Дополнительная доплата за вредные условия труда в 2022 году

Приказ о доплате за вредные условия труда

Составить приказ о доплате за вредные условия труда работодатель обязан, если рабочее место сотрудника отнесено к 3 либо 4 классу опасности и это подтверждено специальной оценкой условий труда (сокращенно — СОУТ). Приказ чаще всего является одним из главных документов при формировании общего отчета после СОУТ. Эта документация относится к бумагам по охране труда.

Приведенный ниже бланк относится к внесению изменений в коллективные трудовые договоры. Такая форма используется чаще. Но его можно адаптировать и под один конкретный трудовой договор работника.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Классы опасности рабочих мест

Бывает 4 класса опасности рабочих мест. Они пронумерованы в порядке возрастания:

  • Первый класс – оптимальный. Работник в таких условиях труда имеет возможность полностью восстановить силы во время отпуска. Такие условия труда никаким образом не влияют на здоровье.
  • Второй класс – допустимый. Есть негативные факторы, но их влияние никогда не выходит за рамки принятых нормативов. При осуществлении своих обязанностей в условиях допустимого класса опасности работнику никаких льгот и дополнительных доплат не полагается.
  • Третий класс – вредный. Может быть нанесен вред здоровью (рассматривается как краткосрочная, так и длительная перспектива воздействий условий труда).
  • Четвертый класс условий труда – опасный. Выполнение своих профессиональных обязанностей может повлечь возникновение у работника острых заболеваний. Также к ним относятся те условия, где сотрудник рискует своей жизнью.

Принципиально важный момент: если СОУТ не проводилось, то условия труда считаются теми, которые были при проведении последней аттестации рабочих мест.

Законодательная база

Все нюансы проведения СОУТ прописаны в Методике проведения, которая утверждена приказом Минтруда №33н от 24 января 2014 года. Он действует по сей день. Также оформление документации по этому вопросу регулируется Федеральным законом №426-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Он регулирует специальную оценку условий труда.

Сумма выплат

Приказ о доплате за вредные условия труда. Часть 1.

О конкретных цифрах доплаты за вредность говорится в 117 и 147 статьях Трудового кодекса (на последнюю даже есть ссылка в приведенном образце приказа). Однако там прописан только минимум. Сколько фактически доплачивать, решает конкретный работодатель. Но если работник трудится в условиях труда 3 или 4 класса, то ему полагается доплата в размере не менее 4% от закрепленного оклада или тарифной ставки.

Также для 3 и 4 категории положены дополнительные дни отпуска. Увеличивать их количество (как и увеличивать сумму надбавки) руководитель либо другое уполномоченное лицо организации вправе по своему усмотрению.

Никто не отменял 222 статью Трудового кодекса, согласно которой сотруднику выдается молоко. Но такая выдача может быть заменена (компенсирована) денежной доплатой.

Эту «молочную» тему можно почерпнуть из приказа Минздравсоцразвития №45Н от 16 февраля 2009 года. Большинство современных организаций, однако, отошли от этой формы компенсации неблагоприятных и опасных условий труда для работников и ограничиваются доплатой (в которую включается стоимость молока, если этого требует закон).

Сопровождающая документация

Помимо приказа, организации, которая имеет дело с вредными условиями труда своих работников, приходится оформлять целый ряд важнейших бумаг (если есть желание сделать все грамотно с юридической точки зрения). В их число включают:

  • Правила трудового распорядка. Этот документ также может называться как-то иначе (свободная форма). Главное, чтобы в учетной политике организации присутствовал локально-нормативный акт, регулирующий суммы доплат.
  • Дополнительные соглашения к трудовым соглашениям либо оформление новых соглашений для вновь принятых сотрудников. При этом изменения вносятся в несколько пунктов, включая и раздел «оплата труда» (это самая важная часть).
  • Расчетный листок. В нем отдельным пунктом должна проходить доплата за вредность, и отдельно – «молочная» компенсация. Иначе выплаченные суммы сложно будет отнести к этим статьям, а при проверках – доказать их существование.

Периодичность

Организация обязана проходить СОУТ (которая решает, к какой категории опасности относятся условия труда):

  • При открытии.
  • Если происходит расширение штата, появляются новые рабочие места.
  • Один раз в каждые 5 лет.

По итогам СОУТ должна предоставляться декларация в инспекцию по охране труда. Проверка условий труда – обязательная процедура для всех работников, кроме тех, кто выполняет свои обязанности удаленно либо работает на дому.

Что же касается пенсионного страхования, то Федеральный закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года подразумевает, что и пенсионные выплаты увеличатся.

Организация с такими условиями труда перечисляет дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд. Из размер определяется статьей 33.2 упомянутого Федерального закона.

Составные части приказа

Приказ, помимо стандартных реквизитов организации, даты и места подписания, включает в себя:

  • Ссылку на 147 и 372 статью ТК РФ. Вторая может быть заменена ссылкой на один из пунктов коллективного трудового договора.
  • Ссылку на рекомендацию представительного органа сотрудников (при наличии).
  • Перечень должностей, их условий труда.
  • Размер доплаты, которая положена каждому из сотрудников (при условии нахождения на определенной должности).
  • Перечень назначенных членов комиссии: ФИО, должности председателя, его заместителя и секретаря.
  • ФИО ответственного за обследование условий труда.
  • ФИО ответственного за разъяснение информации, которая содержится в документах по доплатам.
  • При необходимости – утверждение Положения об оценке условий труда, фиксация введения его условий.
  • ФИО и должность лица, которое контролирует выполнение приказа.

Приказ о доплате за вредные условия труда. Часть 2.

В самом конце – печать организации и подпись руководителя с расшифровкой, а также подписи ответственных лиц, упомянутых в приказе о доплате за вредные условия труда.

Доплата за вредные условия труда в 2021-2022 году

Под вредными условиями труда понимается совокупность факторов, проявляющихся в производственной деятельности, которые способны оказать негативное воздействие на здоровье персонала. В целях определения наличия вредности, а также ее степени, осуществляется аттестация (оценка) рабочих мест. Основным методом для проведения аттестации (оценки) являются замеры.

Наличие на производственном предприятии вредных условий труда предполагает возникновение у работодателя обязанности компенсировать сотрудникам работу в подобных условиях. Компенсация осуществляется при помощи предоставления льгот (например, в форме сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска, специального питания, средств защиты, путевок в санатории) и денежных компенсационных выплат. Их предоставление является обязанностью, а не правом работодателя.
Следует помнить, что наличие вредных условий труда ограничивает возможность приема на отдельные должности женщин (ст.253 ТК РФ). В силу ст.265 ТК РФ запрещено использование труда лиц до 18-летнего возраста на работах с вредными условиями. Перечни работ, предполагающих наличие вредных факторов, утверждаются в режиме, который определен Правительством РФ.

Какая работа считается вредной

В числе факторов, определяющих наличие негативного воздействия на здоровье сотрудников, следует отметить превышение нормативов в отношении:

  • тяжести труда, что подразумевает повышенную физическую нагрузку на человеческий организм;
  • напряженности труда, что предполагает повышенную нагрузку на органы чувств и ЦНС;
  • внешних факторов, воздействующих на организм работника (температуры окружающей среды, скорости движения ветра, влажности воздуха);
  • звукового, ультразвукового и вибрационного воздействия;
  • инфракрасного и ультрафиолетового излучения;
  • радиоактивного загрязнения;
  • рентгеновского излучения;
  • воздействия электрических и магнитных полей;
  • уровня освещенности;
  • уровня концентрации химических веществ, бактерий, микроорганизмов.

По всему комплексу негативно воздействующих на работников признаков законодательно условия труда принято подразделять на 4 группы. Исходя из этого, они могут быть:

  • оптимальными;
  • допустимыми;
  • вредными;
  • опасными.

Степень воздействия на работников вредных факторов может быть различной. В случаях, когда она превышает определенные значения, существующие условия труда признаются вредными. Считается, что при выполнении трудовых функций в подобных условиях существенно нарастает риск получения недугов профессионального характера.

Вредные условия необходимо выделять, проводя границу от опасных условий. Об опасных условиях принято говорить тогда, когда персонал подвергается воздействию факторов, которые прямым образом оказывают негативное воздействие на его здоровье. Примером в данном случае может служить работа маляров в лакокрасочных цехах. При наличии у таких сотрудников необходимого защитного комплекта, условия, в которых они работают, признаются вредными. Работа без защитного комплекта предполагает наличие опасных условий труда.

В целях установления, являются ли условия труда на конкретном рабочем месте опасными или вредными, осуществляются мероприятия по аттестации рабочих мест. В их рамках производятся замеры параметров окружающей среды, а также сравнение полученных результатов с нормативами. Перечень вредных профессий изложен в постановлении №10 от 26.01.1991 года Кабинета Министров СССР.
Следует учитывать, что наименование должностей специалистов, выполняющих работу во вредных условиях, должно точно соответствовать их обозначению в квалификационных справочниках. Данные справочники соответствуют постановлению №10 от 26.01.1991 года и, в свою очередь, подлежат утверждению Правительством РФ. При несоответствии наименований должностей специалистов информации, изложенной в упомянутых справочниках, эти специалисты могут утратить надбавки, льготный стаж, а также иные преференции, полагающиеся для данных категорий сотрудников.

Особенности оплаты труда на вредных и опасных производствах

Регулирование рабочих процессов, выплат и предоставления дополнительных льгот работникам, занятым на вредных производствах, осуществляется статьями 219, 92, 117, 147 ТК РФ. В частности, в соответствии с требованиями, изложенными в ст.147 ТК РФ, в 2018 году сотрудники обладают правом на получение доплат за труд во вредных условиях. Следует учитывать, что в силу ст. 219 ТК РФ установление надбавок гарантируется лишь лицам, непосредственно выполняющим работы при отрицательном воздействии производственных факторов. Таким образом, лица, подвергающиеся негативному воздействию отрицательных факторов, могут рассчитывать на получение оплаты труда в повышенном размере.

Каждый работник, выполняющий свои трудовые функции при негативном влиянии производственных факторов, вправе рассчитывать на получение данных выплат, представляющих собой надбавку к зарплате, если она была установлена по итогам аттестационных мероприятий до начала 2014 года. Данный порог установлен вследствие того, что до 2014 года действовали нормы, требующие обязательной аттестации рабочих мест в целях определения наличия вредных и опасных факторов.

Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 года была произведена замена аттестации оценкой условий труда персонала. При этом в силу ч. 4 ст. 27 названного нормативного акта работодатели обладают правом не подвергать проверке те места работы персонала, которые были подвергнуты оценке менее 5 лет назад. Закон содержит исключение из данного правила: ранее 5 лет производится оценка только тех рабочих мест, где необходим дополнительный внеплановый анализ существующего состояния условий труда.

Отказ в предоставлении работникам, исполняющим свои трудовые функции во вредных условиях, положенной доплаты признается законодательным нарушением и является основанием для привлечения работодателей к юридической ответственности.

Как рассчитать размер доплаты

В России законодательно закреплен размер минимальных выплат работникам, осуществляющим свои трудовые функции под воздействием вредных факторов. Так, величина доплаты в данном случае не может быть менее 4% от величины оклада, который устанавливается для конкретных видов работ, производимых в нормальных условиях.

В качестве базы для выполнения расчетов доплаты за вредность принято пользоваться Типовым положением об оценке условий труда, введенным 03.10.1986 года. В соответствии с ним применяется следующий алгоритм расчетов:

Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

КС отметил, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории

По мнению одного из экспертов, определение Конституционного Суда окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР. Другой полагает, что в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых и определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. Третий считает, что позиция Суда понятна: государство, «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше уменьшать пенсионные платежи, включая доптарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

Читайте также:  Договор о мене жилых домов - бланк 2022

Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

Территориальное управление ПФР вынесло решение о привлечении ООО «Торговый дом “Аврора”» к ответственности за неуплату в 2015 г. страховых взносов по доптарифу в отношении Л., работающего электрогазосварщиком и по совместительству слесарем МСР. Обществу была доначислена недоимка до дополнительному тарифу, и начислены пени.

Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

Решением суда, которое впоследствии было поддержано апелляцией и кассацией, обществу было отказано в удовлетворении исковых требований со ссылкой на определения Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

КС напомнил специфику взносов на ОПС

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г. включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г. – фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

Данное правило, напомнил Конституционный Суд, было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

«Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой – публичные интересы, состоящие в необходимости улучшения условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности 8 поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования. Следовательно, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя», – резюмируется в документе.

Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г. № 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.

Эксперты оценили выводы КС

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

Основным предметом разногласий в спорах между ПФР и юрлицами по данному вопросу, заметил эксперт, являлась обязанность уплаты указанных тарифов в случае, когда работник был занят на соответствующих работах менее 80% рабочего времени. «Поскольку в данном случае работник не обладает правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатели полагали, что у них отсутствует обязанность для начисления и уплаты взносов по доптарифам с выплат, произведенных этим работникам», – пояснил он.

До 2018 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

В качестве правового обоснования применения указанного подхода, пояснил эксперт, определено, что законодательство не содержит исключений относительно начисления страховых взносов по доптарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями меньше 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что доптариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных, занятых на упомянутых видах работ. «Поэтому доптариф, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе», – подчеркнул Дмитрий Шнайдман.

Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г. 2018 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.

Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу. То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г. № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

Читайте также:  Льготы родителям ребёнка-инвалида на работе в 2022 году - отпуск, ндфл

Таким образом, по мнению Дмитрия Анищенко, КС отринул данный принцип, указав, что обязанность работодателя уплачивать взносы по доптарифам не должна ставиться в зависимость от права конкретного застрахованного лица на досрочную пенсию, поскольку «бенефициаром» таких страховых взносов является не конкретный человек, а «неопределенная группа работников», занятых на вредном производстве.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

«Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

Этот в целом частный вопрос, добавил Роман Речкин, вытекает из общего вопроса о построении российской пенсионной системы, которая в принципе не основана на каких-то разумных социально-экономических принципах: размер пенсии конкретного лица определяется на основании произвольного расчета и реально не зависит ни от продолжительности работы, ни от размера взносов, перечисленных работодателем. «Более того, государство регулярно и в одностороннем порядке меняет правила начисления пенсий – например, “замораживая” накопительную часть, что означает искусственное занижение размера пенсии для всех лиц, так как “замороженная” часть попросту не учитывается в расчете платежей, эту самую пенсию формирующих», – заключил он.

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда

Дополнительные страховые взносы в 2022 году в ПФР за вредные условия труда (тариф 1 и 2) устанавливаются на основе проведенной оценки условий труда. Анализ проводится по факторам среды, которые могут воздействовать в течении рабочего дня на конкретного специалиста. Чем больше класс опасности, тем выше устанавливается тариф.

Кто оплачивает взносы?

Кто оплачивает взносы

Общепринято считать, что размер взносов вычитается из заработной платы сотрудников. В действительности, источником для перечислений становятся средства работодателей, которые вносят взносы за всех работников до вычета с них налога. В результате, платежи на обязательное страхование перечисляются из фонда по оплате труда. Индивидуальные предприниматели обязаны оплачивать взносы самостоятельно за себя.

Помимо оплаты положенных взносов, работодатель выполняет следующие задачи:

  • Вовремя регистрируется в Пенсионном фонде как страхователь;
  • Предоставляет нужные сведения и документы по учету сотрудников, выплате и назначению пенсионного обеспечения;
  • Устраняет нарушения, если они были обнаружены налоговой службой или Пенсионным фондом.

Для бесперебойности работы системы своевременного предоставления информации работодатель оперативно получает сведения о тарифах для расчета платежей. Пенсионный фонд также уведомляется об изменениях в законодательстве и ведении отчетности.

Основной тариф в размере 22% по обязательному пенсионному страхованию оплачивается в соответствии с системой налогообложения. Предприятие должно ежемесячно перечислять платежи, которые распределяются по индивидуальным счетам граждан в соответствии с выбранным способом пенсионного обеспечения.

В зависимости от способа обеспечения пенсией, который выбрал работник, поступившая сумма распределяется следующими способами:

  1. Страховые выплаты. В этом случае 6% идет на текущих пенсионеров, а 16% остается для финансирования будущей пенсии граждан.
  2. Страховая и накопительная пенсия. При этом способе 6% отправляют на финансирование выплат для текущих пенсионеров, 10% направляют на страховую и 6% на накопительную части.

Возможность выбора варианта формирования пенсии появляется у граждан, которые ранее этого не сделали и только поступили на работу. Такой выбор можно сделать в течение первых 5 лет своей рабочей деятельности. Дополнительные выплаты назначаются в зависимости от степени опасности и вредности работы.

Кто оплачивает дополнительные тарифы?

Кто оплачивает дополнительные тарифы

В 2022 году предприятия обязаны оплачивать страховые взносы по пенсионному страхованию с учетом дополнительной тарификации. Эта обязанность возлагается как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей. Они начисляются только сотрудникам, занятым на специальных видах работ, вредных работах, в горячих цехах и на подземных работах. Это требует подтверждения документами и сведениями, которые в обязательном порядке поступают от работодателя.

В соответствии с ФЗ № 426, каждый работодатель обязан обеспечивать безопасность сотрудников в период рабочего времени. Его место работы должно соответствовать установленным государственным нормативам по оплате труда. Если в результате проверки выявлены нарушения, руководству компании придется оплатить обязательные и дополнительные тарифы.

Дополнительные начисления производятся при соблюдении следующих условий:

  • Профессия находится в перечне опасных работ;
  • Проведена специальная оценка трудового места.

С 2019 года также будут учитываться результаты проведенной аттестации. Дополнительные выплаты не начисляются, если комиссия составит акт о том, что работы не признаются вредными или тяжелыми. А работник потеряет возможность досрочно выйти на пенсию.

На сегодняшний день льготное пенсионное обеспечение назначается лицам, имеющим необходимый стаж по профессии. При этом мужчины должны достичь 55 лет, а женщины – 50.

Особенности оплаты

Особенности оплаты дополнительных взносов

Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда начисляются помимо обязательных 22%, которые оплачиваются работодателем в виде пенсионных взносов. Они исчисляются из доходов работников, которые имеют право досрочного выхода на пенсию, так как трудятся на опасных и вредных работах. При этом они применяются не ко всем сотрудникам предприятия, а только к тем, кто непосредственно занят на таких работах. Не устанавливаются ограничения для дополнительных взносов, как для обязательных. Их необходимо начислять, даже если сумма уже превысила предельный порог.

Тарифы в 2022 году

В соответствии с действующим законодательством, устанавливаются тарифы в зависимости от степени вредности и опасности:

  1. Специальная оценка не проводилась. Для сотрудников, задействованных в горячих цехах, подземных условиях и на вредных работах, предусматривается ставка 9%. Для прочих лиц согласно пп. 2-18 ст. 30 ФЗ № 400, действует тариф 6%.
  2. Оценка проводилась. Размер отчислений формируется в зависимости от ее результатов. Она не является окончательной, так как требует повторного исследования по истечении 5 лет. Если она проведена не была, предприятие платить 6% и 9% соответственно.

Специальная оценка создается, чтобы снизить ставку, если условия труда будут признаны менее тяжелыми и опасными. Если по результатам проверки устанавливается 1 и 2 класс, выплаты не предусматриваются.

Специальная оценка места работы

Подобная работа осуществляется на основе ст. 3 ФЗ № 426. Оценка представлена следующими действиями:

  • Предприятие составляет штатное расписание для работников, определяет места работы, которые необходимо обследовать.
  • К работе по оценке привлекается лицензированная организация, с которой заключается соглашение.
  • Специалисты исследуют документы, составляют план оценки трудовых условий.
  • Каждый этап работы протоколируется, чтобы невозможно было предъявить претензии по завершении деятельности комиссии.
  • К оценке привлекаются сотрудники исследуемых рабочих мест, благодаря чему все стороны согласуют результаты.

Оценка осуществляется не менее 1 раза каждые 5 лет. Если старые рабочие места переквалифицируются или создаются новые, назначается внеочередная проверка.

По итогу оценки создается заключение, в котором делаются выводы по классу опасности каждого места работы. Например, при оценке сложности условий труда в условиях шахты заключение должно содержать характеристики в отношении следующих лиц:

  1. Работников забоя;
  2. Прораба смены и остальных лиц, работающих в этих условиях;
  3. Водителя кара, который работает в подземных условиях.

Выделяют следующие классы опасности на различных видах работ:

  • К 1 классу относят оптимальные условия работы, не представляющие серьезной опасности или вреда.
  • Ко 2 классу относят допустимые условия, которые не несут серьезного воздействия на здоровье. Считается, что периоды отдыха полностью восстанавливают состояние человека.
  • К категории вредной среды относится 3 класс. Наносится вред здоровью, которые во время отдыха устранить не получится. В зависимости от подкласса начисляется от 2 до 7%.
  • К 4 классу относятся опасные условия, приводящие к появлению профессиональных заболеваний и угрожающие жизни. Оплачивается дополнительный тариф в размере 8%.

Когда перечисляются взносы?

Когда перечисляются взносы

Процедура перевода денег за дополнительные тарифы такая же, как и при основных платежах. В результате перечисления должны производиться за прошлый период каждый месяц:

  1. До 15 числа, если документ ведется в бумажном виде;
  2. До 20 числа в случае использования информационного обмена.

Бухгалтерия готовит ведомость с указанием кодов бюджетной классификации и размера взноса в рублевом эквиваленте. Для всех работников предварительно определяется соответствующий тариф и база исчисления – заработная плата с ее составными частями. Если работник желает контролировать исполнение обязательства компанией, он может уточнять информацию в бухгалтерии или проверять лицевой счет в Пенсионном фонде.

Согласно действующим правилам, заполняется платежное поручение, по которому в полях «КПП» и «ИНН» обозначается код ИФНС. Можно указать только ту инспекцию, которая администрирует платеж. В противном случае платеж придется переводить из одной инспекции в другую, что займет дополнительное время. В поле «Получатель» указывается казначейство.

Согласно ч. 11 ст. 431 НК РФ, дополнительные взносы организация платит по месту своего нахождения. Расчеты могут производиться только в рублях и копейках в зависимости от точной суммы.

Новое рабочее место

Если появляется новое место работы и сотрудник, проводится аттестация или специальная оценка. На основании этих документов устанавливается необходимость перечислений. При этом для работника определяется льготный стаж, если он отработает на предприятии установленное количество лет.

Отдельные варианты начислений

Иногда работники, фактически не задействованные на тяжелых работах, получают льготы по досрочной пенсии и дополнительные взносы. Это возможно в следующих ситуациях:

  • Хотя на работу человек еще официально не зачислен, он проходит испытательный срок во вредных или опасных условиях;
  • Методика не меняется, если работник совершил вынужденный прогул, в котором нет его вины;
  • В случае перевода беременной на более легкую работу повышенная ставка в ПФР сохраняется.

Таким образом, дополнительные выплаты производятся в тех случаях, когда условия работы признаются вредными для человека. Устанавливается тарификация в зависимости от рода деятельности и места работы. Отчисления происходят в установленные сроки за предыдущий месяц.

Дополнительная доплата за вредные условия труда в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Работнику поручена дополнительная работа в порядке совмещения профессий. Класс условий труда по совмещаемой профессии вредный (3 класс, подкласс 3.2). Класс условий труда по основной профессии тоже вредный (3 класс, подкласс 3.2). Как верно указать в дополнительном соглашении условия о дополнительном отпуске и доплате за работу во вредных условиях труда? Суммируются ли дополнительные отпуска и доплаты по основной и совмещаемой профессии?

Работнику поручена дополнительная работа в порядке совмещения профессий. Класс условий труда по совмещаемой профессии вредный (3 класс, подкласс 3.2).
Класс условий труда по основной профессии тоже вредный (3 класс, подкласс 3.2).
Как верно указать в дополнительном соглашении условия о дополнительном отпуске и доплате за работу во вредных условиях труда? Суммируются ли дополнительные отпуска и доплаты по основной и совмещаемой профессии?

Совмещение профессий (должностей) – выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 60.2 ТК РФ)*(1).
При этом при совмещении профессий (должностей), в отличие от совместительства, не происходит назначения работника на другую должность (ст. 60.1 ТК РФ), на него лишь возлагаются обязанности по выполнению дополнительной работы по этой должности. Дополнительная работа не фиксируется в трудовом договоре и не гарантируется работнику, поскольку поручение дополнительной работы всегда может быть досрочно отменено по инициативе работодателя (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). При поручении работнику дополнительной работы его трудовая функция (должность в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), указанная в трудовом договоре в качестве обязательного условия, не меняется.
Таким образом, в данном случае при совмещении профессий работник в рамках трудовых отношений, оформленных одним трудовым договором, выполняет работу по двум профессиям. При этом основная работа выполняется в полном объеме в течение всего рабочего дня, установленного трудовым договором. Работа по совмещаемой профессии выполняется в определяемом сторонами объеме и не заменяет основной работы, а является дополнительной по отношению к ней. На время выполнения дополнительной работы работник не освобождается от работы, определенной трудовым договором.
Из названного следует, что все предусмотренные законом гарантии и компенсации, связанные с выполнением работ во вредных или опасных условиях труда, в том числе дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда (ст.ст. 117, 147 ТК РФ), предоставляются работнику только по основному месту работы и в размерах, предусмотренных для должности (профессии), указанной в его трудовом договоре. Работа, выполняемая в порядке совмещения, при определении видов и размеров указанных гарантий и компенсаций учитываться не должна (смотрите также разъяснения представителей Роструда в вопросе-ответе 1, вопросе-ответе 2 с информационного портала “Онлайнинспекция.РФ”).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации работнику не предоставляется отпуск за “вредность” за работу в рамках совмещения профессий, а за работу по основной профессии такой отпуск предоставляется той продолжительности, которая установлена его трудовым договором.
Согласно ст. 151 ТК РФ за совмещение профессий работнику полагается не заработная плата по совмещаемой профессии, а доплата к зарплате по своей (основной) профессии, которая устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Трудовым законодательством не установлено ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты, ни правил, которыми могли бы руководствоваться стороны при определении размера доплаты. Системы оплаты труда, действующие у работодателя и в соответствии с которыми определяется заработная плата работника, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая ст. 135 ТК РФ). Если этими актами не ограничены размеры доплаты, то стороны вправе определить ее самостоятельно.
При этом нужно помнить, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ) и что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Поэтому размер доплаты за совмещение и другие виды дополнительной работы как часть зарплаты работника должен быть установлен с учетом этих принципов.
Статья 147 ТК РФ предусматривает требование о повышенной оплате труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Следовательно, факт выполнения дополнительной работы во вредных условиях характеризует ее содержание. Поскольку дополнительная работа выполняется во вредных условиях труда, полагаем, что при определении размера доплаты за выполнение такой работы необходимо учитывать наличие этих условий, то есть доплата за эту работу должна быть установлена с учетом воздействия на работника вредных условий аналогично оплате труда работника, для которого работа по этой профессии является трудовой функцией, определенной трудовым договором. Аналогичное мнение высказывают в своих консультациях и представители Роструда (смотрите, например, вопрос-ответ 3, вопрос-ответ 4, вопрос-ответ 5 с информационного портала “Онлайнинспекция.РФ”)*(2).
Напомним, что для правильного документального оформления дополнительной работы в рамках совмещения необходимо оформить два кадровых документа: приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы (с указанием ее вида, содержания, срока выполнения) и отдельное соглашение сторон трудового договора о размере доплаты за такую работу. Соответственно, в данном случае ни в одном из названных документов не следует предусматривать предоставление работнику по совмещаемой профессии отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. В соглашении о доплате за совмещение профессий размер такой доплаты должен быть установлен с учетом выполнения работы во вредных условиях труда.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Мурманске - адрес, телефон, режим работы отделения

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Трудовое законодательство не содержит запрета в отношении выполнения работ с вредными или опасными условиями труда в порядке совмещения. Поэтому работник, занятый на работах с вредными или опасными условиями труда, вправе выполнять такие работы и в порядке совмещения.
*(2) Отметим, что Роструд высказывает по данному вопросу и противоположное мнение, указывая, что у работодателя нет обязанности включать в доплату за совмещение должностей (профессий) надбавки за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (смотрите, например, вопрос-ответ 6, вопрос-ответ 7 с информационного портала Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).

Льготные пенсии за вредные условия труда: доплаты и надбавки в 2022 году

льготные пенсии за вредные условия труда

Несмотря на то, что технологии совершенствуются, вредное производство существует, как и определённые факторы риска для людей, которые на таких предприятиях работают. Организму человека наносится реальный вред, это сказывается на его состоянии здоровья, а в старости всё проявляется с удвоенной силой.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Эти обстоятельства обязывают государство и работодателей, в частности, принимать конкретные меры по компенсации вреда, причинённого производством человеку, в том числе, выплачивать льготные пенсии за вредные условия труда.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Какие факторы причисляются к вредным условиям труда?

Степень вредности условий работы на предприятии зависит от уровня воздействия производственных факторов и сроков восстановления работника после рабочего дня.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

доплата к пенсии за вредные условия труда в 2017 году

Разделение по уровням вредности:

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

1 степень: происходят функциональные изменения в организме, которые исчезают при прерывании контакта с условиями труда.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

2 степень: наблюдаются стойкие функциональные изменения, которые приводят к профессиональным хроническим заболеваниям после 15 лет работы на одном месте.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

3 степень: возникают стойкие нарушения в здоровье, которые приводят к периодическим временным потерям трудоспособности.

p, blockquote 7,0,1,0,0 –>

4 степень: происходят тяжёлые функциональные расстройства, появляются хронические заболевания вплоть до полной нетрудоспособности.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Каждый уровень вредности сопровождается определёнными условиями трудами, которые приводят к нарушениям процессов жизнедеятельности организма:

  • Повышенный уровень влажности, высокие или низкие температуры, ветер, солнечное излучение.
  • Электромагнитное излучение.
  • Вибрация, пыль, грязь.
  • Недостаток или переизбыток света.
  • Лазерное, ультрафиолетовое излучение.
  • Химические и биологические вещества, микроорганизмы, споры, бактерии, ферменты, антибиотики и др.
  • Физические факторы: тяжесть, напряжённость, длительность работы.

Данные условия должны учитываться как вредные для здоровья в каждодневной работе граждан, а также при назначении пенсионных выплат.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Кому полагается льготная пенсия?

пенсии за вредные условия труда

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

В законодательстве РФ обозначены основные категории лиц, которые получают право на льготную пенсию:

  1. Мужчины, проработавшие на предприятиях с подземными работами 10 лет, могут уйти на пенсию в 50 лет. Требуемый общий стаж – 20 лет. Женщины – в 45 лет. Стаж — 15 лет, из них половина – на вредных условиях.
  2. Женщины, работавшие машинистами сельскохозяйственной техники – в 50 лет.
  3. Женщины, работавшие 20 лет в текстильной промышленности на ткацком производстве.
  4. Медики – независимо от возраста уходят на пенсию через 25 лет отработки в сельской местности, в городе – через 30 лет. Те же льготы распространяются на педагогов.
  5. Женщины и мужчины, отработавшие в МЧС и ГПС 25/20 лет (мужчины/женщины), имеют возможность уйти на пенсию в 55/50.
  6. Лётчики гражданской авиации – в 50 лет.
  7. Работники рыбных отраслей – 55/50.
  8. Водители общественного городского транспорта, отработавшие 20/15 лет.
  9. Машинисты локомотивов со стажем 25/20 лет — в 55/50.
  10. Геологи, имеющие стаж 12,5/10 лет, на пенсию — в 55/50.
  11. Работники исправительных учреждений при стаже 15/10 имеют право на пенсию в 55/50 лет.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

На пенсию с опозданием в 10 лет. Кабмин Украины сократил перечень вредных профессий.

p, blockquote 14,1,0,0,0 –>

Все работники вредных профессий в советское время были разделены на списки, в которых давался подробный перечень всех профессий, которые следовало причислять к числу вредных. Их отличие состояло в том, что в списке 1 обозначены профессии с особо тяжёлыми условиями: всё, что связано с горнодобывающей промышленностью, подземными, взрывными работами.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

По списку №1 мужчины уходят на пенсию в 50 лет. Требуемый стаж — 20 лет, вредный — 10 лет. Женщины — в 45 лет. Стаж — 15 лет, вредный – 7,5.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Список 2 включил все профессии, связанные с производством с более щадящими условиями, но в определённой степени наносящие вред здоровью человека. Мужчины становятся пенсионерами в 55 лет со стажем вредности 12,5 лет и общим 25. Женщины – в 50 с вредным стажем 10 лет.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Согласно спискам льготная пенсия в 2017 г., касающаяся граждан, отработавших на вредном производстве, предоставляется тем работникам, которые были заняты в горячих производственных цехах, на заготовках леса, в шахтах.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

О размере льготной пенсии за вредные условия труда

размер пенсии за вредные условия труда

Основанием для расчёта размера льготной пенсии за вредные условия труда являются данные о работе гражданина на предприятии: записи в трудовой книжке, архивные документы, в которых обозначены все места трудовой деятельности гражданина с указанием периодов и их продолжительности.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Никаких дополнительных надбавок в виде денежных выплат гражданин к пенсионному обеспечению не получает, кроме того, что он уходит на заслуженный отдых в льготный период. Размеры будущей пенсии рассчитываются, исходя из тех же правил, что и пенсионные выплаты по старости.

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Согласно законодательству, основными параметрами для расчёта льготной пенсии за вредные условия труда становятся отчисления работодателя за время трудовой деятельности, количество накопленных баллов, общий стаж работы.

Страховые отчисления, произведенные работодателем, находятся в зависимости от условий труда, поэтому категория вредности в денежном отношении отразилась на отчислениях работодателя. Руководителю предприятия предписано законом делать дополнительные отчисления в страховую часть, если вредные условия установлены. Размер страховых отчислений составляет 25-30% от зарплаты работника.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

размер пенсии за вредные условия труда в 2017 году

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Ещё с советских времён на предприятиях действовала программа аттестации предприятий на предмет определения уровня вредности, по результатам действия которой производству присваивался определённый уровень: оптимальный, допустимый, вредный или опасный. В зависимости от него исчислялись надбавки работникам к заработной плате. Соответственно, работодатель делал отчисления в ПФ с учётом уровня вредности.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

В 2014 г. появился новый ФЗ, касающийся вопросов оценки предприятий на уровень вредности и его влияния на здоровье работников.

На основании закона была выведена специальная формула оценки условий организации труда, которая включила в себя комплекс мероприятий по выявлению отрицательного воздействия производственных факторов на здоровье людей.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

p, blockquote 27,0,0,0,0 –> p, blockquote 28,0,0,0,1 –>

Сегодня отчисления в страховую часть работодатель производит на основании выявленного уровня вредности предприятия по новой формуле, и эти средства учитываются в будущем при расчёте размера пенсионного обеспечения работника наравне со стажем работы и накопленными баллами.

Ссылка на основную публикацию