Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления

Прокурор разъясняет – Прокуратура Хабаровского края

В соответствии с ч.1 ст. 91 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ) орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при следующих условиях:

– лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

– потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;

– этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Законом предусмотрены исключительные обстоятельства, при которых лицо может быть задержано и при отсутствии вышеуказанных условий. В частности, ч.2 ст.91 УПК РФ регламентировано, что при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, разъяснены права предусмотренные УПК РФ.

Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем делается отметка в протоколе задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований закона.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в установленном законом порядке.

Разъясняет прокуратура Нанайского района, 27.09.2021

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

27 сентября 2021, 14:38

Основания и порядок задержания по подозрению в совершении преступления

В соответствии с ч.1 ст. 91 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ) орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при следующих условиях:

– лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

– потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;

– этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Законом предусмотрены исключительные обстоятельства, при которых лицо может быть задержано и при отсутствии вышеуказанных условий. В частности, ч.2 ст.91 УПК РФ регламентировано, что при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, разъяснены права предусмотренные УПК РФ.

Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем делается отметка в протоколе задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований закона.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в установленном законом порядке.

Разъясняет прокуратура Нанайского района, 27.09.2021

Адрес: 680000, Россия, г. Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следова­телем на срок не более 48 часов с момента фактического задер­жания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, ко­торое, в силу своей неотложности не требует для его примене­ния судебного решения.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обос­нованности задержания, четко регламентируя условия, основа­ния, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

    При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

      • пыталось скрыться, либо
      • не имеет постоянного места жительства, либо
      • не установлена его личность, либо
      • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

      “Иные данные” – фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:

        1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
        2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
        3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
        4. материалы ревизий, инвентаризаций;
        5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

        Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

        Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

        Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

        Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.

        Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

        Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

        Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство . Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

        Мотивами задержания могут быть:

          1. пресечение преступно­го деяния;
          2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
          3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
          4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
          5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

          Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

          Срок задержания

          Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

          В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

          Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

          Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

          УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

          Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

          Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

          После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

          В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства . В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

          В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).

          В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

          • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
          • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
          • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
          • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию – при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
          • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

          При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

          Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

          Основания и порядок освобождения задержанного

          Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

            1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
            2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
            3. задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.

            По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

              • в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
              • суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

              Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

              Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

              При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

              Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

              Задержание подозреваемого

              Вопрос о природе, сущности и содержании задержания подозреваемого был и остается остро дискуссионным в правовой литературе и в практике его применения. Одни авторы полагают, что задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения ; другие – следственное действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств ; третьи – одновременно мера принуждения и следственное действие . Представляется, что задержание подозреваемого носит интегративный характер, в котором сочетаются элементы принуждения и следственного действия.

              См.: Уголовный процесс. Общая часть / Под науч. ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2004. С. 312 и др.

              См.: Гельдибаев М.Х. Уголовный процесс. СПб., 2001. С. 90 и др.

              См.: Вандышев В.В. и др. Уголовный процесс. СПб., 1996. С. 1, 70 и др.

              Думается, что задержание подозреваемого – комплексная мера воздействия на личность, сочетающая в себе элементы принуждения и следственного действия и заключающаяся в кратковременном ограничении свободы при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов, с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС).

              Общим условием задержания подозреваемого в порядке ст. 91 УПК является подозрение в совершении этим лицом преступления, за которое в соответствии с уголовным законом может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

              Субъектами задержания граждан по подозрению в совершении преступления являются:

              1) орган дознания;

              Основания задержания подозреваемого – информация, свидетельствующая о возможной причастности лица к совершению преступления.

              Лицо может быть задержано при наличии одного из следующих оснований:

              1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Хрестоматийным примером задержания по этому основанию является обнаружение лица в помещении, в котором сработала охранная сигнализация;

              2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. По этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;

              3) когда на этом лице (имеется в виду тело человека в целом) или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Чаще всего это основание используется для задержания лиц, подозреваемых в совершении незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ.

              При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (например, при наличии словесного портрета), оно может быть задержано, если:

              1) пыталось скрыться;

              2) не имеет постоянного места жительства;

              3) не установлена его личность;

              4) может быть заключено под стражу в связи с направлением следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд ходатайства об избрании в отношении указанного лица данной меры пресечения. Типичным примером задержания лиц по данному основанию является установление их личности по ориентировкам органов предварительного расследования.

              Мотивы задержания подозреваемого заключаются в достижении правоограничительных целей в интересах решения задач уголовного процесса. К ним относится пресечение попыток этого лица:

              1) скрыться от органов предварительного расследования или суда;

              2) воспрепятствовать установлению объективной истины по уголовному делу путем угроз свидетелю и другим участникам уголовного процесса, уничтожения следов преступления и т.д.;

              3) продолжать в дальнейшем преступную деятельность;

              4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

              Процессуальное оформление задержания заключается в составлении протокола задержания лица, форма и содержание которого должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК.

              В соответствии со ст. 92 УПК после доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого, подписанный лицом, его составившим, и задержанным.

              В протоколе должны быть сведения о:

              1) дате и времени составления протокола;

              2) дате, времени, месте, основаниях и мотивах задержания;

              3) результатах личного обыска, осуществленного в порядке ст. 93 и 184 УПК;

              4) разъяснении подозреваемому лицу прав, предусмотренных ст. 46 УПК, удостоверенном его подписью;

              5) иных фактических обстоятельствах задержания, например попытках скрыться или оказания сопротивления.

              О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

              Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК.

              До начала допроса лица, подозреваемого в совершении преступления, ему по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства следственных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем или следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

              Таким образом, уголовно-процессуальное задержание подозреваемого – сложное по своему содержанию действие, состоящее из:

              1) фактического задержания (или захвата), направленного на незамедлительное доставление лица для разбирательства;

              2) доставления лица обычно в органы внутренних дел, которые обязаны непосредственно разбираться с правонарушителем и его деянием;

              3) административно-правового задержания сроком до трех часов, цель которого – разбирательство должностного лица с доставленным лицом по поводу совершенного им деяния с признаками преступления или иного правонарушения. В его рамках должностное лицо должно:

              а) получить от доставивших правонарушителя лиц заявления, объяснения или рапорты с изложением обстоятельств фактического задержания и оснований доставления лица;

              б) установить личность доставленного для разбирательства;

              в) получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;

              г) определить из полученных и составленных документов, содержит ли деяние признаки преступления или иного правонарушения;

              д) решить вопрос о необходимости немедленного возбуждения уголовного дела;

              е) принять решение при наличии возбужденного уголовного дела о процессуальном задержании доставленного или отобрании у него обязательства о явке либо о применении к нему меры пресечения, не связанной с помещением в специализированное учреждение;

              4) собственно уголовно-процессуального задержания, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в ИВС.

              Порядок и условия содержания подозреваемых в специальном учреждении регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” . При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативные работники вправе встречаться с задержанным с письменного согласия дознавателя или следователя (ст. 95 УПК).

              СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

              Согласно ст. 96 УПК дознаватель или следователь в течение 12 часов с момента фактического задержания обязаны уведомить:

              1) о задержании кого-либо из родственников подозреваемого либо предоставить возможность такого уведомления подозреваемому;

              2) о задержании командование воинской части, если подозреваемым в совершении преступления является военнослужащий;

              3) посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемым является его гражданином или подданным.

              При необходимости сохранения в интересах расследования в тайне факта задержания совершеннолетнего подозреваемого уведомление соответствующих лиц с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК).

              Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

              1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

              2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

              3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

              По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если:

              1) в отношении его судом не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

              2) суд не продлил срок задержания подозреваемого.

              Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента фактического задержания, то подозреваемый немедленно должен быть освобожден постановлением начальника места его содержания. О своем решении он обязан уведомить орган дознания или следователя и прокурора.

              При освобождении лицу выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан; дата, время, место и основания задержания; дата, время и основания освобождения. Если в деле имеется решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого решения также выдается лицу при освобождении (ст. 94 УПК).

              Адвокат Кудряшов Константин. Личный блог

              Уголовно-процессуальный кодекс
              Глава 12. Задержание подозреваемого

              Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого
              1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
              1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
              2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
              3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
              2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

              Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого
              1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.
              1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.
              2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
              3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
              4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

              Статья 93 УПК РФ. Личный обыск подозреваемого
              Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.

              Статья 94 УПК РФ. Основания освобождения подозреваемого
              1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
              1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
              2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
              3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
              2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.
              3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
              4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
              5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

              Статья 95 УПК РФ. Порядок содержания подозреваемых под стражей
              1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.
              2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

              Статья 96 УПК РФ. Уведомление о задержании подозреваемого
              1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.
              2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.
              2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
              2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.
              3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.
              4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

              Примечание: ст 91 УПК РФ, ст 92 УПК РФ, ст 93 УПК РФ, ст 94 УПК РФ, ст 95 УПК РФ, ст 96 УПК РФ – статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ о задержании приведены в действующей редакции.

              Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого (действующая редакция)

              1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

              1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

              2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

              3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

              2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

              Комментарий к ст. 91 УПК РФ

              1. Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя СО, прокурора или суда. При этом задержание делится на две разновидности: задержание подозреваемого и задержание обвиняемого. О задержании обвиняемого см. п. 10 коммент. к данной статье.

              Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность заключения под стражу осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания уголовного наказания, не связанного с лишением свободы, до рассмотрения вопроса о замене данного вида наказания более строгим (п. 18 ст. 397). Срок такого задержания определяется судом до 30 суток. Длительный срок действия этой меры принуждения и предварительное решение суда приравнивают ее к применению меры пресечения в виде содержания под стражей в целях обеспечения исполнения приговора. Для обеспечения тридцатисуточного заключения ОВД вправе задержать осужденного на срок до 48 часов, однако это задержание регламентируется УИК РФ (ч. 2 ст. 30; ч. 4 ст. 32; ч. 4 ст. 46).

              Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. ст. 27.3 – 27.6 КоАП), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. ст. 30, 32, 46, 58, 97 УИК). В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

              2. Задержание всегда является неотложной мерой процессуального принуждения (о понятии неотложной ситуации см. коммент. к ст. 157). В связи с неотложным характером задержание производится без согласия руководителя СО, прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

              3. Задержание может быть осуществлено следователем, органом дознания и дознавателем. При этом решение дознавателя о задержании и составленный им протокол задержания не требуют утверждения начальником органа дознания. См. коммент. к п. 17 ст. 5; ст. 41.

              4. Целями задержания подозреваемого являются определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Не допускается задержание для получения признательных показаний подозреваемого.

              5. Задержание допускается по преступлениям, предусматривающим наказание в виде лишения свободы, как правило, более 2 лет. Следовательно, задержание возможно только при наличии постановления о возбуждении уголовного дела. Особый порядок задержания распространяется на лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 449).

              6. Комментируемая статья предусматривает четыре основания для задержания.

              Пункт 1 ч. 1 ст. 91 УПК предусматривает фактическое задержание (захват) при пресечении преступления (а также приготовлении, покушении), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Фактическое задержание могут произвести любые лица (потерпевший, очевидцы, сотрудники милиции). При этом участвовавшие в фактическом задержании следователь или дознаватель подлежат отводу как будущие свидетели (ч. 1 ст. 61), если фактическое задержание проводилось до возбуждения уголовного дела и отсутствовали другие очевидцы преступления.

              7. Не могут служить данным основанием задержания указания потерпевших или очевидцев, если они предполагают о совершении преступления этим лицом (на основе догадок, умозаключений); говорят с чужих слов или не могут указать источника своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75).

              8. Явные следы преступления не требуют специальных познаний для их выявления, они очевидны. Такими следами могут быть наличие телесных повреждений, вещественных доказательств (например, орудий и предметов преступления, следов крови).

              9. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, как основание для задержания являются менее вескими уликами (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.) и применяются при наличии одного из четырех дополнительных условий, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.

              По смыслу ч. 2 коммент. статьи задержание может использоваться для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 210 находящийся в розыске обвиняемый может быть задержан в порядке, установленном по аналогии с институтом задержания подозреваемого, для решения вопроса о мере пресечения.

              10. Задержание обвиняемого – это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Формирование института задержания обвиняемого связано с недопущением заочного избрания заключения под стражу (в отсутствие обвиняемого – ч. ч. 4 – 5 ст. 108).

              Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Основанием для него является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого (а в исключительных случаях – обвинительного акта, так как при производстве дознания по общему правилу заключение под стражу не применяется).

              11. Представляется, что фактические основания для задержания должны быть установлены с помощью уголовно-процессуальных доказательств: протоколов следственных действий и иных документов. Не исключена возможность указания непосредственно в протоколе задержания фактических оснований задержания. Условия задержания по четвертому основанию – иным данным могут быть установлены и без производства следственных действий. Некоторые из них (неустановленность личности) могут презюмироваться. О доказательственном значении протокола задержания см. коммент. к ст. 92.

              Под ред. А.В. Смирнова “КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

              Задержание подозреваемого

              Один из юридических фактов, с наступлением которого в уголовном процессе может (если до этого лицо еще не было наделено соответствующим статусом) появиться подозреваемый, указан в п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ. И звучит он следующим образом: «Подозреваемым является лицо… которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 настоящего Кодекса».

              В п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ употреблено слово «задержано» (лицо задержано), а в ч. 2 той же статьи — «задержанный». Понятно, что задержанный — это лицо, которое задержано. Но что значит «лицо задержано» («задержанный»)? Лицо «задержано» («задержанный») в значении, употребленном в п. 2 ч. 1 настоящей статьи, — это не «доставлено (доставленный) в РОВД». Обычно словосочетание «лицо задержано» означает — в отношении его принято решение о составлении протокола задержания — основание помещения лица в изолятор временного содержания сроком на 48 часов, со всеми вытекающими из этого обстоятельства неблагоприятными для задержанного последствиями.

              Однако следует помнить, что УПК РФ известен институт исполнения постановления о задержании (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Если лицо задерживается по основаниям, предусмотренным ст. 91 УПК РФ, но с предварительным вынесением следователем (дознавателем и др.) постановления о его задержании, такой гражданин задержанным, а значит, и подозреваемым будет с момента его фактического задержания. Однако это исключительный, редко встречающийся случай. Более того, имеет право на существование мнение, что задержание по надлежащему постановлению о задержании не является тем, о котором идет речь в п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ. В этом случае задержанный будет лицом, подозреваемым в совершении преступления, но, так как о нем не упоминается в ч. 1 ст. 46 УПК РФ, подозреваемым он не является. Такая точка зрения возможна. Однако мы считаем, задержание по постановлению о задержании может все же быть разновидностью задержания по основаниям, предусмотренным ст. 91 УПК РФ. Фактически задержанное в этом случае лицо считается подозреваемым.

              В п. 11 ст. 5 УПК РФ записано, что задержание подозреваемого — это «мера процессуального принуждения, применяемая… с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Ряд авторов дословно повторяют указанное положение в своих комментариях. Получается, что у них вполне может сформироваться иная точка зрения на толкование употребленного здесь термина «задержано» («задержанный»). А.В. Смирнов, к примеру, прямо говорит о том, что «по смыслу п. 11 ст. 5 и п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК подозреваемый появляется в уголовном процессе не с момента составления протокола о задержании… а с момента фактического задержания, которое может произойти и до возбуждения уголовного дела». В ряде работ ученые используют словосочетание «фактическое задержание подозреваемого» и даже посвящают анализу такового отдельные произведения.

              Но действительно ли лицо задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ (является задержанным и, соответственно, подозреваемым) с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления? С этого момента (с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления), действительно, исчисляется срок задержания. Однако задержанным лицо может именоваться лишь после оформления протокола задержания. Согласно п. 6 действующих Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел основанием для приема в ИВС подозреваемых является протокол задержания подозреваемого. К тому же задержание, выразившееся в помещении в ИВС подозреваемого, может вообще не иметь места после фактического задержания лица и доставления его в орган предварительного расследования. В этом случае лицо задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ не будет. Недаром в протоколе задержания подозреваемого следователь (дознаватель и др.) обязан указать как дату и время составления протокола, так и дату и время фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (ч. 2 ст. 92 УПК РФ).

              И второе обстоятельство, которое следует из результатов проведенного нами анализа термина «задержанный». Задержанным, а значит, и подозреваемым лицо может стать лишь после возбуждения уголовного дела. Или, иначе, подозреваемый — это субъект стадии предварительного расследования.

              В п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ речь идет о задержании в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

              Термин «в соответствии» в данном контексте употреблен в значении случая, «о котором идет речь», или же случаев, урегулированных указанными нормами. В вышеназванных статьях УПК РФ закреплены основания, условия и порядок осуществления уголовно-процессуального задержания лица в целях проверки его причастности к совершению преступления и решения вопроса об избрании, а затем и применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

              Задержание лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ — это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в ИВС лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком на 48 часов (до 120 часов, если срок задержания продлен судом) в целях проверки его причастности к совершению преступления и решения вопроса об избрании, а затем и применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

              В некоторых работах указано, что подозреваемым является лицо, «которое задержано», без уточнения, о какой разновидности задержания идет речь. Это не соответствующее букве закона утверждение. В одном лишь уголовном процессе несколько видов задержания. Помимо предусмотренного ст. ст. 91 и 92 УПК РФ задержания лица по подозрению в совершении преступления, это и задержание во исполнение постановления об избрании меры пресечения заключения под стражу (о таковом упоминается в подп. «б» п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ), задержание обнаруженного обвиняемого (ч. 3 ст. 210 УПК РФ), задержание осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденного к принудительным работам (лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении), уклонившегося от получения предписания, предусмотренного ч. 2 ст. 60.2 (ч. 1 ст. 75.1) УИК РФ, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок (о таковом упоминается в п. 3 ч. 1 ст. 399 УПК РФ).

              Задержанием также именуются предусмотренные другими отраслями права явления. Так, в административном праве используется термин «задержание», вернее сказать, «административное задержание» (п. 2 ч. 1 ст. 27.1, ст. 27.3 КоАП РФ). Уголовно-исполнительному праву известно понятие «задержание объявленного в розыск осужденного» (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 2 ст. 60.17, ч. 6 ст. 75.1, ч. 9 ст. 178.1 УИК РФ). Этот перечень различного рода «задержаний» можно было бы продолжить.

              Однако подозреваемым в значении, которое этому понятию придает п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ является лишь лицо, задержанное в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ. Названные две статьи размещены в главе 12 УПК РФ. А согласно ч. 3 ст. 210 УПК РФ задержание объявленного в розыск обвиняемого также осуществляется в порядке, установленном главой 12 УПК РФ. В этой связи напрашивается вывод. Для того чтобы лицо было наделено статусом подозреваемого, недостаточно его задержания в порядке, установленном главой 12 УПК РФ, необходимо еще, чтобы оно на момент задержания не было наделено статусом обвиняемого. Только в этом случае задержанный станет подозреваемым.

              С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

              Остались вопросы к адвокату?

              Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

              Читайте также:  Декларация по НДС: штраф за непредставление и несвоевременное представление
Ссылка на основную публикацию