться уже нужно в Главное Управление по земельным ресурсам вашей области. Кроме того, к заявлению обязательно прикладывают копию паспорта и ИНН наряду с другими необходимыми бумагами.

Главное Управление по земельным ресурсам созывает комиссию, которая рассматривает ваше заявление. Если участок можно арендовать, то она публикует в местной газете информацию о востребованности земельного участка. В нем же обычно указывают дату, время, место и способ проведения торгов. Чаще всего аукцион проходит через месяц после публикации объявления. Если за месяц никто не подал заявление на участие в торгах, вы автоматически становитесь победителем и можете заключить договор. Если же найдутся еще желающие арендовать участок, администрация проведет аукцион и заключит договор с тем, кто предложит большую цену.

Дальше все происходит по стандартному сценарию:

  • администрация выдает схему расположения участка на кадастровом плане;
  • вы получаете кадастровый паспорт на участок;
  • заключаете договор аренды.

После рассмотрения администрация уведомит вас о решении, например, направит его по почте. Если получите отказ, можете оспорить его или попробовать арендовать другой участок. Если получите разрешение, администрация выдаст схему расположения участка на кадастровом плане или карте на нужной территории. Обращаться за ней можно хоть в день получения разрешения.

Читайте также:  ПФР Смоленская область, городской округ Смоленск

Аренда земли в Санкт-Петербурге

Сдается в аренду асфальтированный земельный участок, расположенный на перекрестке улицы Софийской и улицы Салова. Въезд со стороны улицы Салова. Возможное использование: парковка, склад, производство, база.Участок находится на охраняемой территории, огорожен забором, располагает двумя въездами, полн.

Сдается в аренду асфальтированный земельный участок, расположенный на перекрестке улицы Софийской и улицы Салова. Въезд со стороны улицы Салова. Возможное использование: парковка, склад, производство, база.Участок находится на охраняемой территории, огорожен забором, располагает двумя въездами, полн.

Аренда земли под павильон

Новой редакцией Проекта был расширен перечень случаев заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (договор на размещение НТО) без проведения аукциона.

Как разместить киоск на своей земле

Для государства законодательно установлен порядок предоставления земельных участков для размещения на участке какого-нибудь некапитального сооружения – торгового павильона, автомастерской или киоска под ремонт часов или другие услуги. А что же делать собственникам земельных участков – физическим и юридическим лицам? Где для них прописаны процедуры размещения некапитальных объектов?

Очень часто в процессе своей хозяйственной деятельности предприниматели хотели бы сдать часть земли в аренду (или получить в аренду) для размещения на участке какого-нибудь некапитального сооружения – торгового павильона, автомастерской или киоска под ремонт часов или другие услуги.

Для государства законодательно установлен порядок предоставления земельных участков под такие объекты: ст. 39.33 Земельного кодекса РФ говорит о том, что на государственных и муниципальных земельных участках нестационарные объекты размещаются без оформления под них земельных участков и установления сервитутов. Единственное условие для размещения таких объектов на государственной земле – включение их в Схему размещения, утвержденную органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (ст. 39.36 п. 1 Земельного кодекса РФ).

Вот и все условия. Казалось бы, чего проще: включили объект в схему размещения – и можно устанавливать на земельном участке хоть торговый киоск, хоть автомастерскую вне зависимости от градостроительной зоны (а в каждой градостроительной зоне, как мы знаем, установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования, которые правообладатель вправе выбрать сам, без получения на это дополнительных согласований и прохождения процедур, и условные виды использования, для получения которых необходимо пройти процедуру публичных слушаний) и вне зависимости от установленного на сегодняшний день вида разрешенного использования земельного участка.

То есть никакие процедуры государство не проводит: ему не надо менять или дополнять вид разрешенного использования земли, нет обязанности и необходимости получить условный вид использования земельного участка, если в данной градостроительной зоне, к примеру, размещение торговых объектов является условным видом, а для его получения надо пройти процедуру публичных слушаний и получения соответствующего разрешения, установленного ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

Однако вышеописанный упрощенный порядок размещения нестационарных (некапитальных) сооружений и объектов распространяется исключительно на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

А что же делать собственникам земельных участков – физическим и юридическим лицам? Где для них прописаны процедуры размещения некапитальных объектов?

Все градостроительные регламенты (в том числе и регламент получения разрешения на условный вид использования земельного участка на основании ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, получение разрешения на строительство – ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) направлены на регулирование оборота объектов капитального строительства.

Земельный кодекс, как уже было указано выше, устанавливает порядок размещения таких объектов только на государственной земле, ничего не говоря о размещении некапитальных, нестационарных объектов и сооружений на земельных участках, находящихся в частной собственности.

А ведь в Российской Федерации действует принцип равенства всех перед законом и судом. Данный принцип закреплен как в Конституции РФ (ст. 19), так и в гражданском законодательстве –ст. 124 ГК РФ, где прямо указано, что «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».

То есть напрашивается очевидный вывод, что собственники земельных участков – физические и юридические лица, как и государство, могут размещать на своих земельных участках объекты некапитального строительства, временные сооружения, нестационарные павильоны без получения каких-либо дополнительных процедур, согласований и смены разрешенного использования своих земельных участков.

Было бы все так просто…

В данном случае принцип равенства всех сторон (государства и частных лиц) в гражданских и земельных правоотношениях почему-то не применяется на практике. Скорее, даже наоборот. Для государства одни принципы, а для частника предусмотрены только карательные меры.

И если собственник земельного участка разместит на своей земле подобный (некапитальный) объект, а разрешенное использование своей земли не приведет в соответствие с размещенным объектом, у него образуется состав административного правонарушения согласно п. 1 ст. 8.8. КоАП РФ: использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа.

А что самое печальное в этой ситуации, штраф будет наложен, к примеру, для юридических лиц в размере от 1,5% до 2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. И никто не будет брать в расчет, весь ли вы участок использовали не по целевому назначению, или на маленьком его кусочке поставили лоток для ремонта часов. Участок единый – штраф тоже. Как говорится, закон суров, но справедлив. А есть ли справедливость в данном случае? Ну государству, наверное, виднее, что ему можно делать, а что гражданам нельзя.

Однако вышеописанный упрощенный порядок размещения нестационарных (некапитальных) сооружений и объектов распространяется исключительно на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Добавить комментарий