Штрафы за нарушение самоизоляции: ответственность, как избежать

Сто шагов в “магаз”, тихо на пальцах. Верховный суд разъяснил, кого и когда наказывать за нарушение самоизоляции

На днях одна девушка в социальной сети делилась страхами, что не выходит из дома и заказывает продукты только через доставку, потому что боится штрафа. Причина в том, что ближайший магазин расположен от её дома метрах в 300, а отходить можно якобы только на 100 метров. Утверждение странное, но, когда читаешь правила самоизоляции, понимаешь, откуда у людей такие мысли: чётких ограничений нет, что такое ближайший магазин — непонятно, кто именно должен самоизолироваться и от чего — себя, окружающих людей или штрафов — тоже непонятно. Ситуацию ухудшают новости, где сообщают, что оштрафовали всех, в том числе людей, которые отошли на 100 м от дома. «Выберу.ру» ознакомился с мнением Верховного суда и выяснил, кого будут казнить, а кого — миловать.

Откуда взялись 100 метров?

Начнём с мифических 100 метров: откуда вообще в умах людей застряла именно эта цифра. Браузер выдаёт в ответ на поисковый запрос «Нельзя отходить на 100 метров от дома» целый список страшилок, половина из которых — от СМИ. И большая часть заголовков, что штрафуют москвичей.

Жителей Москвы неоднократно штрафовали за нарушение самоизоляции. Фото: rt.com.

Откуда взялась конкретная цифра? На сайте мэра Москвы в новости от 2 апреля «Нерабочие дни в Москве: какие ограничения действуют в городе» говорится, что жители столицы могут выходить из дома для поездок на работу (если организацию не закрыли), обращаться за экстренной медпомощью, пойти в ближайшие магазин или аптеку. Где ближайшие магазин или аптека — не сказано. Зато есть конкретная цифра в другом ограничении:

Также разрешено гулять с домашними животными (на расстоянии не более 100 метров от дома) и выносить мусор

Об этих же ограничениях для граждан говорится в Указе мэра Москвы от 4 апреля 2020 года.

О пеших прогулках — отдельный подвопрос. На сайте мэра говорится, что пешком можно пойти только до ближайшего магазина или аптеки. А до соседнего гипермаркета — доехать на своей машине или такси. Так как пояснения мэрия давала 2 апреля и новых пока не поступало, делаем следующий вывод: цифровые пропуска нужны только для поездок на личном, служебном или общественном транспорте. Значит, нужно получить разовый код для поездки в магазин, указав цель поездки «Иное» и адрес супермаркета. Либо заехать с рабочим пропуском в супермаркет по дороге после окончания трудового дня. За что могут аннулировать цифровой пропуск, читайте в нашем материале.

«Пеших» пропусков, к счастью, пока нет, поэтому в ближайший магазин можно идти без ограничений. Никаких ограничивающих расстояний в Указе нет. Зато есть прецеденты со штрафами за удаление от дома на 100 метров.

За что всё-таки штрафуют?

В первую очередь за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения накажут людей, которые заражены коронавирусом. Также штраф за «побег» из карантина грозит тем, у кого заподозрили инфекцию, но диагноз пока не подтвердился. Обязательной самоизоляции должны придерживаться люди, которые вернулись из-за границы или контактировали с заболевшими. Медработники или сотрудники органов эпидемиологического надзора выдают таким гражданам предписание об обязательной самоизоляции. Если человек нарушил соглашение и вышел из дома без веской причины, его оштрафуют: людям в карантине можно покидать жильё только для получения экстренной медицинской помощи или в случае угрозы жизни и здоровью. О том, какая разница между самоизоляцией и медицинским карантином, мы писали в материале «Сиди дома или плати. Правда ли, что за выход из квартиры оштрафуют на миллион?».

Для поездок по Москве на транспорте нужен код-пропуск. Фото: lomonosovskiymedia.ru.

Об этом пишет в обзоре судебной практики Верховный суд (ВС) РФ. «Нарушение законодательства в области обеспечение санитарно-эпидемиологической обстановки» – это ст. 6.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Интересно, что в документе ВС нет комментариев о том, что люди, которые не относятся к перечисленным ваше категориям, не должны уходить от дома больше чем на 100 метров. Но проблема в том, что суды использовали эту статью для наказания. Санкцию по ч. 2 этой статьи посетителям кафе «Центр киберспорта» вынес Тверской суд Москвы. В постановлении суда говорится, что каждый оштрафованный покинул место фактического проживания и удалился от дома на расстояние более 400 или 500 метров. В среднем посетители кафе получили штрафы по 15 000 рублей. BusinessFM пишет, что штрафы за удаление от дома более чем на 100 метров выписали также Преображенский и Щербинский суды.

Наказание для граждан по части 2 статьи 6.3. Административного кодекса — штраф 15 000−40 000 рублей. Для должностных лиц — 50 000−100 000, такой же для предпринимателей. Или на срок до 90 дней принудительно остановят деятельность. Юрлица заплатят 200 000−500 000 рублей или им также запретят работу на 90 дней.

Всё ещё непонятно, откуда взялась цифра 100 метров. Ни президиум ВС, ни власти этого не объяснили. Зато Верховный суд рекомендовал судам применять к нарушителям, которые не больны COVID−19, не контактировали с заболевшими или не возвращались из-за границы, другой раздел КоАП — ч. 1 ст. 20.6.1, невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения. Штраф для граждан здесь — 1 000−30 000 рублей.

Два кодекса — два штрафа

Ситуация осложняется тем, что в столице действует свой административный кодекс, который подразумевает штраф по ст. 3.18.1«нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы». Поправки в региональный кодекс в начале апреля утвердил мэр города Сергей Собянин. Наказание за нарушение режима самоизоляции — 4 000 рублей для пешеходов, за повторное — 5 000. Для автомобилистов — сразу 5 000 рублей.

Жителей Москвы решили штрафовать по столичному КоАП. Фото: gagarinskiymedia.ru.

В московском кодексе говорится, что наказание предусмотрено для нарушителей, которых не привлекут к ответственности по федеральному КоАП. Но до сих пор непонятно, какие действия повлекут штраф 4 000−5 000 рублей, а какие — до 30 000 или 40 000 рублей.

Московская полиция может штрафовать нарушителей по нормам регионального кодекса. Об этом «Интерфаксу» рассказал начальник Главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков. Это право столичным сотрудникам даёт специальное соглашение, утверждённое правительством. А конкретную ответственность за нарушение определила Московская городская дума.

Комментарий редакции «Выберу.ру»

Пока не выработалась судебная практика, крайним, к сожалению, окажется житель города. Именно простому гражданину придётся объяснять, что закона, который объяснил бы, как именно далеко можно уходить от дома, нет, и что у самих властей тоже есть разногласия. Какой размер штрафа придёт человеку — тоже дело рулетки или настроения судьи. Наверное, проще потратиться на такси и оформить пропуск, чтобы доехать в соседний супермаркет, чем потом попадать на судебные слушания. А законотворцам хорошо бы разъяснить положения, которые непонятны большой массе людей.

Штрафы за нарушение режима самоизоляции могут быть оспорены. Что делать, если Вас хотят оштрафовать

По имеющейся информации в Москве уже было составлено более 13 500 протоколов об административных правонарушениях на общую сумму более 54 млн. руб., в Свердловской области – порядка 400, весьма активно этот процесс наблюдается и в других российских регионах.

Несколько норм за одно нарушение

Как показывает практика, за нарушение режима самоизоляции российских граждан штрафуют по одной из трех статей:

  1. Часть 2 Статьи 6.3. КоАП РФ: Нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или угрозы распространения заболевания, либо в период осуществления на территории ограничительных мероприятий. Ответственность: штраф в размере от 15 000 руб. до 40 000 руб.
  2. Статья 20.6.1 КоАП РФ: Невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения. Ответственность: предупреждение, штраф в размере от 1 000 до 30 000 рублей.
  3. Статья в региональном законе об административных правонарушениях. В Свердловской области это ст. 38 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»: Неисполнение требований правового акта Губернатора Свердловской области, принятого в целях профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции.Ответственность: штраф в размере от 3000 до 5000 рублей.

На первый взгляд, может показаться, что все три вышеприведенные нормы об ответственности напрямую конкурируют друг с другом или дублируют друг друга, «какую хочешь, такую и применяй». Человеку, далекому от юриспруденции, разобраться в этом самостоятельно весьма непросто.

Изначально предполагалось, что более жесткая с точки зрения санкций ст. 6.3. будет применятся не ко всем жителям российских регионов, а лишь к небольшому количеству граждан, которым выдано предписание о карантине. К их числу относятся лица, вернувшиеся из-за границы, а также имеющие признаки заболевания. Непосредственно нарушителей самоизоляции планировалось штрафовать по статье 20.6.1.

Вместе с тем, как показывает практика, граждан, не соблюдающих режим самоизоляции в регионах, активно начали штрафовать именно по статье 6.3 КоАП.

Впоследствии эти штрафы стали отменяться как необоснованные, однако пока штрафующих эта практика совсем не останавливает. Неправильное применение нормы закона к нарушителям режима самоизоляции возникло отчасти потому, что в некоторых российских регионах вместо режима повышенной готовности или одновременно с ним был введен режим карантина.

Что делать, если Вас штрафуют за нарушение режима самоизоляции?

Если Вы оказались в ситуации, когда представители органов власти составляют протокол о привлечении Вас к ответственности по ст. 6.3 КоАП, вежливо разъясните им, что Вы не являетесь субъектом правонарушения, так как не болеете коронавирусом и не имеете предписания о нахождении на карантине.

В случае, если документ все же составлен со ссылкой на эту статью, обязательно сделайте отметку «С протоколом не согласен». Данный аргумент также обязательно озвучьте в суде.

После составления протокола и выдачи его копии Вас также должны уведомить о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Как правило, это делается повесткой прямо на месте составления протокола.

Внимательно читайте документы, которые Вам представляют на подпись. Не подписывайте документ, если видите, что его содержание не соответствует действительности. Не стесняйтесь задавать вопросы, выяснять непонятные моменты, делать это потом может оказаться слишком поздно.

Уполномочен или не уполномочен?

Протокол об административном нарушении в обязательном порядке должен быть составлен уполномоченным лицом. В противном случае о наложении штрафа не может быть и речи.

По ст. 6.3 КоАП РФ протоколы о нарушении режима самоизоляции вправе составлять

  • сотрудники полиции (такое право им предоставлено с апреля 2020 года);
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 года № 975-р, принятым на основании п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, полномочия по составлению протоколов по ст. 20.6.1 КоАП РФ, были предоставлены широкому кругу лиц: сотрудникам МВД (полиции), МЧС, Росгвардии, и некоторых других ведомств.

Протоколы о совершении административного правонарушения по региональным законам об административной ответственности уполномочены составлять органы власти, указанные в соответствующем региональном законе. Например, в Свердловской области – это должностные лица Министерства общественной безопасности Свердловской области. Органы полиции, МЧС и Росгвардии составлять такие протоколы не вправе. Но, к примеру, в Свердловской области реализовано взаимодействие органов полиции и органов Министерства общественной безопасности, в рамках которого органы полиции все же проводят патрулирование улиц, и при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных региональным законом, передают «материалы» в Министерство общественной безопасности Свердловской области.

Если Вы намерены возражать в суде против привлечения Вас к административной ответственности или оспаривать постановление о наложении штрафа в суде вышестоящей инстанции, обязательно уточните, каким образом был составлен протокол об административном правонарушении: составлен ли он уполномоченным лицом и не было ли допущено при этом каких-либо нарушений процессуального характера. Выявленные несоответствия следует использовать при формировании позиции в суде, ведь зачастую дела об административных правонарушениях разваливаются именно в связи с несоблюдением формальностей, в том числе процессуальных требований.

Что делать, если Вас остановила полиция

Органы полиции и росгвардии не выписывают штрафы о привлечении к ответственности, а лишь составляют протоколы об административном нарушении, решение о наложении штрафа принимает суд. Как показывает практика, в некоторых регионах полицейские взялись за дело весьма рьяно и начали поголовно выписывать протоколы в отношении всех граждан, находящихся вдали от дома, не взирая на причины. В список штрафуемых попали пенсионеры и даже лица без определенного места жительства. Вместе с тем в Указах о введении режима самоизоляции прописан исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданин может покинуть дом. К их числу относится: обращение за неотложной медицинской помощью, поход в ближайший магазин, выгул животного, вынос мусора или следование к месту работы, в случае если деятельность организации не приостановлена.

Читайте также:  Льгота по земельному налогу для многодетных семей в 2022 году

В случае, если Вас остановила полиция с целью выяснения причины вашего нахождения на улице, и Вы хотите избежать штрафа, старайтесь придерживаться следующих правил:

  1. У вас должен быть четкий заготовленный ответ на вопрос, куда вы направляетесь и с какой целью. Местом Вашего визита должны быть магазин, аптека, поликлиника, либо организация, посещение которой для жителей Вашего региона является разрешенным. При этом желательно либо назвать точный адрес нахождения организации, либо объяснить, где она находится. Если вы возвращаетесь из магазина домой, сохраняйте кассовые чеки либо готовьтесь демонстрировать покупки.

Заминка, или одиозный ответ из серии «в гости к родственникам» может стать причиной для составления протокола. Обращаем Ваше внимание, что именно способность доказать уважительность причины нахождения на улице будет ключевым аргументом в Вашу пользу в суде, в том случае, если протокол все-таки будет составлен.

2.Если Вы идете на работу, желательно иметь при себе справку, о том, что Вы являетесь сотрудником компании, чья деятельность не приостановлена.

  1. Внимательно ознакомьтесь с протоколом перед подписанием, если Вы с чем-то не согласны, сделайте пометку – «с протоколом не согласен» или «с нарушением не согласен».
  2. По закону Вам обязаны предоставить копию протокола, не пренебрегайте такой возможностью, обязательно возьмите ее. Если по какой-то причине Вам не предоставляют протокол или другие материалы, составленные в отношении Вас, сделайте их фотокопии.
  3. Если протокол составляется в отношении Вас не по месту Вашего жительства, а в другом населенном пункте, Вы вправе попросить передать данное дело на рассмотрение по месту Вашего жительства. Об этом нужно обязательно сделать отметку в протоколе, например «Прошу направить протокол на рассмотрение в суд по месту моего жительства: г. Екатеринбург, ул. ______, дом, квартира…». Если Вы проживаете достаточно далеко от места составления протокола, есть вероятность, что такое ходатайство удовлетворят, и дело будет рассматриваться по месту Вашего жительства.
  4. Если протокол составлен, и вы хотите оспорить его в суде, обратитесь за консультацией к юристу

Если дело передано в суд

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 и 3 ст. 6.3, а также по ст. 20.6.1 КоАП РФ, рассматриваются районным судом по месту их совершения или по месту Вашего жительства, если удовлетворено ходатайство о передаче дела по месту жительства. Но если место жительства находится в этом же или близлежащем населенном пункте, дело может не передаваться для рассмотрения по месту жительства.

Дело об административном правонарушении по региональному законодательству об административной ответственности рассматривается органом, уполномоченным на это соответствующим региональным законом. Например, в Свердловской области такие дела рассматриваются мировым судьей по месту совершения правонарушения (составления протокола).

Если дело передано в суд, а Вы не намерены сдаваться, необходимо выстроить свою защиту в суде. В этом случае ссылаться нужно на все обстоятельства, которые имеют значение для дела: как на процессуальные нарушения, если они были допущены, так и на фактические обстоятельства дела. Способ защиты при этом будет зависеть от содержания протокола по делу об административном правонарушении, от тех конкретных нарушений, которые Вам вменяются в вину. Вероятнее всего, Вам придется доказывать, что, находясь на улице вне дома, Вы не нарушали закон, поскольку вышли из дома с теми целями, которые позволяют его существующие нормы. Возможно, получится доказать, что протокол составлен с существенным нарушением или неуполномоченным лицом.

Выстроить позицию без помощи юриста Вам будет сложно, поэтому не пренебрегайте возможностью хотя бы проконсультироваться перед выступлением в суде или перед подачей возражений, жалобы по своему делу. Ориентируйтесь на дату судебного заседания, указанную повестке, в выданной Вам при составлении протокола, не затягивайте с подготовкой позиции и возражений. Имейте в виду, что необходимо приходить полностью подготовленным к рассмотрению дела уже в первом судебном заседании, оно может оказаться единственным.

Если суд все-таки вынес Решение о привлечении Вас к административной ответственности, у Вас есть 10 дней на его оспаривание в вышестоящий суд.

Если Вам необходима консультация юриста по вопросу оспаривания штрафа

свяжитесь с нами по телефону +7 (343) 384-87-33 или напишите на почту info@ensocompany.ru

Штрафы за нарушение самоизоляции: все по полочкам от юриста

По многочисленным просьбам решил выразить свою точку зрения относительно штрафов за нарушение режима самоизоляции в Москве.

Сразу отмечу несколько важных моментов.

1. Речь пойдет о городе Москве. Если будут вопросы по другим регионам, задавайте, попробую на них ответить.

2. Я исхожу из того, что нормы являются действующими, включая Указ мэра Москвы, и не выношу на обсуждение законность данных норм. Акцентирую на этом внимание, поскольку многие мои коллеги разделились во мнениях по поводу законности введения норм, кто-то из адвокатов даже подал в суд.

Но я исхожу из того, что акты приняты, никто пока их не оспорил, следовательно, они действует в отношении всех субъектов, на которых распространяют действие нормативно-правовые акты, регулирующие режим самоизоляции.

3. Это лишь мое мнение на происходящее, как юриста с уже достаточно большим опытом работы. Конечно же, юридическая техника подготовленных в достаточно сжатые сроки нормативных актов вызывает немало вопросов и даже споров по применению этих норм. По моему мнению, даже сами органы исполнительной власти не до конца понимают, где и какую норму применять. Скорее всего, данные вопросы будут рассмотрены уже в судебном порядке.

4. Мы не будем глубоко обсуждать уголовно-правовую ответственность за нарушение самоизоляции, а лишь немного осветим её.

Теперь давайте к нормам.

Какие документы регулируют режим самоизоляции граждан?

Для начала обозначим федеральные нормы, а уже далее поговорим о региональных, а конкретно о г. Москве.

1. Указ Президента РФ от 02 апреля 2020 года. Про этот Указ Вы должны знать достаточно хорошо, ведь именно им введены нерабочие дни с сохранением заработной платы (это, скорее всего, будет отдельная тема для поста) с 04 апреля до 30 апреля включительно. Но мы про него вспомнили не из-за нерабочих дней, а из-за того, что именно этим Указом Президент РФ наделил высших должностных лиц субъектов РФ определять границы реализации комплекса ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая реализацию ограничительных и иных мероприятии в рамках действия Указа.

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Данный ФЗ предоставляет Правительству РФ право устанавливать обязательные для исполнения граждан и организации правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее по тексту – ЧС).

3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 “Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации”. Как раз, данным Постановлением были утверждены Правила поведения для граждан и для организаций при введении режима повышенной готовности или ЧС. Данные правила обязательны для исполнения.

4. Теперь о региональных нормах, а именно об Указе мэра Москвы № 42-УМ от 10.04.2020 г. Хорошо, что я начал читать данный Указ с его первой редакции, поскольку он значительно прибавил в «весе» и сейчас он уже на 35 страницах. Вот, как раз, это и есть основной документ, который обязал граждан самоизолироваться (о понятийном аппарате данного Указа мы поговорим чуть позже). Именно в Указе мэра Москвы приостанавливается деятельность организаций согласно списку, который является приложением № 3 к Указу, и, как следствие, приостанавливается посещение помещений, где осуществляется деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту – ИП) за исключением лиц, обеспечивающих охрану, содержание объектов, выплату зарплаты и иных, если их присутствие требуется в связи с технологическими особенностями работы предприятия. Список организаций довольно значительный и охватывает большинство секторов занятости.

С нормативно-правовыми актами, регулирующими режим самоизоляции, вроде разобрались. Их, конечно, гораздо больше, но мы выделили самые основные и действовали дедуктивным методом. Теперь стоит разобраться с нормативной базой, которая регулирует ответственность за нарушение режима самоизоляции. Здесь пойдем по тому же принципу: от федеральных норм к региональным.

1. Наш любимый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020). В нем мы выделим две основные статьи:

a. Ст. 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нарушение данного вида в период ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантин) влечет наложение административного штрафа:

i. от 15 тыс до 40 тыс на граждан;

ii. от 50 тыс до 100 тыс на должностных лиц;

iii. от 50 тыс до 150 тыс, либо приостановление деятельности до 90 суток на ИП;

iv. от 200 тыс до 500 тыс, либо приостановление деятельности до 90 суток на юридических лиц

Если действия (бездействие) привели к причинению вреда здоровью человека или смерть, то штрафы значительно выше.

b. Ст. 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой осуществляется угроза возникновения чрезвычайной ситуации влечет наложение административного штрафа

i. Предупреждение или штраф от 1 тыс до 30 тыс на гражданина;

ii. От 10 тыс до 50 тыс на должностных лиц;

iii. От 30 тыс до 50 тыс на ИП;

iv. От 100 тыс до 300 тыс на юридические лица

Если действия (бездействие) привели к причинению вреда здоровью человека или имуществу, то штрафы значительно выше.

2. Как и договаривались, движемся от федеральных к региональным нормативным актам. Перейдем теперь к Кодексу города Москвы об административных правонарушениях, а именно к статье 3.18.1

a. Ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции влечет наложение административного штрафа:

i. 4 тыс (5 тыс повторное) на граждан

b. Ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. Также штраф предусмотрен для организаций за неисполнение требований о временной приостановке работы

i. От 30 до 40 тыс на должностных лиц

ii. От 200 тыс до 300 тыс на юридические лица

3. Как указывал вначале статьи, немного коснёмся уголовно-правовой ответственности. Так, законодатель ужесточил ответственность, предусмотренную статьей 236 УК РФ.

Наконец-то мы разобрались с нормативно-правовой базой и, посмотрев на все вышеуказанные нормы и ответственность за их нарушение, Вы наверняка уже захотели остаться дома и исполнять требование Указа мэра Москвы. Но давайте разберемся, где и какая норма может быть применена.

Сначала для статистики. До введения нормы 20.6.1 КоАП (пока нет правоприменительной практики) органы исполнительной власти штрафовали граждан по статье 6.3. КоАП РФ. Но кого могли привлечь по этой статье? По моему мнению, данная статья не совсем относится к ситуации, которая развивается в нашей стране, а также к мерам, введённым Указом мэра Москвы, и, скорее всего, может быть применена к гражданам, у которых положительный тест на вирус. Допускаю, что, при прочих равных, под эту категорию попадают и лица, которые находятся на обязательной самоизоляции.

Для кого предусмотрена обязательная самоизоляция?

  • Лица, у которых положительный результат на вирус;
  • Лица, прибывшие из стран с отрицательным положением по вирусу. Страны, входящие в этот список, можно посмотреть в Указе, а именно в пункте 9.2. Указа мэра Москвы;
  • Лица, проживающие с гражданами, указанными в пункте 1 данного перечня;
  • Лица в возрасте старше 65 лет;
  • Лица, имеющие хронические заболевания. Список можно посмотреть в Приложении № 5 к Указу мэра Москвы.

Кроме того, в отношении таких лиц может быть применена ответственность, предусмотренная КоАП города Москвы, ведь там достаточно четко указано, что гражданина можно привлечь за нарушение самоизоляции.

А что со всеми остальными?

Все остальные попадают под понятие «не покидать места проживания (пребывания)».

Как мне кажется, как раз-таки из-за данного понятия и возникло достаточно много дискуссий и обсуждений. Мы очень долго общались со cтаршим партнером нашей юридической компании Лекс Альянс Шершневым Романом на данную тему и пришли к выводу, что именно отсутствие четкого понятийного аппарата в Указе привело к состоянию неопределённости граждан.

Давайте отметим, что нельзя покидать места проживания (пребывания), кроме следующих случаев:

1. Если Вам требуется неотложная медицинская помощь и в случае иной прямой угрозы жизни и здоровью;

2. Если Вы следуйте к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена Указом мэра Москвы;

Читайте также:  Жалоба на туроператора по факту нарушения прав потребителя

3. Если Вы следуtте к месту приобретения товаров на расстоянии, не превышающим 100 метров от места проживания (пребывания);

4. Если Вы выгуливайте домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);

5. Если Вы выносите отходы до ближайшего места накопления отходов.

Означает ли, что граждан, которые не находятся на режиме самоизоляции, а находятся на режиме «не покидать место проживания (пребывания)», нельзя привлечь к ответственности?

К сожалению, а может и к счастью, нет. Давайте разбираться почему, и какая мера ответственности может ждать граждан.

Действительно, Указ мэра Москвы разделил граждан на две категории (глобально): на самоизолированных и граждан, находящихся на режиме «не покидать место пребывания». Если на самоизолированных распространяется КоАП РФ (ст. 6.3. и 20.6.1.), а также КоАП г. Москвы (ст. 3.18.1), то к лицам, пребывающим на режиме «не покидать место проживания (пребывания)», я бы отнес только две статьи, а именно ст. 20.6.1. КоАП РФ и 3.18.1 КоАП г. Москвы.

Давайте начнем со статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы. Вы можете спросить, так там же идет речь о самоизолированных, но это не совсем так. Кроме того, что там указано, что ответственность наступает за нарушение режима самоизоляции, там также написано, что ответственность наступает за невыполнение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности.

С учетом того, что мэр Москвы ввел режим повышенной готовности и в своем Указе обязал граждан соблюдать режим «не покидать место проживания (пребывания)», получается, что нарушение данного требования введет к привлечению к ответственности, предусмотренной КоАП г. Москвы.

Конечно, возникает много вопросов относительно того, что такое «место проживания (пребывания)», а также юридической техники, которая использована при формулировке. Как можно толковать данное словосочетание, ведь если толковать расширительно, тогда получается, что место проживания (пребывания) будет г. Москва, а, следовательно, любой гражданин, передвигаясь по городу, не будет нарушать место проживания (пребывания).

Это лишь гипотеза. Думаю, что органы исполнительной власти будут трактовать буквально эту формулировку. Кроме того, необходимо учитывать не букву и дух закона, но и смысл, который хотел заложить мэр Москвы в свой Указ, и при таком подходе, мы однозначно придём к мнению, что в формулировке «не покидать место проживания (пребывания)» имеется ввиду то место, где Вы находитесь и живете.

Но если по статье 3.18.1 КоАП г. Москвы мы подискутировали, то по статье, которая была внесена в КоАП РФ путем внесения поправок, все однозначно. Речь пойдет о статье 20.6.1. КоАП РФ.

Так, в статье 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой осуществляет угроза возникновению чрезвычайной ситуации. Что за такие правила поведения? Вот здесь, как раз, мы возвращаемся к нормативной базе в самом начале статьи, а именно Постановлению Правительства РФ, которое установило обязанность граждан и организаций соблюдать акты, вынесенные главами субъектов РФ о введении режима повышенной готовности, то есть, например, для Москвы – это Указ мэра Москвы.

И опять, возвращаемся к понятию «не покидать место проживания (пребывания)», которое мэр Москвы закрепил в своем Указе. Следовательно, двигаясь по логической цепочке, мы приходим к выводу, что ст. 20.6.1 КоАП РФ может быть применена к гражданам, которые нарушили режим «не покидать место проживания (пребывания)».

Обобщим

1. К гражданам, которые находятся на обязательной самоизоляции, могут быть применены следующие виды ответственности:

a. Ст. 6.3. КоАП РФ;

b. Ст. 20.6.1. КоАП РФ;

c. Ст. 3.18.1. КоАП г. Москвы.

2. К гражданам города Москвы, кто нарушает режим «не покидать место проживания (пребывания)», могут быть применены следующие виды ответственности:

a. Ст. 20.6.1. КоАП РФ;

b. Ст. 3.18.1. КоАП г. Москвы.

3. К гражданам обеих категории может быть применена статья 236 Уголовного кодекса РФ при определенных условиях, включая, но не ограничиваясь, действия, повлекшие вред жизни и здоровью других граждан.

Кроме того, хочу обратить внимание, учитывая специфику привлечения к ответственности по региональному КоАП, Премьер-министр РФ наделил сотрудников правоохранительных органов полномочиями по привлечению граждан к административной ответственности по КоАП г. Москвы.

Кроме того, с 15 апреля 2020 года заработал пропускной режим для жителей столицы. Так, если Вы используете любой вид транспорта, включая, общественный и личный, Вы обязаны получить пропуск. Сейчас про пропуска рассказывают «на каждом шагу», поэтому не буду акцентировать внимание на этом вопросе, но, если требуется об этом рассказать, пишите в комментариях. Единственное, отмечу, что в настоящий момент при пеших передвижениях (по уважительным причинам и в соответствии с целями, закрепленными в Указе мэра Москвы) не требуется пропуск.

Таким образом, при анализе действующих актов, мною были сделаны выводы, что, если Вы нарушаtте Указ мэра Москвы, включая и режим самоизоляции, и режим «не покидать место проживания (пребывания)», к Вам может быть применения соответствующая ответственность.

Пока разбирался в этой теме, на глаза попалась шутка, что необходимо учить русский язык, ведь режим самоизоляции носит добровольный характер, а с учетом введенной ответственности говорит о добровольном характере не приходится.

Хотел еще добавить, что кроме ответственности, мы все должны подойти к этому вопросу сознательно и ответственно и не нарушать Указ мэра Москвы, ведь если мы все начнем соблюдать требуемый режим, то происходящее вокруг быстрее закончится, и мы вернемся к обычному ритму жизни.

Всем здоровья и хорошего настроения, управляющий партнер ЮК Лекс Альянс Артур Леер

P.S. Если Вы считайте, что при составлении административного протокола Ваши права нарушены, либо Вы не согласны, обязательно фиксируйте это все в протоколе и пишите возражения с пояснениями, почему Вы не согласны. Если потребуется помощь, мы всегда готовы Вам помочь. Направляйте Ваши обращения на официальную почту: info@lexalliance.ru

ВС РФ разъяснил, кого и в каком порядке надо привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции

Президиум Верховного Суда Российской Федерации вчера опубликовал в соответствующем Обзоре ответы на вопросы судов о применении административного, гражданского и уголовного законодательства, а также о течении процессуальных сроков в условиях действия в России принятых мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. По административному законодательству на насущные вопросы о том, в каких же случаях подлежат привлечению к ответственности граждане, ИП и юрлица по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, а в каких – по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ ВС РФ разъяснил следующее.

Правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Упомянутые правила поведения утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 на основании ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (далее – Закон № 68-ФЗ). При этом органы госвласти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные обязательные для исполнения на территории соответствующего региона правила поведения (п. 6 ст. 4.1, ч. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ). Для наглядности приведен пример Москвы. Так, по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ подлежат квалификации действия:

  • граждан, которые не соблюдают требования, установленные указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ “О введении режима повышенной готовности”, по приостановлению посещения территорий общего пользования (парков, музеев-усадеб и т. д.), граждан, нарушивших социальную дистанцию в общественных местах, или режим самоизоляции;
  • ИП или юрлиц, выразившиеся в нарушении требований названного указа, о временном приостановлении деятельности.

Наказание за правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ: предупреждение либо штраф для граждан в размере от 1 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

В то же время необходимо учесть, если гражданин нарушил подп. 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 “Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019”, которым предписана 14-дневная изоляция в домашних условиях лиц, прибывших на территорию России из других стран, и, помимо этого, к примеру, в этот период он не соблюдал требование указа Мэра Москвы о приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, то такие действия подпадают под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и невыполнения установленных предписаний органа санэпиднадзора. То есть, ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ специальной и влечет назначение более строгого наказания.

Кроме того, поскольку новая коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, соответственно, по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарного законодательства подлежат административной ответственности лица:

  • с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;
  • находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания или с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания;
  • нарушающие санитарно-противоэпидемический режим.

Наказание за правонарушение по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ: штраф для граждан – от 15 тыс. до 40 тыс. руб., для должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб., для ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток, для юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток.

Следует учесть, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица санэпиднадзора наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медосмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”). Таким образом, закон допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных лиц.

Подчеркивается, что назначенное наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Относительно назначения такого административного наказания как предупреждение, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ВС РФ пояснил, что оно может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, ИП, юрлицу) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Существует различие в том, кто уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях:

  • по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ их вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р), а также должностные лица по соответствующему перечню, который утверждается руководителем субъекта РФ;
  • по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ – только должностные лица полиции и органов, осуществляющих федеральный государственный санэпиднадзор.

При общей характеристике длящегося характера правонарушений, тем не менее сроки давности привлечения к ответственности также отличаются. По ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ такой срок составляет 3 месяца и исчисляется с момента обнаружения правонарушения. По ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ лица подлежат привлечению к ответственности в течение одного года с момента обнаружения такого правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов по месту совершения (то есть выявления) таких правонарушений. В случае если проводилось административное расследование по делу, то оно подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Следует учитывать, что категория дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференц-связи (ст. 29.14 КоАП РФ).

Что касается даты вступления в силу постановления об административном правонарушении в условиях объявленного в стране режима нерабочих дней, ВС РФ полагает, что если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим, следует учитывать, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 4.8, ст. 30.3, ст. 31.1 КоАП РФ). В этой связи если окончание срока обжалования постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, последний день такого срока на следующий рабочий день не переносится, и постановление вступает в законную силу на следующий день по истечении названного срока.

Читайте также:  Если квартира не приватизирована, могут ли выселить из неё и на каких основаниях?

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

При этом ВС РФ напомнил, что в случае пропуска срока обжалования допускается возможность его восстановления судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу по соответствующему письменному ходатайству лица (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ), которое может содержаться и в тексте жалобы. В качестве уважительных причин пропуска срока могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в стационаре, применение к лицу изоляционных мер различного характера и т. д.

Как избежать штрафа, если на вас составляют протокол за нарушение режима самоизоляции.

Как избежать штрафа, если на вас составляют протокол за нарушение режима самоизоляции.

В первую очередь, даю грамотные и законные советы для той ситуации, когда вы столкнулись с сотрудниками правоохранительных органов, и они составляют на вас протокол за “нарушение режима самоизоляции”.

А ниже приведу все основные части, статьи, пункты Конституции РФ и

Федеральных законов, на основании которых нужно написать объяснение в протоколе так, чтобы за данным протоколом не последовало наложение штрафа.

Итак, как себя грамотно вести:

1) Вести себя спокойно! Никакой паники и оскорблений! Вы законопослушный и свободный гражданин своей страны!

2) Никаких штрафов сотрудникам правоохранительных органов на месте не предлагать! Это сразу повлечет уголовно-наказуемое деяние и в этом случае вы уже не отвертитесь!

3) Отвечайте вежливым и спокойным отказом на действия сотрудников.

Сотрудник полиции обязан составить протокол. И пусть его составляет, если ему так хочется, ни в коем случае не препятствуйте этому.

Главное, после составления протокола всё очень скрупулёзно проверьте в протоколе!

Проверьте, что записанное в протоколе соответствует реальным обстоятельствам.

Что там правильно указаны ваши данные, а также данные инспектора, составляющего протокол, и сверьте эти данные с его служебным удостоверением.

Спешить в данной ситуации не нужно и нецелесообразно!

В протоколе, в поле “объяснение“, которое обычно находится внизу бланка, пишите ваши замечания. Так и пишите первое слово, не объяснение, а ЗАМЕЧАНИЕ!

И дальше пишите: – Нарушение не признаю! Считаю штраф не законным! Требую наказание отменить! Намерен обжаловать настоящий протокол в суде. Объяснение на. страницах прилагается.

И вот после этого уже пишите объяснение на основании нижеприведенных данных!

Часть 1 статья 27 Конституции РФ – право на перемещение.

Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства!

Часть 2 статья 55 Конституции РФ

В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина!

Часть 3 статья 55 Конституции РФ

Права и свободы гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов у других лиц. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Статья 8. Федерального Закона от 25.06.1993 г. No5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в РФ».

Основания ограничения прав граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и проживания на территории РФ.

Право граждан РФ может быть ограничено на отдельных территориях и населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения, и ведение хозяйственной деятельности. А также, на территории, где введено чрезвычайное или военное положение.

Право на перемещение может быть ограничено ТОЛЬКО Федеральным законом!

Действующее законодательство предусматривает такую возможность в двух случаях:

в случае введения режима ЧП

в случае введения особых условий и режима проживания населения и хозяйственной деятельности.

Статья 11 Федеральный Конституционный закон от 30.05.2001 г. No 3 в редакции от 03.07.2016 г. «О чрезвычайном положении».

Меры и временные ограничения, применяемые при введении ЧП.

Указом Президента РФ о введении ЧП на территории действия ЧП может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

пункт б) – установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Статья 4. Введение чрезвычайного положения этого же закона.

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

– В настоящее время, ни в одном субъекте РФ режим чрезвычайного положения не введен!

Вы можете скопировать всё это и сделать себе и своим близким и родным что-то типа ПАМЯТКИ «Как действовать, если составляют протокол за нарушение режима самоизоляции».

Еще раз повторюсь – главное будьте доброжелательными, больше улыбайтесь и ни в коем случае не проявляйте агрессию к сотрудникам!

Административная ответственность за нарушение карантина и режима самоизоляции – как с этим жить?!

01.04.2020 вступили в силу изменения в КоАП, теперь за нарушение карантина и режима самоизоляции грозит административная ответственность.

  1. Статья 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия дополнена двумя составами:

ч.2 ст.6.3 КоАП РФ – нарушение санитарных правил в период ЧС или карантина либо невыполнение требований о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Нарушение предусматривает ответственность в виде штрафа:

  • граждан – от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
  • лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.

ч.3 ст.6.3 КоАП РФ – те же действия (бездействие), которые повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но при отсутствии признаков преступления влекут более строгие наказания.

Осуществляют контроль: полиция, Роспотребнадзор, строительный надзор (п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, п.19 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ)

Дела об административном правонарушении рассматривают районные суды (ст.23.1 КоАП РФ).

За что могут наказать бизнес:

Транспортные компании/такси (операторы каршеринга, таксомоторные компании и агрегаторы):

  • за непроведение предрейсовых осмотров водителей;
  • за необеспечение водителей одноразовыми масками, дезинфицирующими средствами, кожными антисептиками;
  • за непроведение влажной уборки салона транспорта и профилактической дезинфекции ручек дверей, поручней, подлокотников кресел, частей спинок.

ЖКХ: за непроведение или некачественное проведение дезинфекционных мероприятий в местах общего пользования многоквартирных жилых домов;

Объекты общественного питания (перепрофилированные на доставку готовой еды): за непроведение или некачественное проведение дезинфекционных мероприятий, нарушение специального режима по обработке помещений, столовой посуды и инвентаря.

По всем указанным требованиям имеются соответствующие предписания санитарного врача, следовательно, их несоблюдение приведет к ответственности по ч.2, ч.3 ст.6.3 КоАП РФ. При этом проверка юрлиц может быть проведена в любой момент в рамках мониторинга, без какого-либо предварительного извещения.

За что могут наказать физ.лицо:

Наказать могут тех граждан кому были выданы постановления Роспотребнадзора о изоляции, т.е. заболевшие/контактные лица/лица, прибывшие из неблагополучных стран. Несоблюдение указанного требования приведет к ответственности по ч.2, ч.3 ст.6.3 КоАП РФ.

И здесь остается открытым вопрос насколько правомерно составление протокола за нарушение установленных местными властями правил «отсидки дома – самоизоляции» по ст.6.3 КоАП РФ.

По моему мнению, правовым обоснование правонарушения по данной статье должна быть ссылка на конкретное требование к гражданину или на правила, действующие в период карантина. Но по состоянию на 09.04.2020 на карантин отправлены только граждане из групп риска и прибывших из неблагополучных стран.

Нарушение режима самоизоляции можно квалифицировать по ст. 20.6.1 КоАП РФ, но сотрудники полиции по данной статье не имеют право составлять протоколы или если правонарушение совершено в столице, то по ст.3.18.1 КоАП г. Москвы.

  1. Глава 20 КоАП РФ дополнена ст. 20.6.1, устанавливающей ответственность за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения.

соответственно ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа:

  • граждан – от 1 до 3 тыс.руб;
  • должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, – от 30 тыс. до 50 тыс.руб.;
  • на юр.лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ те же действия (бездействие), которые повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо совершенные повторно, влекут более строгие наказания.

  • Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (п.18 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ)
  • Органы исполнительной власти (ч.6.4 ст. 28.3 КоАП РФ, Указ Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ).

Важно: исходя содержания ст.28.3 КоАП РФ сотрудники полиции, ГИБДД, дружинники – не вправе составлять протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ, следовательно они имеют право Вас остановить проверить документы и дать разъяснения о необходимости соблюдения режима изоляции.

Дела об административном правонарушении рассматривают районные суды (ст.23.1 КоАП РФ).

За что могут наказать по этой статье: за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности. В правовое обоснование нарушения войдут в том числе правила определенные органами власти и указания главного санитарного врача соответствующего региона.

  1. Глава 3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях дополнена ст.3.18.1 (нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности).

Статья 3.18.1. КоАП г. Москвы предусматривает нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.

ч.1 ст.3.18.1 неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий, а также работы объектов розничной торговли, общественного питания и т.д.

  • должностных лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей
  • юрлиц – от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

ч.2 ст.3.18.1 невыполнение гражданами требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, в том числе необеспечение режима самоизоляции

  • для граждан – 4 тыс. рублей.

Если указанное правонарушение совершено гражданином на транспорте, то правонарушение квалифицируется по ч.4 ст.3.18.1 и наказывается штрафов в размере 5 тыс. рублей.

ч.3 ст.3.18.1 действия (бездействие), указанные выше, совершенные повторно влекут более строгие наказания.

Дела об административном правонарушении рассматриваются органом, составившим протокол об административном правонарушении: ОАТИ, ГКУ «Организатор перевозок», ГКУ «АМПП», Главное контрольное управление г. Москвы, МАДИ, полиции, в том числе полиции на транспорте (ст.16.3 КоАП г. Москвы).

Интересные факты по ст. 3.18.1. КоАП г. Москвы, о которых стоит знать:

  1. Правонарушение по данной статье может фиксироваться с использованием технологий электронного мониторинга нахождения гражданина в определенной геолокации, т.е. с уличных видеокамер, технических устройств и программного обеспечения, машин ЦОДД (п.1.1 ч.1 ст.16.6 КоАП г. Москвы).

В этом случае правонарушителю сразу на почту придёт постановление, т.е. рассмотрение дела проходит в ваше отсутствие и без составления протокола.

  1. Если правонарушение совершено на машине, то виновника ждет не только штраф, но и задержание авто с отправкой на штрафстоянку ч.4 ст.16.6 КоАП г. Москвы (Эвакуация легковой машины в Москве стоит от 3 400 до 7 600 тысяч рублей, штрафстоянка — 1 050 рублей в день).

Как уточнил Мэр в данном случае речь идет о тех москвичах, которые имеют подтвержденный диагноз, контактировали с заболевшими или вернулись из заграничных поездок (https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/6431050/)

В виду активного применения мер ответственности за нарушения режима самоизоляции работодателю необходимо правильно обеспечить присутствие сотрудника на рабочем месте.

  1. Работодатель обязан утвердить приказ со списком сотрудников, нахождение которых на рабочем месте необходимо.
  2. Выдать сотрудникам справку. Она составляется в свободной форме и должна содержать: ФИО, должность сотрудника, место работы и ссылку о вхождении работодателя в список непрерывно действующих организаций.

Также Московским компаниям не стоит забывать, что в соответствии с в Указом Мэра Москвы от 04.04.2020 N 39-УМ необходимо направить уведомление по форме о количестве очно работающих сотрудников на эл.почту: organization_size@mos.ru

Для обоснования правомерности нахождения на улице гражданину необходимо предъявить паспорт и справку.

Ссылка на основную публикацию