Основные правила проведения регистрации граждан по месту жительства: порядок и актуальные законодательные нормы

Правила постоянной регистрации: нормативное регулирование и порядок осуществления

Регистрация по месту жительства: можно ли зарегистрироваться без права проживания, какие нормативные акты необходимо изучить, какую ответственность придется нести и как составить иск о регистрации.

Нормы права

Регистрация (прописка) по месту постоянного жительства является необходимой мерой для государства, позволяющей вести миграционный учет населения.

Все вопросы, связанные с осуществлением постановки на учет для регистрации по месту постоянного жительства, на сегодняшний день регулируются достаточно объемным перечнем нормативных документов. Они носят характер законов и подчиненных им актов:

    Конституция Российской Федерации (как основной закон государства осуществляет регулирование вопросов, связанных с реализацией права на проживание человека на территории России);
  • Жилищный Кодекс РФ (говорит о необходимости ведения регистрационного учета граждан государства и его гостей для обеспечения им максимально комфортных условий существования);
  • Закон РФ №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и регистрации на территории Российской Федерации» (в части регламентации порядка реализации такого права);
  • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В части регулирования постановки на регистрационный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, между которыми в данном нормативном акте нет различий;
  • Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 в ред. от 25.05.2017 гг. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Осуществляет непосредственное регулирование вопросов, связанных с постановкой на учет по регистрации или снятия с такого учета конкретно для граждан РФ.

Кроме того, регулирование данного вопроса осуществляется также и смежными законами и подзаконными актами.

В их компетенцию входит рассмотрение вопросов, связанных с реализацией тех или иных гражданских прав, если такие права могут быть осуществлены только при обладании регистрацией по месту жительства.

Какие права и обязанности дает постоянная регистрация?

Лицо, получившее постоянную прописку, автоматически наделяется целой группой прав и обязанностей, которые позволяют реализоваться ему как гражданину на территории России.

Кроме этого использовать те гражданские возможности, которые государство предоставляет для нормального существования лицам без гражданства и иностранным подданным.

К основным правам, которые получает человек при оформлении постоянной регистрации, относятся:

  • Право на высказывание своего мнения по вопросу прописки в помещение другого человека, если только он не является собственником помещения или близким родственником такого владельца;
  • Право на реализацию всех необходимых и положенных государством привилегий, например, на медицинское обслуживание (в том числе, и с использованием медицинского полиса, использование дошкольных и иных образовательных учреждений для получения ребенком качественного образования;
  • Возможность постановки на регистрационный учет своего ребенка совместно с собой;
  • Возможность получения документов о создании своего собственного пенсионного страхового счета (о чем свидетельствует получение СНИЛС);
  • Если дом или квартира, в которой оформлена постоянная прописка, относится к муниципальной собственности, при осуществлении процедуры приватизации лицо, имеющее постоянную прописку, может претендовать на долю в таком имуществе по результатам проведенной процедуры;
  • Если недвижимость отчуждается третьему лицу, человек, имеющий постоянную прописку в таком объекте недвижимости, может отстаивать свои интересы на сохранение для него регистрации (например, если получить ее еще где-то он не может).

Обязанности

Что касается обязанностей, которые возникают при наличии у человека постоянной регистрации, то их перечень выглядит следующим образом:

  • Помещение, в котором лицо получило постоянную прописку и в котором оно постоянно проживает, должно содержаться усилиями такого лица в надлежащем состоянии для проживания.
  • Внесение каких-то конструктивных изменений возможно только по согласованию с собственником такого помещения и Жилищной инспекцией после проведения ряда согласований.
  • Соблюдать правила пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности для обеспечения соответствующего нормам качества проживания не только лиц, использующих конкретное помещение, но и для соседей.
  • Осуществлять своевременную оплату всех коммунальных платежей. Кроме этого и всех платежей и сборов, целью которых является обеспечение качественного уровня проживания лиц как в данном помещении, так и в соседних.
  • При возникновении каких-либо нарушений относительно эксплуатации помещения или в его техническом и конструкционном состоянии незамедлительно сообщать о таких обнаружениях владельцу помещения.

Прописка без права проживания: что это и возможно ли?

Постановка на регистрационный учет, независимо от того, носит он временный или постоянный характер, в соответствии с положениями действующего законодательства подразумевает возможность использования того помещения, в котором такая регистрация была осуществлена.

В связи с этим, понятия регистрации без права проживания на сегодняшний день в действующем законодательстве нет ни в одном из видов такой регистрации.

Однако на сегодняшний день, когда достаточно широко распространилась прописка за деньги (что подпадает под действие Уголовного Кодекса как один из видов мошенничества).

В связи с этим появилось большое количество случаев заключения договоров, по которым получивший регистрацию человек (как правило, иностранный подданый или лицо без гражданства) не имеет права проживания на территории, на которой он получил прописку.

Для таких граждан регистрация делается во временном формате. Однако данная оговорка о невозможности реализации права на проживание является незаконной и влечет за собой наступление уголовной ответственности для лиц, составивших такой договор.

Ответственность за отсутствие регистрации

Действующее законодательство в сфере миграционного и регистрационного учета граждан России, иностранных подданных и апатридов (лиц без гражданства) подразумевает обязательное наличие постоянной или временной прописки.

Отсутствие таковой подразумевает назначение наказания.

Ответственность за отсутствие регистрации будет носить два вида: административная и уголовная.

Административная ответственность назначается в том случае, если у человека отсутствует регистрация (постоянная или временная). Она выражается в виде штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей. Если штраф назначается в Москве или Санкт-Петербурге, то диапазон суммы изменяется от трех до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность назначается за предоставление фиктивной регистрации и может караться штрафом до пятисот тысяч рублей либо арестом заработка нарушителя на срок до трех лет.

Однако данный вид ответственности назначается, в основном, для лиц, которые делают фиктивную регистрацию иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Тем, кто такую регистрацию предоставляет, наказание может быть назначено в виде принудительных работ с ограничением возможности занимать определенные должности, либо в виде лишения свободы.

из чего состоит кадастровый номер земельного участка

По ссылке подробно описана процедура купли-продажи дачных участков в СНТ.

И чего состоит кадастровый номер земельного участка и как он расшифровывается? Подробное объяснение есть здесь.

Кто проводит межевание участка? Узнайте об этом в нашей статье.

Исковое заявление о получении прописки

Если в получении регистрации уполномоченные органы отказали, не имея на то должного права, получить прописку можно путем обращения в судебные инстанции.

Это же можно сделать если собственник помещения немотивированно отказывает в разрешении на регистрацию.

Для этого необходимо правильно оформить и подать исковое заявление.

Иск о получении регистрации является основанием для начала судебного производства по возникшему спору.

Данный документ должен содержать следующие разделы:

  • Наименование судебного органа, в который направляется заявление (с указанием точного адреса);
  • Сведения обо всех ответчиках, привлеченных к делу;
  • Данные об истце (или истцах), а также об их представителях (если таковые участвуют в деле), а также о доверительных документах, на основе которых представление интересов осуществляется;
  • Описание сути иска (указание обстоятельств, которые требуют разрешения в судебном процессе);
  • Разъяснение обстоятельств, предшествовавших возникновению спора;
  • Собственно исковые требования (о необходимости отменить действие решения об отказе в регистрации, возмещении понесенного морального и материального ущерба и т.д.);
  • Перечень приложений к заявлению.

Данный документ вместе с указанными в нем приложениями направляется в необходимую судебную инстанцию, где происходит его рассмотрение.

Кроме экземпляра для суда необходимо подготовить и копии дел в количестве экземпляров, равном количеству сторон, участвующих в процессе (истцов и ответчиков).

Заключение

Постоянная или временная регистрация по месту жительства или пребывания является обязательным условием проживания человека на территории Российской Федерации. Она дает возможность пользоваться всеми необходимыми социальными и экономическими правами и накладывает определенные обязанности. Они направлены на поддержание места регистрации в должном состоянии.

В том случае, если в предоставлении регистрации по каким-то причинам либо соответствующие органы, либо собственник помещения отказывает, можно обратиться в суд с иском о регистрации в конкретном помещении.

Основные правила проведения регистрации граждан по месту жительства: порядок и актуальные законодательные нормы

от 17 июля 1995 года N 713

(с изменениями на 11 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2014) (вступило в силу с 1 января 2015 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 194 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.03.2015, N 0001201503100002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 72 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.02.2016, N 0001201602090018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1465 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2016, N 0001201612270078);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 631 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2017, N 0001201705300006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2021 года N 1727 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.10.2021, N 0001202110120031).

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 27 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года N 809. – См. предыдущую редакцию.

В соответствии с Законом Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст.1227) Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок издать инструкцию о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок представить в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

4. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои решения в соответствие с Законом Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” и настоящим постановлением.

5. Внести изменения в следующие решения Правительства Российской Федерации:

абзац утратил силу с 27 апреля 2000 года – постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 231 – см. предыдущую редакцию;

в пункте 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 2278-р слова: “МБ России и МВД России обеспечить с 1 января 1993 года до особого распоряжения действие специального режима въезда и пропуска в административный район Забайкальска Читинской области” исключить.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 года N 713

ПРАВИЛА
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

(с изменениями на 11 октября 2021 года)

С 27 марта 1997 года действие настоящих Правил распространялось на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств – участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 290.

– Примечание изготовителя базы данных.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются – граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется – регистрационный учет).

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С 1 июля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2021 года N 744 пункт 2 настоящих Правил будует изложен в новой редакции.

3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

Читайте также:  Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в 2022 году

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются – документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, – для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 августа 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 599, – см. предыдущую редакцию)

6. Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой государственной статистики.

С 1 июля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2021 года N 744 пункт 6 настоящих Правил будует изложен в новой редакции.

7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых Федеральным законом (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года N 512 – см. предыдущую редакцию).

8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Регистрация граждан по месту пребывания

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение) (абзац дополнен с 26 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 года N 172; в редакции, введенной в действие с 29 августа 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 599; дополнен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 869 – см. предыдущую редакцию).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты (абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 869).

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 869).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – Единый портал) (абзац дополнительно включен с 25 ноября 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 885).

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

С 1 июля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2021 года N 744 в пункт 9 настоящих Правил будут внесены изменения.

10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда (абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 220, – см. предыдущую редакцию);

Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 N 744 “О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации”

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2014, N 34, ст. 4667; 2016, N 7, ст. 982; 2017, N 1, ст. 195; N 23, ст. 3330).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением пункта 5 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 мая 2021 г. N 744

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ
ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Органами регистрационного учета являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Регистрация по месту пребывания и по месту жительства производится в любом органе регистрационного учета в пределах муниципального района, городского округа по выбору гражданина, для городов федерального значения – в любом органе регистрационного учета в пределах города федерального значения по выбору гражданина.”.

2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, в том числе в форме электронных документов, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.”.

3. В абзацах шестом и девятом пункта 9 слова “не позднее 8 рабочих дней” заменить словами “не позднее 6 рабочих дней”.

4. В пункте 11 слова “в 3-дневный срок со дня обращения граждан” заменить словами “не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан,”.

5. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. Органы регистрационного учета не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета (при подаче заявления о регистрации по месту пребывания через Единый портал). Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания законных представителей производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором – четвертом пункта 10 настоящих Правил.”.

6. В абзаце седьмом пункта 16 слова “не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления” заменить словами “не позднее 6 рабочих дней со дня подачи им заявления”.

7. Абзац первый пункта 17 изложить в следующей редакции:

“17. Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан, передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с формами федерального статистического наблюдения в органы регистрационного учета.”.

8. Пункт 18 изложить в следующей редакции:

“18. Органы регистрационного учета не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста. По желанию законного представителя свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту жительства, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя на Едином портале.

В случае поступления документов в порядке, предусмотренном абзацем восьмым пункта 16 настоящих Правил, отметка в паспорте гражданина производится в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства законных представителей производится независимо от согласия нанимателя жилого помещения и всех совместно проживающих с ним членов его семьи, наймодателя, собственников жилого помещения.”.

9. Пункты 28 и 29 изложить в следующей редакции:

“28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, содержащего реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом “Об актах гражданского состояния”, дата составления и номер), реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (в случае установления опеки), с представлением документов, удостоверяющих личность законных представителей, документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт регистрации рождения (в случае регистрации рождения, произведенной компетентными органами иностранных государств за пределами территории Российской Федерации).

Читайте также:  Как внести изменения в договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ

Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о рождении, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (в случае отсутствия у органа регистрационного учета сведений, предоставленных в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”), сведения о документе, подтверждающем установление опеки, и производит регистрацию по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства не позднее 6 рабочих дней со дня подачи законным представителем заявления о регистрации по месту жительства.

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал, в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой. По желанию законного представителя свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть выдано органом регистрационного учета законному представителю либо направлено по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту жительства, либо направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя, подавшего заявление о регистрации по месту жительства, на Едином портале.

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, содержащего реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом “Об актах гражданского состояния”, дата составления и номер), реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (в случае установления опеки), с представлением документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей или близких родственников, документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт регистрации рождения (в случае регистрации рождения, произведенной компетентными органами иностранных государств за пределами территории Российской Федерации).

Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о рождении, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (в случае отсутствия у органа регистрационного учета сведений, предоставленных в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона “Об актах гражданского состояния”), сведения о документе, подтверждающем установление опеки, и производит регистрацию по месту пребывания гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания не позднее 6 рабочих дней со дня подачи законным представителем или близким родственником заявления о регистрации по месту пребывания.

Заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал, в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой. По желанию законного представителя или близкого родственника свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть выдано органом регистрационного учета законному представителю или близкому родственнику либо направлено по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания, либо направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя или близкого родственника, подавшего заявление о регистрации по месту пребывания, на Едином портале.”.

10. В пункте 42 слова “адресных листков прибытия и форм статистического учета” заменить словами “форм федерального статистического наблюдения”.

11. В абзаце первом пункта 47 слова “адресных листков убытия и форм статистического учета” заменить словами “форм федерального статистического наблюдения”.

Прописка в квартире: права, регистрирующие органы, документы

Прописка в квартире: права, регистрирующие органы, документы

То, что многие по старинке называют пропиской, на самом деле – регистрационный учет граждан по месту жительства. Он позволяет получать социальные льготы, подтвердить свое местонахождение при устройстве на работу, получить свидетельства ИНН и СНИЛС. Прописаться можно только в жилом помещении, в том числе на даче. А вот с «выпиской» порой возникают проблемы, если речь идет о выселении из квартиры бывшего члена семьи. Для несовершеннолетних и недееспособных в этой процедуре тоже отдельный порядок.

Во-первых, государству для административного учета граждан. Отсутствие прописки является правонарушением и наказывается штрафом в 2000–3000 руб. (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП). Во-вторых, гражданину прописка дает право проживать в помещении и пользоваться им. Прописанный получает доступ к коммунальным услугам, может регистрировать там своих несовершеннолетних детей, получать социальные льготы, бесплатно обслуживаться в районной поликлинике и больнице, подтвердить свое местонахождение при устройстве на работу, получить свидетельства ИНН и СНИЛС. Одним словам, иметь доступ к социальным благам и услугам, предоставляемым по территориальному признаку. Адрес места жительства является основным для направления гражданину юридически значимых сообщений. Прописанный жилец имеет приоритетное право на покупку недвижимости или доли в ней, если собственник захочет ее продать.

В жилом доме, квартире, комнате или другом жилом помещении, в котором постоянно или преимущественно проживает как собственник, по договору найма или на других законных основаниях (п. 1 ст. 20 ГК). Жилым помещением признается изолированная недвижимость, которая пригодна для постоянного проживания граждан. Она должна отвечать санитарным и техническим нормам (ч. 2 ст. 15 ЖК, ч. II Постановления Правительства от 28 января 2006 года № 47). С 1 января 2019 года из законодательства ушло понятие «дача». Поэтому теперь можно прописаться и в садовых домах, пригодных для жилья, говорит юрист юрфирмы Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × Делгира Ходжаева.

Гражданин не может зарегистрироваться в нежилом помещении. Например, в апартаментах или гостинице.

  • Паспорт.
  • Заявление о регистрации по месту жительства от гражданина.
  • Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (если соответствующее право не зарегистрировано в ЕГРН), то есть договор аренды или решение суда о признании права пользования жилым помещением.
  • Письменное согласие о вселении от проживающих совместно с нанимателем совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности. Его нужно заверить у нотариуса.

В УФМС, МФЦ, ТСЖ, ЖСК, управляющую организацию либо в электронной форме на портале «Госуслуги». В последнем случае гражданину придет уведомление с предложением отправиться в орган регистрационного учета лично, чтобы предъявить паспорт и необходимые документы.

Для оформления регистрации по месту жительства требуется личное присутствие. На практике нам неоднократно отказывали в приеме документов и постановке на регистрационный учет по месту жительства по доверенности, предупреждает юрист S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов × Мария Кашникова.

  • Не больше шести календарных дней со дня подачи документов.
  • Не больше восьми рабочих дней со дня подачи документов, если не представлен акт, подтверждающий право пользования жилым помещением.
  • Если через портал «Госуслуги» оформлять, то в день, когда орган регистрационного учета получил документы от гражданина.

Отметка о прописке ставится в паспорт или свидетельство о регистрации гражданина РФ, не достигшего 14-летнего возраста. Регистрация граждан по месту жительства бесплатная.

Там же, где и регистрировался. Нужно подать туда соответствующее заявление. В нем нужно будет указать, куда переезжает гражданин и когда. В этом случае прописка на старом месте жительства автоматически будет снята.

Если хочется выписаться «в никуда», то можно заполнить заявление только в части снятия с учета. Для этого потребуется только паспорт.

Снятие гражданина с регистрационного учета проходит в течение трех рабочих дней. По результатам заявителю ставится соответствующая отметка в паспорт.

Выписать гражданина из жилья без его согласия можно только в судебном порядке. Обратиться в суд с соответствующим заявлением может тот, кто предоставил прописанному помещение для временного проживания, то есть собственник, наниматель, наймодатель. Если обнаружится факт фиктивной регистрации гражданина, то его выселение могут произвести на основании решения органа регистрационного учета (п. 31 Постановления Правительства от 17.07.1995 № 713).

Если у несовершеннолетнего или у недееспособного нет другого жилья, то снять их с регистрационного учета нельзя. Если же такие лица никогда не вселялись в жилое помещение, собственник вправе обратиться в суд с требованием, чтобы право пользования признали недействительным, объясняет управляющий партнер Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Федеральный рейтинг. × Владислав Варшавский: «В таком случае решение суда об удовлетворении требований собственника будет основанием для снятия с регистрационного учета».

Местом жительства малолетних детей признается жилье их родителей. Такое правило действует независимо от отсутствия у детей права на жилое помещение, отметила Виктория Дергунова, адвокат, партнер BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4 место По выручке 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По количеству юристов Профайл компании × . Если несовершеннолетний прописан в квартире родителя, то до наступления 18 лет его нельзя выписать, даже если брак родители расторгнут, а ребенок станет проживать с другим родителем, который не является собственником жилья (п. 14 Постановления Пленума Верховного суда от 2 июля 2009 года № 14).

Правила регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства

Регистрация по месту жительства осуществляется на основании требований законодательства.

К основным правовым актам, в частности, отнесены:

  1. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713
    «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
  3. Приказ МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Указанные нормативные акты раскрывают все особенности и нюансы, связанные с процедурой постановки на учет.

Обязательность регистрации

Каждый человек, независимо от наличия у него гражданства РФ обязан зарегистрироваться по месту фактического проживания.

Это безусловное правило. За нарушение такого требования виновное лицо привлекается к административной ответственности. Санкции такого характера предусмотрены статьей 19.15.1 КоАП РФ. Адрес проживания в данном случае значения не имеет. Человек может выбирать себе любое место в пределах страны.

Орган, оформляющий регистрацию

Законодательно определены инстанции, которые выполняют все необходимые действия в отношении заинтересованных лиц, намеренных зарегистрироваться по месту своего проживания. Ими в настоящее время являются территориальные органы МВД (ранее эти функции были возложены на УФМС). В штате каждого из них имеются специалисты по вопросам миграции. Территориальные подразделения МВД осуществляют регистрацию независимо от выбранного места проживания. Сюда относятся обычные населенные пункты, изолированные административные образования, закрытые войсковые части и пограничные территории.

Правила регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства

Правила оформления

Порядок постановки на учет описан в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Читайте также:  Отказ от искового заявления в гражданском процессе и его последствия

Согласно этому нормативному акту, каждый заинтересованный обязан собрать и представить в регистрирующий орган определенный пакет документов. Именно они являются основанием для регистрации человека, в том числе и по месту проживания. Перечень таких документов зависит от того, намерен ли человек находиться по данному адресу постоянно или временно. К ним отнесены: паспорт заинтересованного, заявление о регистрации, согласие собственника, документ о праве владения жильем. Данные могут быть переданы по почте, доставлены лично, через законного представителя или по официальному порталу.

Изменивший место жительства обязан в течение семи фактических суток обратиться в уполномоченные инстанции для постановки на учет. Указанный срок начинает свое исчисление с момента непосредственного прибытия по новому адресу.

Заявление гражданина

Одним из обязательных документов при постановке проживающего на учет является его личное заявление. Следует отметить, что обращение такого характера нельзя заполнять в произвольном порядке, все надо делать правильно. Для этого в действие введена форма 6. Бланк такого заявления указан в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984».

При заполнении заявления указывается информация следующего содержания:

  1. Наименование территориального органа МВД, который будет заниматься пропиской.
  2. Сведения о заявителе – фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес прошлого места проживания, пол, телефон для связи. Также могут указываться данные законного представителя, если регистрируется лицо, не достигшее совершеннолетия.
  3. Сведения о владельце жилого помещения, в котором будет зарегистрирован инициатор. Наличие родственной связи указывается, если вселение происходит в муниципальное помещение.
  4. Документ, подтверждающий право использования или собственности владельца на жилье.
  5. Адрес места нахождения помещения.
  6. Серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность регистрирующегося и собственника.
  7. Страховой номер индивидуального лицевого счёта.
  8. Дата.
  9. Подписи регистрируемого человека и владельца квартиры.

В окончании указывается решение, которое было принято уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа. Образец заявления прилагается к статье.

Аналогичным образом оформляется заявление о регистрации гражданина по месту его пребывания.

Согласие собственника

Чтобы получить положительный результат, заинтересованному лицу необходимо взять согласие собственника жилья. Об этом владельца надо просить заранее. В отличие от заявления, форма такого документа, обязательная для применения, законом не утверждена.

В тексте нужно отразить следующее:

  1. Название регистрирующего органа.
  2. Данные владельца жилой площади – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес.
  3. Сведения о доме или квартире. Также указывается адрес.
  4. Серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего право собственности или использования.
  5. Сведения о лице, которое будет зарегистрировано – фамилия, имя, отчество, данные паспорта, дата и место рождения.
  6. Само согласие владельца жилья.
  7. Дата оформления документа.

Согласие надо получать у собственника, он его подписывает, и вместе с другими документами его передают в регистрирующий орган или паспортный стол.

Правила регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства

Действующим законом определены случаи, когда положительный ответ владельца не является обязательным условием:

  1. Если реализуется процедура постановки на учет лиц, которые официально ведут кочевой образ жизни.
  2. Когда вопрос связан с регистрацией человека, которому не исполнилось четырнадцати лет, по адресу проживания его родителей или опекунов.

В остальных ситуациях согласие владельца вам понадобится обязательно. При этом зарегистрировать на своей жилой площади собственник может любого человека. Никаких ограничений в этом случае на законодательном уровне не установлено.

Документы, подтверждающие регистрацию

Любому зарегистрированному лицу выдаются соответствующие бумаги, которые подтверждают факт постановки человека на учет. Их вид зависит от варианта фиксации, то есть по месту жительства или фактического проживания. Такие документы оформляются регистрирующим органом в виде свидетельства. Также подтвердить свою регистрацию человек может, ссылаясь на отметку в паспорте.

По месту жительства

Основным фактом, подтверждающим право нахождения человека по месту жительства, является отметка в паспорте. Для детей подтверждением может служить документ о появлении на свет, выданный органами ЗАГСа, на основании которого они будут прописываться по месту жительства родителей или лиц их заменяющих. Человек может доказать свое право на проживание в данном помещении на основании выписок из домовой книги или лицевого счета. Нередки случаи, когда в качестве подтверждающего документа выступает судебное решение.

Но независимо от наличия указанных документов, любому зарегистрированному территориальным МВД выдается свидетельство, в котором указано, где и с какого времени разрешено проживание. Форма 8 такой бумаги приведена в Приказе МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.

По месту пребывания

Регистрация этого типа носит ограниченный, временный характер. В данном случае человек не снимается с учета по основному адресу проживания. Поэтому единственным документом является свидетельство по форме 3, выданное в соответствии с требованиями Приказа МВД России № 984.

Снятие с регистрационного учета

Снятие с учета по месту фактического пребывания происходит в случаях, когда истекает срок постановки. После окончания указанного временного периода право на нахождение в жилом помещении автоматически аннулируется. При этом такой факт не может быть поводом для судебного разбирательства, поскольку все условия оговариваются сторонами изначально.

Выписываться необходимо в следующих случаях:

  1. Изменение адреса проживания.
  2. Место фактического нахождения лица неизвестно. Такой факт должен подтверждаться решением суда.
  3. Человек ушел из жизни. Подтверждающими документами могут быть: свидетельство, выданное органами ЗАГСа или судебное заключение.
  4. Принудительное выселение или утрата прав собственности на жилое помещение. Такое решение принимает суд.
  5. Представление ложных сведений для регистрации или нарушение установленного порядка её осуществления.
  6. Изменение маршрутов передвижения лицом, которое ведет кочевой образ жизни, либо прекращение такого существования.
  7. Фиктивная регистрация.

Основанием для аннулирования учетных данных во всех указанных случаях является заключение уполномоченной официальной инстанции, на основании которого территориальный орган МВД выполнит предусмотренные процедурой действия.

Оформление заявления

Если инициатором снятия с учета выступает сам зарегистрированный, он обязан оформить заявление соответствующего содержания.

В тексте документа должна быть отражена следующая информация:

  1. Наименование регистрирующего органа, куда направляется обращение.
  2. Данные об инициаторе – фамилия, имя, отчество, дата рождения, предыдущий адрес проживания, пол, контактный телефон.
  3. Адреса прежнего и нового места проживания.
  4. Серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность человека.
  5. СНИЛС, если таковой имеется в наличии.
  6. Дата обращения.

Составленное заявление должно быть подписано инициатором.

Процедура постановки на учет и снятия

Чтобы зарегистрироваться человеку по месту его жительства или пребывания, заинтересованный должен собрать необходимый пакет документов.

  1. Заявление инициатора.
  2. Документ, удостоверяющий его личность. Для законного представителя потребуется доверенность.
  3. Согласие собственника жилья. Также подойдет любой другой документ, дающий право на проживание по указанному адресу, например, соглашение об аренде помещения. Это актуально для случаев, когда человек регистрируется по месту пребывания.
  4. Документ, подтверждающий возможность вселиться, например, свидетельство о праве собственности. Такие данные требуются для регистрации по адресу нового места жительства.

Собранный пакет документов должен быть передан в регистрирующий орган. Это можно сделать лично, по почте, через законного представителя либо информационный портал.

Обратите внимание, что для граждан РФ процедура осуществляется бесплатно. А с иностранцев взимается пошлина.

Порядок снятия человека с учета зависит от варианта изначальной регистрации. Если она носила временный характер, то все происходит автоматически, по истечении оговоренного срока. Когда человек изменяет место жительства, основанием для снятия его с учета является личное заявление либо решение официальной инстанции, например, суда.

Правила регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства

Сроки

Процедура постановки, на учет должна быть реализована в установленные действующим законодательством сроки. Регистрация происходит обычно быстро и состоит из нескольких этапов: сбор необходимой документации, обращение в регистрирующий орган, получение свидетельства.

Постановки на регистрационный учет

Если человек меняет место жительства, то он должен обратиться в уполномоченный регистрирующий орган в течение 7 фактических дней с момента прибытия к новому адресу. В отношении временного пребывания четких сроков не установлено. Если человек намерен находиться в определенном месте более девяноста дней, то он обязан прийти в регистрирующий орган для оформления своего статуса.

Когда человек временно вселяется в муниципальное жилье, то его поставят на учет в течение трех суток. В случаях с постоянным проживанием, а также при регистрации на жилплощади, находящейся в собственности владельца, срок составит три дня с момента поступления документов.

Оформления документов

Общий срок выдачи свидетельства о регистрации составляет три дня. Он исчисляется с момента представления необходимых документов. Если регистрирующему органу нужно запросить информацию о съемщике социального жилья, срок оформления может продлиться до восьми рабочих дней.

Регистрация граждан по месту жительства и по месту пребывания и ее правовое значение

Ранее под установленным порядком вселения понималось соблюдение правил о прописке. Постановлением КС РФ от 25.04.1995 № 3-П «По делу о проверке конституционности ст.54 ЖК РСФСР» ее положения в этой части признаны не соответствующими Конституции.

В настоящее время граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 17 июля 1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» с учетом Постановления КС РФ от 02.02.1998№ 4-П

В отличие от прописки, регистрация – это не разрешение на проживание. Регистрация предполагает, что там, где гражданин зарегистрирован и находится его место жительства. Но презумпция может быть опровергнута в судебном порядке. В теории и судебной практике неоднократно подчеркивалось, что сам по себе факт отсутствия или наличия регистрации еще не свидетельствует об отсутствии или наличии прав на жилое помещение. Так, ВС РФ постановлением от 31.10.95г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод человека, включая право на жилище. Наличие или отсутствие регистрации может служить лишь одним из доказательств возникновения или прекращения каких-либо прав. КС РФ отметил, что регистрация – способ учета граждан, носящий уведомительный характер. Такой подход принципиально изменил судебную и административную оценку конфликтной ситуации по сравнению с той, что существовала в советский период.

В Правилах указывается на 2 вида регистрации

  • Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
  • Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Органами регистрационного учета являются территориальные органы ФМС, осуществляющие регистрацию в течение 3 дней со дня поступления документов. Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, санаториях и иных подобных учреждениях осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация по месту жительства осуществляется не позднее 7 дней со дня смены места жительства на основании заявления гражданина, документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения (договор, административный акт, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т.д.)

Оформляется такая регистрация отметкой в паспорте.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней обязаны по истечении указанного срока обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания (документ, удостоверяющий личность и документ-основание для временного проживания: договор найма, поднайма заявление вселяющего)

Оформляется регистрация по месту пребывания выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Правила содержат также специальные положения о регистрации отдельных категорий граждан (военнослужащих, вынужденных переселенцев, проживающие на территории монастырей, храмов, лица, не имеющие постоянного места жительства и др.)

Ссылка на основную публикацию