Энергосервисный контракт по 44-ФЗ: понятие, особенности и пошаговая инструкция заключения, расчет цены

Письмо Минфина России от 09.04.2020 № 24-03-08/28413 “Об изменении цены энергосервисного контракта в ходе его исполнения”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в части изменения цены заключенного энергосервисного контракта, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее: в соответствии с частью 1 статьи 108 Закона № 44-ФЗ в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее – энергосервисный контракт).

Согласно части 13 статьи 108 Закона № 44-ФЗ энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:

1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

Частью 14 статьи 108 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 108 Закона № 44-ФЗ) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 статьи 108 Закона № 44-ФЗ) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 15 статьи 108 Закона № 44-ФЗ при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 статьи 108 Закона № 44-ФЗ, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 108 Закона № 44-ФЗ, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

Таким образом, цена энергосервисного контракта определяется исходя из подлежащего уплате исполнителю процента экономии. Данный процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения контракта.

При проведении электронного аукциона для заключения энергосервисного контракта производится снижение не начальной (максимальной) цены контракта или начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, а одного из показателей, предусмотренных частью 10 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

Окончательные расчеты по контракту осуществляются сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.

Пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Учитывая изложенное, заказчик не вправе изменить цену энергосервисного контракта в ходе его исполнения в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция

Закупка электроэнергии — это одно из оснований для закупок у единственного поставщика. Разобрали по этапам, как проходит процедура закупки электрической энергии и по какому пункту 44-ФЗ заключить контракт на электроэнергию.

Нормативно-правовое регулирование

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

  • закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;
  • Федеральный закон 35 «Об электроэнергии» от 26.03.2003;
  • Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995;

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

Нельзя закупать услуги по технологическому присоединению к электросетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Такие выводы сделала ФАС в Письме № АЦ/4119/15 от 03.02.2015 и Минэкономразвития в Письме № Д28и-2130 от 08.10.2014.

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Скачать реестр гарантирующих поставщиков

Каким способом определить поставщика

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

Поэтому оптимальным вариантом заключения договора на поставку электрической энергии будет подписание контракта с единственным исполнителем, в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если заказчик заключает с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электрической энергии, то для него предусмотрено законодательное право заключить контракт по результатам закупки электроэнергии у единственного поставщика, п. 29 ст. 93 44-ФЗ предписывает делать это в соответствии с планом-графиком закупок. Сумма не должна превышать установленные для учреждения лимиты бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Весь список рекомендуем узнать у поставщика.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования субъектов естественных монополий.

Список субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019

Составить обоснование

В закупке электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика главное, что должен сделать заказчик, — составить грамотное обоснование заключения такого контракта. В документе-обосновании необходимо указать:

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность заказа неконкурентным способом.

Как рассчитать начальную максимальную цену контракта

Расчет НМЦК производится в соответствии с тарифным методом. ЦК на электроэнергию определяется в соответствии с п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ — на основании регулируемых государством тарифов. Цены должны быть установлены в пределах выделенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Тарифы на электроэнергию постоянно дифференцируются. На расчетную цену заказчика влияет уровень напряжения, выбранная ценовая категория, а также максимально возможная для конкретного потребителя мощность.

Посмотреть действующие тарифы организация-заказчик может на официальном сайте своего гарантирующего поставщика в разделе информации для юридических лиц в подразделах:

  • предельный уровень цен на электрическую энергию и мощность;
  • расчет цен на электрическую энергию.

Каков порядок публикации извещения

Если сомневаетесь нужно ли извещение, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ электроэнергию требует поставлять без этого документа.

Но извещения публикуются в Единой информационной системе, если закупка услуг энергоснабжения осуществляется по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть при заказе у естественных монополий и центрального депозитария. При закупках у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 организация-заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении заказа не позднее 5 дней до момента заключения договора.

Если в договоре энергоснабжения присутствуют сведения, содержащие государственную тайну, то извещение не публикуется. То есть при заключении договора на поставку электроэнергии п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение размещать не требуют.

Пример контракта на поставку

Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Но если цена контракта не превышает 100 000 руб., то организация-заказчик имеет право заключить договор поставки энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по общему правилу. Или по п. 5 ч. 1 ст. 93 при ЦК, не превышающей 400 000 руб., соблюдая ограничения, установленные этими пунктами (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Договор энергоснабжения — это подтип контрактов купли-продажи, поэтому в контрактных условиях присутствует обязательство о бесперебойной поставке электроэнергии со стороны исполнителя и о своевременной оплате со стороны заказчика-потребителя (ст. 539 ГК РФ).

Читайте также:  Апелляция в уголовном процессе: правила и последствия подачи

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

По нормам ФЗ об электроэнергетике, пени, устанавливаемые условиями таких контрактов, составляют 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, не уплаченной исполнителю в надлежащий период, за каждый день просрочки. Для расчета величины штрафа используется ставка, действующая на дату фактической оплаты.

В контрактах на поставку услуг по энергоснабжению также обязательно должен включаться пункт об авансировании. Помимо ежемесячной оплаты без задержек, потребитель должен соблюдать режим потребления, установленный договором, содержать в надлежащем состоянии оборудование и измерительные приборы, а также отрезок электросети, подведомственный заказчику.

Порядок и правила заключения энергосервисных контрактов

Как правило, в регионах и муниципальных образованиях определена своя программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций. Соответственно мероприятия, заложенные в таких программах, преимущественно реализуются через систему регламентированных закупок.

К сведению: для бюджетных учреждения обязательно энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергоресурсов.

Среди основных нормативных актов, которые предопределяют государственную политику в сфере энергетической эффективности, можно выделить следующие:

Закон об энергосбережении (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ);

Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года»;

Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

Закон о контрактной системе;

Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636.

При наличии действующих нормативных актов всегда возникает вопрос об обязанности заказчиков совершать те или иные действия. С одной стороны, Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право заключать энергосервисные контракты (ч. 1 ст. 108). С другой – для отдельной категории заказчиков специальными нормами предусмотрена обязанность проведения энергосберегающих мероприятий. В частности, в соответствии со ст. 24 Закона об энергосбережении государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:

1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ;

2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

Таким образом, бюджетные, казенные и автономные учреждения обязаны внедрять комплекс мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

Что такое энергосервисный контракт?

Предметом энергосервисного контракта (договора) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (ст. 19 Закона об энергосбережении). Как правило, в случае заключения подобного контракта энергосервисная компания обязуется предоставить определенные в контракте параметры коммунального комфорта для заказчика. А тот, в свою очередь, обязуется их оплатить. Обычно энергосервисный контракт заключается на сумму несколько меньшую, чем прежние платежи за коммунальные услуги и расходы на содержание инженерного оборудования и зданий.

Энергосервисный контракт заключается в целях обеспечения энергоэффективности при закупке:

товаров, работ, услуг, относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче тепловой энергии; и т. п.);

услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива);

услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;

поставок электроэнергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии.

Обратите внимание: по общему правилу энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на закупку самих ресурсов (ч. 2 ст. 108 Закона о контрактной системе). Например, заказчик заключает договор водоснабжения и водоотведения на сам факт доставки утилизации такого ресурса и отдельно заключает контракт на установку различного оборудования и устройств, которые позволят снизить расходы заказчиков на данный вид коммунальных услуг. В отношении энергоресурсов действует специальная норма, допускающая включение условий энергосервисного контракта непосредственно в договоры купли-продажи, поставки и передачи таких ресурсов (ст. 20 Закона об энергосбережении). Но сам заказчик, в одностороннем порядке, принять такое решение не может, так как норма предполагает и согласие контрагента. Как правило, в рамках госзаказа энергосервисные контракты заключаются отдельно от контрактов на поставку энергетических ресурсов, поэтому в рамках настоящей статьи рассмотрим именно такой порядок реализации энергоэффективных мероприятий.

Исходные данные для закупки

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Мероприятие

Этапы мероприятия

Дата начала этапа

Дата окончания этапа

Проведение натурного обследования объектов учреждений

Визуальное и приборное (при необходимости) обследование существующей системы отопления и горячего водоснабжения.
Проведение геометрических замеров мест установки оборудования.
Визуальное обследование с целью выявления схемы теплового узла (для уточнения проекта или при его отсутствии).
Получение информации от представителя заказчика о работе систем отопления и горячего водоснабжения в предыдущие годы (включая показатели «комфортности»).
Опрос представителя заказчика о состоянии вводных задвижек и фильтров, натурная оценка вводных задвижек и фильтров.

Получение и анализ посуточных «распечаток» с теплосчетчика, технических условий, проектов теплового пункта, результатов натурного обследования объектов.
Выбор принципиальной схемы.
Выполнение проектных работ с разработкой рабочих чертежей и монтажных схем, расчет гидравлических сопротивлений в соответствии с требованиями действующих технических регламентов (ТР), строительных норм и правил (СНиП), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами и техническими условиями, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами

Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:

п/п

Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика

Сроки выполнения работ

Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук

В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта

(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г.)

Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук

Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук

В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

В частности, перечень таких мероприятий заказчики могут формировать на основании энергетического паспорта, составленного соответственно по результатам обязательного энергетического обследования. Обратите внимание, такой паспорт, при его наличии, заказчики обязаны включить в состав закупочной документации.

Если у заказчика нет энергетического паспорта, то перечень мероприятий формируется на основе актуальных (на дату его формирования) сведений об объекте. При этом может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления ресурса за предыдущие периоды. И при отсутствии энергетического паспорта данная информация должна быть включена заказчиком в закупочную документацию. Кроме этого, при подготовке заявки участники процедуры закупки имеют право самостоятельно собирать информацию об объекте закупки, в том числе путем его посещения. Подчеркнем: заказчик обязан обеспечить потенциальным участникам свободный доступ к объекту(ам), в отношении которого(ых) предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Все затраты, связанные с подготовкой заявки на участие в закупке, – это хозяйственные риски потенциальных участников, потому заказчики не обязаны компенсировать участникам закупок затраты, понесенные ими при проведении подготовительных работ для подготовки заявки на участие в закупочной процедуре. Данное условие целесообразно прописать в положениях закупочной документации, чтобы у потенциальных участников не возникало желания после проигрыша обращаться в суд с иском о компенсации подобного рода затрат.

Если у заказчика нет возможности изначально в закупочной документации установить перечень энергосервисных мероприятий, такой перечень составляет победитель. А именно, в составе заявки потенциальные участники предлагают свое решение – что именно необходимо сделать, то есть свой перечень энергосервисных мероприятий. При заключении контракта перечень мероприятий из заявки победителя включается в контракт, например в виде одного из приложений.

Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ

Энергосервисные контракты по 44 ФЗ — это соглашения, по которым заказчики поручают исполнителям разработать и внедрить в жизнь план мероприятий по совершенствованию системы энергопотребления. Цель — оптимизировать системы водоснабжения, теплоснабжения или газоснабжения так, чтобы снизить расход ресурсов и траты на их закупку.

Как составить энергосервисный контракт

В п. 8 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 дано определение, что такое энергосервисный контракт по 44 ФЗ, простыми словами — это документ, по которому исполнитель обязуется улучшить энергетические системы заказчика так, чтобы у того расходовалось меньше ресурсов и тратилось меньше денег на их закупку.

Вопросы заключения энергосервисного договора урегулированы двумя федеральными законами:

Эти законы регулируют и то, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта: заказчиком. Он составляет проект договора, проводит закупку, определяет потенциального исполнителя.

Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения

В текст проекта договора, в соответствии со ст. 19 261-ФЗ, необходимо включить:

  • условие о том, каких показателей экономии ресурсов заказчик хочет достичь по итогу исполнения соглашения;
  • срок действия договора, которого должно хватить на достижение установленной экономии.

Помимо обязательных условий, желательно предусмотреть:

  • обязательное согласование сторонами режимов использования ресурсов;
  • обязанность исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета ресурсов;
  • зависимость цены договора от стоимости сэкономленных ресурсов.

Дополнительно, когда готовите проект энергосервисного контракта, укажите такие сведения:

  • список конкретных мероприятий, которые проведет исполнитель, с указанием точных технических характеристик и сроков проведения;
  • положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика;
  • необходимую заказчику экономию ресурса;
  • порядок распределения дополнительной экономии;
  • срок, в течение которого стороны достигнут экономию;
  • сроки оплаты госзаказчиком услуг. Они оплачиваются пропорционально долям достигнутой экономии;
  • ответственность сторон;
  • порядок перехода собственности на установленное при исполнении соглашения оборудование к госзаказчику;
  • возможность для исполнителя полностью или частично уступить третьему лицу право требования;
  • условие о неизменности процента экономии, который оплачивается исполнителю, — устанавливается только в соглашениях, заключенных в результате конкурентного тендера.
Читайте также:  В течение какого срока мне должны выплатить расчет и зарплату?

Особенности заключения по 44-ФЗ

Заключение энергосервисного контракта в бюджетной сфере по 44 ФЗ сопровождается рядом особенностей.

  1. В ч. 1 ст. 108 44-ФЗ установлен перечень энергетических ресурсов, на которые заключаются энергосервисные договоры: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поставка электроэнергии, мазута, угля, топлива, используемого для выработки энергии.
  2. Правило о заключении энергосервисного соглашения в рамках договора поставки определенного ресурса с организацией-поставщиком не работает в госзакупках. В ч. 2 ст. 108 прописан запрет такого совмещения.
  3. Чтобы заключить энергосервисный договор, госзаказчику необходимы данные о расходах на ресурс, поэтому такой договор нельзя заключить, если ранее таких расходов не было и ресурс не использовался.
  4. При подготовке проекта соглашения учитывают положения, которые изложены в требованиях к энергосервисным контрактам по постановлению правительства № 636 от 18.08. 2010.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Прежде чем приступать к подготовке соглашения и проведению закупки, госзаказчик вправе провести энергообследование в порядке, установленном ст. 15 261-ФЗ. Результат энергообследования поможет понять реальную потребность заказчика и обосновать начальную цену тендера.

Закупка должна планироваться по положениям о планировании 44-ФЗ.

После проведения подготовительных мероприятий госзаказчик переходит непосредственно к организации тендера, пошаговая инструкция по энергосервисному контракту по 44 ФЗ:

Шаг 1. Выбор вида тендера.

Для закупки подойдет любая конкурентная процедура. Важно помнить, что с 01.01.2019 все тендеры проводятся в электронной форме.

Электронный аукцион проводится, если определенный код ОКПД2 входит в федеральный и региональный аукционные перечни. Победителем по результатам аукциона станет участник, который предложит наименьшую цену исполнения.

Электронный конкурс необходим, если код ОКПД2 не вошел в аукционные перечни. Кроме цены, в рамках конкурса заказчик оценивает качественные и квалификационные критерии. Победит тот, кто станет лучшим по сумме оцениваемых факторов.

Запрос котировок проводится при начальной цене тендера до 500 000 рублей.

Шаг 2. Расчет начальной цены и выбор способа оплаты услуг.

НМЦК тендера на заключение энергосервисного соглашения рассчитывается из фактического потребления ресурсов в предыдущем периоде, его стоимости и ожидаемой продолжительности действия контракта по формуле:

НМЦК = V × С × СК, где:

  • V — объем ресурса, потребленного за прошлый год;
  • С — стоимость единицы этого ресурса;
  • СК — количество полных лет исполнения контракта.

Если для расчета стоимости ресурса использовались несколько тарифов, в формуле берется среднее значение между ними. Прошлый год учитывается как полный, даже если ресурс использовался не на всем его протяжении.

Помимо НМЦК, заказчику необходимо определиться с системой оплаты услуг исполнителя энергосервисного контракта, варианты следующие:

1. Четкий размер экономии, которая требуется заказчику, и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.

2. Минимальная требуемая экономия для заказчика и процент от нее, который выплачивается исполнителю.

3. Минимальная требуемая экономия для заказчика и максимальный процент от нее, который выплачивается исполнителю.

Шаг 3. Составление документации и извещения.

Требования к извещению о проведении процедуры бывают общими — едиными для всех видов процедур (они установлены ст. 42 44-ФЗ), специальными — для отдельных способов закупок и специфическими, которые установлены для энергосервисных контрактов.

В числе специфических условий извещений следующие:

  • предельный размер расходов заказчика на реализацию контракта — устанавливается по желанию;
  • обеспечение исполнения контракта от 5% до 30% от процента сбереженных в результате предпринятых мер средств заказчика, которое заказчик выплатит исполнителю;
  • условия предоставления доступа к объектам энергосервиса;
  • положение о том, что участнику не компенсируются затраты на участие в процедуре определения поставщика, в том числе на составление заявки.

Если тендер проводится в форме конкурса или котировок, в документацию включаются условия оценки заявок участников, которые устанавливаются в зависимости от выбранной системы оплаты услуг исполнителя. Наиболее выгодной считается та заявка, в которой предложили наилучшее для заказчика соотношение размера итоговой экономии и процента от нее, выплачиваемого исполнителю.

Если проводится аукцион, в документации о нем необходимо установить, что проводится снижение одного из следующих показателей:

  • итоговой стоимости соглашения или гонорара исполнителя;
  • разницы между начальной ценой тендера и суммой средств, которую сбережет заказчик в результате исполнения соглашения;
  • разницы между начальной ценой тендера и экономией, уменьшенной на предложенный участником гонорар для себя.

Шаг 4. Проведение процедуры и заключение энергосервисного соглашения, итоговые условия соглашения.

Процедура проводится по общим правилам 44-ФЗ, предусмотренным для выбранного способа определения исполнителя, после чего в проект контракта включается информация о победителе и документ подписывается сторонами. В контракте указывается получившаяся в итоге цена соглашения, которая рассчитывается в соответствии с предусмотренными условиями расчетов сторон.

В текст энергосервисного контракта дополнительно вписывается желаемая экономия, пересчитанная в единицы измерения конкретного ресурса. Для получения этого параметра необходимо денежную сумму, которую госзаказчик планирует сберечь в результате мер, предпринятых исполнителем, разделить на стоимость одной единицы ресурса.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Нюансы закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Нюансы закупки электроэнергии по 44-ФЗ

С покупкой электроэнергии сталкиваются абсолютно все заказчики. В рамках контрактной системы существует особое основание для таких закупок. Однако при заключении контрактов нужно учитывать не только нормы закона 44-ФЗ, но из законодательства об электроэнергетике.

О различии между типами соглашений

Закупка электроэнергии производится путем заключения контракта с единственным поставщиком. В пункте 29 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ приводится такое основание для неконкурентной закупки: «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии».

Следует отличать договор энергоснабжения от договора купли-продажи электроэнергии с поставкой. Почему это важно? В зависимости от того, какой контракт заключается, основание для закупки у единственного поставщика будет разным. А за неправильно выбранное основание может быть назначено взыскание по части 1 статьи 7.29 КоАП. В этом случае должностному лицу заказчика грозит штраф в сумме 50 000 рублей.

Договор энергоснабжения подразумевает не только покупку заказчиком электроэнергии, но и накладывает на продавца обязанность ее передать. Передача гарантируется до электроприемных устройств заказчика. Это следует из пункта 28 Основных положений функционирования различных рынков электрической энергии, утвержденных постанов л ением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основные положения).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Договор продажи электроэнергии предполагает лишь приобретение непосредственно самой энергии, без услуг ее передачи. Такие услуги приобретаются отдельно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93, то есть по другому основанию, а не по пункту 29. В соответствии с пунктом 1 приобретаются услуги у естественных монополий. Именно к таковым и относится передачи электроэнергии в соответствии с частью 1 статьи 4 закона 147-ФЗ «О естественных монополиях».

О цене контракта

Закон 44-ФЗ требует, чтобы в контракте прописывать твердая цена объекта закупки, которую нельзя менять в течение срока его исполнения. В отдельных случаях, определенных Правительством, в документации о закупке можно указывать ориентировочное значение цены либо приводить формулу ее расчета ценовой максимум.

Однако электроэнергия приобретается путем неконкурентной закупки, для которой документация не составляется. Поэтому энергозакупка не включена в перечень случаев, когда можно указывать формулу и ценовой максимум (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Минэкономразвития в письмах от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159 подтверждает, что цена контракта на электроэнергию должна быть твердой и определяется на весь период их исполнения. Соответственно, это ложится на плечи заказчиков — они требуют от поставщиков включать такие условия в контракт.

Что говорит судебная практика

Суд

В Верховном Суде России считают, что в соответствии с законодательством об электроэнергетике цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Специфика сферы такова, что цена за единицу рассчитывается по прошествии расчетного периода. Следовательно, твердую стоимость контракта на момент его заключения определить невозможно.

Судьи указывают на то, что закон об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках является специальным. Это значит, что условия контракта по электроснабжению, включая цену, должны определяться в соответствии с нормами законодательства об электроэнергетике. А она не предполагает указание твердой цены. К таким выводам Верховный Суд пришел в определении от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016.

Но даже если прописать в контракте точное количество энергии и цену, прийти к этим показателям не получится. Понимая это, заказчики часто настаивают на включении в контракт положения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Речь о возможности по инициативе заказчика пропорционально изменить объем и цену контракта в пределах 10% от его стоимости.

Но раз нельзя изначально определить точный объем потребления энергии и цену контракта, есть ли смысл вносить норму о 10-процентном отклонении? Посмотрим, что думают об этом судьи.

Поставщик электроэнергии не согласился с предложением заказчика внести упомянутую норму закона в контракт. По его мнению, это условие не соответствует Основным положениям, равно как и самой природе правоотношений. Судьи также не нашли разумных причин для того, чтобы включить в контракт условие об изменении объема/цены (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

При этом суд ссылается на то, что потребитель вправе самостоятельно и в одностороннем порядке сокращать или увеличивать объем потребляемой электроэнергии. Изменение этого объема не требуется подтверждать дополнительными соглашениями. Более того, заранее покупатель не может определить объем своих потребностей, ведь он зависит от различных обстоятельств. Поставщик электроэнергетики, со своей стороны, также не может понуждать потребителя выбирать заявленный в контракте объем либо ограничивать его.

Таким образом, с учетом характера соглашения, включать в него пункт об изменении первоначальной цены и объема в пределах 10% оснований нет.

РублиО необходимости своевременной оплаты

В общем случае за просрочку оплаты поставщик вправе требовать от заказчика пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки. Но в части 2 статьи 37 закона «Об электроэнергетике» сказано, что пени начисляются из расчета 1/130 ставки рефинансирования. Как было сказано выше, нормы профильного закона признаются судами более «сильными», чем 44-ФЗ, поэтому применять следует именно их.

Такой подход находит поддержку в судебной практике. Примером может служить Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016. Заказчик не заплатил вовремя, и поставщик электроэнергии насчитал ему пени исходя из 1/130 ставки рефинансирования. Однако, по мнению заказчика, пени следовало считать по правилам закона 44-ФЗ. Судьи сослались на специальный характер закона об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках и пришли к выводу, что прав поставщик.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ и какими правовыми нормами он регулируется?

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

Читайте также:  В чем бывают причины задержки пенсий, почему не пришла пенсия на карточку, кому жаловаться в таком случае и какие нужны меры

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

На то, что заказчик наделен правом подписания энергосервисных контрактов, дополнительно указывается в письме Минэкономразвития от 2015 года № Д28и-2618. При этом государственные и муниципальные учреждения должны минимизировать объемы потребления энергоресурсов (газа, тепла и воды) в течение 5 лет, начиная с 2010 года. Это указано в ст. 24 261-ФЗ. С 2011 года требование распространилось и на казенные, бюджетные, автономные учреждения.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ – это госконтракты, которые подписываются заказчиками в целях внедрения энергосберегающих технологий. Предмет и цели энергосервисных контрактов прописаны в ч. 1 ст. 108 44-ФЗ.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

В ч. 2 ст. 108 44-ФЗ указано, что государственные контракты на энергосервисные услуги заключаются отдельно от договоров поставки на ресурсы от естественных монополий. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ такие контракты подписываются отдельно от договора на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение, подключение к инженерным сетям, на поставку мазута и топлива, подключение к энергосетям.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Требования к содержанию

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В договоре следует прописать определение экономии энергоресурса, которое обеспечивается исполнителем. Экономия должна определяться на основании денежного выражения, которое вычисляется на основе данных о стоимости единицы энергоресурса на дату размещения закупочной документации.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

К обязательствам заказчика относится регулярная оплата в пользу исполнителя в виде фиксированного процента от достигнутой экономии в течение всего срока действия договора. Данный процент отдельно фиксируется в разделе «Цена контракта».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

В разделе с объектом контракта перечисляются объекты, на которых исполнитель будет осуществлять работы по повышению энергоэффективности. Характеристики и режимы использования энергоресурсов обычно прописываются в приложении к контракту. В отношении указанных объектов заказчик обязуется передать исполнителю актуальные сведения (в частности, о наличии приборов учета, технических характеристиках, дате постройки и типе ограждения и пр.).

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

Сторонам следует определиться с факторами, которые влияют на объем потребления энергоносителей. Это температура за окном, изменение количество потребителей ресурса, изменение функционального режима энергоустановок, площадь помещения, продолжительность отопительного сезона и пр.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Обычно в контракт включаются условия о том, что исполнитель в течение 5 дней после завершения выполнения услуг по повышению энергоэффективности должен уведомить об этом факте заказчика. После получения уведомления у сторон есть 5 дней на подписание акта сдачи-приемки результатов мероприятия. Либо заказчик должен направить официальное уведомление об отказе принять работы и предоставить разумные сроки для устранения недостатков.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

При формировании плана закупок заказчику следует определиться с тем, что контракт предполагается подписать с целями обеспечения энергоэффективности. К моменту подготовки плана-графика уже требуется рассчитать начальную цену контракта. Согласно ч. 16 ст. 108 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется как 5-30% от НМЦК.

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Ссылка на основную публикацию