Как платить налоги НДФЛ гражданину страны участника договора ЕАЭС

По какой ставке считать НДФЛ с доходов работников, прибывших из стран ЕАЭС

Если по итогам года работник-гражданин страны ЕАЭС не стал российским налоговым резидентом, НДФЛ с его доходов необходимо пересчитать по ставке 30% (информация с сайта ФНС, Письмо Минфина от 18.02.2020 N 03-04-07/11392, Письмо ФНС от 28.02.2020 N БС-4-11/3347). Иное мнение ФНС излагала в Письме от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@, где говорилось о том, что доходы граждан стран ЕАЭС всегда облагаются по ставке 13%.

Напомним, что выплаты, осуществленные российским работодателем гражданам Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, с первого их рабочего дня облагают НДФЛ по «стандартной» для россиян ставке 13% — так установлено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Однако теперь по окончании налогового периода расчет НДФЛ по такому сотруднику, возможно, придется скорректировать.

Чтобы понять, есть ли необходимость в перерасчете, определяют налоговый статус физлица, который зависит от времени его нахождения в РФ на протяжении года. И если работник по итогам года не признан российским налоговым резидентом, его доход придется обложить 30% НДФЛ, а не 13%.

Для реализации в ЗУП 3 последнего разъяснения Минфина потребуется для сотрудника страны ЕАЭС изменить в разделе Налог на доходы статус Гражданин страны-участника Договора о ЕАЭС на статус Нерезидент и указать дату, начиная с которой сотрудник начал получать доходы в организации по ставке 13%. При очередном расчете зарплаты в документе Начисление зарплаты и взносов произойдет доначисление НДФЛ за предыдущие периоды по ставке 30%. В Разделе 2 отчета 6-НДФЛ могут понадобится ручные корректировки из-за полупустых блоков с удержанным НДФЛ за прошлые периоды, но без сумм выплаченного дохода.

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Минфин России в Письме от 27.02.2019 N 03-04-06/12764 пояснил, что.Если предприниматель сменил регион проживания после окончания налогового периода, УСН-налог.В данной статье мы расскажем о том, как заполнять платежное.Для просмотра на полный экран кликайте на иконку в нижнем.

Карточка публикации

Разделы: Законодательство (ЗУП), Зарплата (ЗУП), Настройки (ЗУП)
Рубрика: Иностранные работники / Новости ЗУП / Отчетность по НДФЛ / Учет по НДФЛ
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение: 11.06.2020

ID задана и содержит ID поста $termini = get_the_terms( $post->ID, ‘post_tag’ ); // так как функция вернула массив, то логично будет прокрутить его через foreach() foreach( $termini as $termin )< echo '' . $termin->name . ”; > /* * Также вы можете использовать: * $termin->ID – понятное дело, ID элемента * $termin->slug – ярлык элемента * $termin->term_group – значение term group * $termin->term_taxonomy_id – ID самой таксономии * $termin->taxonomy – название таксономии * $termin->description – описание элемента * $termin->parent – ID родительского элемента * $termin->count – количество содержащихся в нем постов */ –>

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме “Задать вопрос” возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку “Задать вопрос”, я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Ставки НДФЛ для иностранных работников: разъяснения по гражданам из ЕАЭС, иностранцам с патентом и ВКС

В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств – членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации – граждане государств – членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

О ставке НДФЛ с доходов граждан государств – членов ЕАЭС, работающих в РФ по найму

Размер налоговой ставки НДФЛ в отношении доходов граждан государств – членов ЕАЭС, работающих в РФ по найму, определяется с учетом статуса налогового резидента.

На граждан государств – членов ЕАЭС распространяется общий порядок определения резидентства и исчисления НДФЛ.

Доходы физлиц – налоговых резидентов РФ облагаются НДФЛ по ставке 13%, а доходы граждан, не признаваемых российскими налоговыми резидентами, – по ставке 30%.

С первого дня работы по найму на территории России доходы указанных выше граждан облагаются НДФЛ по ставке 13%. По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица, который зависит от времени его нахождения в РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если по итогам налогового периода сотрудники организации находились в России менее 183 дней, то суммы НДФЛ, исчисленные по ставке 13 процентов, подлежат перерасчету по ставке размере 30 процентов.

Изложенный порядок определения налогового статуса и исчисления НДФЛ применяется в отношении физлиц независимо от их гражданства.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 февраля 2020 г. N БС-4-11/3347

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2020 N 03-04-07/11392 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации – граждан государств – членов Евразийского экономического союза.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 февраля 2020 г. N 03-04-07/11392

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации – граждан государств – членов Евразийского экономического союза и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Пунктом 1 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, указанных в пункте 3 статьи 224 Кодекса.

Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) предусмотрено, что в случае, если одно государство – член Евразийского экономического союза в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц – налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств – членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, с учетом положений статьи 73 Договора и пункта 1 статьи 224Кодекса доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации гражданами государств – членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13 процентов начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Читайте также:  Прием на работу несовершеннолетних: с какого возраста, условия

При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

Данный вывод не противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П.

Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства.

Учитывая изложенное, если по итогам налогового периода сотрудники организации – граждане государств – членов Евразийского экономического союза не приобрели статус налоговых резидентов (находились в Российской Федерации менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке в размере 30 процентов.

Дайджест по налогам № 17

Бокова Н. С.

Чтобы понять, по какой ставке удерживать НДФЛ с доходов физлиц, нужно определить их налоговый статус. Налоговый статус определяют на дату, когда получен доход, и фиксируют на последнюю дату налогового периода (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 16-П).

  • На определение налогового статуса — резидента или нерезидента — де-юре влияет только один фактор — количество дней физического присутствия на территории РФ.
  • Для определения статуса на территории РФ действует один тест — тест физического присутствия. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п . 2 ст. 207 НК РФ ).

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица не играет роль гражданство (РФ или другой страны) или иной фактор. Однако де-факто гражданство принимается во внимание. Доказательство — договор ЕАЭС. Граждан стран — участниц этого договора изначально признают налоговыми резидентами, как и граждан РФ. Налоговый статус резидента «предоставляется авансом».

Граждане иных стран становятся резидентами РФ только после того, как находятся на территории РФ более 183 дней.

Разница в порядке налогообложения физлиц — граждан ЕАЭС и иных государств

Основные подходы при приеме граждан на работу:

  1. Гражданин РФ в течение года признается налоговым резидентом РФ. НК РФ и иные правовые акты не обязывают физлицо предоставлять доказательства налогового статуса. Ставка НДФЛ — 13%, есть право на вычеты.
  2. Для граждан иностранных государств (кроме ЕАЭС) работодатель должен установить налоговый статус физлица в целях определения ставки НДФЛ, по которой будет облагаться вознаграждение. Только после того как срок нахождения на территории РФ превысит контрольное значение — 183 дня, к доходам таких лиц применяется ставка 13% и появляется право на вычеты.
  3. Граждане стран ЕАЭС при приеме на работу на территории РФ изначально имеют право на ставку 13% с той лишь разницей, что до тех пор, пока количество дней нахождения в РФ не превысит 183 дня, права на вычеты нет (Письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223). Применение ставки 13% в данном контексте может рассматриваться как льгота. Возможность уменьшить облагаемые доходы на вычеты связано с приобретением физическим лицом — гражданином страны ЕАЭС статуса налогового резидента.
Позиция ФНС России в информационном сообщении

Договор ЕАЭС распространяется на граждан Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии и России. Изначально к доходам граждан этих стран применяется ставка налога, предусмотренная для резидентов (ст. 73 Договора ЕАЭС), и только, если «по итогам года сотрудники организаций — граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13%, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30%». Все в рамках действующего законодательства, как российского, так и по договору ЕАЭС.

Комментарий: при приеме на работу гражданина из страны ЕАЭС во второй половине года международное законодательство предписывает применять ставку НДФЛ 13%. Налоговый агент не вправе применять ставку НДФЛ 30%, даже если будет очевидно, что на 31 декабря гражданин страны ЕАЭС не станет налоговым резидентом России, так как законодательство не предусматривает в этой части исключений.

На конец налогового периода налоговый агент должен сделать перерасчет налога. В общем виде перерасчет НДФЛ по итогам года, если на конец налогового периода физлицо признают налоговым нерезидентом, выглядит так:

  1. Определите сумму НДФЛ с каждой выплаты, применив ставку 30%.
  2. Определите сумму НДФЛ, которая не была удержана.
  3. Сообщите в налоговую и работнику о неудержанной сумме налога.

Предостережение: убедитесь, что гражданин не приехал на территорию РФ в первой половине года. Иными словами, убедитесь, что он не находится на территории России на 31 декабря года налогового периода более 183 дней. Ведь важен срок нахождения на территории РФ, а не дата устройства на работу.

Организация-упрощенец — плательщик налога на имущество

Письмо ФНС России от 17.02.2020 № БС-4-21/2741@

  • Упрощенцы не признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которой определена как среднегодовая стоимость.
  • Если в отношении недвижимого имущества определена кадастровая стоимость, то упрощенец платит налог на имущество.

Проблема: у организации на УСН в собственности есть помещение в здании, по которому определена кадастровая стоимость. Является ли она плательщиком налога на имущество или нет?

Решение: если субъект РФ включил здание в перечень, по которому определена кадастровая стоимость по состоянию на начало налогового периода, то помещение, принадлежащее упрощенцу, также оценивается по кадастровой стоимости пропорционально площади помещения.

Чтобы быть плательщиком налога, необязательно иметь в собственности весь объект недвижимости, оцененный по кадастровой стоимости. Достаточно помещения, которое также будет облагаться налогом исходя из кадастровой оценки самого объекта недвижимости.

Комментарий: субъекты РФ определяют перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Такой перечень формируется не позднее 1-го числа очередного налогового периода. Если в собственности организации, применяющей УСН, есть помещение в таком объекте, то упрощенец признается плательщиком налога на имущество.

Организации на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» включают уплаченный налог на имущество в расходы при формировании налоговой базы по налогу при УСН.

НДФЛ граждан ЕАЭС в России

В налогообложении граждан ЕАЭС в России много противоречивых моментов. Это связано с тем, что позиции международного и российского права определяются в различной терминологии и поэтому формального разногласия не создают, но на практике приводят к неоднозначности правил применения налоговой ставки при расчете НДФЛ. В статье эксперты 1С разъясняют тонкости и последствия выбора алгоритма расчета НДФЛ для граждан ЕАЭС и рассказывают о порядке отражения налогового статуса сотрудников из ЕАЭС, применения ставки НДФЛ и расчета налога в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3.

Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.

Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.

Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.

Статус резидентства РФ

Как выясняется статус резидентства РФ

Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».

Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.

Письма Минфина России от 06.06.2014 № 03-04-05/27351, от 22.11.2012 № 03-04-06/6-331, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и др. разъясняют особенности исчисления 183 дней пребывания на территории РФ.

Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):

  • лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
  • работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
  • приезда в РФ и дни отъезда из РФ.

Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.

Что дает статус резидентства РФ

Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ – 30%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.

Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ

Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.

Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.

1С:ИТС

В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: с резидента на нерезидента ; с нерезидента на резидента – по ссылке .

Статус гражданина ЕАЭС

Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах – участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.

Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне – налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран – нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.

Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ – статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Когда следует применять НК РФ, а не нормы Договора о ЕАЭС

Контролирующие органы РФ считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса, что не противоречит букве Договора о ЕАЭС. Минфин России в письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 напоминает, что порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства. Для случая, когда к концу года гражданин ЕАЭС приобретает статус налогового резидента РФ, пересмотр налогового статуса позволяет применить налоговые вычеты и пересчитать в связи с этим НДФЛ. Очевидно, что если гражданин ЕАЭС не успевает в налоговом периоде получить статус налогового резидента, то в соответствии с требованиями Минфина в конце года НДФЛ пересчитывается по ставке 30%. Налог по возможности следует удержать, а при отсутствии соответствующего дохода – сообщить о невозможности удержания в отчете по форме 2-НДФЛ.

Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2019 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% – это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.

Одновременно с разъяснениями необходимости пересчета НДФЛ в конце налогового периода в соответствии с налоговым статусом Минфин России в своем письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 сообщает, что указанное письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.

В письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ отражена противоположная позиция об отсутствии необходимости пересчета налога.

Ни мнение Минфина России, ни ФНС России нельзя считать более или менее выгодным для граждан ЕАЭС. Пересмотр налогового статуса приведет к увеличению ставки НДФЛ к доходам нерезидента, а отсутствие пересмотра повлечет неприменение положенных резидентам вычетов.

Читайте также:  Валуйки - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

1С:ИТС

Рекомендации по выбору варианта расчета НДФЛ граждан ЕАЭС для налоговых агентов, осторожных и готовых отстаивать свою позицию, см. в разделе «Консультации по законодательству» .

Независимо от выбора варианта расчета в конце налогового периода в отчетности следует отражать фактические данные – ставку НДФЛ, гражданство и налоговый статус физлица.

Так, в случае когда нерезиденту – гражданину ЕАЭС налог исчислен по ставке 13%, в справке 2-НДФЛ следует указать гражданство нерезидента РФ и код статуса налогоплательщика «2».

Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.

Пример 1

Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору.

При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2018 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны – участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).

025.jpg

Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника

Пример 2

Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна.

Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Оплата труда в натуральной форме. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.

В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).

026.jpg

Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода

Пользователю предоставлена возможность самостоятельно настраивать начисления. Обратите внимание, если для некоторых сотрудников выплата (например, «Оплата фитнеса») предусмотрена трудовым договором, а для других – не предусмотрена, то в программе необходимо настроить два различных вида расчета.

Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.

От редакции. На лекции 11.07.2019 «1С-Отчетность за полугодие 2019 года – особенности формирования, новое в отчетности» эксперты 1С рассмотрят вопросы, связанные с подготовкой зарплатной отчетности в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3, в том числе и для нерезидентов с особым статусом. Зарегистрироваться не мероприятие можно в 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Как оформить работников из стран ЕАЭС и платить с их зарплаты налоги и взносы

При участии Юлия Бусыгина

На форуме «Бухгалтерии Онлайн» часто появляются вопросы, связанные с работниками из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Как правильно оформить их прием на работу? Какие документы они должны предоставить? Как начислять на их зарплату НДФЛ и страховые взносы? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Как принять на работу иностранца из страны ЕАЭС

Начинать рассмотрение, пожалуй, нужно не с налогообложения, а с кадровых вопросов. Ведь правила оформления работников из стран ЕАЭС отличаются от правил для «обычных» иностранцев и граждан РФ. Для работы на территории РФ гражданам государств, входящих в ЕАЭС (а это, напомним, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) не требуется получать от государственных органов РФ каких-либо разрешений или патентов. Не применяются при трудоустройстве таких иностранцев и те ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ максимально допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. Об этом говорится в п. 1 и 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 года, далее — Договор о ЕАЭС).

Однако некоторые особенности при трудоустройстве работников из стран ЕАЭС все же имеются.

Перечень документов

Во-первых, перечень документов, которые такие сотрудники должны предъявить при поступлении на работу, шире, чем для россиян. Так, по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС, в России без каких-либо дополнительных операций признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС. Но если документ составлен на иностранном языке, работодатель вправе потребовать от трудоустраивающегося иностранца представить нотариально заверенный перевод.

Обратите внимание, что правила о безусловном признании документов об образовании не действуют, если речь идет о приеме на должности, предполагающие педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность. В этом случае дополнительно к переводу потребуется также документ о признании в РФ документа об образовании, выданного иностранным государством.

Медицинское страхование

Во-вторых, есть особенности, связанные с медицинским страхованием работников из ЕАЭС. Ситуация крайне запутанная. Так, согласно п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС медицинское страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это должно означать, что ЕАЭС-работники являются лицами, застрахованными в системе ОМС. Что, кстати, для целей страховых взносов, недавно подтвердила и ФНС России (см. письмо от 14.02.17 № БС-4-11/2686).

Однако у Минтруда по этому поводу иное мнение. В письме от 17.12.15 № 16-4/В-823 специалисты ведомства сослались на определение термина «трудящийся государства — члена ЕАЭС», приведенное в п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС, где говорится, что лицо, осуществляющее трудовую деятельность, должно находиться на территории РФ законно. Кроме того, авторы письма сослались на ст. 327.3 ТК РФ. Данные нормы позволили авторам сделать следующий вывод. Гражданам стран ЕАЭС (кроме белорусов, для которых дополнительно действуют правила Договора между Россией и Белоруссией о создании союзного государства от 08.12.99) для поступления на работу нужно предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС, реквизиты которого указываются в трудовом договоре. Исключение составляет случай, когда работодатель сам оформляет договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг такому сотруднику-иностранцу. Подробнее об этом см. «Минтруд: временно пребывающие в РФ иностранцы из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС».

На наш взгляд, вывод Минтруда является крайне спорным. Однако тем работодателям, которые не готовы доказывать свою правоту в суде, мы рекомендуем к нему прислушаться. А для этого потребуется учесть еще несколько тонкостей.

На какой срок покупать полис ДМС

Дело в том, что ДМС можно оформить на любой срок, и даже разово для получения той или иной медуслуги. Каким именно должен быть срок действия полиса, позволяющего иностранцу устроиться на работу в РФ, законодательство не поясняет.

Восполнить этот пробел вновь попытался Минтруд России. В письме от 26.09.2016 № 16-4/В-465 специалисты министерства указала, что срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора. Но это исправило ситуацию только частично. Ведь с ЕАЭС-иностранцем можно заключать не только срочный, но и бессрочный трудовой договор! А бессрочных полисов ДМС не бывает. Как же поступить работодателю, который не желает самостоятельно заключать договор на медобслуживание иностранца, такой ситуации? Ответ находим в Трудовом кодексе. Так, в ст. 327.5 ТК РФ сказано, что окончание срока действия полиса является основанием для отстранения иностранца от работы. И дальше действует обычный для отстранения порядок, установленный ст. 76 ТК РФ: если в течение месяца не устранены обстоятельства, из-за которых работник был отстранен (т.е. работодателю не представлен новый полис ДМС), работник увольняется на основании п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

Это означает, что при заключении бессрочного договора иностранца можно принять на работу с любым (по сроку действия) полисом ДМС. Но при этом иностранец должен помнить, что ему потребуется предоставить работодателю данные о новом полисе не позднее дня окончания действия предыдущего. Соответственно, при получении этих данных нужно будет внести изменения в трудовой договор. А при неполучении — отстранить работника.

Миграционный учет

Наконец, работодатели, принимающие на работу граждан стран ЕАЭС, не должны забывать, что в отношении таких работников за ними сохраняется обязанность уведомить о заключении трудового договора органы МВД (отдел по вопросам миграции). Ведь Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключения из требований, установленных российским законодательством в части миграционного учета. Направить соответствующее уведомление следует не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан в РФ).

Завершая раздел, посвященный приему на работу, скажем несколько слов о трудовых книжках. Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые позволяют признавать трудовые книжки, выданные в иностранных государствах. Значит, если у принимаемого на работу ЕАЭС-гражданина нет российской (или советской, образца 1938, 1974 или 1975 года) трудовой книжки, то в этой части он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (письмо Роструда от 15.06.05 № 908-6-1).

Налоги и взносы

Ставка НДФЛ

Разобравшись с кадровыми моментами, можно переходить к вопросам налогообложения. Начнем с НДФЛ. На первый взгляд, тут все кажется достаточно простым, поскольку в ст. 73 Договора о ЕАЭС сказано: к трудовым доходам иностранных граждан государств-участников должны применяться те же правила налогообложения, что и к гражданам страны, в которой эти иностранцы работают. Выходит, что независимо от того являются ли такие работники налоговыми резидентами РФ (т. е. провели ли они 183 дня за предыдущие 12 месяцев на территории РФ) к их доходам должна применяться ставка 13 процентов. Однако при этом бухгалтеру нужно помнить, что «уравнивание» ставки с первого дня работы не означает уравнивание и в иных правах с этого же момента. Так, до тех пор, пока у работодателя не будет подтверждения, что работник является налоговым резидентом РФ, ему нельзя предоставлять стандартные налоговые вычеты. Ведь в Договоре о ЕАЭС говорится исключительно о ставке, а не о применении всех правил для налоговых резидентов. А, по правилам НК РФ, нельзя предоставить вычеты тем налогоплательщикам, доходы которых облагаются по ставке, определенной международным договором (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ). По той же причине НДФЛ в отношении выплат таким иностранцам нужно считать не нарастающим итогом, а по каждой выплате отдельно (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Однако на этом особенности в части НДФЛ не заканчиваются. Так, по мнению Минфина, работодателю, принявшему на работу ЕАЭС-граждан, надлежит дополнительно контролировать обретение этими лицами статуса налогового резидента РФ по состоянию на 31 декабря. Если выяснится, что на эту дату иностранец налоговым резидентом не является, то НДФЛ в отношении всех доходов, выплаченных в уходящем году, нужно пересчитать, исходя из ставки 30 процентов (см. письма от 14.07.16 № 03-04-06/41639 и от 10.06.16 № 03-04-06/34256).

Объясняется это очень просто: Договор о ЕАЭС требует облагать доходы иностранцев-граждан стран-участниц ЕАЭС в том же порядке, что и доходы резидентов. А, согласно НК РФ, эти правила зависят от количества дней, проведенных в России по итогам налогового периода (п. 3 ст. 225, п. 3.2 постановления КС РФ от 25.06.15 № 16-П). Поэтому, точно также, как был бы пересчитан налог гражданину РФ, который по состоянию на 31 декабря не провел на территории РФ 183 дня за прошедшие 12 месяцев, нужно пересчитать налог и гражданам стран ЕАЭС.

Поспорить с таким подходом, конечно, можно. Если внимательно читать ст. 73 Договора о ЕАЭС, то мы увидим, что речь в ней идет о том, что доходы ЕАЭС-граждан от работы в РФ должны облагаться по ставкам, предусмотренным в РФ именно для физических лиц — налоговых резидентов РФ. То есть, буквальное толкование Договора говорит о том, что ставка 13% должна применяться к доходам ЕАЭС-граждан, работающих в РФ, в любом случае, даже если по итогам года они не обрели статус налогового резидента РФ. Косвенное подтверждение этого вывода можно найти в письме ФНС России от 28.11.16 № БС-4-11/22588@. В нем отмечается, что положениями ст. 73 Договора об ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств — членов союза в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства.

Однако риски в связи с отказом от пересчета налога в рассматриваемой ситуации существуют, и работодателю необходимо принять самостоятельное решение. Либо взять риски на себя и не пересчитывать налог, либо переложить эти риски на работника. То есть пересчитать налог, тем самым предоставив работнику возможность при желании оспорить такой подход в налоговом органе и (или) в суде.

Страховые взносы

Вопросы социального обеспечения ЕАЭС-работников также регламентированы Договором о ЕАЭС. Так, в ст. 98 Договора сказано, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Ссылаясь на эту норму Договора налоговая служба настаивает: граждане стран ЕАЭС признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации. Значит, работодателю нужно уплачивать страховые взносы на ОМС с выплат в пользу данных лиц (письмо ФНС России от 14.02.17 № БС-4-11/2686). Также в силу этого положения Договора выплаты в пользу ЕАЭС-граждан являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Читайте также:  Нужна ли виза на Мальдивы для россиян. Порядок безвизового въезда. Когда требуется предварительное оформление визового разрешения

Вопросы же пенсионного страхования в данном случае, как этого требует п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС урегулированы уже российским законодательством. В частности, законом от 15.12.01 № 167-ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ, который (п. 1 ст. 7) признает таких лиц застрахованными в системе ОПС.

Так что вывод в данном случае получается простой. Выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений гражданам государств — членов ЕАЭС (в том числе и временно пребывающим в РФ), облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты россиянам.

Гражданин и резидент: о логике пересчета налоговых ставок в ЕАЭС

— Да ведь я же вам тысячу раз говорил, что я не эмигрант.

— А кто вы такой? Зачем вы сюда приехали?

— Ну, приехал из города N по делу.

— Ну, по личному делу.

— И после этого вы говорите, что вы не эмигрант.

Илья Ильф. Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Введение

Никогда такого не было, и вот опять… Опять встал вопрос о налогообложении физических лиц-резидентов государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 16 декабря 2019 г. – сразу три письма Минфина России о порядке обложения НДФЛ доходов граждан стран-членов ЕАЭС от работы по найму в Российской Федерации[1], в начале марта 2020 г. – письмо ФНС России[2]. Можно перечислить еще с десяток официальных разъяснений на эту тему, хотя был период, когда казалось: все точки над «i» расставлены.

Сложности вызывает статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.:

В случае если одно государство-член ЕАЭС в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена ЕАЭС в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц – налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

– Положения статьи 73 применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Сравнительно небольшое по объему правило оказалось своего рода «кубиком Рубика» в силу многослойности регулирования – национального и международного – которое необходимо привести в систему для раскрытия его содержания. Но начнем по порядку.

ЕАЭС: испытание резидентством

25 июня 2015 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление №16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского» (далее – Постановление № 16-П). И как бы предчувствуя, что вопросы еще возникнут, дал толкование «на вырост», упомянув про Договор о ЕАЭС, хотя к тому конкретному случаю последний отношения не имел (вступил в силу 1 января 2015 г.).

Фабула дела несложна. Во вторник, 13 июля 2010 г. гражданин Республики Беларусь С.П. Лярский по прибытии в РФ заключил трудовой договор с ООО. Если верить архиву погоды, температура воздуха в Москве в тот день составила около +28°C, а налоговая ставка по НДФЛ, по которой работодатель (налоговый агент) не мешкая начал облагать его доходы, – 30%. Логика такого решения: станет работник налоговым резидентом, тогда и получит право на 13%.

Незаметно пролетело еще одно лето в России, и в сентябре 2011 г. гражданин РБ (а теперь уже и налоговый резидент РФ) представил в налоговый орган декларацию за 2010 год с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы (перерасчет по ставке 13%). Не найдя понимания и без успеха пройдя судебные тяжбы, налоговый резидент РФ (гражданин РБ) обратился в КС РФ.

После 30-ти жизнь только начинается

13 – счастливое число, если это ставка НДФЛ (%), но Россия предлагает ее только своим резидентам, нерезидентам – 30%. Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), основанных на Модельной налоговой конвенции ОЭСР, не вмешиваются в политику государств в отношении ставок, ограничиваясь общим правилом:

– доход от работы по найму может облагаться в государстве источника;

– международное двойное налогообложение устраняется согласно нормам СИДН.

Таким образом, имеется СИДН или отсутствует, иностранный работник-нерезидент облагается по нерезидентной ставке, и только пробыв в России 183 дня (п. 2 ст. 207 НК РФ)[3], может претендовать на 13%. Но это по общему правилу. Россия и Беларусь решили его изменить.

24 января 2006 г. был подписан Протокол к российско-белорусскому СИДН от 21 апреля 1995 г., согласно которому (п. 1 ст. 1) вознаграждение лица с постоянным местом жительства в одном государстве (гражданина РФ или РБ) за работу по найму в другом государстве может облагаться налогом в государстве трудоустройства, – в порядке и по ставкам, предусмотренным для лиц с постоянным местом жительства в этом государстве. Условием является период нахождения – не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем. В силу п. 2 ст. 1 Протокола такой налоговый режим применяется с даты начала работы по найму, длительность которой согласно трудовому договору – не менее 183 дней.

Обратим внимание на начало применения резидентной ставки: ни с даты, когда лицо стало резидентом, ни с даты, когда оно пересекло границу. Нет. Именно с даты начала его работы, хотя срок пребывания (183 дня) здесь юридически небесполезен, являясь условием национального режима в части налоговой ставки, и его несоблюдение влечет пересчет налога в /большую сторону (по нерезидентной ставке)[4].

Возможных фактических «развилок» здесь может быть несколько:

  • лицо приехало задолго до начала трудовой деятельности и уже пробыло в России 183 дня, получив статус налогового резидента по истечении данного срока (включая право на ставку 13%). Правовая основа – НК РФ;
  • лицо только что въехало и сразу приступило к работе[5]. Уже с первого дня трудовой деятельности оно пользуется национальным режимом в ограниченном объеме (резидентная ставка по доходам от работы по найму). Правовая основа – СИДН.

Отметив, что есть налогоплательщики, чей налоговый статус определяется международным договором, КС РФ в Постановлении № 16-П подчеркнул, что им, – равно как и налогоплательщикам, чей налоговый статус определяется национальным законодательством, – должно быть гарантировано право уплачивать налог в размере не большем, чем это установлено соответствующими нормативными предписаниями.

Налоговый период: осторожно, двери закрываются

Так почему же данное правило не было применено к гражданину Республики Беларусь С.П. Лярскому, чей трудовой договор соответствовал требованиям? Ведь фактически:

– с 13 июля 2010 г. – это лицо, на которое распространяется национальный налоговый режим в части налоговой ставки (стандартная, РФ);

– с 11 января 2011 г. – это налоговый резидент РФ.

Если дать обобщенный ответ, все дело в проверке на «резидентность», которая, по мысли важных правоприменителей в этом деле, должна проводиться на дату окончания налогового периода. В удовлетворении требований было отказано, поскольку согласно ст.ст. 207 и 216 НК РФ окончательный налоговый статус лица определяется по итогам календарного года; срок пребывания в России в 2010 году составил только 172 дня, отсюда – непризнание резидентом и вывод: НДФЛ за 2010 год перерасчету и возврату не подлежит.

Действительно, согласно положениям НК РФ наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода, что является основанием для перерасчета НДФЛ. Однако, еще раз подчеркнем: это правило НК РФ. Но есть еще правила международных договоров. КС РФ признал неприемлемым подход, при котором установленные Протоколом к СИДН критерии понимались как подлежащие применению во взаимосвязи с правилами о налоговом периоде – по аналогии с критериями, содержащимися в НК РФ, поскольку это приводило к их применению вопреки их действительному смыслу. Как отмечено в Постановлении №16-П,

– СИДН установлено особое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса физического лица по итогам налогового периода;

положения НК РФ не предполагают отказ белорусским гражданам в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями СИДН, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.

Словно предвидя возможные проблемы, Суд дополнительно отмечает: при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола к СИДН, но и положения Договора о ЕАЭС, в рамках которого достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств – членов ЕАЭС, «национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах – членах данного Союза».

Статус статусу рознь

В марте 2020 г. и ФНС России дала свое /видение[6], как применять ставку 13%: если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, НДФЛ по ставке 13%, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30%.

Заметим, что уже с даты начала работы гражданина государства-члена ЕАЭС работодателю очевидно, станет тот по итогам налогового периода резидентом РФ или нет. Здесь не приходится ждать чудес, которыми так славен день 31 декабря (у кареты нет шансов не превратиться в тыкву). Соответственно, непонятно, зачем исчислять по 13%, чтобы потом пересчитывать по 30%? Нам, признаемся, более близка позиция налоговой службы, озвученная четыре года назад (письмо ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@):

«… положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств-членов в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена».

А вот Минфин России последовательно, со второй половины 2015 года, когда эти вопросы стали возникать в практике, придерживается одной и той же жесткой позиции.
16 декабря 2019 г., как мы отмечали, вышло сразу несколько писем, основные тезисы которых:

– доходы в связи с работой, осуществляемой в РФ гражданами государств – членов ЕАЭС, подлежат обложению НДФЛ с применением ставки 13 % начиная с первого дня их работы на территории РФ;

– по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде;

– данный вывод не противоречит Постановлению КС РФ от 25.06.2015 № 16-П.

Иными словами, Дело С.П. Лярского живет, но пока не побеждает.

Выводы

Лучше КС РФ задать камертон понимания норм невозможно, поэтому только несколько соображений общего характера. Толкование, которого придерживается Минфин, ставит в неравное положение лиц-резидентов (граждан) государств-членов ЕАЭС в зависимости от даты их въезда в РФ. Положение о «первом дне», с которого и должна применяться резидентная ставка, будет иметь различные правовые последствия, в зависимости от того, какой это день (есть почти половина года, когда фактически не могут быть реализованы нормы Договора о ЕАЭС). Вместе с тем, как мы знаем, истолкование международных договоров должно осуществляться в соответствии, прежде всего, с целями их заключения[7].

Статья 96 Договора о ЕАЭС определяет «трудящегося государства-члена» как лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Именно доходы трудящегося государства-члена ЕАЭС, полученные им в результате осуществления трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора о ЕАЭС (ст. 98).

Национальный режим в рамках налогообложения одного-единственного вида доходов (резидентная ставка) должен предоставляться не с первого дня, когда лицо становится налоговым резидентом в государстве источника дохода (это как раз общее правило, – чтобы оно применялось, Договор о ЕАЭС не нужен), а с первого дня его работы. Лицо не может потерять 31 декабря свой скромный налоговый статус, дарованный международным договором, если только оно не стало «чужим» для государств-членов ЕАЭС (не резидент, не гражданин).

Почему же правоприменительная практика не поддержала выработанные КС РФ подходы? Возможно, причина в многослойности, сложности регулирования. Правила Протокола к СИДН с РБ и ст. 73 Договора о ЕАЭС близки по смыслу, но не идентичны. Например, если СИДН с РБ увязывает предоставление национального режима (в части ставки) с периодом пребывания (183 дня), то Договор о ЕАЭС молчит по этому поводу. Широкие формулировки Постановления № 16-П, близкие сердцу теоретиков, оставили лакуны для трактовки практиков. Вот, например, положение о распространении на резидентов государств-членов ЕАЭС национального налогового режима в части применения ставки налогообложения. А что такое в данном случае национальный налоговый режим? Применение национальных правил для национальных лиц (своих резидентов)? Тогда вот они правила – ничего личного, ничего лишнего, только … НК РФ.

Если толкование, преобладающее сегодня в официальных разъяснениях, довести до логического завершения, ценность ст. 73 Договора о ЕАЭС становится весьма призрачной. Куда как лучше, например, применять нормы российско-белорусского СИДН. Здесь по крайней мере правовая позиция КС РФ исключит иное прочтение. Кстати, схожее правило есть в Протоколе от 24 октября 2011 г. к СИДН с Арменией от 28 декабря 1996 г. Оно распространяется на заработную плату и подобные вознаграждения; резидентный налоговый режим (размер ставки), как и в российско-белорусском СИДН применяется со дня начала работы по найму, если длительность работы в соответствии с трудовым договором – не менее 183 дней.

Подводя итог, отметим: в практике толкования по принципиальным вопросам, затрагивающим реализацию «четырех свобод» в ЕАЭС, целесообразно формировать единую позицию – в рамках взаимных решений государств.

[1] Письма Минфина России от 16.12.2019 № 03-04-06/98063; от 16.12.2019 № 03- 04-05/98059; от 16.12.2019 № 03-04-06/98060.

[3] Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

[4] В случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном государстве работы по найму до истечения 183 дней нахождения в другом государстве, производится перерасчет налоговых обязательств по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством (п. 5 ст. 1 Протокола к СИДН).

[5] Предполагаемый срок – 183 дня и более.

[7] Хаванова И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография. Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИД «Юриспруден ция». – 2016. – С. 116–117.

Ссылка на основную публикацию