Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации

Статья 140 УК РФ. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по УК РФ

“О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора”

“О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам”

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

Законы Российской Федерации по УК РФ

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”

“Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по УК РФ

“Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (вместе с “Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации”, “Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации”)

“О Национальном плане противодействия коррупции на 2022 – 2024 годы”

“Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2022 года в г. Санкт-Петербурге” (вместе с “Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2022 года в г. Санкт-Петербурге”)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по УК РФ

“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам контроля за оборотом наркотических средств”

“Об утверждении Федерального плана статистических работ” (вместе с “Федеральным планом статистических работ”)

“Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год”

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 140 УК РФ

“Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е “Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях”, а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е”

“О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 “Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е “Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях”, а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е”

“Об утверждении и о введении в действие форм федерального статистического наблюдения N 1-Е “Сведения о следственной работе и дознании” и N 1-ЕМ “Сведения об основных показателях следственной работы и дознания”, а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения N 1-Е, 1-ЕМ”

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по УК РФ

“Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”

“По делу о проверке конституционности части 7 статьи 3 Федерального закона “О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок” и части 5 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Филиппова”

(ред. от 13.01.2022) “О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19” (вместе с “Порядком взаимодействия федеральных дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и пневмоний с дистанционными консультативными центрами анестезиологии-реаниматологии в субъектах Российской

Прокурор разъясняет – Прокуратура Республики Коми

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

Статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

Преступлением является деяние (действие или бездействие), которое заключается в отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, те есть не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме (устно, письменно, а также путем бездействия), свидетельствующей об отсутствии какого-либо ответа на просьбу или заявление гражданина. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации. Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением заведомо ложной информации понимается сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными (например, ложная информация об очередности на жилую площадь).

Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены только те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

За совершение указанного преступления предусмотрено назначение в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статьей 272 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Так, п од компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Непосредственным объектом преступления является право владельца компьютерной системы на неприкосновенность содержащейся в ней информации.

Состав данного преступления предполагает обязательное наступление одного из последствий:

уничтожение информации, под которым понимается не простое удаление файлов, а только такое, которое приведет к невозможности их восстановления;

блокирование информации – создание препятствий к свободному ее использованию при сохранности самой информации;

модификация информации – существенное ее видоизменение, совершенное без согласия собственника информации и затрудняющее законное пользование ею;

В зависимости от способа совершения преступления и наступивших последствий совершение вышеуказанных действий может быть квалифицировано по одной из четырех частей статьи 272 УК РФ. Мотивы и цели данного преступления могут быть различны: корыстный мотив, желание получить какую-либо информацию либо желание причинить вред. Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Минимальное наказание за совершение преступления по части 1 статьи 272 УК РФ предусмотрено в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Максимальное наказание до 7 лет лишения свободы может быть назначено за совершение преступления по части 4 статьи 272 УК РФ в случае, если деяния, предусмотренные частями 1–4 данной статьи, повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.

Управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

30 марта 2022, 16:16

Уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации и за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

Статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

Преступлением является деяние (действие или бездействие), которое заключается в отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Читайте также:  Топ – 6 лучших банковских карт для пенсионеров в 2022 году

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, те есть не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме (устно, письменно, а также путем бездействия), свидетельствующей об отсутствии какого-либо ответа на просьбу или заявление гражданина. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации. Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением заведомо ложной информации понимается сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными (например, ложная информация об очередности на жилую площадь).

Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены только те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

За совершение указанного преступления предусмотрено назначение в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статьей 272 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Так, п од компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Непосредственным объектом преступления является право владельца компьютерной системы на неприкосновенность содержащейся в ней информации.

Состав данного преступления предполагает обязательное наступление одного из последствий:

уничтожение информации, под которым понимается не простое удаление файлов, а только такое, которое приведет к невозможности их восстановления;

блокирование информации – создание препятствий к свободному ее использованию при сохранности самой информации;

модификация информации – существенное ее видоизменение, совершенное без согласия собственника информации и затрудняющее законное пользование ею;

В зависимости от способа совершения преступления и наступивших последствий совершение вышеуказанных действий может быть квалифицировано по одной из четырех частей статьи 272 УК РФ. Мотивы и цели данного преступления могут быть различны: корыстный мотив, желание получить какую-либо информацию либо желание причинить вред. Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Минимальное наказание за совершение преступления по части 1 статьи 272 УК РФ предусмотрено в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. Максимальное наказание до 7 лет лишения свободы может быть назначено за совершение преступления по части 4 статьи 272 УК РФ в случае, если деяния, предусмотренные частями 1–4 данной статьи, повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.

Управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации

Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  • Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
  • Статья 5.40. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке

Комментарий к ст. 5.39 КоАП

Норма комментируемой статьи направлена на защиту конституционного права человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Гарантией реализации права на информацию выступает норма статьи 24 (ч. 2) Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Доступ к информации определяется как возможность получения информации и ее использования, а предоставление информации – это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

От имени Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.

Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

Объективную сторону правонарушения составляют действия, перечисленные в диспозиции комментируемой статьи.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Судебная практика по статье 5.39 КоАП

определением заместителя прокурора Октябрьского района г. Ижевска от 13 июня 2018 г. по заявлению Нурмухаметовой Л.Х. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения в отношении должностных лиц Управления Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики – филиала Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России” (далее – УФПС Удмуртской Республики – филиала ФГУП “Почта России”): директора филиала Сивцова А.Н., заместителя директора по управлению персоналом Аввакумовой Е.В., руководителя ОО и ОТ Низамбиевой А.Р., специалиста отдела по управлению персоналом Шикаловой И.Н.

Как следует из представленных материалов, заявитель обратился в прокуратуру Центрального района города Барнаула Алтайского края с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 КоАП Российской Федерации, в отношении сотрудников аппарата Центрального районного суда города Барнаула. Определением исполняющего обязанности заместителя прокурора Центрального района города Барнаула в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием в действиях сотрудников аппарата указанного суда состава административного правонарушения. Не согласившись с данным определением, Э.А. Гусейнов обратился с жалобой в Алтайский краевой суд, определением которого дело по жалобе заявителя было передано с изменением территориальной подсудности (в связи самоотводом судьи Центрального района города Барнаула) на рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Барнаула. Рассматривая жалобу Э.А. Гусейнова, суд установил, что заявитель обратился в Центральный районный суд города Барнаула с запросом о предоставлении ему информации не по конкретным делам, а обо всех делах, участником которых он являлся с марта 2016 года, включая информацию о рассмотрении его жалоб судами вышестоящих инстанций. Кроме того, суд указал, что срок привлечения к административной ответственности, составляющий, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, три месяца, истек. Отказ же должностных лиц судов в предоставлении информации о ходе рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 КоАП Российской Федерации, поскольку данные отношения регулируются соответствующим процессуальным законодательством. В связи с указанными обстоятельствами определением Железнодорожного районного суда города Барнаула определение исполняющего обязанности заместителя прокурора Центрального района города Барнаула было оставлено без изменения, а требования Э.А. Гусейнова – без удовлетворения.

Определениями от 29 мая 2019 года N 1466-О, от 29 мая 2019 года N 1467-О и от 2 октября 2019 года N 2628-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалоб Э.А. Гусейнова на нарушение его конституционных прав статьями 4.5, 5.39, 5.63, 24.5, 28.1, 30.1, 30.7 – 30.9 КоАП Российской Федерации, поскольку они не отвечали требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой. В своих новых жалобах Э.А. Гусейнов приводит, по существу, те же доводы, что и в предыдущих обращениях, и представляет материалы, которые не дают оснований для принятия иного решения по поставленному вопросу.

Комяков С.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ивановской области, прокуратуре Ивановской области о признании незаконными решения (действий) от 29 октября 2018 года N 7-507-2013, бездействия, выраженного в непринятии процессуального решения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и не направлении его заявления о возбуждении дела об административном правонарушении, установленном статьей 5.59 названного кодекса (нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ), в отношении главного советника департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации уполномоченному на его рассмотрение прокурору, а также возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Читайте также:  Вандализм: ст 214 УК РФ с комментариями, состав преступления

Статья 140 УК РФ. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к Статье 140 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан, препятствии их реализации, подрыве доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Комментируемая статья состоит из одной части, в которой отражены общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства – общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции РФ). Факультативным объектом может быть честь, достоинство и деловая репутация граждан.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в неправомерном отказе в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.

2.1. Граждане обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Граждане имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности. Ограничение доступа граждан к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (см. ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” ).
——————————–
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

2.2. Под неправомерным отказом в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, понимается отказ в их предоставлении в том случае, если обязанность предоставить такие документы и материалы предусмотрена российским законодательством.

2.3. Под предоставлением гражданину неполной информации понимается предоставление ему части информации, содержащейся в документах или материалах при наличии обязанности и возможности предоставить всю затребованную информацию.

2.4. Под предоставлением гражданину заведомо ложной информации понимается предоставление ему информации, которая умышленно искажена и не соответствует информации, отраженной в документах и материалах.

2.5. Преступление окончено (составом) в момент причинения вреда правам и законным интересам граждан.

2.6. Под вредом в коммент. статье понимается моральный вред в результате нарушения личных неимущественных прав (см. ст. 150 – 151, 1099 – 1101 ГК), а также вред, обусловленный затруднением или невозможностью реализации гражданином своих трудовых, социально-экономических, политических и иных конституционных прав вследствие непредставления либо представления неполной или заведомо ложной информации.

3. С субъективной стороны состав преступления характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

4. Субъект преступного посягательства специальный – должностное лицо (см. коммент. к ст. 285).

Другой комментарий к Ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в установленном (т.е. только законном) порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок и т.п.), а также неполная или заведомо ложная информация в таких документах и материалах.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными бездействием (неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в любой форме) либо действием (предоставление в таких документах и материалах неполной или заведомо ложной информации), наступающим вследствие совершения деяния последствием (вред правам и законным интересам граждан) и причинной связью между деянием и последствием. Способы совершения преступления могут быть различными (к примеру, прямой отказ предоставить информацию или уклонение от ее предоставления) и на квалификацию не влияют.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан.

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном
порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина,
либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния
причинили вред правам и законным интересам граждан, –
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к Ст. 140 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в установленном (т.е. только законном) порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок и т.п.), а также неполная или заведомо ложная информация в таких документах и материалах.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными бездействием (неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в любой форме) либо действием (предоставление в таких документах и материалах неполной или заведомо ложной информации), наступающим вследствие совершения деяния последствием (вред правам и законным интересам граждан) и причинной связью между деянием и последствием. Способы совершения преступления могут быть различными (к примеру, прямой отказ предоставить информацию или уклонение от ее предоставления) и на квалификацию не влияют.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан.

Второй комментарий к Ст. 140 УК РФ

1. Объектом преступления является конституционное право каждого получать информацию любым законным способом (ч.4 ст. 29 Конституции РФ). Согласно же ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Объективная сторона данного преступления заключается:

1) в бездействии или действиях, т.е. в неправомерном отказе должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации;

2) наступлении определенных последствий;

3) причинной связи между действиями (бездействиями) и указанными последствиями.

Преступление является оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан в связи с отказом в предоставлении гражданину указанной информации.

3. Субъектом данного преступления является только государственный служащий или лицо, обладающие собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы граждан (например, должностные лица органов дознания).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Третий комментарий к статье 140 УК РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ особо подчеркивается, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Данное конституционное положение свидетельствует об уважении прав и законных интересов своих граждан со стороны государства, его органов и должностных лиц. К сожалению, до сих пор значительное число российских граждан в силу различных обстоятельств не могут ознакомиться с документами, на основании которых они или их родственники были репрессированы, осуждены. Поэтому заслуживает пристального внимания уголовно-правовая норма, запрещающая неправомерно отказывать гражданам получать полную и объективную информацию, затрагивающую права и свободы гражданина.

Читайте также:  Что делать, если на «Госуслугах» система пишет, что СНИЛС уже зарегистрирован?

2. Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Предмет преступления – документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация – это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции – материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации. Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан.

Отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоречащим закону или другим нормативным актам. Он должен быть письменным или устным.
Предоставление неполной или заведомо ложной информации – это ознакомление гражданина не со всеми имеющимися документами и материалами, а также предоставление сведений, не соответствующих содержащимся в документах и материалах, о чем было известно должностному лицу. Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д.
Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления – специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина. Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

Отказ в предоставлении гражданину информации и ответственность по УК РФ и КоАП РФ

Отказ в предоставлении гражданину информации — прямое нарушение Конституционного права, и за подобные действия виновным грозит уголовная или административная ответственность. Это прямо прописано в 24 статье Конституции, где прямо указано, что любые органы самоуправления и госструктур, а также должностные лица не должны препятствовать гражданам в ознакомлении с информацией, непосредственно касающейся их прав и свобод. Единственное исключение: ситуации, предусмотренные действующим законодательством.

Рассмотрим, в каких случаях непредоставление информации становится административным проступком или уголовно-наказуемым деянием.

Базовые понятия

Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно нуждается в информации. Сведения могут носить разный характер, но их обязаны предоставлять человеку в установленном законом порядке.

Право на получение необходимой информации закреплено Конституцией:

    часть 2 — обязывает должностных лиц не препятствовать ознакомлению граждан с различными материалами и документами;
  • статья 29 части 4 и 5 — дает гражданам право оперировать полученными данными в рамках правового поля и гарантирует свободу распространения информации массового характера.

Ситуации, когда человек делает официальный запрос на получение тех или иных сведений, а ему необоснованно отказывают в их получении является противоправным действием.

Неправомочный отказ, сопряженный с ложью, оговорками и умолчанием

Здесь подразумевается факт, что должностное лицо отказывает гражданину в выдаче нужной информации под следующими предлогами:

  • молчание;
  • нежелание идти на контакт;
  • предоставлении информации частично;
  • выдача данных заведомо ложного характера;
  • введение в заблуждение со ссылкой на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют.

Обязанности уполномоченных лиц

Государственные структуры, органы местного самоуправления и другие организации, в чьём ведении находятся базы данных, обязаны обеспечить оперативность и достоверность передачи запрашиваемых сведений в полном объёме.

Порядок получения информации определяется владельцами указанных баз данных. При этом пользователи должны бесплатно информироваться о видах, условиях и правилах доступа к интересующим сведениям.

Характеристика злодеяния

Рассмотрим уголовно-правовые особенности таких преступлений.

Специфика правонарушения

Отказ в предоставлении данных носит открытый характер: должностное лицо проявляет открытое нежелание сообщать какие-либо сведения по запросу. При этом форма такого несогласия уже не играет решающей роли: сделан он в устном или письменном виде.

Здесь можно выделить и предоставление заведомо ложных сведений. Правонарушением также будет считаться факт, когда недостоверная информация содержится лишь в части запрошенных материалов.

Особенности состава злодеяния

Если рассматривать такие преступления в правовом поле УК РФ, то состав преступления будет материальным, что выражается в непосредственном причинении вреда. При этом сам вред и его формы законом не конкретизируются. Следовательно, сюда можно отнести имущественный ущерб, например, сотрудник банка промолчал, что остался непогашенный остаток по кредиту, на который стали накручивать проценты.

Другой пример, не получив своевременно актуальных сведений человек пропустил очередь на получение жилплощади или не предпринял мер для лечения опасного заболевания. Кроме этого, сюда можно отнести и нравственный вред, который выражается в отсутствии защиты государством прав и личных интересов граждан.

Однако, здесь можно выделить любопытный нюанс, который собственно и создает почву для преступления: гражданин должен самостоятельно обратиться с запросом и получить отказ в предоставлении интересующих сведений.

3 апреля 2018, 22:33 Янв 23, 2019 12:01 О правонарушениях Ссылка на текущую статью

Внимание!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 8 часов назад

«За отказ в предоставлении информации должностные лица несут ответственность».

Статья 24 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Ответственность за отказ в предоставлении информации предусматривается статьей 5.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К административной ответственности должностное лицо может быть привлечено за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, а также несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

При этом достаточно самого факта отказа в предоставлении информации.

Уголовная же ответственность наступает в случаях: неправомерного отказа в предоставлении собранных должностными лицами (органами, организациями) документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Уголовное наказание предусмотрено в виде штрафа до 200 000 рублей и запрета работы на установленных должностях на срок от 2 до 5 лет.

Уклонением от предоставления сведений могут быть любые формы отказа под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований, в том числе завуалированные, а также и бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Незаконный, неправомерный отказ, причинивший ущерб конституционным правам и свободам граждан может быть обжалован в вышестоящую инстанцию, в прокуратуру или в суд.

Ссылка на основную публикацию