Состав преступления при организации незаконной миграции согласно статье 322

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Разъясняет старший помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Акманов Р. Р.

В целях недопущения нарушения требований миграционного законодательства, в частности недопущения фактов фиктивной регистрации и постановки на учет граждан, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» разъяснены содержание действий, образующих признаки преступлений в сфере миграционного законодательства и особенности их квалификации.

В частности, Пленум Верховного Суда РФ указал, что по смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в РФ на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Деяния, предусмотренные ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.

Приказом МВД России от 11.08.2020 № 561 утверждены форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и форма заключения об установлении факта их фиктивной постановки на учет по месту пребывания.

Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно ст. 322.2 или ст. 322.3 УК РФ.

Под способствованием раскрытию преступления в примечании к ст. 322.2 УК РФ и в пункте 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК РФ или пунктом 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения.

Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение вышеуказанных преступлений на основании примечаний к указанным статьям, не препятствует привлечению к уголовной ответственности этого лица за иные совершенные им незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования).

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

12 октября 2020, 11:40

Вопросы применения статей 322.2 и 322.3 УК РФ за нарушение миграционного законодательства

Разъясняет старший помощник прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Акманов Р. Р.

В целях недопущения нарушения требований миграционного законодательства, в частности недопущения фактов фиктивной регистрации и постановки на учет граждан, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» разъяснены содержание действий, образующих признаки преступлений в сфере миграционного законодательства и особенности их квалификации.

В частности, Пленум Верховного Суда РФ указал, что по смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в РФ на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Деяния, предусмотренные ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.

Приказом МВД России от 11.08.2020 № 561 утверждены форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и форма заключения об установлении факта их фиктивной постановки на учет по месту пребывания.

Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно ст. 322.2 или ст. 322.3 УК РФ.

Под способствованием раскрытию преступления в примечании к ст. 322.2 УК РФ и в пункте 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК РФ или пунктом 2 примечаний к ст. 322.3 УК РФ по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения.

Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение вышеуказанных преступлений на основании примечаний к указанным статьям, не препятствует привлечению к уголовной ответственности этого лица за иные совершенные им незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования).

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации;

в) лицом с использованием своего служебного положения, –

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 322.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона – организация незаконной внешней миграции (переселения), т.е. любая деятельность, в результате которой создается возможность или осуществляются незаконные: а) въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; б) их пребывание в стране либо в) проезд через территорию РФ. Это может быть планирование названных деяний, подбор и обучение соучастников, приискание документов, наем транспорта, руководство непосредственным совершением преступления.

2. Вывод о законности или незаконности действий, для совершения которых осуществляется организационная деятельность, должен опираться на нормы и институты публичного права, регламентирующие въезд и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

3. Организационная деятельность может быть направлена на обеспечение въезда в Россию мигрантов с нарушением установленной законом обязанности получения и заполнения миграционной карты, без визы, документов, удостоверяющих личность, с предъявлением поддельных документов, пребывания в России с нарушением установленного порядка регистрации, передвижения, по истечения срока пребывания и др.

4. Момент окончания преступления определяется различно. Иногда утверждается, что необходимо установить факт незаконного въезда или пребывания в России либо незаконного транзитного проезда.

Второй комментарий к Ст. 322.1 УК РФ

1. Объективная сторона этого преступления включает три альтернативных действия:

1) организацию незаконного въезда в РФ;

2) организацию незаконного пребывания на территории РФ;

3) организацию незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Все перечисленные действия совершаются в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. Содержание признаков незаконного въезда на территорию РФ, пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ определяется нормами регулятивного законодательства.

2. Под организацией незаконной миграции понимаются действия различных лиц (как физических, так и должностных), которые делают возможным (или существенно облегчают) пересечение Государственной границы РФ или пребывание на территории РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих надлежащего разрешения. Масштабы этой деятельности, ее успешность или продолжительность, а также степень согласованности действий не имеют существенного значения. Состав этого преступления образуют любые действия, посредством которых создаются условия для миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в нарушение установленного властью порядка. Преступление является оконченным с момента совершения любого из этих действий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъектом преступления является лицо, достигшее шестнадцати лет.

5. Квалифицирующие признаки организации незаконной миграции предусмотрены ч. 2 ст. 322.1 УК:

а) совершение преступления организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории РФ.

Третий комментарий к статье 322.1 УК РФ

1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние 15 лет практически бесконтрольным въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба .
——————————–
См.: Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 “О вопросах федеральной миграционной службы” и утвержденное этим Постановлением Положение о федеральной миграционной службе.

Читайте также:  Доверенность на получение пенсии лежачему больному: как оформить такой документ и что для этого необходимо?

2. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный нормативными актами порядок законной миграции в Российской Федерации. Диспозиция нормы устанавливает, что действия могут совершаться только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, что является обязательным признаком этого состава преступления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (в ред. от 28 июня 2009 г.) иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления. Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
——————————–
Российская газета. 2002. 5 июня.

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями виновного, перечисленными в законе в альтернативной форме: 1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства предполагает совершение комплекса действий, направленных на обеспечение возможности въезда в Россию указанных лиц вне зависимости от цели въезда. Конкретно это может выражаться: в приобретении за свой счет билетов для въезда в Российскую Федерацию железнодорожным, воздушным или иными видами транспорта; предоставлении собственного транспорта для въезда в Российскую Федерацию; оформлении незаконных приглашений для въезда в Российскую Федерацию и т.п. При этом такой въезд должен носить незаконный характер, т.е. осуществляться при наличии оснований, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (см. комментарий к ст. 322 УК РФ). По смыслу диспозиции рассматриваемой нормы такие действия должны совершаться не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенно большого числа лиц, поэтому данное деяние может носить продолжаемый характер или совершаться разово, но в отношении большого количества людей. Арифметический подход к установлению минимального количества незаконно въехавших лиц в данной ситуации неприменим. В каждом конкретном случае необходимо оценивать действия виновного с учетом комплекса обстоятельств. Это деяние окончено с момента незаконного пересечения Государственной границы РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такие лица, в свою очередь, могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322 УК, если они достигли 16-летнего возраста.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может выражаться в оформлении незаконной регистрации указанных лиц по месту пребывания, незаконном оформлении миграционных карт, предоставлении жилища указанным лицам с проживанием на территории России без надлежащих документов и т.п.

Организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства предполагает совершение таких действий организационного характера, которые направлены на обеспечение незаконного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации в другое государство. Конкретно это может быть выражено в предоставлении транспорта для незаконного проезда, обеспечении сопровождения указанных лиц при их проезде, подкупе должностных лиц с целью обеспечения незаконного проезда иностранных граждан или апатридов и т.п.

4. Состав преступления – формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции действий организационного характера.

5. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. Часть 2 ст. 322.1 УК предусматривает два квалифицирующих признака: а) совершение этого преступления в составе организованной группы (см. ст. 35 УК); б) совершение тех же деяний в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. Вид такого преступления и его тяжесть законом не определены, поэтому при квалификации достаточно установить направленность умысла виновного на организацию незаконной миграции с указанной целью. Если незаконные мигранты фактически совершат преступление, то организатор миграции подлежит уголовной ответственности за это преступление в качестве соучастника.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации;

в) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 322.1 УК РФ

1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.

СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.

См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.

2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания .
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).

Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.

Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).

5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.

6. Глава 18 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения .
———————————
БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

Состав преступления при организации незаконной миграции согласно статье 322

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Читайте также:  Какая максимальная пенсия по старости в России в 2022 году: сумма, условия получения максимальной пенсии

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации;

в) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  • Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации
  • Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Что такое миграция?

мужчины

Определение понятия миграции осуществляется с учётом характера данного явления и представляется в теории, как действие по переселению людей из одной части региона в другую. Более того, любая смена места проживания, будь то другой город или даже страна, должна происходить легально. Незаконная миграция УК рассматривается, как общественно опасное посягательство на общественные отношения той местности, куда человек решил перебраться.

Согласно статистике и судебной практике, действия по незаконной миграции получили широкое распространение, несмотря на ужесточение законов национального и международного уровня.

Существует большое количество миграционных направлений, под которые попадает и Россия.

  • путь из неблагополучных стран Африки и Латинской Америки в экономически развитые государства, что влечёт за собой приток неквалифицированных работников;
  • переезд из одной страны в другую при условии, что эти государства имеют одинаковый уровень развития;
  • отток специалистов в Америку и Западную Европу – также ввиду отсутствия подходящей работы по первичному месту проживания;
  • отъезд из развитых стран квалифицированных специалистов, что создаёт риск снижения профессионального уровня страны, которую гражданин решил покинуть.

Главной причиной такого развития подобной преступности стала необходимость поиска работы вплоть до международного рынка.

Миграционная служба (МГС) предполагает программы, по которым переезд людей признаётся легальным. Но это порождает вопрос об установлении высокого уровня развития незаконно организованной, самовольной транснациональной миграции. Всё дело в требованиях и условиях, которые предлагает законодатель для получения права проживания и работы в конкретной стране. Для иностранного гражданина исполнение таких требований не всегда возможно. Более того, чаще мигрантом выступает малоимущий, нуждающийся человек.

Предусмотрена ответственность за незаконную миграцию по УК РФ и КоАП. Определение конкретных норм регулирования, санкций и мер принуждения будет зависеть от степени тяжести правонарушения и характера неправомерных действий. Кроме того, следует помнить о международных актах, принятых ООН и иными организациями, созданными для борьбы с нелегалами на межнациональном уровне.

Показатели незаконных действий по миграции граждан различных стран в Россию отражают доклады сотрудников МГС. Газеты также регулярно сообщают о случаях незаконного пересечения границы и проезда через территорию РФ. Однако подобная гласность не побуждает лица приобретать требуемый статус для проживания в чужом государстве.

Миграция и ее виды

Под миграцией понимается совокупность перемещений населения с изменениями мест жительства. Мигрант – это гражданин, который переезжает на новое место проживания (временное или постоянное).

Если он въезжает на территорию другого государства, он определяется как иммигрант. Мигрант, которые выезжает с территории страны, – это эмигрант.

Основные нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу миграции в России:

  • гл.18 КоАП РФ — там содержится перечень правонарушений в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранцев в России;
  • ФЗ №114 от 15.08.1996 г. — там указан порядок въезда в Россию и выезда из нее;
  • ФЗ №115 от 25.07.2002 — трактует положение иностранцев в РФ с правовой точки зрения;
  • Постановление Правительства РФ №711 от 13.07.2012 — там перечислены отдельные положения по работе Федеральной миграционной службы (ФМС);
  • Постановление Правительства РФ №413 от 16.08.2004 — содержит нормы о миграционной карте и т.д.

Внимание! Законная миграция – это въезд лица при наличии визы, которая была оформлена по действующим документам, удостоверяющим его личность, и при наличии оснований для ее получения (приглашение от гражданина страны, туристическая путевка и т.д.)

При въезде в РФ лицо обязано правильно заполнить миграционную карту. Она сдается в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России.

Ответственность по ст 322.1 УК РФ - Организация незаконной миграции

Незаконной миграция становится при игнорировании вышеуказанных правил, а также при наличии факторов, при которых въезд лица на территорию РФ невозможен:

  • если у гражданина имеется судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • ранее он был подвергнут процедуре депортации или административного выдворения из РФ;
  • лицо не в состоянии подтвердить необходимые суммы денег для проживания в России;
  • существует решение о нежелательности его пребывания в РФ;
  • он использовал поддельные документы для проникновения на территорию РФ;
  • сообщил о себе ложные данные;
  • два и более раз привлекался к административной ответственности;
  • ранее гражданин не сдал миграционную карту или не уплатил налог и т.д.

Состав преступления, объективные признаки

Любое общественно опасное деяние, признаваемое виновным и наказуемым, считается преступлением. Однако для его установления необходима фиксация состава, который предполагает совокупность обязательных объективных и субъективных признаков. Комментарий к ст. 322.1 УК РФ, а также Постановления пленума Верховного суда подробно определяют и описывают каждый из необходимых признаков.

Отсутствие одного из обязательных признаков объективной или субъективной составляющей посягательства ведёт к невозможности привлечения лица к ответственности.

Данное правило распространяется также на случаи административного характера действий.

В соответствии с прим. 1 статьи 322 УК РФ, организация нелегальной миграции требует установления таких элементов, как объект и объективная сторона. Первый элемент отражает общественные отношения, на которые преступник осуществляет своё посягательство. Относительно прим. 1 статьи 322 в УК РФ, объектом будут выступать отношения, связанные с порядком управления государства.

Угроза такому виду отношений может повлечь сопутствующий ущерб. Нахождение в стране лиц, не имеющих на это права, способствует развитию коррупции, беспорядков, порождает необходимость повышения уровня безопасности для граждан России. Для борьбы с этим разрабатываются дополнительные программы контроля над передвижением лиц, особенно при появлении в стране иностранцев и лиц без гражданства.

Второй обязательный элемент – объективная сторона. Она представляет собой выражение посягательства во внешней среде, предполагает конкретные действия, направленные на достижение преступного результата, его последствия.

  1. Незаконный въезд в Россию. Данный вариант предполагает, что лицо пересекло границу страны, не имея при себе визы, документов, устанавливающих личность, заполненной миграционной карты. При этом данное действие может быть совершено только иностранным гражданином или лицом, которое не имеет гражданства. Миграция внутри страны из одной городской черты в другую не предполагает таких жёстких требований, особенно для граждан РФ.
  2. Пребывание в России без законных на это оснований. Когда человек не соблюдает правила регистрации, получения права на временное пребывания, а также не соответствует иным требованиям для иностранца, то его нахождение в стране не может считаться легальным. Преступность чаще всего имеет своё развитие как раз в момент нахождения лица в России, а не по факту его прибытия.
  3. Нелегальный транзитный проезд через Россию. Лицо, совершающее данное преступление, не имеет права на въезд в государство, которое признаётся сопредельным с Россией. То есть оно незаконно использует территорию РФ, чтобы оказаться в другом государстве, не имея также возможности остановиться в России.

Важен сам факт организации таких действий, отражённый непосредственно в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ.

Она предполагает поиск соучастников, планирование порядка совершения преступления, координацию совершаемых шагов.

Любой состав может относиться к одному из двух видов. Рассматриваемая норма предполагает деяние с формальным составом. Это означает, что для привлечения лица к ответственности достаточно зафиксировать начало преступных действий. Чтобы считать посягательство оконченным, наступления негативных последствий не требуется.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции в 2021 году

За организацию незаконной миграции на территорию РФ предусмотрено серьезное наказание.

Так, если иностранный гражданин незаконно находится на территории России или нелегально пересекает ее территорию, тогда ему грозит такое наказание:

  • изоляция осужденного сроком до 5 лет в колонию-поселение, исправительное учреждение, колонию строго или особого режима, в тюрьму.

Помимо вышеупомянутого наказания, судья дополнительно может привлечь виновного к ответственности, указав в постановлении ограничить ему свободу сроком до 24 месяцев.

В том случае если незаконную миграцию организовала целая группа, тогда преступникам может грозить такое наказание:

Читайте также: Проблемы квалификации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ)

  • лишение свободы сроком до 7 лет со штрафом (до 500 тысяч рублей) или без такового.

Дополнительно судья может вынести приговор об ограничении свободы преступникам сроком до 24 месяцев либо без такого ограничения незаконного перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ.

Нередко мигранты, незаконно прибывшие на территорию РФ, совершают такие преступления, как незаконный оборот наркотиков, оружия, торговля людьми и т. д.

Субъективные признаки

Установление второй группы элементов обязательно предусматривает совокупность признаков, характеризующих не характер совершаемых преступных действий, а личность виновного лица. Законодатель подробно определяет возраст, состояние и положение человека, который может привлекаться по тому или иному преступлению. Незаконные миграционные мероприятия не исключение.
Указанная категория признаков включает в субъективную сторону посягательства, а также характеристики субъекта – преступника, без которых человек может избежать ответственности даже при реализации объективной стороны проступка.

Первое, на что следует обратить внимание, это характеристика личности, которая позволяет назвать его преступником по рассматриваемой статье.

  • субъектом выступает только физическое лицо, организация будет отвечать в лице своего директора;
  • возраст преступника не меньше шестнадцати лет;
  • наличие полной вменяемости, то есть осознание совершаемых действий и их последствий.

Следует отметить, что не иностранные граждане будут субъектами посягательства, а российские, поскольку именно они осуществляют организацию въезда, пребывания или проезда нелегальным путём.

Говоря о субъектах, следует помнить о пересечении состава со статьёй 322, поскольку привлекаться будет именно тот, кто пересекает границу, а не организует эти мероприятия.

При этом в примечании указана возможность избежать ответственности для иностранца , а в случае с организационной деятельностью такое право не предусмотрено.

Следующий момент – субъективная сторона. Она представляет собой психическое и психологическое отношение человека к тому, что он совершает, и главным её проявлением выступает вина. Без установления таковой поступок нельзя считать виновным, соответственно, преступление теряет свой признак, что исключает применение мер ответственности.

Согласно закону, вина может существовать в двух формах. Для каждого преступления предусматривается свой вариант.

  1. Умысел. Проявляется такой вариант в полном осознании человеком того, что он совершает, в желании осуществить посягательство, причинить вред и в ожидании негативных последствий. Лицо полностью руководит собой в такой ситуации. Оно может само идти к преступному результату, а может осознанно допускать такой исход. Отсюда вытекает две формы умысла: прямой и косвенный. От таких различий редко зависят суть приговора или подследственность, но наказание может быть смягчено.
  2. Неосторожность. Данный вариант существует в виде либо небрежности, либо легкомыслия. Первый случай предполагает, что человек не предвидел негативных последствий своего поступка, но должен был предвидеть с учётом сложившихся обстоятельств. Второй, напротив, подразумевает предвидение последствий, но при этом человек без достаточных оснований считает, что они не наступят.

В большинстве случаев конкретное деяние имеет только один вариант проявления вины, редкие исключения допускают одновременное действие и умысла, и неосторожности.

Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел. Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий.

Читайте также:  Бухгалтеры обязаны запросить у сотрудников дополнительные документы

Методика расследования организации незаконной миграции

Как следователи узнают об организации незаконного въезда на территорию Российской Федерации?

Специалисты проводят проверку предприятий, устанавливают, работают ли там мигранты и на каких основаниях; ищут подозрительные рекламные объявления, где предлагаются услуги по временной регистрации, трудоустройству за границей и т. д.

Выявив сомнительную работу какого-то предприятия (фирмы, организации), следователи проводят расследование, проходящее в несколько этапов. Специалисты анализируют документы, места, в которых могла организовываться незаконная миграция.

Они допрашивают подозреваемых в организации незаконной деятельности, свидетелей; проводят обыск помещений, различные экспертизы:

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ)

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается штрафом в размере до трехсотт тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.

Государственным обвинителем Зюзинской межрайонной прокуратуры г. Москвы в Зюзинском районном суде г, Москвы поддержано обвинение по уголовному делу в отношении Козловой О.Н., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322-1 УК РФ.

Приговором суда установлено* что Козлова О.Н. совершила организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

Так, она, являясь инженером по благоустройству ООО «ОЦС», имея корыстный умысел на получение дохода от осуществления трудовой деятельыосгш иностранных граждан, в нарушение установленного порядка миграционного учёта и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, без соответствующего документального оформления трудовых отношений, приняла на работу Эшбобоева Ж. Т., Эгамбердиева X. У., Каландарова А.С., Чорщанбиева Ж, Ж., Рахмонова Т. Б., заведомо зная о нарушении ими установленного режима пребывания в Российской Федерации, выраженном в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, в нарушение порядка постановки на учёт по месту пребывания, временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, и отсутствие документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, которым разъяснила условия осуществления трудовой деятельности, и в продолжение своего преступного умысла, для обеспечения выполнения возложенных ею на указанных иностранных граждан 1рудовых обязанностей, ввиду отсутствия у последних мест для проживания, организовала им незаконное пребывание в подвальном помещении дома по Балаклавскому проспекту города Москвы, получая за данные действия 1000 рублей с каждого иностранного гражданина.

Государственный обвинитель поддержал обвинение в полном объеме и просил признать подсудимую виновной в инкриминируемом преступлении и назначить ей справедливое наказание.

Суд согласился с мнением государственного обвинителя, тщательно выяснив все обстоятельства дела, установив мотив совершённого преступления, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, пришёл к убеждению о том, что вина Козловой О.Н. в совершении преступления материалами дела установлена и полностью доказана.

При назначении наказания, суд учёл характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства дела, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой, на условия жизни её семьи.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд посчитал то, что подсудимая ранее не судима, раскаялась в содеянном.

Суд признал Козлову O.H. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.322-1 ч.1 УК РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей в доход государства.

Пленум ВС обсудил постановление о незаконной миграции

Пленум ВС обсудил постановление о незаконной миграции

Пленум Верховного суда растолковал, как рассматривать уголовные дела по всем разновидностям 322-й статьи УК. То есть, по делам о незаконном пересечении границы и фиктивной регистрации иностранцев в России. Рассказываем, кого можно привлечь за такие преступления, а также разбираемся, когда наказать за них нельзя.

Заседание Пленума ВС состоялось в формате видеоконференции. Мы дополним материал записью заседания, как только она станет доступна.

Разъяснения Пленума состоят из 20 пунктов. В конце материала есть ссылка на текущую версию документа, но он еще может измениться – по итогам «первого чтения» проект постановления направили на доработку.

Наказание за это преступление предусмотрено ст. 322 УК. Преступлением считается как незаконный въезд, так и незаконный выезд из России.

Такие преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии государственной границы, независимо от места и способа ее пересечения – пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля или без.

Пленум ВС почеркивает, что преступление по ст. 322 УК можно совершить только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им границы с нарушением установленных требований.

Нарушение становится очевидным, если у нарушителя в документах стоит отметка о том, что ему нельзя в Россию. Или если он раньше получал уведомление о запрете въезда в страну.

Если у лица есть все необходимые документы для въезда в Россию, то он может пересечь границу в любом месте, даже вне пунктов пропуска. Такое нарушение не образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 322 УК.

Кроме того, уголовная ответственность не грозит и тем, кто вынужденно пересек границу, спасаясь от несчастного случая или стихийного бедствия.

Под организацией незаконной миграции (ст. 322.1 УК) Пленум предлагает понимать умышленные действия, которые создают условия для незаконного проезда в Россию или транзита через Россию.

«Организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для совершения хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет», — подчеркивает ВС.

Кроме того, квалификация по этой статье никак не зависит от того, привлекли ли к ответственности непосредственно мигрантов, в интересах которых действовал преступник.

Если организатор незаконной миграции при совершении этого преступления сам незаконно пересек государственную границу –например, выступил в качестве проводника – то его действия квалифицируют и как незаконное пересечение границы, и как организацию незаконной миграции (по ст. 322 и 322.1 УК).

Согласно разъяснениям Пленума, ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства (ст. 322.2 УК) должен нести собственник жилого помещения, который предоставил в миграционный орган сведения или документы для фиктивной регистрации.

По ст. 322.3 за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания могут понести ответственность предприниматели – например, если руководитель сообщит, что мигранты работают у него, хотя на самом деле они не работают.

Если выяснится, что сотрудник миграционной службы знал о фиктивности регистрации, то он понесет ответственность за соисполнительство по таким преступлениям.

Примечания к статьям 322.2 и 322.3 предусматривают возможность освободить от наказания нарушителя, который содействовал в раскрытии этих преступлений. Но Пленум подчеркивает, что эти примечания никак не помешают привлечь нарушителя по другим составам Уголовного кодекса. Например, за организацию незаконной миграции или за подделку документов.

Часто совершаемые преступления являются преступления в сфере миграции

Одним из наиболее часто совершаемых преступлений являются преступления в сфере миграции, к ним относятся преступления, предусмотренные ст.ст. 322, 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Состав преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ состоит в незаконном фактическом перемещении через государственную границу РФ. Незаконность перемещения признается таковым при передвижении без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащим образом зарегистрированного разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при это способ пересечения границы может быть любой: переезд, перелет, переход и т.д. Субъектом данного преступления выступает лицо, достигшее 16 лет, за исключением прибывших на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК). Общественная опасность деяний, предусмотренных статьей 322.1 УК РФ, заключается в нарушении установленного порядка миграции иностранных граждан и лиц без гражданства, что может повлечь за собой причинение экономического ущерба государству, а также представлять угрозу общественной безопасности, т.е. любая деятельность, в результате которой создается возможность или осуществляются незаконные:

– въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

– их пребывание в стране;

– проезд через территорию РФ.

Это может быть планирование названных деяний, подбор и обучение соучастников, приискание документов, наем транспорта, руководство непосредственным совершением преступления.

Организационная деятельность может быть направлена на обеспечение въезда в Россию мигрантов с нарушением установленной законом обязанности получения и заполнения миграционной карты, без визы, документов, удостоверяющих личность, с предъявлением поддельных документов, пребывания в России с нарушением установленного порядка регистрации, передвижения, по истечения срока пребывания и др.

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (Статья 322.2 УК РФ).

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания понимается фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета (ФМС России) сведений о месте пребывания лица и о его нахождении в данном месте пребывания (гостинице, санатории, кемпинге, медицинской организации, жилом помещении, в котором он проживает временно, и др.):

– на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов;

– без намерения лица пребывать в соответствующем помещении;

– без намерения нанимателя (собственника) помещения предоставить его для пребывания гражданина Российской Федерации.

Фиктивная регистрацией по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации соответственно гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства – совпадают. Это может быть фиксация в установленном порядке ФМС России сведений о месте жительства лица (жилом доме, квартире, комнате, ином жилом помещении, в котором лицо постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством РФ) и о его нахождении в данном месте жительства:

– на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов;

– без намерения лица проживать в соответствующем помещении;

– без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для проживания данного лица.

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, предусмотренная ст. 322.3 УК РФ по своему составу и признакам совпадает с соответствующими признаками состава, предусмотренного ст. 322.2 УК. Состав преступления охватывает в себя регистрационные действия по фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.

За совершение описанных преступлений санкции анализируемых статей содержат различные виды наказаний начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы.

Ссылка на основную публикацию