Как внести изменения в договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ

Письмо Минфина России от 30.06.2020 № 24-03-08/56137 “Об исполнении договоров, заключенных до внесения изменений в законодательство о закупках отдельными видами юрлиц, их пролонгации и заключении дополнительного соглашения к договору”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) в части пролонгации договора после вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 505-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 505-ФЗ), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

31 декабря 2017 г. принят Закон № 505-ФЗ, устанавливающий с 1 июля 2018 г. требование к заказчикам об указании в извещении об осуществлении конкурентной закупки сведений о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ).

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

При этом Законом № 505-ФЗ не установлено обратной силы содержащихся в нем норм.

Таким образом, если исполнение заключенного договора начато в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, действовавшими до вступления в силу Закона № 505-ФЗ, то исполнение договора продолжается в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В случае если в договоре установлена формулировка, что договор вступает в силу с момента его подписания и по истечении его действия считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора, то такой договор можно считать пролонгированным.

Вместе с тем по смыслу статей 153, 154, 420 ГК РФ пролонгация договора по своей сути является заключением нового договора, поэтому ежегодная автоматическая пролонгация не означает, что договор заключен на неопределенный срок.

Учитывая изложенное, договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 505-ФЗ, действуют до полного исполнения сторонами обязательств. При этом при внесении в них изменений в части изменения предмета договора (увеличения объема поставки, работ или услуг) или сроков исполнения договора стороны обязаны руководствоваться действующими положениями Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, заключение каждого нового договора (равно как и пролонгация ранее заключенного договора) должно сопровождаться соблюдением действующих положений Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Законом № 223-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом № 223-ФЗ положения о закупке.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения по результатам закупки договора, его исполнения и расторжения.

Учитывая изложенное, условия и возможность заключения дополнительного соглашения к договору устанавливаются заказчиком в положении о закупке самостоятельно в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.

Изменение условий договора по 223 ФЗ 2022 г.

В договор между поставщиком и заказчиком можно вносить изменения, но только по соглашению сторон, если другое требование не предполагается на законодательном уровне. Все изменения вносимые в договор должны соответствовать п 1 ст 450 ГК России. Кроме этого предполагается, что вносимые корректировки должны носить соответствие положению о закупке.

Все дело в том, что само положение может содержать в себе ограничения по возможности внесения данных изменений. Если не будет происходить соблюдение данных требований, то при обращении с претензиями в суд может произойти признание внесения данных корректировок недействительным.

При внесении корректировок в договор может происходить изменение таких параметров как: объем, цена, срок исполнения договора. Это регламентируется ч 5 ст 4 223 ФЗ, на основании чего происходит публикация данных об осуществляемых изменениях на сайте ЕИС.

В 223 ФЗ не предусматривается изменения остальных условий договора, но также в нем не имеется запрета на основания изменений договора. При исполнении условий договора могут вноситься корректировки согласно п 1 ст 450 ГК России. Возможно производить смену поставщика, при его реорганизации и других действий, об этом более подробно говорится в Письме Минэкономразвития от 01.12.2015 г.

2. Соглашение об изменении договора

На основании единого правила возможно осуществлять и менять что-либо в договоре, но при условии, если все стороны согласны. В начале необходимо согласовать все планируемые изменения с подрядчиком и обсудить новые условия договора.

  • если произошло изменение обстоятельств, на основании которых был заключен договор;
  • если были нарушены одной стороной условия договора;
  • при возникновении других ситуаций, которые регламентированы законодательством.

Когда договор заключается в виде единого документа, который должен содержать подписи двух сторон, при этом необходимо оформить и поставить подпись на дополнительном соглашении о внесении изменений договора.

Согласно ПП п 2 в реестр требуется вносить все корректировки, которые касаются объемов, сроков исполнения контракта и цены. Кроме этого согласно ч 2 ст 4.1 223 ФЗ в данный реестр требуется вносить сведения обо всех изменениях, которые были внесены в контракт.

Подробнее о том как происходит внесение изменений в договор по 223 ФЗ вы можете узнать у наших экспертов!

Обратитесь к нам за помощью мы поможем поучаствовать в закупке!

3. Изменение срока договора

Все данные о совершенных изменениях контракта требуется размещать в реестре в течение 10 дней, их отсчет начинается со дня внесения корректировок в договор. Если заказчик этого не сделает, тогда ему придется оплатить штраф, который за это предполагается. Осуществлять публикацию всех вносимых корректировок заказчик должен согласно ч 5 ст 4 223 ФЗ. Для этого заказчику необходимо будет выполнить следующие действия:

  • Собрать сведения обо всех изменениях, которые были внесены в договор на основании информации ЕИС;
  • Опубликовать на ЕИС дополнительное соглашение об изменении договора или его скан-копию в электронной форме.

В течение 10 дней необходимо будет опубликовать на ЕИС все сведения о совершенных изменения в договоре. Отсчет при этом начинается с дня, когда были внесены корректировки. В случае нарушения данных требований на заказчика может быть наложен штраф антимонопольным органом.

4. Видео-инструкция реестр договоров по 223 ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Работаем с реестром договоров по 223-ФЗ по новым правилам с 22.02.2021

Реестр закупок по 223-ФЗ — это свод всех заказов компаний, которые заключают договоры на основании этого закона. С 22.02.2021 работу с ним серьезно изменят.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Скачать постановление правительства № 1132 от 31.10.2014 из КонсультантПлюс

Последние изменения

С 22.02.2021 вступает в силу приказ Минфина № 343н от 31.12.2020, который изменил приказ Минфина № 173н и уточнил порядок ведения реестра договоров по 223-ФЗ. С этой даты заказчикам придется отправлять информацию по сделкам с самозанятыми. Подробнее: «Как участвовать в закупках: подробная инструкция для самозанятых».

Еще положения этого приказа привели в соответствие с действующим законодательством: скорректировали правила указания информации о стране происхождения товара. Ее нужно отражать и если по договору на выполнение работ (оказание услуг) есть поставка товара. Тот же порядок применяйте и для информации о цене единицы товара.

По договорам в строительной сфере сведения о стране и единице закупаемого товара при выполнении работ заполняются, если его принимают к бухучету как отдельный объект основных средств.

При заполнении информации о результатах исполнения договора, в т. ч. оплаты, в числе прочих сведений придется указывать такие:

  • дата окончания исполнения договора (отдельного этапа исполнения договора), которая предусмотрена договором;
  • наименование и код страны происхождения поставляемого товара (в т. ч. и если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ);
  • наименование и код страны регистрации производителя поставляемого товара по ОКСМ (если есть данные об этом).

Информация о наименовании и коде страны происхождения товара по ОКСМ формируется по исполненному договору (отдельному этапу исполнения договора) на основе сведений из документа о приемке постановленного товара.

Читайте также:  Какие документы нужны для получения вклада отца по сберкнижке?

При заполнении информации об объеме финансового обеспечения договора за счет средств субсидии, которая предоставлялась для реализации национальных и федеральных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, придется указывать такие сведения:

  • код целевой статьи расходов бюджета бюджетной системы;
  • код вида расходов бюджета бюджетной системы;
  • объем финансового обеспечения договора по каждому товару, работе (услуге), по каждому коду целевой статьи расходов бюджета бюджетной системы.

Напомним, что с 01.01.2021 вступило в силу постановление правительства № 1799 от 07.11.2020, которое уточнило, когда отправляют сведения о выполнении обязательств по договору в рамках 223-ФЗ, — в течение 10 дней, в т. ч. со дня приемки или оплаты договора. С этой даты наряду с другой информацией в реестр вносят сведения о цене единицы товара, работы или услуги.

А для тендеров на строительные работы это постановление ввело правило о необходимости передавать данные о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.

Напомним, что с 01.07.2020 вступили в силу изменения правил ведения свода договоров по 223-ФЗ (постановление № 523 от 16.04.2020), которые:

  • указали на права доступа к документам из закрытой части перечня Минпромторгу;
  • уточнили права доступа для Счетной палаты.

А еще с 30.10.2020 на сайте проектов нормативных актов рассматривается проект приказа Минфина, который изменяет приказ Минфина № 173н от 29.12.2014 и уточняет правила работы с реестром заключенных договоров по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юридических лиц.

В ч. 2 проекта приказа указано, что он вступает в силу в установленном порядке. Отдельные положения заработают с 01.04.2021.

В частности, в этом проекте закреплены такие поправки:

  1. Придется отправлять сведения по сделкам с самозанятыми. Это прописано в пп. 2 п. 1 изменений.
  2. По-новому в реестре будут заполнять сведения о стране товара. Если в сделках на выполнение работ (оказание услуг) есть поставка продукции, то для нее придется отражать страну. Это указано в абз. 2 пп. 4 п. 2 изменений.

По сделкам в сфере строительства сведения о стране происхождения товара, который покупается при выполнении работ, придется отражать исключительно, если его принимают к бухучету как отдельный объект основных средств в рамках абз. 10 пп. 4 п. 2 изменений.

Скачать проект приказа Минфина об изменении порядка работы с реестром договоров по 223-ФЗ

Что такое реестр

Реестр по 223-ФЗ — это база данных всех контрактов, которые заключены госкомпаниями. Перечень контрактов 223-ФЗ ведут на основании правил, которые утверждены ПП от 31.10.2014 № 1132. В установленные сроки в него включаются информация и документы, которые подлежат размещению в ЕИС.

Как выглядит реестр договоров в ЕИС

На картинке видно, что две базы (вторая — это перечень контрактов по 44-ФЗ) соседствуют, но не сливаются в единый блок. База по 223-ФЗ имеет свои задачи и особенности.

Информация из перечня носит открытый характер, за исключением:

  • сведений об изменении и расторжении контракта;
  • информации о результатах его исполнения;
  • просмотра копии самого документа.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют процесс работы с реестром сделок по 223-ФЗ.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .

Какая информация вносится

Рассказываем, какие сведения и какие документы размещаются в реестре договоров по 223-ФЗ в обязательном порядке:

  1. Наименование заказчика.
  2. Данные о способе и форме закупки.
  3. Дата подведения итогов и реквизиты документа-основания.
  4. Дата заключения и номер.
  5. Цена, срок исполнения, предмет поставки с указанием страны происхождения (ПП № 1906 от 27.12.2019).
  6. Данные о поставщике.
  7. Информация об изменении условий, документы-подтверждения.
  8. Подтверждения результатов по исполнению и оплаты.
  9. Субподрядчики, подрядные соглашения.
  10. В случае расторжения — основания.
  11. Заверенная электронной подписью копия контракта.
  12. Номер извещения о закупке.
  13. Относится ли поставщик к малому или среднему предпринимательству.

В пункте 2 правил ведения перечня, которые утверждены постановлением № 1132 от 31.10.2014, сказано, надо ли размещать контракт по 223 в реестр контрактов в ЕИС: да, копия этого документа подлежит внесению в перечень.

Реестр договоров по 223 ФЗ для лечебницы

Как внести сведения

Постановление № 1132 от 31.10.2014 разъясняет, какое ведомство ведет в ЕИС реестр договоров по 223-ФЗ: полномочиями по ведению такого перечня обладает Федеральное казначейство. Вносят информацию заказчики. Это подлежит делать по всем процедурам, которые осуществляются в рамках закона о закупках от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Информацию заказчик направляет в ведомство, которое в течение 3 рабочих дней проверяет данные и, если все в порядке, формирует запись, которая получает уникальный номер. Если обнаружатся ошибки, придется доработать документы по результатам замечаний.

Сроки

Информация о том, в течение какого срока со дня исполнения, изменения или расторжения договора заказчиками вносится в реестр договоров информация о результатах исполнения договора, содержится в ПП № 1132 от 31.10.2014. Заказчику необходимо направить сведения в Казначейство со дня:

  • заключения контракта — в течение 3 рабочих дней (без информации по субподряду);
  • расторжения или внесения изменений в реестр договоров по 223-ФЗ — в течение 10 дней;
  • подписания контракта на субподряд — в течение 3 рабочих дней;
  • вся информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение 10 дней;
  • исполнения многоэтапного контракта — в течение 10 дней после завершения каждого этапа;
  • сдачи контракта и сроки внесения в реестр договоров по 223-ФЗ оплаты по этапам — в течение 10 дней с момента исполнения последнего этапа.

Когда в законе не указано, какие дни — календарные или рабочие, отдавайте преимущество в пользу календарных во избежание риска привлечения к административной ответственности, поскольку уточнения по этому вопросу пока нет. На основании ст. 193 Гражданского кодекса, если последний день такого срока является нерабочим днем, сведения направляют в ближайший рабочий день.

Минфин и Минэкономразвития рекомендуют (в письмах от 21.07.2015 № 02-04-11/41911, от 12.02.2016 № ОГ-Д28-1574) включать в положение о закупке порядок и сроки направления сведений об исполнении этапов. Заказчик сам решает, вносить ли ему сведения после завершения каждого этапа или после исполнения в целом.

Закупка ТРУ при изменении цены по ФЗ № 223. Корректировка договора. Возможные риски

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ № 223 организаторы процедур руководствуются:

  • Конституцией РФ;
  • ГК РФ;
  • Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • Положением о закупках.

Договоры, заключенные в ходе закупочных процедур по ФЗ № 223, регулируются нормами гражданского законодательства, допускающими изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях – и в одностороннем порядке (если это не противоречит Положению о закупке, утвержденному заказчиком) [1] . При корректировке договора соглашение об изменении договора заключается в той же форме, что и договор, если из него или обычаев делового оборота не вытекает иное ( п. 1 ст. 452 ГК РФ). Если стороны договора не достигнут соглашения об изменении цены договора, то договор может быть изменен судом по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 450 , ст. 451 ГК РФ.

Закон о закупках № 223 не запрещает заказчикам при необходимости вносить изменения в условия договоров, заключенных ранее в ходе закупок, в том числе о количестве товаров (работ, услуг), сроке и цене договора.

В силу ч.5 ст.4 Закона № 223 в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Также названный ФЗ не содержит ограничений и пределов, которые организаторы должны были бы соблюдать при осуществлении корректировок подписанных сторонами соглашений [2] .

Корректировка цены договора. Где прописать такую возможность?

Закон о закупках относит детальное регулирование деятельности заказчика к его собственной компетенции, что выражается в разработке и принятии организатором процедур Положения о закупках.

Порядок заключения, изменения и исполнения договоров по ФЗ № 223 (в том числе об изменении цены ТРУ) заказчикам необходимо отобразить в:

  • положении о закупках;
  • условиях закупочной документации;
  • подписанном договоре.

Корректировка стоимости продукции в договоре (чаще всего речь идет об увеличении) возможна при оформлении дополнительного соглашения в случае, если это предусмотрено и Положением о закупке, и самим договором (при условии, что цена является твердой).

К примеру:

«Изменение условий договора о цене товара , осуществляется по письменному соглашению сторон, которое оформляется соответствующим дополнительным соглашением и является неотъемлемой частью договора поставки».

В том случае, если такое право не предусмотрено, то вносить изменения в заключенные договоры нельзя.

Выводы

– возможность изменения цены необходимо зафиксировать в Положении и закупочных документах (в т.ч. проекте договора). В противном случае действия организатора торгов могут быть признаны незаконными;

– определить в проекте договора порядок оформления дополнительного соглашения об изменении цены с контрагентом.

  • для поставщика (подрядчика, исполнителя):

– изучить условия закупки и проект договора (в случае отсутствия возможности корректировать цену ТРУ, оценить собственные производственные силы на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) по твердой цене.

Предел корректировки

В Положении о закупках и условиях договора часть заказчиков:

  • прописывают предел корректировки цены договора;
К примеру:

«При изменении ценообразующих факторов на рынке соответствующих ТРУ, заказчик вправе по согласованию с контрагентом изменить цену ТРУ, определенную итоговым протоколом, но не более, чем на 10 % от первоначальной стоимости ТРУ». Возможен также вариант, когда заказчик указывает допустимый предел месячного ценового увеличения, к примеру: « поставка товара без согласия Покупателя с новыми ценами не производится. Коэффициент удорожания цены в месяц в среднем составляет 0,6 %.Общее удорожание цены в год на поставляемый товар – не более 7,2 %» [3] .

  • указывают возможность внесения правок в подписанные договоры (без конкретизации);
К примеру:

«При поставке дополнительного количества товаров, выполнении дополнительного объема работ, оказании дополнительного объема услуг заказчик по согласованию с контрагентом вправе изменить первоначальную цену договора пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, а при внесении соответствующих изменений в договор в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик в обязательном порядке изменит цену договора указанным образом» [4]

Следовательно, в том случае, если организатор закупок прописал в своем Положении возможность определенного поведения, при отсутствии иных обстоятельств, говорящих о том, что действия заказчика являются злоупотреблением правом, направленным на обход установленных им же самим же правил, то такое поведение не может быть признано неправомерным.

Однако при внесении изменений в условия подписанного договора о стоимости ТРУ заказчик (если Положением не установлено каких-либо запретов на соответствующие ограничение) создает возможность для того, чтобы снять с себя установленную своим же Положением обязанность по проведению конкурентных закупочных процедур, то есть действует в обход правил, установленных ФЗ № 223 и Положением о закупках.

Читайте также:  Подсудность дел о разделе совместно нажитого имущества супругов: подача иска в 2022 году

При изменении цены ТРУ следует определить порог корректировки начальной стоимости договора, за рамки которого заказчики не смогут выйти. При этом следует помнить, что указание высоких ценовых границ изменения цены (до 50 % и выше), а также не указания вообще таких стоимостных пределов контролирующие органы могут квалифицировать как ограничение конкуренции и нарушение норм действующего законодательства [5] . Заключение дополнительных соглашений по изменению цены и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения для одних контрагентов и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг).

Подобные действия заказчика могут привести к:

  • недопущению состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами;
  • неэффективному использованию денежных средств.

При выявлении вышеуказанных обстоятельств, контролирующий орган, как правило, в своих решениях признает организатора закупок нарушившим ФЗ № 135 (см. ст. 16) и передает материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольной службы для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с КоАП РФ.

Выводы

– предел корректировки цены договора должен быть таким, чтобы контролирующие органы не могли сделать вывод о необходимости проведения отдельной конкурентной процедуры. В данном случае заказчик может ориентироваться на нормы ФЗ № 44, который регламентирует порог стоимостных изменений;

  • для поставщика (подрядчика, исполнителя):

– определить собственные производственные возможности и пределы корректировки цены продукции (работ, услуг) для выполнения обязательств по договору;

– заранее оповестить заказчика о грядущем изменении цены для подготовки соответствующего дополнительного соглашения.

Многократность изменения стоимости договора (цены за единицу товара)

Корректировка условий договора с победителем допускается по основаниям, определенным ГК РФ, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении требований ч. 1 и 2 ст. 17 «Закона о защите конкуренции»: частота вносимых правок и предел увеличения стоимости договора от первоначальной определяется каждым конкретным заказчиком самостоятельно.

Однако следует иметь ввиду, что действия по изменению договора могут быть признаны не соответствующим принципам осуществления закупок, если они меняют условия, которые имели существенное значение для определения цены на торгах, формирования заявок, определения победителя. Нельзя, к примеру, многократно увеличить стоимость ТРУ по договору, тем самым нивелируя условия проведенной закупочной процедуры [6] . Изменение договора, заключенного в рамках ФЗ № 223, которое повлияет на его данные по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается [7] .

Выводы

– заказчик вправе указать в Положении и закупочных документах сколько раз он вправе менять условия заключенного договора (главное, в дальнейшем не нарушать установленные правила);

– при необходимости многократного увеличения цены договора заказчику лучше провести дополнительную конкурентную закупочную процедуру, тем самым позволяя другим участникам рынка предложить свои условия поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).

  • для поставщика (подрядчика, исполнителя):

– своевременно оформить и подписать соответствующее дополнительное соглашение об изменении цены договора и направить его заказчику;

– в связи с изменением цены возможны задержки по оплате ТРУ со стороны заказчика.

Закупка ТРУ в пределах максимальной (неизменной) стоимости договора

Указание заказчиком в документации о закупке необходимого количества продукции, а также НМЦД – один из самых распространенных способов закупки необходимого товара. В этом случае контрагенты подают свои ценовые предложения за единицу товара (например, за 1 м3 строительного песка) и за весь объем продукции (общая стоимость договора) [8] .

Однако заказчик может поступить иным образом при закупке ТРУ, если цена за единицу продукции часто меняется (например, при поставке ГСМ). В таком случае целесообразно в условиях закупки прописать общую стоимость ТРУ, которая не будет корректироваться [9] . В данном случае организатор процедуры не указывает объем, поскольку количество товара будет напрямую зависеть от цены за единицу, которую предлагают контрагенты. К примеру, в закупочной документации заказчик прописал общую стоимость бензина АИ-92 – 7 000 000, 00 руб. с учетом НДС 20%.

В условиях нестабильной ценообразующей ситуации на рынке ТРУ, такая схема весьма актуальна, поскольку организатор закупки, зная финансовый максимум, предел которого ему не стоит превышать, может приобретать нужные товары по той цене, которая действует на момент поставки продукции, к примеру, бензина АИ-92. Однако следует иметь ввиду, что количество товара в таком случае будет зависеть от того, какая цена будет за единицу (к примеру, за 1 л) и предугадать точный объем заранее будет сложно. Привязка к общей неизменной стоимости продукции поможет заказчикам избежать заключения дополнительных соглашений по изменению цены товара, которая может корректироваться не единожды, особенно в период нестабильной экономической ситуации.

В том случае, если у заказчика появилась потребность в закупки товаров, номенклатура которых достаточно велика (к примеру, запчасти автомобилей) и цены которых часто меняются, организатор торгов, как правило, предпочитает указывать максимальную стоимость договора [10] , в пределах которой он будет (в зависимости от потребности) приобретать нужный товар. В таком случае заказчик формирует список необходимой продукции (запчастей) и в ходе исполнения договора направляет заявки на поставку нужного товара по действующим на тот момент ценам.

Таким образом, установление предельной (максимальной) стоимости договора напрямую зависит от:

  • финансового состояния заказчика;
  • объема потребности в товарах;
  • периода действия договора;
  • экономической ситуации на рынке ТРУ;
  • методологии обоснования НМЦД.
Выводы

– при закупке ТРУ с нестабильной ценой указание фиксированной максимальной стоимости договора- возможность избежать заключения дополнительных соглашений;

– необходимо следить за непревышением максимальной цены договора в ходе его исполнения.

  • для поставщика (подрядчика, исполнителя):

– в ходе исполнения договора быть готовым поставить необходимый товар согласно заявке заказчика (согласно перечню продукции);

– своевременно направлять заказчику актуальные сведения об изменении цен на ТРУ для корректного составления заявки.

Возможные риски при изменении стоимости товара после подведения итогов закупки

При участии в закупках потенциальные поставщики должны учитывать тот факт, что, несмотря на готовность исполнить договор, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства (изменение цен на продукцию, к примеру), которые будут препятствовать заключению договора для исполнения обязательств по поставке товара . Как правило, не получив подписанный договор от победителя, заказчик направляет в ФАС заявление о включении сведений о таком участнике в РНП.

Пример из практики

В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении победителя закупки в виде аукциона в электронной форме на право поставки труб профильных из углеродистой и низколегированной стали. При рассмотрении дела, комиссия антимонопольного органа установила, что победитель процедуры не подписал в установленный срок договор поставки. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков могут являться только такие обстоятельства, которые предполагают недобросовестное поведение хозяйствующего субъекта, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 223. С учётом резкого увеличения цен на товар и, как следствие, невозможности исполнения победителем закупки договора без несения существенных убытков, антимонопольная служба приходит к выводу об отсутствии в действиях контрагента, выразившихся в уклонении от заключения договора на поставку, признаков недобросовестности. (Заключение УФАС по Ярославской области № 06-07/16р-21 по делу № 076/10/5-429/2021 от 21.05.2021).

См. также Решение УФАС по Республике Татарстан № 016/10/5-1186/2021 от 14.07.2021 (По итогам закупки победитель не подписал договор с заказчиком, поскольку общая стоимость товара с момента подачи участником заявки на участие в закупочной процедуре по поставке металлопроката до момента направления договора заказчиком увеличилась на 57,32%. Комиссия УФАС пришла к выводу, что у победителя отсутствовало реальное намерение уклониться от заключения договора).

В случае рассмотрения дела в антимонопольном органе поставщикам следует подготовить документы, обосновывающие их позицию и подтверждающие готовность выполнить обязательства по договору. Нередко контролирующий орган поддерживает контрагентов, если не найдет умышленных действий, направленных на уклонение от исполнения договора, поскольку включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. [11]

При этом контрагенты должны помнить, что лицо, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных нормами права, в случае совершения, либо не совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.

Выводы

– заранее определить необходимую к закупке продукцию и провести закупочную процедуру;

-формировать НМЦД с учетом актуальных цен ТРУ на момент проведения закупочной процедуры;

– вправе обратиться за защитой собственных прав в контролирующий орган (заявление о включении поставщика в РНП).

  • для поставщика (подрядчика, исполнителя):

– оценить возможные риски участия в закупке: потери обеспечения заявок (договора), включение в РНП, применение штрафных санкций по договору [12] ;

– провести анализ цен на рынке соответствующих ТРУ при формировании своего предложения для участия в процедуре;

– готовность документально аргументировать свою позицию в антимонопольном органе (в случае обращения заказчика в ФАС).

[2] ФЗ № 44, содержит ограничения при внесении изменений в контракт – не более чем на 10 % (ст.95)

[3] zakupki.gov.ru (при указании допустимых границ изменения цены и определении коэффициента удорожания, заказчики, как правило, применяют опыт поставок аналогичной продукции в прошедшем календарном году с учетом уровнем инфляции стоимости соответствующего товара).

[4] zakupki.gov.ru, п.24.11.1 Положения о закупках МУП «Пензадормост».

[5] см. Решение Татарстанского УФАС России №016/01/11-1242/2019 от 21.05.2020 (действия заказчика являются антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение оказать соответствующие услуги, более того отсутствует экономия денежных средств).

[6] п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.

[7] Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 марта 2019 г. N 309-ЭС18-21472 по делу N А60-34557/2017.

[8] при этом количество продукции не изменяется.

[9] о том, что цена договора может быть твердой следует указать в Положении о закупках (и условиях закупки).

[10] к нему прилагается спецификация с перечнем и ценой каждой позиции.

[11] Решение УФАС по Пермскому краю № 059/10/5- 512/2021 от 20.05.2021.

[12] Заключение УФАС по Краснодарскому краю № 023/10/5-2744/2021 от 16.06.2021.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Изменение договора по 223-ФЗ

У организации заключен договор с поставщиком продуктов по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Договор заключался по итогам представления коммерческих предложений, его цена составляет менее 100 000 рублей. Можно ли заключить дополнительное соглашение с поставщиком на изменение вида поставки продуктов (например, поставить больше молока, а сметаны меньше), при этом наименования и виды поставляемой по договору продукции не будут дополняться или изменяться, будет лишь уменьшено количество определенных видов продукции и увеличено количество других видов, а сумма, подлежащая уплате по договору, не изменится)?

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условия о количестве поставляемых товаров.

Читайте также:  Применение онлайн-касс ККМ ККТ УСН ЕНВД ведение кассовых операций

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке.

Таким образом, к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях – и в одностороннем порядке (ст. 450 ГК РФ). Ни общие положения ГК РФ о договоре, ни нормы глава 30 “Купля-продажа” этого кодекса не содержат предельных значений изменения количества товаров по договору поставки.

Отсюда следует, что стороны договора поставки, заключенного в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, не лишены права внести изменения в этот договор, увеличив и (или) уменьшив количество товара, поставляемого по такому договору, на любую величину, если это не противоречит положению о закупке как документу, регламентирующему закупочную деятельность заказчика (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). При этом по общему правилу заказчик обязан разместить в единой информационной системе информацию об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, в десятидневный срок со дня внесения изменений в договор. Информация об изменении соответствующих условий договора также включается в реестр договоров, заключенных заказчиками. Однако размещать такую информацию на официальном сайте (направлять ее для внесения в указанный реестр) не требуется в случаях, предусмотренных в ч.ч. 15 и 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в частности, если стоимость товаров, поставляемых по договору, как в рассматриваемом случае, не превышает ста тысяч рублей (ч. 5 ст. 4, ч.ч. 2, 3 ст. 4.1, ч. 3 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Ответ подготовил: Широков Сергей, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре.
Оставить заявку >>
Требуется обеспечение исполнения контракта?
Поможем оформить заявку на банковскую гарантию, заполнить анкету банка, приложить нужные документы, проверить их корректность, подписать электронной подписью и направить в банк. Оставить заявку >>

«Электронный экспресс» – это электронные услуги в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ. Компания “Гарант” основана в 1990 году.

Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон – случаи и порядок

Изменение условий договора, заключенного в рамках 223-ФЗ по соглашению сторон допускается статьей 450 Гражданского Кодекса РФ. При этом сторонам необходимо учесть некоторые особенности этой процедуры.

Какие условия можно изменять

По взаимному соглашению сторон в заключенный по 223-ФЗ договор могут вноситься коррективы. При этом все изменения не должны противоречить положению о закупках. В законе напрямую не предусмотрены правила внесения корректировок, но и запрета на такую процедуру также нет. Опираясь на нормы гражданского права, можно сделать вывод о том, что изменению подлежат следующие условия договора:

  1. Объем товаров или услуг.
  2. Цена контракта.
  3. Срок исполнения сторонами своих обязательств.
  4. Порядок поставки продукции или предоставления услуг.
  5. Поставщик. Такое возможно в том случае, если компания претерпела реорганизацию, слияние или присоединение. Эта норма подтверждается письмом Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
  6. Коррективы в договор вносятся и в случае изменения реквизитов одной из сторон.

Для того чтобы изменения имели юридическую силу стороны должны прийти к единому мнению и составить дополнительное соглашение к договору. В противном случае корректировка отдельных условий возможна только в судебном порядке. Суд встает на сторону инициатора внесения изменений, если одна из сторон существенно нарушает условия контракта или обстоятельства значимо изменились, что привело к невозможности исполнения договора на прежних условиях.

Положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Отражение в ЕИС

Согласно части 5 статьи 4 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения. Если это правило не будет соблюдено, то на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Ответственность за это нарушение возлагается и на контрактного управляющего. Для него размер штрафа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей.

Для того чтобы разместить сведения об изменении условий контракта, заказчику необходимо:

  • При помощи функционала ЕИС сформировать информацию о внесении в контракт корректировок.
  • Разместить скан-копию дополнительного соглашения. Допускается оформление соглашения в электронном виде.
  • Подписать сформированную карточку и все прикрепленные к ней документы при помощи своей квалифицированной ЭП.

Специалисты не рекомендуют заказчикам вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

Как внести изменения в договор

Порядок внесения корректировок в договор не прописан в 223-ФЗ. Поэтому заказчикам необходимо руководствоваться собственным положением о закупках. Если в нем нет сведений о правилах внесения корректировок, то следует действовать по общим принципам.

Инициатор внесения изменений уведомляет о своем желании другую сторону. Для этого он составляет письмо в свободной форме. Оно передается контрагенту при помощи любого доступного средства связи: электронной почты, почтовой связи или факса.

Если вторая сторона согласна с внесением изменений, то она составляет дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта. Оно оформляется в той же форме, что и сам договор. В документе прописывается следующая информация:

  1. Наименование документа с присваиваемым ему номером.
  2. Место составления документа.
  3. Дата подписания.
  4. Суть вносимых изменений и причины принятого решения.
  5. Срок вступления правок в законную силу.
  6. Наименования и полные реквизиты контрагентов.

Составленный документ направляется второй стороне на подпись. После того как он завизирован, внесённые изменения в договор приобретают законную силу. При необходимости изменений условий сделки, составление дополнительного соглашения становится единственным способом для сторон избежать ответственности за нарушение взятых на себя обязательств не расторгая сделку.

223-ФЗ: возможно ли пролонгировать договор на оказание услуг, если при заключении предусмотрена возможность продления?

Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

ФГУП в 2005 году заключило договор на оказание услуг связи. В условиях договора имеется пункт о пролонгации договора, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении.

В связи с введением 223-ФЗ должно ли ФГУП заключить новый договор на оказание услуг связи или возможно продлить действующий? В случае пролонгации какой документ должен быть выложен в ЕИС (стоимость договора – более 100 тыс. рублей)?

Законом №223-ФЗ не установлено запрета продлевать действие договоров, если в положении о закупке и договоре предусмотрена возможность такой пролонгации. При этом рекомендуется заключение дополнительного соглашения в письменной форме (если иное не предусмотрено положением о закупке).

Если ваш договор был заключен до вступления в силу закона №223-ФЗ, а отношения, которые установлены договором, подпадают под сферу его действия, то вам необходимо заключить новый договор на оказание услуг связи в порядке, который установлен законом №223-ФЗ и положением о закупках.

ОБОСНОВАНИЕ

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Согласно судебной практике пролонгация действия договора в случае, если приобретаются дополнительные объемы услуг, фактически представляют собой новые закупки, и они должны соответствовать нормам закона, действующим на момент такой пролонгации (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2018 N Ф02-4511/2018 по делу N А58-9921/2017).

Вносить изменения в договор заказчик вправе, если это не противоречит положению о закупке и условиям самого договора (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Закон N 223-ФЗ позволяет сторонам при исполнении изменить количество (объем), цену закупаемых товаров, работ, услуг, а также сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если это не противоречит положению о закупке и договору, возможно продлить соглашение с контрагентом. Минэкономразвития России указывает на то, что возможность пролонгации должна быть предусмотрена самим договором и не изменять иных существенных условий договора, помимо объема и цены (см. Письмо от 10.05.2017 N Д28и-2031).

Порядок оформления изменений в договоре по Закону N 223-ФЗ заказчик определяет в соответствии с положением о закупке и самим договором (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Если такой порядок не установлен, соглашение об изменении составляется в той же форме, что и сам договор (ст. 452 ГК РФ).

Согласно Письма Минэкономразвития России от 16.12.2016 N ОГ-Д28-15138, если в рамках договора, заключенного по 223-ФЗ, предусмотрено заключение дополнительного соглашения, в результате чего суммарная стоимость договора превысит сто тысяч рублей, то сведения о закупке подлежат публикации в единой информационной системе и должны быть направлены в реестр договоров.

Не позднее десяти дней после изменения договора необходимо внести коррективы в сведения о договоре, который размещался в ЕИС после заключения. Для этого в реестр договоров направляется:

  • информация о том, изменялись ли объем, цена или срок исполнения договора;
  • условия договора, которые были изменены;
  • документы, подтверждающие такие изменения. К ним относятся, например, копии дополнительных соглашений.

Таким образом, сведения об изменении договора будут размещены в ЕИС надлежащим образом (ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, п. 43 Положения о размещении в ЕИС, пп. “в” п. 10 Правил ведения реестра договоров).

Учтите также, если в результате изменения договора малого объема, который вы не размещали в ЕИС, его цена превысила 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. – для крупных заказчиков), сведения о таком договоре необходимо направить в реестр (ч. 2 ст. 4.1 Закона 223-ФЗ).

Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Ссылка на основную публикацию