Виды и способы защиты трудовых прав работников

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

Расшифровка понятия

Защита трудовых прав – это защита, которая гарантируется государством по отношению ко всем работникам сферы труда.

Эта защита направлена на то, чтобы избежать нарушений прав в сфере труда или, в случае таких нарушений, незамедлительно восстанавливать права.

В случае нарушений работники получают компенсации. Защита прав органами госнадзора является гарантированной, остальные виды защиты выбирает сам работник согласно со статьей 45 Конституции РФ (она допускает все способы, не запрещенные законом).

Эта защита направлена на то, чтобы избежать нарушений прав в сфере труда или, в случае таких нарушений, незамедлительно восстанавливать права.

Защита трудовых прав работников: понятие, виды и способы защиты трудовых прав.

Защита трудовых прав работников – это система мер по обеспечению, соблюдению и защите, а также восстановлению нарушенных трудовых прав работников, ответственности работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства.

352 ТК РФ Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

-самозащита работниками трудовых прав; В настоящее же время ст. 379 ТК целях этой самозащиты работник вправе:а) отказаться от выполнения работы, которая не предусмотрена трудовым договором;б) отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Следует отнести также к одним из способов самозащиты работниками своих трудовых прав отказ работника от выполнения работы (приостановку своей трудовой деятельности) в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней в соответствии со ст. 142 ТК. Представляется, что помимо этого есть еще один весьма действенный и эффективный способ защиты работниками своих трудовых прав и интересов – обращение работников с исками и заявлениями в соответствующие юрисдикционные органы с целью разрешения как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.

-защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;-государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;-судебная защита.

Форма защиты трудовых прав работников отражает особенности деятельности субъектов защиты трудовых прав работников в зависимости от того, осуществляется ли эта защита специализированно или организуется самостоятельно лицом, чьи трудовые права нарушены. Сообразно этому выделяются юрисдикционная (властное решение субъекта защиты о восстановлении нарушенных субъективных трудовых прав и законных интересов. Субъект обращается к компетентному органу государства за помощью. Юрисдикционную форму защиты составляют судебная и административная формы защиты.) и неюрисдикционная формы защиты трудовых прав. (субъект защиты не обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, права которого нарушены. Восстановление нарушенных субъективных трудовых прав в этих случаях происходит в результате переговоров между работником и работодателем без обращения к органам власти. К ним относят: социально-партнерскую форму, самозащиту).

Средства защиты – правовой инструмент, который возбуждает определенную процедуру:1)Судебная форма защиты – иск (в основе лежит реализация субъективного права), судебный приказ.2)Административная – жалоба, либо обращение. 3)Общественная форма – жалоба.4)Самозащита – письменное требование о прекращении противоправного поведения, устранения опасности.5)Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав.6)Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением тре­бований охраны труда и устанавливает ответственность ра­ботодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательства в целях предупреждения и устранения на­рушений законодательства об охране труда. Государствен­ный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда служит одним из основных направлений государствен­ной политики в этой области.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы Федераль­ной инспекции труда, а контроль за соблюдением законода­тельства по безопасному ведению работ в отдельных отрас­лях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также федеральные надзоры. Внутриведомственный госу­дарственный контроль в подведомственных организациях — федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и орга­ны местного самоуправления.

Защита трудовых прав и свобод представляет собой, с одной стороны, способ (то есть это те действия, которые приводят к возникновению отношений по защите трудовых прав), а с другой – форму, когда в соответствии с процессуальными нормами оформляется акт, которым реально восстанавливается нарушенное право.

Административная форма защиты.Главным образом осуществляется посредством деятельности Федеральной инспекции труда (ФИТ).

ФИТ – единая централизованная система, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Главный государственный инспектор труда назначается и особождается от должности Правительством по представлению Министра труда и социальной защиты.

– осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях;

– осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

– проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

– ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы граждан о нарушениях их трудовых прав;

– принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

– осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Защита трудовых прав работников профессиональными со­юзами осуществляется на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности». Профсоюзы представляют и за­щищают права и интересы членов профсоюза по вопросам ин­дивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах.

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в целях осуществления защиты своих трудовых прав.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, работник вправе обратиться в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека.

– проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

Понятие, основные способы и формы защиты трудовых прав работников

На сегодня защита трудовых прав граждан (работников) является одним из основных направлений трудовой политики РФ. Так, уже в ст. 1 ТК РФ указывается, что одной из основных целей трудового законодательства является надзор и контроль (в том числе профсоюзный контроль) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда), а также разрешение трудовых споров (ст. 1 ТК РФ).

Говоря о защите как трудовых прав, так и защите вообще, следует отличать ее от такого термина, как «охрана». На первый взгляд, данные понятия являются схожими, но при более детальном рассмотрении выявляется ряд различий. Защита предполагает комплекс мероприятий, направленных на пресечение какого-либо посягательства на законные интересы, и действует непосредственно после начала посягательства как такового. Охрана же является более масштабным понятием, которое включает в себя комплекс мер, направленных не только на пресечение противоправных действий, но и на защиту законных прав и интересов вообще. Что касается защиты, то в теории трудового права она понимается в двух смыслах: в широком и узком.

Защита трудовых прав работников в узком смысле слова – это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, в том числе и профилактика, восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями соответствующих органов реальной эффективной ответственности работодателей и их представителей (администрации) за нарушение трудового законодательства, его неисполнение, т. е. за нарушение трудовых прав работников. В этом узком смысле такая защита регулируется разделом ХIII ТК РФ.

В широком смысле под защитой трудовых прав следует понимать реализацию защитной функции трудового права, которая в свою очередь отражает защитную функцию государства.

Исходя из содержания ст. 352 ТК РФ, защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, перечисленных в этой норме, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

-самозащита работниками трудовых прав;

-защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

-государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Перечисленные способы могут быть использованы для защиты действительно или мнимо нарушенных трудовых прав. Однако само по себе перечисление этих способов в ст. 352 ТК РФ может и не привести к восстановлению нарушенных трудовых прав. Должны появиться предусмотренные в законодательстве основания, которые и могут позволить воспользоваться тем или иным способом защиты, а в ряде случаев использовать несколько способов защиты для того, чтобы нарушенные права работника были восстановлены. Наличие таких оснований связано с действиями работников, их представителей, деятельностью органов государственного надзора и контроля, КТС, а при использовании судебной защиты — с деятельностью перечисленных субъектов и работодателей. Такие действия могут быть совершены только при возникновении отношений, входящих в предмет трудового права, в частности, отношений по самозащите трудовых прав, отношений по участию профсоюзов в защите трудовых прав, по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников, а также отношений по разрешению трудовых споров.

Следовательно, перечисленные способы защиты трудовых прав и законных интересов могут быть реализованы через действия субъектов трудового права, которые приводят к возникновению соответствующих отношений. В свою очередь, в рамках этих отношений могут быть выявлены нарушения трудовых прав и свобод. Данные нарушения и должны быть устранены в перечисленных отношениях, содержанием которых является осуществление процессуальной деятельности с целью устранения нарушений трудовых прав. Данная деятельность подлежит надлежащему процессуальному оформлению. Без процессуального оформления использование любого способа защиты не может привести к восстановлению нарушенных прав работников. Поэтому в нашем понимании защита трудовых прав осуществляется определенными способами, которые перечислены в нормах материального права (ст. 352 ТК РФ), и с использованием установленных процессуальным законодательством форм устранения нарушений трудовых прав. Отсутствие процессуальных форм восстановления нарушенного права приводит к тому, что способы защиты трудовых прав не выполняют своей роли, поскольку использование любого из перечисленных способов может привести к восстановлению нарушенного материального права только при надлежащем процессуальном оформлении. Следовательно, устранение нарушений трудовых прав и свобод в рамках возникших отношений по их защите требует специального процессуального оформления, то есть оно происходит в определенных процессуальным законодательством формах. В связи с этим только при сочетании способов, перечисленных в ст. 352 ТК РФ, с процессуальными формами защиты прав можно добиться восстановления трудовых прав и законных интересов. Поэтому защита трудовых прав не может рассматриваться исключительно как совокупность способов, которые включают в себя действия полномочных субъектов, которые являются основанием для возникновения соответствующих отношений. В защиту трудовых прав, на наш взгляд, следует включать и процессуальные формы, которые могут быть использованы для устранения выявленных в этих отношениях нарушений трудовых прав.

Сказанное, полагаем, позволяет определить защиту трудовых прав и законных интересов как совокупность способов и процессуальных форм, которые могут быть использованы для восстановления нарушенных прав и законных интересов.

В юридической литературе традиционно выделяют две формы защиты трудовых прав:

Юрисдикционная форма представляет собой деятельность полномочных государственных органов по защите нарушенного права, а неюрисдикционная форма защиты рассматривается как применение мер защиты самостоятельно, независимо от органов государственной власти.

В административном праве юрисдикционная форма определяется через деятельность полномочных государственных органов, которые в пределах имеющейся у них компетенции могут оформить обязательные решения об устранении нарушенных прав и законных интересов, а также применять к правонарушителям предусмотренные законодательством меры ответственности[2].

Применение юрисдикционных форм, как правило, связано с принципом диспозитивности. Вопрос об использовании или неиспользовании предоставленного права на защиту работник решает самостоятельно. В этом случае работник для защиты своих трудовых прав может выбрать следующие варианты:

а) совершить не запрещенные законом действия по самостоятельной защите своего права, то есть осуществить самозащиту;

б) обратиться в профсоюз с целью защиты трудовых прав;

в) обратиться за защитой своих прав в компетентные государственные органы.

Если работник обращается в государственные органы за защитой своего права, то возникают отношения с участием государственного органа, в которых могут быть использованы меры государственного принудительного характера.

Однако отношения по привлечению работодателя государственным органом к административной и уголовной ответственности в предмет трудового права не входят, хотя нельзя не признать, что привлечение к указанным видам ответственности может способствовать восстановлению нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма влечет возникновение отношений без участия властных государственных органов, тогда как использование юрисдикционной формы защиты приводит к возникновению отношений с участием полномочных государственных органов, в которых они могут реализовать властные полномочия.

Деятельность государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав работников. Можно выделить следующие особенности данной юрисдикционной формы защиты трудовых прав работников:

1) наличие самостоятельной цели – обеспечение реализации трудовых прав работников;

2) наличие властных полномочий у органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, которые должны обеспечивать достижение указанной цели;

3) реализация властных полномочий органами государственного надзора и контроля в отношениях по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников;

4) отсутствие правового регулирования вступления в законную силу решений органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права;

5) отсутствие принудительного механизма исполнения решений органов государственного надзора и контроля по соблюдению трудовых прав работников;

6) особое процессуальное оформление результатов деятельности по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права.

Следовательно, в нашем понимании государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права как одна из форм юрисдикционной защиты трудовых прав может быть определен через деятельность полномочных государственных органов, которая протекает в отношениях по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников и имеет своей целью обеспечение реализации трудовых прав работников, что должно получать соответствующее процессуальное оформление.

Государственный надзор и контроль является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав граждан. По нашему мнению, форма защиты трудовых прав включает в себя не только осуществление определенной деятельности, в частности совершение действий, направленных на возникновение отношений по защите трудовых прав граждан, но и ее соответствующее оформление в виде правоприменительного акта.

К числу неюрисдикционных форм защиты трудовых прав работников следует отнести деятельность по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку она оформляется в виде рекомендаций, соглашений, решений, которые могут иметь для участников коллективного трудового спора обязательную силу.

[1] Бахрах Д. Н. Административное право: учебник для вузов. – М.: Норма-Инфра, 2001. С. 401.

[2] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. С. 497 – 446.

в) обратиться за защитой своих прав в компетентные государственные органы.

Профсоюзы

Актуальна защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Данные организации созданы для отстаивания интересов сотрудников. Они решают вопросы отдельных работников и всего коллектива.

Для защиты трудовых прав профсоюзы осуществляют следующее:

  • принимают участие в определении размеров заработной платы, норм труда и систем его оплаты;
  • предлагают внесение изменений в содержание нормативно-правовых актов касательно социально-трудовых отношений;
  • проводят контроль в области занятости населения;
  • посещают рабочие места граждан, являющихся членами профсоюзной организации;
  • выражают свое мнение относительно проектов социально-трудовой сферы;
  • принимают участие в разработке госпрограмм занятости;
  • контролируют соблюдение работодателем положений законодательства;
  • дают оценку правомерности действий руководителя предприятия в случае расторжения им контракта с подчиненным.

Надо отметить, что для проверки соблюдения работодателями трудового законодательства, профсоюзы могут привлекать государственные контролирующие органы. Также они вправе требовать от руководителя предприятия устранить и компенсировать нарушение. После этого директор компании должен в семидневный срок проинформировать профсоюз о принятых мерах.


Надо отметить, что для проверки соблюдения работодателями трудового законодательства, профсоюзы могут привлекать государственные контролирующие органы. Также они вправе требовать от руководителя предприятия устранить и компенсировать нарушение. После этого директор компании должен в семидневный срок проинформировать профсоюз о принятых мерах.

Понятие и способы защиты трудовых прав работников

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ.

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Понятие и способы защиты трудовых прав работников

Конституция РФ, в силу положений ст. 45, гарантирует российским гражданам и лицам, пребывающим на территории Российской Федерации, государственную защиту их прав и свобод. Данная общегосударственная норма находит свое продолжение в ТК РФ, в соответствии со ст. 2 которого обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, является одним из принципов регулирования трудовых правоотношений.

Поскольку работник наиболее уязвимый субъект трудовых правоотношений в силу их строгого субординационного характера, а также нахождения финансового ресурса в распоряжении работодателя, законодатель старается как можно чаще в тексте ТК РФ акцентировать внимание лиц, применяющих трудовые нормы, на различного рода гарантии, предоставляемые именно работникам в процессе труда, а также на способы защиты их трудовых прав.

Самыми основными способами защиты трудовых прав и интересов работников ТК РФ считает:

Читайте также:  Пени по транспортному налогу: как рассчитать, размер

1) самозащиту работниками своих трудовых прав;

2) защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) судебную защита (ст. 352 ТК РФ).

Нужно сказать, что перечень таких способов не является исчерпывающим, следует лишь руководствоваться принципом «что не запрещено – разрешено».

Теперь рассмотрим каждый из способов защиты трудовых прав работников в отдельности.

Самозащита права является одним из не запрещенных законом способов, применяемых работниками для защиты своих прав и интересов в соответствии со ст. 45 Конституции РФ и ст. 21 ТК РФ. Ёмко представленный в ТК РФ институт самозащиты прав (всего лишь две небольшие по содержанию статьи – 379 и 380), требует всесторонней теоретико-прикладной разработки, однако научных трудов по данному поводу немного, в основном обзоры в периодических изданиях. Давая определение самозащите работником трудовых прав, воспользуемся идеей А. А. Андреева о том, что данный институт представляет собой законные, самостоятельные, а в некоторых случаях и надлежащим образом оформленные действия работника, осуществляемые в порядке защиты своих трудовых прав без обращения в юрисдикционные органы[1], а также органы, формируемые непосредственно в организации для разрешения трудовых споров.

Самый простой формой самозащиты права являются устные переговоры с работодателем и (или) его представителями, инициированные работником. Такие переговоры не нуждаются в письменном оформлении, а доводов, приведенных работником, может оказаться достаточно для снятия с повестки напряженного вопроса.

ТК РФ в ст. 379 закрепляет основную и наиболее радикальную форму самозащиты – отказ работника от выполнения работы. Такой отказ возможен в ряде случаев, поименованных в законе. Так, работник имеет полное право не приступать к выполнению работы, не предусмотренной трудовым договором, а также работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. Также в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Гарантиями права на самозащиту могут служить абз. 2 ст. 179, регламентирующий, что на время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также ст. 380 ТК РФ, определяющая, что работодатель и (или) его представители не имеют права каким бы то ни было образом препятствовать работникам в осуществлении самозащиты ими трудовых прав, к примеру, угрожать увольнением или лишением заработка.

Самолично приняв решение использовать такую форму самозащиты собственного права как отказ от выполнения работы, работник должен письменно уведомить об этом работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного их представителя. Из материалов судебной практики исходит, что суд принимает во внимание такое уведомление работника об отказе от выполнения работы или о ее приостановлении, которое выражено в письменной форме с указанием конкретного основания такого отказа или приостановления, с имеющейся на нем записью о входящей корреспонденции либо иной отметкой о получении работодателем данного уведомления[2].

По смыслу ст. 4 ТК РФ невозможно реализовать право на отказ или приостановление следующих видов работ:

-работ, выполнение которых обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

-работ, выполнение которых обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

-работ, выполняемых в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

-работ, выполняемых вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Таким образом, самозащита работника как способ защиты своих трудовых прав, выражающаяся в форме отказа от работы, обладает рядом признаков:

1. Самостоятельность в принятии решения об отказе от работы.

2. Единоличная ответственность за соответствие принятого решения законным основаниям и надлежащую процедуру оформления уведомления работодателя об отказе от работы.

3. В отсутствие работника на рабочем месте в связи с отказом от выполнения работы за ним сохраняется его должность, а также средний заработок.

4. Работнику надлежит немедленно возобновить работу после устранения работодателем препятствующих ее проведению факторов.

5. Запрет на отказ или приостановление определенных законом видов работ.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами – одна из основ их деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[3] (далее – Закон о профсоюзах), профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Для реализации такой важной функции, как защита социально-трудовых прав и интересов работников, профсоюзы наделяются независимостью прежде всего от работодателей и их объединений, а также от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий и других общественных объединений. Для создания профсоюза не требуется чьего-либо согласия, достаточно лишь наличия инициативной группы в составе 3-х человек. Поскольку профсоюз – это общественное объединение граждан, и для его создания, в силу ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»[4], нужно не менее 3-х физических лиц.

Согласно закону профессиональные союзы свободны в выборе своего юридического оформления: они могут приобрести правоспособность юридического лица, зарегистрировавшись в качестве такового в организационно-правовой форме первичной профсоюзной организации, ассоциации или союза, либо вовсе не регистрироваться, не приобретая при этом прав на открытие банковского счета, на заключение сделок, на приобретение имущества и распоряжение им и др.

Основные права профсоюзов в области защиты интересов трудящихся и трудового коллектива в целом состоят, во-первых, в их представительстве. Так, проекты законодательных актов федерального, регионального и местного уровней в социально-трудовой сфере рассматриваются с учетом мнения и предложений соответствующих профсоюзов. Согласно п. 5 ст. 11 Закона о профсоюзах, профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Кроме того, профсоюзы наделены правом на ведение от имени работников коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, а также на ведение контроля за исполнением согласительных актов.

Во-вторых, профсоюзы наделены правом на участие в коллективных трудовых спорах, на организацию и проведение в соответствии с законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

В-третьих, профсоюзы принимают участие в разработке программ занятости, а также предлагают меры по защите интересов членов профсоюзных организаций, сокращенных в связи с ликвидацией организации. В силу п. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах, ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

В-четвертых, для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Данное право профсоюзных организаций имеет весомое значение для реализации функции защиты членов профсоюзов.

И, наконец, в-пятых, профсоюзы осуществляют одноименный контроль за соблюдением законодательства о труде. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде данные общественные организации, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о профсоюзах, вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзным инспекторам разрешается беспрепятственно посещать подразделения организации, в которой трудятся члены профсоюза с целью проведения проверки соблюдения работодателем, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам, например, выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 253 ТК РФ, осуществляется инспекцией труда (трудовой инспекцией) в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»[5]. Государственные инспекции труда действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. Федеральная инспекция труда представляет собой централизованную структуру, состоящую из Службы по труду и занятости федерального масштаба и ее территориальных (региональных) отделений. Должность руководителя Федеральной инспекции труда именуется как главный государственный инспектор труда РФ. На данную должность лицо назначается Правительством РФ.

В задачи Федеральной инспекции труда входят:

-обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

-обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

А принципами ее деятельности являются: уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; объективность; независимость; гласность.

За защитой трудовых прав кроме органов госконтроля можно обратиться и к Уполномоченному по правам человека, и в Общественную палату

Федеральная инспекция труда как орган государственного контроля за соблюдением трудового законодательства наделена широким кругом полномочий, предусмотренных ст. 356 ТК РФ, среди которых, применимо к настоящей главе, можно выделить особо: анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; проверку соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав и принятие в связи с этим необходимых мер по устранению выявленных нарушений и др.

В силу своих полномочий, а также прав и обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).

Защита трудовых прав работников производится инспекциями труда в лице государственных инспекторов посредством проведения ими проверок соблюдения трудового законодательства работодателем.

Проверка представляет собой совокупность проводимых уполномоченным контрольным государственным органом в отношении работодателя (юридического лица, ИП, физического лица) мероприятий по оценке соответствия осуществляемой им деятельности или действий обязательным требованиям, установленным правовыми актами.

Проверки могут быть как плановыми, проводимыми по инициативе инспекции труда в соответствии с утвержденным планом, так и внеплановыми, ввиду обращения конкретного работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также обращений и заявлений граждан, в том числе ИП и юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее установленного законом размера, о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

О плановой проверке работодатель знает заранее, поскольку информация о дате и времени ее проведения доступна на официальном сайте соответствующей государственной инспекции, а вот предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. При этом с 2008 года на территории РФ действует федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[6], учитывающий также интересы проверяемой стороны. Так, согласно данному акту, действует презумпция добросовестности работодателя, кроме того предпочтительным является уведомительный характер проведения проверок, а также устанавливается запрет на взимание платы за проведение контроля и многое другое. Наравне с этим, работодателю запрещается препятствовать осуществлению государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. За такое воспрепятствование устанавливается административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ. А лица, применяющие в отношении государственных инспекторов труда или их близких насилие, угрожающие им насилием или оскорбляющие государственных инспекторов труда при исполнении ими должностных обязанностей или в связи с их исполнением, могут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии со ст. 318 и 319 УК РФ.

Судебная защита трудовых прав и интересов работников подробнее освещается в рамках рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Самозащита права является одним из не запрещенных законом способов, применяемых работниками для защиты своих прав и интересов в соответствии со ст. 45 Конституции РФ и ст. 21 ТК РФ. Ёмко представленный в ТК РФ институт самозащиты прав (всего лишь две небольшие по содержанию статьи – 379 и 380), требует всесторонней теоретико-прикладной разработки, однако научных трудов по данному поводу немного, в основном обзоры в периодических изданиях. Давая определение самозащите работником трудовых прав, воспользуемся идеей А. А. Андреева о том, что данный институт представляет собой законные, самостоятельные, а в некоторых случаях и надлежащим образом оформленные действия работника, осуществляемые в порядке защиты своих трудовых прав без обращения в юрисдикционные органы[1], а также органы, формируемые непосредственно в организации для разрешения трудовых споров.

Какие существуют способы защиты трудовых прав работников

Право на труд — одно из основных прав граждан нашей страны, которое задекларировано в Конституции. В современном обществе, в который раз находящемся в состоянии экономического кризиса, не все работодатели считают необходимым соблюдать это право. Средства массовой информации регулярно сообщают о случаях незаконного увольнения сотрудников, о задержках выплаты зарплаты и так далее. Подобные ситуации требуют от всех заинтересованных сторон знания правовых основ трудовых взаимоотношений. Способы защиты трудовых прав работников – одна из актуальнейших проблем в этой отрасли.

  1. Виды способов защиты трудовых прав
  2. Самозащита
  3. Защита прав при участии профсоюзных органов
  4. Государственные способы
  5. Государственная инспекция труда
  6. Судебные органы


Выделяются следующие способы, определяющиеся, как основные:

  • самозащита;
  • защита прав трудящихся при участии профессиональных союзов;
  • надзор и контроль со стороны государства.
  • защита суда.

Расшифровка понятия

Защита трудовых прав – это защита, которая гарантируется государством по отношению ко всем работникам сферы труда.

Эта защита направлена на то, чтобы избежать нарушений прав в сфере труда или, в случае таких нарушений, незамедлительно восстанавливать права.

В случае нарушений работники получают компенсации. Защита прав органами госнадзора является гарантированной, остальные виды защиты выбирает сам работник согласно со статьей 45 Конституции РФ (она допускает все способы, не запрещенные законом).

Вопросы, которые касаются защиты прав, регулируются рядом нормативно-правовых документов, их перечень приведен ниже:

Способы защиты трудовых прав

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.11.2018 2018-11-15

Статья просмотрена: 665 раз

‒ обращения в органы контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: (ст352ТК)

– самозащита работниками трудовых прав;

-защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

-государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Необходимо учитывать, что работник обязан в письменной форме известить работодателя или своего непосредственного руководителя об отказе от выполнения работы или о приостановлении работы.

Не допускается приостановление работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях по аварийно-спасательным, поисково-спасательным, противопожарным работам, работам по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

В соответствии со ст. 380 Трудового кодекса РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Для защиты своих трудовых прав и законных интересов, разрешения индивидуальных трудовых споров работники имеют право обратиться в профессиональные союзы (при их наличии) и в Государственную инспекцию труда.

Определенная категория трудовых споров может быть рассмотрена только в суде, в их числе заявления работников:

о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения;

об отказе в приеме на работу;

о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника и др.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Срок обращения в суд, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. Однако при отсутствии уважительных причин пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника. Исковое заявление работника в суд по трудовым спорам не облагается государственной пошлиной.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Читайте также:  Какой налог уплачивается с пенсии?

Надзор — это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль — проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов. Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

Надзор – деятельность госорганов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль – составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам.

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

Профессиональный союз — добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного’требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

-беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

-проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

-защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

-осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

-принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

-принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Образования и компетенция комиссий по трудовым спорам (КТС).

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: (ст352ТК)

– самозащита работниками трудовых прав;

-защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

-государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Необходимо учитывать, что работник обязан в письменной форме известить работодателя или своего непосредственного руководителя об отказе от выполнения работы или о приостановлении работы.

Не допускается приостановление работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях по аварийно-спасательным, поисково-спасательным, противопожарным работам, работам по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

В соответствии со ст. 380 Трудового кодекса РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Для защиты своих трудовых прав и законных интересов, разрешения индивидуальных трудовых споров работники имеют право обратиться в профессиональные союзы (при их наличии) и в Государственную инспекцию труда.

Определенная категория трудовых споров может быть рассмотрена только в суде, в их числе заявления работников:

о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения;

об отказе в приеме на работу;

о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника и др.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Срок обращения в суд, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. Однако при отсутствии уважительных причин пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника. Исковое заявление работника в суд по трудовым спорам не облагается государственной пошлиной.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Разрешение споров через государственные органы

Трудовые инспекции есть в каждом районе. Эти органы осуществляют госконтроль путём проведения проверок. С определённой периодичностью инспекции проверяют работодателей в плановом порядке.

Но имеется несколько поводов и для внепланового контроля:

  • поступление жалобы от работника организации по поводу нарушения своего трудового права;
  • контроль над исполнением предписаний, сделанных во время предыдущей проверки;
  • по требованию прокуратуры или вышестоящего органа.

Если работник подвергся дискриминации в процессе работы, при приёме или увольнении, то нужно составить письменную жалобу в инспекцию по труду.

Единой установленной формы нет, поэтому бумага составляется в произвольной форме, с соблюдением главных требований:

  • сведения о заявителе;
  • информация о работодателе;
  • сама претензия, просьба;
  • дата, подпись.

Претензия излагается чётко и ясно, отражает только реальные события. С готовым документом можно идти в инспекцию. Там специалист предложит написать заявление. Можно приложить к нему пакет подтверждающих документов.

У трудовых инспекторов есть на рассмотрение заявки 30 дней. Не позднее этого срока гражданин получит ответ. Если инспекция не компетентна решать подобные ситуации, то самостоятельно переправит дело в нужную инстанцию.

Обращение с жалобой к прокурору делается аналогично. В обоих случаях заявителю гарантируется анонимность, а результатом обращения станет проверка организации.

У трудовых инспекторов есть на рассмотрение заявки 30 дней. Не позднее этого срока гражданин получит ответ. Если инспекция не компетентна решать подобные ситуации, то самостоятельно переправит дело в нужную инстанцию.

Защита прав трудовых работников – самозащита

Самым мирным путем избежать нарушения права работник можно при помощи самозащиты. Чтобы знать свои трудовые права, нужно быть знакомым со статьями ТК РФ. Он представляет собой наглядное пособие, как делать можно и как делать нельзя.

Как только сотруднику стал известен факт нарушения, необходимо приступать к действию. Для начала нужно попытаться в устном порядке обсудить с руководителем возникшую проблему, найти компромисс. Если в устном порядке договориться не пришлось, то следует направить в организацию письменное обращение, в котором подробно изложить суть вопроса. Обращение лучше направить заказным письмом с приложением уведомления, чтобы быть уверенным в том, что получателю оно доставлено.

Согласно законодательству ответ должен последовать в месячный срок. В случае не разрешения проблемы, следующим шагом является обращение в профсоюзный орган организации, а затем в государственные органы по защите трудовых прав.

Все вопросы, связанные с условиями труда и отдыха, четко регламентируются главным правовым актом этого направления…

Защита трудовых прав работника

“Отдел кадров коммерческой организации”, 2013, N 3

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКА

От конфликтных ситуаций с работниками не застрахован ни один работодатель. Причем с претензиями может обратиться как работающий, так и уволенный сотрудник. И хорошо, если такую ситуацию удастся разрешить мирным путем. А если нет? Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг вариантов защиты трудовых прав. О них и расскажем в данной статье.

Раздел XIII ТК РФ посвящен защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров. Также в нем говорится об ответственности за нарушение трудового законодательства. В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

– самозащита работниками трудовых прав;

– защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

– государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Самозащита работниками трудовых прав

На основании ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Например, работник использует право самозащиты, отказываясь от выполнения работ в случае опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами). В таком случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ст. 220 ТК РФ). Или работник может использовать право на самозащиту в случае необеспечения его средствами индивидуальной или коллективной защиты. В таком случае работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Так, в соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Однако этой же нормой предусмотрены случаи, когда не допускается приостановление работы по данной причине:

– в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

– в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

– в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

– работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Воспользовавшийся этим правом обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Обратите внимание! Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб. (ст. 20.26 КоАП РФ).

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

Защита интересов работников профсоюзами

Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” установлено, что профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:

– трудового договора (контракта);

– рабочего времени и времени отдыха;

– гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;

– по другим социально-трудовым вопросам.

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Аналогичное требование содержится в ст. 370 ТК РФ.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями , утверждаемыми профсоюзами.

Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов утв. Постановлением Исполкома ФНПР от 22.11.2011 N 7-15.

Межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать свои правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

– беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений;

– проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

– защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

– предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

– направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

– в качестве независимых экспертов принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства.

Обратите внимание! В силу ст. 377 ТК РФ работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. В частности, безвозмездно предоставить помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Одним из вариантов защиты прав работников профсоюзами является принятие решений работодателем с учетом их мнения (ст. 371 ТК РФ). В частности, в случае когда изменение организационных или технологических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ). Также придется учитывать мнение профсоюза при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не оговоренных в ст. 113 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя – ст. 373 ТК РФ. Причем соблюдение процедуры в последнем случае не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Рострудом и его территориальными органами. Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875. В соответствии с данным Положением государственный надзор в сфере труда осуществляется государственными инспекторами труда (правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда), которые имеют право:

– в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

Читайте также:  Доверенность на сдачу отчетности

– запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

– запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Обратите внимание! Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Государственный контроль осуществляется посредством проверок, порядок проведения которых определяется ратифицированными конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и Положением.

Предметами проверки являются соблюдение работодателем требований трудового законодательства, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

– обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3. Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

К сведению. Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом РФ или Правительством РФ.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. В частности, на основании ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции, а именно районный суд рассматривает такие дела в качестве первой инстанции.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то важно следующее: хотя эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя, значит, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) определяется исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23, 24 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”).

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

К сведению. Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, а также между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

По общим правилам иск предъявляется в суд по месту нахождения организации-работодателя, а если работодатель – индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства. Однако в силу ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, то есть работника.

Работник для защиты своих прав через суд должен соблюдать сроки обращения с заявлением о рассмотрении спора. Отметим, что в зависимости от категорий дел сроки обращения за защитой трудовых прав работника различны. Так, на основании ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Если работник пытался урегулировать возникшие разногласия через комиссию по трудовым спорам организации, которая в установленный десятидневный срок должна была рассмотреть спор и разрешить его в чью-то пользу, но не сделала этого, работник имеет право перенести рассмотрение конфликта в суд (ст. 390 ТК РФ). Если комиссия рассмотрела спор, но ее решение не устроило работника, он также может обратиться в суд для обжалования в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

Как видим, Трудовым кодексом работнику предоставлен достаточно широкий круг способов решения спорных моментов как при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, так и после увольнения. Поскольку работник для разрешения конфликтной ситуации должен обратиться с заявлением (хоть в государственную инспекцию труда, хоть в комиссию по трудовым спорам, хоть в профсоюз и т. д.) с указанием нарушенных работодателем прав, рекомендуем снимать противоречия мирным путем. Ведь если нарушение трудового законодательства будет установлено контролирующими органами, работодателю может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.

– в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

Основные способы защиты трудовых прав и свобод работников

Основные способы защиты трудовых прав и свобод работников определены Трудовым кодексом Российской Федерации. Существует несколько способов защиты трудовых прав работников:

1) Это самостоятельная защита трудовых прав самим работником.

Так, в случае если работодатель задерживает работнику выплату заработной платы свыше 15 дней работник вправе приостановить работу (за исключением случаев предусмотренных Трудовым кодексом РФ, когда приостановка работы не допускается) до того времени, пока работодатель не сообщит ему в письменной форме о готовности произвести выплату (ст. 142 Трудового кодекса РФ). В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

При этом работнику необходимо учитывать, что время приостановки работы оплате не подлежит.

2) Следующий способ защиты трудовых прав – обращение в профсоюз, если он организован в организации, где работник осуществляет трудовую деятельность. Профсоюзные органы осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и представляют интересы работников во взаимоотношениях с работодателем.

3) Следующий способ защиты трудовых прав – обращение работника в Государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в Республике Коми осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства на всей территории Республики.

Каждый работник вправе обратиться с письменным заявлением в Государственную инспекцию труда в Республике Коми, в том числе в электронной форме по адресу электронной почты, как за разъяснением норм трудового законодательства, так и для проведения проверки изложенных фактов нарушения трудовых прав.

При письменном обращении работник вправе потребовать от Инспекции труда не сообщать работодателю о своих персональных данных, таких как фамилия, имя и отчество, должность и т.д., и при проверке работодателю не будет сообщаться о заявителе. Такое право для работников предусмотрено трудовым кодексом, с целью пресечения давления работодателя на работника после обращения им в надзорный орган.

4). Следующий способ защиты трудовых прав – обращение работника в комиссию по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

В соответствии со статьей 386 ТК РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

5) Следующий способ защиты трудовых прав – обращение в судебные органы.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

об отказе в приеме на работу;

лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (статья 391 ТК РФ)

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (статья 392 ТК РФ).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных статьей 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с требованиями статьи 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

1. Защита трудовых прав работников: понятие и способы

Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики. Принятие Трудового кодекса РФ в определенной степени решило эту проблему. После проведения коренного обновления действующего трудового законодательства необходимо сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды по трудовым делам. Создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере – одно из предполагающихся нововведений в совершенствовании механизмов юридической защиты трудовых прав*(122).

Во многих случаях термин “защита” является синонимом термина “охрана”, поскольку законодателем оба эти понятия используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 – об охране этих прав и свобод.

В Словаре русского языка приводится толкование слова “защита”: “Защитить. Охраняя, оградить от посягательств. Защитить обиженного. “*(123). В юридической литературе различаются понятия защиты и охраны субъективного права и охраняемого законом интереса. Охраняются права и интересы постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. “Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают”*(124). “Охрана – это установление общего правового режима, а защита – те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены”*(125).

Конституцией России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:

предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;

запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;

закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;

провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;

предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;

гарантирование каждому человеку права на государственную и судебную защиту его прав, включая право обжаловать в суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;

признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав человека.

Особое место среди социально-экономических прав занимают права в сфере труда.

Поступательное развитие рыночной экономики не должно привести к уходу государства с рынка труда. Необходимо четко определить, как сегодня следует понимать защиту прав работников, т.е. каким должен быть объем прав, установленный государством, с тем чтобы, с одной стороны, не превратить работника в иждивенца государства, а с другой – обеспечить заинтересованность работника в развитии общественного производства.

Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам, профсоюзные органы).

В юридической литературе по-разному раскрывается понятие “меры защиты”. С.С. Алексеев считает, что защита права – это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности*(127). А.С. Мордовец включает в понятие “меры защиты” и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения*(128). С точки зрения В.М. Ведяхина, Т.Б. Шубиной, к мерам, способам защиты прав относятся лишь те, что применяются по инициативе лица, права которого нарушены, и прежде всего функция этих прав – восстановительная. Государственно-принудительный механизм защиты права используется только в том случае, если сторона, нарушившая чьи-либо права, добровольно их не восстанавливает, либо препятствует этому, либо не исполняет добровольно своей обязанности*(129).

Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 Трудового кодекса РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

В соответствии с Конституцией РФ “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом” (ч. 2 ст. 45). До принятия Трудового кодекса РФ средства для самозащиты работниками своих прав были весьма ограничены. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”*(130) работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. Трудовой кодекс вопросам самозащиты работниками трудовых прав посвятил отдельную главу. Статья 379 ТК РФ называет формы самозащиты:

отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.

В статье 142 ТК РФ содержится регламентация такой формы самозащиты трудовых прав, как приостановление работы при невыполнении работодателем обязательств по оплате труда (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 г. сделал вывод, что работнику присутствовать на своем рабочем месте в течение приостановки работы не надо, т.к. ст. 142 не обязывает его к этому. Более того, в силу ч. 3 ст. 4 нарушение сроков выплаты заработной платы – это принудительный труд, который запрещен, так что работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.

Следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.

предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;

Добавить комментарий