Налог на добычу полезных ископаемых – 2020

Налог на добычу полезных ископаемых – 2020

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

Последние изменения в НК РФ для НДПИ

Изменения в текст гл. 26 НК РФ, посвященной НДПИ, вносятся не слишком часто. Так, с 2020 года это изменения, направленные на стимулирование добычи редких металлов (закон от 02.08.2019 № 284-ФЗ), согласно которым:

  • уточнен перечень видов соответствующих полезных ископаемых;
  • с 8% до 4,8% понижена ставка НДПИ при добыче руд редких металлов, а также к ставке вводится понижающий коэффициент (Крм), характеризующий особенности добычи редких металлов.

В 2018 году имели место новшества, внесенные законами:

  • от 29.07.2017 № 254-ФЗ, откорректировавшим границы периодов применения одного из коэффициентов, участвующих в расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти (п. 1 ст. 342.5 НК РФ) — с 2020-го на 2021 год сместилась дата начала периода применения значения коэффициента, следующего за тем, который будет использоваться в 2019–2020 годах;
  • от 30.09.2017 № 286-ФЗ, дополнившим главу текстом ст. 343.3, описывающей новый налоговый вычет, и добавившим еще 1 пункт (п. 6), отсылающий к этому новому вычету, в текст ст. 343, посвященной порядку расчета налога (подробнее см. ниже);
  • от 27.11.2017 № 335-ФЗ, снявшим ограничения по установлению предельных сроков применения ставки НДПИ при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, налоговая база по которому определяется как их стоимость.

Новым налоговым вычетом, описываемым в ст. 343.3 НК РФ, в период 2018–2020 годов могут воспользоваться налогоплательщики, зарегистрированные в Республике Крым до 2017 года, которые осуществляют добычу природного газа из месторождений (не новых), располагающихся в Черном море.

Сумму вычета составят расходы на приобретение и доведение до состояния пригодности к эксплуатации основных средств, включенных в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Крыма и Севастополя. Величина вычета может достигать 90% от суммы начисленного налога. Применение этого вычета освобождает плательщика от использования в налоговых расчетах коэффициента, характеризующего принадлежность месторождения к региональной системе газоснабжения.

Об иных льготах, существующих для НДПИ, читайте в материале «Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых».

Коэффициенты могут иметь конкретное значение или рассчитываться. При этом конкретное значение может меняться в зависимости от года применения показателя. Последнее, например, относится к коэффициенту, характеризующему экспортную доходность единицы условного топлива и задействованному в расчетах по газу (ст. 342.4 НК РФ).

Уведомление налоговых органов о деятельности в сфере разработки месторождений

Организации и индивидуальные предприниматели, планирующие заниматься деятельностью связанной с добычей, разработкой и переработкой минерально-сырьевых ресурсов, обязаны уведомить налоговую службу и зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых в регионе, где непосредственно будет вестись разработка. Вместе с заявлением организация должна предоставить также документы подтверждающие право на разработку месторождений, выданным уполномоченным органом власти в течение одного месяца с момента получения разрешения.

В ситуации, когда организация планирует заниматься разработкой месторождений и извлечением минерально-сырьевых ресурсов с применением специальных технологий на континентальном шельфе, в особой экономической зоне, а также за пределами границ нашего государства (существуют юридические нормы, когда наша страна в правовом порядке получает право на разработку месторождений и извлечение минерально-сырьевых ресурсов на территорий других стран) на участке, полученном организацией или предпринимателем в лицензированное пользование, то в таком случае добытчик должен зарегистрироваться в качестве плательщика налога по месту регистрации самого юридического лица в соответствующей налоговой инспекции либо по месту прописки физического лица. Читайте также статью: → “Виды налоговых проверок. Таблица сравнительного анализа”

При применении НДПИ плательщикам необходимо знать, что существует два типа ставок, которые зависят от объекта налогообложения:

Порядок уплаты налогов в 2020 году

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

• Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

количество добытых полезных ископаемых при добыче:

    многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

    стоимость добытых полезных ископаемых.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

    Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

    исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

    исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

    исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

    Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

    Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

    Рубль ускорил падение из-за ухудшения ситуации на мировых рынках

    БКС Брокер

    Отыграть потери

    Параметры НДД, заработавшего с 2019 года, планируется существенно пересмотреть. Во-первых, будет увеличен коэффициент НДПИ, включенного в платеж для пользователей НДД. Его уровень вырастет в полтора раза, такое повышение будет действовать до конца 2023 года. С 1 января 2024 года его понизят до 1. Такой механизм, однако, будет применяться не ко всем месторождениям, подпадающим под НДД, а только к «средне новым» (части первой и второй групп). Об этом говорится в законопроекте, предусматривающем корректировку режима НДД в Налоговом кодексе (есть у «Известий»).

    Как пояснил «Известиям» близкий к правительству источник, индексация вводится прежде всего для тех компаний, которые до перехода на НДД пользовались льготой по НДПИ, а после перевода месторождений на новый режим получили еще дополнительные преференции. В целом пересмотр параметров налогов будет балансировать отрасль, поскольку на некоторых участках налог на добычу полезных ископаемых остается пониженным.

    В целом реформа нужна не столько для возмещения потерь, которые бюджет понес из-за злоупотребления рядом компаний режимом НДД в 2019 году, сколько для донастройки системы.

    Читайте также:  Договор комиссии на приобретение автомобиля

    — Неприятно получать каждый год минус 200 млрд, особенно в нынешних условиях. Все ключевые изменения режима постоянные и не связаны с компенсацией, — пояснил собеседник.

    Режим НДД заработал с 2019 года для четырех групп участков. Первая и вторая в основном включают месторождения в Восточной Сибири и на Каспии, третья — зрелые месторождения Западной Сибири, четвертая — новые месторождения этого же региона. В отличие от НДПИ, новый налог взимается с финансового результата — с дохода от продаж сырья за вычетом расходов на добычу и логистику. Ставка НДД — 50%. Налог был введен для того, чтобы стимулировать компании добывать нефть на выработанных месторождениях, а также инвестировать в разработку новых скважин.

    Перевод месторождения на режим НДД, однако, не означает автоматическую отмену НДПИ по этим участкам недр. Фактически компания одновременно платит оба вида налога, но ставка НДПИ существенно понижается — в среднем на 40%, пояснила партнер КПМГ Виктория Тургенева. По ряду месторождений рентабельность оказывается выше, если применять режим НДД, чем просто платить НДПИ по полной ставке, уточнила она.

    Другая важная часть корректировок режима НДД — ограничение нефтегазовых компаний в признании расходов для расчета налоговой базы. В зависимости от месторождения им позволено уменьшать доходы на сумму как текущих, так и исторических убытков (понесенных с 2007 года). Кроме этого, предыдущие потери разрешено переносить на будущее, причем с повышающим их сумму коэффициентом: так называемым коэффициентом индексации убытка (КИУ) — 1,163. Например, если в 2019 году используется убыток, полученный в 2016 году, то сумма недостачи будет увеличена на КИУ в третьей степени.

    Минфин предлагает запретить понижать налоговую базу на сумму убытков более чем на 50, а коэффициент индексации сократить с 1,163 до 1,07.

    В середине июня замглавы Минфина Алексей Сазанов, курирующий налогообложение энергетической отрасли, в интервью агентству Reuters оценил выпадающие доходы от введения режима НДД в 213 млрд рублей. Появление нового налога в его нынешнем виде он назвал своей самой большой ошибкой в карьере.

    По словам Алексея Сазанова, Минфин намерен скорректировать законодательство таким образом, чтобы исключить выпадающие доходы в будущем и компенсировать потери.

    — Компенсация будет постепенной, не в один год. Ключевое — это пересмотр понижающих коэффициентов по НДПИ по первой и второй категориям. Коэффициенты будут повышены, — сказал он.

    Ситуация с выпадающими доходами, которая так удивила Минфин, по сути, ни для кого из участников отрасли не стала сюрпризом, заявил замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. НДД и вводился как преференциальный режим, для того чтобы стимулировать инвестиционную активность на сложных месторождениях, включая новые высокозатратные участки. Поэтому и фискальная нагрузка, по сравнению со средней по отрасли, в данном случае ниже, полагает он. Но трактовать это как потери бюджета не всегда правильно, поскольку компании действительно вложились в участки, где при прежних условиях вряд ли стали бы добывать в нынешних масштабах. Либо государству пришлось бы стимулировать активность компаний льготами. Хотя логика Минфина в целом понятна: ведомство отвечает за наполнение бюджета. Однако идеальная картина министерства слегка разошлась с реальностью.

    Если НДД будет существенно скорректирован и нефтегазовые компании лишатся льгот по НДПИ, то ряд проектов может просто закрыться, полагает партнер КПМГ Виктория Тургенева. Это месторождения, которые реально были запущены благодаря появлению нового налогового режима. С его обнулением их рентабельность окажется близка к отрицательной, в таком случае продолжать разработку не будет смысла.

    С 2006 года действительно почти все компании доразведали месторождения, и их фактические запасы выросли, хотя формально залежи сырья остались прежними, уточнила Виктория Тургенева. Поэтому по некоторым участкам выработанность превышает 100%, но это исключительно бумажный показатель.

    Правительство отменит первую льготу по налогу на добычу нефти

    Правительство поручило отменить пониженную ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений, сообщил РБК представитель Минфина. Льгота вводилась для компенсации расходов недропользователей, открывших и разведавших месторождения до 2001 года.

    Отменить льготу поручила правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, сообщил РБК представитель Минфина. Поправки в Налоговый кодекс планируется внести в правительство до 1 апреля. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки проекта. О конкретном сроке отмены льготы говорить рано, уточнил представитель Минфина.

    Понижающий коэффициент 0,7 ввели в 2002 году после перехода от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы к взиманию НДПИ. Ранее от отчислений были освобождены компании, разведывающие запасы за свой счет или полностью возмещавшие расходы государства на разведку. После перехода к НДПИ льгота позволила сохранить преференции для таких структур и возместить издержки на поиск и разведку месторождений до 2001 года.

    Куратором по оценке эффективности пониженной ставки НДПИ (0,7 от полной) является Минприроды. Как сообщили РБК в министерстве, льгота является одним из немногих инструментов, стимулирующих частные инвестиции в геологоразведочные работы. «В условиях ограниченности бюджетных средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы, привлечение частных инвестиций в данную сферу деятельности является одним из основополагающих направлений госполитики по развитию минерально-сырьевого сектора», — подчеркивает Минприроды.

    Почему льгота исчерпала себя

    Льгота вводилась исключительно для компенсации расходов компаний и не создает стимулов для поиска и разведки новых месторождений, указал Минфин в обзоре бюджетных расходов. «Цель предоставления льготы уже достигнута, сейчас целесообразно ее отменить», — сказал РБК представитель министерства.

    По данным Минфина, сейчас этой преференцией пользуются лишь три налогоплательщика [названия компаний не раскрываются], и около 99% выпадающих доходов бюджета приходится на льготу при добыче нефти. В 2018 году льгота была предоставлена всего для 11 участков (лицензий), а объем выпадающих доходов бюджета превысил 1 млрд руб.

    С применением пониженной ставки налога было добыто всего 509 тыс. т нефти в 2018 году. Это около 0,1% добычи в стране, прокомментировала РБК директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. Воспользоваться льготой смогли немногие, в основном совместные предприятия, созданные в 1990-х, пояснила эксперт. «На практике возникло много споров и судебных разбирательств о том, что считать разведкой месторождений за счет собственных средств», — сообщила Козлова.

    Общий объем налоговых льгот только при добыче нефти Минфин предварительно оценивал в 1,6 трлн руб. за 2019 год. К 2033 году они достигнут астрономических 2,3 трлн руб., а доля льготируемой добычи нефти в России практически удвоится и составит 90%, сообщил директор налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

    «Тем не менее отмена действующей льготы — это прецедент, такого еще не было», — указала Козлова. — Сейчас идет процесс инвентаризации налоговых льгот, и логичнее было бы оценить эффективность и востребованность пониженной ставки НДПИ в рамках инвентаризации, а не отдельно ее отменять».

    Сейчас завершен первый этап инвентаризации запасов нефти и оценки льгот, рассказал ранее РБК министр энергетики Александр Новак. Общие запасы включенных в инвентаризацию месторождений Роснедра оценили в 17,2 млрд т, а рентабельными для добычи — менее чем в 70% этих запасов.

    Сформировать критерии предоставления льгот планируется на втором этапе. «Раньше льготы предоставлялись дискретно, точечно, а сейчас мы хотим систематизировать эту работу. Мы хотим оцифровать всю нефтянку, компании говорят, что это можно сделать за два-три года», — пояснил Новак.

    Читайте также:  Регистрация НКО - пошаговая инструкция 2020 года

    Доля рентабельных запасов в 62% говорит о значительном объеме запасов, в добыче которых будут заинтересованы компании, подчеркнул Сазанов в интервью «Коммерсанту». «В этом случае просить какие-то дополнительные льготы по меньшей мере преждевременно. Мы можем в принципе в ближайшие пять лет ничего не менять», — уверен директор налогового департамента Минфина.

    Отмена льготы на разведку месторождений за свой счет — чувствительный, но не острый вопрос для бизнеса, прокомментировал РБК заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Норма действительно в какой-то мере устарела — появление этой льготы было частью реформы налогообложения еще 2001–2002 годов, тогда как большинство действующих льгот по НДПИ появились после 2007 года», — отметил эксперт. «В условиях новой реформы отказ от подобных норм вполне ожидаем. Но это не делает менее актуальной необходимость налогового стимулирования разведки нефти, прежде всего путем вычета из налога на прибыль», — пояснил Белогорьев.

    Представители Минэнерго и ЛУКОЙЛа отказались прокомментировать РБК планы по отмене льготы. НОВАТЭК не пользуется этой преференцией, сообщила РБК пресс-служба компании. Другие крупнейшие добывающие компании «Газпром», «Роснефть» «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «РуссНефть» не ответили на запросы РБК.

    Почему льгота исчерпала себя

    «Налоговая угроза производителям щебня». Кучембаев и Шаповалов о спорах по НДПИ

    В 2018 году налоговые органы выиграли спор у золотодобывающей компании «Урал-Норд». Одним из эпизодов этого дела был связан с вопросом, что надо облагать налогом на добычу полезных ископаемых: щебень или недробленный природный камень, который служит сырьем для щебня.
    Хотя дело разрешилось в пользу налогового органа, тогда еще казалось, что это ошибка, которая больше не повторится. Но в 2019 году по аналогичному вопросу число только судебных споров выросло втрое. Два из них (дело «Велеса» и «Татойлгаза») были разрешены со ссылками на дело «Урал-Норд».

    В Ульяновске споры по НДПИ с щебня были, но так вопрос налоговая пока не ставила.

    Анализ судебной практики дел позволяет сделать два утверждения.

    Во-первых, с точки зрения способа производства щебня на этих предприятиях использовалась весьма распространенная технология. Отколотые в карьере крупные куски скальной породы дробились в щебень на дробильных установках. То есть полагать, что в этих делах были какие-то особые обстоятельства, которые делают эти дела уникальными, а выводы из них неприменимыми к большому числу других производителей щебня, не приходится.

    Во-вторых, налогоплательщики использовали, пожалуй, все возможные аргументы в свою защиту, но все они были судами признаны несостоятельными. То есть полагать, что эти налогоплательщики проиграли из-за плохого качества своей защиты, не следует.

    Исходя из этого, можно прогнозировать, что налоговые органы, вдохновленные победами, захотят развить свой успех. В итоге споров о доначислении НДПИ на щебень в 2020 году станет еще больше.
    Уже сейчас понятно, что налоговые органы не спешат нападать на крупных производителей. Полагаем, что стратегия налоговых органов заключается в создании «правильных» прецедентов, а это делать легче в спорах со слабым противником. К слабым в большинстве случаев относятся небольшие компании, которые не имеют мощных юрслужб и не могут себе позволить дорогих консультантов.

    Несмотря на вышеизложенное, сдаваться не следует. Судебные прецеденты пока существуют только в двух судебных округах (Уральском и Поволжском) из десяти. Компании, которые расположены в иных судебных округах вправе рассчитывать на то, что та же самая аргументация, которая не сработала на Урале и в Поволжье, будет воспринята другими судами.

    И такое мы наблюдали уже в 2019 году в Московском округе. В начале этой статьи мы сказали об утроении судебных дел, но до сих пор упомянули только два. Третье дело налогоплательщик (АО «ОЛКОН») также проиграл, но при этом он доказывал, что добытое полезное ископаемое – это щебень. Московский суд, который рассматривал дело, применил те же самые аргументы, которые в делах «Велеса» и «Татойлгаза» заявляли налогоплательщики.

    К аргументам, которые должны привести налогоплательщиков к победе, относятся следующие:

    • Согласно последнему абз. п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.12.2007 № 64 дробление (как операция однотипная с измельчением) не является добычной операцией, что препятствует признанию щебня добытым полезным ископаемым согласно абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ

    • Из технических проектов следует, что дробилки не относятся к добычному оборудованию, следовательно, их продукция не является результатом добычных операций, как такого требует п. 7 ст. 339 НК РФ

    • Строительные камни, о которых говорит подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ, соответствуют ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний», что исключает применения стандартов на продукцию, которая хронологически возникает позднее (требование п. 1 ст. 337 НК РФ)

    • Ссылка налоговых органов на Классификаторы видов продукции, которые относят щебень в раздел «Добыча строительного камня», не имеет значения для целей исчисления НДПИ. Классификатор не может изменить определение «добычи», а факт отнесения им щебня в раздел «Добыча строительного камня» является всего лишь группировкой разных продуктов для статистических целей. Между прочим, щебень крупных производителей щебня (так называемых «щебеночных заводов»), использующим стационарные дробилки, Классификатор относит в раздел «Обрабатывающая промышленность»

    • Понятие «добычи» приведено в Методических указаниях по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 № 76. Согласно ему добыча завершается доставкой на дробильно-сортировочный комплекс, соответственно, дробление – это перерабатывающая операция, а значит ее результат не создает добытое полезное ископаемое.

    В каждом конкретном случае эти базовые аргументы можно дополнить и усилить. Но, как уже было отмечено выше, налоговые органы стараются на первых порах атаковать тех, кто не в состоянии дать им адекватный отпор. К сожалению, сообщество узнает об этих проблемах в тот момент, когда публикуются судебные акты. Подключения на этой стадии редко позволяет исправить ситуацию.

    В свете изложенного мы видим выход в том, чтобы производители щебня обменивались друг с другом информацией, выискивая тех своих коллег, которым нужна профессиональная помощь, еще до того, как их дело окажется в суде. Объединение усилий позволит помочь не только коллегам, которые оказались втянутыми в налоговый спор, но и всем остальным. Ведь судебные прецеденты работают не только в пользу налоговых органов.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Во-вторых, налогоплательщики использовали, пожалуй, все возможные аргументы в свою защиту, но все они были судами признаны несостоятельными. То есть полагать, что эти налогоплательщики проиграли из-за плохого качества своей защиты, не следует.

    Виды полезных ископаемых

    1. Уголь и горючие сланцы
    2. Торф
    3. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
    4. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
    5. Полезные компоненты комплексной руды
    6. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
    7. Горнорудное неметаллическое сырье
    8. Битуминозные породы
    9. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
    10. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
    11. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
    12. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
    13. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
    14. Соль природная и чистый хлористый натрий
    15. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
    16. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).
    Читайте также:  Задолженность по кредиту - что нужно знать?

    Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ – работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

    Газовый конденсат

    НДПИ для этого конденсата считают таким способом:

    ЕУТ и прочие данные рассчитываются равно показателям по газу. Корректирующий коэффициент рассчитывается:

    где КГП — показатель, который отражает доходы от экспорта газа.

    • Определяют суммарный размер растрат на безопасность и охрану труда.
    • Рассчитывают налог по формуле:
    • Рассчитывают максимальный размер удержанного налога:
    • Сравнивают сумму реальных расходов на безопасность и охрану труда. Иногда расходы превышают лимит по налогу. В этом случае его включают в общий размеров ежемесячных вычетов (до 36 месяцев).

    Налоговый Кодекс РК
    Статья 748. Ставки налога на добычу полезных ископаемых

    1. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи исчисляются за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого и лечебной грязи исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

    № п/пНаименование полезных ископаемыхСтавки, в МРП
    123
    1.Метаморфические породы, в том числе мрамор, кварцит, кварцево-полевошпатовые породы0,02
    2.Магматические горные породы, в том числе гранит, сиенит, диорит, габбро, риолит (липарит), андезит, диабаз, базальт, вулканические туфы, шлаки, пемзы, вулканические стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан)0,02
    3.Осадочные горные породы, в том числе галечники и гравий, гравийно-песчаная (песчано-гравийная) смесь, пески и песчаники, глины и глинистые породы (суглинки, алевролиты, аргиллиты, глинистые сланцы), соль поваренная, гипсовые породы, мергели, известняки, в том числе ракушечники, меловые породы, доломиты, известняково-доломитовые породы, кремнистые породы (трепел, опока, диатомит), природные пигменты, торф0,015
    4.Лечебные грязи0,02

    2. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды исчисляются за 1 кубический метр добытой подземной воды исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

    № п/пНаименование полезных ископаемыхСтавки, в МРП
    123
    1.Подземная вода, добытая недропользователем, за исключением подземных вод, указанных в строках 2-14 настоящей таблицы1,000
    2.Подземная вода, добытая недропользователем, являющимся субъектом естественной монополии, и использованная им для предоставления услуг водоснабжения водопотребителям и организациям по водоснабжению в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях0,001
    3.Подземная вода, добытая недропользователем и реализованная им субъекту естественной монополии, предоставляющему услуги водоснабжения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях0,001
    4.Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им:
    4.1.при добыче (в том числе первичной переработке) и переработке других видов полезных ископаемых и (или) реализованная им другому недропользователю для использования последним при добыче (в том числе первичной переработке) и переработке других видов полезных ископаемых в пределах фактически переданной по системам водоснабжения воды, объем которой по показаниям прибора учета отражен в согласованном недропользователями документе0,003
    4.2.для выполнения обязанности работодателя по созданию работникам санитарно-гигиенических условий труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, в том числе для обеспечения санитарно-бытовых помещений (прачечные, туалеты, умывальные, душевые)0,003
    5.Подземная вода (шахтная, карьерная, рудничная), попутно добытая (попутно забранная, откачанная) при разведке и (или) добыче твердых полезных ископаемых, реализованная или использованная недропользователем для технического водоснабжения и других производственных нужд, производственно-техническая подземная вода0,003
    6.Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им при эксплуатации объектов социальной сферы, определенных статьей 239 настоящего Кодекса, для осуществления медицинской деятельности, деятельности по организации отдыха работников, членов их семей, работников и членов семей взаимосвязанных сторон, а также деятельности по организации общественного питания работников0,003
    7.Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для содержания объектов социальной сферы, осуществляемого в рамках исполнения контрактных обязательств по развитию социальной сферы региона0,003
    8.Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для выполнения обязанности работодателя по организации питания работников, работающих вахтовым методом, в период нахождения их на объекте производства работ в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан0,003
    9.Подземная вода, добытая и использованная недропользователем для производства сельскохозяйственной продукции и (или) ее переработки0,003
    10.Подземная вода, добытая недропользователем, являющимся санаторно-курортной организацией (санаторий, профилакторий), и использованная им для оказания услуг по санаторно-курортному лечению в соответствии с законодательством Республики Казахстан о здравоохранении0,003
    11.Подземная вода, добытая недропользователем и реализованная им санаторно-курортной организации (санаторию, профилакторию) для оказания услуг по санаторно-курортному лечению в соответствии с законодательством Республики Казахстан о здравоохранении0,003
    12.Подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для эксплуатации мест размещения туристов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о туристской деятельности0,003
    13.Подземная вода, добытая недропользователем, являющимся детским оздоровительным лагерем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании, и использованная им для целей функционирования детского оздоровительного лагеря0,003
    14.Минеральная подземная вода, хозяйственно-питьевая подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для производства алкогольной продукции, пищевой продукции и (или) безалкогольных напитков (за исключением подземной воды, использованной на цели, указанные в строках 4.2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)0,250

    3. В случае отсутствия раздельного учета добытой подземной воды в целях применения ставок налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды, установленных пунктом 2 настоящей статьи, применяется наибольший размер ставки.

    Сноска. Статья 748 с изменением, внесенным Законом РК от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

    2. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды исчисляются за 1 кубический метр добытой подземной воды исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

    Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции развития

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 26.03.2017 2017-03-26

    Статья просмотрена: 2108 раз

    Россия является мировым лидером по разнообразию природных ресурсов. Многие природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и не возобновляемые, в основном минеральные и земельные ресурсы. Для их рационального использования требуется принцип качественного регулирования ресурсных платежей, исследования по расчетам платежей за добычу природных ископаемых. Объектом НДПИ согласно ст. 336 НК РФ [4] является полезное ископаемое добытое из недр, исходя из этого налоговой базой изложен порядок определения количества, добытого полезного ископаемого на основании, которого осуществляется начисление налога. НДПИ исчисляется по методике определения количества добытых полезных ископаемых и рассчитывается прямым и косвенным способом, т. е. с использованием измерительных устройств и по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье [1,2].

    Налог на добычу полезных ископаемых – 2018

    В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.

    Добавить комментарий