Государственная измена: ответственность по статье 275 УК РФ, понятие, формы, отличие от шпионажа, субъект, объект и состав преступления

Наказание за государственную измену в России по ст 275 УК РФ

Характеристика противоправных деяний, составляющих понятие государственной измены, дана в уголовном праве России, чтобы граждане РФ понимали, что это за преступление и отдавали отчет в своих действиях, когда выезжают на отдых или по работе в другие страны, участвуют в конференциях, форумах, встречах с присутствием иностранных представителей.

Общественная опасность измены родине состоит в том, что вероятным результатом ее совершения становится экономический ущерб для страны, прекращение или замедление научных разработок и исследований в военно-промышленном комплексе, разрыв межгосударственных отношений.

Статья 275 УК РФ

В соответствии со ст. 275 УК РФ государственная измена – любая помощь другому государству, международной или иностранной организации, их представителям в ущерб безопасности России.

Комментарий к ст. 275 УК РФ обозначает три формы государственной измены: выдача государственной тайны, шпионаж и иная помощь, в том числе финансовая, материально-техническая, консультационная, иностранной стороне против безопасности России.

Иная помощь может выражаться в предоставлении убежища, поиске и подборе офисных или производственных помещений, складов, оборудовании тайников, изучении и сборе характеризующей информации о лицах, которые представляют интерес для зарубежной разведки.

Наказание за государственную измену в России по ст 275 УК РФ

Разница между ст. 275 и ст. 276 УК РФ

Отличие государственной измены от шпионажа по ст. 276 УК РФ состоит в субъекте совершения преступления. В первом случае это всегда гражданин Российской Федерации. Ведением разведывательной деятельности (шпионажем) занимается иностранец или лицо без гражданства (апатрид).

Шпион, представляя иностранную спецслужбу, предпринимает шаги к получению государственной тайны России. У изменника доступ к ней уже есть в силу своего служебного положения или других обстоятельств, которые позволили ему такой доступ получить: например, хищение секретной информации, ее целенаправленный сбор, накопление для передачи иностранной стороне и по ее заданию.

Государственная тайна и ее защита

Предмет государственной измены – государственная тайна. Законодатель определяет ее как охраняемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 № 5485-1).

Государством применяются меры по их защите. Секретоносители находятся под пристальным вниманием российских специальных служб и ограничены в выездах за рубеж и контактах с иностранцами. Документы, содержащие секретные сведения, хранятся в специальных режимных помещениях. Доступ к ним разрешен определенному кругу лиц при соблюдении специально разработанных процедур.

Важно! Предметом измены могут быть любые сведения, если они используются в ущерб внешней безопасности страны.

Состав преступления

Состав преступления государственной измены по ст. 275 – формальный. Законодатель не связывает его совершение с наступлением конкретных негативных последствий материального характера.

Объективная и субъективная стороны, объекты и субъекты преступления

Объективная и субъективная стороны, объекты и субъекты определены так:

  • объект – внешняя безопасность государства, выражающаяся в суверенитете и территориальной целостности;
  • объективная сторона действий, характеризующих государственную измену, связана с выдачей гос. тайны, шпионажем, иным оказанием помощи другому государству, иностранным и международным организациям, их представителям в осуществлении деятельности против Российской Федерации;
  • субъект – гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет (как секретоноситель, так и лицо, не имеющее допуска к секретам, но действующее вопреки внешней безопасности страны);
  • субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом.

Квалификационные признаки

Они схожи с квалификационными признаками шпионажа по ст. 276 УК РФ, за исключением субъекта:

  • субъект преступного деяния – гражданин РФ, достигший 16 лет и дееспособный;
  • по объективным признакам государственной измены совершена выдача гос. тайны иностранной стороне, осуществлен акт шпионажа или оказана помощь иностранному государству;
  • субъект преследовал цель передать другому государству, международной или иностранной организации собранные сведения в ущерб своей стране;
  • по заданию иностранного специального органа субъект осуществлял хищение, сбор, хранение, накопление секретной информации.

Несмотря на формальный характер, состав государственной измены требует наступления следующих последствий:

  • создание угрозы внешней безопасности страны;
  • неопределенность того, когда и каким образом иностранный адресат гос. измены использует помощь изменника. Например, полученная иностранцами информация может быть использована при начале негативных процессов в экономике страны для их усиления, способствовать перерастанию локальных политических конфликтов в военные действия.

Достаточные условия преступности деяния

Преступление считается оконченным с момента перехода секретных сведений в адрес другого государства, международной или иностранной организации или оказания помощи этим адресатам. Но виновного могут задержать на стадии приготовления или покушения на преступление — например, при попытке передать сведения за рубеж.

Внимание! Достаточным условием для того, чтобы деяние стало преступлением, считают момент начала действий субъекта при доказанности его прямого умысла.

Основные проблемы доказывания государственной измены

Главный вопрос реализации уголовных дел о государственной измене и доведения их до суда с последующим обвинительным приговором – это доказывание прямого умысла подозреваемого на совершение измены, причинение вреда своей стране.

Закон проводит отграничение гос. измены от незаконного экспорта или передачи за рубеж сырья, технологий, научной информации, незаконного выполнения работ, оказания услуг, которые могут быть использованы в создании оружия массового поражения и в военной промышленности (ст. 189 УК РФ).

По этой статье предмет преступления передается иностранной коммерческой или научной организации с умыслом субъекта на осуществление противоправной экономической деятельности. При государственной измене субъект умышленно и осознанно причиняет вред внешней безопасности РФ.

Наказание за государственную измену в России по ст 275 УК РФ

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) также не означает, что совершена государственная измена, если отсутствует прямой умысел нанести ущерб государственной безопасности. Разглашение – предание огласке, распространение секретных сведений с нарушением установленного порядка.

Активным способом такое правонарушение совершается в ходе доверительной беседы, демонстрирования документов, открытого доклада или лекции, публикации в СМИ. Разглашение можно допустить бездействием при допущении посторонних к ознакомлению с секретными сведениями. Способ разглашения может быть устным, письменным, с использованием СМИ.

Соучастие в измене

Ответственность за государственную измену и шпионаж по тяжести наказания и срокам лишения свободы соизмерима. Оба эти преступления чаще всего совершаются в соучастии.

Соучастником государственной измены может быть иностранное государство, зарубежная или международная организация или их представитель. Но согласно российскому уголовному закону они не признаются субъектами преступления. Их ответственность возможна только по нормам международного права.

Представители адресатов государственной измены несут наказание за соучастие в гос. измене, но такие случаи редки в силу наличия у них дипломатического иммунитета или нахождения за границей.

Ответственность по ст. 275 УК РФ

Преступление относится к особо тяжким. Виновный приговаривается к лишению свободы на срок от 12 до 20 лет или штрафу в размере до 500 000 руб. или в размере своей заработной платы за три года с ограничением свободы до двух лет.

Условия освобождения от уголовной ответственности за государственную измену

Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности в случае и при соблюдении двух условий:

  1. Виновный должен своевременно и добровольно сообщить органам власти или другим способом предотвратить дальнейший ущерб России — например, разоблачить вражеского агента.
  2. В действиях гражданина РФ не должен присутствовать еще какой-либо состав преступления.

Судебная практика

Суды Российской Федерации регулярно, хотя и нечасто, рассматривают дела о государственной измене. В 2018 году в России по ст. 275 УК РФ осуждено и лишено свободы четыре человека. В пиковый для таких преступлений 2014 год к срокам лишения свободы были приговорены 15 человек.

Приведем три примера дел из судебной практики по государственной измене, рассмотрение которых в судах окончилось обвинительными приговорами:

  1. В декабре 2012 года за передачу Украине технической документации на десантный корабль и другую технику приговором по ст. 275 УК РФ осужден капитан первого ранга Владислав Никольский.
  2. В 2014 году состоялся суд над жительницей г. Сочи Екатериной Харебавой, которая в 2008 году предупредила представителей вооруженных сил Грузии о передвижении российских войск. Суд признал, что действия гр. Харебавы поставили под угрозу жизнь военнослужащих и интересы России.
  3. В ноябре 2015 года полицейский из Московской области Евгений Чистов получил 13 лет колонии строгого режима за передачу в течение трех лет Центральному разведывательному управлению США материалов о работе МВД РФ. По признанию гр. Чистова, он был завербован американской разведкой.

Заключение

Гос. измена — тяжкое преступление, которое выражается в выдаче гос. тайны, шпионаже и любой другой деятельности против безопасности страны. Адресатами государственной измены обычно являются иностранные спецслужбы. За совершение измены суд приговаривает виновного к сроку от 12 до 20 лет колонии строгого режима. Субъектом государственной измены может быть только дееспособный гражданин России, достигший 16 лет.

Государственная измена не может совершаться в форме разглашения гос. тайны, незаконного экспорта сырья, технологий, материалов, научно-технической информации. Ответственность по этим преступлениям предусмотрена ст. 283 и 189 УК РФ.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 275 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является внешняя безопасность РФ.

2. Внешняя безопасность РФ означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Составляющими внешней безопасности выступают: а) суверенитет; б) территориальная неприкосновенность; в) обороноспособность.

2.1. Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

2.2. Территориальная неприкосновенность – нерушимость государственных границ страны (сухопутных, водных, воздушных).

2.3. Обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.

3. Объективная сторона государственной измены выражается в следующих формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

4. Шпионаж образуют передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

4.1. Шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, образует государственную измену, а шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, рассматривается как самостоятельное преступление (см. коммент. к ст. 276).

5. Предметами преступного посягательства в форме шпионажа выступают сведения, составляющие государственную тайну, а также иные сведения.

5.1. Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (в ред. от 22.08.2004) ).
——————————–
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549, N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607.

5.2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 11.02.2006) .
——————————–
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

5.3. Круг иных сведений не ограничен каким-либо перечнем. К ним можно отнести любую информацию, не составляющую государственную тайну, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности РФ. Это, например, пробы грунта, воды, растительности в определенной местности, снимки или схемы железнодорожных узлов, транспортных развязок, данные, характеризующие государственных или общественных деятелей, крупных ученых, других лиц, данные о документах, удостоверяющих личность российских граждан, порядке их получения и замены и т.п.

6. Адресатами государственной измены в форме шпионажа выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.

6.1. Иностранное государство – это любое государство, осуществляющее враждебную деятельность против Российской Федерации. Оно при этом выступает в виде своих официальных органов и организаций, их должностных лиц, а также официальных представителей.

6.2. Иностранная организация – это любая негосударственная либо межгосударственная организация, ведущая враждебную деятельность против Российской Федерации. Она также выступает в лице должностных лиц или официальных представителей.

6.3. К представителям иностранного государства или иностранной организации относятся любые лица, которые, не являясь их официальными представителями, выполняют поручения иностранного государства или иностранной организации по проведению враждебной деятельности против Российской Федерации.

7. Государственная измена в форме шпионажа отражает оконченный состав преступления с момента передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной разведки (подробнее см. коммент. к ст. 276).

8. Собирание иных сведений без задания иностранной разведки не образует государственной измены в форме шпионажа. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

9. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны заключается в предоставлении гражданином Российской Федерации иностранному государству, иностранной организации или их представителям лично или через других лиц сведений, составляющих государственную тайну, которыми он обладал до возникновения намерения совершить государственную измену. Выдача государственной тайны может быть осуществлена устным или письменным сообщением адресату сведений, передачей схем, изделий, чертежей, документов и т.п. Для выдачи государственной тайны в отличие от шпионажа характерно то, что сведения, ее составляющие, известны виновному по службе, работе, от других лиц или иным образом, но не собирались и не похищались им специально для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

10. Выдача государственной тайны отражает оконченный состав преступления с момента, когда сведения становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

Читайте также:  Регионов с налоговым режимом для самозанятых станет больше

11. Государственная измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации означает вступление гражданина Российской Федерации в контакт с адресатами и выполнение по их заданию различного рода враждебных акций против России. Иное оказание помощи может иметь место как в мирное, так и в военное время, как на территории РФ, так и за границей.

11.1. Действия, образующие государственную измену в рассматриваемой форме, можно разделить на две группы: а) совершение деяний, которые не образуют других предусмотренных УК РФ преступлений. Это могут быть подыскание кандидатов на вербовку и сама вербовка агентуры для иностранных спецслужб и организаций, подыскание явочных и конспиративных квартир, предоставление своей квартиры для встреч с агентурой, приобретение документов прикрытия, одежды и других предметов для экипировки агентов и т.п.; б) совершение деяний, которые сами по себе являются преступными и требуют дополнительной квалификации (за исключением выдачи государственной тайны и шпионажа). Например, терроризм, диверсия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершаемые по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей и т.п.

11.2. Преступление в указанной форме признается оконченным (составом) с момента оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям фактической помощи.

11.3. Дача гражданином Российской Федерации согласия на сотрудничество с адресатом образует приготовление к государственной измене в данной форме.

12. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, т.е. виновный осознает общественно опасный характер деяний, перечисленных в настоящей статье, и желает их совершить.

13. Субъектом преступного посягательства признается только гражданин Российской Федерации, вменяемый и достигший 16 лет. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

14. Примечание к коммент. статье предусматривает освобождение от УО при наличии следующих условий: лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом содействует предотвращению дальнейшего ущерба интересам безопасности РФ и в действиях лица не содержится иного состава преступления.

15. Государственная измена относится к особо тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК, имея в виду отличия в описании субъекта этих преступлений.

2. Выдача государственной тайны – это действия по доведению соответствующих сведений до иностранного государства, иностранной организации (правительственной, межправительственной и неправительственной) или их представителей, которыми могут быть агенты иностранных спецслужб и иные лица, в том числе и граждане России. Выдача может быть совершена разными способами (устно, по каналам связи, с использованием тайников).

Выдача государственной тайны окончена в момент перехода сведений соответствующему адресату.

3. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности охватывает собой все остальные, не являющиеся шпионажем и выдачей государственной тайны, формы предательства, например переход на сторону врага во время войны, снабжение документами прикрытия иностранных агентов, предоставление им убежища и транспорта, совершение по заданию иностранной разведки какого-либо преступления и т.п.

4. Преступление имеет формальный состав и окончено независимо от факта причинения ущерба внешней безопасности страны.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, которым должна охватываться направленность собственных действий во вред безопасности государства.

6. Субъект специальный – гражданин России, достигший 16 лет. При выдаче государственной тайны сведения, ее образующие, должны находиться в обладании субъекта вне связи с их собиранием или похищением.

7. Примечание к статье распространяется на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 275, 276 и 278 УК, и предусматривает специальный случай деятельного раскаяния этих лиц, влекущий освобождение их от уголовной ответственности. Действия, предусмотренные примечанием, должны способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам страны, что является вопросом факта.

Отличительные черты государственной измены и ответственность по нормам уголовного права

Государственная измена – одно из преступлений против государства, которое существует тысячелетиями. В Уголовном кодексе наказание за указанное преступление предусмотрено по ст. 275.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Государственная измена: характеристика и состав преступления

Согласно определению из Уголовного кодекса государственная измена может принимать следующие формы:

  1. Шпионаж.
  2. Выдача государственной тайны иностранному государству или организации.
  3. Оказание помощи иностранному государству (материально-технической, финансовой, консультационной и пр.).

Объект государственной измены – внешняя безопасность страны, составляющими которой являются суверенитет, территориальная целостность (нерушимость границ) и обороноспособность. Внешняя безопасность предполагает состояние защищенности от угроз извне.

Под шпионажем понимается сбор, передача, похищение и хранение сведений, образующих гостайну для их дальнейшей передачи иностранному государству или организации. Такие данные могут собираться по заданию иностранной разведки.

Сведения, которые могут являться предметом преступного посягательства в виде шпионажа, включают:

  • данные разведывательной, экономической, оперативной и иной деятельности, разглашение которых может нанести ущерб безопасности страны;
  • данные из перечня сведения, которые входят в гостайну согласно Указу №1203 от 1995 года;
  • прочая информация, собираемая в интересах иностранной разведки, которая не составляет государственную тайну: снимки ж/д узлов, пробы воды и грунта, данные о порядке получения и замены российского паспорта и пр.

Адресатами указанной информации может являться иностранное государство, организация (в т. ч. международная), любые лица, которые действуют по поручению иностранного государства.

Если же сведения передаются российским гражданам, не связанным со спецслужбами, либо просто родственникам и друзьям правонарушителя, то речь о государственной измене не идет. Такое преступление может быть квалифицировано только как разглашение государственной тайны, за которое предусмотрено более мягкое наказание.

Госизмена в виде шпионажа считается оконченной с момента передачи сведений, составляющих государственную тайну, адресату или после сбора данной информации по заданию разведки. Если сбор сведений происходил без задания разведки, то состав преступления в форме шпионажа отсутствует. В этом случае можно говорить только о приготовлении к преступлению.

Другая форма государственной измены – выдача государственной тайны – заключается в предоставлении сведений иностранным государствам или организации подобного рода информации лично или через представителя.

Ее отличие от шпионажа в том, что сведения не собирались умышленно для их передачи, а доступ к гостайне лицо имело по роду своей деятельности. Сведения могут быть переданы в устной или письменной форме (в виде чертежей, изделий, документов и пр.). Моментом окончания преступления является время, когда государственная тайна стала достоянием иностранного государства.

Иная помощь иностранному государству или организации, которые действуют против интересов РФ, может иметь форму как противоправных деяний, так и тех, за которые не предусмотрено уголовное преследование. К таким деяниям можно отнести:

  • вербовка агентов для иностранных спецслужб;
  • подбор или предоставление конспиративной квартиры или автотранспорта;
  • подделка документов;
  • покупка одежды и иных предметов для экипировки агентов; ;
  • диверсия;
  • посягательство на жизнь государственного деятеля по заданию иностранных спецслужб и пр.

Преступление считается оконченным с момента оказания фактической помощи.

Если лицо просто дает согласие на сотрудничество с иностранным агентом, но фактически не совершило активных действий, то это может быть квалифицировано как приготовление к преступлению.

Данное преступление входит в группу деяний с формальным составом, оно считается оконченным независимо от того, был ли нанесен ущерб внешней безопасности России или нет. Но наличие причиненного ущерба интересам страны и степень его тяжести может повлиять на приговор суда.

Преступление характеризуется наличием прямого умысла у преступника и осознание направленности деяния против интересов страны и общественной опасности деяния. Мотив совершения государственной измены может быть любой. Чаще всего это корыстные мотивы, так как передача сведений иностранным государствам обычно происходит на платной основе. Но иногда лицом могут двигать идейные соображения или политические мотивы.

Отличие государственной измены от шпионажа

Практика определения различий между госизменой и шпионажем действовала еще в советском праве. За государственную измену по УК 1960 года могли привлечь только граждан СССР.

Сейчас при квалификации преступления также учитывается гражданство лица. Если оно было совершено россиянином, то речь идет о государственной измене. Если же преступление совершил на территории РФ иностранец или лицо без гражданства, то его могут обвинить в шпионаже.

Таким образом, субъектом преступления по ст. 275 УК РФ может быть исключительно российский гражданин. Тогда как иностранные граждане по данной статье могут привлекаться только в качестве подстрекателей.

Ответственность за государственную измену

Государственная измена наносит серьезный урон государству и его безопасности и несет реальную опасность для большинства граждан страны. Из-за высокой общественной опасности наказание за данное преступление во многих странах предусмотрено самое суровое или даже исключительное. Долгое время за государственную измену была предусмотрена смертная казнь. В тех государствах, в которых данная мера пресечения не действует, за серьезные случаи измены преступнику грозят большие реальные сроки или пожизненное заключение.

Ответственность за государственную измену в России прописана в 275 ст. УК РФ. Она наступает с 16 лет.

Данное преступление грозит лишением свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафными санкциями до 500 тыс. р. или в размере зарплаты на период до 3 лет с ограничением свободы до 2 лет. Указанное преступление относится к группе особо тяжких и наказывается по всей строгости.

Последние изменения в действующую ст. 275 УК РФ были внесены в 2012 году, когда сфера действия указанной нормы уголовного права была существенно расширена. Так, в качестве дополнений были внесены такие действия преступника, как оказание «материальной, финансовой, консультационной, материально-технической или иной помощи иностранному государству, организации или их представителям» в случае их деятельности против интересов страны.

Данные поправки подверглись серьезной критике со стороны правозащитных организаций, которые обвиняли законодателей в расплывчатой формулировке государственной измены, которая используется в актуальной редакции УК РФ. Но практически такое расширение диспозиции ст. 275 Уголовного кодекса не способствовало увеличению количества осужденных.

Согласно статистике, число лиц, которые были привлечены по ст. 275 УК РФ, возросло после ухудшения отношений РФ и Запада в 2014 году. Если в 2011-2012 году было 6 заключенных, в 2013 – 4, то в 2014 – уже 15. Наказания по данной статье суд выносит всегда достаточно суровые: не менее 12-15 лет лишения свободы.

Уголовный кодекс содержит одно примечание, что лицо может быть освобождено от уголовного преследования за государственную измену, если оно добровольно и своевременно сообщило органам власти о преступлении и предотвратило дальнейший ущерб национальным интересам.

Для освобождения от наказания в действиях лица не должно быть иного состава преступления. О совершенном преступлении можно сообщить по телефону горячей линии ФСБ.

Таким образом, государственная измена – особо тяжкое преступление против государства. Ответственность за нее наступает по нормам 275 статьи Уголовного кодекса. Шпионаж, совершенный гражданином РФ, трактуется как государственная измена, иностранным гражданином – как шпионаж. Государственная измена может иметь форму шпионажа, выдачи государственной тайны или помощи иностранному государству, организации, агентурной сети. Она грозит лишением свободы до 12-20 лет.

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .
———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Читайте также:  Хвойная - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ .
———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции .
———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ .
———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
———————————
См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

Какая уголовная ответственность грозит за государственную измену, согласно УК РФ?

Неумение хранить чужие секреты осуждают даже любители их слушать.

Но одно дело, если вам не подадут более руки те, чью тайну вы выболтали.

Совсем другое — если речь идет о государственных секретах, достигших чужих недружественных ушей.

Это деяние с далеко идущими последствиями и куда более опасное.

Понятие

Закон о государственной измене посвящена статья 275 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По сути своей это не что иное, как соучастие в деятельности враждебно настроенных стран против своей Родины.

Под понятием государственная измена подразумевается всякая помощь, в том числе информационная, в пользу иностранного государства, иностранной организации, либо же ее отдельных представителей.

В данном случае иностранное государство как адресат представляют, как правило, его органы, особенно — спецслужбы.

Иностранной организацией является зарубежная организация государственного, негосударственного или межгосударственного типа.

Кто такие в данном контексте представители? Лица, уполномоченные действовать в интересах страны, либо организации.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Формы и виды

Как изменить государству?

Формами и видами государственной измены являются: шпионаж, разглашение государственной тайны, иная помощь в подрыве внешней безопасности России.

Под иной помощью подразумевается техническая, финансовая и консультационная помощь иностранцам, желающим нанести ущерб России.

Это и, к примеру, выступление в роли связного, предоставление явочной квартиры, соучастие в диверсиях, терактах, снабжение иностранцев оружием, средствами передвижения, фальшивыми документами, деньгами и т.д.

Читайте также:  Скачать шаблон документа "Запрос о предоставлении документов".

Почему общественная опасность государственной измены так высока? Утечка любой закрытой информации может свести к нулю многолетнюю работу над технологиями, вооружением, серьезно расшатать экономику, вызвать международный скандал.

Уголовно-правовая характеристика

Как характеризуется государственная измена? Действия характеризующие объективную сторону ст. 275 УК РФ представляется в формах:

  • выдачи гос.тайны;
  • шпионажа;
  • иное способствование подрыву внешней безопасности Российской Федерации.

С субъективной стороны государственная измена возможна только по прямому умыслу, причем это распространяется на все формы государственной измены.

Для квалификации государственной измены по статье 275 УК РФ не имеет значения, какими мотивами руководствовался изменник.

Объект — внешняя безопасность РФ, то есть факт ее защищенности с внешней стороны от всего, что несет угрозу.

Это и территориальная неприкосновенность, обороноспособность, суверенитет государства.

Субъектом государственной измены может быть признан только гражданин Российской Федерации, которому на момент деяния исполнилось 16 лет. Соучастником (а также подстрекателем) может быть и иностранец, и лицо не имеющее гражданства.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующим признаком государственной измены являются тяжелые последствия, наступившие из-за дошедшей до недружественных соседей секретной информации, либо шпионажа, либо другой враждебной деятельности.

Чем отличается от шпионажа по признакам?

Государственная измена и шпионаж разграничений с объективной точки зрения не имеют отличий.

Различаются эти два деяния только субъектом. Изменником может быть только «свой», то есть — гражданин Российской Федерации.

Тогда как предъявить обвинение в шпионаже можно только иностранцу, либо лицу без гражданства.

Отличие

От разглашения государственной тайны

Государственную тайну разглашает тот, кто сообщает, либо передает иностранным представителям все, что относится к государственной тайне — то есть информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, оборонной, контрразведывательной, оборонной, либо оперативно-розыскной деятельности.

Отличается от измены это деяние тем, что для виновного не обязательно знать о том, что его болтливость может серьезно навредить Российской Федерации и желать этого.

Тогда как изменник действует всегда умышленно и осознанно.

Мотивами же для разглашения тайны могут быть: бахвальство, болтливость, стремление как-то отличиться и т. д.

От шпионажа

Шпионаж по определению означает сначала сбор, а затем передачу секретных данных.

Тогда как выдать гос.тайну можно только в том случае, если человек ничего не собирает и не выведывает, а передает иностранцам закрытые сведения, которые находятся в его доступе (например, в силу работы).

Выдача государственной тайны считается оконченной, когда иностранцам стали известны сведения, эту самую тайну составляющие.

Наказание и ответственность

Государственная измена и шпионаж в России относится к особо тяжким преступлениям, ответственность за государственную измену и шпионаж понесут согласно статье 15, п. 5 УК.

Уличенного в государственной измене ждет наказание — от двенадцати до двадцати лет лишения свободы.

Может быть назначена конфискация имущества. Правда, виновного (по упомянутой статье, а также статьям 276 и 278) могут и освободить от наказания.

Произойдет это в том случае, если он вовремя одумается — то есть своевременно и добровольно сообщит о случившемся властям и примет участие в недопущении дальнейшего ущерба Российской Федерации.

И то — если в его действиях не будет обнаружено иного состава преступления.

Кроме того, в поправках, принятых к этой статье, есть и такая: если доступ к информации вам закрыт, лучше с этим смириться.

Иначе придется за это отвечать, даже если деяние не квалифицируют как шпионаж или государственную измену.

Примеры из судебной практики

Конечно, мало кого из нас останавливали на улице и предлагали поработать «Люди в черном».

Тем не менее, обвинение в государственной измене может быть предъявлено очень многим, особенно в теперешних условиях тесного контакта с иностранцами и взаимного сотрудничества с зарубежными компаниями.

Ведь государственной изменой называют не обязательно шпионаж или разглашение гос. тайны — это оказание враждебному государству любой помощи, в том числе и консультативной.

Так например, физика-ядерщика из Нижегородской области обвинили в государственной измене (разглашении государственной тайны) за доклад о современных разработках взрывчатых веществ, прочитанный им во время загранкомандировки, а также публикацию статьи.

Стоит, правда, добавить, что с таким обвинением категорически не согласился адвокат — ведь, по его словам, эти материалы уже публиковались ранее, о какой «тайне» может идти речь?

Так в 2004 был осужден на 15 лет другой ученый, работавший в сфере контроля над вооружениями.

Его обвинили в передаче секретных сведений британской компании, за которой стояли более могущественные покровители из Соединенных Штатов.

Какая уголовная ответственность грозит за государственную измену, согласно УК РФ?

По сути своей это не что иное, как соучастие в деятельности враждебно настроенных стран против своей Родины.

Под понятием государственная измена подразумевается всякая помощь, в том числе информационная, в пользу иностранного государства, иностранной организации, либо же ее отдельных представителей.

В данном случае иностранное государство как адресат представляют, как правило, его органы, особенно — спецслужбы.

Иностранной организацией является зарубежная организация государственного, негосударственного или межгосударственного типа.

Читайте также: Отграничение убийства (ст. 139 УК) от причинения тяжких телесных повреждений повлекших смерть (ч. 3 ст. 147 УК)

Кто такие в данном контексте представители? Лица, уполномоченные действовать в интересах страны, либо организации.

Формы и виды

Как изменить государству?

Формами и видами государственной измены являются: шпионаж, разглашение государственной тайны, иная помощь в подрыве внешней безопасности России.

Под иной помощью подразумевается техническая, финансовая и консультационная помощь иностранцам, желающим нанести ущерб России.

Это и, к примеру, выступление в роли связного, предоставление явочной квартиры, соучастие в диверсиях, терактах, снабжение иностранцев оружием, средствами передвижения, фальшивыми документами, деньгами и т.д.

Почему общественная опасность государственной измены так высока? Утечка любой закрытой информации может свести к нулю многолетнюю работу над технологиями, вооружением, серьезно расшатать экономику, вызвать международный скандал.

Что такое шпионаж?

Шпионажем является передача сведений, которые затрагивают интересы государства представителям другого государства. Способ передачи, как и вид данных значения не имеют. Это могут быть различные документы, пробы материалов и т.п.

Шпион собирает данные, хранит их и передаёт. Для противоправной деятельности он использует целый комплекс методов. Шпионом может являться сотрудник разведки иностранного государства или гражданин России, завербованный спецслужбами другой страны.

Шпионаж, согласно закону, бывает нескольких видов. Каждый из них имеет свои особенности, которые важны для квалификации преступления.

Уголовно-правовая характеристика

Как характеризуется государственная измена? Действия характеризующие объективную сторону ст. 275 УК РФ представляется в формах:

  • выдачи гос.тайны;
  • шпионажа;
  • иное способствование подрыву внешней безопасности Российской Федерации.

С субъективной стороны государственная измена возможна только по прямому умыслу, причем это распространяется на все формы государственной измены.

Для квалификации государственной измены по статье 275 УК РФ не имеет значения, какими мотивами руководствовался изменник.

Объект — внешняя безопасность РФ, то есть факт ее защищенности с внешней стороны от всего, что несет угрозу.

Это и территориальная неприкосновенность, обороноспособность, суверенитет государства.

Субъектом государственной измены может быть признан только гражданин Российской Федерации, которому на момент деяния исполнилось 16 лет. Соучастником (а также подстрекателем) может быть и иностранец, и лицо не имеющее гражданства.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующим признаком государственной измены являются тяжелые последствия, наступившие из-за дошедшей до недружественных соседей секретной информации, либо шпионажа, либо другой враждебной деятельности.

Чем отличается от шпионажа по признакам?

Государственная измена и шпионаж разграничений с объективной точки зрения не имеют отличий.

Различаются эти два деяния только субъектом. Изменником может быть только «свой», то есть — гражданин Российской Федерации.

Тогда как предъявить обвинение в шпионаже можно только иностранцу, либо лицу без гражданства.

Квалификация преступлений

Разграничение преступлений, связанных с передачей информации, связано с типом этой информации. Она может находиться в открытом доступе, как в случае с коммерческим шпионажем, так и представлять собой государственную тайну. При этом шпионаж делят на два правонарушения, в зависимости от инициатора сбора и передачи данных:

  • По инициативе виновного лица.
  • По заданию иностранной спецслужбы.

В некоторых случаях, когда не было факта передачи данных, содеянное может быть квалифицировано, как подготовка к совершению преступления.

Ответственность за шпионаж

Отличие

От разглашения государственной тайны

Государственную тайну разглашает тот, кто сообщает, либо передает иностранным представителям все, что относится к государственной тайне — то есть информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, оборонной, контрразведывательной, оборонной, либо оперативно-розыскной деятельности.

Отличается от измены это деяние тем, что для виновного не обязательно знать о том, что его болтливость может серьезно навредить Российской Федерации и желать этого.

Тогда как изменник действует всегда умышленно и осознанно.

Мотивами же для разглашения тайны могут быть: бахвальство, болтливость, стремление как-то отличиться и т. д.

От шпионажа

Шпионаж по определению означает сначала сбор, а затем передачу секретных данных.

Тогда как выдать гос.тайну можно только в том случае, если человек ничего не собирает и не выведывает, а передает иностранцам закрытые сведения, которые находятся в его доступе (например, в силу работы).

Выдача государственной тайны считается оконченной, когда иностранцам стали известны сведения, эту самую тайну составляющие.

Государственная измена: характеристика и состав преступления

Согласно определению из Уголовного кодекса государственная измена может принимать следующие формы:

  1. Шпионаж.
  2. Выдача государственной тайны иностранному государству или организации.
  3. Оказание помощи иностранному государству (материально-технической, финансовой, консультационной и пр.).

Объект государственной измены – внешняя безопасность страны, составляющими которой являются суверенитет, территориальная целостность (нерушимость границ) и обороноспособность. Внешняя безопасность предполагает состояние защищенности от угроз извне.

Под шпионажем понимается сбор, передача, похищение и хранение сведений, образующих гостайну для их дальнейшей передачи иностранному государству или организации. Такие данные могут собираться по заданию иностранной разведки.

Сведения, которые могут являться предметом преступного посягательства в виде шпионажа, включают:

  • данные разведывательной, экономической, оперативной и иной деятельности, разглашение которых может нанести ущерб безопасности страны;
  • данные из перечня сведения, которые входят в гостайну согласно Указу №1203 от 1995 года;
  • прочая информация, собираемая в интересах иностранной разведки, которая не составляет государственную тайну: снимки ж/д узлов, пробы воды и грунта, данные о порядке получения и замены российского паспорта и пр.

Адресатами указанной информации может являться иностранное государство, организация (в т. ч. международная), любые лица, которые действуют по поручению иностранного государства.

Если же сведения передаются российским гражданам, не связанным со спецслужбами, либо просто родственникам и друзьям правонарушителя, то речь о государственной измене не идет. Такое преступление может быть квалифицировано только как разглашение государственной тайны, за которое предусмотрено более мягкое наказание.

Госизмена в виде шпионажа считается оконченной с момента передачи сведений, составляющих государственную тайну, адресату или после сбора данной информации по заданию разведки. Если сбор сведений происходил без задания разведки, то состав преступления в форме шпионажа отсутствует. В этом случае можно говорить только о приготовлении к преступлению.

Другая форма государственной измены – выдача государственной тайны – заключается в предоставлении сведений иностранным государствам или организации подобного рода информации лично или через представителя.

Ее отличие от шпионажа в том, что сведения не собирались умышленно для их передачи, а доступ к гостайне лицо имело по роду своей деятельности. Сведения могут быть переданы в устной или письменной форме (в виде чертежей, изделий, документов и пр.). Моментом окончания преступления является время, когда государственная тайна стала достоянием иностранного государства.

Иная помощь иностранному государству или организации, которые действуют против интересов РФ, может иметь форму как противоправных деяний, так и тех, за которые не предусмотрено уголовное преследование. К таким деяниям можно отнести:

  • вербовка агентов для иностранных спецслужб;
  • подбор или предоставление конспиративной квартиры или автотранспорта;
  • подделка документов;
  • покупка одежды и иных предметов для экипировки агентов;
  • терроризм;
  • диверсия;
  • посягательство на жизнь государственного деятеля по заданию иностранных спецслужб и пр.

Преступление считается оконченным с момента оказания фактической помощи.

Если лицо просто дает согласие на сотрудничество с иностранным агентом, но фактически не совершило активных действий, то это может быть квалифицировано как приготовление к преступлению.

Данное преступление входит в группу деяний с формальным составом, оно считается оконченным независимо от того, был ли нанесен ущерб внешней безопасности России или нет. Но наличие причиненного ущерба интересам страны и степень его тяжести может повлиять на приговор суда.

Преступление характеризуется наличием прямого умысла у преступника и осознание направленности деяния против интересов страны и общественной опасности деяния. Мотив совершения государственной измены может быть любой. Чаще всего это корыстные мотивы, так как передача сведений иностранным государствам обычно происходит на платной основе. Но иногда лицом могут двигать идейные соображения или политические мотивы.

Наказание и ответственность

Государственная измена и шпионаж в России относится к особо тяжким преступлениям, ответственность за государственную измену и шпионаж понесут согласно статье 15, п. 5 УК.

Уличенного в государственной измене ждет наказание — от двенадцати до двадцати лет лишения свободы.

Может быть назначена конфискация имущества. Правда, виновного (по упомянутой статье, а также статьям 276 и 278) могут и освободить от наказания.

Произойдет это в том случае, если он вовремя одумается — то есть своевременно и добровольно сообщит о случившемся властям и примет участие в недопущении дальнейшего ущерба Российской Федерации.

И то — если в его действиях не будет обнаружено иного состава преступления.

Кроме того, в поправках, принятых к этой статье, есть и такая: если доступ к информации вам закрыт, лучше с этим смириться.

Иначе придется за это отвечать, даже если деяние не квалифицируют как шпионаж или государственную измену.

Ответственность по статье 183 УК РФ

Промышленный шпионаж в уголовном праве трактуется как разглашение конфиденциальной информации. За это предусмотрено наказание:

  • В виде штрафа на сумму 500 тысяч рублей или дохода за год, если доказан факт хищения информации.
  • Штраф в 1 миллион рублей и запрет на занятие определённых должностей до 3 лет, а также исправительные работы до 2 лет, принудительные работы или лишение свободы до 3 лет. Такие санкции предусмотрены за передачу и использование собранной информации.
  • Штраф до 1,5 миллиона рублей и запрет на занятие должностей в течение 5 лет, а также лишение свободы на тот же срок. Это наказание за промышленный шпионаж, повлёкший ущерб в крупном размере.

Максимальное наказание за данное преступление – принудительные работы до 5 лет и лишение свободы на 7 лет.

Избежать ответственности могут лица, признанные недееспособными, а также при отсутствии доказательств или состава преступления.

Ссылка на основную публикацию