Как применяется национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ

Какие ограничения и преференции вводит в закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ национальный режим

Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим ( 44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Материал по теме Госзакупки: план-график на 2019 год Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

  • машиностроения (Постановление от 14.07.2014 № 656);
  • легкой промышленности и услуг по ее прокату (Постановление от 11.08.2014 № 791);
  • мебельной и деревообрабатывающей промышленности (Постановление от 05.09.2017 № 1072),
  • объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
  • программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).

Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Материал по теме Какие ограничения в закупках по 44-ФЗ устанавливает аукционный перечень Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

Ограничения устанавливаются на допуск:

  • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
  • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей.

Материал по теме Судебная практика по госзакупкам Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 11 августа 2020 г. – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее – минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ в часть 4 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ статья 14 дополнена частью 6, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 7 с 11 августа 2020 г. – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ

1) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами внешней разведки Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ

2) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами федеральной службы безопасности в целях обеспечения безопасности государства;

3) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны.

Новые правила национального режима по 44-ФЗ в 2021 году

Национальный режим в сфере закупок по 44-ФЗ — это запреты, ограничения и специальные условия приобретения товаров, работ и услуг, произведенных в иностранных государствах. С 31.08.2021 правила применения запретов и ограничений на покупку импортной продукции изменены.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Скачать постановление правительства № 616 от 30.04.2020 в Word
Скачать постановление правительства № 617 от 30.04.2020 в rtf
Скачать приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 в docx
Скачать постановление правительства № 1432 от 28.08.2021

Изменения нацрежима в 2021 году

Приводим таблицу с последними изменениями правил применения нацрежима в сфере госзаказа, которые произошли в 2021 году.

Из перечня по постановлению правительства № 102 от 05.02.2015 исключили эндоскопические комплексы, томографы, рентгены, маммографы, инкубаторы для новорожденных и проч. Часть позиций перенесли в перечень импорта, на которые распространяются ограничения допуска по ПП № 616 от 30.04.2020.

В перечень по постановлению правительства № 616 от 30.04.2020 добавлены электронные схемы, компьютерная техника, светильник и прочие товары, которые ранее закупались с ограничениями.

Для обновленного перечня импортной радиоэлектроники из перечня по +0 и медизделий по ПП № 102 от 05.02.2015, которые подпадают под ограничения допуска, введено правило «второй лишний».

Изменены правила работы с КТРУ, утвержденные ПП № 145 от 08.05.2017: при закупке заказчикам запрещено указывать доп. параметры продукции, подпадающей под действие запретов по ПП № 616 от 30.04.2020 и ограничений по ПП № 878 от 10.07.2019.

Эксперты КонсультантПлюс сделали обзор ключевых изменений в закупках по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Разберем подробнее, как эти изменения применяются в закупочном процессе.

Отражаем информацию о нацрежиме

Статья 14 44-ФЗ разъясняет, в каких случаях заказчику следует руководствоваться правилами национального режима при проведении тендера: его применение регулирует правительство. Если не знаете, попадает ли ваш объект закупок под действие правил, которые установлены действием нацрежима, проверьте ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД2 или по наименованию продукции (письмо ФАС России № 17/25505/19 от 29.03.2019).

Запомните: информация о нацрежиме отражается только в документах заказа — в извещении и закупочной документации (п. 10 ст. 42 44-ФЗ). В план-график сведения о запретах и ограничениях не включаются (ч. 2 ст. 16 44-ФЗ, ПП РФ № 1279 от 30.09.2019).

Контрактное законодательство разъясняет, как прописать в извещении по 44-ФЗ, если в закупке имеется и запрет, и ограничение: в документации и извещении надлежит отразить все условия и правила их применения, закрепленные в действующих законодательных нормативах. Если ошибетесь в кодировке и установите национальный режим к изделиям, которые этого не требуют, антимонопольный орган расценит это как необоснованное применение запретов и ограничение конкуренции.

Пример из документации:

Пример нацрежима

Вот какой статьей ФЗ 44 регулируется применение национального режима при осуществлении закупок: ст. 14 федерального закона о контрактной системе.

Если национальный режим для вашего заказа обязателен, включите такие положения:

  • на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим — страны ЕАЭС;
  • правила подтверждения участниками соответствия установленным запретам, ограничениям или условиям допуска и перечень подтвердительных документов;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок (для лекарств — ПП РФ № 1289 от 30.11.2015).

Рассказываем, как проверить на запреты и ограничения национальный режим 44-ФЗ при проведении закупки:

  1. Определитесь с видом продукции.
  2. Уточните код ОКПД2.
  3. Найдите товар по коду ОКПД2 или названию в списках продукции, которые включены в действующие постановления правительства по нацрежиму.

Изменены условия применения нацрежима при закупке с 1 января 2021: определена минимальная доля закупок товаров отечественного производства (249-ФЗ от 31.07.2020, ПП № 2014 от 03.12.2020).

Применяем запрет на допуск

Запреты устанавливаются для любого заказа. Вот как применяют постановление о нацрежиме при осуществлении мелких закупок по 44-ФЗ: заключение контракта с единственным поставщиком не является исключением. Суть запрета — невозможность поставки ТРУ, изготовленных вне территорий стран Евразийского экономического союза.

Для продукции, на которую установлен запрет и которая включена в перечень по приказу № 126н от 04.06.2018, условия допуска не применяются (пп. «г» п. 2 приказа 126н). Для установления запретов по национальному режиму по 44-ФЗ с единственным поставщиком или проведения тендера действует вот такой перечень товаров:

  • промышленная продукция (ПП № 616 от 30.04.2020);
  • программное обеспечение (ПП № 1236 от 16.11.2015);
  • программно-аппаратные комплексы систем хранения данных (ПП № 1746 от 21.12.2019).
Читайте также:  Мировое соглашение: что это такое, описание и особенности

31.08.2021 вступило в силу постановление правительства № 1432 от 28.08.2021, которое внесло правки в правила применения запретов на госзакупку импортной продукции:

  1. Расширен список импортной продукции, в отношении которой установлены запреты в рамках правил национального режима по 44-ФЗ для машиностроения по постановлению правительства № 616 от 30.04.2020. В перечень добавлены электронные схемы, компьютерная техника, светильник и прочие товары, которые ранее закупались с ограничениями.
  2. Изменены правила работы с КТРУ, утвержденные ПП № 145 от 08.05.2017: при закупке заказчикам запрещено указывать доп. параметры продукции, подпадающей под действие запретов по ПП № 616 от 30.04.2020.

Применяем ограничения

Правила работают следующим образом: ограничения не устанавливаются при заказах иностранного государства для собственных нужд и обеспечения деятельности заказчиков, находящихся на территории этого государства. Не ограничивают допуск, если извещение опубликовано до момента вступления в силу ограничительных норм (это касается и приглашений на участие в заказе).

Ограничения устанавливаются вместе с условиями допуска. Перед размещением закупки проверьте, подпадают ли товары, работы, услуги и под ограничения, и под условия допуска. В 44-ФЗ не прописано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Эти правила установлены постановлениями правительства для определенных групп товаров:

  • промышленная продукция (постановление № 617 от 30.04.2020);
  • продукты питания (постановление № 832 от 22.08.2016);
  • лекарственные средства (постановление № 1289 от 30.11.2015);
  • медицинские товары (постановление № 102 от 05.02.2015);
  • изделия радиоэлектроники (постановление № 878 от 10.07.2019).

Постановление правительства № 1432 от 28.08.2021 внесло правки по применению ограничений импорта:

  1. Сокращен список импортных медизделий, на которые распространяются ограничения допуска по постановлению правительства № 102 от 05.02.2015. Из перечня исключили эндоскопические комплексы, томографы, рентгены, маммографы, инкубаторы для новорожденных и прочие (более 40 позиций).
  2. Для обновленного перечня медизделий по ПП № 102 от 05.02.2015 и импортной радиоэлектроники из перечня по ПП № 878, которые подпадают под ограничения допуска, введено правило «второй лишний». Если среди заявок участников тендера есть предложение о поставке отечественной продукции, которое соответствует требованиям заказчика, остальные заявки отклоняют. Под новые правила подпадает закупка сигнализации, звукового оборудования, эндоскопических комплексов, рентгенов и проч.

С 31.08.2021 заказчикам запрещено указывать доп. параметры продукции, подпадающей под действие ограничений по ПП № 878 от 10.07.2019.

Проект поправок в ПП № 878 от 10.07.2019 рассмотрен правительством и проходит завершающую стадию утверждения — подготовка окончательного текста. Изменения предусматривают переходный период для правила «второй лишний», которое введено в действие в конце августа. В качестве подтверждения страны происхождения товара до 31.12.2022 заказчики засчитают сведения из перечня Минпромторга, реестра ЕАЭС, сертификат СТ-1.

Применяем условия допуска по приказу № 126н

Под условиями допуска понимаются особенности продажи иностранной продукции в России. Законодательно применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ регулируется приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018. Этот же норматив определяет, для какой продукции условия допуска являются обязательными.

Ключевое правило при закупках с ограничениями — нельзя включать в один заказ товары, подпадающие под применение национального режима, и продукцию, отсутствующую в перечне из приказа 126н (письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019). Если приобретаете товары из перечня, руководствуйтесь следующей инструкцией:

  1. Если для закупаемых продуктов действует двухзначный класс или трехзначный подкласс ОКПД2, то условия допуска необходимо применять ко всем позициям этого подкласса (письмо Минфина № 24-01-08/58632 от 05.08.2019).
  2. Если вы проводите конкурентную закупку (форма не имеет значения), то преимущество предоставляется тем участникам, которые предложили поставить продукцию из стран ЕАЭС. По правилам, национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Заявки таких участников полностью соответствуют требованиям, установленным в документации и извещении (п. 1.1, 4 приказа 126н, п. 1 информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019).
  3. Для подтверждения страны-изготовителя участнику достаточно прописать ее название в заявке (п. 1.6 приказа 126н, п. 4 письма Минфина № 24-01-07/2281).
  4. Если в ходе исполнения контракта потребуется изменить страну происхождения продукции, измените ее на страну из Евразийского экономического союза (п. 1.7 приказа 126н).
  5. Если заявка участника конкурса, запроса котировок или предложений включает предложение о поставке продукции только из стран ЕАЭС, то для анализа такой заявки показатель цены контракта снижается на 15%. Если участник с таким предложением победит в торгах, то контракт необходимо заключить по цене, предложенной победителем, то есть без применения понижающего коэффициента (п. 1.2 приказа 126н).

С 01.10.2020 приказ № 126н от 04.06.2018 дополнился новым приложением с перечнем продукции, которая уже подпадет под преференции в размере 20% от цены (приказ № 140н от 10.07.2020). Условие: товар находится в этом перечне и покупается в рамках нацпроекта.

Случаи, когда по национальному режиму не применяют ограничения и условия допуска, перечислены в п. 2 приказа 126н и в п. 1 письма Минфина России № 24-02-05/26879 от 15.04.2019. Заказчик не применяет условия допуска, если:

  • конкурентная процедура признана несостоявшейся;
  • все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставках товаров, работ или услуг только из стран Евразийского экономического союза;
  • все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставке хотя бы одного изделия не из стран ЕАЭС.

Ограничения по национальному режиму не применяют, если закупаются товары, на закупку которых установлен запрет (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).

В приказе 126н никак не регламентируются случаи, когда невозможно определить объем поставки. И вместо НМЦК заказчик устанавливает начальную цену единицы товаров, работ или услуг, сумму цен или максимальное значение контрактной цены (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Рекомендуем при заказе продукции из перечня с неопределенным объемом поставки применять положения национального режима на общих основаниях — правила определения итоговой цены использовать и для суммы цен, которую предложил участник.

Пример применения условия допуска — проводим электронный аукцион

Представим, что заказчик проводит электронный аукцион и приобретает продукцию с условиями допуска по национальному режиму. Товары есть в перечне приказа № 126н, постановление по нацрежиму подтверждает необходимость установления ограничений.

Участники подали заявки с такими предложениями:

  1. Участник № 1 — 150 000,00 рублей (поставка товара из РФ).
  2. Участник № 2 — 140 000,00 рублей (поставка продукции из Чехии).

Обе заявки соответствуют требованиям закупочной документации. Комиссия определила победителя — это участник № 2. Контракт заключаем по цене 119 000 рублей (140 000,00 – 15%).

При уклонении победителя заказчик вправе заключить контракт с другим участником (участник № 1). Товар, предложенный этим участником, из страны ЕАЭС, поэтому снижать цену на 15% нет необходимости.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

Ст. 14 44-ФЗ с описывает применение национального режима при осуществлении закупок. В целях развития и поддержки национальной экономики государственные и муниципальные заказчики должны закупать некоторые товары только российского производства.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦР ЕЖИМА СОДЕРЖИТ ТРИ БЛОКА

Запреты (иностранная продукция запрещена к поставке).

Ограничения (иностранные товары можно принять при соблюдении ряда требований).

Условия допуска (продукция отечественного производства и стран ЕАЭС по сравнению с иностранной получает ценовое преимущество).

ЭТАПЫ ЗАКУПКИ

При формировании плана-графика заказчик проверяет наличие закупаемых товаров, работ, услуг в перечнях Правительства, а при необходимости устанавливает запрет в документе планирования. Далее эта информация указывается при публикации заказа в извещении и документации. И наконец, при рассмотрении заявок заказчик руководствуется правилами допуска, которые указаны в актах Правительства.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ СТАТЬЯМИ

Требования к форме плана-графика установлены в ст. 21, которая указывает на использование актов Правительства. Согласно Постановлениям № 553 (пп. «ж» п.1) и № 554 (пп. «и» п.1) строка плана-графика должна содержать информацию о применении национального режима.

Ст. 42, 49, 63, 73, 83 гласят, что извещение и документация должны содержать информацию об ограничениях.

Ст. 51, 66, 73 указывают, что в составе заявки участника должны быть приложены документы, которые подтверждают соответствие товаров установленным требованиям.

ПОСЛЕДНЯЯ РЕДАКЦИЯ СТАТЬИ 14 44-ФЗ

Ст. 14 44-ФЗ с изменениями от 29.06.2015 № 188: добавлен порядок подготовки и размещения в единой информационной системе обоснования, почему невозможно соблюдать запрет.

Изменения от 13.07.2015 № 227: предусмотрены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену продукции или страны ее происхождения.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

  1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
  2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
  3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 188-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Правила национального режима при закупках. Изменения и практика применения

Национальный режим при проведении закупок представляет совокупность установленных государством правил, которые создают отечественной продукции преимущественные условия закупки по сравнению с товарами зарубежных производителей. Данный режим действует в рамках и ФЗ № 44, и ФЗ № 223 [1] , но в меньшей степени.

Ни в одном из названных закупочных законов не указаны запреты, ограничения и (или) преференции при приобретении зарубежных товаров. Особенности применения таких правил прописаны законодателем в многочисленных нормативно-правовых актах Правительства РФ и Министерств РФ.

Наверняка, столкнувшись с правилами названного режима на практике, у участников закупочного процесса (в т.ч. и у заказчиков) возникало немало вопросов. Однако, законодатель не стоит на месте, внося изменения в действующие закупочные реалии, запутывая контрагентов и организаторов торгов еще больше. Рассмотрим подробнее нормы национального режима в рамках ФЗ № 44 с учетом недавних поправок данных правил.

Согласно ч.3 ст. 14 ФЗ № 44 в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Национальный режим при осуществлении закупок функционирует в виде:

  • запретов на покупку иностранных товаров;
  • ограничений на приобретение зарубежной продукции;
  • условий допуска заграничных товаров к торгам.

Однако следует помнить, что нормы о национальном режиме «работают» не во всех случаях. Согласно внесенным изменениям в Закон о контрактной системе [2] с 11 августа 2020 года правила национального режима не применяются в случае:

1) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;

2) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;

3) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны [3]

Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. ( Постановление № 616 , Постановление № 617 ) внесли немало изменений в правила осуществления закупок в рамках ст. 14 ФЗ № 44, в части установления запретов на допуск и ограничений допуска большого перечня промышленных товаров иностранного производства.

Утратили силу запреты и ограничения, ранее установленные следующими Постановлениями Правительства РФ:

1. запрет на допуск Продукции машиностроения иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 656;

2. запрет на допуск Продукции легкой промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791;

3. запрет на допуск товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 № 9;

Читайте также:  Земли промышленности и иного специального назначения находятся

4. запрет на допуск Отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 г. № 239;

5. запрет на допуск товаров, товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности иностранного происхождения, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 г. № 1072;

6. ограничение допуска Оружия и боеприпасов иностранного происхождения, установленное Постановлением Правительства РФ от 20.09.2018 № 1119.

Постановление Правительства № 616 устанавливает запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (утвержден перечень данных товаров (125 позиций), в числе которых легковые и грузовые автомобили, а также железнодорожная техника- локомотивы, подвижные составы и др. [4] )).

Запрет не применяется в следующих случаях [5] :

а) отсутствие на территории РФ производства промышленного товара

Факт отсутствия такого производства подтверждается наличием у организатора торгов разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого Минпромторгом России с использованием государственной информационной системы промышленности согласно Приказу Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755. При этом данным разрешением заказчикам следует заручиться для каждой проводимой закупки зарубежных промышленных товаров.

б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 124 и 125 перечня ПП №616);

в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 – 71 перечня ПП №616);

г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня ПП №616);

д) закупки, осуществляемые ФСБ РФ, ФСО РФ, Службой внешней разведки РФ, органами внешней разведки Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, Управлением делами Президента РФ и Главным управлением специальных программ Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 52 – 57, 73 – 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня ПП №616, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);

е) закупки товаров ФСО РФ, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД РФ для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Для того, чтобы подтвердить соответствие закупки промышленных товаров требованиям, установленным ПП РФ 616, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в процедуре выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 [6] .

Такая выписка не представляется при осуществлении закупок промышленных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, подпадающих под запрет, установленный п. 2 ПП РФ № 616, за исключением закупок промышленных товаров, предусмотренных перечнем названного постановления (для подтверждения соответствия участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие декларацию о стране происхождения товара, декларация предоставляется в свободной форме).

Пример из практики

В антимонопольный орган обратился участник закупки с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение машины для выемки грунта. По мнению заявителя, заказчик неправомерно признал соответствующей положениям законодательства и документации об электронном аукционе вторую часть заявки победителя процедуры. Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что победитель закупки не предоставил, документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 616, а именно: выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ. Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчик неправомерно признал вторую часть заявки победителя аукциона соответствующей требованиям законодательства, поскольку положения и условия документации об электронном аукционе противоречат нормам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 616 (Решение по делу №062/06/69-521/2020 Рязанского УФАС России от 06.08.2020).

Основанием для включения продукции в реестр евразийской промышленной продукции является акт экспертизы, выданный уполномоченным органом государства – члена Евразийского экономического союза, о соответствии такой продукции требованиям [7] . Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Кроме того, в Письме Минпромторга Росси [8] поясняется, что документы, подтверждающие страну происхождения материалов или полуфабрикатов, использованных при производстве промышленных товаров, должны представляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта в соответствии с пунктом 5 ПП РФ №616 , то и документы, подтверждающие отсутствие производства материалов н полуфабрикатов также должны представляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта.

Об ограничениях допуска промышленной продукции к закупкам говорится в Постановлении Правительства РФ №617 [9] . Данным НПА утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (всего 174 позиции).

В ПП РФ № 617 указано, что заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства – члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 ФЗ №135, при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

О том, каким образом подтвердить страну происхождения отдельных видов промышленных товаров прописано в п. 7 ПП РФ № 617, а именно:

а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции;

б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара (сертификат СТ-1).

Пример из практики

В УФАС обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку парниковой пленки. Заявитель считает, что обстоятельство, указанное в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в закупке, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям аукционной документации в силу норм действующего законодательства. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС установила, что в соответствии с Письмом Минпромторга РФ от 05.06.2020 №39247/12 Постановлением Правительства РФ № 617 не предусмотрен документ, представляемый участником закупки в составе заявки, в целях подтверждения соблюдения ограничений в отношении продукции, произведенной на территории государств – членов ЕАЭС (за исключением РФ), потому что механизм «третий лишний» следует применять на основании информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции – в отношении продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также на основании декларирования – в отношении продукции, произведенной на территории стран ЕАЭС. На участие в аукционе была подана только одна заявка, а для отклонения заявки по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения единственной заявки (по правилу «третий лишний») необходимо наличие не менее двух заявок, соответствующих п. 2 ПП РФ № 617. Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчику необходимо было не признавать заявку поставщика не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по причине отсутствия в ней сведений о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи, а рассмотреть ее, как заявку с товаром иностранного производства. В своем решении комиссия УФАС поддержала доводы заявителя. (Решение №054/06/69-1465/2020 Новосибирского УФАС России от 03.08.2020)

Следует отметить, что при проведении конкурсов и аукционов на закупку промышленных товаров, включенных в перечень к ПП РФ № 617, предоставляется равный доступ участникам таких процедур как предлагающим товар, страной происхождения которого является РФ, так и предлагающим товар, происходящий из государств – членов Евразийского экономического союза [10] .

В виду того, что в ПП РФ №617 отсутствует документ, который необходимо предоставить участнику в составе заявке для подтверждения соблюдения ограничений, механизм «третий лишний» применяется:

  • в отношении продукции, произведенной на территории РФ – на основании информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции;
  • в отношении продукции, произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза – путем декларирования.

Таким образом, закупки с учетом правил национального режима требуют особого внимания всех участников закупочного процесса, как при подготовке и подаче заявок, так и при составлении закупочной документации.

При осуществлении закупок с применением национального режима следует:

  • определить по коду ОКПД2 принадлежность товара к перечням ПП РФ №616 и ПП РФ 617, Приказу №126н [11] ;
  • воздержаться от участия в закупке продукции согласно ПП РФ №616, если имеющийся товар участника зарубежного производства;
  • при подаче предложения подготовить соответствующие документы, подтверждающие страну происхождения;
  • изучить правила снижения цены контракта при закупке продукции, с учетом требований национального режима;
  • подготовить закупочную документацию согласно нормам действующего законодательства с учетом всех изменений правил национального режима.

[1] применение национального режима в рамках ФЗ №223 регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”

[2] ФЗ от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

[4] Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616)

[5] Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства”

[6] для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

[8] Письмо Минпромторга РФ от 5 июня 2020 г. N 39247/12 “О разъяснении некоторых положений постановлений N 616 и N 617”

[9] Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 “Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

[11] Приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н”Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Как работают правила национального режима с 2020 года

Национальный режим в госзакупках — это комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере. С 2020 года правила изменятся.

Что такое национальный режим

Цель заключается в поддержке экономических и производственных интересов страны, укреплении и мотивации внутреннего рынка, обозначении преимущественного положения российского производителя. Реализация осуществляется через применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Часто используется равнозначный термин импортозамещение. Суть метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Основанием для включения продукции в перечень российских товаров является заключение Минпромторга (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).

Государственный орган, ответственный за импортозамещение, — это Министерство финансов (ч. 3, 4 44-ФЗ). Ранее национальный режим курировало Министерство экономического развития (МЭР). Минфином и Минэкономразвития разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Нацрежим в госзакупках выражается в форме запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции. С 2020 года правила применения национального режима сильно изменятся.

Как изменятся запреты в 2020 году

Минпромторг разработал новый проект постановления о запретах на допуск в рамках национального режима. Выйдет нормативный акт в форме поправок к ПП РФ № 239 от 07.03.2019. В обновленное постановление по нац режиму по 44 ФЗ включили ряд положений (в основном действующие списки товаров) из ПП РФ № 656, 791, 1072 и 9. Четыре указанных норматива перестанут действовать с 01.01.2019.

Читайте также:  Как узнать год постройки дома по адресу в Москве: по кадастровому номеру беспалтно или паспорту

Законодатели планируют устанавливать запреты на допуск только в закупках для нужд обороны и безопасности. Такое положение прописано в ПП РФ № 9 от 14.01.2017 и № 239 от 07.03.2019. Что касается остальных категорий, таких как мебель, легкая и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, то запреты с них снимаются, и устанавливаются ограничения на допуск зарубежной продукции.

Как сами постановления по изменениям национального режима, так и перечни к ним еще окончательно не утверждены. Списки товаров, в отношении которых планируют ввести запреты, еще дорабатываются и дополняются. К примеру, в реестр запрещенной иностранной продукции войдут морская техника и судостроительная продукция (паромы, речные и морские суда, буксиры). А вот что исключат из списка (позиции по ОКПД2):

  • 08.11.1 — камень строительный и для памятников;
  • 08.12 — гравий, песок, различные виды глины и каолин;
  • 23.11 — листовое стекло;
  • 28.92.50.000 — гусеничные тракторы;
  • 29.10.59.210 — транспорт для перевозки денег и ценных грузов.

Законодатели предложили единый регламент национального режима для всей продукции, включенной в обновленный перечень. Новые правила применения запрета на допуск в рамках национального режима:

  1. К закупкам не допускаются товары, которые происходят не из стран Евразийского экономического союза.
  2. Нельзя объединять в одном заказе товары, включенные в перечень, и продукцию, отсутствующую в нем.
  3. Отечественное происхождение продукта подтверждается выпиской из реестра российской промышленной продукции. Этот документ готовится через сервис ГИСП.
  4. Происхождение товара из ЕАЭС подтверждается наличием позиции в перечне евразийской промышленной продукции. Законодатели не установили, в какой форме поставщику доказывать такое происхождение.
  5. Закупка конкретных товаров обязывает заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам. К примеру, для изготовления текстильных изделий поставщику обязан использовать вспомогательные материалы из стран ЕАЭС.
  6. Замена товара иностранной продукцией в ходе исполнения контракта запрещена.
  7. Заказчики размещают в ГИСП сведения об итогах закупки с установленными запретами на допуск. Сделать это необходимо в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта с поставщиком.

Есть исключения. Заказчик вправе закупать иностранные товары, если у него есть на это разрешение, выданное через сервис ГИСП. Не применяются запреты и в случае несовместимости отечественной продукции с теми товарами, которые организация приобретала ранее, или же требуется закупить детали и запасные части для машин, оборудования в соответствии с технической документацией.

Все эти правила придется применять с 01.01.2019. До этого момента закупки проводятся по старым нормативам.

Как изменятся ограничения в 2020 году

С 01.01.2019 вступят в силу новые постановления по национальному режиму. Запреты на допуск коснутся только продукции, приобретаемой для нужд государственной обороны и безопасности. Для всех остальных категорий товаров, работ и услуг планируют применять ограничения и условия допуска.

Ограничения и условия допуска в рамках национального режима распространяются не только на товары, но и сопутствующие работы и услуги. Нельзя включать в закупку товары, в отношении которых применяют ограничения, и продукты, для которых ограничения недействительны. Вот какая продукция попадет под ограничения в рамках национального режима в 2020 году:

  • легкая промышленность;
  • мебель;
  • деревообрабатывающая промышленность;
  • химическая отрасль;
  • станкоинструментальная промышленность;
  • машиностроение: тяжелое, энергетическое, сельскохозяйственное, пищевое, строительно-дорожное, нефтегазовое;
  • автомобилестроение;
  • электротехническая и кабельная промышленность;
  • радиоэлектроника;
  • промышленность строительных материалов;
  • отрасли металлургии и материалов;
  • медицинская промышленность;
  • спортивное оружие (есть исключения) — действуют только новые ограничения, старые утратят силу с 01.01.2019;
  • спортивные товары;
  • продукция реабилитационной индустрии;
  • музыкальные инструменты и звуковое оборудование;
  • детские товары.

Работают новые ограничения так:

  1. Заказчик отклоняет все заявки и окончательные предложения с товарами не из стран ЕАЭС. Правило «третий лишний» продолжает действовать.
  2. Для некоторых продуктов (текстильные изделия и другие) актуальны те же правила, что и при применении запретов: ограничения распространяются на все сопутствующие товары и материалы.
  3. Если к заявке с иностранным товаром не применяются ограничения, на них распространятся условия допуска, если они действуют для закупаемой продукции.
  4. В случае отклонения предложений из-за применения ограничений в ходе исполнения контракта нельзя заменять приобретенные товары на продукты, происходящие не из стран ЕАЭС.
  5. Результаты закупки с ограничениями публикуются в ГИСП в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
  6. Подтверждение соответствия ограничениям осуществляется в виде декларации страны происхождения. Обязателен и подтверждающий документ.
  7. В ходе исполнения контракта поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции, подготовленную в ГИСП. Допускается направление сертификата СТ-1 (его копии), если товара нет в реестре.

Новые ограничения применяем с 01.01.2019. До этого момента закупки проводятся по старым правилам.

Как действовать заказчику, чтобы не нарушить национальный режим

Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА по национальному режиму на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику придется подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.

Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством. Заказчику необходимо учитывать, что применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ действует как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не допускает замену товара или страны происхождения (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ).

Как сейчас работают запреты

Закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

Постановлениями правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг. Вот в каких из перечисленных ниже случаях заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима:

  • закупка продуктов легкой промышленности;
  • заказ машиностроительной продукции;
  • приобретение программного обеспечения;
  • госзаказ продукции для нужд обороны и безопасности;
  • тендеры на мебель.

Все эти заказы подпадают под запрет в рамках национального режима. В нормативных актах правительства утверждаются не только запреты, но и исключения из указанного правила.

Легкая промышленность

По национальному режиму в закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.

Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776), ПП РФ № 791 от 11.08.2014 (действует до конца 2020), проекты постановлений на запреты, ограничения и условия допуска (актуальны с 2020 года).

Машиностроение

По правилам национального режима соответствие закупке подтверждается одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат о происхождении ЕАЭС.

Учитывайте соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009, ПП РФ № 656 от 14.07.2014 (действует до конца 2020), проект постановления правительства, подготовленный, в том числе, и на основании ПП РФ № 656 от 14.07.2014 (применяем с 2020 года).

Программное обеспечение

Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства. По правилам национального режима учитывайте:

  1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
  2. Дополнительные требования (ПП РФ № 325 от 23.03.2017).
  3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

Продукция для нужд обороны и безопасности

Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга. Надлежит учитывать порядок выдачи заключения из ПП РФ № 719 от 17.07.2015. С 2020 года полностью запретят закупать иностранную продукцию, приобретаемую в целях обороны и безопасности. Уже опубликованы проекты постановлений правительства о запретах, ограничениях и условиях допуска в рамках национального режима.

По правилам национального режима обязательно учитывать:

  1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности.
  2. Предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

Мебель

Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупки правилам национального режима подтверждается одним из документов:

  • инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат СТ-1.

Критерии подтверждения: ПП РФ № 550 от 10.05.2017, ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 (действует до конца 2020), проекты постановлений на запреты, ограничения и условия допуска с 2020.

Как сейчас работают ограничения национального режима

Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается. Напоминаем, что национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из стран Евразийского экономического союза. В 2020 году ТРУ, поставляемые из ЕАЭС, не приравниваются к иностранной продукции.

Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара, если подано не менее двух отвечающих требованиям извещения предложений:

  • из перечня стран РФ или ЕАЭС;
  • различных производителей.

Постановлениями правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).

Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)

Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Подтверждение осуществляется сертификатом ЕАЭС.

  • правила отбора организаций (ПП РФ № 967 от 14.08.2017);
  • правила определения страны происхождения.

Лекарственные препараты

Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

По правилам национального режима обязательно учитывать перечень ЖНВЛП:

  • РП РФ № 2738-р от 10.12.2018 на 2020;
  • РП РФ № 2406-р от 12.10.2019 на 2020;
  • правила определения страны происхождения.

Пищевые продукты

Главная особенность, что наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Радиоэлектроника

Изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в реестре, нельзя объединять в одной закупке и одном контракте. Действующий перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ недавно дополнен новыми наименованиями — вступило в силу постановление правительства № 878 от 10.07.2019, ограничивающее импорт радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования. С 2020 нормы постановления начнут действовать в отношении связанных работ и услуг. Ограничения по правилам национального режима планируют применять до 2021 года. Заказчик устанавливает ограничения только на ту радиоэлектронную продукцию, которая включена в перечень по постановлению № 878.

Потребуется учесть требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны, ПП РФ № 878 от 10.07.2019. Российское происхождение подтверждается одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
  • уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
  • сертификат СТ-1.

Стенты для коронарных артерий, катетеры

Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. По правилам национального режима страна происхождения подтверждается:

  • сертификатом ЕАЭС;
  • подтверждением о производстве МПТ (ПП РФ № 719 от 17.07.2015);
  • заключением о производстве МПТ (ПП РФ № 550 от 10.05.2017).

Как работают условия допуска национального режима

Условия допуска иностранной продукции — это специальные правила реализации зарубежных товаров. По сути, предоставление преференций для российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018. Вот на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим:

  • из Белоруссии;
  • Казахстана;
  • Армении;
  • Киргизии.

Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который вправе получить преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, заключается при возможности снижения цены на 15% от заявленной.

Если победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК. Приказ действует в совокупности с ПП РФ № 925 от 16.09.2016. Постановление определяет приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения к иностранной продукции.

С 12.11.2019 перечень товаров, на которые распространяются условия допуска национального режима, обновился. Вышел приказ Минфина РФ № 165н от 14.10.2019, который дополнил действующий норматив 126н. В перечень включены новые коды продукции по видам экономической деятельности ОКПД2. Среди них:

  • 08.1 — камень, песок, глина;
  • 17.12.14.160 — бумага для аппаратов и приборов;
  • 19.20.29.119 — моторные масла, которые не включили в другие группировки;
  • 20.41.32.119 — моющие средства (прочие);
  • 26.40.20.110 — цветные телевизоры с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения;
  • 31.0 — мебель (есть исключения).

Некоторые позиции из приказа 126н существенно изменили. Расширили разделы 25 (готовые металлические изделия), 26 (компьютерное, электронное, оптическое оборудование), 27 (электрическое оборудование), 28 (машины и оборудование), 30 (прочие транспортные средства и оборудование), 32 (прочие готовые изделия) справочника ОКПД2.

Ссылка на основную публикацию